Сегодня — Всемирный День Мозга
Сегодня, 22 июля отмечается Всемирный День мозга (World Brain Day). Праздник был учрежден в 2014 году Всемирной Федерацией по неврологии для того, чтобы напомнить о важности здоровья и опасности заболеваний мозга, а также популяризовать знания о функционировании нашей нервной системы – сообщает портал «Научная Россия»1.
OBOZREVATEL к празднику собрал несколько удивительных фактов о мозге человека2.
Мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов, но они содержатся в его оболочках и сосудах. Поэтому во время головной боли болит не сам мозг, а ткани, которые его окружают.
На сколько процентов человек использует мозг. В среднем мы используем свой мозг на 90% или немногим больше, вопреки популярному мифу о 5-10%. Так, утверждение о том, что люди используют лишь часть мозга, является ложным: каждая часть этого органа имеет свою функцию, а современные исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались.
Как дефицит сна влияет на мозг. При продолжительном недосыпе температура мозга растет и когнитивные способности снижаются. Поэтому, чтобы мыслить трезво и эффективно, следует высыпаться.
60% мозга – жиры. Мозг содержит больше жиров, чем любой другой орган тела. Поэтому для сохранения его здоровья нужна диета, богатая жирами омега-3 и омега-6.
Память мозга практически не ограничена. В отличие от цифровой техники, в человеческом мозге память никогда не «заканчивается». Поэтому невозможно знать слишком много информации.
Влюбленность можно увидеть на фМРТ. На снимках функциональной МРТ мозга можно заметить, что в состоянии влюбленности у человека активны зоны мозга, связанные с удовольствием. В них присутствует дофамин – нейромедиатор, отвечающий за приятные ощущения.
Мозг не устает от умственной работы. При интеллектуальной работе состав крови, которая проходит через головной мозг, не меняется – усталость и апатия в первую очередь связаны с переживаниями и эмоциями2.
Ежегодно Всемирный день мозга посвящается особой теме. Темой 2021 года является “Остановить рассеянный склероз”. С 22 июля до октября 2021 года во всем мире будут реализованы программы повышения осведомленности общественности об этом заболевании, образовательные мероприятия и мероприятия в социальных сетях. Всемирный день мозга 2021 года предоставляет возможность подчеркнуть настоятельную необходимость ранней диагностики и пропагандировать доступ к возможностям здравоохранения, образованию и исследованиям, а также, что наиболее важно, доступ к эффективным методам лечения, которые могут существенно снизить инвалидность лиц с рассеянным склерозом3.
На сайте журнала The Lancet Neurology опубликованы пять ключевых сообщений о рассеянном склерозе, посвященных Всемирному Дню мозга 2021 года3.
1. Инвалидность
Рассеянный склероз представляет собой тяжелое длительное неврологическое заболевание, которое влияет на все аспекты жизни человека, с последствиями, варьирующимися от когнитивных нарушений до значительной физической инвалидности.
2. Распространенность
Во всем мире около 2·8 миллионов человек страдают рассеянным склерозом.
3. Образование
Необходимо проводить образовательные мероприятия с медицинскими работниками, чтобы они вовремя распознавали симптомы рассеянного склероза. Это позволит поставить диагноз на ранней стадии и начать эффективное лечение.
4. Доступ к лечению
Модифицирующие болезнь методы лечения замедляют прогрессирование заболевания, значительно улучшая качество жизни людей, живущих с рассеянным склерозом, однако доступ к этим лекарствам во многих регионах мира отсутствует.
5. Пропаганда
Мы можем помочь остановить рассеянный склероз, диагностируя его на ранней стадии, предоставляя доступ к лечению, изменяющему жизнь, и выступая за улучшение качества жизни людей, живущих с этим заболеванием, и их опекунов.
Призываем и вас, уважаемые коллеги, проявлять настороженность в отношении возможных симптомов рассеянного склероза у ваших пациентов.
Список литературы:
1. Хужина Я. 22 июля — Всемирный день мозга // Научная Россия (22.07.2020)
2.Паскевич А. Всемирный день мозга: 7 невероятных фактов о человеческом разуме // OBOZREVATEL (22.07.2021)
3. Wijeratne T., Grisold W., Baneke P. et al. World Brain Day 2021: a call to stop multiple sclerosis. The Lancet Neurology. Published: June 21, 2021
Правда ли, что мы используем только 10 процентов мозга? Отвечает нейробиолог
Бен Рейн. Фото: ascscience.com
Бен прославился в 2020 году, когда один из его роликов стал вирусным. С тех пор он посвятил свою платформу просвещению людей по темам нейронауки, создавая увлекательные короткие видеоролики для более чем 600 000 подписчиков на TikTok.
На своем канале Рейн разоблачает некоторые широко распространенные мифы о нашем мозге. Некоторые из этих утверждений, например, что размер мозга коррелируется с интеллектом, что алкоголь убивает клетки мозга и что мы способны к многозадачности, не совсем точны. Он развенчивает три самых популярных ошибочных утверждения о мозге.
Миф № 1: Мы используем только 10% нашего мозга
Вероятное происхождение этого мифа можно отнести к концу 1800-х годов, когда психологи Уильям Джеймс и Борис Сидис предположили, что среднестатистический человек использует только часть своих умственных способностей. Более чем через столетие этот миф все еще популярен. К примеру, в таких фильмах, как «Области тьмы», «Люси» и «Телекинез», главный герой раскрывает весь свой потенциал и пробуждает свои «сверхспособности».
На самом деле мы постоянно используем 100 процентов нашего мозга.
Доктор Рейн говорит, что мозг использует большую часть энергии нашего тела», поэтому 10 процентов хватит только на основные телесные функции, такие как дыхание. Если бы мы использовали только 10 процентов, то мы бы были, по сути, зомби.
Миф № 2: Существуют люди, у которых лучше развита правое или левое полушарие мозга
Возможно, вы слышали утверждение о том, что люди преимущественно используют одну сторону мозга больше, чем другую, и то, какая сторона используется, часто определяет черты характера. Проще говоря, «правополушарные» люди, как правило, более творческие, а «левополушарные» имеют более аналитический склад ума. Однако мозг работает не так.
Вопреки распространенному мнению, черты вашего характера никак не связаны с тем, каким полушарием мозга вы чаще пользуетесь.
Напротив, сканирование мозга показывает очаги активности либо слева, либо справа, в зависимости от того, что делает человек. Например, если правша пишет, при сканировании загорается область в левой части мозга, так как именно эта часть управляет правой рукой. А когда человек говорит, активизируется часть левой стороны мозга, ведь именно там находится языковой центр человека.
Миф №3: Прослушивание классической музыки сделает ваших детей умнее
На основании исследования, проведенного в 1993 году, группа ученых изучила эффект от прослушивания Моцарта и обнаружила, что у участников улучшилось пространственное мышление, но только на время. Результат оброс слухами, а они породили миф, известный как «Эффект Моцарта».
Хотя Моцарт, возможно, и не сделает ваших детей умнее, прослушивание музыки может иметь другие положительные эффекты для недоношенных детей, поможет им участить сердцебиение и улучшить оральное кормление.
Мозг недоношенного ребенка еще недоразвит и связи между различными областями слабы. Но в одном исследовании, когда недоношенные дети слушали инструментальную музыку каждый день в течение пяти дней, функциональное сканирование мозга показало, что в мозге этих детей образовалось больше связей по сравнению с недоношенными детьми, которые не слушали музыку.
В частности, мозговая сеть, реагирующая на стимулы окружающей среды, была лучше связана с другими сетями, такими как сенсорно-моторная и слуховая. По сути, это помогло их мозгу быстрее догнать по уровню развития мозг доношенных детей, и они смогли быстрее начать понимать окружающий мир.
Читайте также:
33
5
1
1
1
org/Person»> Nashaniva.comХочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально? Пиши в наш Телеграм
Сколько нашего мозга мы используем?
Какую часть нашего мозга мы используем? Мы используем гораздо больше, чем 10 процентов! На самом деле большая часть вашего мозга активна большую часть времени, даже когда вы спите.
Многие американцы думают, что каждый из нас использует только 10 процентов своего мозга в течение жизни.
Идея состоит в том, что мы могли бы сделать гораздо больше, если бы только знали, как задействовать больше возможностей нашего мозга. Но 10-процентная оценка далеко.
ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ: Что такое кратковременная потеря памяти?
Итак, какую часть нашего мозга мы используем?
Скорее всего, все. «Доказательства показали бы, что в течение дня вы используете 100 процентов мозга», — сказал Scientific American Джон Хенли, невролог из клиники Майо в Рочестере, штат Миннесота.
С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, распространенной методики, исследователи продемонстрировали, что большие участки нашего мозга задействованы даже в выполнении простых задач. На самом деле все неповрежденные области в той или иной степени активны постоянно, даже когда вы спите. Вся эта деятельность поглощает около 20 процентов энергии вашего тела.
На протяжении десятилетий исследователи сопоставляли области мозга с различными функциями. У нас есть нейроны для обработки того, что мы видим, другие нейроны для обработки того, что мы слышим, еще одна секция для обоняния и так далее. Ненужных участков не обнаружено. Даже незначительное повреждение небольших участков может иметь серьезные последствия — не то, чего можно было бы ожидать, если бы 90 процентов мозга не использовались.
Вскрытие мозга показало бы признаки дегенерации в неиспользуемых областях, точно так же, как мы видим дегенерацию в мышцах, которые мы не используем. Но в мозгах нет признаков этого.
Наконец, почему люди эволюционировали, чтобы носить с собой такие большие мозги, которые делают роды болезненными и потребляют так много энергии, если мы не использовали их?
Откуда взялся миф о том, что мы используем только 10 процентов мозга?
Возможно, вы помните, как в детстве играли в игру под названием «Эффект телефона». Один человек шептал фразу кому-то на ухо, а тот затем шептал ее следующему человеку. К концу цепочки сообщение будет забавно другим.
Именно это и привело к возникновению мифа о 10 процентах.
Первый психолог Уильям Джеймс писал в 1907 году, что «мы используем лишь небольшую часть наших возможных умственных и физических ресурсов». Но Джеймс не указал процент.
Цифра 10 процентов фигурировала в рекламе книг по самопомощи в 1920-х годах.
В 1936 году автор чрезвычайно популярной книги Дейла Карнеги 1936 года «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» неверно заявил, что «профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только десять процентов своих скрытых умственных способностей.
»Затем этот миф десятилетиями развивался в книгах и фильмах.
Что на самом деле? Мы повторяем мысль о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, потому что это заставляет нас чувствовать себя умнее и способнее на большее. Но мысль о том, что вы могли бы добиться большего в своей жизни, не зависит от неактивного мозга. Может быть, ваш мозг занят глупыми действиями.
Примите сообщение Джеймса близко к сердцу. Вы можете сделать больше, если освоите новые навыки и будете правильно использовать свое время.
ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ: Игры для мозга
Обновлено:  
28 марта 2019 г.
Отзыв:  
Джанет О’Делл, RN
Здоровый мозг: используй или потеряй!
Рисунок 1. Дорожно-транспортное происшествие, закрывающеена Главной улице в городе без
больше переулков и, следовательно, на
больше возможностей объехать аварию
. Проводящие пути в мозге
работают по тому же принципу:
Мозг с большим количеством путей
между клетками предлагает больше
возможностей для клеток
общаться друг с другом.
При небольшом повреждении
одного пути у мозга есть
альтернативных вариантов
продолжить отправку сигналов
мозга по другому пути.
Если вы хотите иметь сильные мышцы, вам необходимо много заниматься физическими упражнениями, например, регулярными физическими упражнениями, силовыми тренировками или поднятием тяжестей. «Используй или потеряешь» — это фраза, которая относится к наращиванию и поддержанию сильных мышц.
А как же твой мозг? Мозг — это не мышца, он не состоит из мышечных волокон. Вместо этого он состоит из множества более мелких клеток мозга, называемых нейронами. Эти нейроны посылают сигналы друг другу и общаются друг с другом с помощью химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Несмотря на то, что клетки мозга не являются мышечными волокнами, клетки мозга также действуют по тому же общему принципу: Используй или потеряешь Это . Если клетка мозга не используется или не сообщается с соседней клеткой, эта клетка мозга теряет свою функцию.
Когнитивный резерв
Гипотеза «когнитивного резерва» предполагает, что очень здоровый мозг с «большими возможностями» — мозг с высоким когнитивным резервом — это тот, в котором много здоровых клеток мозга, а у этих клеток много связей друг с другом. В мозге с низким когнитивным резервом не так много связей между клетками мозга и, вероятно, меньше здоровых клеток (Harrison et al., 2015). Итак, зачем нам нужен высокий когнитивный резерв?
Проведем аналогию с выполнением поручения (рис. 1). Вам нужно доставить машину из точки А (в северной части города) в точку Б (в южной части города). Как правило, когда вы выполняете это поручение, вы используете главную улицу, потому что это распространенный и легко доступный маршрут. А теперь представьте, что главная улица закрыта из-за дорожно-транспортного происшествия. Если вы находитесь в городе без очень хорошо связанной дорожной системы, вам, возможно, придется просто сидеть на главной улице, пока авария не будет устранена, потому что у вас нет других вариантов. Теперь представьте, что вы живете в городе с множеством дорог, и все эти дороги соединены в сетку. В этом более связанном городе вам не нужно будет стоять в пробке. Вы все еще можете добраться до точки B, потому что вы можете выбрать альтернативный маршрут — у вас есть несколько вариантов путешествия.
Мозг работает аналогичным образом. Если он пытается послать сигнал из одной области в другую и по какой-то причине возникает проблема с отправкой этого сообщения обычным способом, мозг с хорошими связями (с высоким когнитивным резервом) будет иметь множество других путей (что ученые вызывать нервные пути), доступные для приема, и сигнал все еще может достичь своего назначения. Мозг с хорошими связями обладает большей «устойчивостью» к повреждениям — он может справиться с большим количеством повреждений, чем мозг с меньшим количеством альтернативных маршрутов вокруг поврежденных участков (Stern, 2012).
Наращивание когнитивного резерва с помощью деятельности мозга
Чтобы построить связи между клетками мозга и увеличить связи между существующими клетками мозга, вам нужно использовать клетки для установления связи , а затем продолжать использовать клетки , чтобы поддерживать эту связь .
Регулярное использование «мозговой стимуляции» на самом деле способствует укреплению здоровья мозга: люди, занимающиеся более интеллектуально стимулирующей работой или досугом, постоянно создают новые мозговые связи и используют существующие мозговые связи в своей повседневной жизни (Andel, Vigen, Mack, Clark , & Gatz, 2006; Fritsch et al., 2001; Stern, Albert, Tang, & Tsai, 1999). Даже если вы не живете и не работаете в интеллектуально стимулирующей среде, вы все равно можете создать свой собственный когнитивный резерв, бросив вызов своему мозгу:
- Изучая новую информацию и обрабатывая ее на более глубоком уровне.
- Посмотрите документальный фильм и обсудите его с другом.
- Читайте книги или статьи в новом жанре — если вам нравятся детективы, попробуйте научно-популярную литературу. Если вы обычно читаете журналы, попробуйте прочитать короткий рассказ. Даже если это не ваш первый выбор, помните, что вы пробуете что-то новое, потому что бросаете вызов своему мозгу.
- Посещайте лекции или выступайте с приглашенными докладчиками в вашем регионе по темам, которые вас интересуют — в вашей библиотеке или дополнительном офисе должен быть календарь или список бесплатных занятий.
- Попробовать существующие действия по-новому.
- Чистите зубы противоположной рукой — это заставляет ваш мозг работать усерднее, чем вы думаете!
- Попробуйте изучить, а затем опробовать новую технику приготовления пищи. Вы слышали о приготовлении су-вид? Если нет, поищите! Вы пробовали готовить со специями другой культуры? Процесс обучения и процесс проб могут быть хорошим испытанием для вашего мозга, а награда может быть вкусной.
- Стимулируйте свои чувства с помощью новых условий — смотрите, слушайте и обоняйте новые для вас вещи
- Если вы обычно ходите в кино, почему бы не посмотреть пьесу или оперу?
- Прослушайте новую радиостанцию — даже если музыка на новой станции обычно не та, которую вы предпочитаете, вы можете подумать о различиях, которые вы слышите в музыкальных стилях, и вы даже можете обсудить с кем-то, почему определенные стили больше или менее привлекательна для вас. Может быть, вы откроете для себя новую область музыки, которая вам нравится
- Прогуляйтесь по новому маршруту – посмотрите новый район в вашем районе. Вместо того, чтобы ходить по своему кварталу, почему бы не подъехать к новому месту и не начать прогулку оттуда? Не забудьте сообщить людям, куда вы направляетесь, и взять с собой карту!
- Попробуйте новый сложный навык
- Выучите новый язык — или даже простые приветствия на нескольких языках — Интернет поможет вам начать работу. Например, «Спасибо»:
- На японском языке это пишется как ありがとう и произносится как «аригато» (ар-их-га-то). Тренируйтесь писать и говорить.
- Спасибо по-исландски «Takk»
- На иврите «спасибо» будет «Тода» (тох-да),
- Найдите друга, который научит вас новой карточной игре,
- Попробуйте новый инструмент — видеоролики в Интернете могут стать отличным способом научиться из дома, если вы не хотите посещать урок,
Действительно, все, что вы считаете интеллектуально сложным, скорее всего, вызывает рост новых нейронных связей или создание более эффективных существующих связей. Используя свой мозг по-новому, вы наращиваете свой когнитивный резерв.
Позаботьтесь о своем мозге, заботясь о своем сердце и кровеносных сосудах
Здоровье мозга достигается не только за счет участия в новых или интеллектуально стимулирующих занятиях. Вы также должны практиковать здоровое поведение, которое помогает доставлять кислород к мозгу. Кислород доставляется в мозг по кровеносным сосудам, и вы можете поддерживать эти кровеносные сосуды в рабочем состоянии с помощью здорового питания, поддерживая кровяное давление и придерживаясь любых других полезных для сердца практик, рекомендованных вашим врачом. Упражнения также помогают мозгу, увеличивая приток крови и кислорода (Henderson, 2014). В общем, что хорошо для вашего сердца, хорошо и для вашего мозга.
Более высокий когнитивный резерв защищает от болезни Альцгеймера и других деменций
Наращивание когнитивного резерва может окупиться в пожилом возрасте за счет замедления ухудшения памяти и снижения риска болезни Альцгеймера и деменции (Wilson et al. , 2003; Уолли, Дири, Эпплтон и Старр, 2004 г.). Ученые считают, что это достигается за счет того, что у мозга появляется больше возможностей для передачи мозговых сигналов туда, куда им нужно, даже если повреждение началось с самых ранних стадий заболевания (Akbaraly et al., 2009).; Скармис и Стерн, 2003 г.; Уилсон и др., 2002).
Вернемся к примеру с пробкой. Если очень ранняя болезнь Альцгеймера вызывает повреждение определенных маршрутов или нервных путей в мозге, и если этот мозг уже имел низкий когнитивный резерв, то есть изначально не было большого количества здоровых связей, симптомы потери памяти и проблемы с повседневными задачами будут заметны намного раньше, потому что у мозга нет альтернативных вариантов для передачи этих сигналов по поврежденным областям. В мозге с высоким когнитивным резервом — у человека уже был очень хорошо связанный мозг — мозг может быть в состоянии работать вокруг части с ранним повреждением Альцгеймера, и симптомы могут оставаться в страхе в течение более длительного времени.
Краткий обзор
Упражнения для ваших мышц делают мышцы крепкими, а сложные для клеток мозга — укрепляют мозг. Укрепите когнитивный резерв своего мозга — создайте мозг с хорошими связями и большими возможностями — за счет здорового образа жизни (диеты и физических упражнений) и включения умственно сложных занятий в свою повседневную жизнь. Чем больше у вашего мозга вариантов отправки сигналов, тем лучше он справляется с областями повреждения. Мозг с хорошими связями может лучше отсрочить или предотвратить такие болезни, как болезнь Альцгеймера. Скорее всего, эти умственно сложные занятия также сделают вашу жизнь веселой и интересной.
Ссылки
- Акбарали, Т. Н., Портет, Ф., Фустинони, С., Дартиг, Дж. Ф., Артеро, С., Руо, О., и Берр, К. (2009). Активный отдых и риск слабоумия у пожилых людей: результаты исследования трех городов. Неврология, 73, 854-861.
- Андел, Р., Виген, К., Мак, В.Дж., Кларк, Л.Дж., Гац, М. (2006). Влияние образования и профессиональной сложности на скорость снижения когнитивных функций у пациентов с болезнью Альцгеймера. Журнал Международного нейропсихологического общества, 12, 147-152.
- Фрич, Т., МакКлендон, М.Дж., Смит, К.А., Лернер, А.Дж., Чен, Ч.Х., Пето, Г.Дж., и Фридланд, Р.П. (2001). Влияние уровня образования на клиническое выражение болезни Альцгеймера: результаты исследовательского реестра. Американский журнал болезни Альцгеймера и других деменций, 16, 369-376.
- Харрисон С.Л., Саджад А., Брамер В.М., Икрам М.А., Тимейр Х. и Стефан Б.К. (2015). Изучение стратегий операционализации когнитивного резерва: систематический обзор обзоров. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии, 37 (3), 253-264.
- Хендерсон, В.В., (2014). Три стратегии среднего возраста для предотвращения когнитивных нарушений из-за болезни Альцгеймера. Климактерический период: Журнал Международного общества менопаузы, 17 Suppl 2, 38-46.
- Скармиас, Н. и Стерн, Ю. (2003). Когнитивный резерв и образ жизни. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии, 25, 625-633.
- Стерн Ю., Альберт С., Танг М. и Цай В. (1999). Скорость снижения памяти при БА связана с образованием и родом занятий: Когнитивный резерв? Неврология, 53, 1942-1947.
- Стерн, Ю. (2012). Когнитивный резерв при старении и болезни Альцгеймера. Ланцетная неврология, 11 (11), 1006–1012.
- Уолли, Л.Дж., Дири, И.Дж., Эпплтон, К.Л., и Старр, Дж.М. (2004). Когнитивный резерв и нейробиология когнитивного старения. Обзоры исследований старения, 3 (4), 369.-382.
- Уилсон, Р.С., де Леон, К.Ф.М., Барнс, Л.Л., Шнайдер, Дж.А., Бьениас, Дж.Л., Эванс, Д.А., и Беннетт, Д.А. (2002). Участие в когнитивно-стимулирующих мероприятиях и риск развития болезни Альцгеймера. ДЖАМА, 287, 742– 748.
Авторы
Элизабет Б. Фаут и Мария С. Нортон
Связанные исследования
Здоровый мозг: используй или потеряешь!
Если вам нужны сильные мышцы, вам необходимо много заниматься физическими упражнениями, например, регулярными физическими упражнениями, силовыми тренировками или поднятием тяжестей. «Используй или потеряешь» — это фраза, которая относится к построению и поддержанию сильных мышц.
Нормальны ли мои изменения памяти?
По мере старения человеческого тела стареет и мозг, даже при нормальном здоровом старении. Некоторые пожилые люди могут начать замечать, что теперь им требуется немного больше времени для изучения новых вещей, или они стали немного забывчивыми. Они могут потерять такие вещи, как ключи или стекло
Риск деменции: природа или воспитание?
Уже давно ведутся споры о том, являются ли большинство факторов, которые делают нас такими, какие мы есть, результатом генетики или влияния окружающей среды — так называемые дебаты «природа против воспитания». Ученые, кажется, согласны с тем, что оба генетических влияния (то, с чем мы рождаемся) AN
Поздняя депрессия
Периодические периоды грусти или уныния, которые затем проходят сами по себе, являются нормальной частью жизни и не считаются депрессией. Когда симптомы становятся более распространенными или более интенсивными, их не следует игнорировать. Врач, психиатр
Выбор образа жизни для снижения риска депрессии в пожилом возрасте
Жизнь полна испытаний, и у большинства из нас время от времени случаются периоды грусти. Однако длительная грусть в сочетании с другими симптомами, такими как трудности с концентрацией внимания, чувство вины, потеря интереса к вещам, которые раньше приносили удовольствие,
Повышение качества жизни людей с деменцией
Когда у близких развивается болезнь Альцгеймера или другой вид деменции, супруги и другие члены семьи часто помогают с повседневными потребностями, такими как вождение автомобиля, покупки и, в конечном итоге, даже уход за собой (кормление, купание и одевание).