Внимание произвольное и непроизвольное: Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

Основные виды внимания

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 8924
  • Предыдущая статья Основные свойства внимания
  • Следующая статья Физиологические основы внимания
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются не­произвольное и так называемое произвольное внимание.

Непроизвольное вни­мание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддер­живается независимо от сознательного намерения человека.

Свойства действу­ющих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вни­манием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса. 

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Самый термин оди­озен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные.

Так называемое «произвольное внимание» — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в ко­тором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.

Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда

опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произволь­ное — как активное (Джемс). Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направля­ем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное вни­мание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно вклю­чает и элементы пассивности.

И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым суще­ственным в «произвольном» внимании.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, от­рывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не под­лежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Не­произвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтере­сованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в со­ответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы снача­ла произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехо­да непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реаль­ного протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.

Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по само­му существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и при­влечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую пред­ставляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удер­жать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих началь­ных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — есте­ственно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.

При всем — очень существенном — различии непроизвольного и произволь­ного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалис­тическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их един­ство и взаимопереход. Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

В психологической литературе Титченер отметил уже переход произволь­ного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизволь­ным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей ста­дии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию.

Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, — это вторичное внимание. Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращени­ем к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором време­ни проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены, конку­ренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, раз­мышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается».

Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она пред­ставляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддер­жания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Имен­но это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2005. -713 с. — С. 423-425.

  • Предыдущая статья Основные свойства внимания
  • Следующая статья Физиологические основы внимания

5. Виды внимания.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся.

Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник — на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным. Возьмем студента, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Студенту приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Студент все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия: эффект сложности восприятия

. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.

дои: 10.1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.

Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 18609402
  • DOI: 10.1080/17470210801954892

Уильям Принцметал и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2009 г. Февраль

. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.

дои: 10.1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.

Авторы

Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
  • PMID: 18609402
  • DOI: 10.1080/17470210801954892

Абстрактный

Мы предполагаем, что произвольное и непроизвольное внимание влияет на разные механизмы и имеет разные последствия для производительности, измеряемой временем реакции. Произвольное внимание усиливает перцептивное представление, тогда как непроизвольное внимание влияет на тенденцию реагировать на стимулы в том или ином месте. В парадигме пространственных сигналов мы манипулировали сложностью восприятия и сравнивали произвольное и непроизвольное внимание. Для состояния произвольного внимания пространственный сигнал предсказывал местоположение цели, тогда как в состоянии непроизвольного внимания это было не так. Увеличение сложности восприятия увеличивало эффект внимания при произвольном внимании, но уменьшало его при непроизвольном внимании. Таким образом, произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия при манипулировании трудностью восприятия и, следовательно, вероятно, вызваны разными механизмами.

Похожие статьи

  • Внимание: время реакции и точность показывают разные механизмы.

    Принцметал В. , МакКул К., Парк С. Принцметал В. и др. J Exp Psychol Gen. 2005 Feb; 134 (1): 73-92. дои: 10.1037/0096-3445.134.1.73. J Exp Psychol Gen. 2005. PMID: 15702964

  • Произвольное и непроизвольное внимание по-разному влияет на различение лиц.

    Эстерман М., Принцметал В., ДеГутис Дж., Ландау А., Хазелтин Э., Верстинен Т., Робертсон Л. Эстерман М. и соавт. Нейропсихология. 2008 7 марта; 46 (4): 1032-40. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2007.11.014. Epub 2007 23 ноября. Нейропсихология. 2008. PMID: 18166203 Бесплатная статья ЧВК.

  • Свободная от смещения точность двойного суждения во время пространственного внимания: повышение производительности за счет произвольного и непроизвольного внимания.

    Pack W, Klein SA, Carney T. Пак В. и др. Видение Рез. 2014 Декабрь; 105: 204-12. doi: 10.1016/j.visres.2014.08.004. Epub 2014 23 августа. Видение Рез. 2014. PMID: 25159288

  • Объектное внимание: обзор учебника.

    Чен З. Чен З. Atten Percept Psychophys. 2012 июль; 74 (5): 784-802. doi: 10.3758/s13414-012-0322-z. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22673856 Обзор.

  • Успехи и неудачи в создании эффектов подсказок на основе объектов внимания.

    Реппа И., Шмидт В.К., Лук-порей Е.С. Реппа I и др. Atten Percept Psychophys. 2012 Январь; 74 (1): 43-69. doi: 10.3758/s13414-011-0211-x. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22052445 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Возможные связанные с событиями потенциальные корреляты произвольного и рефлексивного внимания у музыкальной лягушки Emei.

    Ню В., Шен Д., Сун Р., Фан И., Ян Дж., Чжан Б., Фан Г. Ниу В. и др. Биология (Базель). 2022 8 июня; 11 (6): 879. doi: 10.3390/biology11060879. Биология (Базель). 2022. PMID: 35741400 Бесплатная статья ЧВК.

  • Не смотри сейчас! Слепота, вызванная эмоциями: взаимодействие между эмоциями и вниманием.

    Гудхью, Южная Каролина, Эдвардс М. Гудхью С.К. и др. Atten Percept Psychophys. 2022 ноябрь;84(8):2741-2761. doi: 10.3758/s13414-022-02525-z. Epub 2022 14 июня. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 35701659 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Дифференциальное влияние тайны в природе на внимание: окулометрическое исследование.

    Маруа А., Шарбонно Б., Солоси А.М., Уотсон Дж.М. Маруа А. и др. Фронт Псих. 2021 9 декабря; 12:759616. doi: 10.3389/fpsyg.2021.759616. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34955980 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как угроза модулирует мотивационное воздействие вознаграждения на внимание?

    Ким А.Дж., Андерсон Б.А. Ким А.Дж. и др. Опыт психолог. 2021 май; 68(3):165-172. дои: 10.1027/1618-3169/a000521. Опыт психолог. 2021. PMID: 34711076 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние природного опыта на лобно-теменные корреляты нейрокогнитивных процессов, участвующих в направленном внимании: исследование ERP.

    Сахни П., Кумар Дж. Сахни П. и др. Энн Нейроски. 2020 июль; 27 (3-4): 136-147. дои: 10.1177/09727531219

  • . Epub 2021 12 апр. Энн Нейроски. 2020. PMID: 34556952 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

добровольного и непроизвольного внимания — Parentpal | Блог

В прошлом году на семинаре для педагогов несколько воспитателей дошкольных учреждений сказали мне, что им не нужны iPad в их классах. Однако были представлены iPad, потому что некоторые родители твердо считали, что дети должны начинать рано, чтобы быть технически компетентными в школе. Каков наилучший путь к технологической компетентности для вашего ребенка?

СПРОСИТЕ 5-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

В следующий раз, когда вы озадачитесь Windows, подумайте об этом: прошлой осенью Аян Куреши из Ковентри, Англия, сдал общеотраслевой экзамен Microsoft Certified Professional. Аяну пять лет. По его словам, испытание было «трудным, но приятным».

Путь Аяна начался в возрасте трех лет. Ему нравилось сидеть рядом со своим отцом, ИТ-консультантом, и смотреть. Со временем отец объяснил ему основы и отдал старые компьютеры на разборку. Аян игрался с жесткими дисками и материнскими платами.

В то время как другие дети были увлечены приложениями для iPad и телевидением, Аян устанавливал и настраивал операционные системы, возился с маршрутизаторами и коммутаторами и читал книги Microsoft. «Я знал, что если я познакомлю его с играми, он на это не пойдет», — проницательно заметил его папа. Сегодня Аян проводит два часа в день в своей самодельной компьютерной лаборатории. Кажется, он сохранил свое детское удивление. Ему нравятся компасы, телескопы, и он сказал репортеру: «Свет цвета радуги, отраженный через призму, удивителен».

ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ

Аян исключительный. Но вот что мне особенно нравится в его истории.

1.     Отец Аяна приветствовал присутствие сына рядом с ним. Несомненно, у него, как и у всех, были сроки, которые нужно было уложиться, требования клиентов и большой объем работы. Тем не менее, он нашел время и отправил своему сыну манящую вибрацию «счастлив ты здесь со мной».

2.     Папа Аяна обратил внимание на сына . Он признал умение Аяна обращаться с компьютерами, терпеливо обучал его и выбирал практические учебные материалы.

3.     Аяна поощряли, а не подталкивали, с духом исследований и открытий, а не со стрессом и соперничеством.

4.     Аян был активным учеником. Требуется больше усилий, чтобы разобраться в компонентах компьютера и сосредоточиться на книге Microsoft, чем учиться на видео и играх. Аян тренировал и укреплял свое произвольное внимание.

5.     Родители Аяна имели смелость отстаивать свои убеждения . Они действовали, зная, что Аян слишком молод, чтобы предпочесть добровольное внимание непроизвольному. Взрослому достаточно сложно дотянуться до текста Microsoft вместо видеоигры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *