Примеры эмоций человека: Сколько различных типов эмоций может испытывать человек?

Примеры слов для описания эмоций людей

В этой статье приведены примеры слов, описывающих у людей:

  • эмоции,
  • выражение лица,
  • черты характера,
  • психологическое состояние.

Приведены примеры популярных и часто употребительных слов, которые используют в повседневной речи. Общее же число слов, включая синонимы, нецензурные, профессиональные (медицинские термины), достигает нескольких сотен. Слова помогут для описания чувств, внутренних переживаний, составления резюме. Некоторые слова из списка можно встретить в качестве статусов и «смайликов» в приложениях, соцсетях, мессенджерах.

Существительные: аплодисменты, аллергия, бабочки (в животе), безрассудство, беспокойство, бешенство, бодрость, боязнь, буйство, величие, веселье, вера, вдох, влечение, внимание, возбуждённость, волнение, воля, воодушевление, восторг, восхищение, выдох, высокомерие, гармония, гнев, гордость, гордыня, грубость, грусть, давление (у человека), дерзость, дрожь, дыхание, жалость, желание, забава, забота, зависть, замкнутость, застенчивость, злость, злюка, икота, инициативность, интерес, искра (в глазах), кайф, кивок (головой), любовь, макияж, медитация, моргание, мурашки, надежда, наслаждение, настроение, негодование, ненависть, нервозность, нервы, нерешительность, овация, огонь (в глазах), одиночество, одобрение, ожидание, озабоченность, озадаченность, ответственность, оскомина, отвращение, ощущение, пафос, переживание, печаль, плач, покой, подавленность, подмигивание, пофигизм, потливость, поцелуй, позор, пренебрежение, пульс (у человека), равнодушие, радость, радушие, раздумье, расслабленность, рассудительность, релакс, рефлекс, решительность, решимость, робость, рукопожатие, самообман, скромность, скука, слёзы, смелость, смех, смиренность, смущение, сожаление, сомнение, созерцание, спокойствие, страсть, страх, стыд, счастье, тараканы (в голове), тоска, тревога, трусость, тугодум, уважение, удивление, удовольствие, ужас, умиление, улыбка, унижение, усталость, ухмылка, чувство, шок, щедрость, экстаз, эмоция, ярость.

Глаголы: аплодировать, багроветь (от злости), беситься, беспокоиться, божиться, бояться, буянить, бычить, веселиться, верить, врать, враждовать, волноваться, воображать, воодушевляться, ворковать, гордиться, гневаться, дружить, драться, жаться (от страха), жалеть, заботиться, злиться, злорадствовать, интриговать, кайфовать, кусать (губы), любить, льстить, мечтать, морщиться, мяться, надеяться, напрягаться, негодовать, недоумевать, нервничать, обезумить, обманывать, обольщать, обременять, озадачиваться, опомниться, оправдываться, опешить, осмеивать, осмелиться, оскалить (зубы), офигевать, падать (духом), переживать, печалиться, пищать, плакать, подмигивать, пыхтеть, пялиться, радоваться, релаксировать, ржать, робеть, скалить (зубы), скандалить, скучать, смеяться, соболезновать, сомневаться, сопеть, стесняться, сторониться, стонать, скулить, теребить, тосковать, трусить, тужить, тупить, удивляться, удовлетворяться, ужасаться, улыбаться, умиляться, умничать, умолять, унывать, успокаиваться, утешаться, утомляться, фантазировать, фыркать, хаять, хвастать, хмурить, чесаться, чудить, щуриться (от солнца), юлить.

Прилагательные: аккуратный, активный, аморальный, бешеный, безудержный, безупречный, благородный, бледный, бледнолицый, бодрый, болезненный, болванистый, верный, весёлый, великолепный, восхитительный, всезнающий, высокий, выспавшийся, галантный, глупый, гневный, говорливый, гордый, голодный, горячий, грязный, дерзкий, доброжелательный, добрый, достойный, дурацкий, дурной, жалкий, женственный, жестокий, забавный, забывчивый, загадочный, загорелый, заикаться, замкнутый, застенчивый, здоровый, злой, злорадный, злющий, инициативный, интересный, интригующий, инфантильный, изнеможённый, красивый, крутой, круглолицый, костлявый, кривой, кроткий, лживый, лысый, милый, мрачный, мстительный, мужественный, мускулистый, мучительный, негативный, низкий, низкорослый, обманутый, обольстительный, озабоченный, остроумный, обескураженный, ответственный, очарованный, позитивный, подставленный, послушный, порядочный, потный, почтенный, привлекательный, прекрасный, прямой (говорит как есть), пунктуальный, радостный, разомлевший (от солнца), расчётливый, робкий, румяный, рыжий, рябой, сексуальный, сексапильный, сгорбленный, сильный, скупой, сконфуженный, скромный, славный, смелый, смешной, смурый, сомневающийся, стеснительный, страстный, страшный, счастливый, талантливый, творческий, толстый, толстокожий, топорный, тощий, требовательный, трогательный, трясущийся, тупой, тщеславный, ужасный, улыбчивый, умный, уставший, утомительный, хамский, хвалебный, храбрый, хмурый, холодный, худой, худющий, честный, чистый, чистоплотный, чокнутый, щедрый, элегантный, ярый (поклонник).

Смотрите слова девушке и слова парню.

Эмоции человека

28.09.2011

Душевная жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга разнообразных переживаний, таких как удивление, тревога, радость, стыд и др. Их называют эмоциями.

Эмоции человека — это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности — вредности, важности — неважности. Следует особо подчеркнуть, что эмоциональная ориентировка, в отличие от рациональной, является гораздо более кратковременной (чаще всего мгновенной), непроизвольной, плохо осознаваемой, не требует специального обучения (то есть врожденная), возможна в условиях дефицита информации. Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия.

При этом он может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного внутреннего доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.


В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента:

  • предмет,
  • эмоциональное переживание,
  • потребность (мотив).

Предмет эмоции представляет любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т.п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.

Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т.д.).

Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество связанных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуации сразу же перестают быть значимыми, как только пищевая потребность будет удовлетворена.

Таким образом, эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.

Функции эмоций

Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Именно поэтому они возникают и существуют у человека как необходимая сторона его душевной жизни. Эмоции выполняют следующие функции: оценочную, сигнальную, побудительную и коммуникативную, а также функцию воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.

Первая и наиболее важная функция эмоций состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т.д. Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, позволяющего быстро и надежно ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций, в людях и самом себе, в предметах и явлениях. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные. Поэтому мы склонны доверять и подчиняться им. Например, всякий курильщик знает о вреде никотина, но продолжает курить. Это знание выступает для него как некая не касающаяся его абстракция. Для изменения отношения человека к курению необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.

Эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса и т.д.), которые называются потребностными. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.

Эмоции человека обладают также побудительными функциями, то есть выступают как довольно мощные источники активности. Причем побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Для примера можно сравнить в этом отношении сильную и слабую боль, страх, стыд и любые другие эмоции. Направление активности определяется знаком эмоции. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, на сближение, на продление контакта и т.п.). Отрицательные эмоции обладают противоположными побудительными свойствами.

Эмоции оказывают очень сильное воздействие на физиологические функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться в десятки и сотни раз в самом разном направлении: усиливаться, ослабляться вплоть до полного затухания (смерти), улучшаться, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т.д. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).

Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться) в десятки и сотни раз. Так, под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, сосредоточивать внимание, снижать сознательный контроль над своими действиями. Благодаря эмоциональным механизмам работают творческое мышление и воображение. Эмоционально окрашенные события запоминаются значительно лучше, чем нейтральные. Эти функциональные особенности эмоций имеют важное практическое значение.

Эмоции человека являются внутренними психическими процессами. Однако они довольно хорошо выражаются вовне: в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонации (и других особенностях речи). Это позволяет понимать эмоциональные состояния других людей и более эффективно общаться с ними, что также является одной из функций эмоций.

Свойства эмоциональных переживаний

Эмоциональная жизнь человека отличается необычайным многообразием и неповторимостью сменяющих друг друга переживаний. Однако при всем многообразии любые эмоции характеризуются такими общими свойствами, как качественная окраска, знак, интенсивность и продолжительность.

Окраска эмоций — эта та качественная характеристика, которая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером лежащей в основе эмоции потребности. Каждая потребность сопровождается собственной, только ей присущей эмоциональной окраской. Например, пищевая потребность порождает один тип эмоциональной окраски, познавательная — другой, половая — третий. Соответственно и самих эмоций, в зависимости от окраски, столько же, сколько и потребностей. Эмоциональную окраску невозможно передать словами — ее надо пережить.

Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. Он является субъективным показателем полезности — вредности соответствующей эмоциогенной ситуации. В зависимости от знака различают положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные) эмоции. Положительные эмоции свидетельствуют о полезности для человека ситуации или события. Они возникают при удовлетворении потребностей или в ситуациях, способствующих этому. Положительные эмоции сами по себе весьма благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию. Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей или в ситуациях, препятствующих этому. Отрицательные эмоции и сами по себе неблаготворны для человека. Они побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций. Двойственные эмоции совмещают в себе в определенном соотношении положительные и отрицательные переживания. Они свидетельствуют о сложности и противоречивости отношений человека с окружающим миром.

Интенсивность эмоций человека — это их количественная характеристика. Она определяется двумя факторами: степенью неудовлетворенности соответствующей потребности и степенью неожиданности (непредвиденности) обстоятельств, влияющих на ее удовлетворение. Закономерность здесь такова: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие ее удовлетворению, тем сильнее в этой ситуации эмоциональное переживание. Именно через эти факторы можно целенаправленно управлять эмоциональными реакциями человека, то есть содействовать их усилению или ослаблению. В зависимости от интенсивности можно выделить огромное разнообразие эмоций, начиная от едва заметного и плохо осознаваемого эмоционального тона ощущений и заканчивая сильнейшими, кратковременными, бурно протекающими, неконтролируемыми и неуправляемыми аффектами.

Длительность является временной характеристикой эмоций человека. Она зависит от продолжительности контакта (реального или мысленного) человека с эмоциогенной ситуацией и от времени, на протяжении которого соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворения. Через эти факторы можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, то есть содействовать их удлинению или укорочению. В зависимости от времени протекания существует бесконечное множество эмоций, начиная от предельно кратковременных аффективных реакций (не более долей секунды) и заканчивая очень продолжительными эмоциональными состояниями, растянутыми на многие дни. Примером может служить настроение.

Основные виды и формы

Учитывая названные свойства, теоретически можно выделить бесчисленное множество разнообразных видов и форм эмоций. Однако известны и достаточно хорошо описаны лишь некоторые из них. Например, американский психолог К. Изард выделил целый ряд фундаментальных эмоций.

  1. Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной.
    Эмоция интереса актуализируется ситуациями столкновения субъекта с соответствующим предметом или информацией, ситуациями необычности, противоречивости и новизны.
  2. Противоположной интересу является эмоция скуки. Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии.
  3. Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т.п.
  4. Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
  5. Эмоция страдания по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме — горя.
    Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
  6. Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т.п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сильный гнев может перерасти в состояние ярости и аффекта. В этом случае человек теряет самоконтроль и возможность сознательно управлять своими действиями. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей.
    Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
  7. Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения — сложные личностные проблемы.
  8. Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т.п. и стремится продемонстрировать все это другим людям. На основе эмоций стыда и гордости происходит развитие устойчивого отношения к себе.
  9. Эмоция отвращения возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т.п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
  10. Эмоция презрения по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
  11. Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
  12. Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.

Каждый человек имеет свой неповторимый эмоциональный склад. Это выражается, в частности, в склонности к определенным эмоциям. В зависимости от эмоциональной предпочтительности можно выделить эмоциональные типы личности.

Ключевые слова: Эмоции

Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Материалы по теме

Предупреждение и коррекция нарушений в эмоциональном развитии несовершеннолетних посредством групповой работы

Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-…

Эмоции и потребности

Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека

Классификация эмоций в нейрофизиологии

Симонов П. В., Что такое эмоция

Классификация и свойства эмоций

Вербина Г.Г., Психология эмоций

Регуляция эмоциональной сферы в целом

Саенко Ю.В., Регуляция эмоций

Профилактика последствий эмоциональных стрессов

Виды эмоциональных зависимостей

Тараянц А.В. — Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях — 2015

Виды эмоциональных состояний

Карпов А.В., Общая психология

Почему у нас есть эмоции?

Согласно Чарльзу Дарвину, известному своей революционной теорией эволюции и естественного отбора, у людей и животных развилось небольшое количество основных универсальных эмоций, потому что эмоции помогают нам выживать.

Дарвин наиболее известен своими двумя книгами, в которых изложена его теория эволюции ( «Происхождение видов » и «Происхождение человека »). Многие не знают, что он также написал третью книгу об эволюции, посвященную эмоциям. Третья книга Дарвина была The Expression of the Emotions in Man and Animals , опубликовано в 1872 году.

Основой эволюции является то, что генетические черты, которые помогают людям выживать или иметь больше детей, становятся более распространенными внутри группы людей. Это связано с тем, что люди, обладающие этими чертами, с большей вероятностью выживут, чтобы иметь детей, которые, в свою очередь, проживут достаточно долго, чтобы иметь собственных детей (и, таким образом, передадут эти черты своим детям через свои гены).

В своей третьей книге Дарвин предположил, что эмоции могли развиться у людей, потому что они приносят пользу выживанию.

Эмоции могли развиться как реакция на базовые потребности выживания и размножения. Например, чувство страха может привести к тому, что люди убегут от опасности (поэтому у них больше шансов выжить). Чувство отвращения может привести к тому, что люди выплюнут кислые или горькие продукты (которые, скорее всего, содержат токсины). Следовательно, люди, которые испытывают эти эмоции, с большей вероятностью проживут достаточно долго, чтобы родить больше детей (потому что они не умирают от отравления или хищников). Если есть гены, которые предрасполагают людей к чувству отвращения или страха, они станут более многочисленными в популяции, поскольку выживет больше людей с этими генами, чем без них.

Реакция страха включает в себя несколько различных тенденций действия. Когда вы напуганы, вы можете сделать одну из четырех вещей:

  • Драться: Вы можете приблизиться к угрозе и попытаться бороться с ней или одолеть ее,
  • Полет: Вы можете убежать (убежать), чтобы избежать угрозы,
  • Олененок: Вы можете искать других для утешения, уверенности или помощи
  • Заморозка: Вы можете перестать двигаться (проще говоря, вы можете перестать говорить или диссоциировать/вести себя так, как будто вас нет).

Любая из этих реакций повышает вероятность того, что вы переживете угрозу и доживете до рождения большего количества детей с реакцией страха.

Дарвин предложил несколько идей о человеческих эмоциях. Позже они легли в основу современных теорий эмоций. Некоторые из ключевых идей перечислены ниже.

Идеи Дарвина о человеческих эмоциях

1. Существует небольшое количество универсальных человеческих эмоций.

Под «универсальным» Дарвин имел в виду, что одни и те же эмоции присутствуют во всех обществах, у людей всех возрастов, со всех разных континентов, как у мужчин, так и у женщин. У всех одинаковый базовый опыт эмоций.

Базовая эмоция страха

Источник: Лицензия: Attribution-NonCommercial 4.0 International (CC BY-NC 4.0), Wellcome Collection

Различные теоретики эмоций имеют разные представления о том, какие эмоции являются основными и универсальными. Возможно, наиболее общепринятым набором эмоций являются шесть основных эмоций Пола Экмана: радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление.

2. Эти универсальные эмоции имеют генетическую основу.

Основа для переживания и выражения этих эмоций закодирована в ДНК человека, которая передается от родителей к детям. То есть эмоции закодированы в генах, а не чему-то, чему мы научились из окружающей среды в младенчестве или детстве.

3. Эмоции связывают внутренние состояния с движениями тела.

Подумайте о приведенных выше примерах. Страх приводит к побегу или сокрытию (приспособительное действие). Отвращение приводит к выплевыванию кислой или горькой пищи. Такие движения тела, связанные с определенными эмоциями, побуждают людей предпринимать определенные действия, повышающие их шансы на выживание.

4. Выражение эмоций служит коммуникативной функции, обеспечивающей выживание.

Дети обычно не говорят бегло до 2-3 лет, но могут выражать свои эмоции (гнев, страх, печаль) с самого раннего возраста, что способствует выживанию. Эмоции как коммуникативная система (страх = «есть опасность!», отвращение = «эта еда плохая», счастье = «все безопасно») могут предшествовать языку как коммуникативной системе. На самом деле, Дарвин считал, что приматы и другие животные также демонстрируют одни и те же основные эмоции.

Ключевым моментом является то, что эмоции (даже неприятные эмоции, такие как страх или печаль) могут быть адаптивными и полезными. Они эволюционировали, чтобы помочь нам оставаться в безопасности, быстро общаться с другими и быстро реагировать на угрозы.

Вызов эмоций у читателей с помощью шести основных эмоций

Гэри Смейлс — Обновлено: 25 апреля 2022 г.

Написание вашей книги

Целью любого серьезного писателя является создание рассказов, которые вызывают длительные и содержательные связи со своими читателями. Чтобы создать запоминающуюся историю, вы должны овладеть искусством писать с эмоциями.

Истории способны изменить образ мышления читателей и дать им представление о человеческой природе, что невозможно ни в одном другом виде искусства.

Ваша роль как писателя состоит в том, чтобы установить связь с читателем, рассказывая правдивые истории, которые вызывают у читателя эмоции. Создайте эмоциональных персонажа. Создать эмоциональное письмо.

Если вы пишете правдиво, честно и достоверно, у вас есть возможность создавать поистине великие истории.

В этой статье вы узнаете, как вызывать эмоции у читателя, создавая при этом мощный читательский опыт. Вы узнаете, что их шесть основных эмоций , но эти эмоции скрывают ряд дополнительных чувств. Вы также узнаете, как создавать персонажей, которые правдиво отображают эти эмоции. Это даст вам возможность писать рассказы, которые будут пробуждать мысли читателя еще долго после того, как он закончит читать.

На протяжении большей части человеческой истории люди не испытывали эмоций, они имели склонность чувствовать «вещи», такие как «страсти», «душевные несчастья» или «моральные чувства». Не существовало общего языка, который группировал бы эти чувства в общепринятые термины.

Первое упоминание о понятии «эмоция» относится к 1579 году, когда оно было адаптировано из французского слова émouvoir , что означает «возбудить». Однако только в 1800-х годах (около 1830 года) люди начали широко говорить об идее переживания эмоций.

Однако эта идея прижилась, и в 1800-х годах писатели, художники и мыслители начали двигаться к идее о том, что люди испытывают универсальную группу чувств, которые мы позже будем понимать как эмоции. В 1821 году французский художник Шарль Лабрен создал произведение, на котором были изображены лица этих часто переживаемых «эмоций».

Шарль Лабрен (1821 г.)

Интересно отметить, что с самого начала исследования людей интересовало, как эмоции заставляют людей действовать; видимое выражение эмоций.

Наиболее вероятное объяснение такого подхода состоит в том, что мы запрограммированы на способность «переводить» выражение лица и язык тела другого человека в эмоции. Мы делали это на протяжении всей человеческой расы. Легко понять, какую пользу нам приносит с эволюционной точки зрения способность понимать, когда член нашего племени счастлив, печален или зол.

Хотя существование эмоций не подвергается сомнению, на протяжении многих лет ученые пытались найти общепринятое определение эмоций. Однако считается, что во всех эмоциях присутствует несколько факторов:

  • Эмоции состоят из сильных чувств.
  • Эмоции имеют целый ряд чувств.
  • Эмоции вызывают наблюдаемые реакции, включая «вербальные, физиологические, поведенческие и нервные».

Из этих трех элементов наибольший интерес для писателей представляет идея о том, что эмоции вызывают наблюдаемые реакции. Это означает, что когда кто-то испытывает эмоцию, он демонстрирует реакцию, которая распознается как соответствующая определенной эмоции. Например, смех приравнивается к счастью, а плач — к печали. Конечно, это не так просто. Счастье может вызвать слезы, а страх может вызвать нервный смех, но основная идея о том, что определенные реакции соответствуют определенным эмоциям, остается верной.

Отличная новость для писателей. Это означает, что если вы, писатель, можете успешно описать персонаж, действующий так, чтобы это соответствовало эмоциям, то читатель узнает, что этот персонаж испытывает эмоции. Начать с шести базовых эмоций — это естественный способ начать вызывать эмоции.

С тех пор, как в 1800-х годах началось изучение эмоций, ученые сделали огромные шаги, чтобы сначала признать существование различных универсальных эмоций, а затем сгруппировать реакции, соответствующие этим эмоциям. Открытие Шесть основных эмоций позволили писателям увидеть письмо с эмоциями в новом свете.

Однако, что может показаться удивительным, только недавно мы наконец согласовали универсальный набор из шести базовых эмоций . В 1960-х годах американский психолог Пол Экман изучал связь между выражением лица и эмоциями. В результате этой работы Экман пришел к выводу, что существует шесть основных эмоций :

  1. Гнев.
  2. Отвращение.
  3. Страх.
  4. Счастье.
  5. Грусть.
  6. Сюрприз.

Эти основные эмоции остаются основой нашего понимания того, как люди чувствуют и реагируют. А также основы эмоционального письма .

По поводу шести основных эмоций не было особых сомнений, хотя несколько ученых опирались на работу Элкмана. Даниэль Кордаро и Дачер Келтнер предположили, что существуют доказательства (в основном выражения лица и голоса) нескольких менее серьезных типа эмоций добавляются к основному списку, создавая первичных эмоций :

  • Развлечение.
  • Трепет.
  • Довольство.
  • Желание.
  • Смущение.
  • Боль.
  • Рельеф.
  • Сочувствие.
  • Скука.
  • Путаница.
  • Гордость.
  • Позор.
  • Презрение.
  • Проценты.
  • Триумф.

Психолог Роберт Плутчик развил эту работу на первичные эмоции . Он предположил, что существует восемь, а не шесть основных эмоций , к ним относятся гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, доверие и радость. Однако, возможно, наиболее интересно то, что Плутчик утверждал, что внутри этих первичных эмоций есть несколько меньших эмоций, которые являются примерами того, что первичная эмоция переживается в большей или меньшей степени. Например, гнев может восприниматься как раздражение на одном конце шкалы и ярость на другом.

Плутчик создал удобную таблицу этих первичных эмоций и их вариантов.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Тем не менее, исследование первичных эмоций на этом не остановилось. Сегодня вы можете найти множество примеров более сложных колес эмоций. Ниже приведен еще один пример.

Колесо чувств

Чтобы по-настоящему понять, почему так важна способность вызывать эмоции у читателей через эмоциональное состояние персонажа, мы должны рассмотреть концепцию показа, а не рассказа.

«Покажи, а не рассказывай» — пожалуй, самая часто используемая фраза в письме!

Для некоторых фраза «покажи, а не говори» стала малоценным клише, но как профессиональный редактор я настаиваю на том, что показывать, а не рассказывать, — это самый мощный инструмент, который может использовать писатель. Использование этой техники сделает вас лучшим писателем за одну ночь.

В конце концов, клише есть клише не просто так, и за заезженной фразой скрывается сильный элемент мудрости.

Не уверены?

Я редактировал более 500 рукописей, и одно из преимуществ редактирования такого количества книг заключается в том, что вы начинаете видеть тенденции. Вы узнаете о наиболее распространенных ошибках, которые допускают писатели, и узнаете, какие советы окажут наибольшее влияние.

Я обнаружил, что самая распространенная ошибка писателей заключается в том, что они скорее рассказывают, чем показывают.

Эффект повествования заключается в том, что читателям становится скучно, когда вы создаете непривлекательную прозу и двумерных персонажей.

Короче говоря, отсутствие показа убивает вашу книгу.

Одной из наиболее частых причин, по которой читатель перестает читать книгу, является скука. Читатель начнет с самыми лучшими намерениями, но если сюжет слаб, персонажи неразвиты, а написание не полностью вызывает , считыватель выключится.

Мы все это сделали, сколько книг вы начали и так и не закончили?

Ваша роль писателя заключается в том, чтобы вызывать у читателя интерес. К счастью, этот процесс не слишком сложен.

Читая книгу, читатель должен чувствовать себя вовлеченным в историю.

Они должны чувствовать, что находятся «в» повествовании, переживая происходящее.

Лучший способ добиться этого — относиться к читателю как к наблюдателю происходящего. Читатель должен «видеть» сцену, разворачивающуюся перед ним.

Они должны уметь представлять локацию и персонажей, визуализируя происходящее действие.

Это означает, что вы ПОКАЗЫВАЕТЕ читателю все происходящее, а не РАССКАЗЫВАЕТЕ ему.

Например, если бы вы написали:

«Женщина была счастлива».

Это было бы СКАЗАНИЕМ.

Вы рассказываете читателю о чувствах женщины; она счастлива. Читателю не остается места для маневра. Эмоция была определена как счастливая. Нет места ни для одного из двадцати семи вариантов, предложенных колесом эмоций.

Им нечего делать, и им не нужно заниматься. Они не «видят» счастливую женщину, они должны доверять рассказчику.

Однако, если вы написали:

«Женщина засмеялась и подпрыгнула в воздухе, захлопав в ладоши».


На этот раз вы заставляете читателя работать.


Им нужно изобразить сцену и женщину. Вы оставляете некоторое повествовательное пространство, на которое читатель может опереться и добавить свой смысл.


Женщина счастлива? В восторге? Что-то другое?


Теперь задача читателя — вникнуть в историю и добавить смысл. Там больше места для прерывания. Чем правдивее ваше описание, тем больше вероятность того, что читатель «почувствует» опыт, который вы пытаетесь отразить.


Это ПОКАЗЫВАЕТСЯ.


Вы описываете действия женщины. Читатель остается частью сцены, и, надеюсь, действия персонажа вызывают у читателя эмоции.


Показывая, а не рассказывая эмоции, сюжет и предысторию, вы заставляете читателя «прислониться» к книге.


Это держит их вовлеченными и частью процесса.


Каждый раз, когда вы рассказываете читателю что-то об истории, читатель сбивается с толку и отключается, слишком много рассказа, читателю становится скучно, и он перестает читать.


Цель состоит в том, чтобы создать повествовательное пространство между персонажем и читателем.


Показывая читателю происходящее, но не рассказывая ему, вы заставляете читателя прорабатывать причины слов и действий персонажа.


Таким образом они должны составить представление о ваших персонажах.

Как только вы переключите свое мышление на необходимость показать, вскоре станет ясно, что роль рассказчика меняется.


Если вы рассказываете, то всю тяжелую работу делает рассказчик.


Это прямой путь читателя к сюжету.


Рассказчик скармливает читателю историю с ложечки, не оставляя читателю места для построения своего повествования.


Это означает, что при показе роль рассказчика меняется.


Теперь рассказчик описывает персонажей, их действия, места и, иногда, мысли персонажей.


Они не рассказывают историю, они ее описывают.


Это вызывает одну проблему.


Если рассказчик описывает действия и слова персонажей, как вы передаете читателю ключевые моменты сюжета?


Если рассказчик не может рассказать читателю, как передать предысторию персонажа и ключевую информацию о сюжете? Как вы даете читателю понять, что чувствует персонаж? Как это можно сделать, если не в повествовании?


Ответ прост; вы делаете это через диалог и описание.


Если вы хотите, чтобы читатель узнал что-то о предыстории персонажа или ключевой момент сюжета, вы делаете это в разговоре между персонажами.


Если вы хотите, чтобы читатель знал, что персонаж счастлив, вы описываете его действия так, как это делают люди, когда они счастливы.


Таким образом, читатель остается активной частью сюжетного процесса. Они «откроют» сюжет в словах персонажей, а не будут пассивно скармливать его им с ложечки через рассказчика.


Например, если вы пишете роман, в котором ключевым моментом сюжета является то, что главный герой должен уметь управлять самолетом, вы не поместите эту информацию в повествование, вы поместите ее в разговор.


Неправильный способ сделать это, если рассказчик скажет читателю, что персонаж может управлять самолетом. Правильным способом будет показать читателю, что тема естественным образом всплывет в разговоре, а затем заставить персонажа признать, что он может управлять самолетом.


Давайте посмотрим на другой пример…


Если вы хотите, чтобы читатель знал, что ваш главный герой является экспертом в рукопашном бою, вам предлагается два варианта.


Первым бы рассказать читателю. Это неправильный способ передачи информации.

Например:

Джон вырос в суровом городе, где выживание было важнее образования. Школьная жизнь была проблематичной, и драки были частью повседневной жизни. Однако после одного судьбоносного дня, когда он вернулся домой с синяком под глазом, отец Джона настоял на том, чтобы его сын окреп. С того дня Джон каждый день посещал местную тренировку по карате додзё, пока не стал экспертом.0005 .

Второй бы показать читателю. Это правильный путь, который оставляет читателя вовлеченным и активным.

— Ты хорошо выглядишь, поддерживаешь ли ты форму? — спросила Паула, глядя на хорошо сложенный торс Джона под обтягивающей футболкой. Джон улыбнулся.

– Да, но я не спортивная крыса, – ответил Джон.

‘Нет? Вы должны поднимать тяжести или что-то в этом роде; у тебя не будет такого тела, когда ты ешь пиццу и смотришь телевизор.

Джон улыбнулся. Была пауза. «Я думаю, что вся эта качка железа немного странная».

Глаз Паулы просканировал тело Джона. «Так что тебе больше нравится?»

«Боевые искусства». ‘У тебя все хорошо?’

‘Да. Довольно хорошо.’

‘Как долго ты тренируешься?’

‘С детства’.

Джон поерзал на стуле и мгновение смотрел на Паулу, его пальцы касались его лица. — Я вырос в плохом районе, — голос Джона был почти шепотом, — в школе каждый день были драки. Однажды на меня напала банда парней. У меня не было шансов; Я был слабаком в то время. Меня довольно сильно избили. Когда мой старик увидел состояние моего лица, он не сказал ни слова, он просто схватил меня за руку и повел в зал боевых искусств на углу нашей улицы. Я никогда раньше не был. Мой старик отвел меня внутрь, быстро поговорил с парнем, который управлял этим местом, и оставил меня там. В течение следующих десяти лет я ходил каждый день после школы. В конце концов, я даже начал получать от этого удовольствие».

‘Звучит… интересно.’

‘Ну, я больше никогда не приходил из школы с синяком под глазом.’

Этот пример содержит некоторую предысторию. То, как Джон шепчет ответ, показывает, что ему не нравится его прошлое. Я решил, что его отец избил Джона, а Джон не любил говорить о своем прошлом. Я добавил паузы, чтобы отразить внутренний голос Джона, когда он «фильтрует» то, что говорит Пауле.

Тем не менее, читателю показываются слова, а дальнейших объяснений нет.


Читатель вынужден добавлять свой смысл, вовлекаясь в процесс.

Предполагать, что запись эмоций с помощью этого подхода — простая задача, — ложь. Сценаристы тратят годы своей жизни, пытаясь написать сцены, в которых персонажи действуют так, чтобы отражать настоящие эмоции.


Проблема в том, что не только нет удобного списка физических реакций на эмоции, но и реакция на эмоции у всех немного отличается. Эмоции, которые человек испытывает в каждой конкретной ситуации, различаются. Легко представить человека, окаменевшего от одного вида паука, и другого, который сбит с толку.


Вот что значит быть человеком.


Величайшее и высочайшее призвание писателя — уметь правдиво и честно отражать человеческие эмоции.


Именно это имел в виду Хемингуэй, когда сказал: «Все, что вам нужно сделать, это написать одно верное предложение». Напишите самое верное из известных вам предложений».


«Истинное предложение» — это то, которое отражает правду. Это не фактическая правда, это действия, которые правдиво отражают эмоции. Тот, который показывает, как персонаж действует так, как соответствует его эмоциям.

Хотя универсального списка действий и эмоций не существует, мы можем обратиться к нашему пониманию языка тела в качестве отправной точки. В превосходной статье Аманда Паттерсон приводит подробный список языков тела, которые могут стать отправной точкой для писателей. Приведенные ниже таблицы можно использовать в качестве отправной точки для создания персонажей, которые действуют таким образом, чтобы показывать эмоции читателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *