Внимание произвольное и непроизвольное: Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное и произвольное внимание — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Внимание

ВНИМАНИЕ

2. Внимание

ВНИМАНИЕ
Это избирательная направленность
восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении
переживания степени ясности и отчетливости
содержания, являющегося предметом
деятельности человека.
Поскольку под вниманием понимается лишь
направленность, то оно не может
рассматриваться в качестве хоть скольконибудь самостоятельного процесса.
Внимание
Мышление
Восприятие
Ощущения
Объект

4. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.

ВНИМАНИЕ НАХОДИТ СЕБЕ ВЫРАЖЕНИЕ
В ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ОБЪЕКТУ.
За вниманием всегда стоят
интересы и потребности,
установки и направленность
человека, вся его личность. Это
прежде всего вызывает
изменение отношения к объекту,
выражаемое вниманием — его
сознаваемостью: объект
становится более ясным и
отчетливым. На причины
внимания к тому или иному
объекту указывают его свойства
и качества, взятые в их
отношении к субъекту. Вне этой
связи никакие подлинные
причины, указывающие на то,
почему что-то внимается
человеком, а что-то нет,
установлены быть не могут.

5. Непроизвольное внимание (пассивное)

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
(ПАССИВНОЕ)
Вид внимания, при
котором отсутствует
сознательный выбор
направления и
регуляции.
Оно устанавливается и
поддерживается
независимо от
сознательного намерения
человека.
В основе него лежат
неосознаваемые
установки человека.

6. Причины возникновения непроизвольного внимания:

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ:
Неожиданность
раздражителя.
Относительная сила
раздражителя.
Новизна раздражителя.
Движущиеся предметы.
Контрастность
предметов или явлений.
Внутреннее состояние
человека.

7. Произвольное внимание

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
направляется на объект под
влиянием нашего намерения и
поставленной цели.
Если внимание непроизвольное
есть и у животных, то произвольное
внимание возможно только у
человека, и возникло оно благодаря
сознательной трудовой
деятельности. Для достижения
определенной цели человеку
приходится заниматься не только
тем, что само по себе интересно,
приятно, занимательно, делать не
только то, что хочется, но и то, что
необходимо.
Психологической особенностью произвольного
внимания является сопровождение его
переживанием большего или
меньшего волевого усилия, напряжения,
причем длительное поддерживание
произвольного внимания вызывает утомление,
зачастую даже большее, чем физическое
напряжение.

9. Послепроизвольное внимание 

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Вид внимания, при котором в наличии
сознательный выбор объекта внимания,
но отсутствует напряжение, характерное
для произвольного внимания.
Связано с образованием новой
установки, связанной в большей мере с
актуальной деятельностью, нежели с
предшествующим опытом человека (в
отличие от непроизвольного).

10. Формы внимания

ФОРМЫ ВНИМАНИЯ
внешнее внимание
(сенсорноперцептивное)
внутреннее
внимание
(интеллектуальное)
моторное
(двигательное)
внимание;
•обращено на объекты внешнего мира.
Необходимое условие познания и
преобразования внешнего мира;
•обращено на объекты субъективного мира
человека. Необходимое условие самопознания и
самовоспитания;
•направлено на движения и действия,
совершаемые человеком. Дает возможность
более четко и ясно осознавать приемы и
способы, применяемые в практической
деятельности.

11. Свойства внимания

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Концентрация
Объем
• удержание внимания на каком-либо объекте
• количество однородных предметов, которые могут
восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью.
Переключаемость
• Сознательное и осмысленное, преднамеренное и
целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели,
изменение направления сознания с одного предмета на другой
Устойчивость
• характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется
на одном уровне концентрация внимания
Распределение
• Способность выдерживать в центре внимания несколько
разнородных объектов или субъектов

English     Русский Правила

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Самый термин одиозен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные. Так называемое произвольное вниманием — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сама по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс). Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.

И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании. Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.

Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.
Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания. При всем — очень существенном — различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход.
Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

В психологической литературе Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, — это вторичное внимание.

Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается». Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она представляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

добровольного и непроизвольного внимания — Parentpal | Блог

В прошлом году на семинаре для педагогов несколько воспитателей дошкольных учреждений сказали мне, что им не нужны iPad в их классах. Однако были представлены iPad, потому что некоторые родители твердо считали, что дети должны начинать рано, чтобы быть технически компетентными в школе. Каков наилучший путь к технологической компетентности для вашего ребенка?

СПРОСИТЕ 5-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

В следующий раз, когда вы озадачитесь Windows, подумайте об этом: прошлой осенью Аян Куреши из Ковентри, Англия, сдал общеотраслевой экзамен Microsoft Certified Professional. Аяну пять лет. По его словам, испытание было «трудным, но приятным».

Путь Аяна начался в возрасте трех лет. Ему нравилось сидеть рядом со своим отцом, ИТ-консультантом, и смотреть. Со временем отец объяснил ему основы и отдал старые компьютеры на разборку. Аян игрался с жесткими дисками и материнскими платами.

В то время как другие дети были увлечены приложениями для iPad и телевидением, Аян устанавливал и настраивал операционные системы, возился с маршрутизаторами и коммутаторами и читал книги Microsoft. «Я знал, что если я познакомлю его с играми, он на это не пойдет», — проницательно заметил его папа. Сегодня Аян проводит два часа в день в своей самодельной компьютерной лаборатории. Кажется, он сохранил свое детское удивление. Ему нравятся компасы, телескопы, и он сказал репортеру: «Свет цвета радуги, отраженный через призму, удивителен».

ЧТО МОЖЕТ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ ДЕЛАТЬ

Аян исключительный. Но вот что мне особенно нравится в его истории.

1.     Отец Аяна приветствовал присутствие сына рядом с ним. Несомненно, у него, как и у всех, были сроки, которые нужно было уложиться, требования клиентов и большой объем работы. Тем не менее, он нашел время и послал своему сыну манящую вибрацию «счастлив ты здесь со мной».

2.     Папа Аяна обратил внимание на своего сына . Он признал умение Аяна обращаться с компьютерами, терпеливо обучал его и выбирал практические учебные материалы.

3.     Аяна поощряли, а не подталкивали, с духом исследований и открытий, а не со стрессом и соперничеством.

4.     Аян был активным учеником. Требуется больше усилий, чтобы разобраться в компонентах компьютера и сосредоточиться на книге Microsoft, чем учиться на видео и играх. Аян тренировал и укреплял свое произвольное внимание.

5.     Родители Аяна имели мужество в своих убеждениях . Они действовали, зная, что Аян слишком молод, чтобы предпочесть добровольное внимание непроизвольному. Взрослому достаточно сложно дотянуться до текста Microsoft вместо видеоигры.

УЧАСТВУЙ!

Чтобы направлять развитие технической компетентности вашего ребенка, помните о разнице между вниманием, захваченным экраном (непроизвольным), и вниманием, направленным на себя (произвольным), как у Аяна. По мере того, как ваши дети взрослеют, помогайте им понять это важное отличие. Защищайте маленьких детей, поощряя произвольное внимание, как это делали родители Аяна.

Вам не нужно быть ИТ-специалистом, как отец Аяна, чтобы направлять своего ребенка. Вы можете выходить в Интернет и учиться вместе. Попросите ребенка научить вас его любимым играм. Играйте в них вместе, чтобы у вас была общая почва для постоянного обсуждения их эффектов, как хороших, так и плохих. Время от времени вместе разбирайте цифровые медиа. Посмотрите на сообщения, рекламу и то, что делает игру захватывающей. Разберите телешоу, как Аян разобрал старый компьютер.

Непроизвольное внимание — Квантовый разум

Джозеф Б. Хопфингер и Эмили Б. Паркс, Университет Каролины

В: Неврология внимания, изд. George R. Mangun

Oxford University Press (2012)

Резюме и обзор вышеизложенной главы

Механизмы внимания считаются решающими для мозга при выборе соответствующей информации. В этой главе обсуждается тип внимания, которое мы вынуждены уделять, а не тот тип внимания, при котором мы ищем определенные типы стимулов. Это иногда описывается как экзогенное внимание, означающее, что триггер исходит извне мозга, в отличие от эндогенного, что означает, что триггер исходит изнутри мозга. Типичными событиями, вызывающими непроизвольное внимание, являются громкие удары или вспышки света.

Было продемонстрировано, что визуальное внимание, как произвольное, так и непроизвольное, не требует направления взгляда или движения головы. Это называется «скрытое внимание». Одно различие между произвольным и непроизвольным вниманием заключается в том, что непроизвольное внимание занимает всего около 50 мс после первоначального ввода стимула для регистрации данных, в то время как непроизвольное внимание занимает 300 мс или дольше. Однако непроизвольное внимание длится всего несколько сотен миллисекунд, после чего происходит либо произвольное привлечение внимания к раздражителю, либо непроизвольное торможение внимания к раздражителю.

Напротив, произвольное внимание может быть сосредоточено в течение длительного времени.

Методология этой главы сосредоточена на потенциалах, связанных с событиями (ERP), где ранние пики и впадины формы волны относятся к ранней сенсорной обработке, а более поздние компоненты относятся к когнитивной обработке. В зрительных ERP компонент C1 может достигать пика в ранней или полосатой зрительной коре (V1) через 70–100 мс после первоначального ввода в сетчатку. Второй компонент — Р1, пик которого приходится на 100—130 мс в экстрастриарной коре. За ним следует компонент N1, задний компонент которого достигает пика через 170-200 мс после начальных стимулов к сетчатке. Компонент с большой задержкой, известный как P3, достигает максимума через 300 мс или дольше. Считается, что разные компоненты P3 отражают разные типы когнитивной обработки.

Обсуждаемая здесь глава относится к решениям о стимулах и интеграции этих решений в восприятие окружающей среды. P3 — это не просто компонент подготовки двигателя; он активен, даже если ответ не требуется. Однако стимул должен быть связан с пониманием окружающей среды. Напротив, другие компоненты ERP связаны только с физическими реакциями. Весь ответ ERP происходит в течение полусекунды после первоначального ввода.

На практике произвольное и непроизвольное внимание могут быть активны одновременно. Однако механизмы направления произвольного и непроизвольного внимания могут быть разными, и реакции могут различаться в зависимости от того, задействовано произвольное или непроизвольное внимание. Обнаружено, что только произвольное внимание модулирует когнитивную форму волны N1, и на эту модуляцию также влияет тип вовлеченной задачи и сложность задачи. В целом произвольное внимание оказывает большее влияние на более поздние стадии процессинга. Две системы, произвольная и непроизвольная, рассматриваются здесь как отдельные. В случае непроизвольного внимания первоначальная реакция рассматривается как автоматическая, но связь с ранее существовавшим произвольным вниманием может влиять на то, как долго внимание уделяется изначально автоматическому стимулу.

Нисходящие ожидания более важны для более поздних стадий обработки и для определения того, как долго внимание удерживается на конкретном стимуле. Ранняя обработка непроизвольного внимания рассматривается как восходящая в ранних сенсорных областях, в то время как более поздние стадии обработки в большей степени подвержены контролю сверху вниз. Авторы считают, что продолжительность удержания внимания может быть особенно важна для определения последующих действий и поведения, и что важность этого аспекта, возможно, недооценивалась в более ранних исследованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Указывая на то, что произвольное и непроизвольное внимание являются отдельными механизмами, это еще одно исследование нейронауки, которое идет вразрез с некоторыми исследованиями сознания прошлого века, показывая, что сознание является не общим аспектом нейронной обработки, а чем-то, что возникает в более специализированных областях мозга, при этом произвольное внимание тесно связано с восприятием, пониманием окружающей среды и определением действий и поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *