Внимание произвольное: Произвольное и непроизвольное внимание

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — Pro-Psixology.ru

Решающая роль в жизни человека принадлежит произвольному вниманию, ориентированному на сознательно поставленную цель. Непроизвольное внимание интересует нас постольку, поскольку оно может содействовать или мешать переходу внимания в волевую форму. Произвольное же внимание включено во все основные виды деятельности человека. Поэтому изучение этого вида внимания приобретает особое значение.

Произвольное внимание может проявляться с разной степенью устойчивости, под которой понимается длительность сосредоточения человека на той или иной деятельности.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень длительно, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере.

Но у одного и того же человека устойчивость внимания может заметно колебаться. Зависит это от его отношения к выполняемой деятельности. Интересная, соответствующая склонностям человека деятельность повышает устойчивость внимания, неинтересная снижает ее, что очень важно учитывать в педагогическом процессе.

Огромное значение в деле устойчивости внимания имеет осознание дели деятельности. Деятельность, осознанная человеком как очень важная, общественно-необходимая, повышает устойчивость внимания. Деятельность же, расцениваемая человеком как мало существенная, снижает устойчивость его внимания.

Рис. 32, Тахистоскоп

Внимание, как указывалось в определении этого понятия, является сосредоточением сознания на каком-либо объекте. Количество предметов, удерживаемых одновременно в поле ясного сознания, определяет собой объем внимания. Объем внимания легко устанавливается при помощи следующего опыта. Испытуемому предлагается карточка с написанными на ней шестью-семью согласными буквами. Берутся только согласные буквы с целью предупредить возможность составления из этих букв не только слов, но даже слогов. Карточка эта предъявляется при помощи особого прибора — тахистоскопа, который позволяет строго дозировать время предъявления карточки.

Тахистоскоп с лицевой стороны представляет собой вертикально поставленную дощечку с прорезанным в ней небольшим оконцем (см. рис. 32). За ним помещается ширма, которая на определенное и очень короткое время может открывать оконце. В оконце вставляется карточка с нанесенными на ней элементами (буквами, рисунками и т. п.). При нажатии рычага ширма падает и испытуемый видит в течение 1/10 — 1/15 доли секунды то, что изображено на карточке. Количество схваченных букв при предъявлении их в тахистоскопе и будет характеризовать объем внимания испытуемого.

Как показывают исследования, количество отдельных букв, схватываемых через тахистоскоп в одном акте внимания взрослого нормального человека, равно в среднем трем — четырем. Но это будет относиться только к обособленным буквам, из которых нельзя образовать слово. При предъявлении же через тахистоскоп осмысленных слов количество схваченных букв возрастает до 10—12 и больше.

Кроме объема внимания, важно учитывать и распределение внимания. Под распределением внимания понимается способность одновременно выполнять два или даже несколько различных действий. Распределение внимания не следует смешивать с объемом внимания. Объем внимания, как указывалось, определяется количеством предметов, удерживаемых одновременно в поле ясного сознания. Под распределением же внимания донимается способность человека одновременно уделять внимание двум или нескольким различным по характеру видам действий.

Страницы статьи: 1 2 3

Тема №1 Общее представление о внимании Понятие о внимании


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

1
Тема №1

Общее представление о внимании

1. Понятие о внимании

2. Основные психологические характеристики внимания и факторы, способствующие привлечению внимания

3. Физиологические основы внимания

4. Функции внимания

5. Внимание и сознание

6. Внимание и деятельность

7. Внимание и личность
1. Понятие о внимании
Одним из основных принципов в психологии является принцип единства сознания и деятельности. Однако степень осознания человеком его действий и поступков может быть самой различной. Она зависит от организации сознания в данный момент деятельности, иначе говоря, от состояния и направленности его внимания.

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Человек не может одновременно воспринимать все окружающие его раздражители, помнить все и думать обо всем. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Ему присуща последовательность работы сознания, которая обеспечивается вниманием.

Когда мы сознание направляем и сосредоточиваем на определенных объектах или на каких-то предметах, при условии, что мы отвлекаемся от всего остального, то речь идет о внимании.

Самым важным в данном процессе является выделение чего-то и на нем сосредоточение. Здесь проявляется избирательность внимания, когда выделяется 2
какой-то объект из массы других (внимание к нему) и одновременно невнимание к другим.

Учительница ведет школьников за город (в поле и лес) собирать лекарственные растения. Дети весело переговариваются, рассматривают окружающую местность, холмы и овраги, растительность, обращают внимание на пролетающих птиц, бабочек, на причудливую форму облаков, обмениваются впечатлениями. Но вот учительница напоминает детям о конкретной цели экскурсии. Круг внимания детей сужается. Они уже не отвлекаются на другие объекты, целеустремленно осматривают цветы и травы, пытаясь отыскать среди них лекарственные растения, о которых рассказывала учительница и изображения которых они видели в книге. «Нашел!» — вдруг кричит один из мальчиков. Все бросаются к нему и тщательно рассматривают найденное растение — его корни, стебель, листочки, цветы.

Круг внимания детей еще более сузился. Направленность и сосредоточенность на определенном объекте (растении) дали ученикам возможность изучить его и определить, что это и есть нужное растение.

Как менялась организация психической деятельности школьников? Вначале психическая деятельность была направлена и сосредоточена на дороге, на окружающей местности, именно их отчетливо воспринимали путешественники — все внимание было занято только восприятием этого. Но затем внимание переключилось на растительность вообще, затем на травянистые растения.

Более 100 лет назад Уильям Джеймс заявил, что каждому известно, что такое внимание. По его мнению, «внимание – это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими».

Таким образом, избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Итак, психическая жизнь человека представляла бы собой неупорядоченный, хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей, переживаний, если бы в ней не 3


существовало упорядочивающей структуры, которая направляет этот поток по определенному руслу. Такой упорядочивающей структурой в психике человека является внимание. Внимание – свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

Но возникает очень серьезный и до настоящего времени не решенный вопрос относительно внимания. С одной стороны, внимание рассматривают как самостоятельное психическое явление, а с иной стороны, наоборот, причисляют его к другим психическим познавательным процессам и считают внимание лишь составляющей других психических процессов, потому что оно само по себе не отражает мир. Существуют разногласия и по отнесению внимания к разным классам психических явлений – либо к познавательному психическому процессу, либо к воле или деятельности человека, являющееся как их части, без которой они не могут существовать.

Итак, внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотъемлемой стороной процессов познания, чувственной и волевой сфер, внимание не сводится ни к одной из этих сфер психического.

По С.Л. Рубинштейну, внимание – своего особого содержания не имеет, так как является стороной всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

То есть одни психологи утверждают, что внимание – это активный компонент восприятия, другие относят его к особой характеристике состояния человека, третьи выделяют его в отдельный психический процесс (такой же как ощущение, восприятие, память), а четвертые определяют внимание как сквозной процесс, существующий на всех психических уровнях, так как внимание связано с избирательностью психики, с сознанием.

Получается, что внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким является, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы действительно можем воспринимать, запоминать, мыслить, но при этом не можем 4


быть «заняты вниманием». Поэтому внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Вне зависимости от выполняемой деятельности человека важную роль в ее успешности играет хорошо развитое внимание, которое помогает работать другим психическим познавательным процессам.

Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.

И действительно, нельзя быть внимательным вообще, безотносительно к чему-либо, т.к. внимание проявляется в определенных конкретных психических процессах (человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит логические рассуждения и т.

д.), т.е. внимание обязательно «выцепит» какую-то информацию, мысль, действие; другими словами, чье-то чужое содержание (либо содержание действия, либо познания). Но при этом, не имея своего содержания, внимание проявляется в процессе осуществления восприятия, при запоминании, в ходе мышления и рассуждений. Внимание не самостоятельный психический процесс, а свойство психики человека, отдельная сторона всех психических процессов. Внимание создает наилучшие условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам эффективней отражать действительность. Поэтому эффективное функционирование любого психического процесса становится возможным благодаря вниманию.

Мы внимательны будем, когда не просто слышим, а именно слушаем, даже внимательно прислушиваемся.

Несмотря ни на что, открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяют утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи 5

структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Но тем ни менее, внимание не обнаруживается в чистом виде, но при этом всегда присутствует внимание к чему-либо. Поэтому внимание необходимо трактовать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Т.е. например, если Вы решаете какую-либо задачку по формуле, Вы следите за ходом ее вычислений, не выпуская ничего из виду, обращаете внимание на все, что относится к ее решению, сосредоточиваетесь на нем. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо и обозначается как внимание.

Например, если учитель часто внезапно спрашивает ученика, а он молчит или несет нелепицу, не зная, что отвечать при знании им материала, то значит, он невнимателен к содержанию урока, который для него незначимый, а его внимание в данный момент направлено на что-то другое, более интересное для него.

Внимание очень важный процесс для жизни и деятельности человека, т.к. зависит от него очень много (порой и сама жизнь человека, например, если человек не обратит внимание на дорогу при ее переходе, может попасть под машину и т.д.).

Отсутствие внимания может помешать правильному восприятию людей, предметов, событий, а также невнимательным отношением можно обидеть близких людей.

Поэтому нужно отметить, что за вниманием всегда стоят интересы, потребности, установки и направленность личности. Т.е. только то, что важно и нужно человеку, на то он и будет обращать свое внимание, а все, что ему безразлично, он будет отвлекаться и не реагировать. 6

Скачать 421,87 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Мандат | OHCHR

В последний раз мандат Рабочей группы был продлен резолюцией 51/8 Совета по правам человека от 6 октября 2022 года на трехлетний период.

Мандат

  1. Расследовать случаи лишения свободы, наложенного произвольно или иным образом несовместимого с соответствующими международными стандартами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека или в соответствующих международно-правовых документах, принятых заинтересованными государствами;
  2. Искать и получать информацию от правительств и межправительственных и неправительственных организаций, а также получать информацию от заинтересованных лиц, их семей или их представителей;
  3. Действовать на основании доведенной до его сведения информации о предполагаемых случаях произвольного задержания путем направления срочных призывов и сообщений заинтересованным правительствам с целью прояснить эти случаи и довести их до их сведения;
  4. Проводить полевые миссии по приглашению правительства, чтобы лучше понять ситуацию, сложившуюся в странах, а также основные причины случаев произвольного лишения свободы;
  5. Сформулировать обсуждение вопросов общего характера, чтобы помочь государствам предотвратить и защитить от практики произвольного лишения свободы и облегчить рассмотрение будущих дел;
  6. Представлять Совету по правам человека ежегодный отчет о своей деятельности, выводах, выводах и рекомендациях.

Кроме того, Совет по правам человека призывает Рабочую группу при выполнении своего мандата:

  1. Работать в сотрудничестве и диалоге со всеми, кого касаются представленные ей дела, и в частности с государствами, которые предоставляют информацию, которой следует уделить должное внимание;
  2. Работать в координации с другими механизмами Совета по правам человека, с другими компетентными органами Организации Объединенных Наций и с договорными органами, учитывая роль Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в такой координации, и принимать все необходимые меры во избежание дублирования с этими механизмами, в частности в отношении обработки получаемых им сообщений и полевых миссий;
  3. Выполнять свою задачу осмотрительно, объективно и независимо.

История мандата

Бывшая Комиссия по правам человека занималась ростом произвольных задержаний с 1985 года. В 1990 году она обратилась к Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств с просьбой провести тщательное изучение этого вопроса и представить ей рекомендации по сокращению такой практики.

В то же время забота о гарантиях, которыми должны пользоваться все лица, лишенные свободы, проявилась в принятии Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря88 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

В 1991 году во исполнение рекомендаций, содержащихся в вышеупомянутом докладе Подкомиссии, бывшая Комиссия по правам человека в своей резолюции 1991/42 учредила Рабочую группу по произвольным задержаниям.

В 2006 г. резолюцией 60/251 от 3 апреля 2006 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила Совет по правам человека; которая, в свою очередь, своим решением 1/102 от 13 ноября 2006 г. приняла на себя все полномочия бывшей Комиссии по правам человека.

Мандат Рабочей группы по произвольным задержаниям был изложен в резолюциях Совета по правам человека 15/18, 20/16 и 33/30.

Дополнительную информацию см. в пересмотренном информационном бюллетене № 26.

Исторические события

Празднование 25-летия, 28 ноября 2016 г.

Мероприятие состоялось 28 ноября 2016 г., в зале XXIV Дворца Наций, Женева, Швейцария. Он состоял из круглого стола, состоящего из трех панелей. Целями памятного мероприятия были:

  • Для повышения осведомленности и оценки развития и эволюции WGAD за последние 25 лет;
  • Стимулировать размышления о современных и будущих проблемах и возможностях для работы WGAD; и
  • Предоставить возможность различным глобальным заинтересованным сторонам поделиться своим опытом работы с WGAD с целью сбора передового опыта.

Празднование 20-летия, 14 ноября 2011 г.

Мероприятие состоялось 14 ноября 2011 года в Институте арабского мира в Париже, Франция. Он состоял из круглого стола, состоящего из утренней и дневной панелей:

  • Утреннее заседание: История WGAD и ее развитие за последние 20 лет
  • Послеобеденная сессия: извлеченные уроки и путь вперед

Ответ на: «Обращение внимания на произвольную причинно-следственную связь и точность выводов» Lei et al

Текст статьи

Меню статьи

  • Статья
    Текст
  • Артикул
    информация
  • Цитата
    Инструменты
  • Поделиться
  • Быстрое реагирование
  • Артикул
    метрика
  • Оповещения
PDF

Электронные страницы

Ответ на письмо

Ответ на: «Обращение внимания на произвольную причинно-следственную связь и точность выводов» Lei et al

  1. Синчжун Джин1,
  2. Джульета Руис Бегери2,
  3. Вейя Чжан3,
  4. Кристофер Ли Близзард1,
  5. Петр Отахал1,
  6. 90 007 Грэм Джонс1,
  7. Чанхай Дин1,4,5
  1. 1 Научно-исследовательский институт Мензиса, Тасмания, Университет Тасмании, Хобарт, Тасмания, Австралия
  2. 2 Отделение дерматологии, Больница Австралийского университета, Буэнос-Айрес, Аргентина
  3. 3 Академическая ревматология, Ноттингемский университет, Ноттингем, Великобритания
  4. 4 Кафедра эпидемиологии и профилактической медицины Университета Монаш, Мельбурн, Виктория, Австралия
  5. 5 Научно-исследовательский институт артрита, 1-я дочерняя больница Медицинского университета Аньхой, Хэфэй, Аньхой, Китай
  1. Корреспонденция доктору Чанхай Дину, Научно-исследовательский институт Мензиса, Тасмания, Университет Тасмании, Хобарт, Тасмания 7000, Австралия; Чанхай. Дин{ат}utas.edu.au

http://dx.doi.org/10.1136/annrheumdis-2014-205182

Статистика с сайта Altmetric.com

Запрос разрешений

Служба RightsLink Центра защиты авторских прав. Вы сможете получить быструю цену и мгновенное разрешение на повторное использование контента различными способами.

  • Воспаление
  • НПВП
  • Лечение

Мы хотели бы поблагодарить доктора Zeng et al 1 за комментарии к нашей статье. 2 Пожалуйста, смотрите пошаговый ответ, как показано ниже:

  1. Как указывалось в обсуждении нашей статьи, поперечные срезы и модели случай-контроль не могут установить причинно-следственную связь.2 Вывод о том, что системное воспаление низкой степени может играть большую роль в симптомах остеоартрита (ОА), чем рентгенологические изменения, не обязательно подразумевает причинно-следственную связь. Остается спорным вопрос о том, является ли воспаление причиной прогрессирования заболевания или результатом его проявления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *