Развитие внимания как психического процесса
Введение
Психическая деятельность может протекать целеустремленно и продуктивно лишь при условии сосредоточения человека на деятельности. В каждый отдельный момент сознание человека направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значащими. Ярким примером есть так называемый «феномен вечеринки». Вообразите, что вы находитесь на какой-то вечеринке и захваченные интересной беседой. Неожиданно вы слышите свое имя, которое сказано в другой группе людей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, который происходит в этой группе, но вместе с этим перестаете слышать, о чем говорят в вашей группе. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что думают о вас другие гости, определило изменение направления внимания.
Внимание выполняет три главные функции: 1) направленность деятельности; 2) сосредоточение и углубление в деятельность; 3) контроль и регуляция деятельности.
Под направленностью понимают выборочный характер психической деятельности, невольный или произвольный выбор ее объектов. К понятию направленность включается также сохранение и поддержание деятельности на определенный промежуток времени. Любой педагог знает, что привлечь внимание учеников нетрудно, но сохранить ее на необходимое время бывает нелегко.
Сосредоточение и углубление в деятельность связаны с отвлечением от всего постороннего. При внимательном отношении предмет оказывается в центре внимания нашего сознания, благодаря чему отображение становится ясным и четким, представление и мысли содержатся в сознании к тому времени, пока не будет достигнута цель деятельности. Тем самым внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.
1. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Многозначность определения внимания. Определение внимания
Внимание может направляться на внешние объекты или предметы или на мысли и образы, которые существуют в сознании человека. В последнем случае говорят об интеллектуальном внимании, которое отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек обнаруживает повышенную сосредоточенность на физических действиях, есть смысл говорить о проворном внимании. Все это является свидетельством того, что внимание не имеет собственного познавательного содержания, а лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. Ныне общепринятым есть такое определение внимания:
Внимание — это направленность и сосредоточение сознания на определенном реальном или идеальном объекте, который предусматривает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Внимание, как и любой психический процесс, связан с определенными физиологическими явлениями [2, c. 54].
Вообще физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и хода процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Влияние раздражителя на человека вызывает активизацию мозга, которая обеспечивается ретикулярной формацией. Кроме того, в активизации мозга задействованные диффузная таламическая система, гипоталамические структуры. «Пусковым» механизмом ретикулярной формации является ориентировочный рефлекс. Он является врожденной реакцией организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Этот рефлекс И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?».
Но этого недостаточно для объяснения выборочного характера внимание и необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, которые происходят в организме. В психологической литературе рассматривают две основные группы механизмов, которые осуществляют фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные.
К периферическим механизмам можно отнести настраиваемость органов чувства на восприятие сигнала. Так, прислушиваясь к слабому звуку, человек возвращает главу в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натаскивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке звуковые натягивания барабанной перепонки ослабляется, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Задержка дыхания в моменты высочайшей концентрации внимания также оказывает содействие обострению слуха [2, c. 55].
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних влияний, которые связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. Выделение внешних раздражителей и ход процессов в даном направлению определяется прежде всего силой нервного возбуждения, которая зависит от силы внешнего раздражителя. Более сильные возбуждения удручают более слабые возбуждения, которые возникают одновременно, и определяют ход психической деятельности в соответствующем направлении. Возможное объединение двух или нескольких одновременных раздражителей, которые усиливают действие друг друга. Этот вид взаимодействия возбуждений также есть одним из подпочв выделения раздражения и хода процессов в определенном направлении.
Большое значение для понимания физиологической динамики внимания имеет открытый Ч.Шеррингтоном и использованный И.П.Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно этому закону возбуждения, которое возникает водному участку коры главного мозга, вызывает торможение в других ее участках (так называемая одновременная индукция) или изменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко производятся дифференцирование, успешно образовываются условные связи и т.п. Деятельность же других участков мозга связана в данный момент с тем, что относится к несознаваемой, автоматизированной деятельности человека.
В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают значительную роль в ее динамике нейрофизиологических процессов. В частности выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных судьбах мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, размещенных в лобных отделах. Первый тип нейронов — «детекторы новизны» — активизируются при действии новых стимулов и снижают активность в меру привыкания к ним. В отличие от них нейроны «ожидания» возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. В этих клетках закодированная информация о разных свойствах предметов и в зависимости от потребности, которая возникла, сосредоточивается на определенной стороне. Так, реакция голодного и сытого человека на запах пищи будет разной [4, c. 72-73].
Таким образом, внимание обеспечивается деятельностью системы иерархически связанных между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценная, Это привело к возникновению нескольких психологических теорий внимания.
2. Низшие и высшие формы внимания. Развитие внимания у школьников. Концепция внимания Л.С. Выготского. Этапы развития внимания
В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после произвольное. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один.
Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо по условиям деятельности или отдыха, на досуге, под влиянием разнообразных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. Непроизвольное внимание присуще и человеку, и животным, хотя его возникновение у человека качественно отличается от такого внимания у животных.
В отличие от животных человек может овладевать собственным самопроизвольным вниманием, предмет самопроизвольно сосредоточение может стать предметом сознательного сосредоточения.
Физиологической основой самопроизвольного внимания является безусловно-рефлекторная ориентирующая деятельность. Нейрофизиологическим ее механизмом является возбуждения, которые поступают в кору из подкорковых участков больших полушарий головного мозга.
Непроизвольное внимание возникает тогда, когда сила посторонних раздражителей превышает силу осознано действующих возбуждений, когда субдоминантные возбуждения при определенных условиях, при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в данный момент.
Возбудителями самопроизвольного внимания могут быть не только внешние объекты, обстоятельства, а и внутренние потребности, эмоциональные состояния, стремления, все, что по какому-то поводу волнует человека. Чаще всего это случается тогда, когда человек утомлён, при неблагоприятных условиях труда (жарко, холодно, несвежесть воздуха в помещении) или когда деятельность, которой человек занимается, его не интересует, не требует интенсивной умственной активности.
Непроизвольное внимание является кратковременным, но при определенных условиях в зависимости от силы посторонних раздражителей, действующих на человека, оно может возникать довольно часто, мешая ведущей деятельности.
Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточение личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности.
Основным компонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимой деятельности достаточно длительное время.
Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться со сторонними отвлечениями.
Физиологической основой произвольного внимания является условно-рефлекторная деятельность, способность тормозить ненужные движения и действия. Положительная индукция нервных процессов — одна из основных физиологических устоев произвольного внимания. Следовательно, можно утверждать, что одним из основных нейрофизиологических механизмов произвольного внимания являются участки коры больших полушарий головного мозга, исследователи функций головного мозга считают их механизмом умственной психической деятельности, а следовательно, и произвольного внимания [1, c. 56-57].
В произвольном внимании ведущим является выбор объекта сосредоточения, средств действий, сопровождается борьбой мотивов. Осознание процесса действий, каждого его этапа — главное, что вызывает сосредоточение на каждом этапе деятельности и готовит к сосредоточенности на следующем его этапе. Эта динамика со стороны произвольного внимания требует умения распределения внимания между всей деятельностью — от начала до завершения и между отдельными его этапами.
Основными возбудителями произвольного внимания являются осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Чем сложнее цели и более сложные условия и способы ее достижения, тем меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания. Такая деятельность (а именно такой является учебная и трудовая деятельность) требует надлежащего ее поддержания и управления.
Послепроизвольное внимание, как свидетельствуют опыты и специальные исследования, наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания.
Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает некоторый интерес к ней, а то и захватывает его исполнителя, и внимание набирает признаков непроизвольногососредоточения. Поэтому послепроизвольное внимание называют еще вторичным самопроизвольным вниманием.
В нем напряжение воли ослабевает, а интенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольного внимания. Хотя в послепроизвольном смысле безвольность, сознательное сосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшается, однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, сознательно контролируемый.
Благодаря тому, что интенсивность напряжения в послепроизвольном смысле уменьшается, а интерес к деятельности повышается, она становится продолжительнее и производительнее. Поэтому в процессе деятельности — учебной, трудовой — важно средствами ее организации и методами труда способствовать переходу внимания от произвольного к послепроизвольному.
В учебной деятельности очень важно способствовать появлению у учеников послепроизвольного внимания. Обучение, как известно, является трудной деятельностью и сравнительно быстро утомляющей, особенно тогда, когда содержание урока не представляет интереса. Поэтому послепроизвольное внимание на уроке способствует успешному выполнению учащимися учебных задач и уменьшению субъективного ощущения усталости [4, c. 78].
В зависимости от содержания деятельности внимание направляется либо на внешние, непосредственно данные предметы, явления и движения собственного тела, которые являются объектом ощущений и восприятий, либо на внутреннюю, психическую деятельность.
В этой связи выделяют внешнее или сенсорное и двигательное (моторное) внимание и внутреннее, интеллектуальное внимание. Распределение внимания на внешнее и внутреннее, конечно, условно, но эти формы проявления внимания имеют определенные особенности, которые надо учитывать в организации и управлении учебной, трудовой и спортивной деятельностью человека.
Внешнее внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении в сознании человека.
Оно проявляется в активной установке, направлении органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточении на действующих органах тела — руках, ногах, на их напряжении. Внешнее внимание (сенсорное, двигательное) ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица, мимических и пантомимических выражениях и движениях, в своеобразной готовности выполнять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.
Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует повышению чувствительности, т.е. сенсибилизации органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также темперамента, статических и кинестезических состояний организма и его органов. Сенсибилизация органов чувств, способствует четкому точечному восприятию предметов и явлений, их элементов.
Во внешней среде выделяют сосредоточение на ожидаемых предметах и явлениях — сигналах для действий и движений, как в трудовых и спортивных действиях. Внимание к ожидаемым предметам и явлениям называют пресенсорным и премоторным.
Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) и психических органов и переживаний. Оно ярко проявляется, например, в решении задач мысленно, во вспоминании, соображении мысленно.
Способность концентрироваться на внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение. Такое сосредоточение связано со способностью представлять предметы и процесс действия, мысленно анализировать их. При этом важную роль играет внутреннее вещание. Самосознание невозможно без сосредоточения на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности [3, c. 95-96].
Во время внутреннего внимания чувствительность органов чувств снижается, человек не замечает знакомых, не слышит, что к нему обращаются, отвлекается от выполняемой деятельности.
Поэтому в любой деятельности — трудовой, учебной, спортивной — не рекомендуется одновременно загружать и внешнее и внутреннее внимание, например, загадывать ученикам решить мысленно задания или вспомнить формулу, даты, названия и одновременно демонстрировать средства иллюстрации, воспринимать написанное на доске, наблюдать географическую карту, следить за действием прибора.
Это требует достаточно развитой способности распределять внимание между наружной и внутренней направленной деятельности.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и самовладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя [2, c. 58].
Заключение
Таким образом, у каждого человека по-разному могут быть развиты виды внимания. Но, кроме видов внимания, существует еще одна характеристика внимания, которая показывает его изменения в процессе деятельности степень интенсивности, настройку на объект — это свойства внимания они так же, как и виды, могут быть по-разному развиты у отдельный людей.
Внимание помогает обнаружить изменения в активности познавательно деятельности. При этом объект, на который направлено внимание, становится то более отчетливым, выпуклым, ясным, то вовсе исчезает из поля внимания, или уменьшается отчетливость всего объекта или от дельных его частей, свойств, сторон, особенностей, то отдельные стороны объекта ярко выделяются по сравнению со всем объектом. Эти изменения называют динамической характеристикой внимания, они разнообразны, каждое из них имеет свои особенности и рассматриваются как свойства внимания. Свойства внимания постоянно меняются в зависимости от изменения окружающей обстановки и внутренних особенностей человека, его состояний физических и психических, характера деятельности, этапов деятельности. Кроме того, у каждого человека наблюдаются свои особенности проявления свойств внимания, одни свойства развиты на высоком уровне, другие свойства отстают или протекают с индивидуальными особенностями. В разных видах деятельности человеку нужны разные свойства внимания и сочетание этих свойств Поэтому внимание можно считать показателем профессиональной пригодности в некоторых видах деятельности. В психологии изучены шесть свойств внимания: концентрация, объем, распределение, колебание, устойчивость, переключение.
Список использованной литературы
- Велитченко, Л. Общая психология [Текст] : справочник-конспект / Л. К. Велитченко ; Южный науч. цент АПН Украины. — О. : Н. П. Черкасов, 2007. — 271 с.
- Психология [Текст] : учеб. пособ. для студентов вузов / [С. А. Колот и др.] ; Одес. нац. политехн. ун-т, Каф. социологии и психологии. — 4-е изд., стер. — О. : Бахва, 2012. — 183 с.
- Психология [Текст] : учеб. пособие для студ. всех спец. / Азаркина Е. В., Бродецкая Т. Г., Колот С. Я., Ясюк Т. В. ; Одес. нац. политехн. ун-т, Каф. социологии и психологии. — О. : Бахва, 2003. — 183 с.
- Русланов, Д. Психология [Текст] / Д. В. Русланов. — Донецк : Заславский А. Ю., 2011. — 416 с.
А. Г. Маклаков общая психология
Скачать 6,73 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 607
- Навигация по данной странице:
- Заместитель заведующего редакцией
Cерия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА А. Г. МАКЛАКОВОБЩАЯПСИХОЛОГИЯРекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин ПИТЕР Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2001
Маклаков Анатолий Геннадьевич ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Серия «Учебник нового века»
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5 Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. . Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Каталог: docs -> 2018 04 11 docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика 2018 04 11 -> Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода 2018 04 11 -> Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Скачать 6,73 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 607
База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Внимание к когнитивной психологии — 1457 слов
Содержание
- Аннотация
- Внимание
- Тело
- Список литературы
Abstract
В этой статье исследуется несколько опубликованных статей, в которых предлагается отчет о внимании в отношении когнитивной психологии. Взаимодействие между людьми и природой дает когнитивные преимущества для развития внимания (Berman, Jonides, & Kaplan, 2008).
Внимание по-разному влияет на человеческую память, и развитие памяти зависит от внимания (Cowan, Elliott, Saults, Morey, Mattox, Hismjatullina, & Conway, 2005). Внимание важно, когда люди рассматривают объекты и изображения в реальных условиях (Torralba, Oliva, Castelhano, & Henderson, 2006).
Способность людей контролировать свое внимание не улучшается от компьютерных игр (Murphy & Spencer, 2009). Рабочая память человека во многом зависит от его способности к вниманию (Redick & Engle, 2006). Путем введения лекарственного препарата, называемого метилфенидатом, осложнения синдрома дефицита внимания могут быть улучшены (Aron, Dowson, Sahakian, & Robbins, 2003). Люди могут менять места и по-прежнему идентифицировать другие изображения, несмотря на то, что они сосредоточили свое внимание на определенных объектах (Koelewijin, Bronkhorst, & Theeuwes, 2009).).
Различные факторы, влияющие на внимание, были выделены выше, и это является основой для исследования. В этой статье основное внимание уделяется тому, как люди могут сосредоточить свое внимание на одном конкретном изображении, не отвлекаясь на миллионы раздражителей в окружающей среде.
Внимание
В первые годы психологических исследований внимательно изучалось внимание. Внимание описывается как процесс овладения умом в ясной форме одной мыслью из нескольких других одновременных объектов. Внимание вводит подход обработки информации.
Считается, что познание вернулось в психологию благодаря вниманию. Внимание требует, чтобы люди отвлекались от некоторых объектов или изображений, чтобы можно было сосредоточить внимание на других элементах. Внимание помогает людям справляться с различными конкретными действиями с небольшим вмешательством множества раздражителей, которые могут отвлекать их внимание. Основная цель этого исследования — посмотреть, как людям удается сосредоточить свое внимание на одном конкретном объекте в окружающей среде, хотя существуют и другие элементы, отвлекающие внимание.
Тело
Внимание — это способность человека концентрироваться и фокусироваться на конкретной задаче. Несколько исследований показали, что человеческий мозг не способен работать в многозадачном режиме в событиях, требующих внимания: люди выбирают тип информации, которую они хотят воспринять; в нескольких исследованиях утверждалось, что, не имея внимания, люди не могут воспринимать.
При исследовании внимания исследователи считали внимание ограниченным ресурсом, поскольку, когда внимание требуется для выполнения конкретной задачи, его нет для другой. В процессах выбора массажа задействованы некоторые центральные нервные системы.
Эффект избирательного внимания зависит от содержания информации, переносимой конкретными сообщениями. Избирательное внимание, также известное как эффект коктейльной вечеринки, предполагает, что человек слушает то, что кто-то говорит, в то время как он/она игнорирует остальные разговоры в доме. Эффект коктейльной вечеринки может также относиться к тенденции обнаруживать важную информацию, которая исходит от других стимулов. В другом случае дайвер слушает радио во время вождения автомобиля (Cowan et al., 2005).
Взаимодействие человека с природой приносит когнитивные преимущества, особенно в развитии внимания. Способности к направленному вниманию восполняются там, где в естественной среде мало стимулов. В городских районах есть несколько раздражителей, которые затрудняют восполнение способностей внимания. Люди добиваются лучших результатов в концентрации внимания, когда они находятся в естественной среде. Природная среда играет большую положительную роль в восполнении способностей направленного внимания (Berman et al., 2008).
Синдром гиперактивности, также известный как Синдром дефицита внимания, представляет собой осложнение, которое увеличивает дефицит внимания у большинства детей. Однако в последнее время он сохраняется у взрослых. Хотя уже существовали механизмы для разработки лекарства от синдрома дефицита внимания для взрослых, некоторые из них были реализованы. Было доказано, что метилфенидат (MPH) оказывает положительное влияние на людей, страдающих синдромом гиперактивности (ADD).
Исследования пытаются определить, является ли основной причиной СДВ постоянное переключение внимания или неспособность человека удерживать внимание. В зрелом возрасте синдром дефицита внимания считается стойким. Благодаря применению метилфенидата можно значительно улучшить состояние при синдроме дефицита внимания (Aron et al., 2003).
Исследование внимания — это аспект, который изучается в когнитивной психологии. Внимание относится к тому, как люди обрабатывают определенную информацию, которая существует в их окружении. Большинство людей, как правило, медленнее определяют цвета на квадрате, когда слово, сопровождающее его, предполагает различный цвет. В этом случае чтение считается автоматическим процессом, а называние цветов — контролируемым процессом.
Автоматическая обработка не требует внимания. С другой стороны, контролируемая обработка требует внимания. Существует массивная корреляция между вниманием и памятью. Внимание оказывает несколько эффектов на человеческую память. Рабочая память и внимание имеют большую взаимозависимость. Память и внимание одновременно страдают с возрастом. Чем больше человек становится старше, тем выше шансы забыть события. Внимание важно, когда речь идет о запоминании и обработке информации (Cowan et al., 2005).
Людям довольно сложно сосредоточиться более чем на одном объекте или изображении одновременно. Исследователи утверждают, что людям нравится видеть изображения, которые привлекают их внимание во время визуального внимания. Однако они игнорируют и не акцентируют внимания на других объектах.
Преимущества или преимущества внимания достижимы только тогда, когда не учитывается специфика внимания. Люди по-прежнему идентифицируют изображения, которые находятся далеко от области их внимания, если внимание сфокусировано. Люди могут менять местоположение и узнавать другие объекты, несмотря на то, что их внимание сосредоточено на определенных изображениях (Koelewijn et al., 2009).).
Возможности рабочей памяти играют важную роль, когда речь идет о способности контролировать когнитивные процессы человека. Способность людей контролировать память — это объем их рабочей памяти. Рабочая память человека во многом зависит от способности контролировать внимание (Redick & Engle, 2006).
Некоторые люди считают, что видеоигры улучшают внимание. Тем не менее, люди, которые чрезмерно играют в видеоигры, и те, кто не играет в видеоигры, почти в равной степени привлекают внимание. У игроков в компьютерные игры улучшилось временное внимание, и это единственная существующая разница между теми, кто играет, и теми, кто не играет.
Поэтому утверждать, что компьютерные и видеоигры помогают улучшить внимание, не стоит. Видеоигры не влияют на способность людей контролировать свое внимание (Murphy & Spencer, 2009).
Для понимания естественной сцены крайне необходимо внимание. Когда внимание сосредоточено на конкретных изображениях, люди не могут распознать естественную сцену из-за отсутствия внимания к ее особенностям (Cohen et al., 2011).
Несмотря на то, что были проведены исследования по определению внимания людей, особенностям внимания людей уделялось мало внимания. При поиске предметов и изображений в реальной жизненной ситуации люди используют свои знания. Люди, как правило, полагаются на свои знания и опыт при поиске предметов в конкретных местах, представляющих интерес.
При поиске конкретных предметов внимание человека сосредоточено на деталях, а не на всей локации или области, где обыскиваются предметы. Внимание важно для людей, чтобы видеть предметы и изображения в реальных жизненных ситуациях (Torralba et al. , 2006).
В заключение, внимание было описано как способность концентрироваться только на одном конкретном стимуле. Исследования показывают, что человеческий мозг не способен обращать внимание на различные раздражители. Что человек обращает внимание только на интересующий его стимул и игнорирует остальные стимулы. Внимание может быть как зрительным, так и слуховым.
Исследования показали, что компьютерные игры также не улучшают способность внимания игроков в компьютерные игры. Молодые люди способны обращать внимание на стимулы, которые являются как релевантными, так и нерелевантными, но в большинстве случаев фильтруют нерелевантную информацию. С другой стороны, внимание взрослых в основном сосредоточено на релевантных стимулах, и отфильтрованная информация в большинстве случаев актуальна. Исследования также показали, что по мере того, как люди становятся старше, их способность к вниманию снижается.
Избирательное слуховое внимание также известно как эффект коктейльной вечеринки. Эффект коктейльной вечеринки — это ситуация, при которой человек может реагировать только на один стимул, игнорируя остальные в среде с несколькими стимулами. Избирательное внимание лучше всего проявляется, когда люди вовлечены в конкретные задачи.
Природа считается полезной для развития внимания посредством взаимодействия между людьми и природой. Когда людей просят искать объекты в их окружении, они, как правило, не обращают особого внимания. Они применяют последнюю имеющуюся у них информацию об этих объектах, прежде чем искать их.
Подавляющее большинство людей не могут назвать определенные цвета, когда названия этих цветов написаны разными цветами. Это означает, что при концентрации внимания способность решать проблемы требует, чтобы люди применяли избирательное внимание. Изучение внимания в когнитивной психологии не является новым явлением. Это исследование тщательно изучило внимание и дало ответ на вопрос, почему люди могут обращать внимание только на один стимул и игнорировать остальные.
Список литературы
Арон А.Р., Доусон Дж.Х., Саакян Б.Дж. и Роббинс Т.В. (2003). Метилфенидат улучшает ингибирование реакции у взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Биологическая психиатрия, 54 (1), 1465-1468.
Берман М.Г., Джонидес Дж. и Каплан С. (2008). Познавательные преимущества взаимодействия с природой. Психологическая наука, 19 (12), 1207-1212.
Коэн, Массачусетс, Альварес, Г.А. и Накаяма, К. (2011). Восприятие естественной сцены требует внимания. Психологическая наука, 22 (9), 1165-1172.
Коуэн, Н., Эллиотт, Э.М., Солтс, Дж.С., Мори, К.С., Маттокс, С., Хисмятуллина, А. и Конвей, А.Р.А. (2005). О способности внимания: ее оценка и роль в рабочей памяти и когнитивных способностях. Когнитивная психология, 51 (1), 42-100.
Коэлевейн, Т., Бронкхорст, А. и Теувес, Дж. (2009). Слуховой и визуальный захват во время сосредоточенного зрительного внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 35 (5), 1303-1315.
Мерфи, К. и Спенсер, А. (2009). Игра в видеоигры не улучшает навыки визуального внимания. Журнал статей в поддержку нулевой гипотезы, 6 (1), 1-2.
Редик, Т.С. и Энгл, Р. В. (2006). Объем рабочей памяти и производительность Attention Network Test. Прикладная когнитивная психология, 20 (1), 713-721.
Торральба, А., Олива, А., Кастельхано, М.С. и Хендерсон, Дж. М. (2006). Контекстное управление движениями глаз и вниманием в сценах реального мира: роль глобальных признаков в поиске объектов. Психологический обзор, 113 (4), 766-786.
Избирательное внимание
Избирательное внимание — это когнитивный процесс, при котором человек обращает внимание на один или несколько сенсорных входов, игнорируя другие. Избирательное внимание можно сравнить с тем, как узкое место ограничивает скорость потока жидкости.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка сверху вниз и снизу вверх
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Гештальт-законы: сходство, близость и замыкание
- Избирательное восприятие
Узкое горлышко не позволяет жидкости сразу попасть в корпус бутылки; скорее, он позволяет жидкости поступать в определенных количествах в зависимости от скорости потока, пока вся она не попадет в корпус бутылки. Избирательное внимание необходимо для того, чтобы мы сознательно обращали внимание на сенсорные стимулы таким образом, чтобы не испытывать сенсорной перегрузки.
Существуют три модели избирательного внимания. Это модели внимания Бродбента, Трейсмана и Дойча и Дойча. Их также называют моделями внимания с узким местом, потому что они объясняют, почему мы не можем одновременно обращать внимание на все сенсорные входные данные на сознательном уровне.
Модель фильтра Бродбента
В 1958 году Дональд Бродбент предложил модель фильтра внимания, которая утверждает, что существует сенсорный буфер, куда попадают все сенсорные стимулы в любой момент времени. Один из сенсорных входов выбирается на основе физических свойств раздражителей. Затем этот вход пропускают через фильтр. Бродбент считал, что фильтр необходим для предотвращения перегрузки системы обработки информации. Те сенсорные входы, которые не были выбраны, временно сохраняются в сенсорном буфере до тех пор, пока они не будут обработаны. Однако, если они не обрабатываются, эти сенсорные входы, которые остаются в сенсорном буфере, могут распасться или исчезнуть.
Бродбент провел эксперимент, используя задачу дихотического прослушивания, в которой он посылал одно сообщение на правое ухо человека и другое сообщение на другое ухо. Исследование привело Бродбента к выводу, что люди будут повторять сообщения в том порядке, в котором они отправляются на слух, а не в том порядке, в котором они были услышаны.
Теория затухания Трейсмана
Энн Трейсман предложила свою теорию избирательного внимания в 1964 году. Его теория основана на более ранней модели Бродбента. Трейсман также считал, что этот человеческий фильтр выбирает сенсорные входы на основе физических характеристик. Однако она утверждала, что оставленные без присмотра сенсорные входы (те, которые не были выбраны фильтром и остаются в сенсорном буфере) скорее ослабляются фильтром, чем устраняются. Затухание — это процесс, при котором невыбранные сенсорные входы обрабатываются с пониженной интенсивностью. Например, если вы выборочно прислушиваетесь к звонящему телефону в комнате, где есть телевизор, плачущий ребенок и разговаривающие люди, последние три источника звука приглушаются или уменьшаются в громкости. Однако, когда плач ребенка становится громче, вы можете обратить свое внимание на ребенка, потому что звуковой сигнал все еще присутствует, а не теряется.
Deutsch и Deutsch
В 1963 году компания Deutsch & Deutsch предложила модель позднего отбора, которая объясняла, что вся информация, как посещаемая, так и необслуживаемая, подвергается анализу на предмет значения. После такого анализа происходит отбор сенсорного входа. Одним из факторов, который оказывает большое влияние на выбор входных данных, является актуальность информации во время обработки.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.