Внимание психология: Психология внимания | Издательство МЦНМО

внимание психология

7.1.Проблема внимания в психологии.

Проблема внимания вызывает у исследователей значительные трудности в трактовке тех феноменов, которые за ним стоят.

Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами.

  • Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

  • Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит равным доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений,— внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами — так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

  1. внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;

  2. сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;

  3. увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;

  4. избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;

  5. ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

Внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятиями доминанты, активации и ориентировочной реакции.

Понятие «доминанта» это очаг возбуждения, который не только господствует и тормозит другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливается под влиянием действия посторонних возбуждении. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.

Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга — ретикулярная формация.

Понятие «ориентировочный рефлекс» введено И.П.Павловым и связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляемой через общее оживление и ряд избирательных реакций. И.П.Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». Ориентировочные реакции имеют ясный биологический смысл и выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, к числу которых принадлежат поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение кожно-гальванической и сосудистых реакций, вменение дыхания, возникновение явлений десинхронизации в биоэлектрической активности мозга. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю. Такое привыкание является очень важным механизмом в развитии познавательной активности ребенка. При этом достаточно лишь незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась.

Другой взгляд на механизмы внимания сложился в рамках когнитивной психологии. В 1958 г. Д.Бродбент в книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющего канал передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил значительное число моделей внимания. Все модели такого рода можно условно разделить на модели ранней и поздней селекции. Модели ранней селекции (к ним прежде всего относится модель Д.Бродбента) предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных признаков фильтром, работающим по принципу «все или ничего». Модели поздней селекции (наиболее известной является модель Д.Навона) предполагают, что вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего отобранная информация сохраняется в памяти, а неотобранная очень быстро забывается. Были предложены также различные компромиссные варианты.

С.Л. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания.

По мнению этого ученого, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности».

Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Ф.Добрынин. Он считал внимание формой проявления активности личности и полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью ученый понимал выбор деятельности и поддержание этого выбора, а под сосредоточенностью — углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.

В теории П.Я.Гальперина внимание рассматривается как процесс контроля за действиями. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т.д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, в которых показывается, насколько сложной является задача совмещения двух действий.

Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды приобретают все большую популярность в современных западных концепциях внимания.

7.2.Виды и свойства внимания.

Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:

  • непроизвольное;

  • произвольное;

  • послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П.Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий — раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают, услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей.

Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово — в русском тексте; треугольник — рядом с квадратами. В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогичным образом воспринимается и движение предметов. Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания — в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте. Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека.

Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует. Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте, и т.д. Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека, в большой мере определяющие выбор объекта внимания. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.

  • Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т. д.).

  • Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.

  • Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.

  • Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов. Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации — вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают ка к характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.

  • Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.

Следует отметить, что существуют кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом и не влияющие на продуктивность его деятельности, например в случае моргания. Такие колебания неизбежны.

Внимание и память — Педагогика и психология (Психология)

Внимание  и  память

План лекции:

1. Определение понятия внимания. Направленность и сосредоточенность внимания.

2. виды внимания

3. Свойства внимания

4. Определение памяти, виды памяти. Модель памяти.

5. Некоторые законы памяти.

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях и т. д. Почему же наша психическая деятельность все же не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Внимание обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания.

Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.

Что же такое внимание?

 Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника (студента), выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность −

1. преднамеренный или непреднамеренный выбор объектов психической деятельности.

2. сохранение выбора объектов психической деятельности на определенный промежуток времени.

Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется

Сосредоточенностьэто качество внимания характеризующее большую или меньшую углубленность в деятельность при одновременном отвлечении от всего постороннего

Страдающие шизофренией имеют ослабленное внимание. Таким образом, неподходящий стимул или ненужная часть предыдущей мысли легко их отвлекают. Такие малозначимые стимулы, как трещинки на кирпиче или интонация, могут отвлечь внимание от всей сцены или от основного смысла говорящего. Как вспоминает один бывший пациент

«Со мной произошло не что иное, как поломка фильтра, и винегрет бессвязных стимулов отвлекал меня от вещей, которым я должен был отдавать мое нераздельное внимание»

Этим утром, когда я была в Хилсайде (название больницы), я делала кино. Я была окружена кинозвездами. Оператором рентгеноскопии был Питер Лофорд. Охранником был Дон Ноте. Тот доктор-индеец в здании 40 был Лу Костелло. Меня зовут Мэри Поппинс. Эту комнату покрасили в синий цвет, чтобы расстроить меня? Моя бабушка умерла через месяц после моего восемнадцатилетия.

основные виды внимания

Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное

Непроизвольное внимание − автоматическое внимание, не требующее сознательного волевого контроля. Результат ориентировочного рефлекса (Павлов назвал его − рефлекс «Что такое?»)

Что вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:

1. Относительная сила раздражителя.

2. Неожиданность раздражителя.

3. Движущиеся предметы.

4. Новизна раздражителя.

5. Контрастные предметы или явления.

6. Внутреннее состояние человека.

пример различные блестящие, сверкающие украшения, зачем они нужны ─ что бы привлечь внимание к определенной части тела, поэтому, если у вас красивый аккуратный носик ─ можно воткнуть сережку, красивая шея ─ длинные раскачивающиеся сережки, если хотите подчеркнуть стройную талию ─ пояс с большой пряжкой.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

Свойства внимания

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Устойчивость. Способность длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.

От чего зависит устойчивость внимания? Представьте — Вы машинист электропоезда, необходимо постоянно поддерживать внимание на дороге, в частности ни в коем случае не спать, почему этого так трудно добиться?

Или еще пример Вы сидите на лекции (надеюсь не по психологии), говорят о чем то непонятном, и Вас слабо затрагивающем — что происходит с устойчивостью внимания?

Одним из главных факторов обеспечивающих устойчивое внимание является −

ü связь с актуальными потребностями субъекта

ü Эмоциональный фон

ü Динамичность ситуации

2. Концентрация. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

Случай с ньютоном, случай с Бородиным (известный композитор и химик)

Бородин ехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог сразу вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это  время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя, ради Бога, как тебя зовут?».

1. Переключаемость внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому, от одного объекта внимания к другому.

a. Произвольным ─  связано с волевым контролем субъекта над своим восприятием;  имеет очень большое значение для жизнедеятельности субъекта.

b. Непроизвольным (отвлечение внимания) ─ что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Очень сильно отвлекают внимание раздражители

§ внезапные

§ прерывистые

§ сильные

2. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 7 объектов, у ребенка не более 2-3)

Пример «Игры индейцев»

память

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

виды памяти

С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации

—  Сенсорная

—   Кратковременная.

Долговременная − оперативная и вечная


Модель памяти

.

Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической и (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.

Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.

Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25-35%, а через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Сенсорная память  Мгновенная регистрация сенсорной информации в системе памяти. Информация хранится доли секунды со 100% точность (фотографический отпечаток). Затем, если она не переводится в кратковременную память, она безвозвратно утрачивается

Если информация оказывается в 1)фокусе внимания и 2)оценивается как нужная (фактор мотивации) она переводится в кратковременную память. Кратковременная память

Кратковременную память часто называют рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенных операций в процессе какой-то деятельности. Например, при чтении предложения в этом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельных букв или предыдущих слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения. Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо она сразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.

Для кратковременной памяти верен закон «7 ±2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов.

Например, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них.

.

Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации.

Кратковременная память. Информация хранится ограниченное время (до 20 сек.). Объем ограничен. Как правило 7+/ 2.

Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающие объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала. Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, «опорная» мысль, то мы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частей будет подчинено закону «7 ± 2». Таким образом происходит укрупнение единиц информации

Пример человеческих действие то ключ мотивов совершается чего мотив эмоции разгадке ради (эту фразу вынести в начало лекции и предложить запомнить, дав 2 минуты на запоминание)

Мотив — то ради чего совершается действие. Эмоции — ключ к разгадке человеческих мотивов.

Сознательная обработка информации, в частности, выявление смысла в десятки раз повышает эффективность запоминания.

Долговременная (вторичная) память — простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, в долговременной памяти выделяют оперативную память  (от 20 сек до десятков часов).

Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 с.

Выделяют еще так называемую «вечную» или третичную память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти

законы памяти

1. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоминания.

2. внимание и постановка цели запомнить являются важным условием запоминания.

Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным.

ОПЫТ

Описание знакомых предметов

           Ручки

           Тетрадки

           Описать меня (мою ручку)

           Соседа по парте

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

3. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

4. осмысленное запоминание в десятки раз эффективнее по сравнению с запоминанием механическим.

осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Так, один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними.

Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». И так далее. С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слов и более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении

5. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. (фактор мотивации) Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы

Рекомендуем посмотреть лекцию «3. Земля как планета.».

6. распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний.

Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность детей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в новые и новые связи.

7. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после-однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

8. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

9. память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Самая важная концепция в когнитивной психологии

В сегодняшней рабочей среде никогда не было так сложно сосредоточиться на работе . Мы постоянно боремся с шквалом уведомлений и сообщений из социальных сетей, а также наших рабочих инструментов, таких как Slack и Gmail. По мере того, как работа с фокусом становится все более неуловимой, те, кто может успешно ее развивать, становятся все более ценными.

Как пишет Кэл Ньюпорт в Глубокая работа , «Способность выполнять глубокую работу становится все более редкой в ​​то самое время, когда она становится все более ценной в нашей экономике. Как следствие, те немногие, кто развивает этот навык, а затем делает его основой своей трудовой жизни, будут процветать».

Имея это в виду, избирательное внимание, возможно, является наиболее важным понятием в когнитивной психологии. Понимание того, как избирательное внимание работает в нашем мозгу, поможет нам разработать более эффективные схемы для управления нашим вниманием и улучшения концентрации.

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание относится к акту сосредоточения внимания на конкретной информации в окружающей среде с отфильтровыванием неважных деталей. Сюда входит как слуховое, так и зрительное внимание.

В своей жизни мы постоянно пользуемся избирательным вниманием. Избирательное внимание также называют эффектом коктейльной вечеринки, который относится к вашей способности слушать один разговор в оживленном ресторане, наполненном шумом, светом, движением и другими отвлекающими раздражителями. Другой пример слухового избирательного внимания — ответ на телефонный звонок во время вождения.

Без селективного внимания мы были бы слишком когнитивно перегружены стимулами, чтобы функционировать большую часть дня. Основная концепция избирательного внимания включает игнорирование нерелевантной информации. Это очень важно, так как психологи все чаще считают, что внимание — это ограниченный ресурс.

Оригинальные теории избирательного внимания

Внимание является одной из изучаемых концепций в психологии, исследованиях мозга и когнитивной нейронауке, первые исследования которой относятся к 1858 году. количество теорий.

Модель фильтра Бродбента

Одна из первых теорий избирательного внимания была разработана Дэниелом Бродбентом. Бродбент предположил, что стимулы фильтруются очень рано в процессе познания, при этом одни стимулы отфильтровываются через узкое место, а другие пропускаются. Бродбент предположил, что фильтрация стимулов основана на физических свойствах, таких как цвет, громкость, направление и высота звука.

Теория затухания Трейсмана

Психолог Энн Трейсман построила теорию Бродбента с одним существенным отличием. В нескольких исследованиях Трейсман доказал, что первоначальный фильтр ослабляет, а не устраняет нерелевантную информацию. Это означает, что люди все еще могут обрабатывать значение информации, на которой они не полностью сосредоточены.

Модели выбора памяти

Модели выбора памяти, основанные на теориях Бродбента и Трейсмана. В моделях выбора памяти посещаемая и автоматическая информация оценивается на основе значения информации на втором этапе после начальной фильтрации.

Кендра Черри приводит отличный пример этого, а также объясняет эффект вечеринки с коктейлем:

Представьте, что вы находитесь на вечеринке и слушаете разговор в компании друзей. Внезапно вы слышите, как ваше имя упоминается группой людей поблизости. Несмотря на то, что вы не слушали этот разговор, слуховые стимулы, ранее остававшиеся без внимания, немедленно привлекли ваше внимание, основываясь на значении, а не на физических свойствах.

Теории ресурсов

В последние годы исследователи все чаще соглашаются с тем, что внимание в человеческом мозгу является ограниченным ресурсом, который можно разделить только на фиксированный объем информации. Это означает, что мы можем сосредоточить свое внимание только на определенном количестве источников в любой момент времени.

Избирательное внимание и ваша продуктивность

В эпоху смартфонов и компьютеров тот факт, что наше внимание является ограниченным ресурсом, оказывает большое влияние на то, как мы подходим к работе, сосредоточению внимания и продуктивности.

Уберите все отвлекающие факторы

В современном мире у нас есть бесконечное количество отвлекающих факторов в течение рабочего дня. Наши сотовые телефоны и компьютеры производят постоянный поток уведомлений и сообщений. Эти отвлекающие факторы исходят как от личных, так и от рабочих инструментов, таких как Slack и Gmail. Эти отвлечения приводят нас к разделённому вниманию.

Зная, что наше внимание — ограниченный ресурс, неудивительно, что время для концентрации становится все более редким и трудным. Недавно мы писали о том, как телефоны снижают вашу способность концентрироваться, даже если они не отвлекают вас активно.

Чтобы избавиться от этих отвлекающих факторов, вы можете предпринять следующие действия , если хотите избежать рассеянного внимания и улучшить концентрацию:

  1. Уберите телефон из комнаты.
  2. Закройте все ненужные приложения и веб-сайты.
  3. Отключить все уведомления.

При выполнении этих действий удаляются те источники информации, которые отвлекают ваше внимание от когнитивных функций.

Прекращение многозадачности

Поскольку внимание является ограниченным ресурсом, разделение нашего внимания во время многозадачности снижает нашу способность выполнять задачи. Исследования показывают, что многозадачность может снизить производительность на целых 40%. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что люди, которые активно работают в режиме многозадачности, хуже справляются с сортировкой релевантной и нерелевантной информации.

Доктор Роберт Ф. Борнштейн, профессор психологии Университета Адельфи, утверждает: «На самом деле невозможно писать текстовые сообщения (или общаться в чате) и уделять достаточное внимание другой ресурсоемкой задаче (например, редактированию документа). Каждая задача «исчезает». из кратковременной памяти. Затем мы должны перефокусироваться, чтобы восстановить эту информацию, когда мы переключаем наше внимание обратно на исходную задачу, что требует времени и усилий».

Сокращение многозадачности означает, что мы удерживаем одну задачу в нашем внимании и рабочей памяти. Это улучшает обработку информации и позволяет вам быть более продуктивным и делать больше.

Оптимизация для периодов интенсивной концентрации

Чтобы оптимизировать свою производительность, полезно выделять явные периоды времени для интенсивной концентрации. Вы можете использовать такой метод, как тайм-боксинг, чтобы назначать периоды времени, чтобы сосредоточиться на одной задаче. Это хорошо работает с избирательным вниманием, потому что позволяет убрать все отвлекающие факторы и сконцентрировать все свое внимание на одной задаче сразу.

Следите за вниманием и концентрируйтесь

Нельзя улучшить то, что нельзя измерить. Невозможно узнать, улучшаете ли вы свое внимание, не измеряя его. Джеймс Клир пишет в своей статье об избирательном внимании: «Единственный способ выяснить, что работает, а что нет, — это измерить свои результаты. Если вы будете повторять этот цикл в течение 20 лет, то в конечном итоге вы научитесь сосредотачиваться на том, что имеет значение, и игнорировать то, что не имеет значения». Вы можете использовать трекер производительности, такой как Rize, чтобы отслеживать свое внимание и точно видеть, какие приложения или сайты вас отвлекают.

Заключение

Нас перегружают информацией. Те, кто может фильтровать данные и выборочно заниматься самой важной работой, будут более продуктивными и успешными. Улучшение вашего избирательного внимания улучшит то, как вы обрабатываете информацию. Это, в свою очередь, повысит вашу производительность и качество работы. Избирательное внимание и способность отфильтровывать увеличивающийся объем информации останутся одними из самых важных концепций когнитивных наук в ближайшие годы.

Источники

  1. https://www. verywellmind.com/what-is-selective-attention-2795022
  2. Broadbent DE. Восприятие и общение. Лондон: Пергамон Пресс; 1958.
  3. https://www.simplypsychology.org/attention-models.html .
  4. Трейсман А.М. Избирательное внимание у человека . Британский медицинский бюллетень. 1964;20(1):12-16. doi:10.1093/oxfordjournals.bmb.a070274.
  5. https://psychology.wikia.org/wiki/Selective_attention  
  6. Офир Э., Насс С., Вагнер А.Д. Когнитивный контроль в медиа многозадачности . ПНАС США. 2009;106(37):15583-15587. doi:10.1073/pnas.0903620106
  7. https://www.psychologytoday.com/us/blog/big-career-corner/201011/are-we-multi-tasking-our-way-zero-productivity
  8. https://jamesclear.com/selective-attention  

Фото Romain Vignes — простой интеллектуальный счетчик времени, который улучшает концентрацию и помогает выработать лучшие рабочие привычки.

Исследования сетей внимания как модели интеграции психологической науки

. 2007;58:1-23.

doi: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085516.

Майкл I Познер 1 , Мэри К. Ротбарт

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Орегонского университета, Юджин, Орегон 97403-1291, США. [email protected]
  • PMID: 17029565
  • DOI: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085516

Майкл I Познер и др. Анну Рев Психол. 2007.

. 2007;58:1-23.

doi: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085516.

Авторы

Майкл I Познер 1 , Мэри К. Ротбарт

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Орегонского университета, Юджин, Орегон 97403-1291, США. [email protected]
  • PMID: 17029565
  • DOI: 10.1146/annurev.psych.58.110405.085516

Абстрактный

Как указывал Титченер более ста лет назад, внимание находится в центре психологического предприятия. Исследование внимания исследует, как произвольный контроль и субъективный опыт возникают и регулируют наше поведение. В последние годы внимание было одной из самых быстрорастущих областей когнитивной психологии и когнитивной нейронауки. В этом обзоре рассматривается внимание, характеризующееся связью общих нейронных сетей с индивидуальными различиями в их эффективном использовании. Развитие сетей внимания частично определяется генами, но также открыто для конкретного опыта через действия опекунов и культуру. Мы считаем, что связь между нейронными сетями, генами и социализацией обеспечивает общий подход ко всем аспектам человеческого познания и эмоций. Следование этому подходу может обеспечить основу для психологии, которая объединяет социальные, культурные, дифференциальные, экспериментальные и физиологические области и позволяет нормальному развитию служить основой для понимания различных форм патологии. ДЕЛАТЬ. Хебб предложил этот подход 50 лет назад в своей книге «Организация поведения» и продолжил вводными учебниками, которые рассматривали все темы психологии в общих рамках. Использование общего сетевого подхода к психологической науке может создать основу для прогнозирования и понимания человеческого поведения в его различных формах.

Похожие статьи

  • Нейропсихологическая теория и результаты исследований синдрома дефицита внимания/гиперактивности: состояние дел и важные проблемы на ближайшее десятилетие.

    Нигг Джей Ти. Нигг Джей Ти. Биол психиатрия. 2005 июнь 1; 57 (11): 1424-35. doi: 10.1016/j.biopsych.2004.11.011. Epub 2005, 5 января. Биол психиатрия. 2005. PMID: 15950017 Обзор.

  • Междисциплинарные взгляды на внимание и развитие саморегуляции.

    Бергер А., Кофман О., Ливнех У., Хеник А. Бергер А. и др. Прог Нейробиол. 2007 г., август; 82 (5): 256–86. doi: 10.1016/j.pneurobio. 2007.06.004. Epub 2007 22 июня. Прог Нейробиол. 2007. PMID: 17651888 Обзор.

  • Нейробиология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

    Нарбона-Гарсия Х., Санчес-Карпинтеро Р. Нарбона-Гарсия Дж. и др. Преподобный Нейрол. 28 февраля 1999 г. Приложение 2: S160-4. Преподобный Нейрол. 1999. PMID: 10778507 Обзор. Испанский язык.

  • Нейрофизиологические основы и нейропсихологический подход к изучению детской гиперактивности.

    Полаино-Лоренте А., Кабаньес Х. Полаино-Лоренте А. и др. Преподобный Эсп Фисиол. 1989; 45 Дополнение: 255-63. Преподобный Эсп Фисиол. 1989. PMID: 2701763 Обзор. Испанский язык.

  • [Структурная и функциональная нейроанатомия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)].

    Эмонд В., Джоял С., Пуассан Х. Эмонд В. и др. Энцефал. 2009 г.35 апреля (2): 107-14. doi: 10.1016/j.encep.2008.01.005. Epub 2008 7 июля. Энцефал. 2009. PMID: 19393378 Обзор. Французский.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Дисфункция дорсолатеральной префронтальной коры, вызванная заданием типа «гонять/не идти» у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: исследование функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области.

    Ву Т, Лю С, Ченг Ф, Ван С, Ли С, Чжоу Д, Чжан В. Ву Т и др. Фронтальные нейроски. 2023 28 марта; 17:1145485. doi: 10.3389/fnins.2023.1145485. Электронная коллекция 2023. Фронтальные нейроски. 2023. PMID: 37056303 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимодействие между когнитивными искажениями, контролем внимания и симптомами социальной тревожности: сетевой и кластерный подход.

    Клаус Н., Такано К., Виттекинд К.Э. Клаус Н. и др. ПЛОС Один. 7 апреля 2023 г .; 18 (4): e0282259. doi: 10.1371/journal.pone.0282259. Электронная коллекция 2023. ПЛОС Один. 2023. PMID: 37027432 Бесплатная статья ЧВК.

  • Конкретное, но не общее снижение внимания и исполнительной функции с возрастом: сведение поперечных и продольных данных на протяжении взрослой жизни.

    Се С., Чен Э. Х. Хси С. и др. Фронт Псих. 2023 15 марта; 14:1108725. дои: 10.3389/fpsyg.2023.1108725. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 37008838 Бесплатная статья ЧВК.

  • Долгосрочные и специфичные для медитации модуляции мозговой связи, выявленные с помощью многомерного анализа паттернов.

    Гвидотти Р., Д’Андреа А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *