Тест по конфликтологии, 30 вопросов с ответами
?Конфликтология как наука возникла:
*в XIX в
!в XX в
!вместе с возникновением человечества
?Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между:
*сознательной и бессознательной структурами
!между любыми внутриличностными структурами
!сознательными тенденциями
!бессознательными установками
?Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:
!роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта
*позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий
!стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта
?Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей участников конфликта:
*судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы
!свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы
!субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы
?Ресурсы сторон конфликта — это:
!материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте
*общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован
!знания, умения и навыки конфликтантов
?К этапам конфликта относятся:
*тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия
!эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие
!инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт
?Стратегия поведения в конфликте основывается на:
*модели заинтересованности в собственном успехе
!модели двойной заинтересованности
!модели заинтересованности в успехе другого
?Стратегия сотрудничества:
!свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности
!ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
*приводит к разрешению конфликта
?Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте
?
!Компромисс, критика, борьба
!Борьба, уход, убеждение
*Уступка, уход, сотрудничество
?С точки зрения трансактного анализа к конфликтогенам можно отнести:
!присоединение
!нахождение в позиции родителя
*пересечение трансакций
?К поведенческим конфликтогенам можно отнести:
!редукцию сознательной части психики
!общение с конфликтными личностями
*проявление агрессии, превосходства, эгоизма
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослый»:
!проявляет чувство вины, руководит, уточняет ситуацию
!работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных
*требует, покровительствует, руководит
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенок»:
!оценивает, проявляет чувство беспомощности
*подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию
!проявляет чувство обиды, шалит, подчиняется
?Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:
!признание реальности конфликта
*расширение социальной среды конфликта
*использование угроз в адрес оппонента
?Спиральная модель эскалации конфликта предполагает:
!принцип дополнительного схизмогенеза
!принцип симметричного схизмогенеза
*агрессивно-оборонительный принцип
?Жесткие тактики поведения в конфликте:
*ориентируются на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента
!всегда используются только после применения мягких и нейтральных
!их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности
?Стратегия соперничества:
!характеризует человека как эгоиста
*ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции
!ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
?К групповым конфликтам относятся:
*группа — группа
!личность — группа
!микрогруппа — руководитель
!личность — группа, группа — группа
?Интегративное разрешение конфликта означает:
*соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате
!достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя
*разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших
?К информационным технологиям регулирования конфликта принадлежит:
!обеспечение ровного психологического климата
!снижение социальной напряженности
*устранение слухов
?Предупреждение конфликта представляет собой:
!вид деятельности, направленный на ограничение конфликта
!управление конфликтом с целью его легитимации
*превентивную форму управления конфликтом
?Снятие избыточной агрессии — это:
!механизм внутриличностной защиты
!форма самовоспитания личности
*форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов
?Медиация — это:
!вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта
!ограниченный арбитраж
*любое посредничество
?Содержание управления конфликтом включает в себя:
*прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
!прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение
!диагностику, предупреждение, регулирование, завершение
?Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:
!предупреждения конфликта
!стимулирования конфликта
*разрешения конфликта
*регулирования конфликта
?Стимулирование конфликта предполагает:
*форму управления конфликтом
!диагностику существующей ситуации в коллективе
!разрешение текущих проблем
?Легитимизация конфликта — это:
!обращение к посреднику
!достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
*создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
?Институциализация конфликта — это:
!создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
*достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
!определение места и времени переговоров по существу конфликта
?Что относится к форме завершения конфликта:
!уступка, компромисс, уход, соперничество
*перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение
!разрешение, уход, отмена, убеждение
Виды внутриличностных конфликтов (А.
Маслоу, З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, К.Левин, А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов и др.) — СтудопедияПоделись
Внутриличностные конфликты
Понятие внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).
Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:
• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.
• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.
• Латентностъ. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить.
Виды внутриличностных конфликтов (А.Маслоу, З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, К.Левин, А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов и др.)
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В.
Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А, Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С.
4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле — при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен). Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 2001. — с. 129-130
10.2 Понимание конфликта | Организационное поведение
Цели обучения
- Определение конфликта.
- Понимание различных типов конфликтов.
- Адрес, всегда ли конфликт является отрицательным.
Давайте подробнее рассмотрим такие социальные проблемы, как конфликты, чтобы понять, как они могут вывести из строя как компании, так и отдельных лиц, и что делать, чтобы предотвратить такие последствия для вас. В этой главе вы увидите, что управление конфликтами и участие в эффективных переговорах являются ключом к эффективному организационному поведению как внутри организации, так и в повседневной жизни. Конфликты варьируются от мелких неприятностей до откровенного насилия. Например, только в Соединенных Штатах один миллион рабочих (18 000 человек в неделю) подвергается нападению на работе. Одним из основных способов избежать эскалации конфликтов до этих уровней является понимание причин конфликта и разработка методов управления потенциальными негативными последствиями. Переговоры — один из наиболее эффективных способов уменьшения конфликта, который также будет подробно рассмотрен в этой главе.
Подобно тому, как конфликты могут варьироваться от незначительных до крупных, переговоры различаются по своим последствиям. Переговоры с высокими ставками на работе могут означать разницу между выживанием компании и ее гибелью. С другой стороны, мы регулярно занимаемся мелкими переговорами, например, договариваемся с коллегой о том, какой фильм посмотреть. Может быть, вы пойдете на уступку: «Хорошо, мы будем смотреть то, что вы хотите, но я выбираю, где мы будем есть». Может быть, вы держитесь жестко: «Я ничего не хочу смотреть, кроме комедии». Возможно, вы даже ищете третий вариант, который взаимно удовлетворил бы обе стороны. Независимо от уровня, управление конфликтами и тактика ведения переговоров являются важными навыками, которым можно научиться. Во-первых, давайте более подробно рассмотрим конфликт.
Конфликт — это процесс, в котором люди расходятся во мнениях. Исследователи отмечают, что конфликт похож на обычную простуду. Все знают, что это такое, но понять его причины и способы лечения гораздо сложнее. Как мы отмечали ранее, конфликт может варьироваться от незначительных разногласий до насилия на рабочем месте. Кроме того, внутри организаций могут возникать конфликты трех типов. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.
Виды конфликтов
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт возникает внутри человека. Например, когда вы не уверены в том, чего ожидаете или хотите, или чувствуете, что не можете выполнить задачу, вы испытываете внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт может возникнуть из-за различий в ролях. Менеджер может захотеть наблюдать за работой подчиненного, полагая, что такой контроль является необходимой частью работы. Подчиненный, с другой стороны, может рассматривать такой обширный надзор как микроуправление или свидетельство отсутствия доверия. Ролевой конфликт, еще один тип внутриличностного конфликта, включает наличие двух разных должностных инструкций, которые кажутся взаимоисключающими. Этот тип конфликта может возникнуть, если вы являетесь главой одной команды, но также являетесь членом другой команды. Третий тип внутриличностного конфликта связан с ролевой неопределенностью. Возможно, вам дали задание найти тренера для программы обучения деловому письму компании. Вы можете не знать, кого нанять — известного, но дорогого тренера или местного, неизвестного, но дешевого тренера. Если вам не дали указаний о том, что ожидается, вы можете бороться с несколькими вариантами.
Межличностный конфликт
Рисунок 10.2 О конфликте между Майклом Деллом (показан здесь) и Стивом Джобсом Дэвид Йоффи, профессор Гарвардской школы бизнеса, который внимательно следит за компьютерной индустрией, отмечает, что конфликт может быть связан с их разногласиями с точки зрения того, чтобы быть из разных поколений и иметь разные стили управления. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Michael_Dell,_square_crop.jpg.
Межличностный конфликт возникает между людьми, такими как коллеги, менеджер и сотрудник или руководители и их сотрудники. Например, в 2006 году генеральный директор Airbus SAS Кристиан Штрайфф ушел в отставку из-за конфликта с советом директоров по таким вопросам, как реструктуризация компании. Отставка генерального директора Airbus отражает глубокие структурные проблемы компании. Этот пример может отражать хорошо известную тенденцию среди руководителей компаний. По одной оценке, 31,9% генеральных директоров уволились со своих постов из-за конфликта с советом директоров. Руководители конкурирующих компаний также могут иметь публичные конфликты. В 1997 году Майкла Делла спросили, что он будет делать с Apple Computer. «Что бы я сделал? Я бы закрыл его и вернул деньги акционерам». Десять лет спустя Стив Джобс, генеральный директор Apple Inc., указал, что он явно затаил обиду, когда он ответил на Делла в электронном письме своим сотрудникам, заявив: «Команда, оказалось, что Майкл Делл не идеален. в предсказании будущего. Судя по сегодняшнему закрытию фондового рынка, Apple стоит больше, чем Dell». Отчасти их давние разногласия проистекают из их разногласий. Межличностный конфликт часто возникает из-за конкуренции, как показывает пример Dell/Apple, или из-за различий в характере или ценностях. Например, стиль одного человека может заключаться в том, чтобы «следовать интуиции» при принятии решений, в то время как другой человек хочет принимать решения, основанные на фактах. Эти различия приведут к конфликту, если люди придут к разным выводам. Многие компании страдают из-за межличностных конфликтов. Сохранение конфликтов вокруг идей, а не индивидуальных различий важно для предотвращения эскалации конфликта.
Межгрупповой конфликт
Рисунок 10.3 Конфликты, такие как забастовка пилотов Air Canada, могут иметь волновые последствия. Например, материнская компания Air Canada пригрозила расторгнуть контракт с Boeing на 6,1 млрд долларов на поставку новых самолетов, если они не смогут договориться с пилотами, которые будут их летать. Последствия конфликта, подобные этим, могут затронуть тех, кто работает на этом заводе Boeing в Сиэтле, штат Вашингтон. Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:Boeing_Factory_2002.jpg.
Межгрупповой конфликт — это конфликт, происходящий между различными группами. Типы групп могут включать различные отделы или подразделения компании, а также профсоюзы и руководство или конкурирующие компании, которые обслуживают одних и тех же клиентов. Департаменты могут конфликтовать по поводу бюджетных ассигнований; профсоюзы и руководство могут не согласиться с правилами работы; поставщики могут конфликтовать друг с другом по качеству деталей. Слияние двух групп вместе может привести к трениям между группами, особенно если между ними есть скудные ресурсы, которые нужно разделить. Например, в том, что было названо «самой трудной и упорной трудовой проблемой при слиянии авиакомпаний», пилоты Canadian Air и Air Canada оказались втянутыми в годы личных и юридических конфликтов, когда списки стажа двух авиакомпаний были объединены после слияние. Стаж — ценный и дефицитный ресурс для пилотов, потому что он помогает определить, кто летает на самых новых и самых больших самолетах, кто получает лучшие маршруты полетов и кому больше всего платят. В ответ на потерю стажа бывшие пилоты Canadian Air устраивали пикеты на собраниях акционеров, угрожали заболеть и постоянно конфликтовали с пилотами Air Canada. Конфликты с летчиками продолжаются до сих пор. История прошлых конфликтов между организациями и сотрудниками затрудняет новые сделки.
Всегда ли конфликты плохи?
Большинству людей не нравится конфликт, но всегда ли конфликт плох? Конфликт может быть дисфункциональным, если он парализует организацию, приводит к неоптимальной работе или, в худшем случае, приводит к насилию на рабочем месте. Удивительно, но умеренное количество конфликтов может быть здоровой (и необходимой) частью жизни организации. Чтобы понять, как выйти на положительный уровень конфликта, нам необходимо понять его первопричины, последствия и инструменты, помогающие управлять им. Воздействие слишком сильного или слишком слабого конфликта может нарушить производительность. Если конфликт слишком низкий, то производительность низкая. Если конфликт слишком высок, производительность также имеет тенденцию быть низкой. Цель состоит в том, чтобы удерживать уровни конфликта в середине этого диапазона. Хотя желание определенного уровня конфликта может показаться странным, средний уровень конфликта, связанного с заданием, часто рассматривается как оптимальный, поскольку он представляет собой ситуацию, в которой происходит здоровое обсуждение идей.
Рисунок 10.4 Перевернутая U-связь между производительностью и конфликтом
Конфликт задач может быть полезен при определенных обстоятельствах, например, на ранних стадиях принятия решений, потому что он стимулирует творчество. Однако в долгосрочной перспективе это может помешать решению сложных задач. Личные конфликты, такие как личные нападки, никогда не бывают здоровыми, потому что они вызывают стресс и страдания, которые подрывают производительность. Худшие случаи личных конфликтов могут привести к издевательствам на рабочем месте. В корпорации Intel все новые сотрудники проходят четырехчасовой учебный модуль, чтобы научиться «конструктивной конфронтации». Содержание программы обучения включает в себя позитивное отношение к другим, использование фактов, а не мнений для убеждения других, и сосредоточение внимания на имеющейся проблеме, а не на вовлеченных людях. «Мы не тратим время на оборону или принятие вещей на свой счет. Мы преодолеваем все это и переходим к проблемам», — отмечает тренер из Университета Intel. Успех обучения остается неясным, но наличие этой программы свидетельствует о том, что Intel понимает потенциально положительный эффект от умеренного уровня конфликта. Исследования, посвященные эффективным командам во времени, показали, что они характеризуются низким, но растущим уровнем конфликта процессов (как мы добиваемся цели?), низким уровнем конфликта отношений с ростом к концу проекта (личные разногласия между членами команды). ) и умеренные уровни конфликта задач в середине временной шкалы задачи.
Key Takeaway
Конфликт может быть проблемой для отдельных лиц и организаций. Существует несколько различных типов конфликтов, в том числе внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Умеренный конфликт может быть здоровой и необходимой частью жизни организации.
Упражнения
- Какие типы конфликтов могут возникать у людей на работе? Какой тип вы испытали больше всего?
- Каковы основные причины конфликтов на работе?
- Объясните, как недопонимание может быть связано с конфликтом на работе.
1.2 Уровни и типы конфликтов – Управление конфликтами
Уровни конфликта
Рисунок 1.1 Различные уровни конфликта. Изображение: Колледж Фаншоу. Исходное изображение, лицензия CC BY-NC-SA 4.0. [Нажмите, чтобы увеличить].В дополнение к различным взглядам на конфликт существует несколько различных уровней конфликта. Под уровнем конфликта мы имеем в виду количество лиц, вовлеченных в конфликт. То есть конфликт внутри одного человека, между двумя людьми, между двумя или более группами или между двумя или более организациями? Уровень может влиять как на причины конфликта, так и на наиболее эффективные средства его разрешения. Можно выделить четыре уровня: внутри личности (внутриличностный конфликт), между двумя сторонами (межличностный конфликт), между группами (межгрупповой конфликт) и между организациями (межорганизационный конфликт).
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт возникает внутри человека. На рабочем месте это часто является результатом конкурирующих мотивов или ролей. Мы часто слышим о ком-то, у кого есть конфликт приближения-избегания; то есть они и притягиваются, и отталкиваются от одного и того же объекта. Точно так же человека могут привлекать две одинаково привлекательные альтернативы, такие как два хороших предложения работы (конфликт подходов), или отталкивать две одинаково неприятные альтернативы, такие как угроза увольнения, если не удастся найти сотрудника, виновного в нарушении правил. правила компании (конфликт избегания-избегания). Внутриличностный конфликт может возникнуть из-за различий в ролях.
Конфликт ролей возникает, когда существуют конкурирующие потребности в нашем времени, энергии и других ресурсах. Например, конфликт может возникнуть, если вы являетесь главой одной команды, но одновременно являетесь членом другой команды. У нас также может быть конфликт между нашими ролями на работе и теми ролями, которые мы играем в личной жизни.
Другой тип внутриличностного конфликта связан с ролевой двусмысленностью . Возможно, вам дали задание найти тренера для программы обучения деловому письму компании. Вы можете не знать, кого нанять — известного, но дорогого тренера или местного, неизвестного, но дешевого тренера. Если вам не дали указаний о том, что ожидается, вы можете бороться с несколькими вариантами.
Межличностный конфликт
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт — это конфликт, возникающий между различными группами и часто связанный с разногласиями по поводу целей, ценностей или ресурсов. Типы групп могут включать различные отделы, профсоюзы сотрудников или руководство компании или конкурирующие компании, которые обслуживают одних и тех же клиентов. Департаменты могут конфликтовать из-за бюджетных ассигнований, профсоюзы и руководство могут не соглашаться с правилами работы, а поставщики могут конфликтовать друг с другом из-за качества деталей.
Слияние двух групп вместе может привести к трениям между группами, особенно если есть ограниченные ресурсы, которые нужно разделить между группой. Например, в том, что было названо «самой трудной и упорной трудовой проблемой при слиянии авиакомпаний», пилоты Canadian Air и Air Canada оказались втянутыми в годы личных и юридических конфликтов, когда списки стажа двух авиакомпаний были объединены после слияние (Стойкевич, 2003). Стаж — ценный и дефицитный ресурс для пилотов, потому что он помогает определить, кто летает на самых новых и самых больших самолетах, кто получает лучшие маршруты полетов и кому больше всего платят. В ответ на потерю стажа бывшие пилоты Canadian Air устраивали пикеты на собраниях акционеров, угрожали заболеть и постоянно конфликтовали с пилотами Air Canada. История прошлых конфликтов между организациями и сотрудниками затрудняет новые сделки. Поскольку канадская авиакомпания WestJet в настоящее время готова поглотить Sunwing, WestJet заявила, что будет соблюдать существующие профсоюзные соглашения (Mallees, 2022). Межгрупповой конфликт может быть самой сложной формой конфликта из-за количества вовлеченных лиц. Коалиции могут образовываться и приводить к менталитету «мы против них». Здесь также есть возможность для групп сформировать изолированные способы мышления и решения проблем, тем самым позволяя групповому мышлению развиваться и процветать.
Межорганизационный конфликт
Наконец, мы можем наблюдать межорганизационный конфликт t в спорах между двумя компаниями одной отрасли (например, разногласия между производителями компьютеров по поводу стандартов компьютеров), между двумя компаниями разных отраслей или секторов экономики (например, конфликт между интересов в сфере недвижимости и защитников окружающей среды в вопросах планирования землепользования) и даже между двумя или более странами (например, торговый спор между США и Россией). В каждом случае обе стороны неизбежно чувствуют, что достижение их целей расстраивается другой стороной.
Типы конфликтов
Если мы хотим понять конфликт, нам нужно знать, какой тип конфликта присутствует. Можно выделить как минимум четыре типа конфликтов:
- Конфликт целей может возникнуть, когда один человек или группа людей хотят другого результата, чем другие. Это просто столкновение по поводу того, чьи цели будут преследоваться.
- Когнитивный конфликт может возникнуть, когда один человек или группа придерживаются идей или мнений, несовместимых с другими. Часто когнитивные конфликты коренятся в различиях во взглядах, убеждениях, ценностях и мировоззрениях, а идеи могут быть связаны с глубоко укоренившейся культурой, политикой и религией. Этот тип конфликта возникает, когда чувства или эмоции (установки) одного человека или группы несовместимы с чувствами или эмоциями других.
- Аффективный конфликт наблюдается в ситуациях, когда два человека просто не ладят друг с другом.
- Поведенческий конфликт возникает, когда один человек или группа делает что-то (т. е. ведет себя определенным образом), что неприемлемо для других. Одежда для работы, которая «оскорбляет» других, и использование ненормативной лексики являются примерами поведенческого конфликта.
Каждый из этих типов конфликтов обычно вызывается разными факторами, и каждый из них может привести к очень разным реакциям человека или группы. Важно отметить, что существует много типов конфликтов и что не все исследователи используют одну и ту же четырехтипную классификацию. Например, доктор Эми Галло (2015) охарактеризовала конфликт как коренящийся в отношениях, задачах (что делать), процессе (как что-то делать) или статусе. В любом случае, когда мы оказываемся в конфликтной ситуации, может быть полезно попытаться сделать шаг назад и определить, к какому типу относится конфликт. Также может быть полезно признать, что то, что может выглядеть как конфликт целей, на самом деле может также иметь компоненты аффективного или когнитивного конфликта.
Адаптированные работы
«Конфликт и переговоры» в журнале «Организационное поведение» компании OpenStax лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0.
«Урегулирование конфликтов и переговоров» в области человеческих отношений от Saylor Academy находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Unported License без указания авторства в соответствии с запросом первоначального создателя произведения или лицензиара.
Ссылки
Mallees, N. A. (2022, 2 марта). WestJet Airlines приобретает Sunwing: Бюро по конкуренции заявляет, что рассмотрит предложенную сделку. Новости Си-би-си . https://www.cbc.ca/news/business/westjet-sunwing-acquisition-1.6370021
Галло, А. (4 ноября 2015 г.). 4 типа конфликтов и как ими управлять [Подкаст]. В Harvard Business Review . https://hbr.org/podcast/2015/11/4-types-of-conflict-and-how-to-manage-them
Стойкевич, Р.