Внутриличностный конфликт предполагает: Внутриличностные конфликты

что это такое и 9 способов решения

Внутренний конфликт приносит отягчающий и отрицательный опыт. Это связано с длительным противостоянием структур внутреннего мира (эмоций, желаний, целей) человека. Это отражается на отношениях с другими людьми и способности принимать решения. В таком состоянии человеку сложно выработать определенный стиль поведения, контролировать свою реакцию на события внешнего мира.

Часто решения, которые мы принимаем, могут оказать глубокое влияние на нашу жизнь. Таким образом, критическая природа этой мысленной борьбы может вызвать у нас чувство сильного беспокойства и разочарования.

Что такое внутренний конфликт?

Внутренний конфликт — это борьба между противоречащими друг другу психологическими убеждениями, желаниями, моральными побуждениями или чувствами, происходящая внутри человека. Психологи также используют термин «когнитивный диссонанс», когда речь идет о противоположных и непоследовательных мыслях, убеждениях, установках. Такая умственная борьба может возникнуть в связи с личными отношениями, рабочими обязанностями, религиозными догмами, моральными взглядами или социальной идеологией.

Конструктив и деструктив.

Внутриличностные конфликты бывают конструктивные и деструктивные.

Первые способствуют формированию и развитию полезных качеств: решительности, самостоятельности, психической устойчивости, характера. Примером здесь является борьба с вредными привычками. Она тренирует силу воли, самоотверженность, способность игнорировать личные желания на благо других или себя.

Деструктивный внутриличностный конфликт усугубляет двойственность личности. Со временем это может закончиться жизненным кризисом, лишить человека уверенности в себе, развить невротические реакции. Длительное недовольство жизнью, сознание собственной неполноценности являются примерами внутриличностных конфликтов деструктивного типа. Они препятствуют адаптации к новым ситуациям, постоянно подвергая человека стрессу.

Пройти тест на уверенность в себе

Как решить внутренний конфликт?

Вот, что нужно сделать для начала:

1. Прекратить игнорировать внутренний голос.

Невозможно решить проблему, не признав ее. Иногда мы пытаемся игнорировать и заглушать внутренний диалог, потому что чувствуем, что у нас нет времени, энергии или ресурсов, чтобы справиться с вопросами, которые поднимутся на поверхность. Вместо этого мы откладываем внутренний разговор, но проблема только усугубляется. Чтобы решить внутренний конфликт, необходимо начать разговор, который наше сознание пытается вести с нами, относясь к себе внимательно, без осуждения и с искренним желанием помочь.

2. Обозначить конфликт.

Внутренняя борьба − бесконечный процесс. Но чем лучше человек преуспевает в этом, тем больше он удовлетворен своей жизнью. Это, конечно, потребует некоторых усилий, но оно того стоит. Необходимо:

  • выписать свои ценности, желания, мечты, правила;
  • назначить каждому значение от 1 до 100, где 100 − самый высокий приоритет;
  • записать все факторы, мешающие реализовать каждый пункт в списке − независимо от того, внешние это факторы или саботаж;
  • повторять это упражнение каждые три месяца.

3. Стать осознанным.

Неразрешенный внутренний конфликт истощает, мозг работает сверхурочно, пытаясь решить проблему, в которой сам человек сознательно не участвует. Ясность устраняет умственный, эмоциональный хаос, делает счастливее, повышает продуктивность.

Если проблема не имеет конструктивных факторов и развивается в течение длительного времени, то следует применить способы решения внутриличностного конфликта.

4. Компромисс.

Человек должен задать себе вопрос о предпочтительном выборе (например, между своими потребностями и социальными нормами), постараться ответить честно, приводя достаточно веские аргументы. Сделав выбор, нужно его придерживаться.

5. Уход.

Этот метод требует на мгновение отойти от ситуации, снимая с себя ответственность за ее срочное решение. Это помогает сбалансировать мысли, чувства, а также по-другому взглянуть на ситуацию. В качестве диверсии можно использовать фантазии, мечты. Не все проблемы требуют немедленного решения. Наш мозг постоянно работает в фоновом режиме, и многим знаком эффект, когда озарение внезапно приходит, пока мы заняты другими делами или во сне.

6. Переориентация.

Заключается в изменении отношения субъекта к ситуации, вызвавшей внутренние противоречия. Например, человек просто должен изменить угол своего зрения, возможно, укоренившийся в попытках точно соответствовать внешним требованиям, чтобы правильно проанализировать результат.

Стоит попробовать визуализировать конфликт. Можно представить себя адвокатом одной из сторон, озвучив все соображения и цели, которых она пытается достичь. Затем проделать то же самое на стороне оппонента. Например, человек хочет похудеть и съесть пиццу прямо сейчас. Сторона, которая требует пиццы, возможно просто пытается заполнить эмоциональную пустоту или хочет отдохнуть, получить удовольствие (счастье). Сторона, которая желает похудеть, возможно просто хочет чувствовать себя привлекательной, и в конечном счете, более счастливой. Возможно, решение, которое было бы приемлемо для обеих сторон, состоит в том, чтобы дать себе низкокалорийное угощение.

7. Сублимация.

Это переключение внимания и активности в область, которая приносит положительные эмоции (например, творчество или спорт). Он особенно эффективен в решении кризиса в личной сфере, помогает снять напряжение, изменить подход к проблеме. Передача психической энергии в другие сферы − творческую деятельность, спорт, музыку пр. помогает не просто отвлечься, а расширив кругозор, узнать больше о себе, открыть новые способы действия и избавиться от «туннельного зрения» − синдрома зацикленности на одной части проблемы без более общего понимания ситуации.

8. Исправление.

Это построение адекватного отношения к собственному «Я». Обычно требуется в случае с недостаточной самооценкой. Однако рекомендуется рассмотреть этот метод вместе со специалистом или доверенным лицом, чтобы не нарушать объективности. Низкая или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неспособностью признать реальное положение вещей. Иногда люди адекватно оценивают себя, но хотят, чтобы другие оценивали их иначе. Успешное решение внутриличностного конфликта зависит от устранения такого оценочного диссонанса.

9. Репрессии.

Вероятно, самый сложный способ разрешения внутриличностных конфликтов. Предполагает влияние на неконструктивные желания или стремления, их подавление с целью активизации других внутренних качеств и ресурсов. Это общий метод, помогающий стать более зрелой личностью. Работа с психологом, тренинги, саморазвитие не гарантируют отсутствие внутренних противоречий, но точно помогают легче с ними справляться. Постоянно совершенствуясь, человек становиться цельной личностью, познает себя, свои границы, не навязанные извне желания и многие противоречия исчезают сами собой.

Конечно, противоречия каждого человека индивидуальны. Универсального метода лечения не существует. Иногда требуется новый или профессиональный взгляд, помощь специалиста, чтобы найти безопасный выход из неприятной ситуации. Урегулирование внутреннего конфликта, длительного и напряженного, необходимо, потому что игнорирование его может вызвать серьезные психические расстройства и даже трагические события.

Пройти тест на самооценку

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Введение. Внутриличностный конфликт – сложное психологическое явление, имеющее важное значение для внутренней жизни личности, ее адаптивности, благополучия в межличностных отношениях, успешности в труде социальной жизни. В силу того, что спектр внутриличностных конфликтов достаточно широк, невозможно в одном исследовании обозначить все типы конфликтов. В данной работе мы будем рассматривать конфликты, имеющие отношение к ценностно-мотивационной сфере личности, которая обеспечивает регуляцию всех видов активности личности и наиболее тесно связана с проблемами ее самореализации, мотивации, удовлетворенности трудом и жизнедеятельностью. Диагностика внутриличностного конфликта обусловлена необходимостью учитывать динамический и структурный аспекты данного явления. Первый отражает особенности протекания конфликта, его зарождение, обострение и затухание или разрешение, а второй – специфику взаимодействия участвующих в конфликте структур. В статье сделан акцент на структурном аспекте. В качестве предмета диагностики выступают ценностный, мотивационный и ценностно-мотивационный конфликты.

Теоретическая часть. Внутриличностные конфликты представляют широкую группу психологических явлений, которые обозначаются такими синонимичными понятиями как психологические конфликты, личностные конфликты, внутренние конфликты личности, интрасубъектные, интраперсональные конфликты [6]. Внутриличностный конфликт может приводить к развитию личности, ее выходу на новый духовный уровень или кризисам [4], дезорганизации и дезинтеграции поведения [9, 10], дезадапатации личности[15].

Сущность внутриличностного конфликта определяется отечественными психологами по-разному. Он рассматривается как «противостояние двух начал в душе человека», воспринимаемое им как психологическая проблема, требующая разрешения, как явление внутреннего мира человека, возникающее на основе сознания и самосознания, в структуру которого входит противостояние двух или нескольких равносильных мотиваций [7], как столкновение разных личностных образований (полей, мотивов, интересов и т. п.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями [5], или как состояние структур личности, при котором в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выбрать приоритеты [8].

Таким образом, внутриличностный конфликт представляет противоречие различных структур личности и психических образований, достигшее определенной степени остроты и актуальности. Наличие противоречий осознается личностью, их разрешение вызывает затруднение и сопровождается эмоциональными переживаниями.

В.С. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт как состояние дезинтеграции личности, выражающейся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, который является результатом острой неудовлетворенности глубоких и актуальных мотивов и отношений личности [10]. Следовательно, внутриличностные конфликты можно рассматривать как отражение сложных взаимоотношений человека с социальной и природной реальностью, способов существования, самоосуществления и развития в мире.

А.Р. Лурия рассматривал психологический конфликт как один из существенных механизмов дезорганизации поведения человека [9]. И.В. Курбатов считал, что нормативный или ненормативный характер внутриличностного конфликта определяется остротой противоречий между конфликтующими структурами, их направленностью, вызывающей психическое напряжение и мерой этого напряжения, которая, находясь на оптимальном уровне, обеспечивает нормативный характер конфликта [7]. Оптимальная мера напряжения возможна лишь при недостаточно высокой остроте противоречий. Ф.Е. Василюк, указывает, что «угол между направлениями в нормальном, не невротическом конфликте меньше 180 градусов» [4]. Следовательно, структуры, участвующие во внутриличностном конфликте, не всегда являются антагонистическими и стремятся к взаимному уничтожению, ставя человека перед выбором между одной из них. Поэтому под внутриличностным конфликтом следует понимать не только столкновение и противоречие, но и несовместимость, несоответствие структур или тенденций личности [12, 15].

Степень несоответствия характеризуется А.В. Сивцовой понятием «мера противоречия», которая количественно выражена «коэффициентом противоречия» [14]. Только при определенных значениях данного коэффициента стоит говорить о наличии внутреннего конфликта, а не просто о внутриличностных затруднениях или жизненных кризисах. Таким образом, внутриличностный конфликт характеризует взаимодействие структур внутреннего мира, их разнонаправленность и противоречивость, наличие психоэмоционального напряжения, состояние сомнения, выбора, принятия решения, которое может быть затруднено вследствие появления сильных негативных эмоциональных переживаний.

Внутриличностные конфликты отличает поверхностность-глубина противоречий, которые могут быть локализованы в поверхностном или ядерном пространстве личности. Значимой характеристикой является длительность психологического конфликта. Наиболее сложными для разрешения являются затяжные, длительные психологические конфликты, которые снижают эффективность деятельности и могут тормозить развитие личности, переходить в кризисы и невротические расстройства [1, 4].

Также в качестве неотъемлемых характеристик психологического конфликта рассматривают их высокую устойчивость по сравнению с другими видами конфликта, обусловленную влиянием большого количества личностных факторов, и наличием в системе внешних факторов сложных социальных отношений и критической жизненной ситуации, приводящих к обострению противоречий [1, 4].

Выделяют четыре уровня проявления внутриличностного конфликта:

На психофизиологическом уровне нарушается равновесие процессов возбуждения и торможения. Появляются реакции, которые характеризуются преобладанием процессов возбуждения или торможения при выраженном «распаде структуры реактивного процесса» [9]. Когнитивный уровень связан с осознанием своего состояния как проблемного, с пониманием его причин, выявлением структурных единиц конфликта, заниженной самооценкой, способностью или неспособностью принимать решения, делать выбор [1, с.268]. Эмоциональный уровень проявляется в негативных чувствах и эмоциях, неустойчивости настроения, чувстве несостоятельности, различных формах агрессии, включая аутоагрессию и депрессию [1; 6; 15]. На поведенческом уровне для человека характерно снижение качества, интенсивности деятельности, негативный фон общения, необоснованность требований к другим, завышенный или заниженный уровень притязаний [1].

В качестве интегральных проявлений внутриличностного конфликта выделяют длительную устойчивую дезинтеграцию личности, выраженную в нарушении прежней структуры личности, изменении связи и соотношения мотивов и отношений личности [10], психологическую дезадаптацию, которую Е.Б. Фанталова описывает как состояние, возникающее по законам психосоматической связи в результате стойкого рассогласования в мотивационно-личностной сфере между смыслообразующими мотивами деятельности и не обеспечивающими их мотивами-стимулами [16], дезинтеграцию поведения, возникающую из-за попыток человека сохранить нарушенное равновесие между тормозными процессами и процессами возбуждения, нарушение которого приводит к возникновению отклоняющегося поведения, то есть поведения, которое характеризуется преобладанием процессов возбуждения или торможения [9, с. 23].

Структура внутреннего конфликта представляет совокупность устойчивых связей элементов конфликта, которая обеспечивает его целостность и тождественность самому себе, в отличие от внешних социальных явлений, которые его детерминируют [12]. К числу таких подструктур относят сознательное и бессознательное [8], мотивы, установки, смыслы межличностного общения, социально ориентированные потребности, ценности, жизненные стратегии [16].

В случае, когда в качестве структурных единиц конфликта выступают ценности и мотивы, можно говорить о ценностном, мотивационном и ценностно-мотивационном конфликте. Наиболее изученным в настоящее время является ценностный конфликт, под которым понимают острое переживание, которое влечет за собой состояние дезинтеграции, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противодействий между разнонаправленными ценностями личности [17], рассогласование ценностей разного уровня [3], рассогласование между ценностью и доступность значимого материального и нематериального предмета [16]. Мотивационный конфликт, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова – конфликт между различными образованиями мотивационного характера, между желаниями, стремлениями, намерениями, мотивами, интересами. Его можно охарактеризовать как конфликт между «хочу» и «хочу» [1, с. 270]. Ценностно-мотивационный конфликт можно рассматривать как состояние наличия ценности, но отсутствия побудительной силы мотива или слабой выраженности ценности и сильного мотива, соответствующего устремлению к данной ценности [15, с. 134].

Найти «ключ» к исследованию всех этих типов конфликтов позволяет ряд общенаучных и специальных принципов исследования любого типа конфликта, описанных А.Я. Анцуповым. Общенаучные принципы: детерминизма, развития, всеобщей связи; необходимости соблюдения основных законов и парных категорий диалектики: диалектического единства теории, эксперимента и практики; системного подхода; конкретно-исторического подхода; объективности. К специальным (конфликтологическим) относятся: принципы междисциплинарности, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, поиск скрытого этического содержания конфликта [2]. Опираясь на эти принципы, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов предложили единую для всех наук понятийно-категориальную схему анализа конфликта, приспособленную для изучения любых типов конфликтов. Схема включает одиннадцать категорий:

  • сущность;

  • классификация;

  • структура;

  • функции;

  • динамика;

  • эволюция;

  • генезис;

  • системно-информационное описание;

  • предупреждение;

  • завершение;

  • диагностика и исследование [1, с.41].

Выполненный анализ позволил нам определить дизайн исследования личностных и профессиональных детерминант ценностно-мотивационного конфликта преподавателей высшей школы, который отражает экспериментальные площадки и количественный состав респондентов, включает описание организационного и эмпирических методов, а также способов обработки данных, применяемых для выявления личностных и профессиональных детерминант ценностно-мотивационного конфликта преподавателей высшей школы. На основании полученных результатов была разработана программа диагностики внутриличностных конфликтов в ценностно-мотивационной сфере.

Практическая часть. Программа диагностики внутриличностных конфликтов в структуре ценностно-мотивационной сферы была разработана и применена с целью выявления данных конфликтов у преподавателей высшей школы. В предлагаемом варианте представлен расширенный набор методик, позволяющий решить поставленные задачи, с целью нахождения вариабельных решений при работе с разной спецификой аудитории.

Цель программы диагностики – выявление фактов внутриличностных конфликтов, определение доминирующих типов конфликта, разработка рекомендаций для дальнейшей работы.

Задачи:

1. Общая диагностика состояния ценностно-мотивационной сферы.

2. Выявление людей с наличием внутриличностных конфликтов в ценностно-мотивационной сфере.

3. Определение типа доминирующих конфликтов в ценностно-мотивационной сфере (ценностные, мотивационные, ценностно-мотивационные).

4. Диагностика остроты и прогнозирование протекания доминирующего конфликта в структуре ценностно-мотивационной сферы.

5. Выработка рекомендаций по устранению и профилактике конфликтов в ценностно-мотивационной сфере.

Этапы работы.

Первый этап. Подготовительный. Этап включает анализ динамики показателей деятельности отдельных преподавателей и педагогических коллективов, полученных с помощью интервью с заведующими кафедр, обобщение результатов и определение круга диагностируемых.

Второй этап. Организационный. Предполагает составление плана-графика диагностических мероприятий, оповещение о программе и субъектах, подлежащих диагностике, ознакомление преподавателей с планом-графиком диагностических мероприятий, подбор методик и подготовка стимульного материала в бумажном или электронном виде.

Третий этап. Диагностический. На этом этапе проводилось анкетирование, тестирование, выборочное диагностическое интервью. Все мероприятия реализовались по принципу воронки.

Четвертый этап. Обработка и анализ результатов. Обработка результатов по каждому из исследуемых сотрудников. Составление персональных психологических заключений. Составление заключений по структурным единицам вуза (кафедрам и факультетам).

Пятый этап. Рекомендательный. Представление результатов диагностики испытуемым в форме индивидуальной беседы с последующей рекомендацией мероприятий. Беседы с руководителями подразделений с представлением результатов по подразделению, прогнозом ситуации на будущее и рекомендациями по дальнейшей профилактике и устранению проблем.

Используемые методики. «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, методика Ш. Шварца для изучения ценностных ориентаций личности, методика В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной сферы личности», методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана, методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» Н. П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» А.И. Шипилова, «Методика диагностики ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова, методика диагностики ценностно-мотивационного конфликта в сфере профессиональной деятельности преподавателей «Ценности – Мотивы-Действия».

Результаты и обсуждение. Программа диагностики внутриличностных конфликтов, реализованная в исследовании, позволила определить, что ценностно-мотивационная сфера преподавателей высшей школы – это сложное многоуровневое явление. Выраженность ценностей и мотивов в ней имеет относительно устойчивый характер и формирует ценностно-мотивационный профиль личности. Наряду с иерархичностью для ценностно-мотивационной сферы личности характерно наличие устойчивых связей между отдельными ценностями и мотивами, которые формируют ценностно-мотивационное ядро личности и могут носить как комплементарный, так и противоречивый характер.

Значение ценностей и мотивов в структуре ценностно-мотивационной сферы изменяется в зависимости от возрастных характеристик и стажа работы и практически не отличается у мужчин и женщин, преподавателей различного профиля, с ученой степенью и без нее.

Противоречивые отношения ценностей и мотивов в структуре ценностно-мотивационной сферы личности приводят к формированию ценностно-мотивационного конфликта.

Программа исследования позволила выделить ряд наиболее конфликтогенных пар – ценность – мотив. Содержательно ценностно-мотивационные конфликты делятся на те, которые образованы на основе значимости сфер жизни и на основе значимости отдельных ценностей.  Конфликты первой группы преобладают над конфликтами второй. По структурным характеристикам они делятся на конфликты с преобладанием ценностного компонента (ЦМК1) и конфликты с преобладанием мотивационного компонента (ЦМК2). Конфликты первого типа у преподавателей встречаются значительно чаще, чем второго.

Существует три уровня выраженности ценностно-мотивационного конфликта по остроте:

  • потенциальный;

  • выраженный;

  • сильно выраженный.

В исследовании рассматривались исключительно конфликты двух последних уровней.

Исследование позволило выделить наличие двух видов ценностно-мотивационного конфликта. Первый возникает при доминировании значимости ценности над значением мотива и говорит о важности определенных материальных и нематериальных объектов или сфер жизни для человека при низком побуждении к активности. Второй тип конфликта связан со стремлением действовать при низком уровне субъективной значимости объекта. Ценностно-мотивационный конфликт первого типа по своим характеристикам ближе к состоянию внутреннего вакуума, а ценностно-мотивационный конфликт второго типа обладает всеми характеристиками внутриличностного конфликта.

Ценностно-мотивационные конфликты преподавателей высшей школы имеют ряд личностных (исследовались группы А и Б) и профессиональных (исследовалась группа В) детерминант объективного и субъективного плана. К личностным детерминантам относятся пол, возраст, особенности ценностно-мотивационной сферы, наличие разного рода внутриличностных конфликтов и особенности эмоционального отношения к миру.

Субъективные факторы имеют решающее значение для формирования ценностно-мотивационного конфликта. Ценностно-мотивационные конфликты групп А и Б в большей степени обусловлены личностными факторами, чем конфликты группы В. Конфликты группы В носят достаточно автономный характер по отношению к образованиям ценностно-мотивационной сферы и в тоже время демонстрируют зависимость от профессиональных ценностей, уровня профессиональной мотивации и степени реализованности преподавателей в различных сферах деятельности.

Отдельно были рассмотрены конфликты в сфере профессиональной деятельности (группа В), сформированные на базе соотношения значимости сфер профессиональной деятельности и мотивации на их реализацию. В целом в профессиональной сфере преобладают потенциальные и выраженные ценностно-мотивационные конфликты первого типа.

Заключение. Внутриличностный конфликт является сложным многоуровневым, полиаспектным явлением, что обусловливает сложность его диагностики. Среди широкого спектра внутриличностных конфликтов выделяются конфликты в ценностно-мотивационной сфере и, в частности, ценностные, мотивационные и ценностно-мотивационные. Представленная программа диагностики была разработана для проведения диагностических мероприятий с преподавателями высшей школы. Целью программы является выявление фактов внутриличностных конфликтов, определение доминирующих типов конфликтов, определение направлений дальнейшей работы. Программа включает 5 этапов: подготовительный, организационный, диагностический, обработки и анализа результатов, рекомендательный. Она является типовой и при определенной адаптации может быть реализована в других видах профессиональной деятельности.

Причины внутриличностных конфликтов и примеры

Внутриличностный конфликт — это внутренний конфликт, который состоит в той или иной форме конфликта целей или когнитивного конфликта внутри индивидуума. Это включает в себя два конкурирующих желания или цели, но в этом случае желания или цели конкурируют внутри одного и того же человека.

Конфликт целей существует для людей, когда их поведение приведет к результатам, которые являются взаимоисключающими или имеют совместимые элементы (как положительные, так и отрицательные результаты).

Примером внутриличностного конфликта является ситуация, когда человек должен принять важное личное решение относительно своих рабочих обстоятельств и взаимодействует с самим собой, чтобы выбрать наиболее подходящее действие.

Внутриличностные конфликты принимают одну из нескольких форм:

  • сближение-сближение,
  • сближение-уклонение и
  • уклонение-уклонение.

Оставшуюся часть этой статьи мы потратим на рассмотрение основных функций каждого из них, одного за другим.

1. Конфликт подходов

Подход-подход — это конфликт, в котором человека привлекают две желаемые цели, обе из которых имеют положительные результаты, но не могут преследовать обе.

В этой ситуации человек может выбрать только один.

В качестве простого примера представьте, что вы выбираете блюдо из меню десертов и разрываетесь между шоколадным мороженым и клубничным чизкейком.

Вы хотите только один десерт, но вас в равной степени привлекают все эти продукты. Следовательно, у вас возникает конфликт подход-подход, в котором вы должны выбирать между двумя привлекательными целями.

2. Конфликт приближения-избегания

Конфликт приближения-избегания — это ситуация, в которой человека одновременно привлекает и отталкивает одна и та же цель.

В конфликте такого рода человек должен решить, делать ли что-то, что имело бы как положительные, так и отрицательные последствия, например, ему предложили хорошую работу в плохом месте.

Взглянув также на предыдущий пример, вы можете столкнуться с конфликтом приближения-избегания, если вы сидите на диете, но хотите десерта. Представьте, что вы очень хотите мороженого с шоколадным брауни, но ваша диета не позволяет десерты.

Вас привлекает десерт, но отталкивает идея саботировать свою диету.

3. Конфликт избегания-избегания

Конфликт избегания-избегания — это ситуация дилеммы, в которой человек сталкивается с двумя одинаково нежелательными альтернативами, и обе они приводят к негативным последствиям.

Чтобы проиллюстрировать этот тип конфликта, давайте немного изменим наш пример с десертом. Представьте, что вас пригласили на ужин к начальнику. После ужина подают чизкейк с клубникой, но вы на диете и пытаетесь достичь своей цели — отказаться от десертов.

В этой ситуации вам придется выбирать между двумя нежелательными альтернативами. Вы можете отказаться от десерта, который может быть воспринят вашим начальником как грубость, или вы можете съесть десерт и нарушить диету.

Конечно, внутриличностные конфликты часто не так просты, как любой из только что описанных примеров. Каждый день мы сталкиваемся с многочисленными конфликтами подхода или избегания, мы часто колеблемся между альтернативами, и нам может быть трудно сделать выбор и совершить его.

На самом деле любой конкретный конфликт может усложниться, развиваясь на нескольких уровнях. Например, если вы знаете, что коллега ведет себя неэтично, у вас может возникнуть межличностный конфликт с этим коллегой и внутриличностный конфликт, когда вы обдумываете альтернативные действия.

Цитаты

1.2 Уровни и типы конфликтов – Управление конфликтами

Уровни конфликта

Рисунок 1.1 Различные уровни конфликта. Изображение: Колледж Фаншоу. Исходное изображение, лицензия CC BY-NC-SA 4.0. [Нажмите, чтобы увеличить].

Помимо различных взглядов на конфликт, существует несколько различных уровней конфликта. Под уровнем конфликта мы имеем в виду количество лиц, вовлеченных в конфликт. То есть конфликт внутри одного человека, между двумя людьми, между двумя или более группами или между двумя или более организациями? Уровень может влиять как на причины конфликта, так и на наиболее эффективные средства его разрешения. Можно выделить четыре уровня: внутри личности (внутриличностный конфликт), между двумя сторонами (межличностный конфликт), между группами (межгрупповой конфликт) и между организациями (межорганизационный конфликт).

Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт возникает внутри человека. На рабочем месте это часто является результатом конкурирующих мотивов или ролей. Мы часто слышим о ком-то, у кого есть конфликт приближения-избегания; то есть они и притягиваются, и отталкиваются от одного и того же объекта. Точно так же человека могут привлекать две одинаково привлекательные альтернативы, такие как два хороших предложения работы (конфликт подходов), или отталкивать две одинаково неприятные альтернативы, такие как угроза увольнения, если не удастся найти сотрудника, виновного в нарушении правил. правила компании (конфликт избегания-избегания). Внутриличностный конфликт может возникнуть из-за различий в ролях.

Конфликт ролей возникает, когда существуют конкурирующие потребности в нашем времени, энергии и других ресурсах. Например, конфликт может возникнуть, если вы являетесь главой одной команды, но одновременно являетесь членом другой команды. У нас также может быть конфликт между нашими ролями на работе и теми ролями, которые мы играем в личной жизни.

Другой тип внутриличностного конфликта связан с ролевой двусмысленностью . Возможно, вам дали задание найти тренера для программы обучения деловому письму компании. Вы можете не знать, кого нанять — известного, но дорогого тренера или местного, неизвестного, но дешевого тренера. Если вам не дали указаний о том, что ожидается, вы можете бороться с несколькими вариантами.

Межличностный конфликт

Межличностный конфликт возникает между людьми, такими как коллеги, менеджер и сотрудник или руководители и их сотрудники. Многие компании страдают из-за межличностных конфликтов, поскольку это приводит к снижению производительности и текучести кадров. Согласно одной оценке, 31,9% руководителей уволились со своих постов из-за конфликта с советом директоров (Whitehouse, 2008). Такие конфликты часто имеют тенденцию становиться очень личными, потому что в конфликте участвуют только две стороны, и каждый из них воплощает противоположную позицию в конфликте. Поэтому иногда трудно отличить позицию оппонента от человека. Сохранение конфликтов вокруг идей, а не индивидуальных различий важно для предотвращения эскалации конфликта. На протяжении всей книги мы узнаем больше о стратегиях разрешения межличностных конфликтов.

Межгрупповой конфликт

Межгрупповой конфликт — это конфликт, возникающий между различными группами и часто связанный с разногласиями по поводу целей, ценностей или ресурсов. Типы групп могут включать различные отделы, профсоюзы сотрудников или руководство компании или конкурирующие компании, которые обслуживают одних и тех же клиентов.

Департаменты могут конфликтовать из-за бюджетных ассигнований, профсоюзы и руководство могут не соглашаться с правилами работы, а поставщики могут конфликтовать друг с другом из-за качества деталей.

Слияние двух групп вместе может привести к трениям между группами, особенно если есть ограниченные ресурсы, которые нужно разделить между группой. Например, в том, что было названо «самой трудной и упорной трудовой проблемой при слиянии авиакомпаний», пилоты Canadian Air и Air Canada оказались втянутыми в годы личных и юридических конфликтов, когда списки стажа двух авиакомпаний были объединены после слияние (Стойкевич, 2003). Стаж — ценный и дефицитный ресурс для пилотов, потому что он помогает определить, кто летает на самых новых и самых больших самолетах, кто получает лучшие маршруты полетов и кому больше всего платят. В ответ на потерю стажа бывшие пилоты Canadian Air устраивали пикеты на собраниях акционеров, угрожали заболеть и постоянно конфликтовали с пилотами Air Canada.

История прошлых конфликтов между организациями и сотрудниками затрудняет новые сделки. Поскольку канадская авиакомпания WestJet в настоящее время готова поглотить Sunwing, WestJet заявила, что будет соблюдать существующие профсоюзные соглашения (Mallees, 2022). Межгрупповой конфликт может быть самой сложной формой конфликта из-за количества вовлеченных лиц. Коалиции могут образовываться и приводить к менталитету «мы против них». Здесь также есть возможность для групп сформировать изолированные способы мышления и решения проблем, тем самым позволяя групповому мышлению развиваться и процветать.

Межорганизационный конфликт

Наконец, мы можем увидеть межорганизационный конфликт t в спорах между двумя компаниями одной отрасли (например, разногласие между производителями компьютеров по поводу компьютерных стандартов), между двумя компаниями разных отраслей или секторов экономики (например, конфликт между интересов в сфере недвижимости и защитников окружающей среды в вопросах планирования землепользования) и даже между двумя или более странами (например, торговый спор между США и Россией).

В каждом случае обе стороны неизбежно чувствуют, что достижение их целей расстраивается другой стороной.

Типы конфликтов

Если мы хотим понять конфликт, нам нужно знать, какой тип конфликта присутствует. Можно выделить как минимум четыре типа конфликтов:

  1. Конфликт целей может возникнуть, когда один человек или группа людей хотят другого результата, чем другие. Это просто столкновение по поводу того, чьи цели будут преследоваться.
  2. Когнитивный конфликт может возникнуть, когда один человек или группа придерживаются идей или мнений, несовместимых с другими. Часто когнитивные конфликты коренятся в различиях во взглядах, убеждениях, ценностях и мировоззрениях, а идеи могут быть связаны с глубоко укоренившейся культурой, политикой и религией. Этот тип конфликта возникает, когда чувства или эмоции (установки) одного человека или группы несовместимы с чувствами или эмоциями других.
  3. Аффективный конфликт наблюдается в ситуациях, когда два человека просто не ладят друг с другом.
  4. Поведенческий конфликт возникает, когда один человек или группа делает что-то (т. е. ведет себя определенным образом), что неприемлемо для других. Одежда для работы, которая «оскорбляет» других, и использование ненормативной лексики являются примерами поведенческого конфликта.

Каждый из этих типов конфликтов обычно вызывается разными факторами, и каждый из них может привести к очень разным реакциям человека или группы. Важно отметить, что существует много типов конфликтов и что не все исследователи используют одну и ту же четырехтипную классификацию. Например, доктор Эми Галло (2015) охарактеризовала конфликт как коренящийся в отношениях, задачах (что делать), процессе (как что-то делать) или статусе. В любом случае, когда мы оказываемся в конфликтной ситуации, может быть полезно попытаться сделать шаг назад и определить, к какому типу относится конфликт. Также может быть полезно признать, что то, что может выглядеть как конфликт целей, на самом деле может также иметь компоненты аффективного или когнитивного конфликта.

Адаптированные работы

«Конфликт и переговоры» в журнале «Организационное поведение» компании OpenStax лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0.

«Урегулирование конфликтов и переговоров» в области человеческих отношений от Saylor Academy находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Unported License без указания авторства в соответствии с запросом первоначального создателя работы или лицензиара.

Ссылки

Mallees, N. A. (2022, 2 марта). WestJet Airlines приобретает Sunwing: Бюро по конкуренции заявляет, что рассмотрит предложенную сделку. Новости Си-Би-Си . https://www.cbc.ca/news/business/westjet-sunwing-acquisition-1.6370021

Галло, А. (4 ноября 2015 г.). 4 типа конфликтов и как ими управлять [Подкаст]. В Harvard Business Review . https://hbr.org/podcast/2015/11/4-types-of-conflict-and-how-to-manage-them

Стойкевич, Р. Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *