Военный психолог. Хочу быть им…
Ваш город Москва?
Психологическая помощь
МетроВыберите город
Направление СортироватьБез сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога
Нужна помощь в подборе специалиста?
Семья Сновидения Страхи и фобии Вопросы психологии Личность Зависимости Отношения Дети Здоровье Внешность Чувства и эмоции Бизнес и карьера Стресс Секс Успех Кризисы и травмы Депрессия Круглый стол
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ
Тема: Вопросы психологии
Автор: Караяни Александр
Комментарии
Мне нравится 1
История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывающие психологические возможности войск, одерживали победу над врагом более многочисленным, вооруженным более современным оружием. Александр Македонский, Наполеон, Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, потому и велики, потому история и хранит их заслуженную славу, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой – психикой бойцов.В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.
По существу война становится явлением социально-психологическим, так как психологическое содержание приобретают ее цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям), средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихологическое, технопсихологическое, психотронное оружие) и способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.
).Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.
Сказанное выше подчеркивает значение и роль военной психологии
Однако, как отмечал еще в начале прошлого века выдающийся военный психолог Г.Е. Шумков, «военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах понижающих и повышающих работоспособность бойца, укажет совместное действие разных моментов на боевую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника».
В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.
Сегодня в ВС РФ сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по воспитательной работе, военные медики и др.), однако центральная роль в этом принадлежит военному психологу.
Военные психологи по призванию, по образу мышления, по профилю деятельности в нашей армии существуют уже второе столетие. Однако лишь в 1992 году появилась профессия «военный психолог». Тогда в российской армии были введены должности психологов полков, а чуть позже – психологов батальонов и Пунктов (Центров) психологической помощи и реабилитации и, таким образом, обозначились контуры целостной психологической структуры. По масштабам задач, ставящихся перед ней, по количеству мест, предназначенных в штатных расписаниях воинских частей для военных психологов, по своему иерархическому строению психологическая структура в нашей армии не знает аналогов в мире, и призвана стать самой мощной ар-мейской психологической службой в истории. Сегодня здесь открыто около 2000 должностей для военных психологов.
За время своего существования система психологической работы в ВС РФ оформилась не только в конкретные структурные элементы, подразделения, но и в целостную «вертикаль», пополнилась профессиональными психологами, обогатилась в методическом и материально-техническом отношении.
С 1994 года начата подготовка военных психологов на военно-психологическом факультете Военного университета. Она осуществляется в соответствии с общегосударственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «психология». За 11 лет деятельности факультета в войска выпущено около 1000 высоко-классных военных специалистов-психологов. В настоящее время подготовка психологов для войск осуществляется в ряде военных вузов.
Особых требований к лицам, поступающим в военные вузы по специальности «психология» нет. Они должны успешно пройти профессиональный психологический отбор (систему тестов), сдать вступительные экзамены по биологии, истории Отечества, русскому языку и литературе (письменно), фи-зической культуре и быть физически и психически здоровыми людьми. Кри-терии профессиональной непригодности заложены в структуру вступитель-ных испытаний.
Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т. д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).
Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога.
Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».
Так как в ВС РФ выстроена вертикальная система психологических структур, то в качестве супервизоров здесь выступают военные психологи вышестоящих инстанций, которые регулярно анализируют деятельность подчиненных психологов.
Выпускники психологического факультета Военного университета (военные психологи) пользуются высоким спросом во всех отраслях жизнедеятельности российского общества. Уволившись из рядов ВС РФ, они быстро находят себе места для работы в рамках полученной профессии, занимают руководящие должности в коллективах, в которых есть выпускники ведущих психологических вузов России.
Вместе с тем ощущающаяся в ВС РФ нехватка квалифицированных военных психологов (выпускников военных вузов) обусловила восполнение штатного дефицита, во-первых, военнослужащими из числа командного и технического состава без соответствующего образования, после прохождения курсов повышения квалификации в Военном университете и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призываемыми на военную службу. Последний способ насыщения психологической службы специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в частях насчитывается порядка 300 военнослужащих-женщин, а в некоторых военных округах они составляют 20-25% от общего числа военных психологов.
Одновременно в ряде гражданских вузов (например, в Московском го-сударственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском психолого-педагогическом университете и еще в 13 вузах) идет подготовка психологов для Вооруженных сил и психологов запаса по специальным программам.
Понимание особой значимости военного психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ.
Как и на «гражданке» в ВС РФ пока еще не сформировалась культура пользования психологической помощью, помощью военного психолога. Наряду с мифом о всемогуществе психолога, о его способности «видеть людей насквозь», существуют мифы о надуманности и бесполезности этой фигуры в войсках. По-видимому, это связано с тем, что подавляющее большинство лиц, исполняющих обязанности психолога не имеют психологического образования и соответствующей мотивации профессионального роста. Не меньшее значение здесь имеет и специфика возраста основных потенциальных потребителей психологических услуг. В 18-20-летнем возрасте психолог воспринимается скорее как психиатр, а его клиент, как «псих». Поэтому большинство клиентов военного психолога составляют лица из числа тех, кто вызывает беспокойство у командования относительно их способности эффективно выполнять свои функциональные обязанности и взаимодействовать с сослуживцами.
Важнейшим отличием профессиональной карьеры военного психолога является то, что он всегда обеспечен интересной, живой, творческой работой. Начиная с выпуска из вуза и до увольнения в запас, он гарантированно будет иметь место службы по специальности, приемлемый для большинства регионов страны заработок на уровне официальной зарплаты профессора столичного вуза.
Поделиться:
Показать все комментарии
Добавить новый Комментарий
Уведомлять меня о новых комментариях к этой статье
ТОП психологов
Кривонос Сергей
Психолог. Гештальт терапевт. Сексология, семейная психология, телесная осознанность в…
Передумова Анна
Педагог-психолог, психотерапевт
Левченкова Татьяна
Дипломированный психолог, работаю со взрослыми и подростками
Курненкова Людмила
Психолог. Преподаватель психологии
Морей Татьяна
Сертифицированный психоаналитический психотерапевт.
Тютенькова Екатерина
Психолог психоаналитического направления
Алхазова Офелия
Дипломированный психолог, в работе с клиентами использую методы клиент-центрированной…
Профессия военный психолог: можно ли им доверять?
- Младший лейтенант Диана Красникова
- Общество
Психологические отделения — это достаточно молодые подразделения в бригадах Нацгвардии, которые активно развиваются сегодня. Профессиональный отбор кандидатов на службу по контракту, сопровождение военнослужащих перед, во время и после выполнения служебно-боевых задач — это довольно неполный список того, чем занимаются военные психологи.
Во время учебных сборов с молодыми лейтенантами, пресс-офицеры узнавали у военных психологов.
Младшие лейтенанты Виктория Пелехата и Евгения Цвик — военные психологи. Возможно кому-то кажется странным, что психологи проходят подготовку на командирских сборах. А в некоторых возникает вопрос уместно быть представителю такой специальности с оружием? На эти вопросы ответили сами врачи душ.
«Мы должны быть на «одной волне» с другими военнослужащим и так же стоять в строю и выполнять задания, ведь это напрямую влияет на уровень доверия к нам. Мы такие же бойцы, поэтому нам доверяют. У нас одна служба и совместный опыт, поэтому, можно сказать, это напротив нам помогает в работе», — рассказывают девушки.
Виктория Пелехата профессиональный психолог, имеет высшее образование по профилю. В 2017 году закончила факультет подготовки офицеров запаса, а в этом году присоединилась в ряды Нацгвардии. Работа с военными для нее не впервые, ведь она работала психологом в колледже для сержантов при Институте танковых войск НТУ «ХПИ».
Почему именно военную психологию выбрали эти хрупкие девушки в такое непростое время?
«Меня всегда интересовала военная психология, ведь военные мыслят« необычно». Военный психолог не требование времени, это постоянная работа с бойцами каждый день. Даже в мирное время, когда ничему влиять на психологическое состояние бойца. Но сейчас особое положение, поэтому одновременно работаем и с бойцами, участвующих в боевых действиях. В гвардии существует декомпрессия — форма реабилитации для участников операции Объединенных Сил, отбор которых осуществляют психологи. Мы стараемся предотвращать развитие у военнослужащих психологических травм», — рассказывает Виктория.
Младший лейтенант Евгения Цвик, также профессиональный психолог. Ей 24 года. Училась в Уманском педагогическом университете им. П. Тычины по специальности практическая психология.
«Я хотела быть полезной там, где, как мне кажется, сейчас самое нужное — психологическая помощь в связи с положением в стране. Моя работа — это моя страсть, я стараюсь вложить всю душу чтобы понять и вернуть человека на верную дорогу. Я вообще очень люблю людей, и, поделюсь секретом: за маской «железных» военных стоят очень искренние и настоящие люди », — говорит о службе Евгения.
Как известно, к психологам обычно обращаются с какими-то проблемами, поэтому как переносить их в собственной жизни выяснили у специалистов.
«У психологов также психологи. Даже в одном отделе мы отрабатываем собственные проблемы, ведь мы все люди. Поддержка и помощь нужна каждому, и гражданском, военном, и даже военном психологу», — говорит Виктория Пелехата.
«Мы обучаем бойцов как помогать себе самому. Приемы саморегуляции и самопомощи действуют и мы советуем солдатам то, что используем сами», — отмечает Евгения Цвик.
- Назад
- Вперед
Карьера военного психолога, информация о карьере и ресурсы по поиску работы
Войны в Ираке, Афганистане и в других частях мира оказали эмоциональное воздействие на многих вернувшихся ветеранов и их семьи. В результате военные психологи всегда необходимы, чтобы помочь ветеранам и их семьям справиться с эмоциональными шрамами и травмами, нанесенными войной. Опытные и квалифицированные военные психологи, а также успешное консультирование и групповая терапия позволяют ветеранам научиться справляться с эмоциональными стрессами войны и военной жизни и приспособиться к гражданской жизни дома.Исследования показывают, что большой процент военнослужащих, вернувшихся домой из зон боевых действий и участвовавших в боевых действиях, борется с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Процент солдат, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, составляет немногим менее 50 процентов среди тех, кто отслужил несколько раз.
Ветераны, борющиеся с посттравматическим стрессовым расстройством, могут встретиться с психологами на базе, но у большинства военных психологов есть офисы в военных госпиталях и госпиталях для ветеранов. Нередко во время первых двух сессий военный психолог тратит большую часть своего времени на оценку ветерана, чтобы определить, проявляются ли у него симптомы посттравматического стрессового расстройства.
При необходимости военные психологи могут порекомендовать экспозицию или когнитивно-поведенческую терапию для лечения ветеранов, борющихся с посттравматическим стрессовым расстройством. Однако эмоциональные проблемы многих солдат, возникшие в результате войны, часто усугубляются предыдущими проблемами психического здоровья. В этом случае военные психологи могут порекомендовать психотерапию.
Члены семей солдат также эмоционально страдают от длительной командировки членов их семей и травм. В случае затруднений члены семей военнослужащих могут обратиться за помощью к психологам в военные госпитали. Из-за непрекращающихся конфликтов и стресса, связанных с военной жизнью, для испытывающих затруднения членов семьи доступны другие программы и варианты лечения. Члены семьи, не проживающие на базе или не имеющие доступа к военному госпиталю, могут встретиться с гражданскими психологами, нанятыми военными.
После тщательной оценки военные психологи рекомендуют методы лечения или направляют членов семей солдат, борющихся с эмоциональными проблемами, к другим специалистам. Часто все, что действительно нужно членам семьи, — это поддержка окружающих, поэтому психологи часто организуют группы поддержки. Регулярное посещение групп поддержки является эффективным вариантом лечения для членов семей военнослужащих, поскольку они обычно проживают в сообществах с другими семьями военнослужащих, сталкивающимися с аналогичными трудностями.
Когда войска перебрасываются в зону боевых действий, военные психологи сопровождают их в так называемых отрядах по борьбе со стрессом. Если солдаты испытывают эмоциональные трудности в зоне боевых действий, они могут встретиться с психологом, чтобы получить эмоциональную и психологическую помощь.
На более крупных театрах военных действий, таких как Ирак, военные психологи сотрудничают с военными командирами для выявления солдат, которые могут нуждаться в психологическом лечении. Солдаты, жалующиеся начальству на тоску по дому или нарушения сна, могут быть направлены к психологу.
Поскольку войска постоянно перебрасываются за границу, а деэскалация не кажется неизбежной, вооруженные силы Соединенных Штатов предприняли шаги для удовлетворения очень реальных и текущих потребностей солдат в области психического здоровья. На самом деле, военные в настоящее время сосредоточены на профилактике, поскольку показатели посттравматического стрессового расстройства могут быть очень высокими у солдат, которые были развернуты несколько раз.
Спрос на военных психологов есть всегда. Каждый род войск нуждается в квалифицированных психологах для удовлетворения эмоциональных и психологических потребностей солдат, дислоцированных за границей, ветеранов боевых действий и их семей. В число должностей психологов и консультантов по психическому здоровью в различных подразделениях вооруженных сил США входят:
- Психолог ВВС
- Армейский психолог
- Военно-морской психолог
- Армейский специалист по психическому здоровью
- Военный капеллан
- Военный советник
- Советник ветеранов
Также существуют возможности для гражданских психологов, которые хотят работать с военнослужащими, их семьями и ветеранами. Многочисленные некоммерческие группы также предоставляют психиатрические, психологические и консультационные услуги военнослужащим и их семьям.
Требования к образованию
Образовательные требования для того, чтобы стать военным психологом, аналогичны требованиям для того, чтобы стать практикующим психологом любого другого типа. Первым шагом является получение степени бакалавра в области психологии или тесно связанной дисциплины бихевиоризма. Второй шаг — получить ученую степень (предпочтительно докторскую или докторскую) по психологии в рамках программы, аккредитованной APA. Зачисленные военнослужащие имеют возможность поступить в военный колледж или университет. Лица, получившие ученые степени в армии, часто имеют право на возмещение расходов на обучение и другие расходы на образование. После получения степени бакалавра и магистра в области психологии кандидаты также должны пройти определенное количество часов ординатуры / стажировки, прежде чем они смогут начать работать на постоянной основе в качестве военного психолога.В невоенных колледжах военная психология может быть предложена как часть курса общей психологии. Выбор программы, которая предлагает специализированную подготовку по военной психологии, часто знакомит студентов со специализированными областями обучения, такими как посттравматическое стрессовое расстройство, травмы и психологические проблемы, связанные с циклом развертывания, и готовит их к консультированию и работе в сфере психического здоровья в вооруженных силах. Тем не менее, специализированная подготовка по психологии реабилитации, клинической психологии, психологии консультирования и другим смежным специальностям может быть столь же полезной для карьеры военного психолога.
В Департаменте по делам ветеранов США (www.psychologytraining.va.gov) также есть учебные программы и возможности для обучения на психолога. VA предлагает стажировки по психологии, докторские программы и постдокторские стипендии в разных местах Соединенных Штатов.
Начинающие военные психологи должны также рассмотреть вопрос о членстве в Обществе военной психологии (www.apadivisions.org/division-19/index.aspx).
Военные поощрения
Стать психологом в рамках программы обучения, спонсируемой военными, или в рамках программы возмещения расходов на военное обучение может быть экономически эффективным способом стать психологом. Однако это требует значительных обязательств после окончания учебы.Военнослужащие ВМС США могут воспользоваться Программой стипендий для медицинских работников ВМС США (HPSP), которая оплачивает стоимость обучения, расходы на проживание (более 2000 долларов в месяц) и даже подписной бонус для тех, кто учится на клинического психолога.
Существуют также стипендиальные программы для специалистов в области здравоохранения, доступные для военнослужащих и военно-воздушных сил, желающих продолжить карьеру психолога.
Карьера армейского психолога, информация о карьере и ресурсы по поиску работы
Армейские психологи диагностируют и лечат проблемы, возникшие в результате боевых действий. Они работают с солдатами в зонах боевых действий, в военных госпиталях и армейских базах. Армейские психологи также много времени проводят в местах дислокации.Психологи, работающие с солдатами в зонах боевых действий, часто разрабатывают методы лечения проблем, в то время как те, кто работает с солдатами, готовящимися к отправке в зону боевых действий, обучают методам преодоления стресса, чтобы солдаты могли справиться со стрессом и тревогой, которые они испытают. Психологи, работающие с солдатами, возвращающимися из зон боевых действий, уделяют много времени диагностике и лечению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Многие армейские психологи помогают солдатам в госпиталях для ветеранов. Они предоставляют консультационные услуги и помогают людям с тяжелыми травмами справиться с хронической болью и изнурительными травмами, такими как слепота и отрубленные конечности. Они также работают с ветеранами, которые не могут справиться со стрессом, связанным с нормальной жизнью. Ветераны, борющиеся с посттравматическим стрессовым расстройством, часто испытывают воспоминания после того, как услышали громкие звуки или оказались в ситуациях, которые напоминают им об их военном опыте.
Многие ветераны учатся справляться с посттравматическим стрессом, посещая сеансы групповой терапии или просто разговаривая с членами семьи или близкими друзьями. Однако многим приходится работать в тесном контакте с армейскими психологами, чтобы найти продуктивные способы справиться с послевоенным стрессом и беспокойством.
Армия использует гражданских психологов, а также психологов, служащих в Национальной гвардии. Помимо тесного сотрудничества с военнослужащими, армейские психологи помогают семьям действующих военнослужащих и ветеранов, борющихся с эмоциональными проблемами, связанными с тревогой и многочисленными командировками. Они также организуют групповую терапию, проводят консультации по вопросам брака и консультируют людей, потерявших близких в бою.
Армейские психологи, известные как оперативные психологи, помогают в развитии навыков выживания, уклонения, сопротивления и бегства (SERE). Солдаты, назначенные в подразделения спецназа, должны пройти подготовку SERE, поскольку они участвуют в некоторых из самых опасных военных операций, где существует вероятность того, что они могут быть захвачены или застряли в тылу врага в течение длительного периода времени. Во время обучения SERE солдаты изучают тактику выживания и стратегии ведения допросов противника. Эти психологи дают этим солдатам враждебные инструкции по уклонению от допроса, необходимые для выживания.
Оперативные психологи обычно размещаются в Форт-Брэгге, Северная Каролина, или на других базах, где размещаются подразделения спецназа. Помимо помощи в разработке обучения SERE, они встречаются с высокопоставленными офицерами спецназа, чтобы провести оценку солдат и определить, следует ли назначать определенных солдат в эти элитные подразделения.
Войны в Ираке и Афганистане вызвали повышенный спрос на армейских психологов. В результате армия теперь предлагает более крупные бонусы при подписании контракта и программы помощи в обучении. Сейчас самое подходящее время для тех, кто заинтересован в тесном сотрудничестве с солдатами, участвовавшими в боевых действиях, их семьями и вернувшимися ветеранами, чтобы сделать карьеру армейского психолога.
Минимальные требования для того, чтобы стать военным психологом
Военнослужащие:- Кандидат наук. или Psy.D. в психологии консультирования, психологии или тесно связанной субдисциплине
- Действующая лицензия на занятие психологией
- Быть в возрасте от 21 до 42 лет
- Быть гражданином США
- Кандидат наук. или Psy.D. в психологии консультирования, психологии или тесно связанной субдисциплине. Степень должна быть из программы, «приемлемой для главного хирурга».
- Пройти годичную стажировку, аккредитованную APA для аспирантов
- Действующая лицензия на занятие психологией
- Быть в возрасте от 21 до 42 лет
- Постоянный житель США
Проведенное обучение
Из-за требований, с которыми сталкиваются солдаты и их семьи, разнообразие опыта, с которым психологи могут столкнуться, работая в армии, намного превышает то, что большинство психологов частного сектора испытают в практических условиях. Следовательно, армейские психологи проходят повышение квалификации и получают доступ к самым современным технологиям, методологиям и методам, а также доступ к огромному количеству информации и исследований. Армейский психолог будет участвовать в программах повышения квалификации, семинарах, конференциях и курсах, направленных на поддержание своих навыков и знаний в актуальном состоянии.