Волевое поведение в дошкольном возрасте
Проблема воли философская проблема, но она имеет и психологические аспекты.
Наличие воли — это наличие внутренней активности личности, которую иногда называют личностной активностью. Или как говорил Джеймс, считающийся основным автором психологических концепций воли, он называл ее духовной активностью «Я».
С понятием «воля» часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков, поведения в целом. Воля является инструментом по преодолению препятствий, как внутренних, так и внешних.
В психологии мы встречаем определение воли как проявление психической активности или волевое поведение, когда необходимо достичь определенной и конкретной цели. Благодаря воле человек управляет своим поведением, прогнозирует свою деятельность на будущее. Исключительно воля помогает человеку мотивировать, планировать и реализовать свои жизненные цели. Это и является основной задачей проявления воли у каждого из нас.
- Основные волевые действия
- Особенности волевого поведения
- Главные качества волевого поведения — волевые качества
- Когда возникают волевые качества?
- Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника
- Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений
- Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников
Основные волевые действия
Проявление воли или волевое поведение в действиях. Различают простые и сложные волевые действия.
Простые волевые действия позволяют идти к цели, которая была намечена. Ребенок знает, что ему необходимо сделать, как этого достичь, и он выполняет данное действие автоматически.
Сложные волевые действия предусматривают сначала осознать цель, которую нужно достичь, затем выбрать возможные пути для достижения данной цели. Далее необходимо, чтобы появились какие-то мотивы для достижения поставленной или выбранной цели.
Следующий шаг заключается в выборе, так как мотивов может быть несколько, и путей достижения цели также множество.
Когда путь достижения цели выбран, осуществляется преодоление различных препятствий или трудностей на пути к цели.Волевые действия, их проявление — все это формирует волевое поведение
Особенности волевого поведения
Воспитываем волевые качества детей
Если ребенок умеет осознанно контролировать поведение, и это осуществляется целенаправленно, при этом прилагаются усилия для осуществления конкретной цели, то такое поведение называется волевым. В таком поведении воля активна, она играет решающую роль в любой деятельности ребенка дошкольного возраста.
Главные качества волевого поведения — волевые качества
Проявление воли характеризуется рядом волевых качеств. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества:
Целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.
Самостоятельность. Самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям. Оценивает их, и если чужие требования не нарушают норм морали, то он готов принять их.
Следующим волевым качеством является решительность. Когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, даже если это связано с риском, то мы имеем дело с решительным человеком.
Что значит — принимать решения вовремя? Это значит, в нужный момент, когда требуется, или когда позволяют обстоятельства. Но, если понадобится, то остановиться, и принять другое, более правильное решение.
Теперь скажем несколько слов о настойчивости. Это тоже одно из волевых качеств. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, возможно, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели.
Еще одним волевым качеством считают выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Способен ли он сохранять хладнокровие в сложных ситуациях. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, жажду и т.д.
Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются мужество и смелость. Благодаря этим качествам человек преодолевает различные лишения, страдания, и готов выполнять даже очень опасные действия. Имея мужество, человеку свойственна и настойчивость, уверенность в свои силы. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.
Когда возникают волевые качества?
Волевые качества ребенка еще не сформированы, но он уже может принимать решения по поводу игровой роли, в другой деятельности. Ребенку дошкольного возраста это дается не легко. И сначала эту задачу ребенок решает под контролем взрослого. Постепенно дети учатся контролировать положение своего тела, следят за своими действиями. В этом проявляется их воля.
В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Дети ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т.д.
В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности.
В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка.
Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения.
И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка.
Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника
Сначала определим, что подразумевается под негативными проявлениями волевого поведения.
Во-первых, это стремление ребенка выполнять все по-своему, игнорируя требования и просьбы взрослого. Если его что-то попросили сделать, ребенок делает все в точности наоборот.
Следующее проявление — упрямство. Ребенок требует чего-нибудь лишь потому, что это надо ему, и он не готов изменять свое решение, не будет делать наперекор себе.
Непокорность — еще одно проявление. Его можно сравнить с непослушанием. Ребенок не желает никому подчиняться. Отказывается выполнять то, что раньше делал, а сейчас не хочет.
Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны. Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности.
Деспотизмом называют игнорирование интересов других. Деспотизм дети проявляют, когда взаимодействуют с родными, с родителями, бабушками и дедушками. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей.
Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией.
Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.
Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений
Если мы заметили, что ребенок проявляет негатив в поведении, необходимо срочно бить тревогу. Ведь если у ребенка не будут сформированы положительные волевые качества до поступления в школу, ему будет сложно не только учиться, воспринимать учебную информацию, но и строить взаимоотношения с товарищами и педагогами.
Отметим, что отрицательное отношение связано с эмоциональным неблагополучием ребенка. Как только мы наблюдаем негативные проявления, необходимо отвлечь ребенка, увлечь его чем-то интересным, ласково беседовать с ребенком. Быть с ребенком спокойным, можно стимулировать его на творчество.
Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом.
Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников
В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее.
Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле.В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений.
Также и подражание другому способствует развитию у ребенка волевых качеств. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.
Что такое волевое поведение — Best Active
youtube.com/embed/yyDYUN9vskg» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Детский психолог Наталья Александровна Антипина
Педагогический стаж: с 1988 года
Квалификационная категория: первая
Давайте вместе с вами составим портрет волевого человека. Как вам кажется, какими особенностями личности обладают волевые люди?
Волевой человек сам умеет организовать свою работу и свой отдых. Доводит начатое дело до конца, выполняет намеченное, обладает собранностью, целеустремлённостью, не пасует перед трудностями и т.д. Вот если бы наши дети выросли именно такими!
Действительно, дошкольники 6-7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить. К концу дошкольного возраста у ребенка должно быть сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы.
Если волевая сфера у ребёнка не развита, если в полной мере управлять собой он не может, то им начинает управлять кто-то другой. Так формируется зависимая личность.
Как же проявляются черты зависимого поведения?
- Ребёнок готов согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым
- Затрудняется начать какое-то дело самостоятельно, постоянно просит помощи, не уверен в себе
- Добровольно идёт на нарушение поведения, на выполнение унизительных и неприятных работ с целью получить одобрение значимых для него лиц
- Плохо переносит одиночество, готов на значительные усилия, чтобы его избежать
- Боится быть отвергнутым
- Легко раним, расстраивается при малейшей критике или неодобрении со стороны
- Не способен нести ответственность за свои действия.
Что способствует этому?
- Отсутствие у ребёнка домашних обязанностей
- Отсутствие необходимых запретов. Ребёнок не может сознательно удерживать себя от нежелательных поступков и прогнозировать последствия своего поведения
- Пример безвольного поведения родителей, отсутствие единых требований в семье
- Авторитарный или попустительский стиль воспитания или обучения
- Особенности нервной системы: тип темперамента, наличие гиперактивности, тревожность, интеллектуальная недостаточность и т. д.
Часто родители говорят: «Мой ребёнок может проявить свою волю: когда ему что-то хочется, он будет просить, пока не получит этого». Или так: «Если ему что-то нравится, он долго этим занимается и совсем не устаёт». Ни о каком волевом поведении здесь речи не идёт. В первом случае это упрямство, а во втором хорошая работоспособность.
А волевое поведение? Как же его увидеть? Вот простой пример: малышу хочется побегать, а мама легла отдохнуть. Ребёнок терпит, ждёт, когда мама проснётся и играет в спокойную игру. В волевом поведении всегда присутствует борьба желаний или борьба мотивов, как говорят психологи. Требования разума и совести становятся предпочтительнее иных, непосредственно привлекательных потребностей.
Для того, чтобы проявлять волевые качества, человек должен обладать дисциплинированностью, самостоятельностью, решительностью и целеустремлённостью.
Для воспитания этих качеств необходимы:
- Твёрдый режим дня. Точное выполнение режима приучает к порядку, организованности и дисциплине, а это основа для развития и воспитания воли
- Воспитание самостоятельности. Надо заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребенка, давать ему различные поручения, следить, чтобы, выполняя их, он не отвлекался, преодолевал бы трудности, встречающиеся во время игр и занятий, и доводил начатое дело до конца
- Формирование у малыша умения удерживать себя от неразумных желаний и поступков. Это поможет ребёнку не нарушать правила и требования жизни, научит противостоять отрицательному влиянию.
* * *
Используемые материалы:
Реферат медицинской академии «Волевые качества человека»
Книга «Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей»
Grove Atlantic
Взрыв произошел за завтраком. Должность Брунетти как комиссара полиции, хотя и делала возможность взрыва более вероятной, чем для обычного гражданина, не делала обстановку менее странной. Однако это место было связано с личным положением Брунетти как мужа женщины с яркими, хотя и непоследовательными взглядами и политикой, а не с его профессией.
«Зачем нам читать эту отвратительную чушь?» — взорвалась Паола, сердито швырнув сложенный номер «Газзеттино» дня на стол для завтрака, где он опрокинул сахарницу.
Брунетти наклонился вперед, отодвинул край бумаги указательным пальцем и поправил чашу. Он взял вторую булочку и откусил, зная, что последует разъяснение.
— Послушайте, — сказала Паола, взяв листок и прочитав заголовок первой статьи на первой полосе: «Фульвия Прато рассказывает о своем ужасном испытании».
Как и вся Италия, Брунетти был знаком с Фульвией Прато, женой богатого флорентийского промышленника, которую похитители похитили тринадцать месяцев назад и все это время держали в подвале. Освобожденная карабинерами за две недели до этого, накануне она впервые выступила перед прессой. Он понятия не имел, что Паоле может показаться особенно оскорбительным в заголовке.
— А это, — сказала она, переворачивая бумагу до конца пятой страницы. «Министр ЕС призналась в сексуальных домогательствах на бывшем рабочем месте». Брунетти был знаком и с этим случаем: женщина-комиссар Европейской комиссии, он не мог вспомнить, какова ее точная должность — одна из тех тривиальных, которые присваиваются женщинам, — вчера на пресс-конференции заявила, что ее жертва сексуальной агрессии двадцать лет назад, когда она работала в фирме инженеров-строителей.
Человек, научившийся терпению за более чем двадцать лет супружеской жизни, Брунетти ждал объяснений Паолы. «Можете ли вы поверить, что они использовали это слово? Синьоре Прато не нужно было признаваться в том, что она стала жертвой похищения, но эта бедная женщина призналась, что стала жертвой какого-то сексуального нападения. И как типично для этих троглодитов, — сказала она, злобно ткнув пальцем в бумагу, — не объяснить, что произошло, а только сказать, что это было сексуально. Боже, я не знаю, почему мы утруждаем себя чтением этого».
«Трудно поверить, не так ли?» Брунетти согласился, сам искренне потрясенный употреблением этого слова и еще больше потрясенный тем, что не заметил его диссонанса, пока Паола не указала ему на него.
Много лет назад он начал мягко подшучивать над тем, что он тогда называл ее «кофейными проповедями», бурными возгласами, с которыми она приветствовала чтение утренних газет, но с годами он пришел к выводу, что в этом был большой смысл. в кажущемся безумии.
«Вы когда-нибудь сталкивались с подобными вещами?» — спросила она. Она протягивала ему нижнюю половину бумаги, так что он знал, что она не имеет в виду похищение.
«Однажды, много лет назад».
«Где?»
«В Неаполе. Когда меня туда направили».
«Что случилось?»
«Женщина пришла сообщить, что ее изнасиловали. Она хотела сделать официальный донос. Он сделал паузу, позволяя памяти вернуться. — Это был ее муж.
Паула Паолы была такой же длинной; затем она спросила: «И?»
«Допрос проводил комиссар, к которому я тогда был приписан».
«И?»
«Он посоветовал ей подумать о том, что она делает, что это доставит мужу много неприятностей».
На этот раз молчания Паолы было достаточно, чтобы подстегнуть его.
«После того, как она выслушала его, она сказала, что ей нужно время, чтобы подумать об этом, и ушла». Он до сих пор помнил, как сложены плечи женщины, когда она выходила из кабинета, где проходил допрос. — Она так и не вернулась.
Паола вздохнула, а затем спросила: — Много ли изменилось с тех пор?
«Немного».
«Они лучше?»
«Минимально. По крайней мере, мы стараемся, чтобы женщины-офицеры проводили первое собеседование».
«Попробовать?»
«Если есть дежурные, когда это произойдет, когда они придут».
«А если их нет?»
«Мы звоним и выясняем, сможет ли женщина приступить к дежурству».
«А если нет?»
Ему было интересно, как завтрак каким-то образом превратился в инквизицию. «Если нет, то они берут интервью у всех, кто доступен».
– Это означает, я полагаю, что такие люди, как Альвизе или лейтенант Скарпа, могли проводить допрос. Она не пыталась скрыть своего отвращения.
«Это не совсем допрос, Паола, не то что когда у нас есть подозреваемый».
Она указала на Gazzettino, ее ноготь выстукивал быстрый тройной бит на втором заголовке. «В городе, где это возможно, я ненавижу думать о том, на что похожи любые вопросы».
Он уже был на грани возражения, когда она, может быть, почувствовав это, совсем сменила тон и спросила: «Как проходит твой день? Ты будешь дома к обеду?»
С облегчением, понимая, что искушает судьбу, но не в силах остановить себя, он ответил: «Я так думаю. Преступность, кажется, отдыхает в Венеции.
— Боже, если бы я могла сказать то же самое о своих учениках, — сказала она с усталой покорностью.
— Паола, ты вернулась на работу всего шесть дней назад, — не удержался он от слов. Он недоумевал, как ей удалось монополизировать право жаловаться на работу. Ведь ему приходилось сталкиваться если не ежедневно, то, по крайней мере, с досадной периодичностью, с убийствами, изнасилованиями и побоями, а худшее, что могло случиться в ее классе, это то, что кто-нибудь спросит, кто является Темной Госпожой. или забыть, что произошло в конце Вашингтон-сквер. Он уже собирался что-то сказать по этому поводу, когда заметил выражение ее глаз.
«В чем дело?» он спросил.
«А?» Он узнал уклонение, когда услышал его, увидел.
«Я спросил вас, в чем дело».
«О, трудные ученики. Обычные вещи.
Он снова заметил признаки того, что она не хочет что-то обсуждать. Он отодвинул стул и поднялся на ноги. Он подошел к ее стороне стола, положил руку ей на плечо и наклонился, чтобы поцеловать ее в макушку.
«Увидимся за обедом».
«Я буду жить этой единственной надеждой», — ответила она и наклонилась вперед, чтобы подмести просыпанный сахар.
Оставшись одна за столом, Паола оказалась перед выбором: дочитать газету или помыть посуду: она выбрала посуду. Покончив с этим заданием, она взглянула на часы и увидела, что ее единственный урок дня начался менее чем через час, и поэтому она вернулась в спальню, чтобы закончить одеваться, ее мысли были поглощены, как это часто бывало, писанием. Генри Джеймса, хотя в данном случае это было только в той степени, в какой он мог повлиять на Эдит Уортон, чьи романы должны были стать предметом ее лекции.
Недавно она читала лекции на тему чести и достойного поведения и того, как это занимает центральное место в трех великих романах Уортона, но она была озабочена тем, имеет ли это понятие все еще то же значение для ее студентов; действительно, имело ли это какое-то значение для ее учеников. Она хотела поговорить об этом с Гвидо тем утром, потому что уважала его мнение по этому поводу, но заголовок отвлек ее.
Спустя десятилетия она больше не могла притворяться, что не замечает его обычной реакции на ее кофейные проповеди: это усилившее желание встать из-за стола. Она улыбнулась про себя термину, который он изобрел, и той любви, с которой он обычно его употреблял. Она знала, что слишком быстро и слишком сильно реагировала на многие раздражители; действительно, в момент сильного гнева ее муж как-то выстукивал убийственный список тем, какие предметы будут давить на нее, пока она не перестанет охотиться за разумом. Она отказалась останавливаться на его каталоге, его точности было достаточно, чтобы вызвать у нее дрожь нервозности.
Накануне на город обрушился первый осенний холодок, поэтому Паола достала из шкафа легкий шерстяной жакет, взяла портфель и вышла из квартиры. Хотя она шла через Венецию, чтобы добраться до своего класса, она думала о Нью-Йорке, городе, где столетие назад разыгрывалась драма о жизнях женщин из романов Уортона. Пытаясь ориентироваться в отмелях социальных обычаев, старых и новых денег, устоявшейся власти мужчин, а иногда и большей власти их собственной красоты и обаяния, три ее главных героя постоянно сталкивались со скрытыми скалами чести. Но течение времени, размышляла Паола, испарило из обыденного сознания всеобщее согласие относительно того, что представляет собой достойное поведение.
Конечно, в книгах не предполагалось, что честь восторжествовала: в одном случае это стоило героине жизни; другая потеряла из-за этого свое счастье; третье восторжествовало только из-за конституциональной неспособности его воспринять. Как же тогда аргументировать его важность, особенно для класса молодых людей, которые будут отождествлять себя — если студенты вообще способны отождествлять себя с персонажами, которых нет в кино, — только с третьими?
Урок прошел так, как она и ожидала, и в конце у нее возникло искушение процитировать им из Библии, книги, к которой она не питала особого пристрастия, отрывок о тех, кто имеет глаза и не может видят, уши и не слышат, но она воздержалась, понимая, что ее ученики будут столь же бесчувственны к евангелисту, как они проявили себя к Уортону.
Молодые люди вышли из комнаты, а Паола занялась раскладыванием бумаг и книг в своем портфеле. Несостоятельность ее профессии больше не беспокоила ее так, как это было много лет назад, когда она впервые осознала, насколько непонятно многое из того, что она говорила, и, возможно, из того, во что она верила, было для ее учеников. На седьмом году преподавания она упомянула об «Илиаде» и, несмотря на общую пустоту, обнаружила, что только один из учеников в классе помнит, что читал ее, и даже он совершенно не способен понимания концепции героического поведения. Троянцы проиграли, не так ли, так что какая разница, как вел себя Гектор?
«Времена не в ладах», — прошептала она сама себе по-английски и тут же вздрогнула, поняв, что рядом с ней кто-то стоит, одна из студенток, молодая девушка, теперь, наверное, убежденная, что ее профессор сошла с ума.
«Да, Клаудия?» — спросила она, совершенно уверенная, что это имя девушки. Невысокая, с темными волосами и глазами, у девочки был кремово-белый цвет лица, как будто она никогда не была на солнце. За год до этого она посещала занятия с Паолой, говорила редко, часто делала записи и очень хорошо сдала экзамены, в результате чего у Паолы сложилось смутное впечатление умной молодой женщины, страдающей застенчивостью.
«Могу ли я поговорить с вами, профессор», — сказала девушка.
Помня, что она может быть резкой только с собственными детьми, Паола не спросила ее, не этим ли они занимаются. Вместо этого она защелкнула свой портфель и сказала, повернувшись лицом к девушке: «Конечно. Как насчет? Уортон?
«Ну вроде как, профессоресса, но не совсем».
Опять же, Паола воздержалась от указания, что только один из этих ответов может быть верным. — А как насчет? — спросила она, но улыбнулась, когда задала вопрос, не желая, чтобы эта обычно молчаливая девушка отказывалась продолжать. Чтобы избежать намеков на то, что ей, возможно, не терпится уйти, Паола вынула руку из портфеля, откинулась на спинку стола и снова улыбнулась.
— Это о моей бабушке, — сказала девочка, вопросительно взглянув на Паолу, как бы спрашивая, знает ли она, что такое бабушка. Она посмотрела на дверь, снова на Паолу, потом снова на дверь. «Я хотел бы получить ответ о том, что ее беспокоит». Сказав это, она остановилась.
Когда показалось, что Клаудия не собирается продолжать, Паола взяла портфель и медленно направилась к двери. Девушка обогнула ее и открыла, отступив назад, чтобы Паола прошла первой. Обрадованная этим знаком уважения и недовольная собой за это, Паола спросила, не то чтобы она понимала, что это имеет большое значение, но думая, что ответ может дать девушке повод сообщить дополнительную информацию. мать?»
«Ни то, ни другое, профессоресса».
Пообещав себе огромную награду за все непроизнесенные ответы, которых ей стоил этот разговор, если это было так, Паола сказала: — Что-то вроде почетной бабушки?
Клаудия улыбнулась, ответ, который, казалось, отразился в первую очередь в ее глазах и был тем слаще от этого. «Это верно. Она не моя настоящая бабушка, но я всегда ее так называла. Нонна Хеди. Потому что она австрийка, понимаете.
Паола не ответила, но спросила: «Она связана с твоими родителями, двоюродной бабушкой или кем-то еще?»
Этот вопрос явно смутил девушку. — Нет, не она, ни в коем случае. Она помолчала, задумалась, а потом выпалила: «Видите ли, она была подругой моего дедушки».
— А, — ответила Паола. Все это становилось гораздо сложнее, чем казалось из простой просьбы девушки, и поэтому Паола спросила: — А что ты хотел спросить о ней?
«Ну, это действительно о вашем муже, профессоресса».
Паола была так удивлена, что смогла только повторить замечание девушки: «Мой муж?»
«Да. Он полицейский, не так ли?
«Да, это он».
«Ну, не могли бы вы попросить у него что-нибудь для меня, ну, то есть для моей бабушки».
«Конечно. Что бы вы хотели, чтобы я спросил у него?»
«Ну, если он знает что-нибудь о помиловании».
«Извинения?»
«Да. Прощения за преступления».
«Вы имеете в виду амнистию?»
«Нет, это то, что делает правительство, когда тюрьмы переполнены и держать там людей слишком дорого: они просто выпускают их всех и говорят, что это из-за какого-то особого события или чего-то еще. Но я не об этом. Я имею в виду официальное помилование, официальное признание со стороны государства, что человек не виновен в совершении преступления».
Пока они говорили, они очень медленно спускались по лестнице с четвертого этажа, но Паола остановилась. — Я не уверен, что много в этом понимаю, Клаудия.
«Это не имеет значения, профессор. Я пошла к адвокату и спросила его, но он хотел пять миллионов лир, чтобы дать мне ответ, а потом я вспомнил, что ваш муж был полицейским, поэтому я подумал, что, может быть, он мог бы мне сказать».
Паола быстро кивнула, чтобы понять. — Не могли бы вы точно сказать мне, о чем вы хотите, чтобы я его спросил, Клаудия?
«Если существует какой-либо юридический процесс, в соответствии с которым умершее лицо может быть помиловано за то, за что его отдали под суд».
«Только за что судить?»
«Да».
Край терпения Паолы показался насквозь, когда она спросила:
«Не осуждена и за что отправлена в тюрьму?»
«Не совсем так. То есть осудили, но не посадили».
Паола улыбнулась и взяла девушку за руку. «Я не уверен, что понимаю это. Осужден, но не отправлен в тюрьму? Как это может случиться?»
Девушка посмотрела через перила и на открытую дверь в здание, как будто вопрос Паолы подтолкнул ее к мысли о бегстве. Она снова посмотрела на Паолу и ответила: «Потому что суд признал его сумасшедшим».
Паола, стараясь не спрашивать, кем может быть этот человек, обдумала это, прежде чем спросить: «И куда его отправили?»
«В Сан-Серволо. Он умер там».
Как и все в Венеции, Паола знала, что остров Сан-Серволо когда-то был местом, где находился сумасшедший дом, и служил этой цели, пока Закон Базалья не закрыл сумасшедшие дома и либо освободил пациентов, либо переместил их в менее ужасные места.
Почувствовав, что девушка ей не расскажет, Паола все же спросила. — Вы хотите рассказать мне, в чем заключалось преступление?
— Нет, я так не думаю, — сказала девушка и пошла вниз по ступенькам. Внизу она повернулась и позвала Паолу: «Ты спросишь его?»
«Конечно», — ответила Паола, зная, что сделает это сейчас не столько из собственного любопытства, сколько из желания сделать одолжение этой девушке.
«Тогда спасибо, профессоресса. Тогда увидимся в классе на следующей неделе. С этими словами Клаудия подошла к двери, где остановилась и посмотрела на Паолу. — Мне очень понравились книги, профессоресса, — крикнула она, поднимаясь по лестнице. «Это разбило мне сердце, когда Лили умерла вот так. Но это была почетная смерть, не так ли?
Паола кивнула, радуясь, что хотя бы один из них понял.
Умышленное поведение Донны Леон – Блокнот Кэрол
от Кэрол 2 комментариев
Умышленное поведение Донна Леон
Рассказчик: Стивен Кроссли
Серия: Commissario Brunetti #11
Опубликовано Blackstone Audio 3 ноября 2011 г.
Я не по порядку читаю серию Commissario Guido Brunetti. Я прыгаю в зависимости от того, что есть в библиотеке. Серии в настоящее время 28, поэтому Умышленное поведение ближе к середине.
Паола, жена Гвидо, доводит дело до его сведения. У одного из ее учеников есть вопрос о помиловании ее умершего дедушки. Она не дает много подсказок, но достаточно, чтобы заинтересовать Брунетти. А потом она оказывается мертвой, убитой.
На этот раз тайна связана с событиями Второй мировой войны, и Гвидо рассказывает своему тестю и некоторым друзьям об их опыте во время войны и историях, которые они слышали.
Самой интересной частью рассказа для меня была история Италии во время Второй мировой войны. Честно говоря, я мало что знаю об Италии того времени. Вторая мировая война чаще упоминается в европейских загадках, чем в американских, по очевидной причине, но я все равно нахожу ее довольно увлекательной. Муссолини привел Италию в войну в союзе с нацистской Германией. Муссолини был свергнут 25 июля 1943 года, вскоре после высадки союзных войск на Сицилии. Генерал Бадольо, сменивший Муссолини, заключил перемирие с союзниками 3 сентября, а Италия объявила войну нацистской Германии 13 и 19 октября.43, хотя многие итальянские города оставались оккупированными до 1945 года. Тесть Брунетти говорит: «Так же, как и французы, мы не могли достаточно быстро забыть то, что произошло в годы войны. Вы знаете мои чувства к немцам… Но надо отдать им должное, они смотрели на то, что делали… Союзники, когда Нюрнбергский процесс закончился, никогда бы не совали в него нос немцам. Но они предпочли хотя бы частично изучить военные годы. Мы никогда этого не делали, и поэтому нет истории тех лет, по крайней мере, достоверной». Не знаю, правда ли это, но интересно то, что разные страны по-разному будут смотреть на свои роли в конфликтах, кто-то будет изучать, где они потерпели неудачу или были сбиты с пути, а кто-то заместит все, что им не нравится, под ковер. Леон любит делать политические заявления в своих книгах даже больше, чем большинство авторов детективов.
Тайна здесь сосредоточена вокруг искусства. Во время войны многие итальянцы отчаянно пытались покинуть страну, и недобросовестные торговцы произведениями искусства в полной мере воспользовались этим, скупая шедевры за копейки. Умершая молодая женщина была наследницей состояния в искусстве. Но кто знал об этом, не говоря уже о том, что был готов убить из-за этого? Мне было немного грустно из-за убийцы и мотива. Леону удается сделать так, чтобы даже ее второстепенные персонажи обладали собственным характером.
Из-за этих книг мне всегда хочется в Венецию, даже если Брунетти ненавидит толстых американских туристов.
Вид с Моста ВздоховПитер К. Буриан [CC BY-SA 4.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)]
О Донне Леон
Донна Леон (род. 28 сентября 1942 г., г. в Монклере, Нью-Джерси) — американский автор серии криминальных романов, действие которых происходит в Венеции, Италия, с участием вымышленного героя комиссара Гвидо Брунетти. В 2003 году она получила литературную премию Корин.
Леон прожил в Венеции более 30 лет и сейчас проживает в небольшой деревне Валь Мюстаир в горах Граубюнден в Швейцарии. У нее также есть дом в Цюрихе. В 2020 году она стала гражданкой Швейцарии. Она была лектором по английской литературе в Университетском колледже Мэрилендского университета – Европа в Италии и преподавала английский язык с 19 лет.81 по 1990 год на американской военной базе в Италии.
Все ее романы о комиссаре Брунетти происходят в Венеции или ее окрестностях. Они написаны на английском языке и переведены на многие иностранные языки, но — по просьбе Леона — не на итальянский.