Воля человека что такое: Воля. Физиологические основы воли, развитие волевых качеств — Logoprofy.ru

Что такое воля и есть ли у неё сила? | Психология

Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. Можно назвать волю силовой частью личности, что ценится в человеке всегда. Особенно красиво выглядит, когда, несмотря ни на какие трудности, цель бывает достигнута.

«Там, где нет воли, нет и пути». (Б. Шоу)

Итак, воля человека помогает ему на жизненном пути. Тогда вопрос — любая воля или только имеющая силу? А что это такое?

Сила воли… А определения-то, собственно, нет. То есть, существует много пониманий, что это такое, а чёткого и понятного определения нет.

Например, кто-то понимает под силой воли её количество. Но вот в каких единицах это измерить? Если бестолковый ребёнок упорно и настойчиво бьёт молотком по любимому вами серванту, причём количество повторений удивляет, несмотря ни на какие наказания, то можно сказать, что у него большое количество воли? Хорошо, очень волевой ребёнок, но чем это отличается от упрямства?

Иногда под силой воли понимают мотивацию, что тоже не совсем верно. Сила воли — это в самом человеке, а мотивация бывает внешней. Например, повышение зарплаты — хорошо повышает мотивацию, но не силу воли.

Ещё одно понимание. Сила воли — это умение себя убедить. Рассказать, зачем нужно что-то делать, что это даст, от чего избавит. Похоже на самомотивацию. К тому же можно долго вести такие разговоры и убедить себя в чём угодно, но ничего в результате не сделать.

Многие уговаривали себя и обещали себе не есть на ночь. И что? После очередного полночного посещения холодильника откладывали это мероприятие на следующий месяц, а лучше — на после Нового года. Убедили себя — да, но силы воли не хватило удержаться.

Для выработки определения предложу сначала разделить понятия «воля» и «сила».

Определение, что такое воля, приведено. Сила — источник энергии движения, деятельности, явления. Теперь соединяем.

Сила воли — внутренний источник энергии, позволяющий человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий.

Для наглядности приведу метафорическое пояснение. Например, мышца человека бывает слабой, но она всё равно работает. Человек может легко поднять привычный для себя вес — штангу в 50 кг — это воля, поскольку есть препятствие — вес, точнее сила тяжести, есть цель — поднять вес, преодолев силу тяжести. Но вот если вес сделать непривычным, а бОльшим, например 80 кг. Тогда понадобится бОльшая сила мышцы, степень её напряжения должна возрасти. Возможно, вес будет взят, но может не хватить силы мышцы (силы воли), поскольку она не тренирована, то есть как источник энергии, движения, не готова к поднятию 80 кг.

Продолжая аналогию, допускаю, что силу воли можно тренировать так же, как и мышцы, то есть регулярным повторением с постановкой более трудных задач. Кстати, аналогия очень уместна, поскольку ничто так не развивает силу воли, как регулярное занятие спортом. Кто может сказать, что настоящие спортсмены не волевые люди?

Мышцы растут медленно, но если упражняться, то станет видно, как возрастает их сила. Они увеличатся в объёме и будут способны поднимать бОльшие веса. Так же и с силой воли, она увеличивается медленно, но через некоторое время то, что казалось раньше невозможным, быстро преодолевается лёгким усилием воли.

Например, подумайте, что для вас на данный момент является просто подвигом или кажется невозможным? Встать в шесть утра, рано лечь, начать бегать по утрам, записаться в спортзал и регулярно его посещать, выучить иностранный язык, получить второе высшее образование?

Начните это делать, но сначала не грузите себя сильно. Если это бег, то ровно столько, сколько сможете, потом постепенно увеличивайте дистанцию. Уверен, через два месяца регулярных занятий бежать будет легко физически, но самое главное, даже если не очень хочется это делать, то лёгким усилием воли вы быстро сами себя настроите и побежите с удовольствием.

А толстые и вялые люди будут смотреть на вас и рассуждать: «Это же какую силу воли надо иметь, чтобы регулярно бегать и так хорошо выглядеть!» Они пока не понимают, что такое сила воли. Дайте им прочитать эту статью.

Теги: достижение целей, самовоспитание, успешность, самопомощь, сила воли, самопознание, сильная личность, воспитание, характер, воля человека

Воля – что это в психологии

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия.

Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое воля
  • 2 Волевые действия, их виды и структура
    • 2.1 Виды волевых действий
    • 2.2 Структура волевого действия
  • 3 Функции воли

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов.  С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Четыре взгляда на волю человека – Знамя Истины США

Более полутора тысяч лет Церковь ведет жаркие споры о свободе воли человека. Основные вопросы привлекли всеобщее внимание в начале пятого века, когда Августин и Пелагий спорили по этому поводу. В средние века природе свободы человека уделялось большое внимание. Изучая Священное Писание, Бернар и Ансельм внесли значительный вклад в учение о человеческой воле. В шестнадцатом веке свобода или рабство воли были одним из главных вопросов, разделявших реформаторов и католиков. По мнению Мартина Лютера, это было ключ к его спору с Римом. В семнадцатом веке природа свободы человека была в центре спора между арминианами и кальвинистами. Конфликт снова всплыл в восемнадцатом веке во время Великого пробуждения. Подход Финнея к пробуждению в девятнадцатом веке сбил церковь с пути из-за непонимания человеческой воли. Точно так же природа человеческой воли продолжает приносить острые разногласия между верующими реформатами и фундаменталистами.

Правильное понимание содержания Евангелия и использование методов прославления Бога в евангелизации зависит от понимания этого вопроса.

Некоторые богословы, как арминиане, так и кальвинисты, были весьма ясны в своих рассуждениях о воле человека. Другие, например, Джонатан Эдвардс, воспарили в высокие облака философии, где многие верующие теряют сознание в разреженном воздухе сложной логики и сложной мысли. Но никто не является столь освежающе ясным, как наш святой Господь. Его инструкции по этому предмету пронизаны яркими иллюстрациями, чтобы помочь нашему нащупывающему уму:  

В Матфея 12:33-37 говорится: «Или сделайте дерево хорошим и плод его хорошим; иначе сделайте дерево худым и плод его худым: ибо дерево познается по плоду его. О отродье ехиднино, как можете вы, будучи злы, говорить добро? ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе; и злой человек из злого сокровища выносит злое. А Я говорю вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».

В этом отрывке три словесных окна, через которые проходит свет Христова наставления. Каждый представляет знакомую сцену. (1) Дерево, имеющее плод — ст. 33. (2) Человек, выносящий сокровища из сундука — ст. 35. (3) Поток, вытекающий из источника. Последнее более неясно, чем первые два, но на него указывает выбор слов нашего Господа в ст. 34. Слово «изобилие» предполагает излишество или переизбыток.

У человека есть воля, и эта воля имеет определенную свободу.

Наш Господь ясно учит, что у человека есть право выбора. Здесь важно начать обезоруживать противников всех глупых обвинений, выдвинутых против библейского учения о воле человека. Каждый человек имеет возможность выбирать свои слова, решать, какими будут его действия. У нас есть способность к самоопределению в том смысле, что мы выбираем собственные мысли, слова и поступки. Человек свободен выбирать, что он предпочитает, чего он желает.

Никто не привязывает плоды на ветки дерева, даже Бог. Дерево приносит свои плоды. Злые люди грешат добровольно; они вынимают из сундуков злые сокровища, то есть злые слова и дела. Праведники святы по своему выбору; они выбирают добрые сокровища, то есть добрые слова и дела. Человек, который говорит и действует, несет полную ответственность за свое нравственное поведение. Эта сила воли является жизненно важной частью человеческой личности. Оно всегда существует в вас и во мне и во всех, кому мы свидетельствуем или проповедуем.

Бог никогда не заставляет людей действовать против их воли. Делами внешнего провидения или внутренней благодати Господь может изменять умы людей, но Он не будет принуждать человека к мыслям, словам или действиям. Когда Бог в своем святом гневе послал израильтян, чтобы изгнать хананеев с их земли, он также наслал на них шершней. Есть детская песенка, повествующая о том, как эти шершни жалят хананеев, заставляя язычников бежать из земли. Затем хор поет:

Бог никогда не заставляет нас идти, О нет,
Он никогда не заставляет нас идти;
Бог не принуждает нас идти против нашей воли,
, но Он просто делает нас готовыми идти.

Когда Савл обратился, Господь не понуждал его назидать церковь вместо того, чтобы преследовать ее. Он добавил в свою душу новый фактор внутренней благодати, вследствие чего Павел изменил свое решение. Бог может обновить волю, но он никогда не принуждает ее.

Вестминстерское исповедание очень тщательно отстаивает свободу человеческой воли. Когда речь идет о вечных Божьих постановлениях, нам говорят: «Бог от вечности сделал…». . . свободно и неизменно предопределяют все, что происходит: тем не менее это так, поскольку посредством этого ни Бог не является виновником греха, ни насилие предлагается воле тварей, ни свобода или случайность вторичных причин не отнимаются, а скорее устанавливаются». Говоря о свободе воли, «Исповедь» начинается так: «Бог наделил волю человека той естественной свободой, что она не принуждается и не определяется какой-либо абсолютной необходимостью природы к добру или злу». от Бога решения человека принимаются за него; он свободен выбирать для себя.

Такая свобода воли необходима для ответственности! Наличие воли является необходимым компонентом моральной ответственности. Это ясно подразумевается в словах нашего Господа в стихах 36 и 37: «Говорю вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Человек может быть осужден только потому, что слова принадлежат ему. Он был свободен достать их из своего сундука с сокровищами. Они были переполнением источника его собственного сердца. Это плоды его собственного дерева природы. Никто не навязывал слова ему в губы. Он выбрал их. Общество, товарищей, родителей нельзя винить. Пустые слова — продукт собственной воли человека.

Каждому служителю жизненно важно осознавать важность воли человека. Ибо в евангелизации нужно обращаться к воле. Проповедуя Евангелие, мы должны не только освещать омраченные умы светом истины. Мы также должны взывать к извращенной воле людей избрать Христа. Вера является в такой же степени актом воли, как и действия разума. Когда посредством Духа разум постигает существенные истины, тем же Духом воля должна довериться Христу. Покаяние есть выбор добра и отказ от зла. Воля занимает центральное место в вере и покаянии.

Действительно, при обращении человек должен принять решение. Мы избегаем этого термина, потому что в современном жаргоне «решение» стало отождествляться с внешним выражением, таким как поднятие руки или движение вперед. Хотя такие внешние действия не имеют ничего общего с прощением грехов, сердце должно принять решение спастись.

Когда Христос встал, чтобы возгласить: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», Он добивался добровольного выбора Себя в качестве утоляющего питья для души. Бог призывает всех грешников прийти только потому, что они май наступит. И наш долг сообщить грешнику, что у него есть право, право выбрать Христа. Кроме того, мы должны уверить его, что у него есть несомненный долг принять Спасителя.

Великая вина грешников под Евангелием состоит в том, что они не придут. Христос жаловался в Евангелии от Иоанна 5:40: « вы не придете ко Мне, чтобы иметь жизнь». собирает цыплят под крылья свои и Вы бы не хотели! ’ В невозрожденном слушателе Евангелия есть упрямый, сознательный выбор не приходить. Следовательно, в пламенеющем огне Христос придет, чтобы отомстить тем, кто не повинуется Евангелию (2 Фес. 1:8). Свободным проявлением своей непринужденной воли люди отвергли Сына Божия.

Говоря об ответственности, мы ничего не имели в виду относительно способности, как будет видно ниже. Но дело в том, что у людей есть воля, к которой нужно обращаться так же сильно и прямо, как к их разуму и эмоциям в проповеди евангелия. Мужчины должны столкнуться со своей ответственностью. «Дело Божие есть, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоанна 6:29).).  

Воля человека — это не суверенная способность.

Хотя у человека есть воля, она ни независима от всех влияний, ни главенствует над всеми другими частями его личности. Это следующий пункт в учении нашего Господа.

Пелагиане, римо-католики, арминиане и финнеевцы придерживались одного общего взгляда на природу человека. Они предполагают, что воля человека в некотором роде нейтральна, что она существует в состоянии моральной приостановки. По их мнению, воля с одинаковой легкостью может выбрать добро или зло; она может принять или отвергнуть Христа. Только со степенью различия и разнообразием объяснений, это их общее мнение. Пелагианцы учили, что воля нейтральна, потому что нравственно нейтрально человеческое сердце. Арминиане, с другой стороны, признают человеческое сердце злым. Но они предполагают, что предваряющая благодать повесила волю на «небесный крюк» нейтралитета, с которого она может либо принять, либо отвергнуть Евангелие. Однако общим основанием является эта идея нейтралитета. Воля, говорят нам, бескорыстна. В конечном счете, это определяет весь их взгляд на обращение и освящение.

Следует отметить, что наш Учитель учил, что человеческая воля не свободна от других способностей сердца. Далекая от воли, господствующей над человеком, воля определяется собственным характером человека. Оно не возведено в положение господства над всем человеком.

Человек подобен дереву. Его сердце, а не только его воля, является корнем. Невозможно, чтобы воля могла произвести плод, противоречащий характеру корня. Если корень плохой, дерево по самой своей природе обязано приносить плохие плоды.

Человек подобен человеку, стоящему рядом со своим сундуком с сокровищами. Нет возможности достать чистое золото из ящика, наполненного только ржавой сталью. Содержимое сердца определяет, какие слова и дела могут быть произведены. Далекая от нейтральности, воля должна проникать в сердце для своего выбора. Каждая мысль, слово и поступок будут частью природы внутреннего сокровища.

Человек подобен потоку, который не может подняться выше своего источника. Если фонтан загрязнен, то истечение будет злым. Если источник будет сладким, поток не будет горьким и не может этого сделать.

Эти три иллюстрации содержат один и тот же урок. То, что человек делает, определяет то, что он выбирает. Выбор всегда раскрывает характер сердца, потому что сердце определяет выбор. Люди не грешники, потому что они выбирают грешить; они выбирают грешить, потому что они грешники. Если бы это было не так, мы никогда не смогли бы узнать дерево по его плодам и не смогли бы судить о характере человека по его поступкам.

В наше время мы наблюдаем запуск ракет так, что они ускользают от земного притяжения. Для этого существует огромный комплекс электрических проводов, сплетенных в один центр управления, называемый в США «управлением полетами». Согласно Библии, сердце — это центр управления полетами человека. Сердце – это мотивационный комплекс человека, основная диспозиция, вся наклонность характера, нравственная склонность. Ум, эмоции, желания и воля — все это проводники, которые мы наблюдаем; ни один из них не является независимым, но все они объединены в общую цепь. Если управление миссией настроено на зло, воля не может заставить ракеты жизни двигаться по пути праведности. Воля не может избежать направления мыслей, чувств, стремлений и привычек, чтобы произвести поведение противоположного нравственного качества. «Воля» может быть кнопкой, которая запускает космический корабль. Но кнопка запуска не определяет направление. Направление зависит от сложной системы проводки.

Если бы воля могла принимать решения вопреки разуму, желаниям и желаниям сердца, это было бы чудовище. Вы окажетесь в ресторане и закажете все продукты, которые ненавидите. Вы обнаружите, что выбираете компанию, которую ненавидите. Но воля не чудовище. Он не может выбирать, не посоветовавшись с вашим разумом, не отражая ваших чувств и не принимая во внимание ваши желания. Вы свободны быть собой. Воля не может превратить вас в кого-то другого.

Это наиболее верно в моральной и религиозной сферах. Когда разум воюет с Богом, отрицая Его истину; когда чувства ненавидят Христа, Сына Его; когда желания желают, чтобы закон Божий и Евангелие были стерты с лица земли; воля не может быть в состоянии выбрать Христа. Если бы это было так, человек не был бы по-настоящему свободен быть самим собой.

Вот трагическая правда о воле человека. Будучи свободным от внешнего принуждения, он находится в состоянии рабства. Он не находится в заявленном нейтралитете. Это не рычаг, с помощью которого можно перевести личность человека от греха к праведности, от неверия к вере. Это подводит нас к третьему элементу слов Христа.  

Воля человека находится в рабстве греха.

Цепи, связывающие волю человека к греху, не являются следствием действий Всемогущего Бога. Связывающие цепи — собственные развращенные способности человека. Тюрьма — его собственная природа.

Риторический вопрос нашего Господа в стихе 34 убедительно доносит это до сознания: «О порождения ехиднины, как вы можете , будучи злыми, говорить доброе?» Наш мудрый Господь предполагает, что человек должен говорить так, как он говорит, потому что он. Грешникам он говорил: «Вы не можете выбрать добрые слова, потому что у вас злое сердце». Если дерево плохое, если сокровищница наполнена одним злом, если источник горький, то воля твоя не может произносить добрых слов [плоды, сокровища, перелив]».

На данный момент существует очень много писаний, свидетельствующих о рабстве человека греху по его собственной природе. Упомянем лишь некоторых — Иеремия 13:23: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои?» Тогда можете делать добро и вы, привыкшие делать зло»; Иоанна 6:44: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»; Римлянам 8:7: «Плотские помышления. . . не подчиняется закону Божию, да и не может быть».

Пелагианская, арминианская и современная фундаменталистская поддержка моральной и духовной свободы воли обычно сосредоточена в одном месте. Мы признали, что у человека есть ответственная свобода. Он свободен быть собой. Он несет ответственность за свои слова и дела, особенно за то, что принял или отверг Христа. Со всем этим мы согласны. Они используют эту точку опоры, чтобы доказать, что воля не находится в узах греха, но обладает силой противоположного выбора. Он может делать как добро, так и зло, по крайней мере, когда сталкивается с Евангелием. Они настаивают на том, что ответственность воли избрать Христа подразумевает способность воли избрать Христа.

Нет никакой письменной защиты этой веры, которую я когда-либо видел в печати. Аргумент полностью философский. Оно звучит так: если человек не может делать добро, было бы несправедливо наказывать его как зло. Кроме того, если грешник не может покаяться, было бы глупо приказывать всем людям повсюду покаяться. Бог не глуп, и Он повелел покаяться. Поэтому люди могут каяться.

Мы можем только ответить, что те, кто восхваляет силу воли такими аргументами, не очень внимательно читали Библию. Чтобы сохранить свои философские предпосылки, им придется спорить с Христом, их Господом. Ибо наш Пророк говорит нам в стихах 36 и 37 нашего текста, что в день суда люди будут нести ответственность за свои злые слова. Однако в стихе 34 наш Учитель говорит тем же самым людям, что они не могут говорить добрые слова, потому что связаны своим злым характером.

Лазарь в своей могиле не мог ответить, когда наш Господь повелел: «Выйди вон». Человек, который был бессильным в течение 38 лет, не имел врожденной способности повиноваться, когда Иисус повелел ему взять свою постель и идти. Современные грешники также не способны верить, когда мы проповедуем. «Его заповедь есть веровать во имя Сына Его Иисуса Христа» (1 Иоанна 3:23).

Когда грешник отказывается прийти ко Христу, он виновен, потому что сделал свободный выбор. Оно отражает его собственное состояние ума, чувства и отношение к Богу и его Сыну. Он действовал добровольно, без принуждения. Это его решение. Но бедный грешник, мертвый по преступлениям и грехам, не мог поступить иначе, будучи злым. Ему не обязательно иметь нейтральную волю или способность делать как добро, так и зло, чтобы его действия были подотчетны перед Судией всех сердец.

Anselm очень полезен в этом вопросе. Этот средневековый богослов указывает, что если для подлинной свободы или ответственности необходима способность грешить, то Бог не свободен и не достоин похвалы. Священные Писания учат нас, что Бог не может лгать. Точно так же святые во славе не будут ни свободны, ни ответственны; ибо в вечности народ Господа будет иметь подтвержденную праведность. Ансельм продолжает показывать библейский акцент на свободе. Истинная свобода заключается в способности делать добро, тогда как тот, кто грешит, есть раб грех. Если истинная свобода заключается в способности делать добро в глазах Бога, то высшая свобода заключается в неспособности поступать иначе. Эта высшая свобода принадлежит сыновьям Божьим во славе. Какими библейскими были прозрения Ансельма!

Без сомнения, мысли Ансельма повлияли на формулировку Вестминстерского вероисповедания в главе «О свободе воли», ибо там говорится, что Адам «обладал свободой и силой хотеть и делать то, что хорошо и угодно Богу». был изменчив, подвержен изменениям. Человек мог и потерял свою свободу в смысле способности творить добро. Это не то же самое, что свобода человека быть самим собой. «Человек, своим впадением в состояние греха, совершенно утратил всякую способность воли к какому-либо духовному благу, сопутствующему спасению; так и плотский человек, полностью отвергнутый этим добром и мертвый во грехе, не может своими собственными силами обратить себя или подготовиться к нему».

Бернар был очень близок к истине, когда писал о нашем состоянии в Адаме: «Душа каким-то странным и дурным образом удерживается такой добровольной, но, к сожалению, свободной необходимостью, одновременно связанной и свободной; рабство в отношении необходимости, свободное в отношении воли: и, что еще более странно и еще более жалко, оно виновно, потому что свободно, и рабо, потому что виновно, и потому порабощено, потому что свободно».

Мы видели, что человек свободен быть самим собой и потому порабощен греху злым сердцем. И это подводит нас к глубочайшей истине о спасении душ. Это очень важно для нашей проповеди. Жизненно важно сохранять впечатления в наших слушателях.

Воля человека — не его надежда.

Наш Господь учил, что дерево нужно сделать хорошим. Человек должен обновиться во всем своем характере. Он должен иметь новое сердце, чтобы приносить добрые плоды; воля не может сделать дерево хорошим; оно может только пользоваться свободой быть тем, чем дерево уже является. Воля не может пополнить сундук с сокровищами новым видом товаров; она может только свободно производить то, что есть. Воля не может очистить источник; она может переполниться только имеющимися в душе водами.

Любая евангельская проповедь, которая опирается на акт человеческой воли для обращения грешников, не попадает в цель. Любой грешник, который полагает, что его воля имеет силу сделать что-то доброе, сопровождающее спасение, сильно заблуждается и далек от Царства. Мы возвращаемся к возрождающей работе Духа живого Бога, чтобы сделать дерево хорошим. Пока Бог не сделает что-то в грешнике, пока Бог не сотворит чистое сердце и не обновит в человеке правый дух, нет надежды на спасительную перемену.

Пока мы обращаемся к волям людей в евангельской проповеди, они являются волями, скованными могильными одеждами злого сердца. Но пока мы говорим, и Господь владеет Своим Словом, грешники пробуждаются к жизни Божественной силой. Его народ готов в день его силы (Пс. 110:3). Все, кого усыновили как сыновей Божьих, были «рождены не от воли человека, но от Бога» (Иоанна 1:13). Мы стоим, чтобы проповедовать, не имея силы сделать дерево хорошим. «Деревья» перед нами не могут сделать себя хорошими, поэтому никакие уловки или политика людей не могут убедить их измениться. Но наш славный Бог внутренней, тайной, преобразующей силой может сделать хорошим дерево, хорошие сокровища и хороший источник. Итак, вся слава Богу и Агнцу! Спасение от Господа!


Эта статья была впервые опубликована в выпуске журнала Banner of Truth за май 1975 года под заголовком «Воля человека: свободна, но связана». Взгляды автора остаются полезными, поскольку дискуссия о свободе воли человека продолжается и сегодня.

Дополнительная помощь по теме завещания


    цена 11,70 $

    Узнать больше Добавить в корзину

    Описание

    Более полутора тысяч лет Церковь ведет жаркие споры о свободе воли человека. Основные вопросы привлекли всеобщее внимание в начале пятого века, когда Августин и Пелагий спорили по этому поводу. В средние века природе свободы человека уделялось большое внимание. […]

    первобытной целостности, полной испорченности, начавшегося выздоровления и полного счастья или страдания

    Томаса Бостона


    цена 29,70 $

    Сред. Рейтинг

    Рейтинг 5.00 из 5

    Узнать больше Добавить в корзину

    Описание

    Более полутора тысяч лет Церковь ведет жаркие споры о свободе воли человека. Основные вопросы привлекли всеобщее внимание в начале пятого века, когда Августин и Пелагий спорили по этому поводу. В средние века природе свободы человека уделялось большое внимание. […]


    цена От: $5,40

    Узнать больше Выберите Опции

    Описание

    На протяжении более полутора тысяч лет Церковь ведет горячие споры о свободе воли человека. Основные вопросы привлекли всеобщее внимание в начале пятого века, когда Августин и Пелагий спорили по этому поводу. В средние века природе свободы человека уделялось большое внимание. […]

Последние статьи

Значение воли человека (часть 2)

( Продолжение из «Значение воли человека, часть 1» )

Библия учит, скажут некоторые, что мы не всегда делаем то, что хотим делать. Апостол Павел сокрушается в Римлянам 7, что добро, которое он хотел бы сделать, он не делает, а то, что он не хочет делать, именно то, что он делает. Разочарование Пола из-за жалкости своего положения, казалось бы, полностью опровергает тезис Эдвардса об отношении выбора к желанию. Павел, однако, не анализирует причинно-следственную связь между желанием и выбором. Он выражает глубокое разочарование, которое сосредоточено на комплексе желаний, нападающих на человеческую волю.

Мы существа с множеством желаний, многие из которых находятся в жестком конфликте друг с другом. Снова рассмотрим аспект «при прочих равных условиях» нашего морального выбора. Как христианин, у меня есть глубокое желание угодить Христу своей жизнью и достичь праведности. Это благое желание послушания Богу не является ни совершенным, ни чистым, поскольку оно ежедневно борется с другими желаниями в моей грешной личности. Если бы у меня не было противоречивых желаний, я, конечно, никогда не был бы непослушным. Если бы единственным желанием, которое у меня было, или если бы самым сильным желанием, которое у меня было, было постоянное желание повиноваться Богу, я бы никогда умышленно не грешил против Него. Но бывают времена, когда мое желание грешить сильнее моего желания повиноваться; когда это происходит, я грешу. Когда мое желание повиноваться больше моего желания грешить, тогда в этот момент я воздерживаюсь от греха. Мой выбор яснее и вернее, чем что-либо другое, показывает уровень моего желания.

Желание, как и аппетит, непостоянно. Уровень нашего желания колеблется изо дня в день, от часа к часу и от минуты к минуте. Желание движется по схеме приливов и отливов, как морские волны. Человек, сидящий на диете, испытывает усиливающиеся приступы голода в разное время суток. Легко решиться на диету, когда человек сыт; легко отказаться от алкоголя в разгар похмелья. Легко решиться быть праведным посреди волнующего духовного опыта молитвы. Но мы существа переменчивых настроений и мимолетных желаний, которые еще не достигли постоянства воли, основанного на постоянстве богоугодных желаний. Пока существует конфликт желаний и в сердце остается склонность ко греху, человек не является полностью свободным в моральном смысле, о котором говорил Эдвардс, и не испытывает полноты свободы, описанной Августином.

Августинскому взгляду на свободу воли противостоит классическое понятие, описывающее действие или деятельность по выбору в чисто спонтанных терминах. В этой концепции воля выбирает и свободна не только от внешних сил принуждения, но и от любого внутреннего правила расположения или желания. Выбор момента происходит свободно в том смысле, что никакая склонность или предрасположенность не контролируют, не направляют и не влияют на сделанный выбор. Можно с уверенностью сказать, что этот взгляд на волю является доминирующим взглядом на свободу воли в западной культуре, и именно его имел в виду Кальвин, когда заявил: «Свобода воли — слишком грандиозный термин, чтобы применять его к человеку». По сути, это означает, что человек может делать выбор, который является следствием без каких-либо причин. Здесь предполагается, что способность человека производить действие без причины превосходит даже творческую силу Всемогущего Бога. Более того, основное правило причинности — ex nihilo, nihil fit (из ничего ничего не получается) — сломан. Такой взгляд на свободу противен не только Писанию, но и разуму.

Понимать свободу как чисто спонтанный выбор без контролирующего его априорного предрасположения значит лишать свободу какого бы то ни было морального значения. То есть, если я действую без предварительного мотива или без предварительной склонности к праведности или от нее, то как можно сказать, что мой поступок вообще нравственный? Такая деятельность не имела бы причины или мотива; это было бы чисто случайное действие, не связанное с моральной добродетелью.

Но остается более глубокий вопрос: возможно ли вообще такое спонтанное действие? Если воля не склоняется ни вправо, ни влево, как она вообще может выбирать? Если нет расположения к действию или от него, то воля страдает от полного паралича. Это как осел, который поставил перед собой тюк сена и ведро овса. Склонность осла по отношению к сену и овсу была совершенно одинаковой, без малейшей степени предпочтения того или другого. Рассказывают, что в таких обстоятельствах осел умирает от голода, а перед ним пиршество, потому что у него нет возможности выбрать между ними.

Практическая проблема, которая остается с классическим взглядом на свободу, поднимается бихевиористской психологией. Если человек действительно самоопределен или свободен, не означает ли это, что если бы его желания были полностью известны, то действия человека в любых данных обстоятельствах были бы полностью предсказуемы? В некотором смысле мы должны согласиться с тем, что такая предсказуемость подразумевается. Однако ни мы, ни совокупность людей, ни какой-либо гений, кроме Бога и его всеведения, никак не могли бы знать все сложные факторы, присутствующие в человеческом уме и взвешивающие выбор.

Вместе с психологами мы признаем, что предпочтения и склонности во многом формируются под влиянием прошлого опыта и окружающей среды, но мы не можем с уверенностью предсказать, что сделает тот или иной человек. Скрытые переменные в комплексе человеческой личности делают эту непредсказуемость. Тем не менее остается фактом, что всегда есть причина для наших действий, причина для нашего выбора. Эта причина проистекает частично из нас самих и частично из сил, действующих вокруг нас и против нас.

Самый безопасный курс — определить свободу, как это сделали отцы церкви, такие как Августин: «способность выбирать то, что мы хотим». Божий суверенитет не уничтожает это измерение человеческой личности, но, безусловно, господствует над ним.

Из жестких форм детерминизма исходит вопль отчаяния: «Если сложные факторы, составляющие личность, полностью определяют мой выбор, то какая ценность в самосовершенствовании или поиске праведности? Если моя воля порабощена моими склонностями и желаний, есть ли у меня надежда когда-нибудь вырваться из шаблонов греха, столь разрушительных для моего нынешнего образа жизни?»

В реальном смысле процесс освящения включает в себя радикальное перепрограммирование внутреннего «я». Мы не жертвы слепых механических сил, управляющих нашей судьбой. Как разумные существа, мы можем что-то сделать, чтобы изменить расположение своего сердца и склонность нашего ума.

Важно помнить, что желание — это не фиксированная и постоянная сила, бьющаяся в наших душах. Наши желания меняются и колеблются от момента к моменту. Когда Библия призывает нас кормить нового человека и морить голодом ветхого человека, мы можем применять это предписание, используя приливы и отливы настроения, чтобы укрепить нового человека, когда воспламеняется наше стремление ко Христу, и убить желания ветхого человека. морив его голодом во времена насыщения. Простейший способ сформулировать механизм греха — это понять, что в тот момент, когда я грешу, я желаю греха больше, чем желаю угодить Богу. Другими словами, моя любовь к греху в момент сильного желания его сильнее, чем моя любовь к послушанию Богу. Следовательно, простой вывод состоит в том, что для преодоления силы греха внутри нас нам нужно либо уменьшить наше желание греха, либо увеличить наше желание повиноваться Богу.

Что мы можем сделать, чтобы произвести такие изменения? Мы можем подчиниться дисциплине класса или учителя и посвятить себя тщательному изучению закона Божьего. Такое дисциплинированное изучение может помочь обновить наш разум, снабдив нас новым пониманием того, что угодно и что неугодно Богу. Обновленный разум — это библейское определение духовной трансформации.

Разум и воля связаны, как заметил Эдвардс. Поняв более глубоко, насколько наши грехи отвратительны для Бога, мы можем изменить или перепрограммировать свое собственное отношение к греху. Мы должны следовать библейскому указанию концентрироваться на том, что чисто и хорошо. Возможно, было бы слишком ожидать, что мужчина посреди приступа глубокой похоти переключится на чистые мысли. Ему было бы трудно нажать кнопку и изменить наклон своего желания в этот момент. Но в более трезвом настроении у него может появиться возможность перепрограммировать свой разум, наполнив его высокими и святыми мыслями о делах Божьих. Конечным результатом является то, что он вполне может укрепить расположение своего сердца к Богу и ослабить расположение своей падшей природы к греху.

Нам не нужно поддаваться поверхностной форме жесткого детерминизма или бихевиоризма, которые заставили бы нас отчаяться в какой-либо надежде на перемены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *