Волюнтаризм. Что это в политике, в психологии и философии?
Волюнтаризм. Что это означает? В переводе с латинского слово волюнтаризм (voluntas) – это форма политической деятельности субъекта, которая опирается на желания и стремления и игнорирует объективные понятия политической жизни. Волюнтаристы считают политику процессом принятия спонтанных решений, которые не базируются на программе деятельности.
Волюнтаризм — что это такое? Это понятие характерно для политических деятелей с линейным движением мысли и действий, которые имеют тенденцию приукрашивать должное, но по большей степени недостижимое. Именно по этой причине волюнтаризм как течение в политике наносит существенный ущерб политической интеграции и консолидации и в целом является деструктивной силой.
Что означает слово «волюнтаризм» в политике?
Политический волюнтаризм берет начало от внешних детерминантов общественного развития. Но в основном в отчужденности народа, социальных групп и слоев от деятельности политиков и власти находятся корни такого течения, как волюнтаризм. Что это, как не крайнее выражение этического релятивизма, основанное на нравственной свободе человека? Термин «волюнтаризм» был впервые упомянут немецким социологом Теннисом в XIX веке. Но волюнтаристские идеи в этике выдвигались и ранее. По мере того, как увеличивались противоречия между человеком и обществом, понимание волюнтаризма стало более распространено.
Слово «волюнтаризм» в психологии и философии
Это течение в философии и психологии противопоставляет волевое начало разуму и объективным законам общества и природы. По сути, волюнтаризм утверждает независимость человеческой воли от действительности, идеализирует роль личности в истории и то, как она влияет на окружающий мир. Идею течения можно проследить от времен средневековья. Но понятие «волюнтаризм» в психологии появилось лишь в конце XIX века благодаря Вундту В. — немецкому психологу, врачу и физиологу.
Остракизм — что это? Отвечаем на вопрос.
В материале приведена история происхождения понятия остракизм, а также реализации процедуры в. ..
Различают следующие виды волюнтаризма в психологии:
- ограничивающийся признанием того, что воля составляет качественно своеобразное явление среди прочих психологических процессов;
- утверждающий, что на воле основаны все прочие психологические процессы и явления, волюнтаризм, — что это именно воля представляет собой первичную способность, зависящую исключительно от субъекта и не имеющую объективных оснований.
Сторонники волюнтаризма
Согласно немецкому философу и психологу Вундту, психическая причинность выражается в волевом акте, в частности, в апперцепции. Философ и психолог Джеймс утверждал, что за поступки человека отвечает ничем не обусловленное волевое решение. Немецкий психолог Мюнстерберг Г. считал, что воля преобладает над остальными психологическими процессами. Его идеи поддерживали и другие западные психологи того времени. Они не переставали проповедовать то, что человеку присуща способность самостоятельно выбирать цель и способы для ее достижения. В этом случае волюнтаризм выступает как эффект действия, который стоит за актами особой духовной сущности.
Главы США и НАТО по сути выставили Зеленского опасным лжецом
Минувшая неделя войдет в историю тем, что обозначила ту грань, до которой Запад готов поддерживать украинского президента Владимира Зеленского. Когда тот стал упорствовать в объявлении «российскими» упавших на Польшу ракет, ему фактически указали на «несоответствие занимаемой должности».
Главы США и НАТО Байден и Столтенберг, назвав упавшие ракеты украинскими, по сути выставили Зеленского опасным лжецом. А бывший кандидат в президенты Франции Николя Дюпон-Эньян сделал из этого вполне естественный вывод: «Зеленский, отправляя ракету в Польшу и обвиняя в этом русских, чуть было не спровоцировал Третью мировую войну!». Ввиду такого авантюрного поведения Зеленский, с точки зрения Дюпон-Эньяна, не заслуживает дальнейшей поддержки Запада.
Страшная мысль, что Зе — втягивающий весь мир в ядерный конфликт провокатор, все чаще высказывается и в США, хотя и более осторожно. Слишком велики ставки. Демократы всего до 3 января контролируют обе палаты Конгресса США, а тут как раз выносится на утверждение конгрессменов план выделить Украине еще 38 миллиардов долларов — на защиту от «московитов». В случае принятия законопроекта общая помощь США Зеленскому в 2022 году приблизится к сотне миллиардов долларов. Представляете размах скандала, если выяснится, что вся эта куча денег ушла к маньяку-авантюристу, который пытается втянуть НАТО в украинский конфликт? Когда авантюрист должен серьезному джентльмену десяток тысяч долларов — это проблема авантюриста. Но когда сумма долга десятки миллиардов — это проблема джентльмена.
И все это напоминает об одном из последствий Карибского кризиса 1962 года — октябрьском пленуме 1964 года, где был смещен Хрущев.
«Из-за какой-то Кубы чуть не взорвались!» — именно так в разговоре со мной определил главную претензию в адрес Хрущева покойный Николай Сергеевич Леонов, бывший начальник Главного аналитического управления КГБ СССР, активный участник событий 1962 года на Кубе. Сразу оговорюсь, разговор наш с Леоновым был непубличным. Но версию о том, что Хрущев был смещен, в том числе из-за его решения пойти на риск ядерного конфликта 60 лет назад, — выдвигают и многие серьезные историки. А Леонов, знавший всех участников схватки лично, просто в краткой форме подытожил то в поведении Хрущева, что не устроило тогда «коллективный разум партии».
Прекрасный урок для украинского Зеленского: его военные авантюры будут сходить с рук не бесконечно. Эти штучки нравятся глупцам из «низов» ЕС — полякам и прибалтам, но теперь Джо Байден, которого у нас вошло в моду сравнивать с Леонидом Брежневым, сообразил, что фокусы украинского циркача могут привести к ядерному конфликту. Причем куда опаснее того, что грозил человечеству в 1962 году. Взрываться ради него Байдену хочется еще меньше, чем Брежневу хотелось взлететь на воздух ради (удавшихся, как ни крути) задумок Никиты Сергеевича Хрущева. Так что пленум мирового западного политбюро, где будет разоблачен волюнтаризм товарища Зеленского, — не за горами.
волюнтаризм | труд | Britannica
В Сэмюэле Гомперсе
…разработали принципы «волюнтаризма», которые призывали профсоюзы к принуждению экономическими действиями, то есть посредством забастовок и бойкотов. В 1886 году Гомперс способствовал отделению производителей сигар и других ремесленных союзов от Рыцарей Труда, чтобы сформировать AFL, президентом которого он был с…
Подробнее
«,»url»:»Introduction»,»wordCount» :0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX» },»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»: 726375}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:726375,»title»:»волюнтаризм»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/voluntarism-labour», «description»: «Сэмюэл Гомперс: …развил принципы «волюнтаризма», которые призывали профсоюзы к принуждению экономическими действиями, то есть посредством забастовок и бойкотов.
Волюнтаризм | Encyclopedia.
comОт латинского voluntas, означающего волю, «волюнтаризм» используется в двух смыслах в философии и теологии. Для схоластов этот термин применяется к любой теории, в которой предпочтение отдается воле, а не интеллекту; тогда как среди современных мыслителей этот термин обозначает любую теорию, которая объясняет вселенную как происходящую в конечном счете из самой Воли. В первом смысле философии св. Августина, св. Ансельма Кентерберийского, Уильяма Оккама и Джона Дунса Скота можно назвать волюнтаристскими. Среди современников основными волюнтаристами являются Блез Паскаль, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.
Святоотеческий и средневековый волюнтаризм. Христианских мыслителей патристического и средневекового периода обычно относят к волюнтаристам не потому, что они отдают исключительное первенство воле, поскольку Бог есть также Истина, а потому, что они приближаются к экзистенциальной истине через субъективную вовлеченность, через выбор, основанный на любви.
Августинская теория. Философия св. Августина, например, характеризуется пламенным поиском беатилизирующего Добра. Для него дух может покоиться в насыщающей радости только тогда, когда он свободен от всяких сомнений и неуверенности. Признавая, что ум постигает неизменные и необходимые истины, св. Августин вопрошает, как бы он воспринял эти истины, если бы не был озарен Богом. Он считает, что в порядке средств знание кажется первым, но его функция лишь опосредующая; в порядке конца или совершенства любовь изначальна. Человек не должен пассивно признавать истину; такая истина не беатифицирует; его нужно желать, желать и любить. Бог больше, чем идея, Он есть присутствие; Он больше, чем навязчивая потребность, Он привлекает и возвышает любовь. «Бог есть милосердие».
Однако нигде Августин не подчиняет интеллект воле. Неоплатонизм, лежащий в основе всей его философской спекуляции, делает такую позицию невозможной. Хотя его учение о благодати и провидении предполагает определенную и характерную психологию воли, в метафизическом порядке Августин всегда понимает Бога как по существу разум. Бог есть «Отец истины». На этом основано доказательство существования Бога, которое несколько раз встречается в его произведениях и имеет характерно августинский тон (9).0013 Отд. дам.
53.2 [ Patrologia Latina, ed.J. P. Migne, 271 т., указатели 4 т. (Париж 1878–90) 40:35]; Либ. арб. 2.7–33 [ Patrologia Latina 32:1243–63]). Бог есть «солнце души», Сам выполняющий функции, которые схоласты приписывали intellectus agens ( Gen. ad litt. 12.31.59 [ Patrologia Latina 34:479]). Вера также и у св. Августина, как и у св. Ансельма, предполагает разум. Для обоих принцип Intelligo UT Credam не менее верна, чем принцип Credo UT Intellight ( в Псалме. 118,18,3 [ Patrogilogia Latina 37: 1552]; Serm. 43,7,9 [ Patrologia 38: 43,7,9 [ Patrologia 38: 43,7,9 [ Patrologia 38: 43,7,9 [ Patrologia 38: 43,7,9 [ Patrologia 38: 43,7,9 [ Patrologia.Волюнтаризм Скота. Философия Джона Дунса Скота более отчетливо волюнтаристская. О свободе воли он говорит особенно ясно и решительно. Он настаивает на том, что сама воля и ничего, кроме воли, есть тотальная причина его воления. Оно не определяется другим, но определяет себя contingenter, не inevitabililiter, к одному из вариантов, которые перед ним ( В 2 отправлено. 25). Это свобода, атрибут, который необходим всем высшим формам воли и, следовательно, не приостанавливается и не аннулируется в блаженном видении ( В 4 послан. 49.4). Так как воля господствует над всеми другими способностями, а также потому, что ей принадлежит милосердие, являющееся величайшей из добродетелей, воля является более благородным свойством человека, чем разум. Уилл предполагает интеллект, но первому posterior Generatione, и поэтому он более совершенен ( В 4 послан. 49.4).
Современные теории воли. Среди современных философов, для которых волюнтаризм является основным, общая попытка состоит в том, чтобы подойти к бытию не через мышление и необходимость, а через волю и свободу.
Волюнтаризм Паскаля. В XVII веке волюнтаристское христианство Блеза Паскаля противостояло рационалистическому гуманизму Рене Декарта. Согласно Паскалю, математический метод — не единственный метод, позволяющий достичь истины; поэтому он проводит резкое различие между духом геометрии и духом утонченности. У сердца есть причины, которых разум не знает; сердце, а не разум, переживает Бога.
Для Паскаля, если человек хочет обрести веру в Бога, он должен пробудить свое желание, устранить препятствия и вырваться из оцепенения. Желание счастья преследует и беспокоит сердце человека. Бог чрезвычайно желанен и бесконечно привлекателен; трагично не искать Его.
Теория Канта.
Но от правды легче отказаться, чем от добра. Несмотря на свой агностицизм, Кант стремится любой ценой сохранить абсолютную ценность нравственного акта. С этой целью он отделяет это действие от Бога, так как разум не может с уверенностью знать Его существование, а также от интереса и чувства, которые сделали бы эту ценность относительной. Нравственная заповедь категорична и универсальна (см. категорический императив). Человек должен выполнять свой долг не потому, что это приятно или интересно, или потому, что он стремится достичь Бога, а только потому, что это долг. Поскольку закон обязывает абсолютно и никто не обязан выполнять невозможное, Кант заключает, что человеческая свобода аподиктически надежна.
Этический формализм кантианской морали проистекает из дуализма, отделяющего волю от инстинктов, добро от истины и человека от Бога. Это несуществующий формализм, поскольку, если воля должна учитывать всеобщие предписания, она должна быть также и конкретной, под страхом причудливости и нереальности. Это идолопоклоннический формализм, так как этому закону нужно поклоняться, хотя он исходит из человеческой субъективности и не беатифицирует. Морализм Канта звонит в колокол морали.
Квиетизм Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр, ученик Канта, принял кантианский агностицизм и сделал на нем акцент. Тем не менее, хотя Кант считал ноумены непознаваемыми, он не хотел их устранять. Как можно объяснить присутствие ноуменов в сознании иначе, чем способностью, связанной с абсолютом? По Шопенгауэру, эта способность абсолютного, составляющая субстанцию бытия, есть воля. Воля — единственная субстанция, конечная реальность, единственный нерушимый производитель существования. Между тем в человеке воля, единая, бесконечная и неизменная сама по себе, индивидуализирована и ограничена своим отношением к телу и введена в заблуждение знанием, которое обманывает ее пустыми заблуждениями.
Ницше и воля. Шопенгауэр говорил, что воля есть субстанция бытия; чтобы быть, он отказался от существования. Согласно Ницше, следует отказаться от озорной фантасмагории ноуменов; существуют только явления, свободные акты воли. Акт воли абсолютен сам по себе, не направлен к чему-то за его пределами, идет ли речь о ценностях, на которые претендуют моралисты, о рае христиан, нирване буддистов или о счастье, о котором мечтал Шопенгауэр. Нужно забыть действовать «ради», «ради» или «потому что». Эти выражения кощунственны, так как они лишают воли того, что ей принадлежит, и делают ее зависимой, между тем как она абсолютно хороша сама по себе. Века логики, морали и религии испортили волю, которая сама по себе свободна и суверенна. Есть те, кто говорил о необходимых истинах, необходимых законах, абсолютной уверенности и религиозных обязанностях. Человек подчинился этим лжеучителям и развратился. Он должен освободиться от этого подчинения. Мораль — костыль для калек, религия — приют для больных. Сверхчеловек освобождает себя актом бунта, он ищет смерти Бога. Будучи совершенно свободным, он чувствует радость в этом акте полного освобождения. Это, однако, чисто формальная, фиктивная и несуществующая свобода, поскольку у Ницше, как и у Шопенгауэра, воля, лишенная всякой силы осуществления, остается бессильной и заключенной в непреложный круговорот вечного возвращения.
Прагматизм и философия ценности. Хотя другие современные философии, такие как прагматизм и многие философии ценности, являются волюнтаристскими, они не столь негативны. Уильям Джеймс, в основном эмпирик, выступает против позитивного сциентизма. Человек думает не для удовольствия думать, а для того, чтобы жить. Будь то научная или философская, каждая мысль возникает из потребности и соответствует интересу. Таким образом, каждое суждение есть акт веры. Истинное суждение специфицируется и определяется не природой объекта, а целесообразностью субъекта. Следовательно, его критерий субъективен. Тем самым Иаков оправдывает веру в свободу, гарантируя более чем одну ценность действиям человека, и веру в Бога при условии, что Бог оказывает ему помощь и тем самым укрепляет его.
Исходным пунктом кантианской морали является категорический и всеобщий императив, являющийся источником одинакового характера нравственных обязанностей, возлагаемых на всех людей. Исходным пунктом современной морали является не априорная реальность, а именно право, а субъект, который желает, желает, проектирует, находится в такой-то среде и в такое-то время, пользуется таким-то ресурсом или страдает такой-то слабостью. . Необходимо определить долг каждого человека и проследить идеальную линию его продвижения с точки зрения данной конкретной ситуации. Долг определяется не только нравственным законом, но еще более призванием, то есть единичным зовом, звучащим в каждой совести и одновременно учитывающим его действующую действительность и всеобщие ценности, побуждающие этот зов.
Для Канта целью воли является закон; для прагматика воля завершается ценностями. Ценность — это то, что желательно, то, что делает вещь хорошей, принцип экзистенциальности. Ценностей, безусловно, много: экономические и духовные ценности, эстетические и нравственные ценности, мирские и религиозные ценности. Возможна ли субординация между ними? Одни располагают их в иерархическом порядке, поскольку одни значения относительны, другие абсолютны; одни гипотетические, другие безусловные. Существует априорный порядок сердца и априорный порядок разума. На вершине всех этих ценностей стоит Ценность par excellence, живой Бог, который актуализирует и бесконечно продлевает человеческую деятельность. Очень часто этот Бог уже не Бог философов, а Бог христиан.
Критика. В противоположность детерминизму философов-интеллектуалистов современные волюнтаристы придают слишком большое значение факту свободы и анализируют его как нечто внутренне конституирующее бытие. На том основании, что поведение человека не предопределено, как поведение животного, они доходят до крайности, считая, что человек должен заставить себя существовать, что для того, чтобы существовать и чтобы существовал мир, человек должен признать навязанные самому себе субъективные установки. Ловушки интеллектуализма и волюнтаризма, кажется, присутствуют на протяжении всей истории человеческой мысли. Как два крайних философских подхода, они представляют собой чрезмерно упрощенные попытки прийти к истине, а также чрезмерно упрощенные средства борьбы с явной ошибкой.
См. также: экзистенциализм; интеллектуализм; иррационализм; будет.
Библиография: ч. Дж.