Воображение активное: Активное воображение. Что такое «Активное воображение»? Понятие и определение термина «Активное воображение» – Глоссарий

Содержание

Активное воображение. Что такое «Активное воображение»? Понятие и определение термина «Активное воображение» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Активное воображение – то же, что активная имагинация: метод работы с бессознательным содержанием посредством просмотра образов, возникающих в воображении. Термин «активное воображение» был предложен швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом в 1916 году для обозначения формы психотерапии, нацеленной на установление связи между бессознательным и сознательным. Юнг, в начале своей карьеры поддерживающий Зигмунда Фрейда и его идеи психоанализа, был сторонником фрейдовского толкования сновидений, однако затем, переосмыслим эти концепции, пришел к выводу, что для анализа бессознательного требуется нечто большее, чем изучение сновидений, в которых пациент не принимает активного участия.

В дальнейшем Юнг по-прежнему признавал важность сновидений в трансляции бессознательных сигналов, однако подчеркивал, что в момент сна разум бессилен – в отличие от воображения, которое является пограничной зоной между сознательным и бессознательным. В процессе активного воображения могут рождаться два типа картинок, которые служат ключом к пониманию бессознательного, – ментальные и визуальные. Ментальные образы схожи с теми, которые появляются в процессе чтения книги, – они не видны, но отчетливо возникают в сознании. Визуальные картинки подобны гипнотическим образам – они реалистичны, буквально «встают» перед глазами. Метод активного воображения наглядно демонстрировал сам Юнг, который вспоминал, как в детстве, долго наблюдая за картиной, на которой был изображен его дедушка на террасе дома, он через какое-то время уже видел, как все изображение приходит в движение, а сам дедушка спускается с этой террасы.

< Акселерация

Активное осязание >

Популярные термины

    Активное воображение

    Символдрама

    Что такое свободное фантазирование, зачем символдрама обращается к образам и метафорам и как это может помочь клиенту психотерапевта?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Я перенимаю у других людей их манеры и привычки»
    • Невербальное общение: как научиться понимать, что скрывается за словами собеседника
    • Сравнение, обесценивание и критика: как зарождается и проявляется нарциссизм. Разбор от психолога
    • «Мужчина в сомнениях: стать монахом или продолжить отношения со мной»
    • «Мужа не люблю, но от отношений с другими мужчинами все равно отказываюсь»
    • Интервальное голодание: в чем опасность модной диеты — выводы ученых
    • «Женщина становится более сексуальной»: как менопауза меняет жизнь — неочевидные преимущества
    • Землетрясение в Турции и Сирии: рассказы очевидцев и мнение кризисного психолога

    Сегодня читают

    • Почему так трудно с тем, кто не любит себя: самоценность и отношения в паре
    • «Давай разведемся»: 5 случаев, когда брак лучше не сохранять
    • «Меня ненавидят мать, сестры и братья. Как пережить травлю в семье?»
    • Свобода в отношениях: каковы ее границы
    • «Если партнер безынициативен, то проблема в нем или во мне?»
    • «Не такой, как все»: 7 видов одиночества — узнайте вашу ситуацию

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    Активное воображение.

    Юнгианский подход , Гуманитарный центр , 9786177022656 2016г. 545,30р.

    Редактор: Дорст Б., Фогеля Р.

    Осталось всего 5 шт.

    545,30р.

    -30% после регистрации

    Цена в магазине может отличаться
    от цены, указанной на сайте.

    Поделиться ссылкой в:

    Издательство:Гуманитарный центр

    ISBN:978-617-7022-65-6

    Штрих-код:9786177022656

    Страниц:200

    Тип обложки:Мягкая

    Год:2016

    НДС:10%

    Вес:0

    Код:830980

    Описание

    Что такое активное воображение и какое значение оно имеет? Стоит ли расценивать его просто как бесцельную фантазию? Или же оно выражает наши бессознательные желания и стремления, которые подсказывают нам, какое решение лучше принять, по какой дороге пойти в жизни? Эта книга — одно из первых практических руководств по применению подхода К. Г. Юнга в консультировании. Она написана живым, красочным и в тоже время простым языком.

    Книга будет полезна как для психотерапевтов, так и для тех, кто хотел бы самостоятельно разобраться в практическом применении этого метода.

    Смотреть все

    624,00р.

    -20% после регистрации

    Разрешаю себе жить (2023 г.)

    Романова Юлия

    533,00р.

    -20% после регистрации

    Просто люби себя. 12 шагов к устойчивой самооценке (2022 г.)

    Левопетровская Алиса

    747,50р.

    -20% после регистрации

    Ключ к себе. Управляем гневом (2021 г.)

    Рашелл Ломан

    870,50р.

    -20% после регистрации

    Метод Марины Мелия. Как усилить свою силу (2022 г.)

    Мелия Марина

    484,00р.

    -20% после регистрации

    Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется (2022 г.)

    Эриксон Томас

    740,00р.

    -20% после регистрации

    Само спокойствие. Научно обоснованные практики, которые помогут справиться с напряжением в повседневной жизни (2022 г.)

    Дженнифер Уолкин

    779,40р.

    -30% после регистрации

    Психология убеждения.

    50 доказанных способов быть убедительным (2018 г.)

    Ноа Гольдштейн

    162,20р.

    -30% после регистрации

    Опыт моей прабабушки (2014 г.)

    Норбеков Мирзакарим Санакулович

    1428,00р.

    -20% после регистрации

    Живой мозг. Удивительные факты о нейропластичности и возможностях мозга (2023 г.)

    Дэвид Иглмен

    787,00р.

    -20% после регистрации

    Вредная самооценка. Не дай себя обмануть. Красные таблетки для всех желающих (2022 г.

    )

    Эллис Альберт

    1064,50р.

    -20% после регистрации

    Ближе к телу. Как перестать мучить себя и начать жить без (2021 г.)

    Ребекка Скритчфилд

    245,50р.

    -20% после регистрации

    Психология лжи. Обмани меня, если сможешь (2019 г.)

    Экман П.

    1364,50р.

    -20% после регистрации

    Мысли системно. Меняй себя и делай мир лучше с помощью интеллекта (2022 г.)

    Церен Церенов, Анна Лубенченко

    597,00р.

    -20% после регистрации

    Психоанализ. Искусство врачевания психики. Психопатология обыденной жизни. По ту сторону принципа удовольствия (2023 г.)

    Фрейд Зигмунд

    1075,00р.

    -20% после регистрации

    Духовный интеллект. Как SQ помогает обойти внутренние блоки на пути к подлинному счастью (2022 г.)

    Джо Боулби

    867,00р.

    -20% после регистрации

    Первый час. Как проводить первый час утром, чтобы больше успевать, оставаясь энергичным весь день (2023 г.)

    Ходченков Евгений

    573,50р.

    -20% после регистрации

    Нектар для души. Книга о судьбе, счастье и смысле жизни (2022 г.)

    Дубковский Владимир, Дубковская Валерия

    410,00р.

    -20% после регистрации

    Инструкция счастливой жизни (2021 г.)

    Шадурко Наталия Владимировна

    185,80р.

    -30% после регистрации

    Тесты Айзенка. IQ. Мегамозг. Раскрой возможности своего интеллекта (2016 г.)

    Айзенк Г.

    882,00р.

    -20% после регистрации

    Вы достаточно хороши.

    Как научиться ценить себя и начать жить свободно (2023 г.)

    Тертышная Юлия

    Как использовать технику активного воображения Карла Юнга для поиска ответов внутри себя

    Любой, кто знаком с осознанными сновидениями, знает силу контроля во сне. Но что, если бы вы могли просто вытащить человека из сна и поговорить с ним, пока вы бодрствуете? Какие вопросы вы бы задали? Могут ли их ответы помочь нам стать лучше?

    Это может показаться надуманным, но Карл Юнг разработал именно такую ​​технику. Он назвал это « активное воображение» .

    Что такое активное воображение?

    Активное воображение — это способ использования снов и творческого мышления для разблокировки бессознательного. Разработанный Карлом Юнгом между 1913 и 1916 годами, он использует изображения из ярких снов, которые человек помнил после пробуждения.

    Затем, пока человек расслаблен и находится в медитативном состоянии, он вспоминает эти образы, но пассивно. Позволить своим мыслям оставаться на образах, но позволить им измениться и проявиться во что бы то ни стало.

    Эти новые образы могут быть выражены с помощью различных средств, включая письмо, живопись, рисование и даже лепку, музыку и танец. Цель состоит в том, чтобы позволить уму свободно ассоциировать. Это позволяет нашему бессознательному разуму проявить себя.

    Техника активного воображения Юнга делает еще один шаг вперед в анализе сновидений. Вместо того, чтобы смотреть непосредственно на содержание сна человека, идея состоит в том, чтобы выбрать один образ из недавнего сна и просто позволить нашему разуму блуждать .

    Делая это, Юнг предположил, что мы смотрим прямо в наше бессознательное. Таким образом, активное воображение похоже на мост от нашего сознательного к бессознательному. Но чем это полезно?

    И Юнг, и Фрейд считали, что только заглянув в самые глубокие тайники нашего бессознательного, мы можем справиться со своими страхами и тревогами.

    Итак, действительно ли активное воображение лучше, чем анализ сновидений или любой другой вид терапии, если уж на то пошло? Что ж, психотерапия может быть довольно эффективной. Конечно, во-первых, нужно уметь им пользоваться.

    Как работает активное воображение и как его практиковать

    1. Начало работы

    Активное воображение лучше всего развивать в одиночестве, в тихом месте, где вас ничто не будет отвлекать. По сути, вы будете медитировать, поэтому найдите удобное и теплое место.

    Большинство людей используют сны как отправную точку своего активного воображения. Тем не менее, смысл упражнения состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между вашим сознательным и бессознательным умом . Таким образом, вы также можете использовать эмоции, такие как недавнее разочарование или грустное чувство, чтобы дать толчок сеансу.

    Возможно, вы не визуал, но не волнуйтесь. Вы также можете использовать разговор или письмо, чтобы начать сеанс. Например, сядьте тихо и спросите человека, который, по вашему мнению, может помочь вам соединиться со своим внутренним «я». Или напишите вопрос на листе бумаги, а затем расслабьтесь и посмотрите, что произойдет.

    2. Погрузитесь в свое воображение

    Итак, для начала вспомните фигуру или предмет или ощущение из сна или ситуации что важно.

    Для тех, кто визуализирует, образ вашего сна может начать меняться и принимать другую форму. Если вы задали вопрос, который вы можете услышать сами, ответьте на него. Если вы написали вопрос, вы можете найти ответ, пришедший к вам.

    Например, вы могли видеть во сне своего соседа в каюте на лодке, уплывающей прочь. Вы можете спросить у соседки, почему она на лодке, уплывающей от вас. Или вы можете просто посмотреть, изменится ли изображение на что-то другое.

    Пока происходят эти изменения, вы должны быть расслаблены, спокойны и восприимчивы к происходящему.

    Что бы ни случилось, вы должны записать детали. Опять же, то, как вы записываете детали, зависит от вас. Вы можете писать, рисовать, рисовать, записывать свой голос, на самом деле, вы можете использовать любой носитель, который позволяет вам выразить то, что вы чувствуете.

    На данном этапе важно отметить пару моментов. Юнг подчеркивал важность того, чтобы не попасть в ловушку наблюдения за пассивными фантазиями.

    «Намерение должно состоять не в том, чтобы управлять изображением, а в том, чтобы наблюдать за изменениями, возникающими в результате спонтанных ассоциаций. Вы сами должны вступить в процесс со своими личными реакциями… как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной». Карл Юнг

    Вы также должны помнить о своих личных ценностях, этических кодексах и морали . Не позволяйте своему разуму блуждать в сфере того, что вы никогда бы не сделали в реальной жизни.

    3. Анализ сеанса

    Как только вы почувствуете, что больше нечего собирать, вы должны остановить сеанс и сделать небольшой перерыв. Это делается для того, чтобы вы могли вернуться в нормальное сознательное состояние. Вам понадобятся все ваши способности для следующей части, анализ сеанса активного воображения .

    Теперь пришло время интерпретировать детали, взятые из вашего сеанса . Взгляните на то, что вы произвели, в новом свете. Что-то сразу кажется вам очевидным? Посмотрите, есть ли сообщение в письмах или рисунках.

    Вам что-то напоминает слово или картинка? Что-нибудь имеет смысл или работает с вами? Какие чувства или эмоции вы испытываете? Попробуйте интерпретировать сообщение от вашего бессознательного разума.

    Если и когда к вам придет сообщение или ответ, не менее важно подтвердить его. В конце концов, какой смысл во всем этом самоанализе, если вы сейчас не действуете в соответствии с ним?

    Например, ваш сосед и сеанс активного воображения на лодке могли привести вас к осознанию того, что вы пренебрегаете своей семьей. В таком случае, почему бы не попытаться связаться с ними?

    Или, может быть, образовалась форма, которая казалась вам темной и пугающей. Это может быть отражением вашего теневого «я». Таким образом, ваш сеанс может указывать на что-то внутри вас, что вы не желаете принимать сознательно.

    Заключительные мысли

    Мне кажется, что мы находим ответы на наши внутренние смятения, заглядывая внутрь себя. Благодаря Юнгу мы можем использовать активное воображение, чтобы узнать о нашем бессознательном, позволяя ему говорить с нами и делая нас лучше.

    Ссылки :

    1. www.psychologytoday.com
    2. www.goodtherapy.org
    • Автор
    • Последние сообщения
    • , Davies B. Davies,3
(с отличием)

Младший редактор и штатный сотрудник Learning Mind

Джейни Дэвис публикуется в Интернете более 10 лет. Она страдала от панического расстройства более 30 лет, что побудило ее учиться и получить диплом с отличием по психологии в Открытом университете. Джейни использует опыт собственного беспокойства, чтобы предложить помощь и совет другим, имеющим проблемы с психическим здоровьем.

Последние сообщения Джейни Дэвис, B.A. (с отличием) (см. все)


Copyright © 2012-2023 Learning Mind. Все права защищены. Для получения разрешения на перепечатку свяжитесь с нами.

Активное воображение – Воплощение фантазий в жизнь

Непрерывная сознательная реализация бессознательных фантазий вместе с активным участием в фантастических событиях имеет… эффект, во-первых, расширения горизонта сознания за счет включения многочисленных бессознательных содержаний; во-вторых, постепенное уменьшение доминирующего влияния бессознательного; и, в-третьих, вызвать изменение личности. – Карл Юнг, «Техника дифференциации», стр. 9.0120 Два очерка по аналитической психологии, CW 7, пар. 358

Осознание своих фантазий, также известное как активное воображение , полезно для отслеживания того, что происходит в бессознательном . Обычно это не рекомендуется тем, кто не находится в анализе, потому что то, что всплывает, может быть некрасивым и на самом деле может быть довольно пугающим. К тому же, возможно, к счастью, не так-то легко проникнуть в активное воображение.

Активное воображение может включать рисование, письмо, музыку, танцы, работу с глиной или камнем — все, что вам захочется. Вы следуете за своей энергией туда, куда она хочет. Чем меньше у вас формального образования, тем лучше, потому что тренированный ум ограничивает свободу самовыражения. Это способ дать бессознательному выход, чтобы вы не взорвались. Это также другой вид контейнера; вместо того, чтобы сбрасывать свои влияет на других людей, вы держите это при себе — вы берете на себя ответственность за то, что принадлежит вам.

Говоря о себе, я не мог заниматься активным воображением, пока друг не предложил несколько простых шагов. Первая из них была направлена ​​на преодоление страха перед чистым листом бумаги.

«Возьмите страницу газеты», — сказал он. «Поставь на него тарелку. Нарисуйте контур тарелки цветным карандашом или кистью. Посмотрите, что вы сделали. Думаю об этом. Теперь сделайте что-нибудь внутри круга. Ты можешь делать все, что захочешь — все что угодно! Все зависит от тебя.»

Это был хитрый совет, потому что, как я позже узнал, любое круглое изображение на самом деле является мандалой, а мандалы традиционно, то есть архетипически, являются вместилищем тайны. В то время мне определенно был нужен контейнер, и все было для меня загадкой.

Вскоре мои стены были покрыты изображениями моей внутренней жизни: безвкусными мандалами, фигурками из палочек, причудливыми каракулями, изображениями настроения. Я перешла от газеты к картону и к качественной бумаге. Я использовал все, что попадалось под руку: карандаши, ручку, краски, фломастеры, пальцы рук, ног, язык! Все грубые отражения того, что происходило во мне, когда я их делал. У них не было ни стиля, ни техники, и люди, которые приходили навестить мою дырявую квартиру, смотрели косо. Когда я сталкиваюсь с ними сейчас, они действительно кажутся гротескными, но тогда я любил их, и моя душа радовалась.

Юнг сам вел активное воображение, рисуя и записывая свои сны и фантазии, а некоторые из них он высекал на камне. На самом деле, он определил эту работу над собой как фундаментальную как для его формулировки концепции анимы/анимуса, так и для важности персонификации содержания бессознательного:

Когда я записывал эти фантазии, я однажды спросил себя: «Что я на самом деле делает? Конечно, это не имеет ничего общего с наукой. Но тогда что это?» На что внутренний голос сказал: «Это искусство». Я был поражен. Мне и в голову не приходило, что то, что я пишу, имеет какое-либо отношение к искусству. Тогда я подумал: «Возможно, мое бессознательное формирует личность, которая не является мной, но настаивает на том, чтобы выразиться». Я точно знал, что голос исходил от женщины. [Воспоминания, сны, размышления, стр. 210f]

Юнг очень выразительно сказал этому голосу, что его фантазии не имеют ничего общего с искусством, и почувствовал сильное внутреннее сопротивление.

Потом следующий штурм, и опять то же утверждение: «Это искусство». На этот раз я поймал ее и сказал: «Нет, это не искусство! Наоборот, это природа», — и приготовился к спору. Когда ничего подобного не произошло, я подумал, что у «женщины во мне» нет тех речевых центров, которые были у меня. И поэтому я предложил ей использовать мой. Она так и сделала и выступила с длинным заявлением.

Заинтригованный тем фактом, что женщина может мешать ему изнутри, Юнг пришел к выводу, что она должна быть его «душой» в примитивном смысле этого слова, традиционно воспринимаемом как женский пол.

Я пришел к выводу, что эта внутренняя женская фигура играет типичную или архетипическую роль в бессознательном мужчины… Я назвал ее « анима ». Соответствующую фигуру женщины я назвал « анимус ».

Юнг также осознал, что, олицетворяя этот внутренний голос, он с меньшей вероятностью соблазнится поверить в то, что он был тем, кем он не был (т. е. художником). По сути, он писал письма своей аниме, части себя с точкой зрения, отличной от его сознательной. И, выписывая или лепя свои фантазии, он не давал ей шанса «превратить их в интриги»:

Если бы я принял эти фантазии бессознательного за искусство, они были бы не более убедительны, чем визуальные восприятия, как если бы я смотрел кино. Я бы не чувствовал никаких моральных обязательств по отношению к ним. Тогда анима могла легко соблазнить меня, заставив поверить, что я непонятый художник и что моя так называемая художественная натура дает мне право пренебрегать реальностью. Если бы я последовал за ее голосом, она, по всей вероятности, однажды сказала бы мне: «Вы что, воображаете, что ерунда, которой вы занимаетесь, действительно искусство? Ничуть.» [Воспоминания, мечты, размышления]

Таким образом, цель активного воображения состоит в том, чтобы дать голос тем сторонам личности, о которых человек обычно не знает, — установить линию связи между сознанием и бессознательным. Нет необходимости интерпретировать, что материал «означает». Вы делаете это и живете с этим. Что-то происходит между вами и тем, что вы создаете, и это не нужно выражать словами, чтобы быть эффективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *