ВООБРАЖЕНИЕ | это… Что такое ВООБРАЖЕНИЕ?
ВООБРАЖЕНИЕ — способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.
Понятие воображения (φαντασία) как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в “Филебе” (38 а—40е; без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой “живописных” образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (самый термин впервые используется в “Государстве” 382 е; ср. “Теэтет” 152 с, 161 е). Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или “рисовать” образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею, т.
Во многом под влиянием стоиков φαντασία начинает пониматься как творческое продуктивное воображение. Согласно Сексту Эмпирику, люди отличаются от животных не тем, что обладают воображением—ибо им наделены также и животные,—но тем, что специфически человеческое воображение позволяет совершать разнообразные переходы, изменения и сочетания в самом же воображении. В эллинистической и позднеантичной философии воображение понимается гл. о. в платоновско-стоическом смысле, в частности, Лонгином, Квинтилианом, Филоном, Максимом Тирским, Халкидием, св. Василием Великим и другими мыслителями.
Существенное уточнение и дальнейшую разработку концепция воображения получает у позднейших неоплатоников, в частности у Плотина, Порфирия, Сириана и Прокла. Вслед за Платоном и Аристотелем Плотин понимает воображение как промежуточную способность души образовывать психические образы (непосредственно связанную со способностью удержания этих образов, памятью), выступающие посредниками между чувственными данными и идеальными объектами.
Воображение, однако, отлично как от чувственного восприятия, так и от мышления, поскольку, с одной стороны, собирает данные чувственного восприятия воедино, а с другой — отражает акты мышления ума (νόημα), представленные в дискурсивном мышлении. Воображение удерживает, т. о., свою двойственность, поскольку, с одной стороны, сродно телесному и причастно небытию, в нем присутствует нечто темное и иррациональное, ибо воображение представляет образы телесного наглядно как делимые в самом же воображении, т. е. как имеющие части, а кроме того, воображение способно произвольно создавать свои образы невиденного (кентавра или химеры), менять и искажать их, относя ко всецело вымышленному. С другой же стороны, образы воображения, в отличие от физических, точны и способны являть не только телесные предметы, но и невидимое, вечные и неизменные идеальные объекты и их свойства (ср. Энн. 1.8.14—15; III. 6.15; IV. 6.3: Прокл. Комм. к Евклиду 51-56,78—79, KOMM. к “Тим.” Ill 235, III 286-287; Порфирий. Сент.Между тем Плотин придает воображению и некоторые черты, лишь только намеченные у Платона и Аристотеля, которые оказываются важнейшими при дальнейшей разработке понятия воображения у неоплатоников. Во-первых, Плотин различает две способности воображения— высшую, синтезирующую и воспроизводящую данные чувственного восприятия, относимую к высшей, не связанной с телом, душе, а также низшую способность воображения, неопределенную и нерасчлененную, относимую к воплощенной в теле душе (Энн. IV. 3.31: ср. III. 6.4.). Обычно, впрочем, оба типа воображения неразличимы, поскольку в обычном состоянии высшее воображение преобладает и как бы вбирает в себя низшее, подобно малому пламени, становящемуся невидимым в большом огне; когда же душа пребывает в возмущении и страстном состоянии, низшее воображение заслоняет своими образами высшее, делая его неразличимым. Во-вторых, Плотин указывает на примечательный параллелизм между воображением и особой нефизической, т.
н. интеллигибельной, или геометрической, материей, присущей только геометрическим объектам (ύλη νοητή, впервые введенной Аристотелем в “Метафизике” VII 10—11 b VIII 6: ср. Энн. II. 4.1—5). Поскольку воображение представляет свои образы как протяженные, оно может быть уподоблено некоему протяжению, впрочем нефизическому, в котором могут воплощаться геометрические фигуры, имеющие у Платона статус промежуточных между физическими вещами и их идеальными прообразами-эйдосами. Воображение в таком случае и оказывается тем особым мнимым протяжением — интеллигибельной материей, той стихией, в которой геометрические объекты наличны как протяженные, как воображаемо-наглядно представимые и как вычерчиваемые самим же воображением как подобия идеальных прообразов, которые сами не наглядны и невообразимы, но только мыслимы (так, эйдос круга не кругл, тогда как круг в воображении—действительно кругл, в отличие от любого его физического подобия, всегда неизбежно искаженного). Как показывает Прокл, геометрические объекты воссоздаются и представляются из своих идеальных прообразов в воображении (подобно тому, как слова являются продуктом рассудка и воображения, φαντασία λεκτική или σημαντική).Через Августина и Боэция понятие воображения (imaginatio) как отдельной познавательной способности переходит в средневековую схоластику, где воображению уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте) как одной из ведущих познавательных способностей человеческой души.
В философии Нового временя понятие воображения играет заметную роль. Наряду с разумом, памятью и чувствами воображение является одной из функций “познавательной силы” или способности души для Декарта. В частности, воображение есть “известное применение познавательной способности (т. е. разума) к телу, которую перед ней внутренне присутствует” (Med. VI, AT W 71—72). Трудность в понимании роли воображения в процессе познания и в общей структуре познавательных способностей состоит для Декарта в том, что воображение прежде всего воспроизводит и собирает в одно целое образы чувственного, т.
Ключевой фигурой для понимания понятия воображения в новой философии является Кант. В учении Канта о способности воображения (Einbildungskraft) следует подчеркнуть две важнейшие черты, во многом определяющие трактовку воображения в последующей философской традиции. Во-первых, Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением. Подобное различение можно найти еще у Хр. Вольфа, который принимает воображение как способность души порождать образ вещи в отсутствие самой вещи, а также воссоздавать образ вещи как целой, дополняя чувственное восприятие, никогда не завершенное (позже Гегель в “Эстетике” делает попытку провести различие между пассивным воображением и творческой фантазией). От воссоздающего, или воспроизводящего, репродуктивного воображения отлична у Вольфа продуктивная способность, facilitas fingendi, позволяющая творить никогда не виданные образы посредством разделения и сочетания образов уже известных (Psychoiogia empirica, par. 117). Во-вторых, Кант трактует воображение как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. До Канта подобное истолкование воображения как посредующей познавательной способности души, имеющей черты общности как с чувственностью, так и с рассудком, можно найти у Лейбница, в чем последний в сущности следует Аристотелю и неоплатоникам. Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, воображение определяется Кантом как “способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании” (Критика чистого разума, D 151; Соч. , т. 3, с. 204). Продуктивное воображение определяет и синтезирует или связывает воедино a priori многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) согласно единству чистой апперцепции (т. е. неэмпирического представления “я мыслю”, сопровождающего всякий акт мышления) в соответствии с категориями рассудка, способного мыслить многообразие чувственного опыта в единстве (с рассудком воображение роднит спонтанность, т. е, самодеятельность: ср. Критика чистого разума, А 124). Продуктивное воображение есть поэтому “способность a priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения” (Соч., т. 3, с. 205). Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori (Критика чистого разума, В 152; Соч., т. 3, с. 205). Продуктом чистого воображения является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой — с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временных определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием, являясь “представлением об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ” (Критика чистого разума, А 140; Соч. , т. 3, с. 223). Т. о., творческое воображение является важнейшей предпосылкой возможности познания, одновременно соединяя и разделяя чувственность и рассудок.
Воображение как творческая способность играет центральную роль у Фихте и Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении “Наукоучения” (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение “Я” и “не-Я”. Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое воображение является источником действительности и в конечном счете самой действительностью. Для Шеллинга продуктивное воображение выступает как посредник между сферой теоретического и практического. В философии тождества Шеллинга “воображение природы” есть организм, в котором находят свое наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. При этом реальное (мир природы) образуемо посредством воображения (Einbildung) бесконечного в конечное; идеальное (мир духа), напротив, воображением конечного в бесконечное. Воображение, т. о., понимается как ничем внутренне не связанное и не ограниченное, как конститутивное для самого бытия. Кант, впрочем, отвергает подобное истолкование понятия воображения, ибо воображению нет места в практической философии, в области моральных принципов и поступков, где, по мысли Канта, только и возможна человеческая свобода.
Творческое воображение оказывается определяющим для эстетики и искусства Нового времени. Так, Ф. Бэкон полагает воображение основой поэзии (De augm. scient.). Кант определяет воображение в “Критике способности суждения” как способность представления эстетических идей, причем решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре воображения и рассудка. Для Шеллинга мир есть совершенное и прекрасное творенье Божье и потому действительность есть абсолютное произведение искусства (как и для Новалиса), в которое множественность привносится “божественным воображением”. Создавая свое произведение, художник уподобляется Творцу, однако не посредством разума, но прежде всего посредством воображения. Воображение в таком случае должно быть решительно неограниченным (т. е. бесконечным, способным воображать самое себя бесконечным), являющим безграничную свободу. Свобода тогда может и должна пониматься как свобода творчества творческого же воображения, что и подчеркивается в романтизме. В частности, с понятием творческого воображения оказывается тесно связанным понятие гения (у Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. фон Гумбольдта и Шеллинга) как человека с особо развитым воображением, художника и в особенности поэта, не описывающего (и, т. о., ни в коем случае не подражающего), но предписывающего законы прекрасному и действительному, по сути творящего их. В современном искусстве античное понятие свободы, понятой как непреложность и обязательность красоты, правды и добра, зачастую подменяется произвольностью, проявляющейся в произведениях иллюзорно свободного, ничем не ограниченного творческого воображения. После Канта понимание воображения как посредующего между чувственностью и рассудком, как связанного с материалом чувственности, способное, впрочем, этот материал по-иному организовывать, становится общим местом в психологии и антропологии. Однако во 2-й пол. 19 в. психология во многом отказывается от рассмотрения традиционных способностей души, предлагая совершенно иные истолкования феноменов, прежде связываемых с воображением (сны, мечты, сумасшествие; на связь последнего с воображением указывает Дильтей). Для подобных истолкований воображение уже не играет существенной роли (как, напр., в психоанализе Фрейда).
Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках современной аналитической философии. Крайнюю точку зрения на воображение высказал Г. Райл, согласно которому воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению же обыкновенно относят разнообразные и зачастую разнородные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Весьма оживленно обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании: Согласно одной точке зрения, содержание подобных образов может быть адекватно представлено и описано синтаксически, а посему указанные образы не имеют решающего значения для мышления. Согласно же противоположной точке зрения (picture theory of imagery), воображаемое невозможно свести к описанию в общих терминах, поскольку в содержании воображаемого неизбежно присутствует пространственная компонента, т. е. наглядно представляемое содержание, обладающее автономностью. “Критика чистого воображения”, выяснение его природы и предмета (в онтологии), а также содержания и границ в отношении к различным познавательным способностям (в гносеологии) по-прежнему остается важной задачей философии.
Лит.: Plotinus. Plotini opera, ed. P. Henry and H. Schwyzer, Vol. I—III. xf, 1964—1982: Proclus. In primum Euclidis elementorum librum commentaria. Rec. G. Frielein. Lpz., 1873; In Platonis Timaeum conunentaria, Vol. I—III, Ed. E. Diehl. Lpz., 1903-1906; Porphyry. Sententiae ad intelligibilia ducentes. Ed. E. Lamberz. Lpz., 1975; Syrianus. In Metaphysica conunentaria. Ed. G. Kroll. B., 1902; Бородин Ю. М. Воображение и теория познания. М., 1966; Шичалич Ю. А. Историческая преамбула,—В кн. : Прокл. Комментарий к первой книге “Начал” Евклида. Введение. М., 1994; Sartre J.-P. L’Imaginaire. P., 1940; Нотам К. Zum Begriff Einbildungskraft nach Kant.—“Archiv iür Begriffsgeschichte”, 14 (1970), 266—302; Blumenthat H. J. Plotinus’ Psychology. His Doctrines of the Embodied Soul. The Hague, 1971; Hannay A. Mental Images: A Debate. L., 1971; Witson G. Phantasia in Classical Thought. Galway, 1988; Wsdin М. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven—L., 1988; White A. R. The Language of Imagination. Oxf, 1990; Туе Af. The Imagery Debate. Cambr. (Mass.), 1992: Nikulin D. Metaphysik und Ethik. Theoretische und praktische Philosophie in Antike und Neuzeit. Münch., 1996.
Д. В. Никулин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Воображение
Что такое воображение
Воображение – психическая деятельность человека, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека. Воображение всегда базируется на том, что известно из реальной действительности: вымышленное животное, например, кентавр, не более чем комбинация двух известных существ — человека и лошади.
Яндекс.словари | Энциклопедия «Кругосвет»
Воображение – в учении йоги — важнейшее свойство человеческого разума, благодаря которому мы способны воспроизводить образы прежде ощущаемых предметов и их комбинаций в области умственного видения.
Энциклопедия эзотеризма
- Воображение – это умение воссоздавать в памяти картины виденного ранее и мысленно рисовать вымышленные образы, наделяя их живостью и реальностью существования.
- Воображение – это палитра фантазии и эмоций человека, с помощью которой он может создавать и раскрашивать свой внутренний мир.
- Воображение – это дорога внутрь собственного сознания, не имеющая конца и не ограниченная направлениями.
- Воображение – это знания, расцвеченные фантазией и эмоциями, привнесенными человеком.
Преимущества воображения
- Воображение стирает границы – между возможным и невозможным.
- Воображение даёт свободу – мысленных путешествий и мысленного общения.
- Воображение даёт силы – преодолеть (переждать) тяжелые внешние обстоятельства во внутреннем мире.
- Воображение придаёт яркость – мыслям и речи.
- Воображение даёт возможности – выразить себя в искусстве.
Проявления воображения в повседневной жизни
- Наука. На первом этапе каждого научного исследования ученому необходимо воображение – чтобы представить конечный результат.
- Сказки. В сказках народов мира ярче всего проявляется творческое воображение народа.
- Искусство. Художник, не нуждающийся в натуре для своих картин — черпает сюжеты и мельчайшие детали и в собственном воображении.
- Музыкальные произведения. Музыка есть ни что иное, как воображение музыканта, выраженное в звуковой форме.
- Гипноз. Люди, легко поддающиеся гипнотическому воздействию – всегда люди с развитым воображением.
- Одаривание. Выбор подарков близким – дело непростое и творческое. Чем богаче воображение дарителя, тем легче ему справиться с задачей, избежав при этом банальностей.
- Сновидения. Сновидения – это не ограниченный разумом и логикой полет воображения человека.
Как развить воображение
- Общение с детьми. Зачастую воображение у детей настолько развито, что необходимо специально указывать им на то, что нельзя о воображаемых событиях рассказывать так же, как и о происходивших в действительности. Общаясь с детьми, взрослый человек способен развить свое творческое начало и воображение.
- Образование. Воображение человека всегда базируется на знаниях; чем обширнее знания человека – тем больше база для развития творческого или научного воображения.
- Чтение. Глубокое погружение в жизнь литературных персонажей через интерес и сочувствие, помогает человеку развить свое воображение.
- Интерес к искусству. Каждый арт-объект отражает творческое воображение автора; интересуясь искусством, человек развивает воображение и в себе.
- Психологические упражнения. Одно из известных упражнений, развивающих воображение: взяв любую житейскую ситуацию, попробовать придумать (вообразить) 5-7 сценариев, по которым эта ситуация может развиваться.
Золотая середина
Приземленность | полное отсутствие воображения
Воображение
Отстраненность, уход от реальности
Крылатые выражения о воображении
- Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию.
- — Альберт Эйнштейн —
- Тот, у кого есть воображение, но нет знаний – имеет крылья, но не имеет ног.
- — Жозеф Жубер —
- Истинное воображение требует гениального знания.
- — Александр Пушкин —
- Воображение правит миром.
- — Наполеон Бонапарт —
- Недостаток воображения предрасполагает к преступлению.
- — Агата Кристи —
- Воображение свободно, как птица. И просторно, как море. Никто его не остановит.
- — Харуки Мураками —
Что почитать?
- Джоан Ходоров / Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение
- Книга посвящена танцу как активному воображению. С помощью терапии танцем можно добиться значительных позитивных изменений в психике человека.
- Катрин Шайнберг / Каббала и сила сновидений. Пробуждение воображения
- Развивая воображение, можно научиться управлять сновидениями. Книга поможет получить доступ к посланиям другого мира и сделать сон помощником в решении самых разных вопросов бытового и мировоззренческого характера.
Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».
Не стремитесь к абсолютному совершенству.
Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.
Доверяйте своей интуиции.
Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.
Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.
Всем известный «тот самый» Мюнхгаузен,
Отличался богатой фантазией,
Он ходил на войну
И летал на луну,
Фантазируя до безобразия.
I like the fact that kids are willing to be imaginative and go along with me when I’m telling strange tales. Margaret Haddix
Что такое воображение и почему оно важно для написания художественной литературы?
В этом посте мы спрашиваем: «Что такое воображение?», смотрим на разницу между воображением и творчеством и обсуждаем, почему это важно для написания художественной литературы. Есть также упражнения для писателей, которые обязательно пробудят ваше воображение.
Воображение, которое часто отбрасывают как нечто фантастическое, на самом деле является всепроникающей функцией человеческого опыта и помогает нам осмысливать мир.
Детские игры
В эти выходные я навестил своего кузена. В комнату ворвался его трехлетний сын. Ной настаивал, чтобы отец не называл его по имени. Теперь он Рокки, из семьи ротвейлеров.
Маленький мальчик преобразился. Ему хотелось лизать, а не целовать, и есть печенье из миски, стоящей на земле. Мы все согласились с уловкой.
Его творческая игра напомнила мне о моей племяннице Лейле в том же возрасте. Однажды, раздавая воображаемые сладости, она расплакалась. Когда ее мать спросила, что случилось, она закричала: «Ты их всех съел!»
Это заставило меня задуматься о воображении и о том, как весело может быть придумывать вещи, сознательно оставлять реальность позади и наслаждаться такой умственной игрой. Именно этот «забавный» аспект мы часто забываем как писатели, когда «взрослеем».
Но что такое воображение?
Воображение — это часть нашего разума, которая создает вещи. Именно так мы формируем новые идеи, образы или представления о внешних объектах, которые не воспринимаются органами чувств непосредственно.
Например, когда вы можете увидеть и почти почувствовать красивую шелковую рубашку цвета ириски, которую вы видели в витрине бутика несколько недель назад, или попробовать ваш любимый темный шоколадно-кремовый мусс, когда вы вы на строгой диете.
Иногда наше воображение, как сказала бы моя бабушка, тоже может подшутить над нами. Царапающий звук в окне в полночь внезапно становится стеклорезом в стиле компаса хорошо организованного серийного убийцы, врывающегося в вашу спальню. Когда вы отдергиваете шторы, это просто безобидная веточка на ветру.
Всепроникающие теории
Иммануил Кант, знаменитый философ 18-го века, разработал более широкую теорию воображения, выходящую за рамки узкого физического смысла этого слова.
Кант считал, что воображение вносит значительный вклад в познавательные, эстетические и моральные аспекты нашей жизни. Он синтезируется с тем, как мы думаем, рассуждаем и осмысляем мир вокруг нас.
Как и Кант, Дастин Стоукс, молодой философ из Университета штата Юта, интересуется философскими и психологическими объяснениями наших способностей воображения.
В эссе для сборника 2104 под названием Философия творчества, он говорит, что немногие философы рассматривали различие между воображением и творчеством. Точно так же немногие психологи напрямую проверяли разницу между этими двумя понятиями.
Воображение играет важную роль в нашем опыте искусства, в построении теорий и в повседневной жизни, пишет Стоукс на своем сайте.
Взлеты и падения воображения
Кажется, что наш мозг ведет себя по-разному, когда мы находимся в «режиме воображения», как люди.
LiveScience, веб-сайт научных новостей, сообщил, что реальность и воображение текут в разных направлениях в мозгу.
Зрительная информация от реальных событий течет вверх от затылочной доли мозга к теменной доле; воображаемых образов стекают из теменной доли в затылочную долю.
На самом деле, в той же статье сообщается, что использование нашего воображения связано с 11 областями нашего мозга.
Почему это важно для написания художественной литературы?
Воображение — лучший друг писателя. Ни один художник не станет спорить с его богатыми и непостижимыми ресурсами.
Некоторые из нас думают о нем как о глубоком питающем колодце, другие — как о гигантском волшебном дереве, которое мы видим на краю наших снов перед тем, как заснуть — и когда у нас часто возникают лучшие идеи.
Однако воображение не является исключительной прерогативой художника. Как люди, это наша основная способность быть творческим. Это часть человеческого инстинкта и поведения, и, как и творчество, его часто отвергают как причудливую — оторванную от разума или суждения — теми, кто не понимает его важности.
Воображение очень мощное и жизненно важное, когда оно помогает нам воссоздать что-то более глубокое. Другими словами, когда мы используем его, чтобы написать историю и создать ее, чтобы оказать определенное влияние на читателя или аудиторию. Или когда мы используем его, чтобы бросить вызов, ниспровергнуть или изменить то, что мы находим в своем воображении.
Общий творческий опыт
В своей новаторской книге Инстинкт искусства: красота, удовольствие и эволюция человека (2009) Деннис Даттон, американский философ искусства, описывает 11 характеристик искусства, другими словами индикаторы (или то, что он называет «сигналами») для искусства, которые признаются в разных культурах и мире.
В книге он говорит, что предметы искусства дают творческий опыт как художнику, так и публике. Он также утверждает, что характеристика воображения, пожалуй, самая важная в общей структуре искусства.
Все искусство происходит в воображаемом мире, пишет он. Художественный опыт происходит в театре воображения.
Даттон прав. Тот же самый инцидент с серийным убийцей, оказавшимся веткой, достаточно силен, чтобы заставить вас написать 9Роман ужасов 0011 о вымышленном серийном убийце, который похищает молодого главного героя . — роман, вызывающий острые ощущения у тысяч читателей по всему миру.
Творчество — это, конечно, еще одна уникальная когнитивная функция, которая пронизывает всю человеческую жизнь, но, возможно, чуть менее непроизвольная, чем воображение или наши воображаемые реакции на окружающую среду.
Воображение и творчество
В то время как воображение позволяет нам заполнять пробелы в нашем человеческом существовании, творчество аналогичным образом позволяет нам соединять часто «противоположные» идеи для создания новых идей, концепций или напряжения между двумя противоположными идеями.
Это то, что часто называют магическим синтезом, термин, придуманный итальянским писателем и психоаналитиком Сильвано Ариети (автор книги Creativity: The Magic Synthesis ) в 1970-х годах.
Этот синтез исследуется Институтом Санте-Фе в статье 2015 года под названием «Как творчество работает в мозгу» . Это то, что происходит в мозгу, когда идеи объединяются таким образом, который необходим для творчества.
Другими словами, поясняется в статье, мозг должен быть и дивергентным, и конвергентным одновременно. Этот процесс хорошо понимают художники, которые часто объединяют радикально разные идеи, чтобы создать новую связь.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: 5 шагов к писательскому творчеству
Воображение к творчеству
Возможно, решающее различие между конструкциями воображения и творчества , по крайней мере для писателей, заключается в том, что наше воображение может создавать ощущения или изображения, которые стимулируют творческие части нашего мозга. Получив этот «образ», мы можем начать превращать его в историю, сознательно манипулируя или перестраивая его, чтобы он соответствовал контексту нашего повествования.
Иными словами, можно представить, каково было бы встречаться с Джорджем Клуни, но потребуются наши творческие способности, чтобы написать целый роман об обычном человеке, который встречается со знаменитым голливудским актером.
Упражнения на воображение
Вот три упражнения, которые помогут развить ваше воображение и творческие способности.
Для каждого найдите тихое место, где можно удобно сесть, закрыть глаза и дать волю своему воображению хотя бы на 30 минут.
После каждого упражнения вы можете записать любые уникальные или вдохновляющие идеи.
1. Воображаемые семьи
Представьте одну из следующих семей в качестве альтернативы:
- Парижская семья во время La Belle Epoque во Франции.
- Марсианская семья по программе обмена с Землей.
- Семья магов.
- Семейство животных, живущих в лесу.
- Семья психопатов Мэнсона в 60-х.
- Семейство рыбок в новом аквариуме.
На что был похож опыт? Были ли вы удивлены тем, что предложило вам ваше воображение?
2.
НатюрмортПредставьте себе стол перед вами, пустой, за исключением белоснежной скатерти. В данный момент вы художник, раскладывающий предметы для натюрморта маслом.
- Что ты поставишь на стол? (Фрукты, цветы и т. д.) Как вы расположите эти предметы? Увидьте все это в своем уме.
- Теперь добавьте еще чувств помимо зрительных. Что вы пахнете ? Что объекты ощущаются как ? что ты можешь слышите на заднем плане?
- Наконец, начните представлять, кто вы есть в роли этого художника. Как выглядит ваша студия? Что вас вдохновляет? Для кого картина?
3. Персонажи оживают
В этом упражнении подумайте о персонаже из вашей любимой книги или рассказа. При желании вы можете перечитать часть рассказа или романа.
- Как они выглядят в вашем воображении?
- Во что они одеты, как вы их себе представляете?
- Что они делают?
- Вы «слышите» их голоса или смех?
- Что еще приходит на ум?
Последнее слово
Надеюсь, я ответил на вопрос «Что такое воображение?», объяснил разницу между воображением и творчеством и показал, почему оно важно для написания художественной литературы.
Ральф Флетчер в своей книге « Что нужно писателю » (1992) говорит, что как писатель «у вас есть две целые вселенные, которые вы должны исследовать — одна внутри и физическая снаружи. Выбирайте на свой вкус, внутренний или внешний. Или, лучше всего, и то, и другое».
Главный совет : узнайте больше о наших учебниках и онлайн-курсах в нашем магазине .
Энтони Элерс содействует проведению курсов для писателей. Он также пишет потрясающие посты в блоге и рабочие тетради.
Еще сообщения от Anthony:
- Сила диалога в любовных историях
- 7 причин, почему «Что, если?» — самый важный вопрос, который вы можете задать как писатель
- Обсуждение писателей 8 | Мой год написания
- 5 столпов семейных саг
- 101 романтический образ для писателей
- 10 мощных приемов визуального повествования для писателей
- Романы и сценарии: в чем разница?
Главный совет : Узнайте больше о наших учебниках и онлайн-курсах в нашем магазине .
Опубликовано: 14 июня 2021 г.
Признаки, причины, психическое здоровье и преодоление
Люди с гиперактивным воображением вовлекаются в яркие, продолжительные фантазии, которые могут казаться такими же реальными, как и реальная жизнь.
Для многих людей, особенно для детей, мечты и фантазии являются полезным времяпрепровождением.
Став взрослыми, вы можете мечтать об отношениях, об отпуске мечты или о работе, которую вы действительно хотите. Это может помочь вам решить проблемы и проявить творческий подход.
Однако мечтательность может стать вредной чертой, когда начинает мешать повседневной жизни и причинять страдания.
Вот как узнать, есть ли у вас такие состояния, как дезадаптивное расстройство мечтаний или склонность к фантазиям (FPP), и как с этим справиться.
Люди со сверхактивным воображением проводят большую часть своего времени в созданном ими мире.
Эти люди обладают богатым и ярким воображением, интенсивным сенсорным опытом и сильной способностью придавать значение этим образам и чувствам. Они, как правило, хорошие рассказчики и ролевые игроки, и могут погрузиться в свои мечты.
Фантазии также могут отвлекать их от реальной жизни и иметь последствия для психического здоровья.
Люди с гиперактивным воображением могут быть отнесены к категории людей с неадекватными мечтаниями или FPP. Однако ни одно из состояний не признается в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5).
Дезадаптивное мечтание
Основное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что люди с неадекватным мечтанием осознают, что их фантазии отделены от реальности, но люди с FPP могут этого не осознавать.
Люди с дезадаптивными мечтами мечтают избавиться от стресса и травмы, подняв настроение. Для многих их яркие мечты помогают им испытать чувство близости и товарищества и являются способом почувствовать себя сильнее.
Склонная к фантазиям личность
FPP считается чертой личности, которая была впервые выявлена в начале 1980-х годов благодаря исследованию Жозефины Хилгард, которая наблюдала за способностью людей поддаваться гипнозу.
Исследователи обнаружили, что те, кого легко загипнотизировать, с большей вероятностью подолгу предавались ярким фантазиям. Некоторые исследования показывают, что людям, склонным к фантазиям, трудно отличить свои фантазии и ложные воспоминания от реальности.
Подсчитано, что от 2% до 4% людей могут быть склонны к фантазиям.
Человек со сверхактивным воображением может испытывать следующие признаки и симптомы:
- большое количество времени, проведенное в сложных и детализированных фантастических мирах
- фантазии живые, как кино
- трудности с контролем желания фантазировать
- фантазирование мешает отношениям и целям
- стыд и попытки скрыть свое поведение от других
- проблемы с разграничением фантазии и реальности
- чувствует себя и действует как другой человек
- Никогда не скучно, потому что фантазирование убирает скуку
- Психосоматические симптомы, то есть, чувствуя горячую или холодную, просто думая о чем -то горячих или холодных
- Галлюцинации
- Диссоциация или переодевание между двумя или более идентификациями 444444444444444444444444444444444444 телесные переживания
Некоторые исследователи считают, что оба состояния являются разными диагнозами, в то время как другие исследования предполагают, что они являются симптомами других психических заболеваний, таких как диссоциативное расстройство личности (ДРИ) или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Другие исследователи считают, что длительное фантазирование является формой поведенческой зависимости.
Хотя ведутся постоянные споры о том, как классифицировать неадекватные мечтания и FPP, это правда, что они могут вызывать нездоровое поведение и последствия в повседневной жизни, такие как:
- неспособность сосредоточиться на разговорах или обязанностях от общественной деятельности и хобби
- отсутствие контроля над мечтами, даже когда жизнь требует концентрации
- полагаться на мечтания, чтобы чувствовать себя эмоционально стабильным
- негативные последствия на работе и в школе и в отношениях из-за мечтаний
Неясно, что именно вызывает гиперактивное воображение, но исследователи предоставили информацию о потенциальных причинах или факторах риска.
Люди, склонные к фантазиям, чаще страдают от одиночества или более частых физических наказаний, как показывают исследования.
Гиперактивное воображение может быть связано со следующими состояниями или личностными чертами:
- диссоциативные симптомы (ощущение оторванности от себя и эмоций)
- обсессивно-компульсивные симптомы, такие как магическое мышление
- аномальные уровни серотонина
- шизотипия или черты, которые могут повышать риск шизофрении 9 0143 галлюцинаторные переживания
- креативность
- невротизм или быстрое переживание отрицательных эмоций
- деперсонализация или внетелесные переживания
Поскольку FPP и неадекватная мечтательность не являются официальными состояниями, не существует наилучшей практики для их лечения. Если вы обнаружите, что ваше чрезмерно активное воображение мешает вашей жизни и причиняет страдания, примите во внимание следующие советы: 9.0007
1. Определите свои триггеры
Определите, когда вы начинаете мечтать. Это ночью в постели? Когда вы едете в машине? Старайтесь проводить меньше времени в местах, где вы склонны фантазировать. Попробуйте послушать подкаст или образовательную аудиокнигу, чтобы отвлечься.
2. Найдите внешнее хобби, которое вам нравится
Выберите хобби, желательно такое, которое использует ваш высокий уровень творчества. Подумайте о том, чтобы написать историю, над которой вы могли бы работать каждый день и поддерживать сюжетную линию. Это позволит вам использовать свой дар рассказчика и, возможно, даже опубликовать что-нибудь.
Подумайте о том, чтобы присоединиться к онлайн-группе фантастов, где вы сможете поделиться своей историей и творчеством с другими.
3. Соблюдайте более плотный график
Если вы обнаружите, что много фантазируете, потому что у вас слишком много свободного времени, подумайте о том, чтобы запланировать больше внешних занятий, которые помогут вам быть вовлеченными в реальный мир. Когда у вас есть свободное время, подумайте о том, чтобы почитать научно-популярную книгу или посмотреть документальный фильм.
4. Практикуйте осознанность
Подумайте о практике осознанности. В состоянии осознанности вы сосредотачиваете свое внимание на настоящем моменте, мягко признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения.
5. Позвоните другу
Проводя время с другими, вы можете оставаться на связи. Позвоните другу или сходите поужинать. Старайтесь планировать больше встреч в дни, когда у вас много свободного времени.
6. Попробуйте терапию
Если вы не можете избавиться от фантазий самостоятельно, подумайте о том, чтобы обратиться к терапевту, который поможет вам развить навыки присутствия.
Ищете психотерапевта, но не знаете, с чего начать? Ресурс Psych Central «Как найти поддержку в области психического здоровья» может помочь.
7. Ознакомьтесь с лекарствами
Одно тематическое исследование показало, что флувоксамин, лекарство от обсессивно-компульсивного расстройства, помогает уменьшить симптомы неадекватного мечтания.