7)Представление и воображение
Восприятие и представление всегда конкретное отражение чего либо. Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
типы представлений. представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. представления воображения. Представления и воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека.
1)наглядность. Представления — это чувственно — наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. 2)фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки, представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. 3)неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.
На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа Классификация и виды представлений Поскольку в основе представлений лежит прошлый персептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Выделяют несколько видов представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме того, все представления различаются8) Память. Виды памяти и их особенности Память —это процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форме предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными.
Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Реконструкция материала Реминисценция — факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала. Забывание . Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз , первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени. Рассматривая вариации памяти, обычно говорят о видах, формах и типах памяти. 1)
-Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. -Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). 4) В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную . В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности.
31.1. Воображение и представления | Вестишки.ру
Опорные слова к вопросу №31 — здесь
Образ может быть продуктом восприятия, тогда он формируется при непосредственном воздействии на органы чувств.
Однако есть образы, которые возникают без непосредственного участия органов чувств. А именно, образ может браться из памяти, например, образ реально существующего человека, который уехал жить в другой город. Его образ тоже возник при воздействии на органы чувств, но только в прошлом.
И ещё примеры. Русалка, которую никто и никогда не видел. Или любая цель — это образ желаемого будущего, которое пока ещё не наступило и, может быть, никогда не наступит.
Все эти образы возникли без непосредственного воздействия на органы чувств, благодаря воображению.
Воображение — это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.
Здесь мы впервые применили термин «представление», которое имеет следующее значение:
Представление — образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.
Итак, в результате работы воображения рождаются представления, однако, не любое представление является продуктом воображения, — некоторые представления просто берутся из памяти.
Представления бывают единичные и общие.
Например, конкретная берёза, о которой мы вспоминаем, — единичное представление. Берёза вообще — общее представление. Но всё равно, какое бы ни было представление о берёзе, мы буквально физически ощущаем шероховатую и прохладную белую кору, шум листьев и т.п.
Т.е. представления любой общности всё ещё имеют чувственно-наглядную форму, они всё ещё находятся на образном уровне, так же как ощущения и восприятия. Порядок усложнения этих объектов таков:
ощущение → восприятие → представление единичное → представление общее.
Общие представления граничат с понятиями, которые относятся к словесно-логическому уровню, т.к. уже не обладают чувственно-наглядной формой. Например, берёза, как понятие, относится к царству растений, это род деревьев и кустарников семейства березовых, встречается в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков.
В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.
Длительное время считалось, что воображение оперирует лишь образными представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход — воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абстрактных элементов.
Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилео Галилей 400 лет тому назад. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободному перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения о движении по инерции.
Итак, научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллюзий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не случайно выдающийся физик Эрнест Резерфорд усматривал предпосылки прогресса научного знания в соединении фантазии и эксперимента.
Труды | Бесплатный полнотекстовый | Образ/Образы/Воображение в психологии
В настоящее время научные исследования становятся все более и более специализированными, то же самое относится и к научным встречам и семинарам. Небольшие группы экспертов имеют тенденцию встречаться друг с другом, говоря на «тайном» языке и часто разделяя одну и ту же экспериментальную процедуру. Именно по этой причине я решил посетить этот семинар и привлечь Итальянскую ассоциацию психологов для распространения этой информации среди всего психологического сообщества: этот конгресс был максимально далек от такой перспективы. Архитекторы, психологи, антропологи, дизайнеры, философы — все разделяют интерес и любопытство к разговорам об изображениях.
Образы, или, вернее, образы для психологов — это широкая область исследований в психологии. Фрэнсис Гальтон, вероятно, был одним из первых, кто попытался предложить теоретическую основу для формализации структуры и использования этой человеческой способности. В его книге «Исследования человеческих способностей и их развития», первоначально опубликованной в 1883 г. с новой версией в 1907 г., целая глава была посвящена мысленным образам. На этом этапе образность в основном определялась как форма зрительной памяти, и это позволило исследователям понять то, что до сих пор считается одной из основных характеристик мысленных образов: ее живость. Насколько ярким является ментальный образ? Можем ли мы говорить о живости более общего ментального представления? Можно ли сравнить яркость мысленного образа с яркостью реального зрительного стимула? Вот вопросы, на которые искали ответ в то время. Более того, эти вопросы были не совсем новыми!
Когда римляне начали формализовать психологические функции человека, они, как правило, сосредоточились на памяти и поняли, как память можно улучшить с помощью мнемотехники. Они сразу поняли, что человеческая память может быть улучшена путем создания визуальных представлений материала, который нужно запомнить. Спустя двадцать столетий после этого эмпирического наблюдения канадский психолог Аллан Пайвио предположил, что фасилитационная ассоциация с визуальными образами может быть связана с переменной, которую он определил как ценность воображения (конкретные объекты — стул — имеют более высокую ценность воображения, чем абстрактные слова, такие как этика или сознание). Более высокие значения связаны с более легким отзывом. Далее он создал модель, определяемую теорией двойного кодирования, постулируя, что образы конкретных слов всегда связаны с соответствующим словом, но не наоборот. Таким образом, изображения могут выиграть от двойного кодирования (визуальное + слово), что, в свою очередь, облегчает обучение и память.
С тех пор изучение человеческих образов стало основной областью психологических исследований, исследующих различные точки зрения. Например, ментальные представления не только визуальны, но также могут быть связаны со многими различными формами внешних раздражителей или с материалом, который у нас уже есть в долговременной семантической памяти. У нас могут быть тактильные или слуховые образы, и часто все стимулы обрабатываются интегрированным образом. Другие исследования показали, что визуальное восприятие не обязательно для мысленного представления, имеющего общие визуальные или пространственные характеристики: слепые люди действительно имеют мысленные образы. Эти направления исследований часто объединяли с исследованием когнитивной и нервной пластичности или мультисенсорной интеграции: двух горячих тем последних десятилетий.
Это яркий пример специализации, характерной для наших исследовательских проектов. Во времена Гальтона понятие образов разделялось многими различными дисциплинами: в наши дни психологическое изучение образов человека требует понимания основных нейронных механизмов, связанных с созданием этих представлений, взаимодействием со зрением и другими сенсорными входами, механизмы нейронной и когнитивной пластичности и т.д. Эти теоретические взгляды, несомненно, помогли понять природу когнитивных процессов человека, в то же время ограничив взаимодействие с другими дисциплинами.
В начале, как я признаю выше, я был удивлен структурой этой встречи; удивлен трудностью сформулировать темы в структурированную известную теорию. Это был вызов и, вероятно, главная причина, по которой мы согласились принять участие в этом мероприятии. В то же время это представляло и трудность: о чем мне говорить? У меня возникло дополнительное сомнение. В итальянском языке у нас есть одно слово immaginazione для описания двух совершенно разных психических процессов. Первая — это образность, способность генерировать и использовать мысленное представление, часто включающее визуальные характеристики («попробуйте создать мысленное представление вашего города и описать кратчайший путь к вокзалу»): то есть генерацию, сканирование и обработку. мысленного представления). Второй — воображение, часто относящееся к мечтательным мыслям, фантазиям, чему-то нереальному, своего рода способности желать. Когнитивные психологи обычно ссылаются на образы и, наоборот, имеют некоторые проблемы с определением воображения!
Я сейчас пересматриваю это краткое вступление спустя много времени после встречи и должен сказать, что все положительные ощущения полностью подтвердились, а сомнения исчезли уже на первом сеансе. Я обнаружил, что один шрифт может вызывать очень сильные психологические чувства; что комиксы со временем эволюционировали, чтобы приспособиться к социокультурным трансформациям, и что изображения, напечатанные на бумаге, могут быть столь же интересными, как и изображения, воплощенные в нашем мозгу. Одним словом, я заново открыл для себя старое чувство обмена идеями просто из любопытства узнать что-то новое, ради удовольствия познакомиться с интересными людьми или ради желания организовать другие интересные мастер-классы. Это была Immagini 2017, и поэтому мы не можем не с нетерпением ждать новой встречи Immagini!
Распаковка коробок: Когнитивная теория воображения и эстетики | Эстетическое мышление: философия и психология
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Сток, Кэтлин, «Распаковка коробок: когнитивная теория воображения и эстетики», Элизабет Шеллекенс и Питер Голди (редакторы), The Aesthetic Mind: Philosophy and Psychology (
Oxford, 2011; онлайн-издание, Oxford Academic , 19 января 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199691517.003.0016, по состоянию на 26 февраля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Aesthetic Mind: Philosophy and PsychologyAesthetics and Philosophy of ArtPhilosophy of MindBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Aesthetic Mind: Philosophy and PsychologyAesthetics and Philosophy of ArtPhilosophy of MindBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Недавно появился новый подход к воображению, который иногда называют «когнитивной теорией» воображения. Он уходит корнями в когнитивную психологию и представлен как способный сделать многое, чего не могут другие подходы. В частности, говорят, что он предлагает новые решения эстетических проблем. В этой статье я рассмотрю, насколько это верно. Я утверждаю, что, несмотря на то, как она часто представляется, теория не вызывает особого доверия в силу своей модели объяснения; и, что более серьезно, аргументы в пользу двух ее центральных постулатов остаются недостаточно разработанными. Я также утверждаю, что предполагаемые объяснительные преимущества, приносимые этой теорией одной традиционной проблеме эстетики, на самом деле ограничены. Угроза «традиционной» философии воображения остается недоказанной.
Ключевые слова: когнитивная теория» воображения, когнитивная психология, «ящик убеждений» и «ящик воображения»
Предмет
Эстетика и философия искусства Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Вы вошли как
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.