§ 2. Виды воображения
Непроизвольное и произвольное воображение. Наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей» стороны. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного. Мальчик читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, сочувствует их радости и горю, борется с врагами, побеждает их. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы непроизвольного воображения.
Всякое увлекательное, интересное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение у учащихся.
Один из видов непроизвольного воображения — сновидения. Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые иногда представляют собой сочетание странных, небывалых, а
порой даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и; собыские комбинации из обрывков следов прежних впечатлений и переживаний.
комбинация бывалых впечатлений.
Целый ряд интересных опытов показал, что часто сновидения «фабрикуются» на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает. Спящему подносили к лицу духи, и ему цветущий благоухающий сад. Тихонечко звонили над ухом дайкой, я люди во сне видели себя мчащимися на в колокольчиками и бубенчиками или видели, как у из рук падает поднос с хрустальной посудой, которая разбивается на мелкие осколки. Раскрываются и начинают зябнуть в прохладной комнате ноги спящего — ему снится, что он идет по льду и попадает ногой в прорубь. Неудачное положение тела затрудняет дыхание иди сдавливает сердце — снятся кошмарные сны.
Аналогична природа и так называемых «вещих снов», которые якобы предвещают будущие события и поэтому являются источником различных суеверий. Неоднократно наблюдались случаи, когда при заболевании внутренних органов спящие нередко видят назойливые сновидения, содержание которых связано с характером развития болезненных явлений. Пока болезнь еще выявилась, в кору поступают лишь слабые сигналы, которые не замечаются, потому что подавляются другими впечатлениями. Ночью же эти слабые сигналы (при заторможенной второй сигнальной системе) мозг воспринимает, что вызывает • соответствующие сновидения. Например, один человек часто видел сны такого рода; то он подавался костью, то его кто-то душит. Внимательный осмотр врача ничего не выявил. Но через некоторое время в горле у него возникла опухоль.
Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Инженер рассматривает сложный чертеж новой машины. Он старается представить себе ее внешний вид, принцип ее работы, делает для этого определенные усилия. Ученик, изучая ботанику, старается представить себе вид того или иного растения, изучая историю — представить себе образ исторического деятеля или полководца.
Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен предста¬вить себе то, о чем идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы: школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь доста¬точные знания. Только на знания опирается воссоздающее вообра¬жение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом, а гибель иноземных завоевателей на льду Чудского озера от рук воинов, Александра Невского в середине XIII в. представляют таким образом: «Пушки пробили лед, и рыцари утонули».
Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения — воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность. Наш римор, изучая литературное произведение, сюжет которого далек от современности, хорошо показать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпоху того времени.
Источник творческой деятельности — общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее ,и лучше выполнять функции рук (рис. 24). Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.
Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить себе образ деда Щукаря по описанию неизмеримо легче, нежели создать его.
Учительский труд также может и должен быть творческим, если учитель работает не по шаблону, а постоянно ищет что-то
новое, разрабатывает новые и оригинальные методы обучения
Неправильно думать, что творчество — свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Все новое, значительное: открытия в области науки и техники, крупные произведения в области литературы и искусства — создано в результате огромного, напряженного труда. Так называемое вдохновение — оптимальная концентрация духовных сил и способностей человека — есть результат большого предшествующего труда. Недаром П. И. Чайковский говорил, что вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать, ленивых, а И. Е. Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд.
В процессе творчества изобретатель, писатель норой многократно переделывают, изменяют образы творческого воображения по сравнению с первоначальным замыслом. Замышляя роман «Анна Каренина»; Л. Н. Толстой первоначально представлял себе героиню малопривлекательной, несимпатичной женщиной. Л. (‘. Пушкин, заканчивая «Евгения Онегина», выдал Татьяну Ларину замуж за генерала, что не входило .в его первоначальные намерения.
У людей творческого труда представления воображения иногда могут быть необыкновенно яркими и живыми, давать сильнейшую эмоциональную реакцию. П. И. Чайковский, по его словам, плакал, когда его Герман заколол себя. А. Н. Толстой, работая над трилогией «Хождение по мукам», отчетливо видел своих героев, даже разговаривал с ними. И. А. Гончаров также видел и слышал своих героев. М. И. Глинка, сочиняя оперу «Иван Сусанин», так живо представлял себе положение героя в сцене в лесу с поляками, что, по словам композитора, волосы у него становились дыбом и мороз подирал по коже.
Мечта как особый вид воображения. Мечтой называют создание образов желаемого будущего. Полезно ли, нужно ли мечтать? В. И. Ленин в работе «Что делать?» высказал согласие с известным русским критиком Д. И. Писаревым, который исчерпывающе ответил на этот вопрос. Д. И. Писарев считал, что все зависит от того, может ли мечта обгонять естественный ход событий или же она может уводить совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может привести. В первом случае мечта может поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека, когда он способен изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками. Это помогает человеку, по мнению Д. И. Писарева, предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и .практической жизни.
Действенную, общественно направленную мечту, которая поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной: мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.
Бывают мечты и реального плана, но связанные с достижением мелкой, незначительной, по-мещански обыденной цели, когда все мечты человека ограничены желанием иметь модный костюм
‘ Итак, мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее. Еще в древности люди мечтали’ о полетах, создали сказку о ковре-самолете. Эти мечты содействовали тому, что человек действительно научился летать. В наше время люди идут в мечтах дальше. К. Э. Циолковский теоретически обосновал возможным, чем человек только мечтал. Эту мечту о полетах успешно осуществляют советские люди. Ю. А. Гагарин первым в мире начал покорение космоса. Другие советские космонавты успешно продолжают полеты в космос и его дальнейшее освоение.
Активная, творческая мечта имеет огромное значение не только в жизни отдельных людей, но и в жизни всего общества. В вашей Советской стране реализуются самые смелые мечты, если они направлены на благо народа. Марксистско-ленинское учение стало тем компасом, который ведет трудящихся от мечты к действительности, той непобедимой силой, которая побуждает двигаться вперед, к построению коммунизма в нашей стране.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Воображение поможет оправиться от травм и побывать в ситуациях, в которых вы не были
Известная сцена из фильма Кристофера Нолана «Начало», в котором вопрос об играх воображения является одним из центральных. Главный герой пытается убедить героиню вообразить идею, чтобы «поместить» эту идею ей в сознание.
2009 Warner Bros. Entertainment.
Произвольное и непроизвольное воображение
К примеру, мы устали, хотим расслабиться. Закрыли глаза – представили, что находимся на пляже у моря, увидели мысленно волны, услышали шум волн, почувствовали ветер, который веет в лицо.
– Это называется произвольным воображением. Мы сознательно представляем, что, когда и где хотим, – продолжает эксперт. – Есть и непроизвольное воображение, когда образы могут вызываться какими-то ассоциациями, а у нас нет ни малейшего намерения их представить. Есть пример исследования: испытуемым давали картинки чёрно-белых бананов и сказали настраивать цвет (то есть, «окрашивать» банан с помощью фантазии – Прим. Ред.) до тех пор, пока не увидят бананы жёлтыми. Когда они останавливали работу – оказывалось, что по факту банан был чёрно-белым, а они уже воспринимали его как жёлтый. Это говорит о том, что опыт помогает нам «дорисовывать» реальность. Ведь цвет они додумали. Это естественное проявление непроизвольного воображения.
Часто непроизвольное воображение встречается и при различных нарушениях мозга, например, психических заболеваниях.
– Во время посттравматического стрессового расстройства возникают так называемые флешбэки. Этих событий не происходит, но для пациента они вполне реальны. При тревожном расстройстве постоянно возникают плохие сценарии в голове. Во время таких состояний воображение усиленное, интенсивное. Поэтому оно отвлекает и всячески мешает жить, – рассказывает эксперт.
Когда говорят, что у человека нет воображения вовсе, это не так. Представьте его в виде спектра широкого диапазона. На одном полюсе спектра – полное отсутствие воображения, афантазия, на противоположном – способность видеть яркие чёткие фотографические мысленные образы, гиперфантазия. Большинство людей находятся где-то между этими полюсами. Людей с афантазией в мире всего 2%. Лев Яковлев, нейрофизиолог
Модель воображения
Слайд «Модель воображения», на котором представлены основные зоны в мозге: лобная кора, гиппокамп, зрительная кора и теменная.
Лев Яковлев
Произвольное воображение зарождается в лобной (фронтальной) коре. Здесь происходит сознательный выбор того, что мы хотим представить.
– Лобная кора отвечает за общую организацию мысленных образов, – рассказывает Лев. – Мои слова подтверждают исследования с использованием функционально-магнитной резонансной томографии. Дальше цепочка продолжается в гиппокампе. Гиппокамп связан с памятью и восприятием пространства, это наша GPS-карта. Он необходим для формирования сложных мысленных образов и образов, распределённых в пространстве. Если гиппокамп повреждён – это приводит к сложностям в формировании комплексных мысленных образов. Они недостаточно яркие и пространственно-разобщённые.
Следующий этап – сенсорные отделы коры головного мозга.
– Согласно исследованиям, при воображении активируется зрительная кора, – продолжает эксперт. – Это означает, что воображение формируется из картинок, которые мы видим. Таким образом, учёные выяснили, какой «формат» наш мозг использует для кодировки мысленных образов. Зрительная кора отвечает за обработку зрительной информации. Воображение обратно восприятию. А восприятие работает так: картинка попадает в зрительную кору, дальше с помощью гиппокампа записывается в долговременную память, а в лобной коре мы осознаём то, что видим – то есть то же самое, но в обратном направлении!
Теменная кора не всегда участвует в процессе зарождения воображения. Но если участвует – то может подключиться после гиппокампа.
– Если говорить про теменную кору, то ее влияние на воображение пока мало изучено – рассказывает эксперт. – Она отвечает за дополнительные характеристики сложных комплексных мысленных образов. К примеру, поскольку различные двигательные задачи демонстрировали активность этой коры, то она важна для формирования моторного воображения.
Воображение не имеет инстинктивную природу, это свойство, способность головного мозга.
– Инстинкты есть и у животных. Воображение же присуще только человеку, – делится Лев. – У животных воображения нет. Поскольку воображение – способность мозга к манипуляциям с образами, животные вряд ли могут представить, как станут, к примеру, другим животным. Человек по-прежнему остаётся самым интеллектуальным животным. От других живых существ его отличает сильное развитие коры больших полушарий. Кора больших полушарий с извилинами есть у всех млекопитающих: и у собак, и у приматов, и у броненосцев. Но степень развития этих извилин принципиально различается. Если у остальных млекопитающих эти области коры находятся только в зачатке (извилины достаточно слабые), то у человека извилины занимают большую часть коры больших полушарий. В ней образуются сложные связи между клетками, возникает высшая нервная деятельность со всем многообразием сложных психических процессов: речи, воображения и других.
Воображение движений
Благодаря воображению мы можем доставать из памяти эпизоды, вспоминать их, воображать – и это будет похоже на то, словно мы проживаем их в реальности, здесь и сейчас. Воображение, будучи чисто мысленным актом, может приводить к реальным физическим изменениям. Например, представление движения приводит к реальной активации двигательных отделов, что позволяет тренировать спортсменов или проводить реабилитацию после инсульта.
– Когда представляете, что выполняете различные движения, – рассказывает Лев Яковлев, – в мозге активируются двигательные области. И это приводит к изменениям в теле. Таким образом, можно тренироваться и достигать реального эффекта. Чем и пользуются спортсмены и пациенты, которые проходят двигательную реабилитацию.
Воображение движений – состояние, которое легко управляется человеком.
– Подумать о том, как сжимаешь руку, можно и не так сложно, – продолжает эксперт. – В этот момент активируется область коры, которая отвечает за движения. Дело в том, что одна из величайших функций мозга – нейропластичность. Способность отдельных участков мозга принимать на себя функции других участков. Была история, как рабочий разнёс себе ломом пол-лба и жил дальше, функционируя относительно нормально. По факту мозг лишился «большого куска» в результате несчастного случая, и функционал взяли на себя соседние области. Если научным языком сказать, то пластичность – это образование новых синаптических связей. Продолжительные регулярные тренировки с воображением движений приводят к запуску этой пластичности в двигательных участках коры. Смысл реабилитации в том, чтобы эту пластичность активировать. Если при инсульте часть участка в мозге поражена и рука не двигается, то мозг благодаря постоянным тренировкам имеет потенцию это движение восстановить за счёт пластичности. И, конечно, большую роль играет здесь намерение человека.
Андрей Вышедский, Произвольное и непроизвольное воображение: неврологические механизмы, пути развития, клинические последствия и эволюционная траектория
Дополнительные параметры загрузки
Андрей Вышедский
Яркий и причудливый сон вызывает в воображении множество новых ментальных образов. Точно такие же образы могут создаваться произвольно в бодрствующем состоянии. Неврологические механизмы этих двух процессов различны. Произвольное комбинирование психических объектов опосредовано латеральной префронтальной корой, и больные с поражением LPFC часто утрачивают эту способность. И наоборот, объединение ментальных объектов в новые образы во время сновидения не зависит от LPFC; LPFC неактивен во время сна, и пациенты, у которых LPFC поврежден, не замечают изменений в своих снах. Ни в разговорном английском, ни в научном жаргоне нет установленного способа сообщить о происхождении созданного мысленного образа; термин «воображение» регулярно используется для описания любого опыта, возникающего внутри, вольно или невольно. Неспособность различать произвольное и непроизвольное воображение приводит к путанице в психологии развития, нейролингвистике и палеоантропологии. Всестороннее понимание различий между произвольным и непроизвольным воображением поможет разработать лучшую терапию для детей с задержкой речи, поможет лучше понять уникальность человеческого языка и позволит более продуктивно обсудить эволюционное происхождение человеческого языка.
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Рефлексивное воображение через художественный опыт: эволюционная траектория, путь развития и возможные функции. Алехандра Вах — 2019 — Эволюционные исследования в образной культуре 3 (2):53-72.
Эволюция воображения: от совершенно непроизвольного к полностью произвольному. Андрей Вышедский — 2021 — Эволюционные исследования в образной культуре 5 (2):65-70.
Непредсказуемое прошлое: количество спонтанных автобиографических воспоминаний превышает количество автобиографических воспоминаний, извлеченных стратегически. Энн С. Расмуссен и Дорте Бернтсен — 2011 — Сознание и познание 20 (4): 1842-1846.
Аквинский об угрозах и искушениях. Пол Хоффман — 2005 — Pacific Philosophical Quarterly 86 (2): 225–242.
Согласие на клиническое исследование — достаточно добровольное или под существенным влиянием? S. Hewlett — 1996 — Journal of Medical Ethics 22 (4): 232-237.
Автобиографическая память о стрессовых событиях: роль автобиографической памяти в посттравматическом стрессовом расстройстве. Дэвид С. Рубин, Мишель Ф. Деннис и Джин С. Бекхэм — 2011 — Сознание и познание 20 (3): 840-856.
Текущие проблемы непроизвольной и произвольной автобиографической памяти. Ким Берг Йоханнессен и Дорте Бернтсен — 2010 — Сознание и познание 19 (4):847-860.
Рикёрская герменевтика самости: о промежуточном звене между непроизвольным и произвольным и нарративной идентичности. Gaëlle Fiasse — 2014 — Philosophy Today 58 (1):39-51.
Исследование произвольного и непроизвольного кондиционирования пальцев.D. Д. Викенс — 1939 — Журнал экспериментальной психологии 25 (2): 127.
Характеристики непроизвольных и произвольных автобиографических воспоминаний у депрессивных и никогда не депрессивных людей. Линн Энн Уотсон, Дорте Бернтсен, Виллем Кайкен и Эд Р. Уоткинс — 2012 — Сознание и познание 21 (3): 1382-1392.
Аквинский о недобровольных действиях. Джеффри Хаус — 2006 — International Philosophical Quarterly 46 (4): 459-475.
Демократическая критика капитализма Марксом и ее последствия для траектории развития Китая. Дэвид Швейкарт — 2005 — Преподавание и исследование 10 (2005): 16-21.
Добровольное и непроизвольное: темы из Anscombe.Roger Teichmann — 2014 — Американский католический философский ежеквартальный журнал 88 (3):465-486.
Влияние неврологических расстройств на здоровье костей. Райан Р. Келли, Сара Дж. Сайдлс и Аманда С. ЛаРю — 2020 — Границы психологии 11.
Будущее жизни и что это значит для человечества. Джон Э. Стюарт — 2012 — Основы науки 17 (1): 47-50.
Добавлено в ПП12.08.2022
Загрузки
3
(#1,349,796)
6 месяцев
3
(#238,419)
Исторический график загрузок
Как увеличить количество загрузок?Воображение при аутизме: шанс улучшить раннюю речевую терапию
1. Дубе В.В., Фарбер Р.С., Мюллер М.Р., Грант Э., Лорин Л., Дойч К.К. Сверхселективность стимулов при аутизме, синдроме Дауна и типичном развитии. Являюсь. Дж. Интеллект. Дев. Инвалид. 2016;121:219–235. doi: 10.1352/1944-7558-121.3.219. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Ловаас О.И., Кегель Р.Л., Шрайбман Л. Сверхселективность стимулов при аутизме: обзор исследований. Психол. Бык. 1979;86:1236–1254. doi: 10.1037/0033-2909.86.6.1236. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Плуг Б.О. Сверхселективность стимулов четыре десятилетия спустя: обзор литературы и его последствия для текущих исследований расстройств аутистического спектра. Дж. Аутизм Дев. Беспорядок. 2010;40:1332–1349. doi: 10.1007/s10803-010-0990-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Schreibman L. Диагностические признаки аутизма. Дж. Чайлд Нейрол. 1988;3:S57–S64. doi: 10.1177/0883073888003001S11. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
5. Уилсон С.М., Дронкерс Н.Ф., Огар Дж.М., Джанг Дж., Гроудон М.Е., Агоста Ф., Генри М.Л., Миллер Б.Л., Горно-Темпини М.Л. Нейронные корреляты синтаксической обработки при небеглом варианте первичной прогрессирующей афазии. Дж. Нейроски. 2010;30:16845–16854. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2547-10.2010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Уилсон С.М., Галантуччи С., Тарталья М.К., Райзинг К., Паттерсон Д.К., Генри М.Л., Огар Дж.М., ДеЛеон Дж., Миллер Б.Л., Горно -Темпини М.Л. Синтаксическая обработка зависит от дорсальных языковых трактов. Нейрон. 2011;72:397–403. doi: 10.1016/j.neuron.2011.09.014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Скейде М.А., Брауэр Дж., Фридеричи А.Д. Мозговые функциональные и структурные предикторы языковой производительности. Церебр. кора. 2015;26:2127–2139. doi: 10.1093/cercor/bhv042. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Moseley R.L., Correia M.M., Baron-Cohen S., Shtyrov Y., Pulvermüller F., Mohr B. Уменьшение объема дугообразного пучка у взрослых с высокофункциональным аутизмом Спектральные условия. Передний. Гум. Неврологи. 2016;10:214. дои: 10.3389/fnhum.2016.00214. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Zhang L., Li K., Zhang C., Qi X., Zheng N., Wang G. Дугообразный пучок при расстройствах аутистического спектра у детей раннего возраста с Языковая регрессия. Открытая мед. 2018;13:90–95. doi: 10.1515/med-2018-0014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Фридеричи А.Д. Мозговая основа обработки речи: от структуры к функции. Физиол. 2011; 91:1357–1392. doi: 10.1152/physrev.00006.2011. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
11. Вышедский А., Махапатра С., Данн Р. Дети с языковой недостаточностью: метаанализ опубликованных исследований подчеркивает важность раннего использования синтаксического языка для нормального развития мозга. Рез. Идеи Результаты. 2017; 3 doi: 10.3897/rio.3.e20696. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Вышедский А., Данн Р., Пирятинский И. Нейробиологические механизмы невербальных тестов IQ: значение для обучения невербальных детей с аутизмом. Рез. Идеи Результаты. 2017;3:13239. дои: 10.3897/рио.3.e13239. [CrossRef] [Google Scholar]
13. Вышедский А. Произвольное и непроизвольное воображение: неврологические механизмы, путь развития, клинические последствия и эволюционная траектория. Эвол. Стад. Имагинат. Культ. 2020; 4:1–17. [Google Scholar]
14. Вышедский А. Нейробиология воображения и значение для эволюции гоминидов. Дж. Карр. Нейробиол. 2019;10:89–109. [Google Scholar]
15. Вышедский А., Хохлович Э., Данн Р., Файсман А., Элгарт Дж., Локшина Л., Ганкин Ю., Островский С., Деторрес Л., Эдельсон С.М., и др. Новое вмешательство префронтального синтеза улучшает речь у детей с аутизмом. Здравоохранение. 2020;8:566. дои: 10.3390/здравоохранение8040566. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Вышедский А., Данн Р. Ментальный синтез предполагает синхронизацию независимых ансамблей нейронов. Рез. Идеи Результаты. 2015;1:e7642. doi: 10.3897/rio.1.e7642. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Вальс Дж.А., Ноултон Б.Дж., Холиоак К.Дж., Бун К.Б., Мишкин Ф.С., Сантос М.Д.М., Томас К.Р. , Миллер Б.Л. Система реляционных рассуждений в префронтальной коре человека. Психол. науч. 1999; 10:119–125. дои: 10.1111/1467-9280.00118. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Драгой О., Акинина Ю., Дронкерс Н. К функциональной нейроанатомии семантической афазии: история и десять новых случаев. кора. 2017; 97: 164–182. doi: 10.1016/j.cortex.2016.09.012. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Фомбонн Э. Эпидемиологические исследования аутизма и других распространенных нарушений развития: обновление. Дж. Аутизм Дев. Беспорядок. 2003; 33: 365–382. doi: 10.1023/A:1025054610557. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
20. Вышедский А., Ради К., Дюбуа М.С., Магфорд Э., Маслова В., Браверман Дж., Пирятинский И. Новый тест лингвистической оценки префронтального синтеза (LEPS) измеряет приобретение префронтального синтеза у нейротипичных детей и прогнозирует высокий функциональное и низкофункциональное назначение классов у людей с аутизмом. заявл. Нейропсихология. Ребенок. 2020: 1–16. doi: 10.1080/21622965.2020.1758700. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Beglinger L.J., Smith T.H. Обзор подтипов при аутизме и предлагаемая модель размерной классификации. Дж. Аутизм Дев. Беспорядок. 2001; 31: 411–422. doi: 10.1023/A:1010616719877. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Boucher J., Mayes A., Bigham S. Память, речь и интеллектуальные способности при низкофункциональном аутизме. В: Буше Дж., Боулер Д.М., редакторы. Память при аутизме. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 2008. [Google Scholar]
23. Кристофф К., Габриэли Дж. Д. Фронтополярная кора и человеческое познание: свидетельство рострокаудальной иерархической организации в префронтальной коре человека. Психобиология. 2000; 28: 168–186. [Академия Google]
24. Дункан Дж., Берджесс П., Эмсли Х. Жидкий интеллект после поражения лобной доли. Нейропсихология. 1995; 33: 261–268. doi: 10.1016/0028-3932(94)00124-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Баттер С.М., Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Являюсь. Дж. Психол. 1968; 81:464. дои: 10.2307/1420653. [CrossRef] [Google Scholar]
26. Фустер Дж. Префронтальная кора. 4-е изд. Академическая пресса; Кембридж, Массачусетс, США: 2008. [Google Scholar]
27. Бейкер С., Роджерс Р., Оуэн А., Фрит С., Долан Р., Фраковяк Р., Роббинс Т. Нейронные системы, вовлеченные в планирование: А. ПЭТ-исследование задачи Лондонского Тауэра. Нейропсихология. 1996;34:515–526. doi: 10.1016/0028-3932(95)00133-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Браун А.Р., Балкин Т.Дж., Весентен Н.Дж., Карсон Р.Е., Варга М., Болдуин П., Селби С., Беленький Г., Херскович П. Регионарный мозговой кровоток на всем протяжении цикл сна-бодрствования. Исследование ПЭТ с h3(15)O. Мозг Дж. Нейрол. 1997; 120:1173–1197. doi: 10.1093/мозг/120.7.1173. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Siclari F., Baird B., Perogamvros L., Bernardi G., Larocque J.J., Riedner B., Boly M., Postle B. R., Tononi G. Нейронные корреляты мечтать. Нац. Неврологи. 2017;20:872–878. doi: 10.1038/nn.4545. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Солмс М. Нейропсихология сновидений: клинико-анатомическое исследование. Издательство Lawrence Erlbaum Associates; Mahwah, NJ, USA: 1997. [Google Scholar]
31. Пирсон Дж. Человеческое воображение: когнитивная нейробиология визуальных мысленных образов. Нац. Преподобный Нейроски. 2019;20:624–634. doi: 10.1038/s41583-019-0202-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Romeo R.R., Segaran J., Leonard J.A., Robinson S.T., West M.R., Mackey A.P., Yendiki A., Rowe M.L., Gabrieli J.D.E. Воздействие языка связано со структурной нейронной связью в детстве. Дж. Нейроски. 2018; 38:7870–7877. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0484-18.2018. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Американская ассоциация по изучению речи, языка и слуха Объем практики в патологии языка и речи. [(по состоянию на 8 ноября 2020 г. )]; 2016 г. Доступно в Интернете: www.asha.org/policy/
34. Акс Дж. Б. Условная дискриминация во внутривербальных отношениях: обзор и рекомендации для будущих исследований. Анальный. Вербальное поведение. 2008; 24: 159–174. doi: 10.1007/BF03393064. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Michael J., Palmer D.C., Sundberg M.L. Множественный контроль над вербальным поведением. Анальный. Вербальное поведение. 2011; 27:3–22. дои: 10.1007/BF03393089. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Eikeseth S., Smith D.P. Анализ контроля вербальных стимулов в интравербальном поведении: значение для практики и прикладных исследований. Анальный. Вербальное поведение. 2013;29:125–135. doi: 10.1007/BF03393130. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Ловенкрон Б. Контроль суставов и выбор стимулов из их описания. Анальный. Вербальное поведение. 2006; 22: 129–151. doi: 10.1007/BF03393035. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Liu X., Han D., Somel M., Jiang X., Hu H., Guijarro P., Zhang N., Mitchell A., Halene T., Ely J.J., et al. Нарушение эволюционно нового паттерна синаптической экспрессии при аутизме. PLoS биол. 2016;14:e1002558. doi: 10.1371/journal.pbio.1002558. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Hartshorne J.K., Tenenbaum J.B., Pinker S. Критический период для овладения вторым языком: данные 2/3 миллионов носителей английского языка. Познание. 2018; 177: 263–277. doi: 10.1016/j.cognition.2018.04.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Крал А. Слуховые критические периоды: обзор с точки зрения системы. Неврология. 2013; 247:117–133. doi: 10.1016/j.neuroscience.2013.05.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Куль П.К., Уильямс К.А., Ласерда Ф., Стивенс К.А., Линдблом Б. Лингвистический опыт изменяет фонетическое восприятие у младенцев в возрасте 6 месяцев. Наука. 1992; 255: 606–608. doi: 10.1126/science.1736364. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Вартенбургер И., Хекерен Х.Р., Абуталеби Дж., Каппа С.Ф., Виллрингер А., Перани Д. Ранняя настройка грамматической обработки в двуязычном мозгу. Нейрон. 2003;37:159–170. doi: 10.1016/S0896-6273(02)01150-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Ким К.Х., Релкин Н.Р., Ли К.-М., Хирш Дж. Отдельные корковые области, связанные с родным и вторым языками. Природа. 1997; 388: 171–174. дои: 10.1038/40623. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Snow CE, Hoefnagel-Höhle M. Критический период для овладения языком: данные изучения второго языка. Детский Дев. 1978; 49: 1114–1128. дои: 10.2307/1128751. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
45. Таллал П., Миллер С.Л., Беди Г., Байма Г., Ван Х., Нагараджан С.С., Шрайнер С., Дженкинс В.М., Мерцених М.М. Понимание языка у детей с нарушением способности к обучению языку улучшилось с помощью акустически модифицированной речи. Наука. 1996; 271:81–84. doi: 10.1126/science.271. 5245.81. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Kilgard M.P., Merzenich M.M. Пластичность обработки временной информации в первичной слуховой коре. Нац. Неврологи. 1998; 1: 727–731. дои: 10.1038/3729. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Филдс Р.Д. Белое вещество при обучении, познании и психических расстройствах. Тренды Нейроси. 2008; 31: 361–370. doi: 10.1016/j.tins.2008.04.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Бейтсон П. Кратковременное воздействие нового стимула во время импринтинга у цыплят и его влияние на последующие предпочтения. Учиться. Поведение 1979; 7: 259–262. doi: 10.3758/BF03209281. [CrossRef] [Google Scholar]
49. Кнудсен Э., Кнудсен П., Эстерли С. Критический период для восстановления точности локализации звука после монауральной окклюзии у сипухи. Дж. Нейроски. 1984;4:1012–1020. doi: 10.1523/JNEUROSCI.04-04-01012.1984. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Broad K.D., Curley J.P., Keverne E.B. Связь матери и младенца и эволюция социальных отношений млекопитающих. Филос. Транс. Р. Соц. Б биол. науч. 2006;361:2199–2214. doi: 10.1098/rstb.2006.1940. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Хорн Э.Р. «Критические периоды» в вестибулярном развитии или адаптация сенсорных систем гравитации к измененным гравитационным условиям? Арка итал. биол. 2004; 142:155–174. [PubMed] [Академия Google]
52. Каннингем М.А., Бейкер М.С. Обучение вокалу у белоголовых воробьев: чувствительная фаза и певческие диалекты. Поведение Экол. Социобиол. 1983; 13: 259–269. doi: 10.1007/BF00299673. [CrossRef] [Google Scholar]
53. Шерман С.М., Спир П.Д. Организация зрительных путей у нормальных и слабовидящих кошек. Физиол. 1982; 62: 738–855. doi: 10.1152/physrev.1982.62.2.738. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Лоренц К. Эволюция и модификация поведения. Издательство Чикагского университета; Чикаго, Иллинойс, США: 1965. [Google Scholar]
55. Берарди Н., Пиццоруссо Т., Маффеи Л. Критические периоды сенсорного развития. Курс. мнение Нейробиол. 2000; 10: 138–145. doi: 10.1016/S0959-4388(99)00047-1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Леннеберг Э.Х. Биологические основы языка. Хосп. Практика. 1967; 2: 59–67. doi: 10.1080/21548331.1967.11707799. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Вышедский А. О происхождении человеческого разума. Три теории: уникальность человеческого разума, эволюция человеческого разума и неврологическая основа сознательного опыта. Мобильный справочник; Бостон, Массачусетс, США: 2008. [Google Scholar] 9.0003
58. Джегги С. М., Бушкуль М., Джонидес Дж., Перриг В. Дж. Улучшение подвижного интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти. проц. Натл. акад. науч. США. 2008; 105:6829–6833. doi: 10.1073/pnas.0801268105. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Даймонд А. Исполнительные функции. Анну. Преподобный Психолог. 2013; 64: 135–168. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143750. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Восс М.В., Нагамацу Л.С., Лю-Амброуз Т., Крамер А.Ф. Упражнения, мозг и познание на протяжении всей жизни. Дж. Заявл. Физиол. 2011; 111:1505–1513. doi: 10.1152/japplphysiol.00210.2011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Пирс Дж. Э., Сенгас А. Язык способствует ложному пониманию: свидетельство изучающих новый язык жестов. Психол. науч. 2009; 20:805–812. doi: 10.1111/j.1467-9280.2009.02377.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Данн Л.М., Данн Д.М. ППВТ-4: Словарный тест в картинках Пибоди. 4-е изд. оценки Пирсона; Блумингтон, Миннесота, США: 2007. [Google Scholar]
63. Williams K.T. Тест на экспрессивную лексику, второе издание (EVTTM 2) J. Am. акад. Ребенок-подросток. Психиатрия. 1997;42:864–872. [Google Scholar]
64. Циммерман И.Л., Штайнер В.Г., Понд Р.Е. PLS-5: Дошкольная языковая шкала. 5-е изд. Психологическая корпорация; Сан-Антонио, Техас, США: 2011. [Google Scholar]
65. De Renzi E., Vignolo L.A. Маркерный тест: чувствительный тест для выявления нарушений восприятия у афазиков. Мозг Дж. Нейрол. 1962; 85: 665–678. doi: 10.1093/мозг/85.4.665. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. De Renzi E., Faglioni P. Нормативные данные и эффективность скрининга сокращенной версии Token Test. кора. 1978;14:41–49. doi: 10.1016/S0010-9452(78)80006-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Контрольный список ImagiRation Mental Synthesis Evaluation (MSEC) [(по состоянию на 8 ноября 2020 г.)]; Доступно на сайте: http://imagiration.com/
68. Браверман Дж., Данн Р., Вышедский А. Разработка контрольного списка для оценки умственного синтеза (MSEC): инструмент родительского отчета для оценки умственного синтеза у детей с Языковая задержка. Дети. 2018;5:62. doi: 10.3390/дети5050062. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Римланд Б., Эдельсон С. Контрольный список для оценки лечения аутизма (ATEC) Научно-исследовательский институт аутизма; Сан-Диего, Калифорния, США: 1999. [Google Scholar]
70. Контрольный список для оценки лечения аутизма (ATEC) Научно-исследовательского института аутизма [(по состоянию на 8 ноября 2020 г.)]; Доступно на сайте: www.autism.org
71. Тухман Р., Куккаро М., Алессандри М. Аутизм и эпилепсия: историческая перспектива. Мозг Дев. 2010;32:709–718. doi: 10.1016/j.braindev.2010.04.008. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
72. Ким Х.-Дж., Чо М.-Х., Шим У.Х., Ким Дж.К., Чон Э.-Ю., Ким Д.Х., Юн С.-Ю. Дефицит аутофагии в микроглии нарушает синаптическое сокращение и вызывает дефекты социального поведения. Мол. Психиатрия. 2017; 22:1576–1584. doi: 10.1038/mp.2016.103. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Дрентхен Г.С., Барендсе Э.М., Альденкамп А.П., Ван Венендал Т.М., Путс Н.А., Эдден Р.А., Зингер С., Тоонен Г., Хендрикс М.П., Кессельс Р.