Пассивное и активное воображение
5.12.2014
В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.
Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Очень точное и детальное описание такой работы воображения даёт Л. Н. Толстой в «Войне и мире». Пятнадцатилетний Петя Ростов находится в партизанском отряде Денисова; ночь; на утро намечено нападение отряда на французскую колонну; Петя только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре.
«Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова… что он сидит на фуре, отбитой у французов.
.. что под ним сидит казак Лихачёв и натачивает ему саблю, что большое, чёрное пятно направо — караулка, и красное, яркое пятно внизу налево — догоравший костёр… но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое чёрное пятно может быть точно была караулка, а может быть была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно может быть был огонь, а может быть глаз огромного чудовища»… «Ожиг, жиг, ожиг, жиг… — свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно-сладкий гимн… Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой… Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы,— каждый инструмент играл своё и, не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвёртым, и все они сливались… то в торжественно-церковное, то в ярко-блестящее и победное».
Эти музыкальные образы возникают и развиваются сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя не спит; он только дремлет, и поэтому он всё же может влиять на течение своих образов.
«Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь». И звуки слушались его. «Ну, теперь полнее, веселее. Ещё, ещё радостнее». И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки».
Явления сна и сновидений, окружённые таинственностью на протяжении многих веков, получили в работах И. П. Павлова научное объяснение. И. П. Павловым было установлено, что сон представляет собой разлитое торможение больших полушарий. Полное и глубокое торможение коры — это сон без сновидений; сновидения же вызываются работой групп клеток, оставшихся незаторможёнными. Дело в том, что торможение охватывает клетки коры постепенно и неодинаково глубоко; неравномерность распространения торможения заметно выступает в начальной стадии сна и в его последней стадии перед пробуждением.
Для сновидений характерно неестественное течение событий, появление странных образов, представляющих собой как бы фантастическую комбинацию реальных образов и предметов. Это есть результат необычного сочетания функционирующих клеток вследствие неравномерной заторможенности отдельных участков коры. В сновидениях отсутствует преднамеренность и сознательный контроль за течением представлений, поэтому сновидения рассматриваются как крайняя степень пассивности воображения.
В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь самые различные степени преднамеренности и активности. На высоких ступенях своего развития, в творческой работе писателя, художника, учёного воображение становится процессом сознательного и активного создания образов, отвечающих строго определённому замыслу и удовлетворяющих столь же строгим требованиям. Уменье преднамеренно вызывать достаточно яркие образы является необходимым условием развития воображения.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Теплов Б.М., Психология
Материалы по теме |
---|
Определение воображения, его виды Штейнмец А.Э., Общая психология |
Возрастные особенности воображения Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Свойства воображения … |
Воображение и личность Штейнмец А. Э., Общая психология |
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Воображение … |
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности Маклаков А. Г. — Общая психология |
Понятие и основные особенности воображения Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
7.5. Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Воображение и фантазия.
ВООБРАЖЕНИЕ. Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Если прошлое зафиксировано в образах памяти, то будущее представлено в мечтах и фантазиях. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого.
Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Таким образом, существенным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ воображения не имеет аналогов в реальной действительности.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;
регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;
участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: обращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное
давление, температуру тела.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.
По отношению человека к процессу воображения можно выделить пассивное и активное воображение. Пассивное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. Например, в сновидениях. Активная форма воображения проявляется, например, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.
Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображении
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника — фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности — конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта — важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
10 способов развивать воображение вашего ребенка и пробуждать творческий потенциал!
Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир».
– Альберт Эйнштейн
Уникальная программа изучения иностранных языковCarousel of Languages для младенцев, малышей и детей младшего возраста основана на многолетних исследованиях, демонстрирующих огромные интеллектуальные и образовательные преимущества раннего знакомства с более чем одним языком.
Это гораздо больше, чем просто слова. Мы фокусируемся на всем ребенке . Мы знаем, что маленьким детям нужен позитивный, любящий социальный опыт — настоящая человеческая связь — для роста мозга и развития речи.
Учебная среда Carousel — будь то лично или онлайн — теплая, заботливая и игривая, полная удовольствия для маленького ребенка. Наша методология и изысканные учебные материалы призваны пробудить любопытство и вдохновить воображение.
Мы призываем наших крошечных учеников брать на себя инициативу — задавать вопросы, предлагать идеи, исследовать, использовать все свои чувства, пробовать новые слова и звуки и проявлять творческое всевозможное влияние!
Все дети творческие! Развитие воображения важно не только для детей, проявляющих интерес к художественным занятиям.
Креативность широко считается жизненно важным навыком 21 st века, необходимым для внедрения инноваций в бизнес, науку, технологии и многое другое. В последние годы оно резко возросло как качество, которое работодатели больше всего ищут в работнике.
«Отчет Future of Jobs Всемирного экономического форума предсказывает, что креативность , инновации и идеи станут ключевыми навыками для рабочей силы будущего».
– weforum.com
Есть так много простых и приятных способов для родителей разжечь воображение ребенка и развить его врожденную креативность.
1. Читайте, говорите и рассказывайте истории
Читать, читать, читать!
«Чтение — один из лучших способов развития воображения . Чем больше мы читаем, тем лучше мы можем накапливать и расширять наши знания. Мы можем быть открытыми для новых идей и понимать новые вещи. Чтение помогает нам тренировать воображение, позволяя словам описывать определенный образ, в то время как читатель манипулирует картинкой в уме. Эта практика укрепляет ум, поскольку он действует как мышца».
– literacyworks.org
Также важно рассказывать ребенку свои собственные придуманных историй. Пусть они увидят, что вы можете придумывать их по мере продвижения — воображение может привести вас куда угодно, и оно полно неожиданных поворотов, неожиданностей и веселья!
Начните рассказ и по очереди рассказывайте следующий фрагмент; пусть ваш ребенок придумает концовку или предложит вам идею рассказа или вступительную строчку.
Разговаривайте с ребенком все время, когда занимаетесь повседневной жизнью. В обычной беседе задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить простым да или нет или даже одним словом. Нет правильного или неправильного ответа, но ваш ребенок должен думать, описывать, предоставлять детали, формулировать мнения и выражать чувства. Такого рода вопросы пробуждают воображение, развивая творческие способности, речь и языковое развитие, независимое мышление и память.
» Что, по вашему мнению, произойдет дальше в этой истории? Что мы можем сделать с этой трубкой от бумажных полотенец? На что похоже это облако?»
2. Неструктурированное время, неструктурированная игра
Неструктурированное время для игр, особенно активных игр, жизненно важно для разума и тела вашего маленького ребенка. Эксперты советуют, чтобы дети ежедневно проводили в два раза больше неструктурированных игр, чем структурированных занятий.
Согласно статье «Преимущества скуки» из Melbourne Child Psychology,
«Скука дает детям внутреннюю тишину, которая помогает воображению и самосознанию.
Творческие процессы могут стимулировать интересы, которые останутся с ребенком на всю жизнь. Дети развивают творческие способности, когда им приходится придумывать решения от скуки».
3. Предлагайте открытые материалы, игрушки и занятия
Вы когда-нибудь дарили маленькому ребенку идеальный подарок только для того, чтобы обнаружить, что они были в восторге от коробки, оберточной бумаги и банта?
Свободная игра с открытыми игрушками и материалами развивает творческие способности, воображение и навыки решения задач вашего ребенка. Картонные коробки, магнитные плитки, строительные блоки, песок, вода, грязь, глина для лепки и тесто для лепки имеют свободную форму и поощряют эксперименты и свежие идеи.
Держите под рукой много безопасных нетоксичных художественных материалов. В большинстве случаев выбирайте обычную бумагу — чем больше, тем лучше — вместо раскрасок или тетрадей. Смываемая краска и фломастеры, мелки, клей, безопасные ножницы, обрезки ткани и пряжи, помпоны, самодельные глазные яблоки, бумажные пакеты, пайетки… возможности безграничны.
Запаситесь нарядной одеждой и аксессуарами. Не нужно покупать много красивых костюмов. Особый костюм супергероя или персонажа — это весело, но с красным шарфом или кухонным полотенцем, которые становятся плащом, они могут быть кем угодно! Наведите порядок в шкафу и дайте детям пошалить. Поездка в благотворительный или долларовый магазин принесет всевозможные сокровища.
Все эти открытые занятия отлично подходят для самостоятельной игры, в которой нуждаются дети, но они также способствуют взаимодействию и сотрудничеству с родителями, братьями, сестрами и друзьями. Что вы хотите сделать/построить/играть? Замок? Ракета? Динозавры? Можем ли мы сделать это вместе?
Когда дети разговаривают друг с другом и играют в игры, они не только осваивают творческую жизнь, но и тренируются в сотрудничестве, решении проблем и разрешении конфликтов, а также развивают язык и словарный запас.
4. Выключите экран
Когда вы занятый родитель, возникает соблазн использовать устройство в качестве няни. Мы понимаем! Прочтите нашу статью о здоровой цифровой жизни, чтобы узнать, как ваш ребенок проводит время за экраном.
(Подсказка: некоторые подходят, а некоторые лучше других!)
Эксперты Parents.com говорят:
«Поощряйте активные, а не пассивные занятия. Думайте о воображении как о мышце: если ее не тренировать, она атрофируется. Дети, занятые пассивной деятельностью — например, смотрящие телевизор — воспринимают образы и идеи других людей вместо того, чтобы придумывать свои собственные, говорит Джейн М. Хили, доктор философии, педагог-психолог и автор книги «Неспособность установить связь». (Саймон и Шустер, 19 лет)98). Обычные занятия, такие как чтение вслух или прогулка на свежем воздухе, делают гораздо больше, чем телевизор, для развития творческой стороны ребенка…».
5. Выйдите на улицу и побродите, как Вордсворт
Поэты-романтики были правы — природа, естественно, вдохновляет и расширяет наше воображение!
Беззаботные мечты на свежем воздухе и свободная игра прекрасно развивают творческие способности вашего ребенка и предлагают множество других когнитивных и социально-эмоциональных преимуществ.
Лягте на спину и наблюдайте, как пушистые облака плывут по большому голубому небу; какие фигуры вы видите? Всмотритесь в ночное небо, полное мерцающих звезд и сияющую луну. Взгляните на листву, усыпанную светлыми пятнами, на кроне огромного дерева или заберитесь на его ветви! Прислушайтесь к хрусту листьев под ногами. Наблюдайте за пылью в солнечном луче или за падающими снежинками. Бросьте камни в озеро или лужу и следуйте по ряби, насколько вы можете видеть. Бегите свободно по открытому полю или встаньте на колени и наблюдайте, как маленький жук карабкается по единственному стеблю. Сядьте и послушайте океанские волны, приложив к уху ракушку. Возьми палку и убей дракона, размешай каменный суп, отправляйся на рыбалку…
6. Пусть дети сами разберутся во всем
Трудно устоять перед желанием показать нашим детям, как все делать, когда мы можем знать более легкий, быстрый или «правильный» способ. Но когда дети не знают, как что-то делать, эксперименты и открытия развивают их творчество, мышление, способность решать проблемы, уверенность в себе, саморегуляцию, моторику и многое другое.
По возможности пусть думают и пробуют сами. Держите вещи в безопасности, предлагая хороший выбор, но давайте свободу и свободу действий.
7. Модельное творчество и образное мышление
Чтобы творчески моделировать жизнь, не обязательно быть профессиональным художником! Убедитесь, что ваш ребенок видит, как вы занимаетесь новыми хобби, изобретаете рецепты, играете на гитаре для развлечения. Потанцуйте, раскрасьте гостиную, посадите сад, напишите стихотворение или песню. Будьте свободны, не бойтесь неудач, смейтесь, стремитесь попробовать снова, иногда будьте готовы выглядеть глупо.
8. Делайте с ребенком вещи, стимулирующие воображение
Это может быть так же просто, как построить замок из песка или устроить праздник из глиняных пирогов, устроить битву Lego, рисовать мелом на тротуаре, вместе играть в переодевания или отправиться на прогулку на природе. Позвольте ребенку взять на себя инициативу, а затем просто следуйте за ним. Чем больше вы погружаетесь и позволяете себе чудесным образом раствориться в воображении и игре, тем больше они будут делать то же самое.
9. Сосредоточьтесь на процессе, а не на конечном продукте
Речь идет не о том, чтобы стать новым Пикассо или Шекспиром. Хвалите ребенка за творчество, за его огромное воображение, за большие мечты. Попросите ее рассказать вам о том, что она сделала, сыграла или написала, и отпразднуйте это.
10. Меньше беспокойтесь о том, как выглядит (или звучит) дом
Дети неряшливые и шумные. Творчество беспорядочно. Воображению нужно раскрасить за пределами линий… и выбросить всю одежду, и смешать цвета глины для лепки, и рассыпать повсюду блестки.
Обеспечьте безопасное пространство для радостного хаоса. Старайтесь не парить над гулянием с пылесосом и бутылкой дезинфицирующего средства. (Это сложно. Мы знаем.)
После этого сыграйте здоровую игру в
«Всем убраться!»
– Вилли Вонка
«Чистое воображение»
Песня Энтони Ньюли / Лесли Брикус
По роману известного детского писателя «Чарли и шоколадная фабрика» Роальд Да гл
Источники и дополнительная литература:
www. parents.com
www.nytimes.com
www.todaysparent.com
www.rootsofaction.com
www.parenting.com
www.medium.com
www.ascd.org
www.developintelligence.com
www.weforum.org
www.brighthorizon.com
www.worldliteracyfoundation.org 900 13
www.literacyworks.org
Источники и дополнительная литература
www.parents.com
www.nytimes.com
www.todaysparent.com
www.rootsofaction.com
www.parenting.com
www.medium.com
www.ascd.org
www.developintelligence.com
www.weforum.org
www.brighthorizon.com
www.worldliteracyfoundation.org
www.literacyworks.org
Проблема некоторых «умных» игрушек: (Подсказка) Используйте свое воображение
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Линда Кэрролл
- 9027 2
Родители хотят, чтобы их дети добились успеха . И в наши дни полки магазинов игрушек заполнены продуктами с такими названиями, как Baby Einstein и Brainy Baby.
Производители игрушек не говорят об этом, но ясно, что дети, играющие с этими игрушками, могут набрать дополнительный IQ. баллов и получить ранний старт на пути к колледжу Лиги плюща.
Прислушиваясь к растущему осознанию родителями того, что первые три года жизни имеют решающее значение для развития, компании все чаще позиционируют свою продукцию как жизненно важную для оптимизации интеллектуального роста.
Однако у экспертов по развитию детей есть сомнения.
Они отмечают, что не существует исследований, показывающих, что какие-либо игрушки или видеоролики дают детям интеллектуальное превосходство над товарищами по играм, которые придерживаются старомодных строительных блоков и кукол.
Хотя исследователи обнаружили, что некоторые младенцы, лишенные определенных стимулов в течение первых лет жизни, никогда полностью не выздоравливают, им еще предстоит продемонстрировать, что усиление стимуляции делает детей умнее. А некоторые эксперты считают, что игрушки могут даже навредить развитию, потому что они заставляют детей сосредотачиваться на запоминании, а не на воображении и способностях к решению задач.
«Некоторые из этих игрушек очень интересны и делают ребенка пассивным наблюдателем», — говорит доктор Кэтлин Кили Гули, доцент кафедры психиатрии Детского исследовательского центра Нью-Йоркского университета. «Вы хотите, чтобы ребенок взаимодействовал с миром. Если игрушка делает все, если она поет, пищит и показывает картинки, что должен делать ребенок?»
Со своей стороны, производители игрушек и детского видео говорят, что они просто пытаются стимулировать интерес детей.
«Эйнштейн был фактически выбран в качестве названия компании не потому, что Эйнштейн был всемирно известным гением, а потому, что он был страстно любопытен», — сказала Рашми Тернер, директор по коммуникациям компании Baby Einstein. «Мы верим, что если мы сможем задействовать естественное чувство любопытства ребенка, это может привести к замечательным вещам».
Продукция Baby Einstein, по ее словам, предназначена для того, чтобы «познакомить детей с некоторыми прекрасными вещами в мире».
Доктор Кэтлин Альфано, директор по исследованиям детей в компании Fisher-Price, сказала: «Нет никаких доказательств того, что этот тип игрушек помогает детям стать умнее».0013
«Никто не может сказать, происходит это или нет. Было доказано, что игрушки и игры помогают детям учиться и что играющие дети в долгосрочной перспективе лучше учатся.»
Тем не менее, на упаковке одной игрушки Fisher-Price описываются ее «преимущества для развития», в том числе «поощрение когнитивных способностей», «развитие моторики» и «стимулирование органов чувств».
Компания LeapFrog Enterprises информирует родителей на своем веб-сайте о том, что музыкальная игрушка «стимулирует мозг новорожденного, создавая пути для будущего обучения, такого как речь», и что «воздействие музыки на детей также повышает долгосрочную способность выполнять высшие математические функции мозга». .»
Исследования развивающегося мозга показывают, что первые три года жизни ребенка являются критическими.
«Мы знаем, что между 0 и 2 или 3 годами происходит быстрый экспоненциальный рост мозга», — сказал доктор Николас Ланге, доцент кафедры психиатрии и биостатистики в Гарварде. По его словам, после этого мозг продолжает расти, но гораздо медленнее.
В результате обучение, которое происходит в эти годы, обеспечивает основу для дальнейшего обучения.
«Как и в физике, где Эйнштейна не могло быть, если только Ньютон не появился первым, каждая стадия развития в жизни ребенка зависит от того, что произошло раньше». — сказала доктор Элисон Гопник, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли и автор книги «Ученый в кроватке: разум, мозг и как дети учатся».
Но это не означает, что мозг перестает расти и развиваться в возрасте 3 лет, говорит доктор Гопник.
И хотя тяжелая депривация в течение первых трех лет может привести к длительному дефициту, некоторые дети, кажется, способны преодолеть даже тяжелые обстоятельства: например, некоторые румынские сироты выздоровели с помощью своих приемных семей, сказала она.
Чего никто не знает, так это того, приводит ли повышенная стимуляция в раннем возрасте к увеличению I.Q. точки позже. «Это не так просто: чем больше стимуляции вы получаете, тем умнее вы становитесь», — сказал доктор Гопник. «Есть точка убывающей отдачи».
Некоторые исследователи обнаружили намеки на то, что дети могут максимально использовать преимущества стимуляции.
Например, исследование однояйцевых и разнояйцевых близнецов, проведенное в 2003 году и опубликованное в журнале Psychological Science, показало, что на степень наследования интеллекта может влиять социальный и экономический класс.
Если I.Q. были полностью результатом генов, то ожидается, что однояйцевые близнецы будут иметь более схожий IQ, чем разнояйцевые близнецы, сказал доктор Эрик Туркхаймер, профессор психологии в Университете Вирджинии и ведущий автор исследования. Но исследователи обнаружили, что это верно только в семьях, которые были более обеспечены в финансовом отношении.
«В богатых семьях однояйцевые близнецы имели более схожий IQ, чем разнояйцевые близнецы», — сказал доктор Туркхаймер. «Но у детей из более бедных семей это было не так. Таким образом, у более богатых детей, похоже, гены объясняют IQ».
По его словам, это означает, что родители в семьях с более высоким доходом обеспечивали достаточно хорошую среду, чтобы позволить проявиться генетическому потенциалу их детей. Идея о том, что I.Q. в основном зависит от генов, добавил доктор Туркхаймер, «позволяет вам расслабиться определенным образом».
«Неважно, что вы делаете, в широком диапазоне», — продолжил он.
Не все согласны с этой оценкой. Например, доктор Ланге указал на исследование, показывающее, что у взрослых обучение игре на фортепиано увеличивает размер определенных областей мозга.
Но исследователи согласны с тем, что преимущества любой конкретной обучающей игрушки еще предстоит продемонстрировать.
«Мы многое узнали о процессе игры и о том, как он связан с детьми и когнитивными процессами, — говорит доктор Дорис Берген, профессор педагогической психологии в Университете Майами в Оксфорде, штат Огайо.
«Сейчас вы можете выдвинуть гипотезу о том, как это может воздействовать на мозг, но я не знаю ни одного исследования, которое показало бы, что конкретная игрушка улучшает конкретную область мозга», — сказал доктор Берген.
Исследователи также не знают, как различные виды деятельности влияют на интеллект, если таковые имеются.
«Мы не знаем, каковы эффекты игры с кубиками по сравнению с просмотром видео по сравнению с игрой с родителями», — сказал доктор Берген.
Тем не менее, большинство экспертов считают, что для того, чтобы произошло какое-либо обучение, игрушки должны активно вовлекать детей.
«Самая полезная игрушка — это та, которая требует от маленького ребенка наибольшей активности», — сказала Клэр Лернер, специалист по развитию детей национальной некоммерческой организации Zero to Three, занимающейся вопросами здорового развития детей. ранние года. «Чем больше им приходится использовать свой разум и тело, чтобы заставить что-то работать, тем больше они узнают».
Эксперты говорят, что некоторые высокотехнологичные обучающие игрушки могут делать слишком много, оставляя ребенка скорее пассивным наблюдателем, чем активным участником.
Игрушки для запоминания, например, не способствуют развитию навыков решения задач. «Когда мы ставим детей перед игрушками для запоминания и ошибочно принимаем запоминание за обучение, мы создаем рабочих пчел», — говорит доктор Кэти Хирш-Пасек, профессор психологии в Университете Темпл и соавтор книги «Эйнштейн никогда не использовал карточки для запоминания: Как на самом деле учатся наши дети и почему им нужно больше играть и меньше запоминать».
«Другой вариант — иметь детей, которые умеют решать проблемы, умеют воспринимать информацию и по-новому упорядочивать факты», — сказала она.
Доктор Майкл Броди, детский психиатр, преподающий в Университете Мэриленда и входящий в комитет по СМИ Американской академии детских психиатров, говорит, что многие новые игрушки слишком сильно структурированы.