Воображение (в психологии). Большая российская энциклопедия
Психические, психофизиологические процессы или явления
- Области знаний:
- Когнитивные функции (процессы)
Воображе́ние, способность человека конструировать образы объектов, которые в предшествующем опыте не воспринимались, в том числе таких, которые актуально вообще не могут быть восприняты с помощью органов чувств (события далёкого прошлого или будущего, фантастические существа и т. п.).
В ранних философских течениях психологии рубежа 19–20 вв. общие представления о воображении сформировались под влиянием Э. Гуссерля, которым оно было описано как основной механизм конструктивной деятельности чистого сознания: в результате «феноменологической редукции» психологические особенности восприятия и мышления были вынесены за скобки и на первый план выступили различия операций презентации и репрезентации некоторого содержания сознанию. Экзистенциалисты М. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартр попытались преодолеть замкнутость такого феноменологического подхода рамками сознания, рассматривая образы воображения не как объекты в сознании, а как особое отношение к реальным объектам, придающее им статус одновременно существующих и несуществующих.
Согласно взглядам, разработанным в отечественной психологии и психофизиологии (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), функции воображения состоят в предвосхищении результатов действия и в создании образа желаемого будущего.
Основное различение в эмпирических исследованиях проводится между репродуктивным и продуктивным, или творческим, воображением. Процессы репродуктивного воображения относятся при этом к сфере феноменов памяти, а процессы продуктивного воображения, лежащего в основе художественного и научного творчества, – к проявлениям мышления. Различают также непроизвольное и произвольное (или активное) воображение. К числу феноменов непроизвольного воображения иногда относят сновидения и образы, спонтанно возникающие при изменённых состояниях сознания.
Экспериментальное изучение воображения первоначально было сосредоточено на описании его индивидуальных особенностей, таких как относительное доминирование зрительных, слуховых или тактильно-кинестетических образов (Ф. Гальтон). В объяснениях феноменов воображения преобладали физико-химические аналогии: так, О. Кюльпе объяснял образы последействием ощущений, а Г. Эббингауз сравнивал их с фотографическими отпечатками. С распространением бихевиоризма изучение процессов воображения приостановилось до появления во 2-й половине 20 в. когнитивной психологии. Современные исследования воображения показали, что характер мысленных преобразований образов часто соответствует манипуляциям с физическими объектами, осуществляемым в трёхмерном пространстве. Исследования творческого воображения показали ограничения, накладываемые на воображение привычными схемами опыта. При попытке вообразить нечто необычное, например кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару, торчащей у кита во рту, а, скажем, не на спине, наподобие трубы. Важным направлением стало изучение роли воображения в качестве мнемотехнической стратегии, улучшающей память. Чем необычнее такие намеренно созданные образы, тем больше они способствуют запоминанию.
В психометрических исследованиях интеллекта оценки творческого воображения входят в число основных компонентов креативности. Особые методы, предположительно стимулирующие творческое воображение, разработаны в психотерапии (метод «активного воображения», восходящий к работам К. Г. Юнга, считавшего, что воображение открывает путь к осознанию и интеграции бессознательных содержаний) и в групповых техниках генерирования идей («мозговой штурм»).
Исследования познавательного развития ребёнка свидетельствуют о многообразии форм воображения, включённых в восприятие и память (первые месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 месяцев), а затем и в более сложные процессы рефлексивного мышления и социального интеллекта (например, в теорию психического, предполагающую учёт знаний и намерений другого человека). Нарушения психического развития часто сказываются на особенностях воображения ребёнка и взрослого. Например, дети с аутизмом могут испытывать специфические трудности в случае задач, требующих представления никогда не существовавших, фантастических объектов.
Дискуссионным остаётся объяснение отношений воображения и восприятия: идёт ли речь о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», или эти процессы качественно различны. Восприятию требуется воображение для интерпретации воспринимаемого; в свою очередь, воображение опирается на восприятие, дающее материал для построения образов. У. Найссер описал воображение как результат перцептивных ожиданий: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, происходит восприятие, если нет – воображение. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и воображения, так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы, либо, наоборот, выпадение функций воображения наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия. Визуализация предметов или представление мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга. Вместе с тем воображение увеличивает активацию передних отделов коры, связанных с когнитивным контролем, а не с восприятием. В современных работах в особенности подчеркивается роль структур коры головного мозга, увеличивающих свою активность в состоянии относительного покоя, когда внимание человека не направлено на решение актуальных поведенческих или перцептивных задач (т. н. дефолтная система мозга, англ. default mode network).
В когнитивной лингвистике и психолингвистике чтение и речевое общение иногда трактуются как процессы применения языковых средств для управления воображением, т. е. для того, чтобы читатель или слушатель представил описываемую ситуацию именно так, как это имел в виду говорящий или автор текста. К особым средствам художественного воображения относится, например, аристотелевский приём «контрастного совмещения», мобилизующий внимание благодаря необычному сочетанию образов, помещению привычного образа в необычный контекст (или фантастического содержания в реалистический контекст). Вариантом контрастного совмещения является метафора. Наряду с совмещением в процессах художественного воображения используются трансформация и инверсия объектов и их отношений, как в случае трансформации идентичности людей и предметов, увеличения и уменьшения их размеров или социального «веса» (аналогичные приёмы гиперболы и литоты описаны в риторике).
В работах по моделированию процессов познания у человека понимание воображения как фундаментального механизма научного мышления связано с работами основателя логико-математического интуиционизма Л. Э. Я. Брауэра, а также С. Крипке, создавшего концепцию «семантики возможных миров». Дальнейшим развитием этой концепции является теория «ментальных пространств» Ж. Фоконье. Эта теория описывает закономерности процессов воображения в межличностной коммуникации и творческом мышлении.
Величковский Борис МитрофановичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 19:40 (GMT+3)
2.7. Воображение и его виды.
Воображение — психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека. В этом отношении воображение связано с чувственным познанием мира, которое обеспечивают процессы ощущения и восприятия.
Процесс воображения неразрывно связан и с другими познавательными процессами (памятью, мышлением).
В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» часто рассматриваются как синонимы. В житейском понимании эти термины разграничиваются: «воображение» рассматривается как реальный осуществимый процесс, а «фантазия» — как нечто несбыточное, нереальное.
Выделяют следующие функции воображения:
Познавательная (воображение способствует расширению и углублению знаний; благодаря созданию новых образов происходят открытия и изобретения).
Антиципирующая (функция предвосхищения) (образы воображения предваряют восприятие и действия).
Регулирующая (образы воображения позволяют человеку управлять своим восприятием, высказываниями, способствует активности человека).
Эмоционального воздействия (образы воображения влияют на эмоциональную сферу личности, повышают или снижают настроение).
Контрольная (воображение позволяет исправлять ошибки и недочеты выполняемой работы).
В зависимости от участия воли выделяют следующие виды воображения:
1. Активное (произвольное) воображение, «рисующее» образы по желанию субъекта, протекающее при активной деятельности мышления и подчиненное определенной осознаваемой задаче (научной, учебной или художественной).
2. Пассивное (непроизвольное) воображение, формирующее образы спонтанно, помимо воли и желания человека.
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, имеющих личную или общественную ценность. Воссоздающее воображение основано на создании образов, соответствующих описанию.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Пассивное преднамеренное воображение представляет собой создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые. Преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Сновидение представляет собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации — это феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания.
Воображение проявляется в различных формах:
> Мечта — продукт воображения, имеющего под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
> Сновидения — пассивный вид воображения, вызываемый эмоциональным отношением человека к пережитому.
> Грезы — фантазии, устремленные в очень далекое будущее.
> Галлюцинации — фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью.
Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. К основным приемам и способам воображения относятся:
> Агглютинация — «склеивание», соединение в единый образ, казалось бы, несовместимых элементов (например, русалка).
> Акцентирование — искусственное выделение части из целого и придание ей ведущей роли в образуемом образе.
> Типизация — формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».
> Гиперболизация — преувеличение объекта или его частей.
Вопросы для самоконтроля
1.Какова роль биологического и социального в природе человека?
2.Назовите и охарактеризуйте познавательные процессы?
3.Определите, что первично ощущение или восприятие? Почему?
4.Возможна ли разумная деятельность без внимания?
5.Какие виды и процессы памяти вы знаете?
6.Какие мыслительные процессы необходимы для познавательной деятельности?
7.Зачем человеку нужно воображение?
Психология зла: реальность и воображение
Перейти к основному содержанию
Манфред Кетс де Врис
Манфред Кетс де Врис
Заслуженный клинический профессор развития лидерства и организационных изменений в INSEAD / Психоаналитик / Автор / Бизнес-философ / Идейный лидер
Опубликовано 7 сентября 2021 г.
+ Подписаться
https://www.insead.edu/faculty-research/publications/working-papers/the-psychology-of-evil-reality-and-imagination-41317
РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ
Kets de Vries M.F.R. (2021) . Психология зла: реальность и воображение. 2021/47/EFE
В этой статье предполагается, что путем деконструкции зла можно уловить моральное значение злых действий, персонажей и злодеяний. Зло часто используется как средство для достижения цели, например, для получения богатства, секса, статуса или власти. Это также может проявиться как ответ на угрозу самому себе. Кроме того, это может быть результатом идеалистического фанатизма.
В этой статье также рассматривается концепция банальности зла, существование социально-психологических сил и социальные эксперименты, которые предполагают, что, казалось бы, нормальные люди добровольно совершают злодеяния, полагая, что они выполняют приказы. Также исследуется роль невмешательства-наблюдателя. Описывая «темную диаду», ядовитую комбинацию нарциссизма и психопатии, статья исследует, в какой степени зло является функцией воспитания или природы. Делаются ссылки на проблемы развития, биологические закономерности и эволюционную теорию, чтобы объяснить, почему одни люди более жестоки, чем другие. стать сострадательным и сочувствующим. Он также принимает более широкую социальную перспективу, отмечая важность уравновешивающих полномочий в институциональном и правительственном контекстах, подразумевая необходимость сильных гражданских институтов, таких как независимая судебная система и независимая пресса. В лучшем из миров лидеры и их правительства должны быть по-настоящему людьми, людьми и для людей. Скачать PDF
ЛОВИ МОМЕНТ
25 января 2022 г.
Семь способов избавиться от прокрастинации
21 декабря 2021 г.
Covid подчеркнул каждый наш порок
21 окт. 2021 г.
Созерцание звезд — ваш предпочтительный стиль управления
21 сент. 2021 г.
Что отличает супербогатых от остальных
31 августа 2021 г.
Шесть шагов к преодолению стыда
28 июля 2021 г.
Два генерального директора, без драмы: основные правила совместного руководства
30 июня 2021 г.
Вы действительно хотите стать миллиардером: взгляд во внутренний театр сверхбогатых
3 июня 2021 г.
Жуткий танец стыда
28 мая 2021 г.
Наша зависимость от харизматичных лидеров должна прекратиться
26 мая 2021 г.
Увидеть все
иап || Книга || Психология воображения. 003
Том из серии: Профессорские лекции Нильса Бора в Культурная психология. Редактор(ы): Брэди Вагонер, Ольборгский университет . Нандита Чаудхари, Делийский университет, . Pernille Hviid, Университет Копенгагена .
Опубликовано в 2017 г.
Эта книга предлагает новый подход к воображению, который выдвигает на передний план его эмоциональные, социальные, культурные, контекстуальные и экзистенциальные характеристики. Фантазия и воображение понимаются как способность человека дистанцироваться от ситуации здесь и сейчас, чтобы вернуться к ней с новыми возможностями. Для этого мы используем социокультурные средства (например, язык, истории, искусство, изображения и т. д.), чтобы представить себе воображаемые сценарии, некоторые из которых могут стать реальными.
Воображение задействовано в каждой жизненной ситуации, хотя и в разной степени. Иногда этот процесс может привести к конкретным продуктам (например, художественным произведениям), которые могут быть подобраны и использованы другими для целей их воображения. Воображение рассматривается здесь не как изолированная познавательная способность, а как средство, с помощью которого люди предвосхищают неопределенное будущее и конструктивно движутся к нему. Именно в этом процессе жизни вперед с помощью воображения появляется новизна и становятся возможными социальные изменения.
Эта книга предлагает концептуальную историю воображения, набор теоретических подходов, использование воображения в психологическом мышлении и ряд новых областей исследований. Его цель состоит в том, чтобы предложить переосмысление концепции воображения и дисциплины психологии в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ЧАСТЬ I: ЛЕКЦИЯ НИЛЬС БОРА. От фантазии к воображению: история культуры и мораль психологии, Карлос Корнехо. ЧАСТЬ II: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Используйте свое воображение: история высшей психической функции, Лука Татео. Возрождение логики эстетики: поэзия и музыка в культурной психологии, Свен Хроар Клемпе и Ольга В. Леманн Оливерос. Кант и Гёте? Воображаемая связь между чувственностью и концепциями, Бо Кристенсен и Стин Брок. The Sinnlichkeit панорамного опыта, Яан Валсинер. ЧАСТЬ III: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И РАЗРАБОТКИ. Руины и мемориалы: воображение прошлого через материальные формы, Зак Бекстед. Фантазия и воображение: от психоанализа к культурной психологии, Таня Зиттун. Надежда как фантазия: экзистенциальная феноменология надежды в свете родительской болезни, Дитте Александра Винтер-Линдквист. От фантазии и воображения к творчеству: к «психологии с душой» и «психологии с другими», Влад Главяну. ЧАСТЬ IV: НАУЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ. Динамика «необходимости», формирующей нашу воображаемую жизнь: предварительный концептуальный отчет о дискриминационном использовании слов, Джон Шоттер. Психология американских индейцев: культурная основа построения общих знаний, Данило Силва Гимарайнш. Пробелы в человеческом знании: выделение целого за пределами нашей концептуальной досягаемости, Лукас Мазур. Природа не оставляет пробелов: от научно расчлененных явлений обратно к целому, Майке Вацлавик. ЧАСТЬ V: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГОРИЗОНТЫ. «Мы не свободны, признайте это… но мы цепляемся за завтрашний день»: воображение как инструмент преодоления неприятных ситуаций, Сара Х. Авад. Чувство себя с природой: размышления о сборе цветов в Японии и Дании, Ребекка Май Экердал. Русское возрождение мифа о святом Георгии и его образов: исследование, основанное на реконструктивной интерпретации изображений и психоанализе, Стефан Хэмпл и Доминик Михалиц.