35) Понятие и виды воображения.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего.
Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
2.
Виды воображения.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:
Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).
Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами — намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.
· непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
· произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.
Воссоздающее воображение — один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:
ü операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
ü операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения — это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.
Антиципирующее воображение — это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.
Критическое воображение — ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.
Артистическое воображение — способность к взаимодействию со сценическими объектами.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя.
В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.
Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.
В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана.
Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.
Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.
Виды воображения — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Костромской государственный
университет
Виды воображения
Кострома, 2018
Выполнила: студентка
1 курса(очное)
Специальность: 18ОДбо-1
План:
Общая характеристика воображения. Его роль в
психической деятельности.
Виды воображения.
Функции воображения.
Способы создания образов воображения.
Литература.
Определение воображения
Воображение- это психический процесс создания нового в
форме образа, представления или идеи.
Воображение- познавательный процесс отражения будущего
образов восприятия, мышления и представлений,
полученных в предшествующем опыте.
«Воображение- это отлет от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение на этой основе
новых образов»- С.Л.Рубинштейн.
Воображение-способность создавать новые чувственные или
мыслительные образы в человеческом сознании на основе
преобразования полученных от действительности
впечатлений.(“Философский словарь”)
Воображение- психологический процесс, заключающийся в
создании новых образов(представлений) путём
переработки материала восприятия и представлений,
полученных в предшествующем опыте.
Л.С.Выготский считает,
что “воображение не
повторяет впечатлений,
которые накоплены
прежде, а строит какие-то
новые ряды из прежде
накопленных
впечатлений. Таким
образом, привнесение
нового в наши
впечатления и изменение
этих впечатлений так, что
в результате возникает
новый, раньше не
существовавший образ,
составляет основу той
деятельности, которую
мы называем
воображением”.
Процесс воображения свойственен только
человеку и является необходимым условием его
трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую
деятельность. Человек, прежде чем что-либо
сделать, представляет, что надо делать и как он
будет делать.
Воображение позволяет ему выйти за пределы
реального мира во времени и пространстве, даёт
возможность ещё до начала работы представить
себе готовый результат труда.
Почти вся человеческая материальная и духовная
культура- продукт воображения, творчества
людей.
Всякое воображение порождает что-то новое,
изменяет, преобразует то, что дано восприятием.
Воображение может, предвосхищая будущее,
создать образ, картину того, чего вообще не было.
Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или
почти ничего не соответствует в реальности, то такое воображение
будет называться фантазией.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя
другими психологическими процессами- памятью и мышлением.
Виды воображения:
Активное воображение: всегда направлено на решение
творческой или личностной задачи. Включает в себя
артистическое, творческое, критическое, воссоздающее
и антиципирующее. Пользуясь им, человек усилием
воли, по собственному желанию вызывает у себя
соответствующие образы.
Пассивное воображение: его образы возникают
спонтанно, помимо воли и желания человека. Делится на
произвольное(мечтательность, грёзы) и непроизвольное
(гипнотическое состояние, сновидовая фантазия)
Продуктивное воображение: в нём действительность
сознательно конструируется человеком,а не просто
механически копируется или воссоздаётся. Но всё же
творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение: ставится задача
воспроизвести реальность, но присутствует элемент
фантазии. Такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
Если произвольное или активное воображение- преднамеренно, то есть
связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение
может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, которые не
связаны с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее
ярко обнаруживают связь воображения и потребностей личности.
Преобладание грёз в жизни человека может привести к его «отрыву от
реальности», начать тормозить психологическое и социальное развитие.
Непреднамеренное пассивное воображение:
наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его
расстройствах, во сне и т. д.. Наиболее показательное
проявление пассивного воображения- галлюцинации При
них человек воспринимает несуществующие объекты.
При классификации видов воображения исходят из двух
основных характеристик: это степень проявления волевых
усилий и степень активности, или осознанности.
Функции воображения
Способы создания образов воображения
Агглютинация- «склеивание» различных в
повседневной жизни несоединимых качеств, частей.
Гиперболизация- преувеличение или преуменьшение
предмета, а также изменение отдельных частей.
Схематизация- отдельные представление сливаются.
Различия сглаживаются, а черты сходства выступают
чётко.
Типизация- выделение существенного, повторяющегося
в однородных образах.
Заострение- подчёркивание каких-либо отдельных
признаков.
Акцентирование- выделение какой-либо части, детали
целого.
Среди различных видов и форм
произвольного(активное, преднамеренное)
воображения можно выделить: воссоздающее
воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение- один из видов активного
воображения, при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей в соответствии с
восприятием извне стимуляцией в виде словесных
сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.
Творческое воображение- это такой вид воображения, в
ходе которого человек самостоятельно создаёт новые
образы и идеи, представляющие ценность для других людей
или общества в целом и которые
воплощаются(«кристаллизуются») в конкретные
оригинальные продукты деятельности. Творческое
воображение является необходимы компонентном и
основой всех видов творческой деятельности человека
Основной формой воображения является мечтасамостоятельное создание новых образов. Главной
особенностью мечты является то, что она направлена
на будущую деятельность, т.е. мечта- это воображение,
направленное на желаемое будущее.
Вопросы:
Каким может быть пассивное
воображение по степени
волевых усилий?
Когда наблюдается
непреднамеренное пассивное
воображение?
Из каких характеристик исходят
при классификации видов
воображения?
Литература:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 94 с.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых
особенностях развития воображения // Вопросы
психологии. — 1980. — №2. — С. 107-114.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения //
Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987. С. 217-223.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. — М.: Знание,
1982. — 96 с.
Рау М.Ю. Развитие воображения средствами
изобразительной деятельности // Дефектология. — 1984.
— № 5.
Столяренко Л.Д. Основы психологии, 2005.- с.193-194.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Воображение
Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Синтетическое и творческое воображение по Наполеону Хиллу
Ремез Сассон
Этот пост представляет собой отрывок из книги Наполеона Хилла «Думай и богатей».
Способность к воображению функционирует в двух формах. Одно известно как «синтетическое воображение», а другое — как «творческое воображение».
Синтетическое воображение
С помощью этой способности можно создавать новые комбинации старых концепций, идей или планов. Эта способность ничего не создает. Он просто работает с материалом опыта, образования и наблюдения, которым он питается.
Эта способность чаще всего используется изобретателем, за исключением тех, кто опирается на творческое воображение, когда он не может решить свою проблему с помощью синтетического воображения.
Творческое воображение
Благодаря способности творческого воображения ограниченный человеческий разум имеет прямую связь с Бесконечным Разумом.
Это способность, с помощью которой получаются «предчувствия» и «вдохновения». Через это умение все основные или новые идеи передаются человеку.
Именно благодаря этой способности воспринимаются мыслительные вибрации чужих умов. Благодаря этой силе один человек может «настроиться» или общаться с подсознательным разумом других людей.
Творческое воображение работает автоматически. Эта способность действует ТОЛЬКО тогда, когда сознательный ум вибрирует с чрезвычайно высокой скоростью, как, например, когда сознательный ум стимулируется эмоцией сильного желания.
Творческий факультет становится более бдительным, более восприимчивым к вибрациям из упомянутых источников, по мере своего развития через ЭКГ. Это заявление имеет большое значение! Подумайте над этим, прежде чем идти дальше.
Великие лидеры бизнеса, промышленности, финансов, а также великие художники, музыканты, поэты и писатели стали великими, потому что они развили способность творческого воображения.
Как синтетические, так и творческие способности воображения становятся более активными по мере их использования, точно так же, как любая мышца или орган тела развиваются благодаря использованию.
Желание — это только мысль , импульс. Оно туманно и эфемерно. Оно абстрактно и не имеет никакой ценности, пока не будет преобразовано в свою физическую копию.
Пожалуйста, поделитесь этим сообщением.
В то время как синтетическое воображение будет использоваться наиболее часто, в процессе преобразования импульса ЖЕЛАНИЯ в деньги вы должны иметь в виду тот факт, что вы можете столкнуться с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют использования творческого воображения. также.
Возможно, ваше воображение ослабло из-за бездействия. Его можно реанимировать и привести в готовность через ЕГЭ.
Эта способность не умирает, хотя может стать бездействующей из-за неиспользования.
Пока сосредоточьте свое внимание на развитии синтетического воображения, потому что это способность, которую вы будете чаще использовать в процессе превращения желания в деньги.
Преобразование неосязаемого импульса ЖЕЛАНИЯ в осязаемую реальность ДЕНЬГИ требует использования плана или планов. Эти планы должны быть составлены с помощью воображения и, главным образом, с помощью синтетических способностей.
Это отрывок из книги Наполеона Хилла «Думай и богатей», где он говорит о двух формах воображения.
Как ни странно, воображение — ключ к успеху. Это творческая сила, которую вы можете научиться использовать, чтобы создавать позитивные изменения в своей жизни и осуществлять мечты и цели.
Творческая визуализация, манифестация и закон притяжения используют воображение для достижения успеха.
То, что вы визуализируете, вы можете достичь.
Об авторе
Меня зовут Ремез Сассон. Я автор и создатель сайта SuccessConsciousness.com, которым я руковожу с 2001 года. Присоединяйтесь ко мне в невероятном путешествии к самосовершенствованию, счастью, успеху, позитивному образу жизни, сознательной жизни и медитации через мой веб-сайт, статьи и книги.
Подпишитесь на: Facebook Twitter Pinterest Instagram Linkedin
Спасибо, что читаете! Чтобы поддержать мой сайт и работу, пожалуйста, нажмите на кнопку ниже! Заранее спасибо!
Купи мне кофе
Пожалуйста, поделитесь этим постом.
Описательное, творческое и вызывающее воображение
Марко Рилло
Марко Рилло
Координатор инновационной стратегии, предприниматель
Опубликовано 31 октября 2014 г.
+ Подписаться
Возможно, вы слышали о трех видах воображения: описательном, творческом и стимулирующем. Роос и Виктор представили эти три типа воображения в своей статье EMJ 1999 года «На пути к новой модели разработки стратегии как серьезной игры».
- Первый тип воображения — описательное воображение . Он фокусируется на том, чтобы видеть мир таким, какой он есть. Описывая его своими словами, рисунками или выстраивая концепции из кирпичиков. Большинство синтетических инструментов, которые используют консультанты, помогают нам лучше описывать мир посредством описания.
- Второй тип воображения творческое воображение . Это так называемое «нестандартное» мышление, которое ассоциируется с «голубыми океанами» или «новаторскими ценностями», подразумевающими попытки придумать что-то, чего еще не существует. Большинство фантазий, фантастики относятся к творческому воображению.
- Третий бросает вызов воображению . С помощью антитезиса, отрицания и противоречия нашим предыдущим убеждениям мы пытаемся полностью переопределить или революционизировать существующие системы работы. Вызов часто является предпосылкой для нового витка творческого воображения.
Когда вы имеете дело с фасилитации Lego Serious Play, типология воображения, скорее всего, была представлена вам как один из краеугольных камней концепций фасилитации о том, как побудить разных участников стать более активными в обсуждениях.
Причина в том, что общепринятое мнение приводит нас к пониманию воображения только как творческого акта. Однако часто процесс фасилитации не приводит нас к серьезным прорывам. По факту. часто бывает с точностью до наоборот — обсуждения только царапают поверхность и могут только описать то, что есть. Поэтому фасилитатору необходимо найти способы, как стимулировать дискуссии таким образом, чтобы убедиться, что вы способны открыто бросить вызов существующей предопределенной мудрости.
Только после того, как разумное количество участников сможет увидеть, как старые способы могут быть подвергнуты критике, они смогут по-настоящему открыться для второго подтипа — творческого воображения.