Воспитание детей от 0: Воспитание ребенка от 0 до 2 лет

Содержание

Воспитание ребенка от 0 до 2 лет

Ситуация: Кристоф, 8 месяцев, полностью на грудном вскармливании. Недавно у него выросли первые зубки. Вдруг он начал больно кусать маму за грудь. Задача — Кристофа нужно научить правилу: «во время кормления нужно быть осторожным с зубками».

Его мама применяет тайм-аут: со словами «Это было очень больно!» она кладет его на игровой коврик. И отворачивается на одну или две минуты, не обращая внимания на плачущего Кристофа. По окончании этого времени она берет его и говорит: «Мы попробуем еще раз, но будь осторожен с зубками!» Теперь Кристоф пьет аккуратно.

Если он укусит еще раз, мама опять сразу же положит его на коврик и оставит без внимания, и ждет 1-2 минуты, чтобы снова приложить к груди.

Еще один пример:

  • Историю Пауля, 8 месяцев, вы уже знаете из первой главы. Он был всегда крайне недоволен, плакал по нескольку часов в день, несмотря на то, что мама постоянно развлекала его новыми аттракционами, которые помогали лишь на короткое время.

Я быстро договорилась с родителями, что Паулю необходимо выучить одно новое правило: «Я должен каждый день в одно и то же время развлекать себя сам. Мама в это время занимается своими делами». Как он мог его выучить? Ему еще небыло года. Невозможно просто отвести его в комнату и сказать: «Теперь играй один».

После завтрака, как правило, у него было самое хорошее настроение. Поэтому мама решила выбрать это время для уборки на кухне. Посадив Пауля на пол и дав ему несколько кухонных принадлежностей, она присела и глядя на него сказала: «Теперь мне нужно убраться на кухне». Следующие 10 минут она занималась домашней работой. Пауль хотя и был поблизости, но не находился в центре внимания.

Как и ожидалось, через несколько минут кухонная утварь была закинута в угол, а Пауль с рыданиями вис на маминых ногах и просился на руки. Он привык, что все его желания сразу исполнялись. И тут произошло то, на что он совсем не рассчитывал. Мама взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами:

«Мне нужно убраться на кухне». Пауль, конечно, возмутился. Он повысил громкость ора и пополз к маминым ногам. Мама повторила все то же самое: взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне, малыш. После этого я снова буду с тобой играть» (заезженная пластинка).

Все это повторилось еще раз.

В следующий раз, как было оговорено, она пошла чуть дальше. Она посадила Пауля в манеж, стоящий в пределах видимости. Мама продолжила уборку, несмотря на то, что его вопли сводили с ума. Каждые 2-3 минуты она поворачивалась к нему и говорила: «Сначала мне нужно убраться на кухне, потом я снова смогу с тобой играть». Через 10 минут все ее внимание снова принадлежало Паулю. Она была рада и горда тем, что выдержала, хотя из уборки практически ничего не вышло.

Так она поступала и в последующие дни. Каждый раз она заранее планировала чем она будет заниматься – убираться, читать газету или завтракать до конца, постепенно доводя время до 30 минут. На третий день Пауль уже не плакал. Он сидел в манеже и игрался. Потом уже она не видела необходимости в манеже, если только ребенок не висел на ней так, что невозможно было двигаться. Пауль постепенно привык, что в это время он не является центром внимания и ничего не добьется криком. И самостоятельно решил все чаще играть в одиночестве, вместо того, чтобы просто сидеть и орать. Для них обоих это достижение было очень полезным, поэтому точно так же ввела еще полчаса свободного времени для себя во второй половине дня.

От года до двух лет

Многие дети, стоит им только закричать, сразу получают то, что хотят. Родители желают им только хорошего. Они хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Всегда комфортно. К сожалению, этот метод не работает. Наоборот: такие дети – как Пауль – всегда недовольны. Они много плачут, потому что выучили

: «Криком добывается внимание». С самого раннего детства они зависимы от родителей, поэтому не могут развить и осознать свои собственные способности и склонности. А без этого не получается найти себе занятия по душе. Они так и не понимают, что у родителей тоже есть потребности. Тайм-аут в одной комнате с мамой или папой является тут возможным решением проблемы: ребенок не наказан, остается рядом с родителем, но тем не менее не получает желаемого.

  • Даже если ребенок еще очень мал, применяйте «Я-послания» во время «Тайм-аута»: «Я должна убраться» «Я хочу доесть мой завтрак» «Я должна позвонить». Слишком рано для них быть не может. Ребенок видит ваши потребности и одновременно вы лишаетесь возможности отругать или упрекнуть малыша.

Последний пример:

  • Помните Патрика, «ужас всей группы»? Двухлетка кусается, дерется, вырывает игрушки и бросается ими. Каждый раз мама подходит и ругает его. Почти каждый раз она обещает: «Если ты сделаешь это еще раз, мы пойдем домой». Но никогда не выполняет.

​​​​​​​Как можно тут поступить? Если Патрик сделал больно другому ребенку, можно сделать короткое «заявление». Встать на колени (присесть), глядя прямо на него и держа его руки в своих сказать: «Стоп! Прекрати сейчас же!» Можно отвести его в другой угол комнаты, и не обращая на Пауля никакого внимания, утешать «жертву». Если Патрик еще раз кого нибудь укусит или ударит, нужно сразу же действовать.​Поскольку он еще мал и выслать из комнаты его одного нельзя, мама должна покинуть группу вместе с ним. Во время тайм-аута она хотя и находится рядом, но не обращает на него особого внимания. Если он плачет, можно сказать

: «Если ты успокоишься, мы снова сможем зайти». Тем самым она подчеркивает позитивное. Если плач не прекращается, они оба идут домой.

Тут тоже тайм-аут: Патрика увели от детей и кучи интересных игрушек.

Как только ребенок некоторое время мирно играет, мама садится к нему, хвалит и дарит свое внимание. Тем самым акцентируя внимание на хорошем.

Воспитание детей 0-6 месяцев

                                                                                   

                                                     В мире есть лишь один

                                                     по-настоящему прелестный ребенок – 

                                                     и каждая мать его знает.

 

Проходит девять месяцев в ожидании чуда и чудо появляется на свет. Это действительно чудо, так как каждый ребенок неповторим и уникален! Только у вашего малыша такие глаза, только он так улыбается и так подзывает вас к себе. Индивидуальные особенности ребенка закладываются задолго до его появления на свет и зависят от наследственных факторов и от чувств и переживаний будущей мамы во время беременности. 

 

 Важно ваше самоощущение и самооценка

Конечно, за эти 9 месяцев, скорее всего, мама проштудировала множество книг, журналов и сайтов, посвященных уходу, развитию и воспитанию детей, выслушала огромное количество советов от родственников и подруг.

Возможно, что после всех многочисленных и порой противоречивых советов, будущей маме всё же удалось принять решение по поводу того, как часто она будет брать своего ребенка на руки, позволит ли ему спать вместе с собой в кровати, будет ли кормить по первому требованию или постарается придерживаться твердого режима…

Но на практике может оказаться, что ребенок «не желает» вписываться в те рамки, которые мама заранее нарисовала в своем воображении и вообще не поддается никакой «логике». Он плачет, когда, казалось бы, всё в порядке, а в 3 месяца не говорит «агу», невзирая на все «нормативы»  и мамины старания. 

 

Если ваш малыш – первенец в семье, вы можете придти в отчаяние, вам может показаться, что все ваши знания ничего не стоят, что у вас ничего не получается. Но не нужно отчаиваться! Дело в том, что у каждого ребенка свои особенности. И никто лучше вас не сможет познать особенности вашего ребенка. Так что главное — уверенность в своих силах и мудрое спокойствие.

Спокойная мама быстрее научится понимать потребности своего ребенка и даст ему чувство защищённости. У вас всё получится, как только вы забудете про сторонние советы и последуете своей материнской интуиции. Именно эта интуиция и помогает каждой матери «услышать» СВОЕГО ребенка и найти подход именно к нему. Не старайтесь быть идеальными родителями, во-первых, таковых не существует и быть не может, так как человек по своей природе несовершенен, а во-вторых, для этого ребенка – именно вы и есть идеальные родители, ведь он родился именно у вас, а не у кого-то другого.

Не теряйте драгоценное время на самобичевание, просто наслаждайтесь своим ребенком и любите его.

 

Что же тебе надо, малыш?

Представьте, что чувствовал и как жил младенец до рождения. Он постоянно испытывал присутствие мамы, слышал биение её сердца, прислушивался к её голосу, ощущал тепло околоплодных вод и пребывал в стесненном пространстве. Становится очевидным, что в первые месяцы нужно по возможности воссоздать похожую атмосферу: постоянную близость мамы, грудное молоко (похожее по вкусу на околоплодные воды), тепло и тесное пространство – мамины руки, уютная колыбелька, возможно, периодическое пеленание.  

Ведите себя с малышом в соответствии с его и вашими потребностями и желаниями: если вам хочется взять его на руки – возьмите, если вы не можете к нему сейчас подойти – поговорите с ним, если ваш малыш часто просыпается по ночам и плачет – попробуйте брать его к себе в кровать и т.д. В общем, не бойтесь искать и экспериментировать, прислушиваясь к своему ребенку и подыскивая «ключик» к его сердцу.

 

Новомодный экстрим

Только, конечно же, все это нужно делать с умом и в разумных границах. Некоторые родители, стараясь быть хорошими родителями, с самых первых дней усердно закаливают своего малыша, занимаются с ним бэби-йогой, «проныриванием». Они проделывают все эти процедуры, несмотря на отчаянные вопли своего младенца и ужас бабушек. Подумайте, насколько естественно для ребенка обливание холодной водой, ныряние в ванной или динамическая гимнастика? По этому поводу есть разные мнения, причем, довольно противоречивые. На наш взгляд, твердое правило будет такое: все, что Вы делаете, должно доставлять малышу удовольствие, или, по крайней мере, не приносить ему отрицательных эмоций и переживаний. 

 

Самые главные задачи первого полугодия – установить с ребенком тесный эмоциональный контакт и заложить доверие к миру.

А для этого с самого начала ребенку нужно внимательное отношение, эмоциональное общение и доброжелательная обстановка в семье.

Некоторые молодые родители, наслушавшись предупреждений о том, что если брать ребенка на руки, то он непременно избалуется, стараются делать это как можно реже и частенько предоставляют ребенку возможность «проплакаться». Однако, если в первом полугодии мама всегда быстро реагировала на плач своего малыша, стараясь успокоить и устранить причину дискомфорта, то в дальнейшем её ребенок будет более спокойным и радостным, и сможет некоторое время самостоятельно играть, так как будет знать, что стоит ему позвать – и мама придет. 

Те же родители, которые подолгу не реагировали на плач малыша, потом с гордостью рассказывают своим знакомым, что их ребенок не просыпается по ночам и почти никогда не плачет. К сожалению, они не понимают одной простой истины – их малыш отчаялся, он понял, что его никто не любит, он никому не нужен в этом мире и «ушёл» в себя. Да, он действительно больше никого не зовёт… и это очень печально…

Поэтому, никогда не оставляйте без внимания плачущего младенца, не забывайте, что в этом возрасте он еще не способен сам удовлетворить свои потребности и его плач не проявление капризности, а сигнал «sos». Если ваш кроха зовет вас, обязательно подойдите к нему, возьмите на руки, поцелуйте, проверьте, не мокрый ли он, предложите грудь или просто поговорите с ним. 

 

Ребенок этого возраста может плакать по многим причинам, самые распространенными являются:

• Скука – прижмите к себе, обнимите, скажите ласковые слова, пообщайтесь с ним, поиграйте.

• «Неприятность» (пописал или покакал) – подмойте, поменяйте пеленку или памперсы, переоденьте в чистую одежду.

• Голод – предложите поесть, невзирая на время последнего кормления.

• Болит животик – поносите «столбиком» (в вертикальном положении, прижав грудкой к себе), нежно похлопайте по спинке, помассируйте животик;

• Усталость и желание спать – возьмите на руки, поцелуйте, положите на кровать рядом с собой, предложите грудь, спойте колыбельную песенку. 

 

Чаще подходите к малышу и уделяйте ему внимание и тогда, когда он в спокойном и веселом настроении. Иначе позже, когда ребенок немного повзрослеет, он будет плакать всякий раз, когда ему что-то будет нужно от вас.

 

Малыш, воспринимающий себя глазами любящей и заботливой матери, знает, что он нужен, любим, он не один, мама всегда рядом и всегда поможет ему. Он любим. Он значим. Он защищен. А значит, мир вокруг прекрасен и ему можно доверять.

 

И напоследок, хочется привести отрывок из книги Зарян и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать». Там приводится такой замечательный пример терпения, безусловной любви, эмоциональной отзывчивости и сотрудничества воспитательницы-собаки по отношению к маленькому человечку:

 

«Мы стали поручать Боне (своей собаке) «посидеть» с малышом. Сын изучал мир младенчески синими глазами — пёс стоял рядом, помахивая белым хвостом. Лёня тянулся к погремушке — пёс задумчиво жевал другую. Лёня учился садиться — пёс с любопытством следил за его кувырками. Лёня с упрямым сопеньем пробовал вставать в кроватке — пёс подталкивал его мокрым носом. А вот пели они на два голоса. Лёнька — вдохновенно и басовито, Бонька — с протяжным жалобным подвывом. Соседи, правда, были не в восторге от дуэта.

Но только когда малыш научился ползать, мы по-настоящему оценили стоическое терпение нашего «дворянина». Сыну он позволял то, что запрещено было всем остальным: тащить за хвост, выкручивать уши, бодать, кусать, засовывать в зазевавшуюся пасть игрушки. Именно подвижный и неугомонный во всякое другое время Бонька преподавал нам, взрослым людям, уроки терпения и снисходительности.

Бонифаций учил Лёню ходить. Восьмимесячный малыш хватался за мощные лапы, с трудом, но дотягивался до собачьей холки и вцеплялся в нее мёртвой хваткой. Пёс осторожно делал первый шаг. С ним шагал и малыш, но, конечно, спотыкался и, конечно, повисал на лохматом приятеле. Шкура учителя оттягивалась так, словно дворняжка превращался в шарпея, но пёс терпеливо ждал, когда болтающийся Лёнька снова обретет точку опоры. И всё начиналось сначала.

Вряд ли такие развлечения приносили Бонифацию радость, скорее всего, мужественно терпел и только жмурил глаза и отводил острую морду в сторону, когда маленький ученик в очередной раз полз на уроки».

Подводя итог, скажем, что для младенца нехватка любви, ласки, внимания со стороны взрослого, может быть, даже опасней, чем умеренный недостаток питания.

Автор: Дарья Колдина

для семей | ОТ НОЛЬ ДО ТРЕХ

Мы считаем, что родители являются настоящими экспертами в отношении своих детей и что не существует универсального подхода к воспитанию детей.

Избранное и функции

Наши ресурсы помогают родителям разрабатывать собственные способы содействия росту и развитию своих детей.

Просмотреть все

Новые вехи развития детей до 5 лет

Центры США по контролю и профилактике заболеваний и Американская академия педиатрии впервые за почти два десятилетия пересмотрели вехи развития детей до 5 лет. Что это значит для родителей? Наши эксперты по воспитанию весят:

Поиск по возрастам и стадиям

Просмотреть все ресурсы для родителей