Темная сторона: виды агрессии и какие из них особо опасны
Психология
Агрессией психологи называют поведение, направленное на причинение вреда тому, кто вас разозлил или сильно обидел. Нет смысла делить агрессию на «плохую» или «хорошую» — ее оценка зависит от адекватности реакции на существующую угрозу или спровоцированное недовольство.
Люди с подвижной, неуравновешенной, сильной нервной системой (те, кому психологи дают характеристику «холерический темперамент») чаще подвержены выражению злости в экспрессивной манере — такие люди по природе своей быстро загораются и «взрываются». Склонные к эмпатии люди с восприимчивой, чувственной нервной системой умеют лучше сдерживать злость, не позволяя себе ее проявлений.
Факторы, которые влияют на проявление агрессии
По мнению психологов, причины недовольства и злости кроются в личных убеждениях — как по поводу себя, так и других людей. Обстоятельства, способствующие частым и/или невоздержанным проявлениям агрессии, у всех индивидуальны, но в целом сводятся к несложной классификации.
Низкая самооценка: чтобы добиться статуса и уважения, его нужно «завоевать».
Недоверие: ожидание нападок, которое соотносится с расхожей формулировкой «лучший способ защиты — нападение».
Эмоциональная депривация (ущемление): навязчивое чувство, возникающее на фоне нарушений привязанности, когда в голове постоянно маячат мысли «никто меня не любит, никому до меня нет дела, никто обо мне не заботится».
Склонность к зависти и осуждению: есть плохие и хорошие люди, и плохих можно ненавидеть; а еще есть недостойные персонажи, которым все достается почем зря, таких тоже любить не обязательно.
Склонность к перфекционизму: здесь кроется миллион причин для недовольства, которые можно выразить в агрессивных претензиях.
Склонность к самопожертвованию: агрессия проявляется, когда терпение лопается с мыслью «почему я должен/должна все делать для/за других и игнорировать собственные потребности?!».
Разновидности агрессии и злости
Злость (или гнев) — это эмоция, предшествующая агрессии и имеющая широкий спектр интенсивности. Раздражение — так мы называем легкую злость. Ярость — крайняя степень спектра этой эмоции. Неприязнь — восприятие кого-то как врага или неприятного персонажа, сопровождаемое недоброжелательным отношением. Ненависть — еще одна крайняя степень спектра враждебности, чреватая одержимостью нанести урон объекту негодования.
Вот развернутый список из 15 видов агрессии в психологии, которые предлагает изучить (чтобы хорошенько покопаться в себе и обдумать поведение окружающих) клинический психолог и гипнотерапевт Ольга Голосова.
Прямая агрессия — словесное или физическое нападение на обидчика или того, кого хочется обидеть по какой-либо причине.
Скрытая или пассивная агрессия — сочетание недовольства и бегства от решения конфликтной проблемы. Цель — нанесение вреда, избегая действий «в лоб». Примеры: критика за спиной того, кому она адресована; поиск отговорок, оправдывающих согласие на просьбу; отказ разговаривать, бойкот.
Физическая агрессия — целенаправленное нанесение телесных повреждений.
Спровоцированная, рекативная агрессия — реакция на фрустрацию, сопровождаемая гневом и враждебностью. Импульсивная агрессия — немедленная реакция на обиду, подкрепленная яростью.
Психологическая агрессия — обширная категория разновидностей агрессивного поведения без применения физического насилия.
Вербальная, или речевая, агрессия — «словесное насилие», направленное на эмоциональное подавление жертвы. Схожий термин — моральная агрессия: методичное унижение критиканством, замечаниями, придирками, негативными (токсичными) высказываниями.
Косвенная агрессия исходит от третьего лица, не причастного к конфликту напрямую. Пример: сплетни или сюжет трагедии «Отелло».
Нереализованная (скрытая, подавленная, потенциальная) агрессия — «замороженный» гнев, который может долгое время оставаться в исходном состоянии; проявляется в форме недоброжелательства или затаенной злобы. Например, есть люди, которые не разговаривают друг с другом по 20 лет — настолько каждый из них полон закостеневшей обиды.
Недеструктивная (проактивная) агрессия — настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение определенного позитивного результата (например, азарт к тренировкам).
Ритуальная агрессия проявляется в тех случаях, когда, например, кто-то огрызнулся на человека в транспорте, а он огрызается в ответ.
Неосознаваемая агрессия — постоянное недовольство, которое не хочется признавать, поэтому злость либо копится, либо выплескивается в виде придирок по другому поводу.
Респондентная агрессия — возмущение направлено не на источник недовольства (потому что страшно высказать претензии боссу в лицо), а на сообщество (коллег, однокашников).
Инструментальная агрессия — то есть продуманная для достижения какой-либо цели; ее используют в качестве инструмента для осуществления желаний.
Аутоагрессия (причинение себе вреда, вплоть до суицида).
Неявная агрессия — приколы и розыгрыши.
Если что-то в этом списке напоминает вам собственное поведение — будьте начеку. От этого негативного бремени надо избавляться, и чем раньше начнете, тем эффективнее будет результат. Все перечисленные виды агрессии, особенно скрытые или подавленные, опасны для психологического здоровья, что впоследствии непременно отразится и на физическом. Приступайте к внутренней работе, не стесняясь прибегать к специалисту, с помощью которого вы сможете направить всю свою агрессию в наиболее продуктивную сторону — на борьбу с собственной злостью.
Smirnova Natasha
Теги
- Психология
Понятие и виды агрессии | Диплом по психологии
В современной социальной психологии нет существенных различий в понимании агрессии и агрессивности.
«Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus – шаг, ad – на, то есть получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». » (44)
Агрессия – это акт поведения, направленный на нанесение физического либо психологического вреда другому человеку или группе людей. (13; 15; 25 и др.)
Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния и сопровождается эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность), которые в ряде случаев могут принимать форму аффекта. Агрессия несет в себе антисоциальный оттенок.
Агрессивность – это устойчивое свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций преимущественно в области субъектно-субъектных отношений, предрасположенность человека к осуществлению агрессивных действий. (13; 15; 21 и др.)
Существует множество различных классификаций видов агрессии. Наиболее подробная классификация проявлений агрессии была разработана А. Бассом. Согласно его концепции, акт агрессии можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – косвенная (18). Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий:
- Физическая – активная – прямая. Избиение или ранение другого человека;
- Физическая – активная – косвенная. Например, закладка мин-ловушек или сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага;
- Физическая – пассивная – прямая. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели;
- Физическая – пассивная – косвенная. Отказ от выполнения необходимых задач;
- Вербальная – активная – прямая. Словесное оскорбление или унижение другого человека;
- Вербальная – активная – косвенная. Распространение клеветы или сплетен о другом человеке;
- Вербальная – пассивная – прямая. Отказ разговаривать с другим человеком;
- Вербальная – пассивная – косвенная. Отказ дать определенные объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Существуют также следующие классификации агрессии:
- По критерию направления агрессивной энергии (32):
- на себя;
- на фрустратор.
- По целевому критерию (37):
- мотивационная агрессия – агрессия как самоцель;
- инструментальная агрессия – агрессия как средство достижения какой-либо цели.
- По критерию сознательного контроля (15):
- агрессивные действия под контролем сознания;
- агрессивные действия вне контроля сознания.
Агрессия обладает не только качественной, но и количественной характеристикой, т.е. агрессивные реакции различаются по силе и интенсивности (35).
Таким образом, агрессия имеет большое количество разнообразных форм проявления, объединенных общим мотивом.
Далее: Теории агрессии
Инструментальная агрессия: определение и примеры
- Инструментальная агрессия — это агрессия, используемая как средство для достижения цели. Эта агрессия не обязательно должна быть направлена на причинение боли.
- Инструментальная агрессия может быть физической или социальной
- Оперативное обусловливание, генетика, эндокринная и нервная системы, отрицательный аффект и настроение, а также факторы окружающей среды — все это было предложено в качестве объяснения инструментальной агрессии — и агрессии, и общей.
- Некоторые состояния, такие как психопатия и переживание боли, приводят к высокой частоте инструментальной агрессии. Психопатия, в частности, связана со снижением эмоционального возбуждения и повышенной мотивацией мести и материальной выгоды при совершении серьезных преступлений, таких как убийство и сексуальное насилие.
Содержание
Что такое инструментальная агрессия?
Инструментальная агрессия — это форма агрессии, основной целью которой является не причинение боли жертве, а достижение какой-либо другой цели, где агрессия носит случайный характер.
Те, кто использует инструментальную агрессию, мотивированы достижением цели и не обязательно намерены причинить боль (Berkowitz, 1993). Например, наемный убийца, убивающий за плату, проявляет инструментальную агрессию.
Инструментальная агрессия может быть как явной, так и скрытой. Эволюционные психологи исторически считали, что самцы используют агрессию, чтобы продемонстрировать доминирование над другими самцами, чтобы защитить партнера и сохранить гены самца.
Между тем, женщины часто выражают себя через общение, которое ухудшает социальное положение другого человека.
Причины
Многие психологи считают, что инструментальную агрессию можно понять с помощью скиннеровской теории оперантного обусловливания (Holland & Skinner, 1961).
По сути, оперантное обусловливание утверждает, что вероятность определенного поведения, такого как агрессия, увеличивается за счет предшествующей истории вознаграждения или подкрепления в ответ на это поведение.
Точно так же психологи считают, что инструментальное агрессивное поведение поощряется наличием стимулов, которые увеличивают ожидание положительного результата поведения.
Чтобы проиллюстрировать роль, которую оперантное обусловливание может играть в обучении агрессии, рассмотрим ребенка, который силой отбирает у другого ребенка игрушку, которую он хочет.
Этот ребенок может чувствовать себя счастливым после проявления агрессивного поведения, потому что с игрушкой весело играть. Эта положительная награда делает более вероятным, что ребенок будет участвовать в поведении, связанном с взятием игрушек в будущем, чтобы получить то, что он хочет.
Инструментальная агрессия — средство для достижения цели. Однако, с точки зрения оперантного обусловливания, фактическое устранение кажущегося вознаграждения за инструментальную агрессию не может немедленно устранить поведение, потому что агрессор создал внутреннюю связь между поведением и вознаграждением, которая ведет к агрессии.
Генетика и эндокринная/нервная система Объяснения
Было показано, что тестостерон, особенно в высоких концентрациях, приводит к более высокому уровню социального доминирования и физической агрессии у подростков, особенно в ситуациях, когда физическая агрессия приводит к социальному доминированию (Tremblay, 19). 98).
Эти гормональные дисбалансы могут быть связаны как с генетикой, так и со структурой мозга. Например, люди, у которых миндалевидное тело меньше среднего, как правило, более агрессивны, чем другие.
Мэттис и др. (2012), например, обнаружили, что у участников с более высокими показателями агрессии, измеренными с помощью письменной оценки, объем миндалевидного тела уменьшился на 16-18%.
Кроме того, аналогичное исследование показало, что мужчины с меньшим объемом миндалины демонстрируют более высокий уровень агрессивного поведения и психопатических черт с детства до зрелого возраста (Pardini, Raine, Erickson, & Loeber; 2014).
Наконец, люди с прерывистым взрывным расстройством, которое характеризуется реактивным экспрессивным поведением, имеют преувеличенную реактивность миндалевидного тела в ответ на лица, выражающие гнев.
Другой частью мозга, связанной с агрессивным поведением, является гипоталамус (Haller, 2013). Однако лобная кора головного мозга может подавлять эту агрессию.
Факторы окружающей среды также играют роль в агрессивном поведении. Те, кто часто был свидетелем агрессии в детстве, например, перенесшие травму, с большей вероятностью будут проявлять агрессивное поведение во взрослом возрасте (Bevilacqua, Carli, & Sarchiapone et al., 2012).
Наконец, несколько состояний психического здоровья, таких как СДВГ, биполярное расстройство, биполярное расстройство личности, нарциссизм и посттравматическое стрессовое расстройство, связаны с повышенной склонностью к агрессивному поведению.
Агрессивные тенденции также могут быть обнаружены у некоторых пациентов с такими состояниями, как эпилепсия, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, а также травмы или аномалии головного мозга.
Негативные аффекты и настроение
Другой возможной причиной агрессии являются негативные аффекты и настроение. В одном исследовании участники, которые опускали руку в воду, когда им давали награду или наказание, и им говорили, что они могут испытывать боль, сообщали о большем дискомфорте.
Испытывает повышенный уровень раздражения, гнева и раздражения; и вели себя более карательно по отношению к человеку, который применял награду или наказание, чем к тем, кто этого не делал (Berkowitz & Thome, 1987).
Примеры
Инструментальная агрессия и психопатия
Психопатия — это психическое расстройство, характеризующееся заметным отсутствием чувства вины, раскаяния и сочувствия (Glenn & Raine, 2009). Помимо отсутствия страха перед негативными последствиями рискованного или преступного поведения и нечувствительности к наказанию, психопатов часто описывают как внешне обаятельных, бойких, манипулятивных, мошеннических и грандиозных (Glenn & Raine, 2009).).
Психопатия связана с повышенным риском инструментальной агрессии, что отличает это состояние от других антисоциальных расстройств.
В то время как преступники-психопаты более склонны к хищническому насилию, преступники, не являющиеся психопатами, склонны к реактивному насилию. Особенно это касается серьезных правонарушений, таких как сексуальное насилие или убийство.
Между тем, психопаты и непсихопаты преступники, как правило, совершают менее серьезные преступления, такие как кражи и кражи со взломом, с одинаковыми показателями (Glenn & Raine, 2009).).
Исследователи, такие как Williamson, Hare и Wong (1987), обнаружили, что преступники-психопаты были более мотивированы материальной выгодой или местью, чем преступники, не являющиеся психопатами (45,2% против 14,6% насильственных действий) (Glenn & Raine, 2009). ).
Кроме того, психопаты реже были эмоционально возбуждены во время своих преступлений, чем непсихопаты (2,4% против 31,7% насильственных действий).
Действительно, 93,3% убийств, совершенных преступниками-психопатами, носили инструментальный характер, по сравнению с 48% убийств, совершенных преступниками, не являющимися психопатами.
Это означает, что сниженная эмпатия, чувство вины и раскаяние, проявляющиеся при психопатии, связаны с усилением инструментальных мотивов при совершении насильственных преступлений (Glenn & Raine, 2009).
Инструментальная агрессия и боль
Некоторые исследователи, такие как Hartmann (1969), утверждали, что боль может влиять на инструментальную агрессию. В своем исследовании Хартманн подвергал правонарушителей-подростков либо возбуждающим, либо не вызывающим гнев переживаниям.
Затем они просматривали неагрессивный контрольный фильм или один из двух фильмов, изображающих сцену драки. Фильм о болевых сигналах был сосредоточен на болевых реакциях жертвы, а фильм об инструментальной агрессии подчеркнул агрессивное поведение причинителя.
Затем подростков попросили принять участие в учебном задании с провокатором. Когда провокатор допускал ошибки, подростки могли наносить провокатору удары током.
Хартманн обнаружил, что независимо от уровня возбуждения участники, наблюдавшие смоделированную агрессию, вели себя более карательно по отношению к провокатору, чем участники, наблюдавшие за теми же моделями, которые вели себя неагрессивно; возбужденные зрители, как правило, реагировали более позитивно, чем невозбужденные зрители, а разгневанные участники, которые были свидетелями смоделированных болевых реакций, как правило, реагировали более позитивно, чем наблюдатели, подвергшиеся моделируемой инструментальной агрессии (Hartmann, 19).
69).Виды агрессии
Существует три основных типа агрессии: инструментальная, враждебная и реляционная агрессия.
Враждебная или физическая агрессия возникает, когда человек намеревается причинить вред другому, совершая физические действия, такие как удары, стрельба, удары ногами или ножевые ранения, или угрожая сделать это.
Между тем, реляционная агрессия возникает, когда кто-то пытается навредить отношениям другого человека с помощью таких действий, как распространение слухов, обзывание или социальная изоляция.
Враждебная и инструментальная агрессия
Одно из самых больших различий в области агрессии — между враждебной и инструментальной агрессией.
Когда кто-то проявляет враждебную агрессию, он импульсивен, эмоционален и реактивен. При этом инструментальная агрессия носит упреждающий, преднамеренный и хладнокровный характер.
Целью инструментальной агрессии является получение предпочтительного результата или принуждение других, и она основана на модели социального обучения агрессивному поведению, в которой агрессия усваивается посредством заместительного подкрепления и поддерживается, поскольку преступник ожидает, что поведение приведет к вознаграждению. .
Инструментальная агрессия часто связана с такими чертами, как отсутствие чувства вины и сопереживание, и может быть как физической, так и реляционной.
Между тем враждебная агрессия часто носит реактивный характер и не связана с отсутствием чувства вины и эмпатии (Glenn & Raine, 2009).
Часто те, кто совершает враждебную агрессию, делают это из-за эмоционального возбуждения, а не из мести, материальной или социальной выгоды.
Ссылки
Berkowitz, L., & Thome, P.R. (1987). Ожидание боли, негативный аффект и гневная агрессия. Мотивация и эмоции, 11(2), 183–19.3.
Берковиц, Л. (1993). Агрессия: ее причины, последствия и контроль. Книжная компания Макгроу-Хилл.
Бевилаква, Л., Карли, В., Сарчиапоне, М., Джордж, Д.К., Голдман, Д., Рой, А., и Енох, М.А. (2012). Взаимодействие между FKBP5 и детской травмой и риском агрессивного поведения. Архив общей психиатрии, 69(1), 62-70.
Гленн, А.Л., и Рейн, А. (2009). Психопатия и инструментальная агрессия: эволюционная, нейробиологическая и юридическая перспективы. Международный журнал права и психиатрии, 32(4), 253-258.
Грейдингер, П., Стромайер, Д., и Спил, К. (2009). Традиционное запугивание и киберзапугивание: выявление групп риска проблем адаптации. Zeitschrift für Psychologie/Журнал психологии, 217(4), 205-213.
Халлер, Дж. (2013). Нейробиология патологических проявлений агрессии — обзор гипоталамических механизмов у кошек, грызунов и человека. Бюллетень исследований мозга, 93, 97-109.
Хартманн, Д. П. (1969). Влияние символически моделируемой инструментальной агрессии и болевых сигналов на агрессивное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 11 (3), 280.
Холланд, Дж. Г., и Скиннер, Б. Ф. (1961). Анализ поведения: Программа для самообучения.
Маттис, С., Рюш, Н., Вебер, М., Либ, К., Филипсен, А. , Тюшер, О., … и ван Эльст, Л. Т. (2012). Маленькая миндалина — высокая агрессия? Роль миндалевидного тела в модуляции агрессии у здоровых людей. Всемирный журнал биологической психиатрии, 13(1), 75-81.
Пардини, Д. А., Рейн, А., Эриксон, К., и Лебер, Р. (2014). Меньший объем миндалевидного тела у мужчин связан с детской агрессией, ранними психопатическими чертами и будущим насилием. Биологическая психиатрия, 75(1), 73-80
Розелл, Д. Р., и Сивер, Л. Дж. (2015). Нейробиология агрессии и насилия. Спектры ЦНС, 20(3), 254-279.
Tremblay, RE (1998). Тестостерон, физическая агрессия, доминирование и физическое развитие в раннем подростковом возрасте. Международный журнал поведенческого развития, 22(4), 753-777.
Уильямсон, С., Хэйр, Р. Д., и Вонг, С. (1987). Насилие: преступники-психопаты и их жертвы. Canadian Journal of Behavioral Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 19(4), 454.
Определение агрессии | Принципы социальной психологии – Brown-Weinstock
Цели обучения
- Дайте определение агрессии и насилию, как это делают социальные психологи.
- Отличие эмоциональной агрессии от инструментальной.
Агрессия — это слово, которое мы используем каждый день для характеристики поведения других и, возможно, даже самого себя. Мы говорим, что люди агрессивны, если они кричат друг на друга или бьют друг друга, если они подрезают другие машины в пробке или даже когда в отчаянии бьют кулаками по столу. Но другие вредные действия, такие как травмы, полученные спортсменами во время грубой игры, или убийство вражеских солдат на войне, не все могут рассматривать как агрессию. Поскольку агрессию так трудно определить, социальные психологи, судьи и политики (а также многие другие люди, включая юристов) потратили много времени, пытаясь определить, что следует и не следует считать агрессией. Это заставляет нас использовать процессы каузальной атрибуции, чтобы помочь нам определить причины поведения других.
Социальные психологи определяют агрессию как поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 1994). Поскольку речь идет о восприятии намерения, то, что выглядит как агрессия с одной точки зрения, может не выглядеть так с другой, и одно и то же вредоносное поведение может считаться или не считаться агрессивным в зависимости от его намерения. Однако преднамеренный вред воспринимается хуже, чем непреднамеренный, даже если вред одинаков (Ames & Fiske, 2013).
Как видите, это определение исключает некоторые виды поведения, которые мы обычно считаем агрессивными. Например, игрок в регби, случайно сломавший руку другому игроку, или водитель, который случайно сбил пешехода, согласно нашему определению, не будет проявлять агрессию, потому что, несмотря на причинение вреда, намерения причинить вред не было. Продавец, который пытается совершить продажу с помощью повторных телефонных звонков, не является агрессивным, потому что он не намеревается причинить вред (мы можем сказать, что это поведение скорее «напористое», чем агрессивное). И не все преднамеренное поведение, причиняющее боль другим, является агрессивным поведением. Стоматолог может намеренно сделать пациенту болезненную инъекцию обезболивающего, но цель состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшую боль во время процедуры.
Поскольку наше определение требует, чтобы мы определили намерение преступника, будет определенная интерпретация этих намерений, и вполне могут быть разногласия между вовлеченными сторонами. Правительство США считает разработку Ираном ядерного оружия агрессивной, поскольку правительство считает, что это оружие предназначено для нанесения вреда другим, но иранцы могут рассматривать эту программу как предмет национальной гордости. Хотя игрок, чья рука сломана в матче по регби , может приписать враждебные намерения, другой игрок может заявить, что травма не была преднамеренной. В рамках правовой системы к присяжным и судьям часто обращаются с просьбой определить, был ли вред причинен намеренно.
Социальные психологи используют термин насилие для обозначения агрессии, наносящей в качестве цели крайний физический вред, такой как травма или смерть. Таким образом, насилие является разновидностью агрессии. Все насильственные действия являются агрессивными, но только действия, направленные на причинение серьезного физического ущерба, такие как убийство, нападение, изнасилование и грабеж, являются насильственными. Бить кого-то очень сильно по лицу может быть жестоко, но обзывать людей будет только агрессивно.
Тип или уровень намерения, лежащего в основе агрессивного поведения, создает различие между двумя фундаментальными типами агрессии, которые вызываются очень разными психологическими процессами. Эмоциональная или импульсивная агрессия относится к агрессии, которая возникает лишь при небольшой предусмотрительности или намерении и определяется в первую очередь импульсивными эмоциями . Эмоциональная агрессия является результатом крайне негативных эмоций, которые мы испытываем в момент агрессии, и на самом деле не предназначена для создания каких-либо положительных результатов. Когда Назим кричит на своего парня, это, вероятно, эмоциональная агрессия — она импульсивна и осуществляется сгоряча. Другими примерами являются ревнивый любовник, который в ярости наносит удар, или спортивные болельщики, которые оскверняют магазины и уничтожают автомобили вокруг стадиона после того, как их команда проиграла важную игру.
Инструментальная или когнитивная агрессия , с другой стороны, является агрессией, которая является преднамеренной и запланированной . Инструментальная агрессия носит скорее когнитивный, чем аффективный характер, и может быть совершенно холодной и расчетливой. Инструментальная агрессия направлена на причинение вреда кому-либо с целью получения чего-либо — например, внимания, денежного вознаграждения или политической власти. Если агрессор считает, что есть более легкий способ достижения цели, агрессия, вероятно, не произойдет. Хулиган, который бьет ребенка и крадет его игрушки, террорист, который убивает мирных жителей, чтобы получить политическую известность, и наемный убийца — все это хорошие примеры инструментальной агрессии.
Иногда трудно отличить инструментальную агрессию от эмоциональной, но все же важно попытаться это сделать. Эмоциональная агрессия обычно рассматривается в правовой системе иначе (с менее серьезными последствиями), чем когнитивная, инструментальная агрессия. Однако вполне может быть так, что всякая агрессия, по крайней мере частично, является инструментальной, потому что она служит какой-то потребности преступника. Поэтому, вероятно, лучше всего рассматривать эмоциональную и инструментальную агрессию не как отдельные категории, а как конечные точки континуума (Bushman & Anderson, 2001).
Социальные психологи сходятся во мнении, что агрессия может быть не только физической, но и словесной. Следовательно, оскорблять друга, согласно нашему определению, определенно агрессивно, так же как и бить кого-то. Физическая агрессия — это агрессия, которая включает в себя причинение физического вреда другим — например, нанесение ударов, пинков, ножевых ранений или стрельбы по ним. Нефизическая агрессия — это агрессия, не связанная с физическим ущербом . Нефизическая агрессия включает вербальная агрессия ( крик, крик, ругань и обзывание ) и реляционная или социальная агрессия , которая определяется как умышленное причинение вреда социальным отношениям другого человека , например, путем сплетен о другом человеке, исключая других из нашу дружбу или «молчаливое отношение» к другим (Crick & Grotpeter, 1995). Невербальная агрессия также проявляется в виде сексуальных, расовых и гомофобных шуток и эпитетов, которые призваны причинить вред отдельным лицам.
В следующем списке (адаптированном из Archer & Coyne, 2005) представлены некоторые примеры типов нефизической агрессии, наблюдаемых у детей и взрослых. Одна из причин, по которой люди могут использовать нефизическую, а не физическую агрессию, заключается в том, что она более тонкая. Когда мы используем эти методы, нам, возможно, это сойдет с рук — мы можем быть агрессивными, не показывая другим агрессивность.
- Сплетни
- Распространение слухов
- Критика других людей за их спиной
- Запугивание
- Исключение других из группы или иное изгнание их
- Настраивать людей друг против друга
- Игнорирование мнений других
- «Похищение» парня или девушки
- Угроза расстаться с партнером, если партнер не подчиняется
- Флирт с другим человеком, чтобы вызвать у партнера ревность
Хотя негативные последствия физической агрессии, пожалуй, более очевидны, нефизическая агрессия также дорого обходится жертве. Крейг (1998) обнаружили, что дети, ставшие жертвами издевательств, больше подвержены депрессии, одиночеству, отвержению сверстников и беспокойству по сравнению с другими детьми. В Великобритании 20% подростков сообщают, что подвергались издевательствам со стороны кого-то, кто распространял о них обидные слухи (Sharp, 1995). Было обнаружено, что девочки, ставшие жертвами нефизической агрессии, более склонны к пагубному поведению, такому как курение или мысли о самоубийстве (Olafsen & Viemero, 2000). А Пакетт и Андервуд (1999) обнаружили, что и мальчики, и девочки оценивали социальную агрессию как заставляющую их чувствовать себя более «грустными» и «плохими», чем физическую агрессию.
В последнее время наблюдается рост школьной травли из-за киберзапугивания — агрессии, вызванной использованием компьютеров, сотовых телефонов и других электронных устройств (Hinduja & Patchin, 2009). Одним из ярких недавних примеров стало самоубийство 18-летнего студента Университета Рутгерса Тайлера Клементи 22 сентября 2010 года. Последние слова Тайлера перед смертью были опубликованы в обновлении его статуса на Facebook:
«прыгаю с моста gw, извините».
Самоубийство Клементи произошло после того, как его сосед по комнате Дхарун Рави и подруга Рави Молли Вей тайно включили удаленную веб-камеру в комнате, где Тайлер и его друг занимались сексом, а затем транслировали потоковое видео через Интернет.
Киберзапугивание может быть направлено против кого угодно, но чаще всего жертвами становятся школьники-лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры (ЛГБТ) (Potok, 2010). Блюменфельд и Купер (2010) обнаружили, что 54% молодых ЛГБТ сообщили, что подвергались киберзапугиванию в течение последних трех месяцев.
Хиндуджа и Патчин (2009) обнаружили, что молодые люди, которые сообщают о том, что стали жертвами киберзапугивания, испытывают различные стрессы, включая психологические расстройства, употребление алкоголя и, в крайних случаях, самоубийство. В дополнение к своим эмоциональным последствиям киберзапугивание также негативно влияет на участие учащихся в школе и ее успехи в учебе.
Социальная психология в интересах общества
Терроризм как орудие агрессии
Возможно, нет более яркого примера распространенности насилия в нашей повседневной жизни, чем рост терроризма, наблюдаемый в последнее десятилетие (Национальный консорциум Исследование терроризма и ответных мер на терроризм, 2011 г.). Эти террористические атаки произошли во многих странах мира, как в восточной, так и в западной культуре. Даже богатые западные демократии, такие как Дания, Италия, Испания, Франция, Канада и США, пережили терроризм, в результате которого погибли тысячи людей, в первую очередь ни в чем не повинных мирных жителей. Террористы используют такие тактики, как убийства мирных жителей, для привлечения внимания к своим делам и для того, чтобы заставить правительства стран, подвергшихся нападению, чрезмерно реагировать на угрозы (McCauley, 2004).
Как понять мотивы и цели террористов? Являются ли они по своей природе злыми людьми, чье основное желание — причинять боль другим? Или они больше заинтересованы в том, чтобы получить что-то для себя, своей семьи или своей страны? Какие мысли и чувства, которые испытывают террористы, толкают их на крайние меры? И какие личности и ситуационные переменные вызывают терроризм?
В предыдущих исследованиях была предпринята попытка определить, существуют ли особые характеристики личности, характерные для террористов (Horgan, 2005). Возможно, террористы — это люди с каким-то глубоким психологическим расстройством. Однако исследования, проведенные на различных террористических организациях, не обнаруживают ничего особенного в психологическом складе отдельных террористов.
Эмпирические данные также обнаружили мало доказательств для некоторых ситуационных переменных, которые, как можно было ожидать, были важны. Существует мало доказательств связи между бедностью или отсутствием образования и терроризмом. Кроме того, террористические группы, по-видимому, сильно отличаются друг от друга по размеру, организационной структуре и источникам поддержки.
Арье Круглански и Шира Фишман (2006) утверждали, что лучше всего понимать терроризм не с точки зрения конкретных черт личности или конкретных ситуационных причин, а скорее как тип инструментальной агрессии — средство для достижения цели. По их мнению, терроризм — это просто «инструмент», тактика ведения войны, которую может использовать любой человек из любой страны, военной группы или даже преступник-одиночка.
Рис. 9.3 Андерс Беринг Брейвик убил более 90 человек в ошибочной попытке пропагандировать свои консервативные взгляды на иммиграцию. Источник: Андерс Брейвик (http://no.wikipedia.org/wiki/Fil:Anders_Breivik.jpg), автор Тьерри Эрманн, используется по лицензии CC BY 2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/deed.no). )
Круглански и его коллеги утверждают, что террористы верят, что своими террористическими актами они могут добиться чего-то, чего они не могли добиться другими методами. Террорист принимает когнитивное, обдуманное и инструментальное решение о том, что его или ее действия будут достигать определенных целей. Кроме того, цель террориста не в том, чтобы причинить вред другим, а в том, чтобы получить что-то лично или для своей религии, убеждений или страны. Даже террористы-смертники считают, что они умирают ради личной выгоды — например, обещания райского рая, возможности встретиться с Аллахом и пророком Мухаммедом, вознаграждения для членов своей семьи (Berko & Erez, 2007). Таким образом, для террориста готовность умереть в акте суицидального терроризма может быть мотивирована не столько желанием причинить вред другим, сколько заботой о себе — желанием жить вечно.
Один из недавних примеров использования терроризма для продвижения своих убеждений можно увидеть в действиях 32-летнего Андерса Беринга Брейвика (рис. 9.3), который в июле 2011 г. убил более 90 человек в результате взрыва бомбы в центре города Олсо, Норвегия, и стрельба в детском лагере. Брейвик планировал свои атаки годами, полагая, что его действия помогут распространить его консервативные взгляды на иммиграцию и предупредят норвежское правительство об угрозах, исходящих от мультикультурализма (и особенно включения мусульман в норвежское общество). Этот насильственный акт инструментальной агрессии типичен для террористов.
Ключевые выводы
- Агрессия относится к поведению, направленному на причинение вреда другому человеку.
- Насилие — это агрессия, причиняющая чрезмерный физический вред.
- Эмоциональная или импульсивная агрессия относится к агрессии, которая возникает лишь при небольшой предусмотрительности или намерении.
- Инструментальная или когнитивная агрессия является преднамеренной и запланированной.
- Агрессия может быть физической или нефизической.
Каталожные номера
Эймс, Д.Л., и Фиске, С.Т. (2013). Преднамеренный вред хуже, даже если это не так. Психологическая наука, 24 (9), 1755-1762.
Арчер, Дж., и Койн, С.М. (2005). Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии. Обзор личности и социальной психологии, 9 (3), 212–230.
Берко А. и Эрез Э. (2007 г.). Гендер, палестинские женщины и терроризм: освобождение женщин или угнетение? Исследования в области конфликтов и терроризма, 30 (6), 493–519.
Блюменфельд, В.Дж., и Купер, Р.М. (2010). Реакция ЛГБТ и связанной с ними молодежи на киберзапугивание: последствия для политики. Международный журнал критической педагогики, 3 (1), 114–133.
Бушман, Би Джей, и Андерсон, Калифорния (2001). Не пора ли отказаться от дихотомии враждебной и инструментальной агрессии? Психологический обзор, 108 (1), 273–279.
Крейг, В. М. (1998). Взаимосвязь между издевательствами, виктимизацией, депрессией, тревогой и агрессией у детей младшего школьного возраста. Личность и индивидуальные различия, 24 (1), 123–130.
Крик, Н. Р., и Гротпетер, Дж. К. (1995). Реляционная агрессия, пол и социально-психологическая адаптация. Развитие ребенка, 66 (3), 710–722.
Хиндуджа С. и Патчин Дж. В. (2009). Запугивание за пределами школьного двора: предотвращение киберзапугивания и реагирование на него . Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press.
Хорган, Дж. (2005). Психология терроризма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж
Круглански, А. В., и Фишман, С. (2006). Терроризм между «синдромом» и «инструментом». Современные направления психологической науки, 15 (1), 45–48.
Макколи, К. (ред.). (2004). Психологические проблемы в понимании терроризма и ответ на терроризм . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group.
Национальный консорциум по изучению терроризма и ответных мер на терроризм. (2011). Справочная информация: 11 сентября, десять лет спустя . Получено с http://www.start.umd.edu/sites/default/files/files/announcements/BackgroundReport_10YearsSince9_11.pdf
Olafsen, R. N., & Viemero, V. (2000). Проблемы хулигана/жертвы и преодоление стресса в школе среди 10–12-летних учеников на Аландских островах, Финляндия. Агрессивное поведение, 26 (1), 57–65.
Пакетт, Дж. А., и Андервуд, М. К. (1999). Гендерные различия в опыте подростков виктимизации сверстников: социальная и физическая агрессия. Merrill-Palmer Quarterly, 45 (2), 242–266.
Поток М. (2010). Геи остаются меньшинством, наиболее пострадавшим от преступлений на почве ненависти. Разведывательный отчет, 140 .