Воспитание ребёнка от 2 до 3 лет – кнут или пряник
Психология воспитания детей до 3 лет замкнута на контакте со взрослым человеком. Родитель для малыша непререкаемый авторитет, надёжная защита и лучшим друг.
Содержание
- 1 Метод кнута и пряника
- 1.1 Детский коллективизм
Счастливая пора для родителей – когда ребёнок полностью доверяет мнению старших, впитывает знания с жадностью, всё новое воспринимает с восторгом. Это возраст от 2 до 3 лет.
Его улыбка с утра означает, что день будет светлым и радостным. Главное, не испортить настроение малыша неправильно выбранной интонацией. Приветливая улыбка в ответ и пожелание доброго утра дадут крохе понять, что он любим и его пробуждению рады. Значит, можно высказывать пожелания о построении дня, конечно, если не нужно идти в садик.
Воспитание ребёнка требует постоянного контроля и подсказок со стороны родителей. В возрасте 2-3 лет малыш доверяет им всецело. Не все дети к этому времени правильно выговаривают слова и точно формулируют свои желания.
Тематические статьи:
- Методики воспитания детей
- Как воспитать ребенка без криков и наказаний
- Речевое развитие детей 2 3 лет
Для этого необходимо разобраться, что в данный момент пытался сказать ребёнок. Дать ему несколько подсказок, на которые он может ответить «да» или «нет». Ни в коем случае нельзя терять контакт с крохой, чтобы он не замкнулся в себе и не начал повторять всё, что слышит на улице или по телевизору. Рекламные слоганы легко запоминаются, но это не лучший источник пополнения лексикона.
Психология воспитания детей до 3 лет замкнута на контакте со взрослым человеком. Родитель для малыша непререкаемый авторитет, надёжная защита и лучшим друг.
В период становления личности и формирования характера у малышей 2-3 лет, без этого метода не обойтись. За каждый мало-мальски значимый успех или старание в его достижении кроха заслуживает похвалы. Благодарить ребёнка за поднятую с пола бумажку, поданное полотенце, вымытую кружку у родителей должно стать привычкой.
Но, кроме хороших дел, малыши доставляют немало хлопот, обрывая обои, раскрашивая фломастерами стены и мебель. Кнутом может служить изменение тона в общении. Ругать, а уж тем более бить ребёнка нельзя. Необходимо объяснять ему, почему делать подобные вещи не стоит. Желательно прививать понимание этого с момента, когда малыш начинает ползать.
Журить необходимо так, чтобы не довести ребёнка до слёз. Лучше всего это сделать, присев на корточки, говорить спокойно без переходов на повышенные тона. Иначе ребенок начнёт упрямиться и плакать. Тогда уже будет не до объяснений. Придётся успокаивать кроху, отвлекать его внимание от того, что так расстроило.
Но, оставив чадо наедине со своей грустью, можно заронить в детскую душу сомнение в том, что его любят. Если ребёнок не может успокоиться, необходимо обнять его или погладить по головке. Вся обида уйдёт.
Худшим вариантом завершения подобных объяснений может стать испуг. Тогда, что бы кроха ни делал, при появлении родителей он будет бросать все, боясь недовольства с их стороны. Придётся налаживать контакт заново. Договориться с ребёнком легко, если не давать своему негодованию вылиться нескончаемым потоком слов и эмоций. Намного проще взять кисточку и клей и совместными усилиями подклеить оторванные обои. Если ремонта не избежать, можно с ребёнком разрисовать стену, но обдирать обои перед оклейкой стен нужно тоже вместе.
Если ребёнок ослушался и запачкал одежду, необходимо взять тазик и мыло, а не закидывать бельё в машинку. Выстирав рубашечку и штанишки, малыш поймёт, что маме тяжело приводить одежду в порядок. Но и тут необходимо все подсластить, сказав, какой он молодец.
По отдельности «кнут» и «пряник» могут привести к перекосу в воспитании. Захваленные дети вырастают эгоистами, а те, кого постоянно ругали, редко добиваются больших успехов, ведь с детства им не разрешалось проявлять инициативу.
Детский коллективизм
Стоит отметить, что воспитание в больших семьях имеет свои особенности. Психология их поведения такова, что им необходимо о ком-то заботиться. Малыш в два года может стать хорошей няней и надёжным другом для младшего брата или сестрёнки. Также стоить отметить, что 2-3-летние детишки готовы плакать и смеяться за компанию.
Следить за атмосферой в семье, где есть дети, приходится усерднее. Малейшая раздражённая интонация голоса взрослых приводит к безудержному плачу крохи.
Дети подвержены не только влиянию напряжённой атмосферы в семье, но и погодным условиям. В пасмурную погоду они быстрее утомляются, а расстроить их может любая мелочь.
В этом возрасте крохам предстоит разобраться в понятиях «живое» и «неживое». Процесс осознания себя, окружающих живых существ и неживых материй проходит проще в контакте с животными. Ребёнку легче понять разницу между настоящей собачкой и игрушкой. В домах, где есть собаки и кошки, дети не бывают одинокими.
Тематический материал:
- Воспитание детей от 3 до 4 лет
- Что подарить сыну на 3 года
Ещё одна особенность этого возраста заключается в том, что малыши познают мир методом разрушения. Они готовы разобрать любимую игрушку, лишь бы узнать, как она устроена. Чтобы не расстраивать кроху, предпочтительнее выбирать для него игрушки, которые можно многократно разбирать и собирать. Стоит учесть, что разобрать ребёнок сможет сам, а собирать придётся вместе, ведь сноровка по сборке придёт чуть позже.
ВСЁ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ
Новый бесплатный онлайн-курс:
программа 2022 года
За 5 дней и бесплатно вы узнаете как:
- Без стресса воспитать счастливого и здорового ребёнка
- Не выгореть, оставаться счастливой женой и мамой
- Сохранить отношения с мужем и сильнее вовлечь его в воспитание
28 февраля — 2 марта 19-00 Киев/ 20-00 МСК
Регистрируйтесь и получите в подарок мини-книгу «Сенсорное развитие детей»
Ваш e-mail Ваш телефонРодителями стать легко, быть хорошим родителем трудно − этому надо учиться
Родителями стать легко, быть хорошим родителем трудно − этому надо учиться
Рекомендую этот курс, если вы только планируете ребёнка или у вас уже есть малыш от 0 до 3 лет. С помощью этих знаний вы избежите 90 % ошибок, которые совершает почти каждый родитель, поэтому сможете воспитывать счастливого ребёнка и сохранить гармонию в семье.
Методы воспитания, о которых вы узнаете на курсе, я использовал в отношениях со своим сыном.
Они работают. Это факт!Дмитрий Карпачёв (Психолог и ТВ-ведущий)
Программа курса − найдите то, что нужно именно вам и вашему ребёнку
3 важных темы о: детях, маме, супругах
О детях:
- Как определить, правильно ли развивается ваш ребёнок − главный критерий
- Стили воспитания − как выбрать лучший именно для вашего ребёнка
- На что влияет формирование привязанности ребёнка и в каком возрасте
- Главный инструмент воспитания детей 0-3 лет
- Почему важно учитывать темперамент ребёнка
- Как детство влияет на взрослую жизнь
- Почему «плохое» поведение − гарантия правильного развития ребёнка
- Как и когда приучать ребёнка к слову «Нельзя»
- 2 типа истерик − что делать при каждой
- Причины истерик − как реагировать
- Кризис 1 года − что это такое и почему он важен для ребёнка
О счастье мам:
- 12 типов мам − как воспитывает своего ребёнка каждый тип
- Что вам нужно, чтобы эмоционально не выгореть
- 3 условия, чтобы быть счастливой мамой
- Манипуляции ребёнка − как не поддаваться
- Главные задачи мамы в воспитании
Об отношениях с супругом:
- Почему с взрослением ребёнка отношения с супругом могут ухудшаться
- Что нужно сделать, чтобы ваш мужчина больше помогал с ребёнком
- Как правильно вовлекать отца в воспитание ребёнка
- Как сохранить отношения после рождения ребёнка
Семья
− это целостная система, где каждый влияет друг на друга. Именно поэтому в семье должно быть хорошо всем. Регистрируйтесь и узнайте, как это сделать
Зарегистрироваться
Ведущий курса: психолог-практик
Дмитрий Карпачёв
- Специалист в области детской возрастной психологии, эксперт в вопросах личностного роста, сертифицированный тренер НЛП международной категории, гештальт-терапевт, коуч, бизнес-тренер
- Опыт профессионального психологического консультирования более 18 лет
- Автор книги «Как дать ребёнку всё без денег и связей»
- Учредитель самой крупной русскоязычной онлайн школы по воспитанию детей
- Ежегодно тренинги Дмитрия проходит более 200 000 человек из 50 стран
- Женат, воспитывает сына
- Ведущий социально-психологических реалити-шоу на ТВ: «СуперМама», «Правила жизни», «Дорогая, мы убиваем детей», «Детектор лжи», «Спасите нашу семью», «Дочки-матери», «Беременна в 16»
Приглашённый эксперт
− Анна Кушнерук
- Психоаналитик, специалист в области прикладного психоанализа
- Эксперт в вопросах семейного и женского консультирования, медиа-психолог, бизнес-психолог
- Опыт профессионального психологического консультирования более 10 лет
- Ведущая на ТВ, член Украинской ассоциации психоанализа, доктор философии, старший преподаватель Национальной академии управления
Отзывы − сотни тысяч родителей уже решили большинство своих проблем с детьми
Регистрируйтесь и присоединяйтесь к родителям, которые воспитывают детей без стрессов и в удовольствие
Зарегистрироваться
Воспитание детей — журнал VIRGINIA
Джесси УэллсСлишком строг? Слишком мягкий? У родителей самые лучшие намерения в отношении своих детей, но у всех, от доктора Спока до мамы-тигрицы, есть противоречивые советы о том, как их воспитывать.
«То, что хорошие матери и отцы инстинктивно хотят сделать для своих детей, в конце концов, как правило, самое лучшее», — сказал доктор Бенджамин Спок, написавший влиятельные книги о воспитании детей в 1940-х годах. «Счастье в основном является побочным продуктом того, что заставляет нас чувствовать себя удовлетворенными».
«Что китайские родители понимают, так это то, что ничто не может быть веселым, пока вы не станете в этом хороши», — пишет Эми Чуа, чья книга «Боевой гимн матери-тигрицы» вызвала бурю негодования, когда она вышла в январе прошлого года. «Чтобы в чем-то преуспеть, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать, поэтому крайне важно не подчиняться их предпочтениям».
Это всего лишь несколько точек зрения в поляризующих дебатах о воспитании детей, которые часто опираются на анекдотические свидетельства и более широкие культурные тенденции, а не на науку. Итак, кто прав? Профессора Университета штата Вашингтон, изучающие психологию и педагогику, дают советы по воспитанию детей, подкрепленные экспериментами и исследованиями. Здесь они предлагают практические и научно проверенные стратегии решения общих проблем.
Джесси Уэллс Сценарий: Ваш двухлетний ребенок плачет, кричит и задыхается в публичной библиотеке.Может быть утешительно знать, что ваш ребенок не единственный, у кого случаются истерики. И они не ограничиваются только людьми. У младенцев макак-резусов случаются истерики, и оказывается, что матерям-резусам это тоже неловко; они с большей вероятностью отреагируют на истерику, если рядом будут обезьяны-свидетели.
«Без полностью развитых вербальных навыков маленькие дети часто испытывают трудности в общении», — говорит Тина Стэнтон-Чепмен, доцент Педагогической школы Карри, специализирующаяся на раннем детстве. «У них есть желания и потребности, но нет языка, чтобы их выразить. Истерика — это форма общения, хотя ее не следует поощрять».
Она говорит, что родители часто реагируют на вспышки гнева, потворствуя желаниям своих детей, что вознаграждает их поведение.
Улучшение общения между родителями и ребенком — первый шаг к предотвращению истерик. «Родители могут постараться четко изложить свои ожидания и использовать простой язык», — говорит Стэнтон-Чепмен. «Часто в 2 года дети уже могут понимать предложения из двух или трех слов, поэтому попробуйте их использовать». Выражение ожиданий до начала ситуации также может быть полезным. «Если вы не скажете ребенку, что библиотека — это тихое место, прежде чем вы войдете, вы окажетесь в ситуации, в которой может потребоваться наказание. Этого можно избежать», — говорит она.
Исследование Стэнтон-Чепмен о дошкольных классах выявило несколько факторов, способствующих хорошему поведению малышей. Маленькие дети расцветают, когда у них есть рутина; они знают, чего ожидать и что вы ожидаете от них. «Вы заметите, что в реалити-шоу «Няня 911» одна из первых вещей, которую делает няня, — это навязывает распорядок дня, — говорит Стэнтон-Чепмен. «Переходы между действиями могут быть трудными. Могут помочь пятиминутные предупреждения и даже использование таймеров».
Если истерика все же случилась, сохраняйте спокойствие и избегайте пустых угроз. «Дети проверяют ваши границы. Границы должны быть четкими», — говорит она. Если вы скажете, что следствием истерики будет уход из библиотеки, то уходите».
Ребенок может закатить истерику, чтобы лучше контролировать ситуацию. «Предоставьте детям выбор, который вы считаете приемлемым», — говорит Стэнтон-Чепмен. «Они учатся делать выбор, и это дает им чувство контроля над собой. Они хотели бы кусочки яблока или морковь?»
Что лучше для маленьких детей: строгое или вседозволяющее воспитание? Маленькие дети нуждаются в большой поддержке, защите и обучении. «Я призываю к гибкому подходу, который позволяет и родителям, и детям в некоторой степени контролировать ситуацию. Мы хотим научить как независимости, так и сотрудничеству».
Джесси Уэллс Сценарий: Ваш дошкольник, кажется, хочет завести друзей, но очень непопулярен на детской площадке, потому что берет игрушки других детей.Дошкольники находятся в стадии бурного развития. Поначалу физически неуклюжие, они быстро осваивают крупную и мелкую моторику. Они также социально неуклюжи, и им нужно научиться взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
«Дружба для маленьких детей отличается от дружбы для детей постарше, — говорит Стэнтон-Чепмен. «Вместо того, чтобы выбирать друзей по постоянным внутренним качествам, таким как доброта или общие интересы, маленькие дети используют внешние признаки, такие как ношение фиолетовой рубашки или игра с кубиками».
В этом возрасте дети быстро устанавливают и разрывают социальные связи. «Вы заметите, что маленькие дети часто говорят другим маленьким детям: «Ты мне не друг», — говорит она.
Дети возьмут игрушку или даже ударят ее, чтобы инициировать социальное взаимодействие. Исследование Стэнтон-Чепмен направлено на детей, которым нужны подробные инструкции о том, как привлечь внимание, начать разговор, ответить на просьбы и по очереди. «Мы читаем книги, демонстрирующие социальное взаимодействие, а затем играем с детьми в игры, в которых они могут практиковать поведение, которое они только что видели», — говорит она. «Дети получают больше возможностей, когда знают, что социальные сценарии работают точно так же, как они работали с персонажами в сборнике рассказов. Эти сценарии кажутся очевидными для пожилых людей, но в какой-то момент нам тоже пришлось их выучить».
Стэнтон-Чепмен говорит, что примерно в возрасте 5 лет дети начинают соответствовать гендерным ролям, которым они научились. Мальчики часто играют с мальчиками. Девушки с девушками. Девочки, как правило, более вербальны, а мальчики более физически. «Конечно, бывают исключения, — говорит она. «Моя дочь — настоящий сорванец».
Джесси Уэллс Сценарий: Ваш старший ребенок отлично учился в начальной школе. Ваш младший приносит домой табели успеваемости, полные Cs. Почему они разные?Насколько характеры и черты ваших детей являются генетическими? И какое влияние вы имеете как родитель? «Насколько вы отличаетесь от своих братьев и сестер?» — спрашивает Джозеф П. Аллен (полковник 80-го), клинический психолог и профессор кафедры психологии Университета штата Калифорния. «Гены действительно имеют большое значение».
Аллен говорит, что гены определяют, будет ли ребенок экстравертом или интровертом, но опыт, особенно полученный в результате близких отношений, например, между родителем и ребенком, помогает формировать структуру мозга. Воспитание имеет значение, даже когда речь идет о буквальной конфигурации детского разума.
«Мы должны помнить, что существует важное двустороннее взаимодействие между структурой мозга и опытом», — говорит Аллен. «Структура мозга влияет на поведение, но, в свою очередь, наш опыт формирует мозг. Если бы вы провели следующие несколько месяцев, учась жонглировать, в вашем мозгу произошли бы структурные изменения, которые можно было бы обнаружить с помощью МРТ».
Как родители могут поддержать развитие мозга своих детей? Аллен говорит, что, как и все остальные, дети лучше всего учатся, делая что-то сами и испытывая последствия. Второй лучший способ учиться — это наблюдать, как другие люди что-то делают. «Слушание — наименее эффективный способ обучения из трех», — говорит Аллен.
Родители также используют похвалу, чтобы подбодрить своих детей. «С маленькими детьми важно быть очень конкретным в том, что вы хвалите», — говорит Стэнтон-Чепмен. «Объясните, что именно вам понравилось в их поведении. Дети хотят порадовать вас, и ваша похвала — это награда».
Аллен говорит, что хвалить детей старшего возраста и подростков лучше всего, если она конкретна. «Наиболее эффективно хвалить за то, что ваш ребенок действительно может контролировать, например, за усилия или потраченное время. Похвала подростка за его талант может снизить вероятность того, что он попытается что-то сделать снова, потому что он будет больше бояться неудачи».
А как же сам провал? Подорвет ли это уверенность ребенка до такой степени, что будущий успех станет менее вероятным? «Неудача — прекрасный учитель, — говорит Аллен. «Родители часто отчаянно пытаются защитить своих детей от этого, но это необходимая часть взаимодействия с миром».
Джесси Уэллс Сценарий: У вас есть правила, но ваш 13-летний ребенок начал с вами спорить. Она хочет знать, почему она не может пойти на вечеринку, на которую собираются ее друзья. Она пытается убедить вас получить то, что она хочет.Аллен и его коллеги встречались с подростками сами по себе, с их родителями и со сверстниками в течение последних 13 лет в рамках продольного исследования в Университете штата Вирджиния. Он обнаружил, что существует сильная корреляция между тем, как дети взаимодействуют со своими родителями и сверстниками. Дети, которые беспрекословно подчиняются своим родителям, часто делают то же самое со сверстниками, в то время как те, кто ведет переговоры со своими родителями, чаще обсуждают решения со своими сверстниками.
«Подростки должны практиковаться в принятии решений и использовании своих очень широких способностей к рассуждениям. Эта практика позволяет им развивать эти части своего мозга», — говорит Аллен. Таким образом, ваш склонный к спорам 13-летний ребенок может на самом деле развивать навыки, которые помогут ей в будущем.
То, что ваш ребенок стал более самостоятельным, не означает, что вы ему не нужны. Эдит Лоуренс (Educ ’82), клинический психолог и профессор Педагогической школы Карри, чьи исследования сосредоточены на девочках средней школы, говорит, что даже когда дети достигают подросткового возраста, родители по-прежнему остаются самыми важными людьми в их жизни. «Люди часто предполагают, что сверстники имеют большее влияние, но девочки чаще всего считают родителей или бабушек и дедушек самыми влиятельными людьми в жизни».
Лоуренс призывает родителей слушать своих детей в средней школе и поддерживать их усилия в решении проблем, а не решать их проблемы за них. «Если вы хотите, чтобы молодые люди умели принимать решения, вы должны предоставить им множество возможностей для отработки этого навыка. Родитель «потому что я так сказал» сохраняет за собой всю власть, но упускает шанс пригласить ребенка поделиться своими лучшими мыслями», — говорит Лоуренс. «Совместное решение проблем отлично подходит для детей и родителей. Это как в старой поговорке: «Дай человеку рыбу, и он будет обедать один день; научи его ловить рыбу, и он будет есть всю жизнь». Мы учим наших детей принимать правильные решения, создавая для них возможности для практики».
И Аллен, и Лоуренс отмечают, что подростки обладают значительным потенциалом рассуждений и абстрактного мышления, которые они могут применить для выяснения вариантов и возможных результатов. «Мозг подростка на самом деле работает быстрее в некоторых задачах, чем мозг большинства взрослых», — говорит Аллен.
Джесси Уэллс Сценарий: вы знаете, что ваш подросток умен и имеет большой потенциал. Она получает хорошие оценки, играет на первой скрипке в школьном оркестре, и у нее есть семья, которая ее любит. Но ее только что поймали на краже в магазине.Возвращаясь к примеру из царства животных, юная макака-резус покидает свою стаю, чтобы исследовать новую территорию. Человеческий подросток тестирует поведение взрослых и экспериментирует, чтобы определить свою личность.
Аллен предполагает, что мозг подростка запрограммирован на риск. Подростковые годы полны новых вызовов, и подростки часто идут как на положительный риск — участвуя в более сложном уроке математики или прослушивании для школьного спектакля, так и на отрицательный — слишком быстро ведя машину или крадя в магазине. «Для обучения необходим риск, — говорит Аллен. «Многие родители из самых лучших побуждений приютят своих детей-подростков, чтобы обезопасить их или помочь им добиться успеха. Они делают работу за своих детей и слишком упрощают жизнь. Это нехорошо для них; им нужно что-то делать для себя».
Несмотря на то, что подростки склонны к риску, они часто переживают подростковый возраст без серьезных происшествий. Но есть ли способы помочь подросткам экспериментировать?
В клинической практике Аллена, по его словам, многие подростки не чувствуют, что они делают что-то «настоящее», или считают, что их поведение мало влияет на других людей. «Когда подростки имеют возможность выполнять работу, которая затрагивает других, они, как правило, добиваются большего успеха», — говорит Аллен. «Когда подростки становятся волонтерами, процент их отсева снижается вдвое. Уровень беременности снижается на 50 процентов».
Аллен говорит, что преступность несовершеннолетних является относительно новым явлением, которое возникло в результате культурной дифференциации между юностью и взрослой жизнью. Современные подростки тусуются с подростками и живут в отдельном от взрослых мире. «Когда подростки работали вместе со взрослыми, эти проблемы возникали очень редко, — говорит Аллен. «На протяжении большей части истории человечества люди считались взрослыми к 15 годам».
Лоуренс говорит, что если вы попросите подростка принять решение о риске в тихой обстановке, где у него есть время обдумать свои варианты, его выбор будет аналогичен ответам взрослых. «К сожалению, когда они со своими друзьями, подростки чаще делают более рискованный выбор», — говорит Лоуренс. Если попросить подростков в спокойной обстановке поделиться своими мыслями о рискованных решениях, это может помочь им принять более взвешенное решение позже.
Сценарий: вы по-прежнему платите за телефон и машину своего 22-летнего ребенка. И живет дома. Вы устроили ему стажировку через делового партнера, но он кажется неблагодарным. Когда он вырастет?Когда Аллен учился в колледже в конце 1970-х, он раз в неделю звонил родителям. Сегодня средний студент колледжа разговаривает со своими родителями 13 раз в неделю. После окончания колледжа домой уезжает больше молодых людей, чем когда-либо прежде. «Даже поколение назад у родителей не было ни времени, ни ресурсов, чтобы быть родителями-вертолетами, — говорит Аллен. «И молодые люди были лучше для этого».
Аллен говорит, что зависимость, как экономическая, так и эмоциональная, маленьких взрослых детей от своих родителей носит эпидемический характер. Хотя с экономической точки зрения времена трудные, «тенденции, которые мы наблюдаем, существовали и действовали задолго до начала недавней рецессии.
«Раньше, в трудные экономические времена, молодые люди больше хотели вносить свой вклад, чем брать у своих родителей», — говорит Аллен. «Теперь мы видим, как родители, чьи пенсионные планы 401K находятся под водой, оказывают дополнительную поддержку своим 20-летним, которые часто живут намного лучше, чем их родители в том же возрасте».
Часто на карту поставлен контроль. «Воспитание подростка — это передача контроля над его жизнью от родителя подростку, — говорит Аллен. «Если этого не произойдет, как молодой человек сможет успешно начать взрослую жизнь? Какие у него или у нее будут навыки?»
Родители могут хотеть, чтобы их дети извлекли пользу из мудрости, которую они почерпнули из опыта. «Мы не хотим, чтобы они повторяли наши ошибки, — говорит Аллен. «Но им нужно делать свои собственные ошибки, набираться собственной мудрости».
Предоставление молодым людям возможности делать собственный выбор и решать свои проблемы свидетельствует о том, что родители доверяют им. «Для молодых людей важно, чтобы их родители верили в них», — говорит Аллен.
Наши представления о том, как лучше всего воспитывать детей, со временем изменились. «Было время, когда это было более карательным, — говорит Стэнтон-Чепмен. «В 70-х и 80-х годах речь шла о похвале, вознаграждении и отсутствии родительского контроля. Сейчас тенденция направлена на контролируемую гибкость». Контролируемая гибкость предполагает, что родители устанавливают границы для поведения своих детей, но в конечном итоге разделяют контроль со своими детьми. Родители реагируют на заботы и проблемы своих детей и советуют им, какой выбор они делают.
Лоуренс соглашается с тем, что гибкость имеет ключевое значение, поскольку все дети разные и имеют разные потребности. «Речь идет о том, чтобы добиться хорошего соответствия между темпераментом ребенка и стилем воспитания родителей. Родители могут работать над улучшением соответствия, сосредоточив внимание на том, что лучше всего подходит для каждого ребенка».
Она также говорит, что родители должны отказаться от идеи быть идеальными. «У всех нас как у родителей есть недостатки, и дети, несмотря на них, находят способы процветать, — говорит Лоуренс.
Хотя любовь необходима, говорит Аллен, одной ее всегда недостаточно. «Молодым людям нужен кто-то, кто понимает их потребности, будь то руководство, поддержка или даже твердый, но нежный толчок за дверь, чтобы начать учиться делать это самостоятельно».
Как воспитать счастливого ребенка (от 12 до 24 мес.)
То, что делает малышей счастливыми, может вас удивить. Специалисты по развитию детей, изучающие эту тему, говорят, что счастье — это не то, что вы даете малышам, а то, чему вы их учите.
Эдвард Хэллоуэлл, психиатр и автор книги «Детские корни взрослого счастья», , говорит, что чрезмерно балуемые дети — независимо от того, осыпаны ли они игрушками или ограждены от эмоционального дискомфорта — с большей вероятностью вырастут в скучающих, циничных и безрадостных подростков. «Лучшие предсказатели счастья — внутренние, а не внешние», — говорит Хэллоуэлл, который подчеркивает важность помощи детям в развитии набора внутренних инструментов, на которые они могут полагаться в течение всей жизни.
Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно быть экспертом в области детской психологии, чтобы наделить ребенка внутренней силой и мудростью, необходимыми для преодоления жизненных взлетов и падений. Проявив терпение и гибкость, любой родитель может заложить основу для счастья на всю жизнь.
Научитесь читать эмоции вашего малыша
Вероятно, ваш малыш очень хорошо показывает вам, когда что-то его радует или огорчает. Его лицо озаряется широкой улыбкой, когда вы приходите домой, или он безудержно рыдает, когда не может найти свое любимое одеяло. Но вы все еще можете задаться вопросом, доволен ли он в целом.
Признаки обычно очевидны: счастливый ребенок улыбается, играет, проявляет любопытство, проявляет интерес к другим детям и не нуждается в постоянной стимуляции. И наоборот, говорит Хэллоуэлл, признаки несчастного ребенка очевидны: ребенок «замкнутый, тихий, мало ест, спонтанно не вступает в контакт с другими детьми, не играет, не задает вопросов, не Я смеюсь и улыбаюсь, и у него очень скудная речь».
Если у вас от природы застенчивый или замкнутый ребенок, который мало смеется и мало общается, это не значит, что он несчастен. Застенчивость — это не то же самое, что грусть, но вам придется потрудиться, чтобы прочитать его знаки. Хэллоуэлл советует обращать внимание на любые серьезные изменения в его поведении — становится более изолированным или пугливым — что может указывать на проблемы, на которые следует обратить внимание.
Пол С. Холинджер, профессор психиатрии в Rush-Presbyterian-St. Медицинский центр Люка в Чикаго определил девять врожденных «сигналов», которые младенцы используют для передачи своих чувств. Вы можете распознать эти сигналы и у своего малыша. Два сигнала, «интерес» и «удовольствие», являются положительными чувствами, в то время как отрицательные сигналы, особенно «страдание», «гнев» и «страх», в сумме приводят к несчастному ребенку.
Большинство родителей признают, что напуганный, легко расстраивающийся ребенок не является счастливым туристом, но Холинджер считает, что многие родители не осознают, что сердитый ребенок обычно выражает грусть. Независимо от возраста, «гнев — это просто чрезмерное страдание», — говорит Холингер. Когда ваш ребенок бьет своего брата или швыряет его игрушки, это означает, что он расстроен так, что не может справиться с этим.
Ваш малыш, вероятно, по-своему показывает вам, когда ему тяжело. Некоторые дети могут замкнуться в себе, некоторые могут закатывать истерики, а третьи могут стать навязчивыми. По мере того, как вы будете узнавать темперамент своего собственного ребенка, вы научитесь лучше понимать признаки того, что в его мире что-то не так.
Реклама | страница продолжается ниже
Чтобы узнать больше о природном темпераменте вашего ребенка, ознакомьтесь с нашей статьей «Дети рождаются счастливыми?».
Развлекайтесь со своим малышом
Хотя непрерывные развлечения и мороженое на ужин могут показаться мечтой каждого ребенка, на самом деле самым счастливым для вашего малыша является гораздо более простое: вы. И это первый ключ к созданию счастливого ребенка, говорит Хэллоуэлл. «Общайтесь с ними, играйте с ними», — советует он. «Если вы весело проводите время с ними, они веселятся. Если вы создадите то, что я называю «связанным детством», это, безусловно, лучший шаг, чтобы гарантировать, что ваш ребенок будет счастлив».
Игра приносит радость, но благодаря игре ваш ребенок также развивает навыки, необходимые для счастья в будущем. Неструктурированная игра позволяет ей открыть для себя то, что она любит делать — строить башни из кубиков, играть в больницу со своими мягкими животными — что может указать ей на интересы, которые останутся у нее на всю жизнь.
Помогите своему малышу освоить новые навыки
Рецепт Хэллоуэлла для создания счастья на всю жизнь включает в себя неожиданный поворот: счастливые люди часто — это те, кто овладел навыком. Например, когда ваш малыш тренируется бросать вам мяч, он учится на своих ошибках, учится настойчивости и дисциплине, а затем испытывает радость от успеха благодаря собственным усилиям.
Он также пожинает плоды признания других за свои достижения. Самое главное, он обнаруживает, что у него есть некоторый контроль над своей жизнью: если он пытается что-то сделать, он с удовлетворением обнаруживает, что при настойчивости он в конце концов может это сделать. Исследования показывают, что это чувство контроля через мастерство является важным фактором, определяющим счастье взрослых.
Хэллоуэлл предупреждает, что дети, как и взрослые, должны следовать своим интересам, иначе их успехи не принесут радости.
Ребекка Маркс, мать двоих детей из Кливленд-Хайтс, штат Огайо, говорит, что ее сын Захари больше всего интересуется строительством. «Он любит строить разные вещи и помогать своему отцу создавать специальные проекты. Это заставляет его чувствовать себя хорошо. Мы пытаемся помочь ему сосредоточиться на том, к чему у него есть природный талант, где мы можем сказать, что он действительно веселится».
Прививайте своему малышу здоровые привычки
Много сна, физические упражнения и здоровое питание важны для благополучия каждого человека, особенно детей. Малыши — прирожденные физкультурники: давайте ребенку достаточно времени, чтобы побегать на свежем воздухе, это поможет ему справиться с настроением. И обратите внимание на потребность вашего ребенка в структуре: в то время как некоторые дети очень спокойны, большинство малышей чувствуют себя лучше и счастливее с установленным расписанием, которое позволяет им знать, что их ждет.
Вы также можете обратить внимание на любую связь между настроением вашего ребенка и определенными продуктами. Некоторые родители считают, что, хотя сахар может дать ребенку заряд энергии, он также может вызвать перепады настроения или агрессивное поведение. Пищевая аллергия и чувствительность также могут влиять на поведение и настроение вашего ребенка.
Позвольте вашему малышу разобраться во всем
Иногда родители думают, что создать счастливого ребенка означает сделать все возможное, чтобы все стало лучше, когда жизнь подбрасывает крученый мяч. Но Кэрри Масиа-Уорнер, детский психолог и заместитель директора Института тревожных расстройств и расстройств настроения в Медицинской школе Нью-Йоркского университета, считает это большой ошибкой, которую допускают многие любящие родители с благими намерениями.
«Родители все время стараются сделать своего ребенка лучше, все время делать его счастливым. Это нереалистично. Не всегда прыгайте и пытайтесь все исправить», — советует Масия-Уорнер. «Дети должны научиться терпеть какое-то горе, какое-то несчастье. Пусть они борются, разбираются во всем сами, потому что это позволяет им научиться справляться».
Хэллоуэлл соглашается с тем, что предоставление детям разнообразных переживаний, даже трудных или разочаровывающих, помогает создать запас внутренней силы, которая ведет к счастью. Будь то семимесячный ребенок, пытающийся ползать, или семилетний, борющийся с вычитанием, Хэллоуэлл говорит родителям, что он будет лучше справляться с невзгодами, просто успешно борясь с ними снова и снова.
Умение справляться с неизбежными жизненными разочарованиями и неудачами имеет решающее значение для будущего счастья вашего ребенка. Это не означает, что ваш ребенок не должен просить о помощи, если он в ней нуждается, но ваша роль состоит в том, чтобы указать ребенку на решение, а не предоставить его ему.
Если у вашего ребенка разовьется чувство независимости и уверенности, это может привести к большей самооценке и счастью. Один из способов помочь вашему малышу развить эти качества — тренировать его играть в одиночестве по 10–15 минут несколько раз в день.
Позвольте вашему малышу грустить или злиться
Когда ваш ребенок дуется в углу во время вечеринки по случаю дня рождения, вашей естественной реакцией может быть подтолкнуть его присоединиться к веселью. Но важно позволить ей быть несчастной.
Хэллоуэлл обеспокоен тем, что «некоторые родители беспокоятся каждый раз, когда их дети страдают от небольшого отказа, их не приглашают на вечеринку по случаю дня рождения или они плачут, потому что не получили то, что хотели».
Дети должны знать, что быть несчастным иногда нормально — это просто часть жизни. Если вы пытаетесь подавить любое несчастье, вы можете послать сообщение о том, что расстраиваться неправильно. Позвольте ребенку испытать свои чувства, в том числе печаль.
Поощряйте ребенка обозначать свои чувства и выражать их устно. Маленькие дети очень быстро схватывают такие слова, как «счастливый» или «сердитый». Когда они выражают свои эмоции словами, они обретают совершенно новую способность распознавать свои чувства и справляться с ними.
«Маленькому ребенку очень страшно чувствовать ярость и не понимать, откуда она исходит», — говорит Ребекка Маркс, мать двоих детей из Кливленд-Хайтс, штат Огайо. Когда 14-месячная Мадлен разыгрывает или бьет, Маркс говорит: «Я говорю ей: «Я знаю, что ты расстроена или злишься». Таким образом, Мадлен научится определять свои чувства, называть свои эмоции. Тогда мы сможем научить ее использовать слова, а не бить».
Научите своего малыша делиться и заботиться о нем
Когда ваш малыш подрастет, его можно научить тому, как приятно помогать другим. Исследования показывают, что люди, у которых есть смысл в жизни, чувствуют себя менее подавленными. Кон говорит, что благотворительность и помощь другим — большая часть их семейной жизни. Этот урок будет полезен даже маленьким детям.
Помощь с простыми домашними делами, такими как складывание грязной одежды в корзину, может помочь вашему малышу почувствовать, что он вносит свой вклад.
Будьте образцом для подражания своему малышу
По словам Доры Ванг, доцента психиатрии Медицинской школы Университета Нью-Мексико и матери юной Зои, исследования показывают, что вы можете передать свой темперамент своим детям — не обязательно не через ваши гены, а через ваше собственное поведение и стиль воспитания детей.
Хорошо это или плохо, но дети улавливают настроение своих родителей. Даже маленькие дети подражают эмоциональному стилю своих родителей, что активирует определенные нервные пути. Когда вы улыбаетесь, ваш ребенок улыбается, и его мозг «настраивается» на улыбку.
Если вам нравятся маленькие вещи и вы говорите, за что вы благодарны, вы будете положительным образцом для подражания для своего ребенка. Помогите ребенку увидеть, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст: если на детскую площадку слишком дождливо, скажите, что это возможность испечь печенье.