Воспитание для чего нужно: Воспитание детей — Психологос

Содержание

Воспитание детей — Психологос

01 января 2002 г., 17:08

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Нокдаун»

Воспитание ребенка – воздействия, формирующие личность ребенка и системно меняющие его поведение. Воспитывать – это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

Здесь – продолжение статьи Воспитание. В статьях этого раздела излагаются как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях.

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

 

Фильм «Моя ужасная няня»

Среди родителей осознанных воспитателей – немного, осознанно воспитывают детей – единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое «Так вышло», а озаглавить – «Что выросло, то выросло». Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично – это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание – это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: «С детьми нужно просто жить!». Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда – глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный – такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача – воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком – это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: «Ребенка нужно воспитывать!» – Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. «Чтобы был здоровеньким и не хуже других» – а это не мало? «Чтобы не повторил моих ошибок…» – а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя – нередко очень жестко – свои ценности. .. Но дети – наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников… Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь синтон-подход как в психологии, так и в педагогике.

Мы убеждены, что методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» – вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должны образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей в общем для всех нас на деле воспитания детей – конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе – их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов – это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание – одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания – нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания – тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание – это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как – правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей – море, потеряться легко. Тут – подборка полезной литературы по воспитанию детей. Приходите на тренинги в Синтон!

  • Воспитание детей
  • Педагогика
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (14):

Гость, 21 апреля 2012 г., 22:12

В современной семье «классического» вида воспитание нормального человека возможно очень редко. Наблюдал много раз, как семейные «няньки» в виде заботливых мамаш, теток, тещ и т.д. превращают чадо в настоящую паразитирующую плесень. К сожалению, государство практически самоустранилось из процесса воспитания после 90-х годов прошлого века. При этом «толерантно» решив дать будущим инфантилам полную «свободу выбора», т.е. право ничего не делать, паразитировать на родителях и родственниках…

3

ответа

Гость, 26 декабря 2013 г., 13:07

Отчасти согласна, поэтому-то и надо ещё сильнее задумываться о том, как воспитывать лучше!

Андрей, 07 августа 2014 г.

, 00:10

Для того чтобы воспитание было эффективным, оно должно быть обязательным, то есть предполагать регулярное воздействие на личность, а не проводиться от случая к случаю.

Гость, 29 января 2020 г., 11:48

Взрастить паразита могут только паразиты. Не так ли? Если родители паразиты (потребляют, но не отдают) в обществе (потребляют, но не отдают): современные управленцы государства, полиция (в отличии от милиции), фсб (охрана паразитов — чем не паразиты), то кого они вырастят — ответ очевиден. Что в итоге. Паразиты захватили мир. Если это не так, то почему культ потребления развивается в угоду паразитам, которых обеспечивают люди, выживающие за счет взятых у самих себя и своей Семьи заимствований благосостояний в виде расплаты полжизнями на скворечник и хлеб? Что в итоге. Детям давать реальное мироустройство. Самостоятельность и осознанность индивида — залог успеха всего общества. То есть, не учить подчиняться (в том числе и родителям), соответственно не взращивать в них паразитов.

Настя, 07 апреля 2015 г., 16:41

Очень интересная и полезная статья!

Наташа , 24 января 2016 г., 12:59

Зачем нужны дети? Они пришли в этот мир, чтобы научить нас терпению, любви и просто другой точке мнения и взглядов. В душе мы все дети, воспитывая детей, мы воспитываем себя. Нельзя требовать от детей того, чего не делаем сами. Это несправедливо. Никогда не унижайте детей, это подло, не ждите, чтобы они беспрекословно слушались вас — это не нужно, прививайте хорошие манеры на своём примере. Сотрудничайте, договаривайтесь, принимайте участие в их жизни, играйте с ними. Будьте всем для них, но будьте так же тверды и они вырастут хорошими людьми.

Торе, 29 февраля 2016 г., 22:27

Как-то на остановке стояли две женщины, обе с детьми. Рядом уборщик убирал мусор. Первая говорит своему сыну: «Если будешь плохо учиться, закончишь как он!» А другая сказала: «Если будешь хорошо учиться, сделаешь мир лучше для него!» Мораль: на каждую ситуацию есть разные взгляды.

Учитесь правильно подобрать слова!

1

ответ

Гость, 09 июля 2018 г., 21:41

Правильная реакция: «Этот человек делает очень очень важную работу. Если бы он не убирал, мы жили бы в грязи и болезнях».

1

ответ

Светлана, 08 января 2023 г., 18:23

Гость, 16 января 2017 г., 12:29

Хорошо бы дополнить данные рассуждения на тему: «Что такое воспитание?». Пытаясь ответить на этот вопрос, определится не только метод воспитания, но и основа, на которой строится взращивание поколений.

1

ответ

Гость, 16 сентября 2017 г., 12:08

Интересная статья. Почерпнул некоторые вещи.

Гость, 20 ноября 2017 г., 17:14

Различных методов воспитания множество. Но все равно они будут зависеть от характера родителей и их собственного стиля.

Гость, 07 апреля 2020 г. , 11:46

Согласно Библии, детей должны воспитывать родители, а не детсад или школа. В ней сказано: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Ефесянам 6:4).

Гость, 26 октября 2020 г., 13:25

Спасибо за статью, воспитание детей задача не из лёгких, особенно в наше время. Многим родителям, мне кажется, сложно найти хорошие и проверенные советы по воспитанию. Лично меня родители воспитывали по Христианским библейским нормам морали, я им за это очень благодарен. Моим родителям удалось привить мне эти нормы, так как они сами жили и живут в согласии с тем, чему меня научили. На их примере я ясно вижу, что то, чему они меня учат идёт на пользу. В воспитании детей правило «делай, как я говорю, а не как поступаю» неработает.

Материалы по теме:

20 окт. 2017 г.

Воспитание — легкое дело, или Золотые правила для родителей

Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители. Мы улыбнулись и написали. Если вы не только умны, но еще и с чувством юмора, эти правила должна вам понравиться.

18Подробнее

01 янв. 2013 г.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Самые лучшие родители могут поставить перед собой задачу-максимум. Это больше, чем воспитать из ребенка воспитанного взрослого человека, больше, чем подарить ребенку счастье, здоровье и жизненные перспективы. Задача максимум в воспитании — воспитать детей такими, чтобы они сами воспитали детей, которые будут такими же. И не просто такими же, а которые воспитают детей таких, которые воспитают детей таких… — и так далее.

0Подробнее

01 янв. 2004 г.

Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей

Родители действительно бывают очень разные: бывают умные и любящие, бывают попроще, есть — совсем никуда. Всех родителей можно разделить на три категории: «проблемные», «обычные (средние) родители» и «продвинутые родители», и методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей, учитывая их особенности, отношение к детям и их уровень культуры.

20Подробнее

03 февр. 2014 г.

Модели воспитания: запреты и предписания

Центральный вопрос разных моделей воспитания — вопрос о запретах и предписаниях. Сколько должно быть запретов, каких, насколько они обязательны? Что могут и должны предписывать предписания, а где оставлять детям возможность выбора, оставлять свободу? Идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому ребенку — нет, но есть модели более проблемные, есть спорные, а есть достаточно удачные. Перечислим и откомментируем основные модели…;;

6Подробнее

01 янв. 2010 г.

Воспитать в себе воспитателя

Рано или поздно воспитывать детей приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или или окружащих.

3Подробнее

01 янв. 2013 г.

Воспитательные подходы и технологии

Когда начинать воспитание? С одной стороны — чем раньше, тем лучше: «Чтобы мальчик стал джентльменом — его дедушка должен быть им». С другой стороны, воспитание — настолько ответственный предмет, что едва ли тут можно торопиться. Скорее, тут стоит много раз подумать, прежде чем что-то предпринимать.

0Подробнее

19 июн. 2014 г.

Жить с детьми или воспитывать детей?

Воспитывать — это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

10Подробнее

Зачем воспитывать ребенка: о важности воспитания

Каждый из нас мечтает о счастливом будущем своего ребенка. Видит его умным, красивым, успешным, воспитанным и добрым. Но все эти качества не появляются сами по себе. В процессе взросления, обучения, изучения окружающего мира каждый малыш впитывает в себя опыт общения, принимает нормы поведения, вырабатывает качества, необходимые для комфортной жизни. Каждый день кроха обрабатывает большой массив информации, формирующий его личность. От качества воспитания, полученного в дошкольный период, во многом зависят способности карапуза заводить друзей, решать межличностные конфликты, выбирать правильную линию поведения в разных ситуациях. Содержание статьи:

  • Каким бывает воспитание
  • Что дает воспитание, можно ли пустить все на самотек?
  • Что нужно воспитывать в ребенке
  • Пример родителей. Важность, ценность, необходимость

Каким бывает воспитание

Воспитание может быть целенаправленным или спонтанным. Основное отличие этих двух форм в преподнесении информации и поведении родителей. Целенаправленный процесс – работа не только над формированием личностных качеств ребенка, но и постоянная работа над собой. Родители, выбирающие эту дорогу, понимают, что их пример – лучший учитель. Невозможно научить кроху быть добрым, если родители позволяют себе негативные высказывания или поступки. Целенаправленное воспитание – четкое понимание образа будущей личности ребенка, стремление обучить малыша всем необходимым нормам поведения, вложить в его душу добро, отзывчивость, трудолюбие и т.д. Спонтанное воспитание – периодические уроки правильного поведения, неимеющие под собой определенной комплексной цели. Чаще всего − разрозненные поучительные объяснения, которые не всегда полностью соответствуют поведению самих родителей. К сожалению, большинство семей выбирают второй путь. Опасность воспитательного процесса этого типа в хаотичности информации, избирательности. В ситуации, когда взрослые не задумываются над собственным поведением, преподносят информацию не в качестве нормы, а как обязанность, детям не всегда полностью понятно, как нужно себя вести, почему слова расходятся с делом.

Что дает воспитание, можно ли пустить все на самотек?

Мы многом говорим о воспитании детей, но как часто сами не знаем ответ на вопрос «Зачем?». Зачем учить нормам поведения, показывать пример в общении, стараться донести какие-то истины до малыша. Может он сам, видя окружающий мир, научится и узнает все необходимое? Узнать то он узнает, но какую цену за это придется заплатить ему, да и родителям? Малыш, не имея опоры на опыт и знания родителей, идет по миру вслепую, на ощупь, пробираясь через установленные нормы, правила, ограничения, на ходу, путем проб и ошибок, применяя самые разнообразные, не всегда правильные, решения. Не зная, как поступить, часто сталкивается с непониманием, негативом. Хотим ли мы такого нашему ребенку? Нет. Как помочь крохе идти по жизни легко? Воспитывать. Понять, что мы хотим видеть в нашем чаде, какие черты характера ему помогут, какие чувства должны руководить его поступками. Четко представив образ будущего малыша, постарайтесь помочь ему получить все необходимые знания. Не стоит пускать все на самотек, надеяться, что кроха сам все поймет. Некоторые родители считают, что классические методы воспитания ущемляют личность ребенка, не дают развиваться его чувству свободы. Обучение нормам поведения в таких семьях строится на принципах вседозволенности и абсолютной свободы. Правильно ли это? Не всегда.

Психологи, педиатры, педагоги сходятся во мнении, что давать полную свободу действий ребенку не стоит. Отсутствие границ в дошкольном возрасте не вызывает у карапуза радости. Для ощущения спокойствия, счастья и стабильного психического развития малыш должен чувствовать границы, установленные в рамках выбранной модели воспитания.

Хотите вырастить свободную личность? Прежде всего, объясните, что свобода не бывает полной, она заканчивается на границе свободы другого человека. Научите, что свободный человек – тот, кто может управлять собственным негативом, преодолевать сложности и быть добрым, справедливым, честным. Любовь к себе и уважение к другим никак не помешают ребенку быть счастливым, а только помогут найти союзников, друзей, любовь. Вы спросите, а что будет, если ничего не делать? Если оставить попытки научить ребенка, сможет он сам получить необходимый опыт? Да. Но есть такое понятие, как перевоспитание. Оно включает в себя работу по замене установившихся привычек, замену уже существующих стереотипов и установившихся норм поведения. Перевоспитание – сложный процесс изменения личности, который не всегда может пройти успешно. Чтобы не исправлять, не перевоспитывать собственного ребенка, помогите ему сразу понять все правильно.

Что нужно воспитывать в ребенке

Можно долго рассуждать о важных качествах, необходимых навыках и полезных умениях. Для каждого родителя важность между разными чертами распределяется по своему, исходит из личного опыта и методики воспитания. Но среди всего массива личностных характеристик есть важные, нужные каждому человеку.

Самостоятельность

Умение обслуживать собственные потребности, принимать решения, выбирать среди предложенных вариантов, отвечать за собственные поступки – комплекс умений стоящий за навыком самостоятельности. Воспитывается с раннего возраста при помощи режима, практических заданий, возможности принимать решение и нести за него ответственность. Уже у двухлетнего ребенка можно интересоваться его мнением об одежде, игрушках, очередности действий. Предоставляя выбор среди подходящих возможных вариантов, родители закладывают понимание, что нельзя полагаться во всем на других, нужно уметь самостоятельно выполнять ряд задач, нести ответственность за собственную жизнь.

Чувство справедливости, любовь к правде

Важное качество, позволяющее доверять этому миру, быть уверенным во всех предложенных родителями аксиомах. Видя равное, справедливое отношение родителей к окружающим, понимая, что любая ложь станет известной, а человек, совершивший плохой поступок, понесет наказание, ребенок будет чувствовать себя защищенным, уверенным в своих силах, будет остерегаться нарушать известные ему запреты. Знакомя малыша с понятием правды в 5-6 лет, стоит пояснить ему, что правда не всегда бывает односторонней. Расскажите и покажите, как анализировать ситуацию, смотреть на нее с разных сторон, видеть все стороны поступка.

Доверие и уверенность в себе

Позитивное, любящее отношение, отсутствие необоснованных наказаний и непонятных для ребенка срывов, создают у него ощущение стабильности и незыблемости дома. На фоне спокойного развития через разговоры о самых разных сторонах жизни, переживаниях крохи, попытке помочь в решении его маленьких, но таких сложных для него проблемах, родители воспитывают доверие к себе. С доверия к маме и папе, уверенности в их честности, справедливости начинается уверенность в себе и своих силах. Зная, что за спиной есть люди, поддерживающие в любой ситуации, помогающие найти выход, любящие просто так, кроха не боится покорять сложные вершины, стремится идти вперед.

Эмпатия и симпатия

Умение сопереживать, понять ощущения другого человека или животного, растения важное качество, которое позволяет выстраивать первые дружеские отношения и впоследствии строить собственную семью. Умение увидеть красивое в окружающих вещах, найти хорошее в плохом, поставить себя на место другого человека, выразить сочувствие и сопереживание – важные умения, влияющие на коммуникацию, общее духовное развитие, творчество.

Смелость и честность

Чтобы малыш мог идти по жизни с высоко поднятой головой, преодолевать себя и обстоятельства, гордиться собственными достижениями и поступками, с ранних лет стоит внимательно отнестись к формированию смелости и честности. Умение взглянуть правде в лицо, высказать свое мнение, прояснить свои страхи позволят решать многие вопросы с обучением, отношениями со сверстниками и другими людьми. Но стоит уже в старшем дошкольном возрасте пояснить, что излишняя смелость и жесткое преподнесение правды может стать испытанием, поэтому каждое слово и поступок должны быть взвешенными.

Доброта и оптимизм

От улыбки станет всем теплей… Старый, знакомый мультик раскрывает тайну хороших взаимоотношений и умения смотреть на мир добрыми, счастливыми глазами. Все неприятности и невзгоды преодолимы, если малыш умеет увидеть хорошее, осознавать, что ошибка – путь к совершенству. Научите собственным примером, что, если смотреть на мир с улыбкой и ожиданием хорошего, жизнь обязательно будет интересной и увлекательной.

Трудолюбие и ответственность

С 3-4 лет рекомендуется привлекать малыша к домашнему труду. Показывать, что работа может приносить радость и удовлетворение. Предоставьте кроху зону его ответственности, пусть это будет цветок, за которым он будет ухаживать, сбор собственной кровати или игрушек. С малых лет нужно приучать карапуза не только играть, но и помогать. Упущенная возможность в игровой форме привить стремление к труду приводит к сложностям в школьные годы и взрослой жизни.

Уважение к другим людям и их труду

Понимая важность труда в жизни человека, кроха начнет осознавать, что любое занятие нужно, важно. Подкрепите это понимание своим поведением. Не выбрасывайте мусор на улице и не позволяйте это делать крохе. Расскажите, что работники сферы услуг очень стараются, чтобы окружающая местность была красивая и нужно уважать их труд. Расскажите, как много пользы приносят работники ферм, полей. Никогда не высказывайтесь уничижительно в адрес людей и их профессий. Любой труд ценен, любой человек заслуживает уважения. Простые и понятные каждому качества не появляются на ровном месте, они формируются благодаря работе родителей. Способов донести воспитательную информацию до крохи несколько:

  • Словом. Столкнувшись с негативной ситуацией, расскажите малышу как нужно себя вести, поясните, что было сделано не так и почему;
  • Делом. Предложите крохе исправить содеянное или понести наказание;
  • Книгой. Прочтите и обсудите сюжет, раскрывающий смысл негативного поступка;
  • Примером. Подумайте, всегда ли вы поступаете верно в аналогичной ситуации. Если нет, то больше так не делайте.

Четыре простых шага позволят разъяснить и закрепить правильный шаблон действий.

Но просто прорабатывать уже случившиеся события – это спонтанное обучение.

Для целенаправленного воспитания хорошо разработать собственную схему изучения разнообразных правил и норм, придерживаться определенной концепции или методики. Воспитание с конкретными целями позволяет не разбирать уже совершенные ошибки, а вовсе их избегать. Чтобы воспитывать ребенка целенаправленно или спонтанно каждому родителю нужно понять свою роль в этом процессе, принять важность изменений в своем поведении и отношении к жизни.

Пример родителей. Важность, ценность, необходимость

Воспитывая ребенка, родители играют решающую роль в формировании правильных установок и формировании необходимых навыков. Но как это выглядит на практике. Есть несколько советов, помогающие решить большинство сложностей в донесении информации до ребенка и правильном формировании шаблонов.

  • Учите тому, что делаете сами. Сколько бы вы не пытались объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, если он будет видеть, что ваши дела расходятся со словами, он отдаст предпочтение поступкам. Прежде чем наказать или отругать кроху за проступок, подумайте, а что делаете вы в такой ситуации. Воспитание детей начинается с родителей. Нужно стараться соответствовать своим идеалам. Если в какой-то момент вы не сдержались и поступили плохо, обязательно извинитесь перед карапузом, пообещайте, что будете стараться исправиться. Покажите, что тоже можете ошибаться, но раскаиваетесь и стараетесь избегать неверных решений;
  • Всегда сохраняйте спокойствие. Если какой-то проступок ребенка вас злит, то вспомните, что вы злитесь не на ребенка, а на свое неумение объяснить и научить. Спокойно и четко рассказывайте, как нужно себя вести, чего не следует делать, и постепенно все начнет налаживаться;
  • Следите за своими словами. Воспитание – не только уроки и собственный пример, но и постоянный контроль своих слов. Не унижайте, не злословьте и не обижайте малыша словом. Все, что мы говорим дошкольнику, откладывается в его голове, формирует шаблоны поведения. Сказанное в сердцах слово может вернуться к вам. Подумайте, будет ли вам приятно услышать то же в ответ;
  • Установите границы. Границы дозволенного должны быть не только у ребенка, но и у вас. Запрещая что-то малышу, поясняйте, почему это можно вам или другому члену семьи, объясняйте условия достижения желаемого. Не отступайте от своих слов. Если вы запретили, то нельзя даже бонусом давать возможность получить желаемого. Как только появляется граница для ребенка, она появляется и у вас, но с другой стороны. Ему нельзя ее пересекать, а вам давать ему возможность это делать.

Эти простые и доступные советы помогут вам наладить процесс воспитания в вашей семье, вырастить карапуза таким, какой он в ваших мечтах и ожиданиях. Будьте внимательны и щедры на любовь, ваши старания обязательно окупятся. На пути взращивания новой личности будут сложности и тернии, но все преодолимо, если верить в успех. Совершенствуйтесь рядом со своим крохой, достигайте успехов и показывайте пути к победе. В сложные времена, когда будет казаться, что ничего не выходит, старайтесь помнить о любви к ребенку, она поможет найти выход из ситуации.

Все статьи по теме

4 основные цели образования, согласно сэру Кену Робинсону

Для чего нужно образование? Как это бывает, люди резко расходятся в этом вопросе. Это то, что известно как «по существу оспариваемая концепция». Подобно «демократии» и «справедливости», «образование» означает разные вещи для разных людей. Различные факторы могут способствовать пониманию человеком цели образования, включая его происхождение и обстоятельства. Это также зависит от того, как они рассматривают связанные вопросы, такие как этническая принадлежность, пол и социальный класс. Тем не менее, отсутствие согласованного определения образования не означает, что мы не можем его обсуждать или что-либо с этим делать.

Нам просто нужно уточнить термины. Есть несколько терминов, которые часто путают или используют как синонимы — «обучение», «образование», «обучение» и «школа», — но между ними есть важные различия. Обучение – это процесс приобретения новых навыков и понимания. Образование – это организованная система обучения. Обучение – это вид обучения, направленный на приобретение определенных навыков. Школа — это сообщество учащихся: группа, которая собирается вместе, чтобы учиться вместе и друг у друга. Очень важно различать эти термины: дети любят учиться, они делают это естественно; многим тяжело с образованием, а у некоторых большие проблемы со школой.

Предоставлено издательством Penguin Books

Существует множество предположений об обязательном образовании. Во-первых, молодые люди должны знать, понимать и уметь делать определенные вещи, которые они, скорее всего, не стали бы делать, если бы их предоставили самим себе. Что это такое и как лучше всего обеспечить их усвоение учащимися — сложные и часто противоречивые вопросы. Другое предположение состоит в том, что обязательное образование является подготовкой к тому, что придет потом, например, к хорошей работе или получению высшего образования.

Итак, что теперь значит быть образованным? Что ж, я считаю, что образование должно расширять наше сознание, способности, восприимчивость и культурное понимание. Это должно расширить наше мировоззрение. Поскольку все мы живем в двух мирах — мире внутри вас, который существует только потому, что вы существуете, и мире вокруг вас, основная цель образования — дать учащимся возможность понять оба мира. В сегодняшних условиях возникает также новая и неотложная задача: обеспечить формы образования, которые привлекут молодежь к решению глобальных экономических проблем экологического благополучия.

Эту основную цель образования можно разделить на четыре основные цели.

Личный

Образование должно позволить молодым людям взаимодействовать с миром внутри себя, а также с миром вокруг них. В западных культурах существует четкое различие между двумя мирами, между мышлением и чувством, объективностью и субъективностью. Это различие ошибочно. Существует глубокая корреляция между нашим восприятием окружающего мира и тем, как мы себя чувствуем. Как мы выяснили в предыдущих главах, у всех людей есть уникальные сильные и слабые стороны, мировоззрение и характер. Студенты не имеют стандартных физических форм, равно как и их способности и личности. Все они имеют свои собственные способности и наклонности и различные способы понимания вещей. Таким образом, образование является глубоко личным. Речь идет о взращивании умов и сердец живых людей. Вовлечение их как личностей лежит в основе повышения достижений.

Всеобщая декларация прав человека подчеркивает, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и что «Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на укрепление уважения к правам человека и основные свободы.» Многие из глубочайших проблем в современных системах образования возникают из-за упущения из виду этого основного принципа.

Культура

Школы должны давать учащимся возможность понимать свою культуру и уважать разнообразие других. Существуют различные определения культуры, но в данном контексте наиболее подходящим является «ценности и формы поведения, характеризующие различные социальные группы». Проще говоря, это «то, как мы здесь все делаем». Образование – это один из способов, с помощью которого сообщества передают свои ценности от одного поколения к другому. Для некоторых образование — это способ защитить культуру от внешних влияний. Для других это способ поощрения культурной толерантности. По мере того, как мир становится более тесным и взаимосвязанным, он становится более сложным в культурном отношении. Уважительное отношение к многообразию — это не просто этический выбор, это практический императив.

Школы должны иметь три культурных приоритета: помочь учащимся понять свою собственную культуру, понять другие культуры и способствовать чувству культурной терпимости и сосуществования. Жизнь всех сообществ можно значительно обогатить, прославляя свою собственную культуру, а также обычаи и традиции других культур.

Экономический

Образование должно помочь учащимся стать экономически ответственными и независимыми. Это одна из причин, по которой правительства проявляют такой большой интерес к образованию: они знают, что образованная рабочая сила необходима для обеспечения экономического процветания. Лидеры промышленной революции знали, что образование также имеет решающее значение для создания необходимой им рабочей силы. Но с тех пор мир труда сильно изменился и продолжает меняться все более быстрыми темпами. Мы знаем, что многие рабочие места прошлых десятилетий исчезают и быстро заменяются современными аналогами. Практически невозможно предсказать направление развития технологий и куда они нас приведут.

Как школы могут подготовить учащихся к тому, чтобы ориентироваться в этом постоянно меняющемся экономическом ландшафте? Они должны связывать учащихся с их уникальными талантами и интересами, устранять разделение между академическими и профессиональными программами и способствовать практическому партнерству между школами и миром труда, чтобы молодые люди могли испытывать рабочую среду как часть своего образования, а не просто когда это необходимо. им пора выходить на рынок труда.

Социальный

Образование должно помочь молодым людям стать активными и сострадательными гражданами. Мы живем в плотно переплетенных социальных системах. Выгоды, которые мы извлекаем из них, зависят от нашей совместной работы по их поддержанию. Расширение прав и возможностей отдельных лиц должно быть уравновешено практикой ценностей и обязанностей коллективной жизни и, в частности, демократии. Наши свободы в демократических обществах не являются автоматическими. Они исходят из многовековой борьбы с тиранией и самодержавием, с теми, кто разжигает сектантство, ненависть и страх. Эта борьба далека от завершения. Как заметил Джон Дьюи, «Демократия должна рождаться заново в каждом поколении, а образование — ее повивальная бабка».

Функционирование демократического общества зависит от активности большинства его людей в рамках демократического процесса. Во многих демократиях дело обстоит иначе. Школы должны вовлекать учащихся в то, чтобы они становились активными и активными демократическими участниками. Академический курс по основам гражданственности коснется поверхности, но чтобы воспитать глубоко укоренившееся уважение к демократии, важно дать молодым людям реальный демократический опыт задолго до того, как они достигнут совершеннолетия, чтобы голосовать.

Восемь основных компетенций

Обычная учебная программа основана на наборе отдельных предметов. Они расставлены по приоритетам в соответствии с убеждениями, связанными с ограниченным пониманием интеллекта, которые мы обсуждали в предыдущей главе, а также с тем, что считается важным в более позднем возрасте. Идея «предметов» предполагает, что каждый предмет, будь то математика, наука, искусство или язык, стоит совершенно отдельно от всех других предметов. Это проблематично. Математика, например, определяется не только пропозициональным знанием; это комбинация типов знаний, включая концепции, процессы и методы, а также пропозициональные знания. Это также относится к науке, искусству, языкам и всем другим предметам. Поэтому гораздо полезнее сосредоточиться на концепции дисциплин, а не на предметах.

Дисциплины изменчивы; они постоянно сливаются и сотрудничают. Сосредоточив внимание на дисциплинах, а не на предметах, мы также можем исследовать концепцию междисциплинарного обучения. Это гораздо более целостный подход, более точно отражающий реальную жизнь — редко когда деятельность за пределами школы так четко разделена, как это предполагают обычные учебные программы. Например, журналист, пишущий статью, должен уметь пользоваться навыками разговорной речи, дедуктивного мышления, грамотности и социальных наук. Хирург должен понимать академическую концепцию состояния пациента, а также практическое применение соответствующей процедуры. По крайней мере, мы будем надеяться, что это так, если нас повезут в хирургию.

Концепция дисциплин подводит нас к лучшей отправной точке при планировании учебной программы, а именно к вопросу о том, что учащиеся должны знать и уметь делать в результате своего образования. Вышеуказанные четыре цели предполагают восемь основных компетенций, которые, если они должным образом интегрированы в образование, дадут учащимся, оставившим школу, возможность решать экономические, культурные, социальные и личные проблемы, с которыми они неизбежно столкнутся в своей жизни. Этими компетенциями являются любознательность, творчество, критика, общение, сотрудничество, сострадание, самообладание и гражданственность. Вместо того, чтобы быть вызванными возрастом, они должны быть переплетены с самого начала образовательного пути учащегося и поддерживаться на протяжении всего пути.

Из Представьте себе, если: Создавая будущее для всех нас сэра Кена Робинсона, доктора философии, и Кейт Робинсон, опубликовано издательством Penguin Books, подразделением Penguin Publishing Group, подразделением Penguin Random House, LLC. Copyright © 2022 Estate of Sir Kenneth Robinson and Kate Robinson.

Какова цель образования?

Проще говоря, образование позволяет детям приобретать знания и навыки, которые помогут им стать успешными членами общества и вырасти хорошими и успешными людьми. Для того, чтобы материализовать эту идею, необходимо построить хорошие отношения между учениками, учителями и родителями. Благодаря влиянию своего окружения студенты получают возможность в полной мере развивать свой потенциал, таланты, достигать поставленных жизненных целей.

Это относится к любому уровню образования, от начального до старшего, колледжей и университетов. Вне зависимости от уровня образования и о том, идет ли речь о частных или государственных школах, цели одни и те же. Отличаются методы работы и сложность задач, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели.

Образование – ключ к успеху 

Соответствующее образование помогает молодому человеку стать полноправным членом общества. Знания дают основу для успешной карьеры, высокого социального статуса, достойной жизни и возможности реализовать свои амбиции. Достижение такого высокого уровня требует больших усилий и желания преодолеть первое препятствие. Образованный человек осознает, что он должен учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни, чтобы иметь возможность распознавать и использовать многочисленные возможности, открывающиеся перед ним.

Это непростая задача, поэтому дети должны понимать важность образования с раннего возраста. Родители могут очень помочь в этом процессе, но наибольшая ответственность все же лежит на учителях. У них больше всего опыта в передаче знаний, что особенно важно в раннем детстве. Раннее детство – это период, когда человек начинает развивать индивидуальные способности и приобретать трудовые навыки.

Вывод, который можно сделать из вышеизложенного, заключается в том, что одной из целей образования является научить учащихся мыслить и творчески и продуктивно применять полученные знания. Так они подготовятся ко всем испытаниям, которые их ждут, потому что знания — это ключ к успеху.

Знания — основа успешной карьеры 

Существует множество определений и мнений о роли образования, но все они объединяет важность приобретения конкретных знаний и навыков. Так, одни эксперты считают, что важнейшей целью профессионального обучения является превращение человека в полезного члена общества, тогда как другие настаивают на реализации личных амбиций и потенциала.

Как ни смотреть на цель обучения, факт в том, что без специальных знаний добиться успеха в жизни невозможно. Такие знания приобретаются в школе, а расширяются за счет высшего образования, а также личностного развития вне системы обычного образования.

Качественное образование позволяет развивать навыки (решение проблем, адаптивность, работа в условиях стресса и т. д.), повышающие шансы найти лучшую работу, карьерный рост и получение различных преимуществ, таких как: 

Высокий социальный статус 

Высокий социальный статус достигается достижением исключительных результатов в избранной профессии. Престижные дипломы и повышение квалификации позволяют людям с высшим образованием занимать влиятельные позиции в обществе. Как правило, это профессии с большой ответственностью (судьи, врачи, юристы, политики и др.).

Хотя это и не является конечной целью образования, высокий социально-экономический статус тесно связан с успехом в карьере. Особенно это видно на примере личностей выдающихся талантов, оставивших значительный след в обществе (например, художников и ученых).

Достойная жизнь

Что интересует каждого учащегося, когда ему нужно выбрать курс обучения, так это то, какие возможности принесет это образование. Цель образования, среди прочего, состоит в том, чтобы вести достойную жизнь, что влечет за собой: 

  • Финансовая независимость
  • Путешествие
  • Достаточно свободного времени для семьи и личных увлечений
  • Чувство профессиональной реализации
  • Охрана здоровья

Возможность реализовать свои амбиции

У каждого есть амбиции, но только тот, кто вкладывает много сил в свое личное развитие, может рассчитывать на реализацию своих планов. Образование — кратчайший и самый безопасный путь к этой цели, поскольку оно обеспечивает системный подход к получению необходимых знаний в той или иной области. Следует отметить, что образование означает не только сидение в классе, но и приобретение различных навыков, таких как социальные навыки.

Успех и реализация жизненных планов придет только при приобретении и постоянном развитии навыков, которые приобретаются годами и необходимы в профессиональной среде.

Приобретение положительных навыков и привычек 

Цель образования – выработка хороших привычек, которые не только помогут в школе, но и станут ключом к позитивному подходу во всех сферах жизни. Это подразумевает: 

  • Преодоление стресса
    – школьная жизнь – переломный момент в жизни ребенка, когда он впервые сталкивается с серьезными обязанностями и стрессовыми ситуациями. Именно поэтому учителя и другие специалисты в области образования разрабатывают планы обучения учащихся, помогая им правильно выполнять свои обязанности (творческие мастерские, лекции, упражнения, беседы со школьным консультантом и психологом).
  • Освоение методов обучения – одна из важнейших целей образования – помочь учащимся научиться учиться. На протяжении всего обучения учащимся необходимо осваивать уроки, решать тесты и вообще усваивать информацию, которая часто бывает неинтересной. Освоение методов обучения является одним из методов, позволяющих учащимся приобрести положительные привычки, которые окажут большое влияние на их будущую карьеру.
  • Работа в команде – взаимное сотрудничество – это важный жизненный урок, который не только поможет учащимся решать школьные задания, но и окажется бесценным для решения многих жизненных задач. Человек — социальное животное, и сообщество может функционировать только при взаимном сотрудничестве между его членами. Школа часто ставит учеников в ситуации, когда они могут достичь результатов только с помощью командной работы. В результате учащиеся развивают навыки общения с людьми и понимают, как объединить свой талант с талантом других для достижения общей цели. Это навык, который необходим как в профессиональной карьере, так и в личной жизни.
  • Критическое мышление – этот термин обозначает форму обучения, при которой вещи не воспринимаются как должное. Учащимся предлагается сначала проанализировать каждое решение и часть информации, связать их с известной информацией и применить исследовательский подход к каждой задаче. Таким образом, учащиеся поощряются к использованию своего творчества и логического мышления вместо того, чтобы просто выполнять команды, не спрашивая себя, действительно ли это лучшее решение.

Признание предпочтений учащихся и развитие их талантов 

Когда они идут в школу, дети понятия не имеют, чем они хотят заниматься или какими особыми талантами они обладают. Образование играет очень важную роль, помогая учащимся выявлять и развивать свои таланты с помощью возможностей обучения и специализированных программ. Каждый человек обладает уникальными навыками, и удастся ли ему развить их или нет, зависит от его амбиций, а также от школьной программы.

Чтобы предоставить всем равные возможности, школы организуют многочисленные программы развития талантов, предлагая учащимся попробовать себя в различных школьных клубах и проверить свои таланты. Хобби и времяпрепровождение с другими учащимися в школьных клубах часто оказываются решающими в формировании интересов и амбиций. Так, успешные школьные спортсмены часто становятся профессионалами, а любители искусства — актерами или музыкантами.

Социализация и развитие коммуникативных навыков 

Одной из основных целей образования является социализация и развитие социальных навыков. Это процесс, в котором дети учатся общаться с другими и понимать потребности других. Дети развивают эти навыки с раннего возраста, а дополнительное обучение в школе позволяет им совершенствовать такие навыки, как ведение переговоров и совместное решение проблем, а также проводить время со сверстниками, учась выражать свое отношение, проявляя уважение к мнению других. .

Поскольку школьный контекст обычно предполагает наличие больших групп учащихся, школы несут большую ответственность быть своего рода посредниками, определяя правила и представляя способы общения, чтобы направлять детей к примерам положительного поведения. Таким образом, дети обретают уверенность, чтобы стать частью своего сообщества, и приобретают ценные навыки, которые окажутся чрезвычайно полезными в дальнейшей жизни. Если будет заложен хороший фундамент, дети смогут преодолеть все трудности, что отразится на их успехах в школе, а также на определении жизненных целей.

Студенты становятся лучше

Чтобы полностью понять мир, нужно обладать определенными знаниями. Образование позволяет детям приобретать академические достижения, которые им понадобятся для интерпретации жизненных ситуаций, развития критического мышления и принятия наилучших возможных решений. Образование помогает людям лучше понять социальные отношения, потребности и поведение других людей. Это достигается не только узнаванием о тех или иных явлениях в обществе, но и посредством конкретных видов деятельности, например волонтерской работы в своем сообществе.

Школы играют очень важную роль в этом смысле, потому что они побуждают учащихся вместе менять мир к лучшему. Когда эмпатия сочетается с образованием, она создает опытных молодых людей со знаниями, которые позволяют им добиться успеха в жизни. Конечно, главным требованием является построение доверительных отношений между учениками и преподавателями.

Какова основная цель образования?

Основной целью образования является предоставление возможности для приобретения знаний и навыков, которые позволят людям полностью раскрыть свой потенциал и стать успешными членами общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *