Воспитание это определение в психологии: Основные понятия психологии воспитания | Консультация на тему:

4.1. Общее понятие о воспитании, его отличие от обучения

Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими, отличающими их друг от друга, – результаты этих процессов. Результаты обучения – это знания, умения и навыки, а воспитания – свойства и качества личности, формы ее социального поведения. Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. При этом воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, взрослый рассказывает ему о них и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания об этих нормах. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.

Хотя в приведенном выше определении в качестве воспитуемого выступает ребенок, в действительности процесс воспитания осуществляется непрерывно, в течение всей жизни человека, и каждый индивид на всем протяжении жизненного пути является и объектом, и субъектом воспитания. Как только у ребенка начинает зарождаться самосознание, он уже способен предпринимать какие-то шаги по самовоспитанию, но основное воспитательное влияние на него оказывают взрослые. При этом воспитательный процесс существенным образом затрагивает личностное развитие не только воспитанника, но и самого воспитателя, который также обнаруживает и развивает у себя качества, необходимые для успешного осуществления воспитательного процесса.

В этом смысле можно сказать, что и родители чему-то учатся у своих детей, а учителя – у учеников, поскольку различные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться не только ребенка, но и его воспитателя. Воспитывая своих детей, мы воспитываем и себя. Но и безотносительно к воспитанию подрастающего поколения каждый взрослый человек способен продолжать заниматься самовоспитанием, хотя далеко не все люди делают это сознательно и целенаправленно.

Научным обоснованием воспитания, кроме психологии, занимаются философия, социология, педагогика, педагогическая антропология. Но без психологии основные проблемы воспитания не только не могут быть решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:

1) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;

2) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;

3) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы могут быть реализованы только при включении воспитанников в различные формы и виды активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него воспитанников. Только включив детей в их собственную деятельность, воспитатель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Воспитание – целенаправленный процесс. Главные его задачи – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие личностные качества, которые остаются востребованными в любом обществе, став непреходящими общечеловеческими ценностями. Это порядочность, гуманность, духовность (приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, постоянное стремление к нравственному самосовершенствованию), свобода (стремление к внутренней и внешней независимости), ответственность (готовность брать на себя обязательства).

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, к которой стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику и он соглашается с ней, принимает ее.

Процесс воспитания является многофакторным. При его осуществлении приходится учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнонаправленных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут сильно различаться. Это зависит в первую очередь от того, какой опыт к данному моменту был накоплен личностью воспитанника, какие особенности характера, установки, ценности уже были в нем заложены. Например, такая черта характера, как тревожность, формирующаяся уже в дошкольном детстве, оказывает сильное влияние на то, как ребенок будет воспринимать критику со стороны педагога и его указания на свои ошибки. На кого-то резкие слова и интонации окажут стимулирующее воздействие, побудят к дальнейшему самосовершенствованию, а для более тревожного и ранимого ребенка станут унизительными и не вызовут с его стороны ничего, кроме желания впредь избегать общения с этим педагогом.

Из одного этого примера видно, что огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Воспитание, как и педагогическая деятельность в целом, является искусством.

Еще одна особенность воспитания, отличающая его от обучения, состоит в том, что воспитание практически никогда не дает мгновенного эффекта. Научиться что-то делать или усвоить какие-то знания можно с первого раза, тогда как результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя.

Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности может лежать длительный период, рассчитывать на быстрые успехи в деле воспитания нельзя.

Кроме того, воспитание в отличие от обучения обязательно должно быть непрерывным. Одно мероприятие, направленное на воспитание определенного качества, практически никогда не ведет к желаемому результату. Если процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось ребенком, а потом забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у ребенка новые устойчивые привычки.

Успешно осуществлять воспитание можно только в том случае, если постоянно придерживаться определенных принципов. Воспитанники должны чувствовать последовательность в действиях педагога-воспитателя. Различные педагоги выбирают в качестве центральных и основополагающих разные принципы: это зависит от их мировоззрения, стиля общения, черт характера, однако в любом случае принципы каждого воспитателя должны составлять определенную систему.

Но существуют принципы, вошедшие в воспитательную систему большинства опытных педагогов, хотя и с разной степенью придаваемой им значимости. Среди них можно назвать следующие:

1) формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитании имеет значение не столько знание общих возрастных психологических особенностей детей, сколько учет их личностных качеств, от которых зависят складывающиеся со временем основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общая направленность личности, доминирующие мотивы поведения. Именно поэтому развитие личностных качеств является основной задачей воспитания;

2) выдвижение системы ближайших, средних и далеких целей воспитания. Для включения в активную деятельность у ребенка необходимо сформировать устойчивую мотивацию к ней: только при таком условии он будет вкладывать в эту деятельность всю свою душу. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель, даже разъяснив необходимость ее достижения. Наиболее действенно выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб и свой временной период реализации. Все эти цели должны быть взаимосвязаны: достижение одной цели должно быть обязательным условием для возможности достижения другой. Ближние цели вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позволяет подбирать и менять ближние цели в зависимости от характера, личностных и возрастных особенностей воспитанников.

3. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. В воспитательном процессе недопустима конфронтация воспитателя с воспитанниками. Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. Недопустимо акцентировать внимание воспитанников на их промахах и недостатках. Даже при наличии у воспитанников существенных ошибок и постоянном проявлении ими качеств, трактуемых как недостатки, необходимо выявлять и поддерживать их отдельные положительные стороны, формируя у детей ощущение повторяющихся успехов. Таким образом создаются положительный эмоциональный фон, спокойная и уверенная обстановка в группе, усиливается тяга детей к самостоятельной деятельности.

4. Воспитание через взаимодействие. Личностные качества ребенка проявляются прежде всего в его общении и взаимодействии с окружающими людьми. Больше всего возможностей для этого предоставляет общение со сверстниками, где все занимают равноправные позиции и могут смело вырабатывать свой стиль поведения, корректировать и формировать его. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств. При этом шире используются групповые и парные формы работы, формируются гуманные отношения в коллективе.

5. Воспитание через творчество. Качества личности воспитываются только в деятельности, но деятельность эта может быть разной. Творческая деятельность воспитывает в ребенке способности и стремление к созданию чего-то принципиально нового, а репродуктивная деятельность учит в точности выполнять предписанную программу действий. Последняя до сих пор преобладает в учебных программах по большинству школьных предметов, поэтому основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Для преодоления этого недостатка необходимо активно включать детей в деятельность творческого характера и целенаправленно развивать у них творческие способности.

Определение воспитания. Воспитание как предмет педагогики

Воспитание — это целенаправленный и организованный про-
цесс формирования личности.
В широком социальном смысле воспитание — это передача на-
копленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом
понимаются известные людям знания, умения, способы мышле-
ния, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все со-
зданное в процессе исторического развития духовное наследие че-
ловечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается на-
правленное воздействие на человека со стороны общественных
институтов с целью формирования у него определенных знаний,
взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специаль-
но организованное, целенаправленное и управляемое воздействие
коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-
ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и ре-
зультат воспитательной работы, направленной на решение конк-
ретных воспитательных задач.
В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспи-
тание» часто используется для обозначения составных частей це-
лостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физичес-
кое воспитание», «эстетическое воспитание».


  • Определение воспитания . Воспитание


  • Определение воспитания . Воспитание — это целенаправленный и организованный про- цесс формирования личности.


  • Определение воспитания . Воспитание — это целенаправленный и организованный про- цесс формирования личности.


  • Определение
    В любом воспитании


  • Определение обучения. Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и
    В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения.


  • Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании че… подробнее ». Определение воспитания .


  • Определение трудового и политехнического воспитания . Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия…

Смысл слова «воспитание» менялся в разные эпохи. Изначально на Руси оно означало «выращивание, вскармливание», ведь произошло понятие от слова «питание». Так что такое воспитание?

Определение воспитания

В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т. е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

В более узком, педагогическом, смысле воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

Различают такие виды воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое, гендерное и др. Таким образом, целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание

Понять, что такое нравственное воспитание, непросто. Зависит это от господствующих в обществе или конкретной среде нравственных установок. Нравственное воспитание должно формировать понятия, соответствующие социальным нормам. Оно направлено на усвоение и общечеловеческих ценностей, и основных моральных принципов. Во многом нравственному воспитанию способствует религиозное воспитание.

Физическое воспитание

Можно понять, что такое физическое воспитание, если рассмотреть понятие физической культуры человека. Это осознание необходимости действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. И цель физического воспитания — физическое развитие, привитие навыков здорового образа жизни и, в конечном итоге, обеспечение работоспособности.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — это формирование эстетического отношения к действительности. Это воспитание способности к эстетическому восприятию (умению видеть прекрасное), к творчеству, развитие художественных навыков. Способствуют этому такие предметы, как ИЗО, музыка и пение, литература.

Гендерное воспитание

Ранее применялся термин «половое воспитание». Но сейчас пришли к выводу, что ориентация исключительно на биологическое понимание пола не верно. Так что такое гендерное воспитание? Понятие «гендер» (от англ. «род») рассматривает пол как продукт социальных и культурных отношений. Гендерное воспитание направлено не только на изучение физиологических и психологических особенностей полов, но и на формирование правильных представлений о предназначении мужчины и женщины, их функциях в обществе, культуре взаимоотношений, равноправии и недопустимости дискриминации по половым признакам.

Таким образом, мы рассмотрели, что такое воспитание и каковы его виды, а также, что является целью воспитания.

В исследованиях современных ученых воспитание рассматривается как целенаправленный процесс, направленный на развитие социально и личностно значимых качеств и способностей в процессе взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

И.Ф. Харламов пишет, что «воспитание — сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности». Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В этих двух определениях прослеживается субъектная позиция воспитателя и объектная позиция воспитуемого. Педагог знает, что нужно целенаправленно формировать в ребенке и, какие качества ему необходимы. Это детерминированное воспитание. Личность ребенка, ее интересы, индивидуальные качества и способности в деятельности воспитателя просматриваются с трудом.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Сластенин В. А. охарактеризовал понятие «воспитание» как одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой .

В. А. Сластенин рассматривал воспитание как гуманистическое воспитание, которое имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования. Выходом В.А. Сластенин видит в изучении личности и ориентации на ее развитие, что соответствует идеям гуманистического воспитания. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Данное определение во многом созвучно и автору данной книги. Однако ставить целью гармоническое развитие личности — это утопия. Пока еще нет критериев которые бы позволили говорить о практике гармонического развития личности, нет у педагогов таких знаний и профессиональных способностей для реализации этого процесса, нет в образовательном и воспитательном процессе соответствующих условий. Это скорее не цель, это — цель-идеал.

Другая группа ученых (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова и др.) под воспитанием понимают управление (мягкое) процессом становления и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого условий. Это определение ближе всего к авторскому пониманию воспитания.

В контексте нашего исследования воспитание — целенаправленная деятельность педагога по созданию условий, соответствующих максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и целей, востребованных обществом, развитию качеств и способностей, способности к самовоспитанию и саморазвитию. В данном определении прослеживается ненасильственное, гуманное влияние педагога на процесс развития личности, путем создания условий, где педагог чаще выступает в роли модератора. Такое воспитание связано как с процессом индивидуализации, так и социализации.

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое воспитание и зачем оно нужно.

С самого рождения любой человек подвергается процессу воспитания. Сначала ребенка воспитывают родители, затем подключаются к процессу воспитания коллектив, в который попадает малыш. И общество очень сильно влияет на формирование личности ребенка.

Если посмотреть на процесс воспитания широко, то всю жизнь все люди друг друга воспитывают. Ребенок воспитывает взрослых, жена – мужа, муж – жену, начальник – подчиненных и т.д.

Таким образом, воспитание – это такое воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются качества личности, меняется поведение.

Когда ребенок рождается, каждой маме интуитивно понятно, что надо делать: покормить, поменять подгузник, поиграть, погулять… Вроде бы сложно – бессонные ночи, не хватает времени на себя, нет возможности отдохнуть, когда хочется. Но когда ребенок вырастает, становится гораздо сложнее: не убирает игрушки, не хочет идти в сад, не слушается, упрямится, закатывает истерики. И вот тут возникает первый вопрос: что же делать?

Ребенок растет, а проблемы не уменьшаются. В школе возникают новые проблемы: плохо учится, дерзит взрослым, подружился с плохим мальчиком и т.д. И опять возникает тот же вопрос: что же делать?

И это вполне естественный вопрос. Нас не учили, что делать с детьми, как их воспитывать, чтобы они выросли самостоятельными, думающими, добрыми, ответственными, чтобы они всему научились. Как это сделать? Надо воспитывать. Как воспитывать?

Родители обнаруживают, что их педагогические знания дают сбои: ребенок растет эгоистом, ребенок не хочет учиться, часто грубит. Настоящих причин родители выявить не могут, поэтому ссылаются на плохую наследственность, плохих учителей, плохих товарищей и т.д. Но часто заходят в тупик.

Совершенно упускается тот факт, что воспитание детей – это такая же специальность, как и любая другая. Как всякая специальность, она требует от воспитателя определенной подготовки.

Снова возникает вопрос: так что же делать? Перечитывать очередную стопку книг по воспитанию? Скажу честно, воспитывать по книгам невозможно. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Воспитывать без книг тоже не получается, потому что наших педагогических знаний не хватает. Мы перенимаем что-то от своих родителей, но в принципе, делаем так, как получается, опираясь на свой социальный статус, свои правила и нормы.

Поэтому самый лучший вариант – воспитывать, опираясь на книги, учитывая индивидуальность своего ребенка, не бояться пробовать различные методы и способы.

Когда нужно начинать заниматься воспитанием ребенка?

На одной из своих знаменитых лекций, известному педагогу А.С. Макаренко был задан вопрос о том, с какого возраста надо начинать воспитание. Макаренко спросил: «А сколько лет вашему ребенку?». Родитель ответил: «Пять лет». И педагог ответил: «Вы опоздали на 5 лет».

Народная мудрость тоже гласит, что ребенка надо начинать воспитывать, когда он лежит поперек лавки. Современные ученые, занимающиеся перинатальной психологией, утверждают, что воспитание происходит уже в утробе матери.

И действительно это так. Эмоциональная связь матери и ребенка зарождается еще во время внутриутробного развития. Многие замечают, что ребенок реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери.

Успешность воспитания в каждой семье зависит от следующих факторов:
— характеристика личностей членов семьи;
— ценностные ориентации членов семьи;
— потребности и вкусы членов семьи.

Как видите, не только методы и средства воспитания играют большую роль в воспитательном процессе.

Таким образом, воспитание — это сложный процесс, где нужны специальные знания.

Ирина Базан

__________________________________________

Цели воспитания — это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.

Что такое цель и задачи воспитания

Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.

Цель воспитания — это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.

Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании. Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.

Как видно, если правильно определить воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.

Общие и индивидуальные цели воспитания

Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.

Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей. Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития. Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.

Индивидуальная цель воспитания — это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.

Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.

Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума. Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания. Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.

Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания. При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля. Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.

Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений. Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки. Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.

Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.

Современные цели воспитания

Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?

В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.

Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.

Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.

Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность. Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной. Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.

Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации. Цель нравственного воспитания — это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду. должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.

в образовательном учреждении

Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:

  • Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
  • Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
  • Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
  • Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
  • Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.

Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:

  • Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
  • Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
  • Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
  • Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
  • Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет отличаются в разные периоды школьной жизни.

Какие задачи решает воспитание в семье?

Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.

Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:

  • Создание максимальных условий для развития детей.
  • Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
  • Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
  • Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
  • Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».

При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.

Принципы воспитания

Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.

Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?

  • Целенаправленность воздействия на ребенка.
  • к каждому.
  • Осуществлять воспитание в процессе обучения.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
  • Предъявлять требования, но уважать личность ребенка.
  • Связывать воспитание с жизнью.

Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.

Что такое методы воспитания

Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства. По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели. нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.

Факторы выбора методов воспитания

  • Цели и задачи развития ребенка.
  • Содержание воспитательного процесса.
  • Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
  • Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
  • Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
  • Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
  • Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.

Методы воспитания

Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.

Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке. Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности. Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.

При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.

Самовоспитание — главный способ развития

Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.

Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.

Обзор психологии образования | Педагогический колледж

О нас

Педагогическая психология…..развитие теории и методов для лучшего обучения и повышения успеваемости.

Педагогическая психология — это изучение того, как люди учатся и сохраняют знания, в основном в учебных заведениях, таких как классы. Это включает в себя эмоциональные, социальные и когнитивные процессы обучения. Области внимания могут включать методы обучения, тестирования и оценки, психометрию, классную или учебную среду, а также учебные, социальные и поведенческие проблемы, которые могут препятствовать обучению, технологии в обучении. Выпускники работают профессорами, специалистами в области образования, аналитиками обучения, оценщиками программ и находят должности в исследовательских институтах, школьных системах, индустрии тестирования, государственных учреждениях и частном бизнесе.

Миссия педагогической психологии в WSU состоит в том, чтобы подготовить успешных специалистов в области педагогической психологии, которые обладают сильными методологическими навыками, пониманием изучаемых тем, способностью разрабатывать исследовательскую программу, эффективно общаться и работать с широким кругом специалистов, а также навыками понимать нюансы и двусмысленность в рабочей среде.

Мы обучаем студентов психологии образования быть отличными потребителями и производителями исследований для решения сложных образовательных проблем. Эти студенты получают глубокое понимание теории и методов обучения, что позволяет им вносить свой вклад как в теорию, так и в практику в той области, в которой они решили работать. Работа в таких областях может быть отмечена, например, способностью вносить вклад в улучшение образовательных условий (например, школ, университетов), оказывать прямое влияние на людей посредством разработки программ, методов и инструментов для удовлетворять их потребности или предоставлять информацию лицам, формирующим политику. Таким образом, мы ищем людей, которые первыми будут соответствовать сложным академическим стандартам для поступления и покажут многообещающие успехи в захватывающей области педагогической психологии.

Наши программы

Наша программа предлагает два варианта получения степени со специализацией в области психологии образования; магистр искусств (MA) и доктор философии (Ph.D.). Степень магистра и доктора философии программы завершаются написанием и устной защитой официального тезиса или диссертации. Студенты, получающие степень магистра, могут рассчитывать завершить программу за два года, а докторанты могут рассчитывать на завершение через три-пять лет после получения степени магистра.

Основные требования к исследованиям, оценке, измерению, обучению и познанию обеспечивают учащимся прочную академическую основу. Программы позволяют адаптировать курсовую работу к индивидуальным предпочтениям студентов и вариантам исследований. Благодаря партнерству преподавателей и студентов в кампусе программа обеспечивает захватывающую междисциплинарную атмосферу для курсов и полевых исследований.

Выпускники педагогической психологии могут рассчитывать на работу в частных фирмах, школьных округах, университетах, бизнесе, промышленности или государственных учреждениях. Например, выпускники работают в тестовых компаниях в качестве исследователей, в университетах в качестве профессоров и исследователей, а также в оценочных бюро по всей территории Соединенных Штатов.

Наш кандидат наук. Программа дает учащимся знания о теориях обучения и сильные методологические навыки, навыки оценки и оценки для проведения исследований по различным вопросам, относящимся к образованию и не только. Ожидается, что студенты объединят теоретические знания с возможностями исследований и стажировок, предлагаемыми университетом, для решения образовательных проблем и улучшения политики и практики. Факультет педагогической психологии стремится наставлять аспирантов в разработке собственных исследований, публикации в ведущих журналах, представлении на конференциях и получении навыков, связанных с карьерой. Студенты также могут получить сертификаты методов исследования, выполняя магистерскую работу в Исследовательском центре обучения и успеваемости, а также в исследовательских лабораториях под руководством факультета психологии образования.

 

Для получения дополнительной информации вы можете отправить нам электронное письмо по адресу [email protected] или заполнить этот короткий опрос, и преподаватель свяжется с вами.

 

Что такое педагогическая психология? — Определение

Педагогическая психология — это научная область, связанная с применением психологических теорий и концепций для понимания и улучшения преподавания и обучения в формальной образовательной среде. Проще говоря, это касается изучения того, как учащиеся учатся и как учителя могут помочь им учиться эффективно. Педагогическая психология опирается и сочетает в себе различные психологические теории и принципы, например те, которые связаны с человеческим развитием, мотивацией, обучением, управлением поведением и оценкой, среди прочего, с целью улучшения условий преподавания и обучения. Педагоги-психологи изучают процесс обучения не только среди населения в целом, но и среди таких подгрупп, как одаренные дети и дети с различными нарушениями обучаемости.

Цель педагогической психологии не в том, чтобы давать конкретные предписания учителям и другим лицам, влияющим на образовательные достижения учащегося, как если бы существовало лишь несколько установленных способов оптимизации процессов преподавания и обучения. Скорее, исследования в этой области предназначены для выявления общих принципов, которые могут применяться различными способами в различных образовательных условиях и для разных учащихся. Исследования в области педагогической психологии призваны ответить на такие вопросы, как: Как люди учатся? Что мотивирует их учиться? И какие факторы мешают обучению? [showmyads]

Психологи-педагоги, как и их коллеги в других областях психологии, работают в различных условиях. Они могут работать в колледжах и университетах, где они либо читают лекции, либо проводят исследования по темам, имеющим отношение к образованию и обучению. Другие выступают в качестве консультантов, помогая разрабатывать учебные программы, университетские курсы и учебные материалы для людей, работающих в учебных заведениях или на работе. Они также могут помочь в разработке и пересмотре политики и стандартов в области образования. Поскольку это занимает много времени, некоторые предпочитают прибегать к услугам профессиональных корректоров, чтобы перепроверить качество своих работ. Психологу-педагогу непросто сбалансировать все эти вещи, но использование всех доступных вам инструментов — это первый шаг к успеху.

Другие психологи-педагоги работают в начальных и средних школах, и в этом случае они могут работать непосредственно с учащимися (индивидуально или в группах), чтобы помочь им преодолеть проблемы, связанные с их образованием. Это могут быть проблемы, которые прямо влияют на обучение, как в случае неспособности к обучению, или косвенно, например, эмоциональные, социальные и поведенческие проблемы. В тех случаях, когда учащиеся испытывают затруднения, педагоги-психологи обычно начинают с оценки их уникальных учебных, эмоциональных и поведенческих потребностей с помощью наблюдения, тестовых материалов и других методов оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *