Инициатива детей в различных видах деятельности как записывать в плане: Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности.

Содержание

Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План — дело — анализ» Л. В. Михайловой — Свирской) | Методическая разработка:

«Поддержка детской инициативы при планировании

образовательной деятельности» (слайд 1)

         Уважаемые коллеги! Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства (слайд 2).

         Ребёнок не может рассматриваться нами как некоторый объект, подвергающийся нашему воздействию внушений и обучению ради достижения поставленных нами целей и планов. Установка на активность ребёнка и способность к самообучению (чему он научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения образовательного стандарта о поддержке детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей или следуя за детьми.

         Раньше в режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий. Педагоги же, в большинстве случаев, предпочитали дисциплину и порядок — разнообразию и вариативности, работу по собственному плану — проявлению детской инициативы, организованные занятия — свободной игре и выбору детей.

         Проявление активности ребёнка, детская инициатива – свидетельство того, что у ребёнка есть собственный внутренний план действий. Как часто мы торопимся подменять его своим планом, планом взрослого, который гасит детскую активность и любознательность. А ведь это один из важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников.

         Апробация новых педагогических технологий индивидуализации обучения и развития  позволила  констатировать, что наиболее эффективным средством проектирования и  организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является  технология «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской (слайд 3).

Педагогическая технология «План дело анализ» или «Планируем с детьми вместе».

В раннем возрасте дети действуют методом проб и ошибок. Внутренний план действий еще отсутствует.

Постепенно накапливается опыт, действия становятся абстрактными, появляются предпосылки планирования, дети привлекаются к планированию индивидуальной и совместной деятельности.

Проявление активности у ребенка – свидетельство того, что у него есть свой внутренний план действий. Способность к планированию своих действий, достижению цели, лежат в основе познания окружающего, являются основой будущей учебной деятельности. Это есть один из целевых ориентиров.

Как создать условия для приобретения этих способностей?

Совместное планирование основывается на профессиональных умениях воспитателя: умения вести диалог, следовать за инициативой детей, учитывать их интересы, индивидуализировать работу.

Данная технология основана на свободной деятельности детей. Взрослый основывает свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира, собственные планы занятий.

Компоненты дневного цикла «План – дело – анализ».

Данная педагогическая технология обеспечивает детям:

—  детскую позицию равноправных субъектов деятельности;

— влияние на выбор темы, форм работы, последовательности и продолжительности самостоятельно выбранной деятельности;

— роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

— реализацию своих интересов в разных видах деятельности.

         Первый компонент технологии «План-дело-анализ» — утренний групповой сбор или Детский совет. Во время Детского совета происходит выбор темы проекта (слайд 4).

Выбору темы проекта способствует все, что происходит в детском саду, за его пределами, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника… Интересы детей весьма разнообразны.

Тема вызывает интерес.

Тема полезна, дает детям знания, необходимые в данном возрасте.

Тема предлагается для установления логических связей на уровне понятий, знаний, навыков.

Тема предлагается для исследования: наблюдения, поиска информации, деятельности, содействует в активном участии детей в формировании новых знаний.

Способы выбора предстоящей темы: голосование, мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей, скомпонованная в определённом месте наглядная информация («точка удивления», тематическая выставка), чтение, экскурсии, использование специальной методики – модели трёх вопросов (слайд 5). Накануне выбора новой темы воспитатель инициирует разговор с целью выяснить, что дети знают по предполагаемой теме и что хотят узнать, и что нужно сделать, чтобы узнать.

         Задача взрослого не в том, чтобы помочь выбрать, а в том, чтобы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Нахождение баланса тем, запланированных взрослым и детьми – это принципиально новый подход к тематическому планированию.

        Во время утреннего круга проходит совместное планирование видов деятельности (места работы, материала, партнёрства и пр. ) в центрах активности (здесь целесообразно использовать экран «Наши интересы» или «Я выбираю»).

В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Идеи и предложения записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы (слайд 6).

Правила ведения записей:

  • записи выполняются печатными буквами;
  • обязательно фиксируется имя автора;
  • предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора;
  • идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разных цветов;
  • по договорённости устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана.

         Совместное планирование имеет большую ценность (слайд 7).

  1. Оно представляет собой самостоятельно, осознанно выбранные детьми дела и действия, т. е. взрослым не нужно придумывать мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность.
  2. Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим, это придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность.
  3. Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.
  4. Всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что из намеченного выполнено и что осталось нереализованным.
  5. Дети понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.
  6. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, а затем и писать.

После доработки взрослыми план будет иметь следующий вид (слайд 8).

         Второй компонент – индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности. (слайд 9) Во время работы над проектом, педагогам большое внимание следует уделить подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий, различных карточек в центрах активности в соответствии с выбранной темой проекта. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и вида деятельности.

         Подгрупповые коррекционные занятия, плановые образовательные и оздоровительные процедуры, физкультурные, музыкальные занятия могут быть обозначены как равнозначные центры активности. Но работа в них осуществляется под руководством педагога. Важно донести детям смысл, о формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимым усилиям.

Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка, может быть вызвано только поставленными педагогическими целями: (слайд 10)

— научить чему-нибудь;

— конфликтами, нерешаемыми детьми;

— ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности «План-дело-анализ» — это итоговый сбор (слайд 11).  Он проводится ежедневно, после того как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, математики, науки, воды и песка, строительства, мастерской и др. )

Задачи итогового сбора: (слайд 12)

— предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;

— организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло, а что мешало в достижении цели;

— наметить последовательные шаги командной работы, индивидуальных занятий.

Важная задача итогового сбора – пробудить энтузиазм детей, вселить уверенность в своих силах, уверенность, что они будут успешны.

Продолжительность работы по теме (в отличие от учебных занятий) – работа может длиться столько дней, времени:

— сколько у взрослых будет сохраняться творческая готовность поддерживать ее новыми идеями, ресурсами;

— сколько у детей будет интерес к выбранной теме, содержанию, деятельности.

Продолжительность работы по теме проекта позволяет детям пробовать свои силы в разных видах деятельности в то время, когда у них возникает в этом потребность.

         Технология «План-дело-анализ» позволяет проводить совместное с детьми планирование дня, недели, но на основе выбора ребенком тем, дел, занятий и других форм работы.

         Как учитывать инициативы детей при составлении календарно-тематического планирования?

         Как сказал Лихтенберг Георг Кристоф: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничего в мире не может быть хорошим» (слайд 13).

         План – это основной документ для работы воспитателя (слайд 14). В дошкольном учреждении существует два вида планирования. Перспективное планирование образовательной деятельности на учебный год и календарно – тематическое планирование образовательной деятельности. Педагоги нашего ДОУ пришли к мнению, что старые подходы в написании календарных планов не соответствуют образовательным стандартам дошкольного образования. В них не учитывались инициативы детей и родителей, ориентируясь на которые необходимо строить образовательную деятельность с детьми. Соответственно встал вопрос о разработке новой формы планирования. На педагогических часах эта тема активно обсуждалась, педагоги ДОУ апробировали и предлагали разные варианты. Предлагаем рассмотреть и обсудить форму планирования, которое сейчас используют педагоги в  ДОУ «Белоснежка» (слайд 15).

         Педагогам семинара было предложено поделиться, каким планированием пользуются они. Участникам семинара для ознакомления был предложен образец календарно-тематического планирования на неделю (Приложение 1). Были отмечены отличия его от традиционного планирования. 

         Рекомендации в ходе обсуждения. Педагог моделирует РППС в группе, чтобы дети вовлеклись в деятельность, захотели ее продолжить. Необходимо наличие картотек. Нужно отдельно составить циклограмму, в которой прописать задачи по трудовой деятельности, по самообслуживанию на неделю. 

         Участникам семинара было предложено планирование на неделю на тему «Зимняя сказка» (Приложение 2), где было прописано содержание образовательной деятельности (инициатива педагогов): непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимные моменты. Задачей для педагогов – участников круглого стола стало: в каждом центре активности разработать развивающую предметно-пространственную среду; инициативы детей, инициативы родителей.

         По итогам практикума был сделан вывод, о том, что без нового планирования, который соответствует требованиям ФГОС, не может улучшаться качество образования детей дошкольного возраста. Технология «План – дело – анализ» Л.В. Михайловой-Свирской является наиболее эффективным средством проектирования и  организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, следовательно, является прорывной точкой в повышении качества дошкольного образования.

 

Принципы программы «Вдохновение»

Подробно расскажем о 12 основных принципах

1. Принцип поддержки разнообразия детства

Программа «Вдохновение» учитывает уникальность каждого ребенка и делает акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий.

Программа «Вдохновение» предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признает и учитывает широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпе развития.

Программа «Вдохновение» требует от всех участников педагогического процесса проявления внимания и чуткости к индивидуальным склонностям, интересам, возможностям и потребностям каждого ребенка, готовности поддерживать детей с различными предпосылками развития с помощью индивидуализации и дифференциации обучения.

Для успешной реализации Программы «Вдохновение» возрастной состав групп принципиального значения не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; в группах типично развивающихся детей и в инклюзивных группах, а также в смешанных группах детей с типичным развитием и детей с ограниченными возможностями развития.

Однако общая практика показывает, что разновозрастный состав группы предпочтительнее, так как он более сообразен устройству общества и социальному развитию ребенка.

Способ комплектования групп зависит от дошкольной организации — традиций, готовности работать в условиях, более трудных для взрослых, но более комфортных для детей. Программа «Вдохновение» предусматривает возможность гибкой организации образовательной работы, в том числе на основе открытых групп сменного состава, объединяющих детей разного возраста по интересам. Такая организационная форма обладает рядом преимуществ в плане возможностей реализации индивидуальных траекторий развития детей.

2. Принцип преемственности с начальным общим образованием

Образование в течение первых десяти лет жизни является успешным и эффективным в том случае, если дошкольный и начальный уровни образования строятся преемственно, следуют единым общефилософским и дидактическим принципам.

При этом «преемственность сверху», с попытками привести всех детей к единому уровню развития путем переноса школьных занятий в детский сад, недопустима. Формы и содержание школьного образования не должны переноситься на дошкольный уровень.

Преемственность должна выстраиваться снизу, ступенчато. Выстраивание «преемственности снизу» целесообразнее всего начинать с самых ранних ступеней образования.

При реализации Программы «Вдохновение» рекомендуется выстраивать кооперацию и преемственность между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе социоконструктивистской модели образования. При этом необходимо соблюсти равновесие между игровой, познавательной, исследовательской и другими формами активности самого ребенка и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего опыт ребенка.

3. Принципы содействия, сотрудничества и участия

Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа «Вдохновение» продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе.

Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и принятии решений закреплен в Декларации ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13).

Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса.

Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе «Вдохновение», а также в форме применяемых в рамках Программы методик «Детский совет» и «Магический круг».

4. Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения.

С целью поддержки интересов детей Программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др. ) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

Программой предусмотрено:

  • самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание больше половины всех занятий инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, взрослые поддерживают детскую инициативу;

  • соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры;

  • уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в соответствии с ними;

  • выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением свободной игры.

5. Принцип эмоционального благополучия

Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.

Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической деятельности по Программе «Вдохновение».

Особое внимание со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольную организацию и в ежедневной работе должно быть направлено на формирование отношений привязанности ребенка к педагогу. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребенка чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия.

Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику перехода ребенка из семьи в детский сад, обеспечивающую психологическую адаптацию и укрепление способностей ребенка к преодолению стрессов и нагрузок.

6. Принцип адекватности возможностям ребенка

Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности, должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в «зоне ближайшего развития». Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).

Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику педагогической диагностики текущего уровня развития ребенка и поддерживающей коммуникации в зоне ближайшего развития, методики педагогических наблюдений в форме портфолио и других формах.

7. Принцип обучения на примере поведения взрослого

Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать. Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности.

Действия взрослого, например приготовление завтрака, вязание, сборка конструкций, уборка, притягивают внимание ребенка и вовлекают его в процесс.

В совместной деятельности со взрослым дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития. Ненавязчивое обучение собственным примером не подавляет активность детей и сохраняет им свободу выбора содержания своих занятий.

8. Принцип признания права на ошибку

При реализации Программы «Вдохновение» каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.

Программа «Вдохновение» признает и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности.

Методы поддерживающей коммуникации, предлагаемой педагогам в рамках Программы «Вдохновение», позволяют использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.

9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах

Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры.

Программа «Вдохновение» предлагает методические рекомендации по созданию условий, поощрению и целенаправленному развитию различных видов игры, характерных для раннего и дошкольного возраста, практические примеры развития традиции детской игры в группах.

10.

Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности

Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым, кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследовательская активность является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения.

Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением.

Для развертывания исследовательской активности и поддержания любопытства детей им важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере. Если дети не только идут по заданному пути, но устанавливают правила и находят собственные пути решения, то они воспринимают учение как приключение, как увлекательное путешествие, полное открытий. Когда детской любознательности предоставляют свободу, в детском коллективе появляется множество идей о том, как совершать открытия и достигать результатов. Это пробуждает и усиливает их интерес и любопытство к какому-либо предмету, теме или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания, которые дети при этом усваивают, более прочные и глубокие.

Жесткое определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не способствует формированию и развитию желания учиться постоянно и самостоятельно.

11. Принцип вариативности форм реализации Программы «Вдохновение» и гибкости планирования

Программа «Вдохновение» основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей и социокультурного окружения места расположения детского сада и не задает жестких рамок, планов и форм образовательной деятельности.

Программа рассчитана на компетентного педагога, заинтересованного, вдохновленного, влюбленного в свою профессию. Такой профессионал работает творчески, а не по готовому шаблону с механической реализацией «методики» или «технологии». Он всегда вносит в реализацию Программы что-то оригинальное, свое и ориентируется на интересы и потребности конкретного состава детей и места расположения детского сада. Интересы и пристрастия педагогов являются в этом контексте важным фактором мотивации, заинтересованности в своей работе. Каждый педагогический коллектив призван найти свою оригинальную версию реализации Программы «Вдохновение».

Программа «Вдохновение» предусматривает гибкие подходы к планированию и выбору форм ее реализации, не ограничивая педагога конкретным детализированным содержанием образовательной деятельности.

Программа «Вдохновение» открывает возможность для участников образовательных отношений стать ее соавтором.

Организации при разработке своей основной образовательной программы могут добавлять элементы других образовательных программ, собственных методик и формы организации образовательной работы.

Программа «Вдохновение» может быть использована как в массовых дошкольных организациях, ранее работавших по традиционной системе, так и в дошкольных организациях, реализующих международно признанные личностно ориентированные педагогические концепции.

12. Принцип дифференциации

Дифференцированное обучение — это форма организации образовательной деятельности в детской группе, при которой организация и педагоги организуют образовательный процесс и создают развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы они предоставляли возможность учесть готовности, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей. Педагоги, реализующие подходы дифференцированного обучения, составляют программы; выбирают методы обучения, развивающие средства обучения, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы удовлетворить различные потребности воспитанников.

Дифференциация обучения является как педагогическим принципом, так и подходом к обучению. Иными словами, она касается не только выбора «подходящих» методов обучения, но и философии, которая определяет реализацию программы, и условия обучения детской группы.

Дифференцированное обучение — это предоставление детям «многих путей, которые ведут к обучению». Эта идея подразумевает, что педагог приспосабливает программу к детям, а не ждет, что они приспособятся к ней.

Задачей дифференцированного обучения является учет:

  • готовности к обучению;

  • индивидуального темпа развития;

  • интересов;

  • индивидуальных особенностей;

  • образовательного профиля ребенка.

Необходимую информацию педагог собирает в ходе педагогических наблюдений за детьми и оценивания их готовности к обучению с помощью различных методов и приемов (например, беседа с детьми, записи их предпочтений, скрытое наблюдение, общение с родителями и т. д.).

Готовность к обучению определяется уровнем понимания и развития навыков ребенка, а также уже имеющимися знаниями.

Интересы определяются по темам, которые ребенок хочет изучать. Интересы могут быть связаны с жизнью ребенка за пределами организации или могут относиться к каким-то объектам познания.

Образовательный профиль ребенка определяется методами, при которых он обучается лучше, и включает в себя стиль обучения (зрительный, слуховой, кинестетический и т. д.), предпочтения ребенка относительно работы в группе (индивидуально, небольшая группа или большая группа), предпочтения относительно условий обучения, места обучения (тихое светлое помещение, с музыкой и т. д.).

Дифференцированная педагогика влияет на образовательную деятельность на четырех уровнях: содержание, процесс, среда (в том числе предметно-развивающая среда) и результаты.

На всех этих четырех уровнях ключевыми словами являются «разнообразие» и «альтернативные способы».

Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т. д. Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом, должны:

  • соответствовать поставленным образовательным целям;

  • реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;

  • защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов.

Дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и воспитывается только частой практикой.

Дифференцированное обучение не является:

  • индивидуальным обучением;

  • хаотичным процессом;

  • альтернативным способом организации однородных групп;

  • формой обучения, при которой воспитатель получает больше запросов от одних детей и меньше от других.

Адаптация Взаимодействие с семьей Детский совет Игры МАТЕ:ПЛЮС Математика Математическое развитие Педагогические наблюдения Поддержка инициативы Познавательное развитие Программа «Вдохновение» Проекты Развитие ребенка Совместное с детьми планирование Социализация Тематические карточки Технологии Утренний круг

Шаг 3: Создание и реализация плана действий

Превращение идей в действия

Разработка четкого плана действий имеет решающее значение для успеха инициативы школьного здравоохранения. Создание плана не только служит дорожной картой, но и дает множество преимуществ, таких как:

  • Командный дух — процесс совместной разработки плана действий заставит команду чувствовать себя более заинтересованной.
  • Групповой мозговой штурм – Каждый член команды демонстрирует разные навыки; планы действий будут более четкими и всеобъемлющими, когда каждый будет играть свою роль в их разработке.
  • Четкая коммуникация — Каждый будет понимать цели проекта, то, что от него ожидается, и каковы сроки выполнения этих задач. Это уменьшает путаницу и потенциальные конфликты.
  • Временная шкала . Письменные временные шкалы помогают держать всех в курсе и продвигать задачи вперед.

После того, как вы оцените состояние здоровья в школе с помощью Индекса здоровья школы на шаге 2, вы получите отчет, в котором будут обобщены результаты вашей школы. В этом отчете показан общий балл, который показывает, какой процент практик укрепления здоровья используется в вашей школе, а также «Возможности для роста».

Чтобы разработать план действий, ознакомьтесь с разделом «Возможности для роста» в отчете «Индекс школьного здоровья». Определите, чего ваша школа может добиться в течение учебного года, и выберите от трех до пяти приоритетов. Эти мероприятия послужат основой для вашего школьного плана действий. Войдите на наш школьный портал, чтобы просмотреть отчет об индексе школьного здоровья.

Шаги по разработке плана действий

  1. Просмотрите результаты школьного индекса здоровья . После того, как вы закончите SHI, ваша школа получит отчет, в котором кратко излагаются возможности для роста. Определите возможности для роста, которые ваша школа может реализовать в этом году, и выберите от трех до пяти приоритетов, на которых следует сосредоточить свои усилия по охране здоровья в школе.
  2. Включение родителей/опекунов. Пригласите родителей/опекунов присоединиться к разговору, попросив их внести свой вклад в разработку вашего плана действий. Не ограничивайтесь родителем (родителями) из команды школьного здравоохранения, попросив более широкое семейное сообщество поделиться мнением о областях для роста и о том, как методы школьного здравоохранения могут повлиять на здоровый образ жизни дома и за пределами школы. Включение голоса семьи в разработку плана не только соблюдает тот факт, что родители/опекуны являются экспертами в отношении своих детей, и укрепляет план, но и помогает обеспечить поддержку всего школьного сообщества.
  3. Превратите свои результаты ОМС в план действий . Ваш план действий может быть настолько простым или сложным, насколько вы захотите. Для упрощения распечатайте отчет об индексе школьного здоровья, выделите свои приоритеты и используйте его в качестве плана действий. Затем наметьте мероприятия, даты, ресурсы и т. д. для каждого приоритета. Независимо от типа плана действий, который вы используете, принесите его копию на каждое собрание группы школьного здравоохранения, чтобы оценить прогресс.
  4. Выбор и поиск идей для занятий . После того как вы определили свои главные приоритеты на год, найдите ресурсы и мероприятия в библиотеке ресурсов AFHK (шаг 4), которые соответствуют вашим приоритетам. Свяжитесь с нами по адресу [email protected], если вам нужна дополнительная поддержка.
  5. Претворить план в жизнь . Используйте план действий, чтобы отслеживать свой прогресс в отношении ваших приоритетов в области здравоохранения. Пересматривайте план действий в течение года, чтобы обновлять цели и отмечать выполненные действия
  6. .
  1. Рассмотрите возможность привлечения учащихся к созданию и реализации вашего плана действий. Назначьте задания каждому учащемуся и попросите их взвесить, какие действия следует включить. Это поможет учащимся понять свою роль в создании более здоровой школьной среды, если они увидят, как они вписываются в план действий и другие действия, предпринимаемые вашей командой. Обязательно отмечайте свои действия, когда вы их выполняете, чтобы помочь участникам оставаться вовлеченными!

Составляя планы действий, выполняйте домашнюю работу. Наши учебные занятия доступны по запросу — от стратегий взаимодействия с сообществом до лучших практик здорового образа жизни и тем для здоровья. Проверьте календарь, чтобы узнать, что будет дальше!

Просмотр вебинаров

Творческие игры и занятия для детей

Творческие занятия: почему они важны для обучения и развития в школьном возрасте

Дети школьного возраста обычно проявляют большой интерес к творчеству. Это здорово, потому что творческие занятия, такие как драма, пение, танцы, рисование и ремесла, помогают детям школьного возраста:

  • развивать творческие способности и воображение
  • укреплять уверенность
  • выражать эмоции, мысли и идеи вербальными и невербальными способами
  • узнать о мире с чужой точки зрения
  • попрактиковаться в принятии решений, решении проблем и критическом мышлении
  • потренироваться и улучшить социальные навыки
  • развить физические и моторные навыки.

Поощрение детей школьного возраста к творческой деятельности

Вы можете поощрять творческую деятельность, предоставляя ребенку свободное время для игр и отступая от игр вашего ребенка. Даже скука может побудить детей к творчеству. Так же как и расслабление — например, лежа на траве и наблюдая, как облака меняют свою форму.

Для вашего ребенка важно получать удовольствие и думать о процессе создания вещей. Вы можете способствовать этому, поощряя своего ребенка делиться произведениями искусства и творческими занятиями с вами и вашей семьей. Всегда лучше проконсультироваться с ребенком, прежде чем делиться своими работами с другими людьми, особенно в социальных сетях.

Когда ваш ребенок что-то создает, ему полезно продолжать экспериментировать и менять свои работы, пока они не почувствуют, что они закончены.

Вы можете поощрять это:

  • спрашивая об их процессе – например, «Расскажите мне, как вы прикрепили колеса к автобусу»
  • предлагая варианты экспериментов – например, «Покажите мне, сколько звуков вы можете издавать с барабаном»
  • , который может помочь, если он им понадобится — например, «Я могу удерживать эту форму, пока вы рисуете вокруг нее».

Если вы можете дать своему ребенку рабочее место или ящик для хранения его незавершенных проектов, это тоже здорово.

Какие бы рисунки ни придумывал ваш ребенок, вы можете поощрять их усилия описательной похвалой. Например: «Мне нравятся рифмующиеся слова в твоей песне». Это очень важно для уверенности вашего ребенка.

Некоторые дети более заинтересованы в творческой деятельности, чем другие, поэтому вы не можете на самом деле «научить» своего ребенка получать удовольствие от этой творческой деятельности. Но вы можете передать им положительное отношение .

Хорошо включить в жизнь вашего ребенка «признание искусства». Почему бы не посетить местную художественную выставку или не посмотреть мультикультурный танец или театральное представление аборигенов вместе и не поговорить о своих любимых моментах?

Искусство и ремесло: творческая деятельность детей школьного возраста

В этом возрасте дети хорошо понимают цвета, формы, узоры и детали . Там, где раньше ваш ребенок рисовал каракули и закорючки для деревьев и цветов, теперь вы можете видеть листья, ветки, стволы и лепестки.

Дети школьного возраста также изучают различные способы изготовления вещей – им не нужны готовые детали. Например, они могут нарисовать и вырезать крылья для бабочки своими руками или сделать крылья из обрезков бумаги и листьев. Детям младшего школьного возраста все еще может понадобиться ваша помощь, чтобы начать.

Вот несколько идей для занятий творчеством и рукоделием:

  • Попросите ребенка построить и украсить домик из картонных коробок или природных материалов, таких как ветки деревьев.
  • Поиграйте с текстурированной краской. Предложите ребенку добавить песок, грязь или опилки для рисования и использовать их для украшения коробок или создания картин.
  • Сделайте невидимые чернила из смеси лимонного сока и воды. Ваш ребенок может написать секретное сообщение чернилами. Когда она высохнет, они могут поднести бумагу к свету и увидеть, как снова появляется сообщение.
  • Найдите большую картонную коробку и посмотрите, что может придумать ваш ребенок. Это может быть костюм робота, самолет, кукольный театр и так далее.
  • Совместите рисунок, живопись или лепку из глины с цифровыми медиа. Например, сделать глиняную модель или скульптуру из палочек и сфотографировать ее. Ваш ребенок может использовать эти фотографии, чтобы составить рассказ.
  • Отправьтесь на прогулку и сделайте фотографии природы. Создайте историю, фотоальбом или карту с фотографиями, используя приложение или программу.
  • Создавайте цифровые изображения с помощью программ или приложений.

Творческое письмо — отличный способ для вашего ребенка выражать эмоции и исследовать идеи. Например, ваш ребенок может придумывать новые слова или загадки, писать и иллюстрировать семейный сборник рассказов, писать сценарий для своего любимого телешоу или вести дневник или вести блог о своих любимых предметах или занятиях.

Драма: творчество для детей школьного возраста

Дети школьного возраста часто придумывают и разыгрывают свои собственные истории, используя простой реквизит . Иногда они разыгрывают события из повседневной жизни, фильмов и сериалов. Или вы можете заметить, что ваш ребенок разыгрывает слова, когда слушает музыку или смотрит музыкальные клипы. Кроме того, дети могут разыгрывать роли заботливого ветеринара или полицейского.

Эти драматические действия дают детям возможность решить проблемы из реальной жизни , например, что делать, когда человек или домашнее животное заболело или кто-то рассердился. Они также побуждают детей смотреть на мир с чужой точки зрения, что помогает развивать эмпатию.

Вот несколько идей, как вовлечь вашего ребенка в драматические творческие занятия:

  • Создайте коробку с переодеванием. Используйте старую одежду или купите простой реквизит, например кухонную утварь, в операционных магазинах.
  • Сделайте простых кукол и устройте кукольный спектакль.
  • По очереди сочиняйте истории. Вы можете начать с простой ситуации и по очереди рассказывать, что будет дальше. Чем дольше продолжается игра, тем более изобретательной может быть история. Если вам нужна помощь, чтобы начать, вы можете попробовать Roll-a-Story.
  • Видео спектакля или спектакля. Ваш ребенок может написать сценарий и сделать костюмы, а затем снять себя на видео с помощью смартфона или камеры. Они могут редактировать и добавлять специальные эффекты с помощью программного обеспечения или приложений.
  • Играйте в игры, в которых нужно отгадывать и действовать, например шарады и Pictionary. Ваш ребенок также может составить собственный набор карточек со словами, чтобы разыгрывать или рисовать.

Разнообразие игр полезно для детей. Это помогает детям узнать о людях из разных слоев общества, избежать стереотипов и понять равенство. Например, вы можете поощрять детей любого пола одеваться медсестрами или строителями. Или выберите истории или песни из разных культур или языков.

Музыка, звук, движение и танец: творческие занятия для детей школьного возраста

Ваш ребенок может заниматься музыкой , копируя известные ему песни или сочиняя свои собственные. Ваш ребенок также может захотеть поэкспериментировать с громкостью, эхом, ритмом, темпом и высотой звука. И они могут быть готовы использовать музыкальные символы и ноты, чтобы научиться играть музыкальное произведение.

Кроме того, в этом возрасте дети часто могут контролировать и выразительно двигать своим телом . Вероятно, вы увидите, что ваш ребенок больше двигается в такт музыке. Или ваш ребенок может начать придумывать танцевальные последовательности под популярную музыку или песни.

Вот несколько способов, с помощью которых ваш ребенок может проявить творческий подход к музыке, звуку, движению и танцу:

  • Пусть ваш ребенок играет или издает звуки, используя купленные инструменты или инструменты, которые у вас уже есть. Поощряйте ребенка пробовать различные объемы, темпы и ритмы или копируйте вашу игру.
  • Прослушать музыкальные произведения Петя и волк и Карнавал животных , в котором используются разные инструменты для представления разных животных. Угадайте, какое животное представляет музыка, скопируйте звуки и придумайте движения, соответствующие музыке.
  • Предложите ребенку напеть любимую песню и попытаться угадать, что он напевает. Вы тоже можете попробовать.
  • Используйте перкуссию тела с пением. Вы и ваш ребенок можете постукивать по плечам, коленям или локтям в такт музыке.
  • Играйте с музыкальными приложениями, которые позволяют вашему ребенку создавать песни и биты, используя звуки различных инструментов.
  • Танцуйте под разные ритмы и музыку. Или сочиняйте танцевальные номера о людях, животных, машинах, растениях — все, что интересно вашему ребенку. Ваш ребенок может научить вас некоторым танцевальным движениям.

Если ваш ребенок хочет научиться играть на музыкальном инструменте, предложите ему послушать различные инструменты и музыкальные стили, чтобы он мог понять, что ему больше всего интересно. Например, играть оркестровую музыку, электронную музыку и популярные группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *