Воспитание мальчика 4 года психология советы
С рождением ребенка вместе с радостью приходит ответственность. Чем характерно воспитание мальчика 1 год, 2 года? Вырастить и воспитать мальчика — сложная задача, это длительный и сложный процесс. О методах воспитания и их применении стоит задуматься еще до рождения малыша. Как правильно воспитывать мальчика, чему следует уделить особое внимание?
Содержание
- 1 Какие особенности у детей этого возрастного периода?
- 2 Какие вопросы надо решить в первую очередь?
- 3 Как растить малышей?
- 4 Какой период самый сложный?
- 5 Игра как метод общения с ребенком
- 6 Возрастные нормы развития детей
Какие особенности у детей этого возрастного периода?
В это время начинает формироваться личность ребенка, его самостоятельность. Он учится говорить, делает первые шаги и попытки к познанию мира, исследует все, что его окружает. Ребенок перенимает модель поведения родителей, копирует их. Если взрослый занимается каким-либо делом, можно попросить ребенка повторять за ним. Таким образом можно будет задавать ребенку правильную схему поведения. Практически все дела по дому можно делать вместе, вовлекая ребенка в процесс. Благодаря этому в 7 лет, когда настанет время пойти в первый класс, у малыша не возникнет проблем с самостоятельностью. В этот момент мальчик понимает предназначение предметов и смысл манипуляций, совершаемых родителями. Он пытается сравнивать свои действия с действиями родителей, приобретает зачатки логического мышления. У него формируется эмоциональный фон и основы его будущей личности. Постепенно пополняется словарный запас, развивается речь.
Какие вопросы надо решить в первую очередь?
Начать правильное воспитание стоит с установки режима дня, который будет соответствовать потребностям ребенка. Если мама с ребенком придерживаются режима, то не возникнет проблем с аппетитом или сном, при этом он получает все необходимые ему для полноценного развития вещества. Режим, как неоспоримое правило, поможет дисциплинировать ребенка, избежать в дальнейшем конфликтов с родителями (поддержка авторитета родителей).
Правила поведения в семье должны быть согласованы со всеми взрослыми. Ребенку необходимо объяснить, что такое режим, дисциплина, и почему так важно придерживаться временных рамок.
Существует масса принципов воспитания детей (они не универсальны, ведь каждый малыш уникален), родители должны выяснить для себя, каких им следует придерживаться:
- Игнорировать раздражающее поведение ребенка, если это ему не навредит: привычку падать на пол и бить ногами, плач и т. п. Но будьте осторожны, не допускайте возникновения опасных ситуаций. Придется научиться сохранять спокойствие, хладнокровие при виде бьющегося в истерике малыша, — это воспитательный момент. При этом за хорошее поведение ребенка надо хвалить, поощрять. Если все правильно делать, то плохие привычки вскоре исчезнут. Малютка поймет, что пытаться манипулировать родителями бесполезно.
- Выражать эмоции, жесты в общении с ребенком. Он должен уметь различать реакции родителей, которые в свою очередь должны быть ему понятны. С детьми старшего возраста можно обсудить свои эмоции, чувства, связанные с его поступками.
- Применять логику. Малыш будет видеть, к чему приводят его действия, ощутит последствия. Для примера можно лишить ребенка просмотра мультфильмов, если его поведение было неудовлетворительно.
- Отвлечь малыша. Следует занять его интересной развивающей игрой, если он не хочет делиться игрушками с другом.
- Похвалить за хорошее поведение.
- Предоставить ему возможность хорошо себя вести. Чтобы не было беспорядка, рекомендуется организовать специальное место для игрушек.
- Подавать хороший пример. Все свои привычки дети перенимают у взрослых, которые являются для них эталоном поведения.
Как растить малышей?
Как воспитывать мальчика 2 лет? Второй год жизни пророчит много открытий. Когда малышу 1-2 года, у него растет интерес к окружающему миру. Большую часть предметов вокруг себя годовалый малыш изучает на ощупь, запах и вкус. Не стоит ограничивать место нахождения ребенка одним манежем и отбирать у него все из рук. Действительно опасные предметы лучше убрать из его окружения. Надо пройтись вместе с ним по дому, показать, рассказать, дать потрогать в присутствии взрослого все, к чему у него возникнет интерес. Важно, чтобы мама в этот момент была рядом. Как только малыш научится ползать, а далее и ходить (уже с 5 месяцев), для него открываются новые горизонты, а вместе с ними и опасности. Нужно обезопасить дом: заглушки в розетках, обивка на углах, защелка на унитазе, убрать острые предметы подальше и т. д.
Взрослому очень странно, что мальчик для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Для него любая вещь интересна, необычна, вскоре он утратит к ней интерес и приступит к новому объекту исследований.
Какой период самый сложный?
Самым непростым для родителей и самого ребенка оказывается трехлетний возраст малыша. Как воспитывать мальчика 3 лет? Третий год жизни характерен установкой личности. Малыш, как и прежде, очень эмоционален: он, как оголенный провод, очень чувствителен к похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к маме и папе, тем не менее он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. Когда ему будет четыре года, буря эмоций стихнет, а сейчас следует набраться терпения.
Происходит активная социализация, он ощущает потребность в активном общении со сверстниками. Малыш любит играть в игры, которые имеют сюжетную линию и развитие, примерять на себя разные роли. Решением всех проблем может оказаться детский сад. Но это имеет и свои недостатки. Многие психологи сходятся во мнении, что в 3 года еще рано вести ребенка в садик, ведь это может нарушить связь с матерью, которая в этот период особенно близкая и важная.
Активно изучая мир, мальчик начинает приобретать намерения, которые могут расходиться с мамиными планами. Но мама при этом остается самым большим авторитетом, все действия ребенка направлены на то, чтобы получить ее одобрение, похвалу. Если этого не происходит, назревает конфликт.
Чтобы поддерживать отношения с ребенком, необходимо:
- подавать хороший пример поведения;
- с уважением относиться к личности и чувствам ребенка;
- дать возможность самовыражения, предоставить пространство для творчества;
- предоставлять право выбора: съесть яблоко или банан, выпить сок или компот;
- поощрять его занятия, проявлять интерес к его успехам.
Придерживаясь этих принципов, можно заметно снизить уровень стресса в этот кризисный период 3-летнего мальчика. И вскоре можно перейти к следующему этапу — воспитывать мальчика 4 лет.
В это время особенно важно времяпровождение всей семьей. Занятия спортом, творчеством, досуг, совместные прогулки на свежем воздухе, игры и т. д. Это дает ребенку платформу для развития и ощущения принадлежности семье, любви, где все заботы общие.
В период от 2,5 до 3 лет огромными скачками растет воображение и фантазия. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, упражнения в импровизации. Можно копировать повадки животных, любимых героев, сказочных персонажей. По мере развития фантазии, творческого представления популярными у ребенка будут такие способы творчества:
- рисование;
- лепка;
- аппликации;
- оригами;
- конструирование.
Все эти занятия развивают не только мышление и воображение, но и мелкую моторику пальцев, координацию движений.
Игра как метод общения с ребенком
Фокусировать свое внимание на чем-то одном долго ребенку трудно. Но его можно увлечь игрой на 10-15 минут (пусть это будет хотя бы пять минут). При этом игра может быть просто занимательным способом потратить время, а может быть отвлекающим маневром, или способом донести до него важную мысль (мораль). Так в форме игры можно научить ребенка мыть руки или чистить зубы, выучить цвета или освоить основы этикета.
В этом возрасте малыш уже может быть режиссером игры. Следует дать ему роль главного, разрешить распределять роли и определять правила игры. Родители будет удивлены проницательностью и остроумием ребенка. Посредством игры можно сообщить малышу о социуме, он может примерить на себя роль доктора, учителя, повара и т. п.
Возрастные нормы развития детей
Большинство детей приходят к каким-либо достижениям примерно в одном и том же возрасте: в 5-7 месяцев прорезаются молочные зубки, а в 5-6 лет — коренные. На основании этих периодов оценивают уровень развития ребенка. Но все дети уникальны сами по себе, каждый из них имеет свои особенности. Иногда отдельно взятые параметры у детей развиваются с задержкой. Если отставание небольшое (один или два месяца) бить тревогу не стоит.
Существуют критические периоды, которым стоит уделить внимание. Необходимо проверить, достиг ли мальчик основных моментов развития.
Крайняя цифра задержки развития по какому-либо параметру — 5 месяцев. Стоит обратиться к специалисту, если:- к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
- не пытается перенять привычки и поведение родителей;
- к 18 месяцам не сделал первые шаги;
- знает менее 15 слов в возрасте 18 месяцев;
- достигнув 2 лет, не умеет составить слова в предложения.
Причиной таких отклонений может быть врожденное заболевание, неправильное питание или нехватка общения. Но чаще всего это простой дефицит занятий с родителями, недостаток внимания, развивающих игр и времяпровождения с мамой.
Нужно быть готовым, что с рождением ребенка свободного времени у мамы почти не будет, но все старания, каждая минута, потраченная на общение с ребенком, пойдет на пользу. Придется вложить колоссальное количество времени и энергии в ребенка, чтобы он вырос достойным человеком. И в свою очередь отблагодарил родителей любовью и заботой.
Метки:Воспитание, Мальчик
психология☘️, воспитание( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ), кризис, поведение, темперамент
Содержание
- Кризис трех лет
- Почему ребенок 3-4 лет плохо себя ведет
- К чему приводят родительские запреты
- Поведение детей разного темперамента
- Меланхолики
- Сангвиники
- Холерики
- Флегматики
К трем годам маленький человек часто проявляет непослушание: не выполняет просьбы, кричит, устраивает истерики. Родители разводят руками в недоумении, не зная, как поступить в этой ситуации: броситься успокаивать малыша, ругать, наказывать, игнорировать подобное поведение. Трехлетний ребенок нуждается в родительском внимании, и от того, как поведут себя вести мама с папой, зависят не только отношения в семье, но и каким вырастет их малыш.
Кризис трех летПлохое поведение в трехлетнем возрасте – это не всегда показатель скверного характера или перепадов настроения. Чтобы правильно воспитать кроху, родители должны сначала разобраться, по каким причинам он так себя ведет. Стоит отметить, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, капризничают и устраивают истерики одинаково.
Для начала нужно разобраться в таком психологическом термине, как фрустрация. Это состояние взрослого или ребенка, когда желания и потребности невозможно удовлетворить полностью. Малыш взрослеет, когда начинает осознавать, что не все его желания выполняются. Чуткий, понимающий родитель сразу сможет понять, когда истерика ребенка связана с тем, что его «хочу» не исполняется. Но ведь капризничать кроха может и по другим причинам: физическое недомогание, ссоры в детском саду, недопонимание со стороны воспитателя, и т. д.
Интересно: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров
Почему ребенок 3-4 лет плохо себя ведетПричин плохого поведения может быть много. Детские психологи выделяют основные причины, на которые следует обратить внимание.
- Ребенок привлекает внимание взрослых. Когда родители постоянно заняты и не могут уделить время малышу, он любыми способами хочет привлечь к себе внимание. Поскольку трехлетка еще не умеет строить конструктивный диалог, он начинает плохо себя вести, капризничать, плакать. Пускай мама и папа поругают, зато бросят свои дела и займутся мной.
- Кроха самоутверждается. Примерно с двух лет малыш начинает проявлять самостоятельность. Наверняка мамы и папы помнят бесконечное повторение: «Я сама», «Я сам». Родители считают трехлетнего ребенка маленьким и стараются всячески его опекать. А трехлетка противится родительскому контролю, в том числе, с помощью непослушания.
- Ребенок мстит родителям. Капризы, истерики, крики могут быть местью за обиду, которую нанесли мама или папа. Родители могут даже не догадываться, что задели крошку. Например, мама заставила доедать невкусную кашу, а папа забрал планшет и запретил смотреть мультики.
- Заниженная самооценка. Если малыш в чем-то разочаровался, потерял веру в себя, он может вести себя агрессивно и неадекватно.
Когда взрослые что-то запрещают ребенку, они как бы очерчивают границу для защиты малыша. Родительские запреты выполняют определенную воспитательную функцию. Кроха учится контролировать свои эмоции, понимать, когда нужно прекратить капризничать. Безусловно, дети не любят, когда им что-то запрещают, поэтому могут реагировать со злобой, скандалами, слезами. Но родительские запреты необходимы для того, чтобы правильно воспитать малыша. С очерченными границами кроха научится быть дисциплинированным и почувствует, что родители действительно заботятся о нем.
В наше время часто встречаются случаи, когда взрослые позволяют детям практически все. Это связано, в первую очередь, с тем, что в детстве родителям многое запрещали. Ребенок растет и начинает осознавать, что с помощью манипуляции можно получить все, что захочет. Как правило, человек, которому многое разрешали в детстве, вырастает инфантильным, не способным принимать самостоятельные решения, капризным.
Другой крайностью является большое количество запретов со стороны взрослых. В этом случае человек вырастет несамостоятельным, робким, и всю жизнь будет искать одобрение мамы и папы.
Чтобы избежать ошибок в воспитании, взрослым нужно понимать, что запреты должны иметь веское обоснование. Малышу надо объяснять, почему ему что-то запрещают, и какие последствия можно ожидать, если он не послушается. Родительские запреты можно условно разделить на две основные категории.
- Осознанные запреты. Мама или папа, запрещая что-то ребенку, тем самым защищают его от негативных последствий. Например, нельзя ходить зимой на улицу без шапки, иначе можно простудиться. Сюда же входят запреты, которые формируют дисциплину и послушание.
- Неосознанные запреты. Причиной неосознанных запретов могут стать личные переживания взрослого: «Мы не поедем в парк развлечений, потому что ты не послушал меня и не выполнил то, о чем я тебя просила». Также родители могут запрещать детям что-то из-за собственной зависти. Если у них в детстве не хватало игрушек и сладостей, они неосознанно будут проецировать свои детские обиды на собственных малышей. Также основой для неосознанных запретов может служить повышенная тревога за детей. Например, кроха хочет завести щенка. Ничего плохого в его желании нет. Наоборот, четвероногий друг подарит малышу много радости, научит заботиться и любить. Но мама отказывает сыну или дочери, потому что боится, что собака может обидеть ребенка, из-за нее у крохи появится аллергическая реакция, и т. д.
Если родители что-то запрещают трех-четырехлетке, это не нужно делать с осуждением. Запреты не должны вызывать у малыша чувство вины и стыда. В воспитательных целях не стоит запрещать ребенку играть в любимые игрушки или смотреть мультфильмы. Запрещая что-то, обязательно объясняйте, почему вы так поступаете. Только с помощью диалога можно достигнуть желаемых результатов.
Читайте также: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров
Поведение детей разного темпераментаВзрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.
Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.
Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.
К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.
Существует четыре типа темперамента:
- меланхолики;
- сангвиники;
- холерики;
- флегматики.
МеланхоликиВ чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят.
Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.
СангвиникиКак правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.
Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так.
Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов
ХолерикиВсегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:
- агрессивное отношение;
- гиперопека.
Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.
ФлегматикиДети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным.
Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.
Развитие ребенка в 4-5 лет
Развитие дошкольника в 4-5 лет: что происходит
Чувства и поведение
В этом возрасте дошкольники исследуют и учатся выражать движения. Они делают это разными способами — например, разговаривая, используя жесты, издавая звуки и играя.
Дошкольники также любят быть среди людей. Ваш ребенок может захотеть угодить и быть похожим на друзей дошкольного возраста. Воображаемые друзья также могут быть важны для вашего ребенка. Чтобы ладить с другими, вы можете услышать, как ваш ребенок извиняется, соглашается с правилами и радуется, когда с другими людьми случаются хорошие вещи.
Когда дело доходит до сотрудничества, ваш ребенок, скорее всего, будет более полезным, но иногда он все еще может быть требовательным. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 5 лет, он, вероятно, будет лучше контролировать свое поведение и меньше вспыхивать.
Ваш ребенок может волноваться перед поступлением в школу. Поговорив с ребенком об этом и даже посетив школу вместе, вы сможете облегчить любые беспокойства.
В этом году ваш ребенок может иногда скрывать правду о вещах или даже начинать лгать. Например, они могут сказать: «Я этого не делал», даже если они это сделали. Это нормальная часть развития дошкольника.
Игра и обучение
Игра важна, потому что именно так дети учатся и исследуют чувства.
Когда дело доходит до игр, ваш ребенок любит петь, танцевать и играть. Ваш ребенок также любит воображаемые игры и узнает разницу между фантазией и реальностью. Ваш ребенок лучше осознает свой пол и может захотеть поиграть в гендерные игры — например, мальчики могут захотеть поиграть в «папу». Ваш ребенок также может попробовать себя в разных ролях и поведении, например, стать врачом или жениться.
Ваш ребенок может быть очень любопытен к телам — своим и чужим. Например, вы можете обнаружить, что ваш ребенок смотрит на свои гениталии и гениталии других детей. Сочетание естественного любопытства и ролевых игр обычно является нормальной частью детского сексуального поведения. Но если вас беспокоит сексуальное поведение ребенка, рекомендуется поговорить с врачом общей практики, педиатром или другим квалифицированным специалистом в области здравоохранения.
Мышление
Дошкольники лучше понимают противоположности – например, высокое/низкое. Они знают названия букв и цифр не по порядку и могут считать до 10. Ваш ребенок может помнить свой собственный адрес и знать разницу между левым и правым.
Разговор
Детский язык сильно развивается в 4-5 лет. Вы можете заметить, что ваш ребенок любит рассказывать истории и беседовать . Ваш ребенок может также рассказать вам, что он чувствует, рассказать о своих идеях, задать много вопросов и сказать слова, которые рифмуются.
В 4 года дошкольники знают сотни слов и могут использовать в предложениях 5-6 слов и более. Вы всегда можете понять, о чем говорит ваш ребенок.
К 5 лет , дошкольники могут говорить более четко и будут знать, понимать и использовать еще больше слов, часто в более сложных предложениях до 9 слов.
Повседневная жизнь
Дети в этом возрасте легко одеваются. Также ваш ребенок, вероятно, умеет пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом, например, чтобы намазывать масло на хлеб. Вам по-прежнему нужно иногда присматривать за ребенком и помогать ему, но ваш ребенок может ходить в туалет и чистить зубы самостоятельно.
Движение
Дошкольники любят двигаться и быть активными. Ваш ребенок лучше спускается по ступенькам (возможно, по перилам), чередуя ноги, бросает, ловит и пинает мяч, бегает, карабкается, прыгает, подпрыгивает и балансирует на одной ноге.
У вашего ребенка также могут развиться некоторые новые крупные моторные навыки, например, подскоки, прыжки назад или прыжки во время бега.
Мелкая моторика вашего ребенка также улучшается. Ваш ребенок может вырезать безопасными для детей ножницами и написать свое имя и несколько букв. Ваш ребенок также может нарисовать круг и сделать подробные рисунки людей с частями тела и одеждой.
Помощь в развитии дошкольника в возрасте 4-5 лет
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
- Дайте вашему ребенку много времени для игр: игра помогает дошкольникам выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Вашему ребенку могут понравиться грязные игры с песком или грязью, притворная игра с марионетками и игры на свежем воздухе с большим количеством бега, кувырканий и катания.
- Находите время для творческих и творческих игр: это могут быть игры в рисование, рисование или переодевание. Музыкальная игра — еще одна идея: вашему ребенку может нравиться танцевать, прыгать или играть на простых инструментах.
- Читайте вместе с ребенком: совместное чтение, рассказывание сказок, пение песен и декламация детских стишков поощряют развитие речи, мышления и воображения вашего ребенка.
- Готовьте вместе с ребенком: это поможет вашему ребенку заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и понять математические понятия, такие как «половина», «1 чайная ложка» или «30 минут». Вы можете предложить ребенку простые кулинарные занятия, например, приготовить салат или приготовить бутерброды.
- Играйте с ребенком в игры, в которых нужно учиться делиться и играть по очереди. Когда вы играете, говорите что-то вроде: «Теперь моя очередь строить башню, теперь твоя очередь» или «Ты поделишься со мной красными блоками, а я поделюсь с тобой зелеными блоками». В этом возрасте детям все еще трудно делиться, поэтому хвалите ребенка, когда он делится.
Возможно, вы захотите отправить своего ребенка в дошкольное учреждение. В дошкольном возрасте ваш ребенок может учиться, играя, заводить друзей и развивать ответственность, независимость и уверенность в себе. Дошкольное учреждение может поддерживать и поощрять удивительное развитие вашего ребенка, а также может доставлять массу удовольствия.
Воспитание дошкольника в возрасте 4–5 лет
Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Когда вы сосредоточены на уходе за ребенком, вы можете забыть или у вас может не хватить времени, чтобы позаботиться о себе. Но забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.
Иногда вы можете чувствовать себя разочарованным, расстроенным или подавленным. Можно немного отдохнуть , пока не почувствуете себя спокойнее. Поместите ребенка в безопасное место или попросите кого-нибудь еще присмотреть за ним какое-то время. Попробуйте уйти в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвонить члену семьи или другу, чтобы обсудить ситуацию.
Никогда не трясите маленького ребенка. Может вызвать кровоизлияние в мозг и вероятное необратимое повреждение головного мозга.
Просить о помощи — это нормально. Если вы чувствуете себя подавленным требованиями по уходу за ребенком, позвоните в местную родительскую службу. Вы также можете попробовать наши идеи, как справиться с гневом, беспокойством и стрессом.
Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 4 лет
Обратитесь к детской и семейной медсестре или врачу общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что ваш 4-летний ребенок имеет любую из следующих проблем.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:
- имеет проблемы со зрением или слухом
- не использует предложения из более чем 3 слов.
Поведение и игра
Ваш ребенок:
- не может понять двухчастные команды, такие как «Положи куклу и возьми мяч»
- не притворяется во время игры – например, не притворяться мамой или папой
- имеет очень сложное поведение — например, у него большие истерики из-за очень маленьких вещей или он все еще цепляется или плачет, когда вы уходите
- большую часть времени кажется очень напуганным, несчастным или грустным.
Двигательные и двигательные навыки
Ваш ребенок:
- неуклюж – например, много спотыкается при ходьбе или беге
- ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, с карандашом или мелком проблемы с рисованием фигур – например, круга или креста
- с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.
Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 5 лет
Если вы заметили, что у вашего 5-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, обратитесь к медсестре по уходу за ребенком и семейной медсестрой или врачом общей практики.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:
- плохо видит или слышит
- не развивает разговорные навыки – например, не понимает, как говорить, слушать и отвечать.
Поведение и игра
Ваш ребенок:
- не понимает трехчастных команд, таких как «Положи куклу, возьми мяч из-под стула и положи его в коробку»
- не играет с другими детьми или ведет себя очень агрессивно
- кажется очень напуганным, несчастным или грустным большую часть времени
- легко отвлекается и не может сосредоточиться на каком-либо одном действии дольше нескольких минут
- не притворяется во время игры – например, не играет в докторов и медсестер, в стройку в песочнице или в готовку.
Двигательные и моторные навыки
Ваш ребенок:
- неуклюжий – например, много спотыкается при ходьбе или беге
- ему трудно пользоваться мелкими предметами – например, карандашом или мелком проблемы с рисованием фигур – например, круг или квадрат
- ему трудно есть, одеваться или пользоваться туалетом.
Вам следует обратиться к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте у вашего ребенка наблюдается заметная и постоянная потеря навыков.
Дети растут и развиваются с разной скоростью. Если вы беспокоитесь о том, является ли развитие вашего ребенка «нормальным», полезно знать, что «нормальное» сильно различается. Но если вы по-прежнему чувствуете, что что-то не так, обратитесь к медсестре по уходу за ребенком и семейной медсестрой или к семейному врачу.
Парадокс воспитания мальчиков
В конце последнего поста я поднял вопрос: Как мы воспитываем мальчиков, которые достаточно уверены в себе, будучи мужчиной, что им не всегда нужно доказывать это? Всякий раз, когда я могу спросить молодых людей, что значит быть мужчиной. Вот один из моих любимых ответов. Это слова 24-летнего Ноа, который играл в хоккей в старшей школе и колледже: «Это значит чувствовать себя комфортно в собственной шкуре, чувствовать себя комфортно с тем, кто ты есть. Это мое определение быть мужчиной. Не тот парень, который боится показать свою боль».
Ной понимает, что уязвимость — это не признак слабости или стыда. Скорее, это акт мужества, и это единственный способ установить связь с другими людьми. Видите ли, противоположностью стыда является не гордость, а доверие. Доверие к своим чувствам и наличие людей, которым вы можете доверять, чтобы поделиться ими.
Итак, давайте поговорим о том, как воспитать мальчиков, которые будут верны себе и не рассматривают насилие и агрессию как единственный способ быть «настоящим мужчиной» или доминирование как единственный способ вести за собой. Самое главное, давайте воспитывать мальчиков, которым не угрожает, когда другой мальчик хочет дружить с ними.
Однако об этом спрашивают многие наши мальчики и юноши. Мы просим их быть сильными и чувствительными, непобедимыми и уязвимыми. Это парадокс — парадокс воспитания хороших людей. Для этого мы должны бросить им вызов и поддержать их: возложить на них ответственность, но также дать им безусловную любовь.
Первое, что мы должны сделать, это выслушать их. По-настоящему слушать, не осуждая, — лучший способ выразить любовь и безоговорочную поддержку. Это также одна из самых мощных вещей, которые один человек может сделать для другого. Так часто родители хотят поторопиться с решением или предложением, не давая ребенку возможности высказаться. В большинстве случаев дети просто хотят быть услышанными. Слушание дает нам больше информации, чтобы мы могли лучше решить проблему.
Часто, если мы просто послушаем, дети придумают свои собственные решения, а разве это не то, что нам действительно нужно? Умение слушать помогает мальчикам понять свои чувства и моделирует эмпатию. Помните, что вам не обязательно соглашаться с кем-то, чтобы понять, что он чувствует. Вы не поддерживаете его позицию; вы подтверждаете его чувства. Хорошим слушателям любопытно, что чувствует другой человек, поэтому они задают много вопросов.
Во-вторых, учить мальчиков понимать их чувства, чтобы помочь им развить эмоциональный интеллект. Считайте себя эмоциональным тренером своего сына. Ваша задача — помочь ему распознать, обозначить и управлять своими чувствами. Чтобы быть тренером, вы не можете пренебрегать или осуждать чувства вашего ребенка. «Тебе не следует так грустить» звучит достаточно невинно, даже поддерживающе, но на самом деле это говорит о том, что «то, что ты сейчас чувствуешь, неправильно». Это не то послание, которое мы хотим дать нашим детям.
Чтобы подчеркнуть их важность, научите своих детей тому, что у чувств есть своя работа, поэтому, когда у вашего сына есть чувство, ему нужен эмоциональный детектив, чтобы выяснить, что это чувство говорит ему. Работа печали — замедлять нас. Это означает, что нас что-то беспокоит, и дает нам возможность задуматься о том, что нас беспокоит и почему. Работа гнева противоположна — он ускоряет нас. Гнев говорит нам, что наши права были нарушены, и помогает нам мобилизоваться для защиты от будущих угроз. Это также побуждает нас вносить изменения, когда нам что-то не нравится в ситуации. Тревога подобна тревожному звонку. Он говорит нам, что впереди может быть что-то опасное, побуждает нас предотвратить это, составить план, решить проблему и даже бежать в поисках безопасности.
Чувство вины говорит: «Я сделал что-то не так, что родители или учителя не одобрят». Чувство вины может помочь нам действовать в соответствии с нашей моралью и ценностями. Это напоминает нам, что никто не совершенен, и что мы всегда стремимся быть лучше. Также помогите сыну понять, что чувства не длятся вечно, даже хорошие — они как погода. Когда идет дождь, мы думаем, что он будет идти вечно. Но в конце концов выглянет солнце. Тогда мы хотим, чтобы он оставался теплым и солнечным каждый день. Но и этого не происходит. Как и погода, чувства приходят и уходят. Как только эмоции можно распознать, обозначить и узнать, какую работу они выполняют, мы сможем помочь детям управлять ими, правильно их выражать и чувствовать себя понятыми. Если вы будете слушать без осуждения, это поможет вашему сыну понять его чувства и подтвердит, что чувствовать себя уязвимым — это нормально. Использование эмпатии ведет к доверию, и помните, что доверие противоположно стыду.
Наконец, смиритесь, действительно нормально делать ошибки и терпеть неудачи. Это учит детей просить о помощи. Цель состоит в том, чтобы ваш сын не всегда чувствовал контроль, ответственность и знал, что делать. Вот некоторые слова, которые родители говорят себе, и это побуждает их спасать своих детей:
- Я хочу для своего ребенка только самого лучшего.
- Я не могу позволить вашему ребенку отстать.
- Это намного проще и занимает меньше времени, если я это сделаю.
Вы должны спросить себя:
- Что мне грозит, если мой ребенок не будет хорошо учиться?
- Что, если мой ребенок сдаст домашнее задание с ошибками?
- Каким родителем я буду, если мой ребенок не будет хорошо играть, не будет хорошо учиться и т. д.
Помните, ошибка не означает, что вы ошиблись. Если вы не делаете ошибок, вы ничего не делаете. Если совершать ошибки — это нормально, испытывать чувства — это нормально, и если вы отвечаете им с сочувствием, тогда вашему сыну не будет стыдно, когда он почувствует себя уязвимым.
Мужественность, по крайней мере, в том строгом смысле, в каком мы ее определяем, — ужасное оправдание неаутентичности. Но это действительно тяжело. Итак, в заключение, вот несколько вещей, которые вы должны задать себе, прежде чем ожидать, что мальчики раскроются. Можете ли вы принять свои собственные несовершенства, чтобы вы могли принять недостатки вашего сына и позволить ему барахтаться, когда это необходимо? Нелегко позволять детям быть несовершенными, если вы боретесь со своим внутренним критиком или если ваша самооценка зависит не только от ваших достижений, но и от сильных сторон и неудач ваших детей. Говорите о своих промахах, признавайте свои ошибки. Дети не ждут от нас совершенства.