Психология воспитания | Диплом по психологии
Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.
Цели и задачи воспитания
Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.
Институты воспитания
К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.
Средства и методы воспитания
Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.
Классификация видов методов воспитания
Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.
В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.
В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.
Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.
Основные трудности и проблемы воспитательного процесса
- Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
- Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
- Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
- Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
воспитание | это… Что такое воспитание?
ВОСПИТАНИЕ (с. 125)
Проблема воспитания стара как мир, ибо люди во все времена воспитывали своих детей, а задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали, вероятно, задолго до становления наук. Свою лепту в эти рассуждения внесли философы, теологи, литераторы и моралисты всех времен. Ведь все они так или иначе размышляли о сущности человека, о смысле его существования, или, иными словами, о тех идеалах, к которым должно быть устремлено развитие личности, и соответственно о тех средствах, которые должны способствовать развитию в этом направлении. Изречения о целях, задачах и приемах воспитания можно отыскать в наследии любого мыслителя, от Конфуция до Сартра.
К тому времени, когда психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце XIX в., и до наших дней, до начала XXI, эта проблема была и остается остро дискуссионной.
Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Лежка (1632-1704) и Жана Жака Руссо (1712-1778). Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания.
Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате «О воспитании джентльмена» он недвусмысленно пишет: «Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена». А каково, скажите, тем, кого судьба обделила благородным происхождением? Хоть ты и наделен врожденным разумом и стремлением к счастью, джентльмен с тобой церемониться не будет! Не правда ли, очень похоже на декларативный эгалитаризм наших дней?
В противоположность взглядам Локка, французский философ Руссо (которого также относят и к великим педагогам) в своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представление о первичности «естественной природы» ребенка, которая практически не требует руководства. Роли воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Небезынтересно, что в личном опыте самого Руссо его теория оказалась заострена до абсурдной крайности: о воспитании нескольких своих внебрачных детей он не проявил ни малейшей заботы, все они были отданы в приют.
Важно отметить, что обе названные теории были сформулированы в ходе философских рассуждений, оставались чисто умозрительными и не были подкреплены никакими научными изысканиями.
Психологические теории, не замедлившие появиться после институционализации психологии в качестве самостоятельной науки, отличались, казалось бы, большим разнообразием. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что фактически любая из них либо явно тяготеет к одному из названных подходов, либо представляет собой более или менее (но никогда не всецело) успешную попытку их примирения.
Одна из самых ранних собственно психологических концепций воспитания (назвать ее теорией было бы некоторым преувеличением) была выдвинута в 80-х гг. XX в. У.Джемсом и представлена им американским педагогам в цикле лекций, опубликованных впоследствии под названием «Беседы с учителями о психологии». Джемс писал: «Оно [воспитание] сводится в конечном счете к организации в человеке таких средств и сил для действия, которые дадут ему возможность приспособляться к окружающей социальной и физической среде». И далее: «Словом, воспитание лучше всего может быть определено как
Неудивительно, что многие исследователи относят Джемса к предтечам поведенческой психологии (хотя сам он активно оперировал понятием сознания, от которого поведенческая психология категорически отреклась). Идея формирования целесообразных форм поведения высказана им задолго до появления бихевиористского манифеста Дж. Уотсона. Но именно у Уотсона получил свое крайнее выражение подход к воспитанию как к формированию «правильных» реакций. «Психологический уход за ребенком» Уотсона стал одним из первых психолого-педагогических бестселлеров XX в. В этой работе и многочисленных публичных выступлениях основатель бихевиоризма отвергал какие бы то ни было природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести вовне — на приемы поощрения одних реакций и подавления других, к чему, собственно говоря, и сводился весь процесс воспитания. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно… » Причем это уже не были умозрительные рассуждения, соответствующая воспитательная стратегия была апробирована Уотсоном на реальных детях, более того — на своих собственных. Объективности ради к этому следовало бы добавить, что его вторая жена, мать этих «испытуемых», решилась выступить с собственной печатной работой, которую назвала «Я — мать сыновей бихевиориста».
Тем не менее поведенческая воспитательная доктрина долгие годы господствовала в американской педагогике. Впрочем, не только в американской. Игнорирование внутренней детерминации становления личности оказалось чрезвычайно созвучно эгалитаристской доктрине, возобладавшей в XX в. на экспериментальной шестой части земной суши. Причем в начале века даже заимствовать американский опыт не понадобилось — бихевиористов было достаточно своих (разумеется, звать их предпочитали иначе).
Тезис Уотсона «…выращу кого угодно» здесь исполнялся на мотив «Кто был ничем, тот станет всем» (очень уж хотелось верить, что такое возможно). На долгие годы в отечественной педагогике утвердилось понимание воспитания, сформулированное Всесоюзным старостой: «Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю». Соответственно, эталоном для советской педагогики выступила система А.С. Макаренко, абсолютизирующая внешнее воспитательное воздействие. На примере работы исправительного учреждения для малолетних преступников (в дальнейшем деликатно именовавшихся беспризорниками) корифею советской педагогики удалось продемонстрировать высокую эффективность специально организованных усилий по перековке испорченного материала в добротное изделие. Важным моментом этой концепции выступала идея о воспитывающей роли коллектива. Но так или иначе приоритет отдавался внешнему воздействию, целенаправленному и формирующему, а по сути своей авторитарному.То же можно сказать и об основных положениях советской психологии, разрабатывавшихся на протяжении десятилетий, а сегодня многими поспешно признанных устаревшими. Одним из центральных принципов советской психологической науки выступал принцип единства сознания и деятельности и соответственно идея формирования сознания в деятельности. Опираясь на классическую формулу «бытие определяет сознание», отечественные психологи советской поры направляли свои усилия на обоснование и конкретизацию этого тезиса. Тут сугубо поведенческий (или, если угодно, бихевиористский) подход выступал лишь одним из вариантов. Фактически же все научные и практические изыскания были посвящены вскрытию механизмов интериоризации, то есть преобразования внешних стимулов во внутренние представления и побуждения.
Для западной психологии, не столь жестко скованной рамками определенной идеологической доктрины, ограниченность поведенческого подхода выступила довольно давно. В качестве попытки ее преодолеть была выдвинута так называемая теория конвергенции двух факторов. Основоположником ее считается В.Штерн, хотя сходные идеи провозглашались целым рядом ученых. Все они утверждали, что становление человека нельзя сводить к простому восприятию внешних воздействий. В то же время, с позиций этой теории, неоправданно выводить качества личности из врожденных свойств.
Реальной альтернативой противоборствующим подходам теория конвергенции, однако, не стала. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс становления личности ребенка, чаще всего скрывалось предпочтение наследственной предопределенности развития. Даже в тех случаях, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственными факторами, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, поскольку среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.
В ряду так называемых биологизаторских доктрин обычно упоминается и психоаналитическая концепция воспитания. Нередко она рассматривается как фаталистская, что, казалось бы, естественно вытекает из фрейдистских представлений о формировании личности. Однако трактовать ее столь однозначно было бы несправедливо. Более того, в психоаналитической концепции воспитания явно прослеживается гуманистический аспект, а влияние внутренних и внешних факторов не столько противопоставляется, сколько комбинируется.
Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.
Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.
При ближайшем рассмотрении поражает, насколько эти тезисы созвучны иному направлению в психологии и педагогике, формально противостоящему психоаналитической доктрине, а именно гуманистической психологии и основанной на ее принципах концепции гуманистического воспитания. Теоретики этого подхода приложили немало усилий к переоценке фрейдистского взгляда на человеческую природу. Однако предлагаемые ими воспитательные приемы по сути не входят в противоречие с теми, что предлагаются психоаналитиками.
Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре ее внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции, субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы — от спонтанных и гибких до формализованных (если последние соответствуют потребностям и выбору детей).
Во всем мире данный подход в первую очередь ассоциируется с теорией американского педиатра Б.Спока, сформулированной практически независимо от гуманистической психологии, но удивительно созвучной с ее основными построениями. В супербестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Его главная идея — признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребенка. При этом (что нередко упускают из виду) он подчеркивал роль в воспитании родительского авторитета, который, по его мнению, не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания Спок назвал «метод терпения»: твердость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы, избегая ожесточения, допустить проявление ребенком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям Спок советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании.
Однако некоторые родители восприняли гуманистические идеи Спока (как это нередко бывает с любыми гуманистическими идеями) как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретическими ошибками Спока. Оправдалось его предостережение о том, что бездумное следование даже самой здоровой педагогической концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим Спок специально переработал свою книгу для новых изданий, особо подчеркнув роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Некоторое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей Спока, но по сути не противоречило его первоначальной концепции и явилось ее логическим развитием. Основу дисциплины Спок, как и прежде, усматривал во взаимной привязанности и любви родителей и детей. Наверное, в этом и состоит подлинный гуманизм — в сочетании любви и ответственности.
Ключевые понятия – вопросы воспитания и семейного многообразия
Воспитание детей, уход за ними и обучение родителей — ключевые понятия, которые могут повлиять на результаты обучения детей. Поэтому крайне важно дать определения каждому понятию, прежде чем изучать «воспитание детей». Я предлагаю вам критически подумать о каждой концепции и проанализировать, как информация, содержащаяся в этой книге, может быть применена к каждому из этих слов.
Рисунок 1. Семья празднует выпускной.Воспитание детей — это процесс воспитания, поощрения и поддержки физического, эмоционального, социального и когнитивного развития ребенка до его взрослой жизни и на протяжении всей жизни. [1]
Воспитание детей часто определяется взаимозаменяемо с воспитанием детей. Однако есть много лиц, не являющихся родителями (например, общество, воспитатели, учителя, правительство), которые предлагают аналогичные виды ухода, не будучи законными «родителями» ребенка. [2]
Уход — это принятие на себя основных обязанностей человека, который не может обеспечить себя всеми основными потребностями. Примеры могут включать родителя, воспитателя, обученного специалиста или члена семьи. [3]
Обучение родителей — это процесс, который может помочь опекунам (и потенциальным опекунам) понять, как обеспечить соответствующий возрасту уход в безопасной, любящей, заботливой и стабильной среде, которая способствует хорошему здоровью и благополучию ребенка. Успешное обучение родителей предоставляет участникам индивидуальные, культурно значимые знания, ресурсы, стратегии, инструменты, сетевую поддержку и рекомендации относительно передовых подходов к воспитанию детей. Цели обучения родителей включают изучение и применение этой информации опекунами для содействия долгосрочному, позитивному, эмоциональному, социальному, физическому и когнитивному развитию ребенка. [4]
Исследования постоянно показывают, что методы воспитания могут влиять на социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, особенно в первые годы. [5] Исследования также показывают, что методы воспитания могут влиять на поведенческое здоровье ребенка, его способность концентрироваться (внимание) и повышенное чувство безопасности. [6]
Кроме того, на процессы и результаты воспитания могут влиять такие факторы, как личность, биология, темперамент и уникальный опыт родителя и ребенка. Следовательно, эти процессы следует рассматривать в контексте социальных, экономических, исторических и психологических факторов, связанных с отдельными людьми, семьями, сообществами и культурами. [7]
Во всем мире существует множество определений многих тем, касающихся «воспитания детей» и «семьи». Например, судебная практика Европейского суда по правам человека рекомендует определять понятие «семья» с учетом культурных особенностей и каждого конкретного случая, принимая во внимание личные связи между заинтересованными лицами. [8]
Кроме того, все согласны с тем, что те, кто работает с детьми и семьями, принимают, уважают и понимают, что субъективные определения этих понятий (а) существуют внутри и между отдельными людьми, культурами и организациями (например, ЮНИСЕФ, Бюро и т. д.), (б) могут меняться со временем и (в) основаны на личном опыте, взглядах, ценностях, убеждениях, историческом времени и месте, культуре и т. д. [9]
На протяжении всей этой книги следует исходить из того, что
следующие термины определяются следующим образом:
Родитель : Слова «член семьи», «основной опекун» и/или «родитель» будут использоваться взаимозаменяемо для обозначения различных групп лиц, которые несут основную ответственность за воспитание ребенка. Эти термины могут включать, помимо прочего, членов расширенной семьи, опекунов, фиктивных родственников, приемных семей, близких друзей, лиц, связанных юридическими и/или биологическими узами, и т. д.
Семья : Точно так же слова «семья» и «семьи» будут использоваться для обозначения разнообразных социальных и культурных конструкций, которые могут быть получены из (а) ценностей, убеждений или родственных связей (например, сожительство), ( б) кровные, брачные или юридические связи (например, усыновление), (в) социальные связи (например, воспитание, воспитание или экономические связи) и (г) принятие решений, связанных с повседневным функционированием [10 ] Таким образом, «семья» может включать, помимо прочего, членов расширенной семьи, опекунов, фиктивных родственников, приемных семей, близких друзей, тех, кого связывают юридические или биологические связи и т. д.
- Брукс, Дж. Б. (2012). Процесс воспитания: Девятое издание. McGraw-Hill Высшее образование. ↵
- Абрахан, Х. (2017). Семья — это то, что вы делаете? Юридическое признание и регулирование многодетности. Журнал Американского университета по вопросам гендера, социальной политики и права, 25 (4) https://ssrn.com/abstract=2925886 ↵
- US Legal. (н.д.). Закон доктрины основного опекуна и юридическое определение. Получено с https://definitions.uslegal.com/p/primary-caregiver-doctrine/ ↵
- Информационный портал о благополучии детей. (2019). Обучение родителей для укрепления семей и предотвращения жестокого обращения с детьми. Краткий обзор вопросов https://www.childwelfare.gov/pubs/issue-briefs/parented/ ↵
- Национальные академии наук, инженерии и медицины. (2016). Вопросы воспитания: поддержка родителей детей в возрасте от 0 до 8 лет . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. https://doi.org/10.17226/21868. ↵
- Информационный портал о благополучии детей. (2019). Обучение родителей для укрепления семей и предотвращения жестокого обращения с детьми. Краткий обзор вопросов https://www.childwelfare.gov/pubs/issue-briefs/parented/ ↵
- Информационный портал по вопросам благосостояния детей. (2019). Обучение родителей для укрепления семей и предотвращения жестокого обращения с детьми. Краткий обзор вопросов https://www.childwelfare.gov/pubs/issue-briefs/parented/ ↵
- ЮНИСЕФ. (2016) Кризис беженцев и мигрантов в Европе: право ребенка на воссоединение семьи. Пропагандистский бюллетень. Получено с https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/ADVOCACY_BRIEF_Family_Reunification_13_10_15.pdf ↵
- https://courses.lumenlearning.com/wm-introductiontosociology/chapter/defining-family/ ↵
- Шарма Р. (2013). Классификация семьи и структуры семьи переопределена для настоящего времени. Journal of Family Medicine and Primary Care , 2 (4), 306–310. https://doi.org/10.4103/2249-4863.123774 ↵
Воспитание | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
От поощрения занятий в школе и занятий спортом до формирования ценностей по мере взросления ребенка (помните, они делают то, что делаете вы, а не так, как вы говорите!) Родители оказывают огромное влияние на жизнь своих детей. Однако они не единственные влиятельные лица на местах, особенно после того, как дети поступают в школу и начинают взаимодействовать с миром в целом.
Большинство родителей работают над тем, чтобы дать детям наилучший возможный старт, но родителям также важно понимать, что дети приходят в этот мир со своим темпераментом, личностью и целями. В то время как родители могут хотеть подтолкнуть своего ребенка к определенному пути, работа родителей состоит в том, чтобы обеспечить интерфейс с миром, который в конечном итоге подготовит ребенка к полной независимости и способности идти любым путем они выбирают.
В быстро меняющемся мире воспитание детей может зависеть от причуд и меняющихся стилей, а воспитание в некоторых привилегированных кругах превратилось в соревновательный вид спорта. Но потребности детского развития, определенные наукой, остаются относительно стабильными: безопасность, структура, поддержка и любовь.
Как быть хорошим родителем
Чтобы эффективно воспитывать детей, недостаточно просто избегать очевидных опасностей, таких как жестокое обращение, пренебрежение или чрезмерное баловство. Действительно, Национальная академия наук выделяет четыре основные обязанности родителей: поддержание здоровья и безопасности детей, содействие их эмоциональному благополучию, привитие социальных навыков и интеллектуальная подготовка детей.
Многочисленные исследования показывают, что наиболее приспособленные дети воспитываются родителями, которые находят способ сочетать теплоту и чуткость с четкими поведенческими ожиданиями. Родителям может оказаться полезной аббревиатура «Четыре C»: забота (демонстрация принятия и привязанности), последовательность (поддержание стабильной среды), выбор (позволяющий ребенку развивать автономию) и последствия (применение последствий выбора, будь то положительные или отрицательные). ).
Чтобы узнать больше, см. разделы «Как быть хорошим родителем» и «Поддержка образования детей».
Что такое нездоровый стиль воспитания?
Не каждый стиль воспитания отвечает интересам ребенка. Существует такая вещь, как чрезмерная забота о детях, которая может нанести вред детям по мере их взросления и сделать их неспособными справиться с малейшими неудачами.
Два хорошо известных примера чрезмерного воспитания включают «вертолетное воспитание», при котором дети находятся под чрезмерным наблюдением и оберегаются от опасности, и «снегоочистительное воспитание», при котором потенциальные препятствия удаляются с пути ребенка. И то, и другое может негативно повлиять на дальнейшую независимость ребенка, его психическое здоровье и самооценку.
Конечно, существует и такая вещь, как слишком мало воспитания, и исследования показывают, что отсутствие участия родителей часто приводит к плохим поведенческим результатам у детей.