Воспитание определение в психологии: Воспитание | Понятия и категории

Содержание

Воспитание | Понятия и категории

ВОСПИТАНИЕ. В современной этико-педагогической литературе, рассматривающей проблемы воспитания, доминируют в основном две полярные позиции: 1) авторитарное, акцентированно патерналистское понимание воспитания как воздействия извне; 2) гуманистический подход, рассматривающий воспитание с точки зрения тех процессов, которые происходят внутри сознания личности.

В первой модели воспитание понимается прежде всего как система строгих требований к поведению, опирающаяся на высший авторитет (отца, лидера, учителя, руководителя и т. д.), как достаточно жесткая регуляция поведения; в ней главное внимание уделяется технике воспитания, тому, как наиболее полно воздействовать на воспитуемого…

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения.

В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

В историческом процессе предметного и социального обособления деятельностей слово «воспитание» приобрело кроме обыденного и особенные смыслы. В профессионально-педагогическом смысле воспитание – это деятельность специально подготовленных взрослых (воспитателей), по особой программе руководящих формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей…

Tags: 

Педагогика

ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ. Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересом, вызываемым важными и существенными особенностями объектов.

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ — целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное — это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения.

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых — полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.
..

Tags: 

Педагогика

Психология

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогическая теория, видящая цель воспитания лишь в следовании за естественным развитием ребёнка. Понятие естественное воспитание введено в широкий обиход Ж.Ж. Руссо и раскрыто в его романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или о воспитании» (1762). Подвергнув уничтожающей критике воспитание, характерное для того времени, за игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей, за его искусственность и авторитарность, Руссо выдвинул идею воспитания, которое совпадает с естественным ходом развития ребёнка. Руссо считал главной ошибкой всех родителей и воспитателей то, что они подходили к детям, как к маленьким взрослым. Разрабатывая теорию естественного воспитания, Руссо требовал, чтобы «дети были детьми, прежде чем будут взрослыми людьми». Природа требует, чтобы умственному развитию предшествовало развитие физических сил и органов чувств. Зная это, воспитатель должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т.

п. Тот же принцип следует соблюдать и в отношении умственного развития…

Tags: 

Педагогика

ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ — совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания уч-ся, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и усовершенствования. В педагогике до сих пор не существует единой трактовки и классификации В. м. Явления В. очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия.

Tags: 

Педагогика

Методология

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства.

В.э. находится в неразрывной связи со всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено прежде всего на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в её многообразных проявлениях.

Tags: 

Педагогика

Эстетика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики. Основная задача В.э. — формирование в человеке качеств хозяина (бережливости, дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия и т.д.). На формирование этих качеств активно влияют и др. направления общественного воспитания. Взаимодействуя с ними, В.э.

Tags: 

Педагогика

Экономика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — составляющая часть общественного В. , направленная на формирование у граждан экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за её судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность — естественную и единственную основу жизни на Земле; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного

Tags: 

Педагогика

Экология

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

воспитание | это… Что такое воспитание?

   ВОСПИТАНИЕ (с. 125)

   Проблема воспитания стара как мир, ибо люди во все времена воспитывали своих детей, а задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали, вероятно, задолго до становления наук. Свою лепту в эти рассуждения внесли философы, теологи, литераторы и моралисты всех времен. Ведь все они так или иначе размышляли о сущности человека, о смысле его существования, или, иными словами, о тех идеалах, к которым должно быть устремлено развитие личности, и соответственно о тех средствах, которые должны способствовать развитию в этом направлении. Изречения о целях, задачах и приемах воспитания можно отыскать в наследии любого мыслителя, от Конфуция до Сартра.

   К тому времени, когда психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце XIX в., и до наших дней, до начала XXI, эта проблема была и остается остро дискуссионной.

   Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Лежка (1632-1704) и Жана Жака Руссо (1712-1778). Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей (что нередко упускают из виду поверхностные толкователи Локка). Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Последователи Локка отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь существенный вклад в интеллектуальное и нравственное развитие. Решающая роль отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.

   Для своего времени это была весьма прогрессивная теория, позволявшая усомниться в справедливости сословных различий. Сам Локк, однако, не шел в своих рассуждениях так далеко. Напротив, отдельные его высказывания явно противоречат эгалитаристской идеологии. Например, в своем трактате «О воспитании джентльмена» он недвусмысленно пишет: «Джентльмен вправе добиваться своих целей любыми средствами, но только не за счет другого джентльмена».

А каково, скажите, тем, кого судьба обделила благородным происхождением? Хоть ты и наделен врожденным разумом и стремлением к счастью, джентльмен с тобой церемониться не будет! Не правда ли, очень похоже на декларативный эгалитаризм наших дней?

   В противоположность взглядам Локка, французский философ Руссо (которого также относят и к великим педагогам) в своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представление о первичности «естественной природы» ребенка, которая практически не требует руководства. Роли воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Небезынтересно, что в личном опыте самого Руссо его теория оказалась заострена до абсурдной крайности: о воспитании нескольких своих внебрачных детей он не проявил ни малейшей заботы, все они были отданы в приют.

   Важно отметить, что обе названные теории были сформулированы в ходе философских рассуждений, оставались чисто умозрительными и не были подкреплены никакими научными изысканиями.

   Психологические теории, не замедлившие появиться после институционализации психологии в качестве самостоятельной науки, отличались, казалось бы, большим разнообразием. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что фактически любая из них либо явно тяготеет к одному из названных подходов, либо представляет собой более или менее (но никогда не всецело) успешную попытку их примирения.

   Одна из самых ранних собственно психологических концепций воспитания (назвать ее теорией было бы некоторым преувеличением) была выдвинута в 80-х гг. XX в. У.Джемсом и представлена им американским педагогам в цикле лекций, опубликованных впоследствии под названием «Беседы с учителями о психологии». Джемс писал: «Оно [воспитание] сводится в конечном счете к организации в человеке таких средств и сил для действия, которые дадут ему возможность приспособляться к окружающей социальной и физической среде». И далее: «Словом, воспитание лучше всего может быть определено как организация приобретенных привычек поведения и наклонностей для действия [курсив автора]». В практическом плане Джемс предлагал конкретные рекомендации по формированию полезных привычек, которые как результат воспитания и призваны составить достоинства зрелой личности.

   Неудивительно, что многие исследователи относят Джемса к предтечам поведенческой психологии (хотя сам он активно оперировал понятием сознания, от которого поведенческая психология категорически отреклась). Идея формирования целесообразных форм поведения высказана им задолго до появления бихевиористского манифеста Дж. Уотсона. Но именно у Уотсона получил свое крайнее выражение подход к воспитанию как к формированию «правильных» реакций. «Психологический уход за ребенком» Уотсона стал одним из первых психолого-педагогических бестселлеров XX в. В этой работе и многочисленных публичных выступлениях основатель бихевиоризма отвергал какие бы то ни было природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести вовне — на приемы поощрения одних реакций и подавления других, к чему, собственно говоря, и сводился весь процесс воспитания. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно… » Причем это уже не были умозрительные рассуждения, соответствующая воспитательная стратегия была апробирована Уотсоном на реальных детях, более того — на своих собственных. Объективности ради к этому следовало бы добавить, что его вторая жена, мать этих «испытуемых», решилась выступить с собственной печатной работой, которую назвала «Я — мать сыновей бихевиориста». В самом названии сквозит некоторая отстраненность от педагогического подхода ученого мужа и отца. Миссис Уотсон (как, наверное, любая нормальная женщина) не могла одобрить практику воспитания посредством дрессировки. А каковы же оказались плоды такого механистического подхода? Что касается сыновей Джона Уотсона то их судьба незавидна. Один уже в зрелые годы покончил с собой (слишком ломкой оказалась личность, вылепленная по отцовским формулам), другой долгие годы лечился у психоаналитиков, чьи усилия, как известно, направлены на исцеление полученных в детстве душевных травм.

   Тем не менее поведенческая воспитательная доктрина долгие годы господствовала в американской педагогике. Впрочем, не только в американской. Игнорирование внутренней детерминации становления личности оказалось чрезвычайно созвучно эгалитаристской доктрине, возобладавшей в XX в. на экспериментальной шестой части земной суши. Причем в начале века даже заимствовать американский опыт не понадобилось — бихевиористов было достаточно своих (разумеется, звать их предпочитали иначе). Тезис Уотсона «…выращу кого угодно» здесь исполнялся на мотив «Кто был ничем, тот станет всем» (очень уж хотелось верить, что такое возможно). На долгие годы в отечественной педагогике утвердилось понимание воспитания, сформулированное Всесоюзным старостой: «Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю». Соответственно, эталоном для советской педагогики выступила система А.С. Макаренко, абсолютизирующая внешнее воспитательное воздействие. На примере работы исправительного учреждения для малолетних преступников (в дальнейшем деликатно именовавшихся беспризорниками) корифею советской педагогики удалось продемонстрировать высокую эффективность специально организованных усилий по перековке испорченного материала в добротное изделие. Важным моментом этой концепции выступала идея о воспитывающей роли коллектива. Но так или иначе приоритет отдавался внешнему воздействию, целенаправленному и формирующему, а по сути своей авторитарному. Наверное, поэтому, в связи с резкой сменой общественных настроений в конце 80-х теория Макаренко, содержащая немало конструктивных моментов, в одночасье вышла из моды.

   То же можно сказать и об основных положениях советской психологии, разрабатывавшихся на протяжении десятилетий, а сегодня многими поспешно признанных устаревшими. Одним из центральных принципов советской психологической науки выступал принцип единства сознания и деятельности и соответственно идея формирования сознания в деятельности. Опираясь на классическую формулу «бытие определяет сознание», отечественные психологи советской поры направляли свои усилия на обоснование и конкретизацию этого тезиса. Тут сугубо поведенческий (или, если угодно, бихевиористский) подход выступал лишь одним из вариантов. Фактически же все научные и практические изыскания были посвящены вскрытию механизмов интериоризации, то есть преобразования внешних стимулов во внутренние представления и побуждения.

   Для западной психологии, не столь жестко скованной рамками определенной идеологической доктрины, ограниченность поведенческого подхода выступила довольно давно. В качестве попытки ее преодолеть была выдвинута так называемая теория конвергенции двух факторов. Основоположником ее считается В.Штерн, хотя сходные идеи провозглашались целым рядом ученых. Все они утверждали, что становление человека нельзя сводить к простому восприятию внешних воздействий. В то же время, с позиций этой теории, неоправданно выводить качества личности из врожденных свойств. Психическое развитие — результат конвергенции (слияния) внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн писал, что ни об одном свойстве, ни об одной функции нельзя спрашивать: происходит ли она извне или изнутри? Закономеретч лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то и другое, только всякий раз в разных соотношениях.

   Реальной альтернативой противоборствующим подходам теория конвергенции, однако, не стала. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс становления личности ребенка, чаще всего скрывалось предпочтение наследственной предопределенности развития. Даже в тех случаях, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственными факторами, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, поскольку среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.

   В ряду так называемых биологизаторских доктрин обычно упоминается и психоаналитическая концепция воспитания. Нередко она рассматривается как фаталистская, что, казалось бы, естественно вытекает из фрейдистских представлений о формировании личности. Однако трактовать ее столь однозначно было бы несправедливо. Более того, в психоаналитической концепции воспитания явно прослеживается гуманистический аспект, а влияние внутренних и внешних факторов не столько противопоставляется, сколько комбинируется.

   Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

   Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

   При ближайшем рассмотрении поражает, насколько эти тезисы созвучны иному направлению в психологии и педагогике, формально противостоящему психоаналитической доктрине, а именно гуманистической психологии и основанной на ее принципах концепции гуманистического воспитания. Теоретики этого подхода приложили немало усилий к переоценке фрейдистского взгляда на человеческую природу. Однако предлагаемые ими воспитательные приемы по сути не входят в противоречие с теми, что предлагаются психоаналитиками.

   Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре ее внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции, субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы — от спонтанных и гибких до формализованных (если последние соответствуют потребностям и выбору детей).

   Во всем мире данный подход в первую очередь ассоциируется с теорией американского педиатра Б.Спока, сформулированной практически независимо от гуманистической психологии, но удивительно созвучной с ее основными построениями. В супербестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Его главная идея — признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребенка. При этом (что нередко упускают из виду) он подчеркивал роль в воспитании родительского авторитета, который, по его мнению, не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания Спок назвал «метод терпения»: твердость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы, избегая ожесточения, допустить проявление ребенком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям Спок советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании.

   Однако некоторые родители восприняли гуманистические идеи Спока (как это нередко бывает с любыми гуманистическими идеями) как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретическими ошибками Спока. Оправдалось его предостережение о том, что бездумное следование даже самой здоровой педагогической концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим Спок специально переработал свою книгу для новых изданий, особо подчеркнув роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Некоторое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей Спока, но по сути не противоречило его первоначальной концепции и явилось ее логическим развитием. Основу дисциплины Спок, как и прежде, усматривал во взаимной привязанности и любви родителей и детей. Наверное, в этом и состоит подлинный гуманизм — в сочетании любви и ответственности.


Психология воспитания | Диплом по психологии

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цели и задачи воспитания

Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Институты воспитания

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.

Средства и методы воспитания

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

Основные трудности и проблемы воспитательного процесса

  1. Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
  2. Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
  3. Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
  4. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

Что такое воспитание? Что значит быть родителем?

Таня Дж. Петерсон

Что такое воспитание? Часто люди взволнованы, когда узнают, что ждут своего первого ребенка. Конечно, другие эмоции появляются и исчезают. Формируются вопросы, например: «Действительно ли лучше кормить грудью? Что, если я не смогу?» или «Как уложить ребенка уснуть посреди ночи?» Эти и подобные им вопросы очень важны. Однако два самых важных вопроса часто упускаются из виду: «Что такое воспитание?» и «Что значит быть родителем?» Понимание сути воспитания может помочь вам создать свое собственное осмысленное определение воспитания, которое проведет вас через невероятные американские горки родительского пути.

Что такое воспитание?

Изучение словарных определений воспитания – полезное начало. Такие источники, как Merriam-Webster, Cambridge Dictionary, Collins Dictionary и Dictionary.com, очень похожим образом определяют, что такое воспитание детей. Используя смесь этих официальных источников, определение воспитания включает такие элементы, как:

  • Процесс воспитания ребенка от рождения до самостоятельной взрослой жизни
  • Содействие воспитанию ребенка на всех этапах развития
  • Уход и воспитание ребенка
  • Выполнение родительских обязанностей, сопровождающих воспитание детей
  • Акт ухода за ребенком, а не биологическая связь с ребенком
  • Создание здоровой среды по мере роста ребенка — принятие мер для обеспечения социального развития и образования, соответствующих вашим ценностям
  • Обеспечение стабильной семейной жизни (примечание: это не то же самое, что быть богатым)
  • Приспособление к изменяющимся потребностям ребенка по мере его роста и развития

Эти определения точны и полезны, они дают некоторое представление о том, что такое воспитание детей. Тем не менее, они немного резковаты и черно-белы, очерчивая определение воспитания как простой контрольный список. В этом отношении им немного не хватает ценного родительского образования. Воспитание можно также описать как значение, которое оно имеет для родителей.

Что значит быть родителем?

Хорошее воспитание — это не просто роботизированная забота о детях. Хотя эта забота имеет решающее значение, это не единственный аспект воспитания. Американская психологическая ассоциация (nd) описывает три основные цели воспитания; только первый включает базовые потребности.

  • Обеспечение здоровья и безопасности детей
  • Подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни
  • Преподавание ценностей, соответствующих культуре родителей

Точно так же организация Proud 2 Parent (2017) перечисляет эти понятия в качестве определений воспитания:

  • Удовлетворение основных потребностей
  • Защита
  • Подготовка
  • Любовь
  • Ведущий

Обеспечение безопасности и здоровья детей, а также обеспечение их основных потребностей являются важнейшими потребностями выживания. Воспитание включает в себя и эти другие миссии, обязанности, которые наполняют воспитание более глубоким смыслом.

Подготовка детей к взрослой жизни является главной задачей родителей. Фраза, иллюстрирующая эту идею, такова: вы не воспитываете ребенка; ты воспитываешь взрослого. Каждый день родители делают выбор и действуют преднамеренно, чтобы помочь своим детям стать людьми с характером, уважением, чувством ответственности, мотивацией и навыками, которые помогут им добиться успеха как в детстве, так и во взрослой жизни. К этому препарату относится ведущее. Действия родителей говорят громче слов; действительно, личный пример более эффективен, чем чтение лекций.

Хотя кажется, что подготовка и подача примера — это тяжелая обязанность, требующая множества родительских навыков, это еще и весело. Эта подготовка осуществляется в основном через совместные прогулки, совместные игры, вообще совместную жизнь. Подготовка заключается в действиях. Это может создать прочные связи между родителями и детьми и наполнить воспитание смыслом.

Родительское значение, может быть, даже более сильное, чем подготовка, — это действие и отношение безусловной любви. Воспитание детей может быть сложной задачей и приправлено трудными временами; однако, когда ваши отношения основаны на любви, у вас остается крепкая связь, которая может свести вас вместе в любое время, когда вы не согласны или спорите. Любовь к своим детям питает их и помогает им развиваться. Объятие, поцелуй в голову, смех и радость быть вместе — пожалуй, лучшее описание значения воспитания. Это то, что касается воспитания.

ссылки на статьи

Ссылка APA
Peterson, T. (2022, 11 января). Что такое воспитание? Что значит быть родителем?, HealthyPlace. Получено 2022 г., 7 октября, с https://www.healthyplace.com/parenting/parenting-skills-strategies/what-is-parenting-what-does-it-mean-to-be-a-parent

Последнее обновление: 16 января 2022 г.

Медицинский осмотр Гарри Крофта, доктора медицины

Подробнее

Что делать, если ваш ребенок лжет?

Как группы поддержки ЛГБТ-родителей помогают вам поддерживать вашего ребенка?

Помощь ребенку с синдромом разлуки

Воспитание ребенка с депрессией

Справочник по психиатрическим препаратам для детей и подростков с ограниченными возможностями обучения

4

Интеллектуальные нарушения

Предупреждающие признаки злоупотребления наркотиками и алкоголем

4 типа стилей воспитания и их влияние на ребенка

| Теория стилей воспитания Дайаны Баумринд | Статистика | Определение и воздействие на детей | Самый эффективный стиль воспитания | Природа против воспитания | Другие стили воспитания | Инфографика |

Какие существуют 4 типа стилей воспитания?

В психологии обычно используются 4 стиля воспитания: авторитарный стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания, снисходительный стиль воспитания и пренебрежительный стиль воспитания. Они основаны на работе Дайаны Баумринд, психолога развития из Калифорнийского университета в Беркли, в 1960-х годах. Маккоби и Мартин также внесли свой вклад, уточнив модель в 1980-х годах.

Четыре типа стилей воспитания также известны как:

  • Авторитетные (демократические)
  • Авторитарный (дисциплинарный)
  • Персиссивные (снисходительные)
  • ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (НЕ УВЕДЛЕННОЕ)
9009 DIANA BAUMRINDINIT0010

Баумринд заметил, что дошкольники демонстрируют совершенно разные типы поведения. Каждый тип поведения был тесно связан с определенным типом воспитания.

Теория Баумринда утверждает, что существует тесная связь между типом стиля воспитания и поведением детей. Разные стили воспитания могут привести к разным результатам в развитии ребенка и его результатам.

Основываясь на обширных наблюдениях, интервью и анализе, она первоначально определила три стиля воспитания: авторитарное воспитание, авторитарное воспитание и вседозволяющее воспитание ​1​ .

кредит: wikipedia.com

Хотя Дайана Баумринд известна своей работой по классификации стилей воспитания, Маккоби и Мартин (1983) были теми, кто расширил эту модель трех стилей воспитания, используя двумерную структуру ​2​ .

Они расширили снисходительный стиль воспитания Баумринда на два разных типа воспитания: разрешающий стиль (также известный как снисходительный стиль воспитания) и пренебрежительный стиль воспитания (также известный как невовлеченный стиль воспитания).

Эти четыре стиля воспитания иногда называют стилями воспитания Дианы Баумринд или стилями воспитания Маккоби и Мартина .

В США примерно 46% родителей используют авторитарный стиль воспитания, 26% авторитарный стиль воспитания, 18% разрешительный стиль воспитания и 10% пренебрежительный стиль воспитания ​3​ .

Распределение среди населения относительно стабильно, за исключением того, что родители европейского происхождения примерно на 2% чаще придерживаются авторитарного стиля, в то время как родители азиатско-американского происхождения на 2% чаще придерживаются авторитарного стиля.

Определение стилей воспитания и их влияние на поведение детей

Стили воспитания классифицируются по двум параметрам поведения и стилей воспитания:

Требовательность относится к степени, в которой родители контролируют поведение своего ребенка или требуют от него зрелости.

Отзывчивость относится к степени, в которой родители принимают и чувствительны к эмоциональным потребностям и потребностям развития своих детей.

Вот влияние стилей воспитания на развитие ребенка.

1. Авторитетное воспитание

Высокая требовательность. Высокая отзывчивость.

Авторитетные родители возлагают большие надежды на достижения и зрелость, но они также сердечны и отзывчивы ​4​ .

Родители такого типа устанавливают правила и устанавливают границы, проводя открытые обсуждения, предоставляя рекомендации и аргументируя.

Эти родители аргументируют и объясняют свои действия своим детям. Объяснения позволяют детям иметь чувство осведомленности и учат детей ценностям, морали и целям.

Их дисциплинарные методы являются конфронтационными​5​, т. е. аргументированными, договорными, ориентированными на результат и нацеленными на регулирование поведения, а не на принуждение.

Авторитетные родители ласковы и благосклонны. Они уважают автономию своих детей, предоставляют им много свободы и поощряют независимость.

Они также обеспечивают двустороннюю связь. Этот стиль воспитания также известен как демократический стиль воспитания ​6​ .

Дети авторитетных родителей дороги .

Согласно исследованию стилей воспитания, проведенному Баумриндом, дети авторитетных родителей, как правило, выглядят счастливыми и довольными.

  • Более независимы
  • Более активны ​8​ .
  • Достичь более высокой успеваемости ​8–10​ .
  • Развитие хорошей самооценки ​11​ .
  • Взаимодействовать со сверстниками, используя компетентные социальные навыки ​12​ .
  • Иметь лучшее психическое здоровье — меньше депрессии, беспокойства, попыток самоубийства, правонарушений, употребления алкоголя и наркотиков ​13–15​ .
  • Проявлять менее агрессивные наклонности ​16​ .
  • Надежно прикреплены.
  • 2. Авторитарное воспитание

    Высокая требовательность. Низкая отзывчивость.

    Высокий уровень родительского контроля и низкий уровень родительской отзывчивости — две характеристики авторитарного стиля.

    Хотя авторитарное воспитание и авторитетный стиль воспитания имеют схожие названия, у них есть несколько важных различий в убеждениях, требованиях и подходах воспитания.

    В то время как оба стиля воспитания требуют высоких стандартов, авторитарные родители требуют слепого послушания, используя такие причины, как «, потому что я так сказал ». Они позволяют только одностороннее общение через строгие правила и приказы. Любые попытки урезонить их расцениваются как ответная реакция.

    Эти родители применяют строгую дисциплину и часто применяют суровые наказания, такие как телесные наказания, как способ получить контроль над поведением. Их дисциплинарные методы принудительный ​5​ , то есть произвольный, безапелляционный, властный и связанный с обозначением статусных различий.

    Авторитарные родители не реагируют на потребности своего ребенка и, как правило, не заботятся о нем. Обычно они оправдывают жестокое обращение, чтобы закалить своих детей.

    Дети, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания, склонны:

    • Несчастливый характер.
    • Будьте менее независимыми.
    • Выглядит неуверенно.
    • Обладают низкой самооценкой.
    • Демонстрация большего количества поведенческих проблем или проблем с поведением ​17​ .
    • Больше истерик.
    • Хуже в учебе.
    • Имеют более низкую социальную компетентность.
    • Быть более склонным к интернализации поведения и психическим проблемам ​18​ .
    • Вероятность возникновения проблем с употреблением наркотиков ​19​ .
    • Имеют худшие навыки выживания ​20​ .

    3. Попустительское воспитание (снисходительное)

    Низкая требовательность. Высокая отзывчивость

    Снисходительные родители устанавливают очень мало правил и границ и неохотно соблюдают правила.

    Эти снисходительные родители приветливы и снисходительны, но они не любят отказывать или разочаровывать своих детей.

    Дети снисходительных родителей, как правило, имеют худшие результаты:

    • Не могут следовать правилам.
    • Плохой самоконтроль.
    • Обладают эгоцентрическими наклонностями.
    • Столкнетесь с большим количеством проблем в отношениях и социальных взаимодействиях.

    4. Небрежное воспитание (невовлеченное)

    Низкая требовательность. Низкая отзывчивость.

    Нерадивые родители не устанавливают жестких границ и высоких стандартов.

    Они безразличны к потребностям своих детей и не участвуют в их жизни.

    Эти незаинтересованные родители могут сами иметь психические проблемы, такие как депрессия, физическое насилие или отсутствие заботы о детях, когда они были детьми.

    Дети нерадивых родителей:

    • Они более импульсивны.
    • Не может саморегулировать эмоции.
    • Столкнитесь с большим количеством делинквентного поведения и проблем с зависимостью.
    • Больше проблем с психикой — напр. суицидальное поведение у подростков.

    Какой стиль воспитания наиболее эффективен?

    Результаты десятилетий исследований показывают, что авторитарное воспитание постоянно связано с лучшими результатами у детей.

    Авторитетный стиль воспитания считается психологами и психиатрами лучшим стилем воспитания.

    Эта классификация стилей воспитания детей изучалась более 25 лет в разных странах.

    Результаты обычно соответствуют ожиданиям для каждого стиля воспитания.

    Однако несоответствия и исключения в некоторых областях остаются.

    Вот некоторые важные факторы, которые также могут играть роль в определении того, каким вырастет ребенок.

    Культурные и этнические различия

    Некоторые исследования показали, что авторитетный стиль не всегда связан с лучшими школьными достижениями в семьях от 9 лет0189 разнообразные этнические (например, азиаты, чернокожие, латиноамериканцы) и социально-экономические группы (например, уровень дохода, образование родителей, количество активных родителей) ​21​ .

    Например, в ходе одного исследования исследователи обнаружили, что афроамериканские учащиеся с авторитетными родителями, но без поддержки сверстников, не добивались лучших результатов в учебе.

    Что касается азиатско-американских учащихся, согласно некоторым исследованиям, они лучше успевали в школе, когда у них были авторитарные родители и поддержка сверстников ​22​ .

    Исследование, проведенное в Испании, показало, что и снисходительный, и авторитетный стиль воспитания связаны с положительными результатами ​23​ .

    Темперамент ребенка

    Собственное поведение детей может повлиять на выбор родителей и на результаты.

    Например, дети с более чувствительным темпераментом могут восприниматься как трудные, что заставляет родителей менять свой стиль воспитания в сторону более авторитарного.

    В исследовании также было обнаружено, что некоторые аспекты детского поведения, такие как общительность и агрессивное поведение, лучше коррелируют с темпераментом ребенка, чем со стилем воспитания их родителей.

    Похоже, стиль воспитания — не единственный определяющий фактор в результатах ребенка.

    Различия в социальном контексте и темпераменте детей также могут иметь значение.

    Но стоит отметить, что, несмотря на широкую огласку, не все результаты этих исследований были успешно воспроизведены другими исследователями.

    Кроме того, эти результаты также не соответствуют другим типам результатов, таким как поведение или психическое здоровье.

    Например, в то время как некоторые исследования показали, что использование авторитарного воспитания в китайско-американском населении было связано с лучшими академическими результатами ​24​ , другие обнаружили, что авторитарное воспитание лучше всего предсказывает успеваемость в школе ​25​ .

    На сегодняшний день ни одно исследование не опровергло окончательно преимущества авторитарного воспитания, в то время как многие другие постоянно демонстрировали его преимущества.

    Стили воспитания и практика воспитания

    Другим компонентом, который может повлиять на результат, является различие между стилем воспитания и практикой воспитания.

    Стиль воспитания – это эмоциональный климат и контроль, в которых родители воспитывают своих детей.

    Практика воспитания – это особые действия, которые родители применяют в воспитании детей.

    Даже родители с одним и тем же стилем воспитания могут выбирать разные способы или разные подходы к осуществлению конкретных видов воспитания детей, и это повлияет на степень исходов.

    Ограничения и критика исследований по воспитанию детей

    При интерпретации результатов исследований важно отметить, что большинство этих исследований по воспитанию обнаруживают только связи между стилями воспитания и результатами.

    То есть результаты только корреляция и не причинно-следственная связь .

    Например, у теплых и отзывчивых родителей обычно дети имеют меньше проблем с поведением. Возникает соблазн сказать, что теплые и отзывчивые родители приводят к лучшему поведению детей.

    Но вы можете легко перевернуть это и сказать, что дети, которые ведут себя хорошо, заставляют своих родителей быть более теплыми и отзывчивыми.

    У разных детей разный темперамент, и они, в свою очередь, могут влиять на поведение родителей.

    Это исследование воспитания не говорит нам, какая из них является правильной причинно-следственной связью.

    Так почему же большинство психологов и экспертов по-прежнему рекомендуют авторитетный стиль воспитания?

    Одна из причин заключается в том, что существует огромное количество исследований, последовательно демонстрирующих эти связи, включая лонгитюдные исследования ​26​ и связанные с вмешательством ​27​ .

    При выборе стиля воспитания родители должны учитывать свои цели воспитания и тип родителя, которым они хотят быть.

    Конечной целью большинства родителей является воспитать здорового, счастливого, доброго и ответственного человека, который будет любить их и их семью, когда они вырастут. И они также хотят наслаждаться родительским опытом.

    Трудно представить, что, будучи холодным и строгим (авторитарным), холодным и равнодушным (пренебрежительным) или теплым и снисходительным (снисходительным), можно достичь всех этих целей.

    Какой стиль воспитания наиболее популярен в современной Америке?

    Из четырех стилей воспитания Баумринда авторитетный стиль воспитания наиболее популярен в современном американском обществе.

    См. также: Монтессори-воспитание

    Природа против воспитания

    Природа против воспитания — один из старейших споров в истории психологии. Какой из них важнее?

    Недавнее исследование Квинслендского института мозга и Амстердамского университета VU в значительной степени уладило споры о природе и воспитании. Было собрано и проанализировано 14,5 миллионов пар близнецов почти из каждого исследования близнецов, когда-либо проводившегося за последние 50 лет.0139 ​28​ .

    Исследователи обнаружили, что на поведение и черты характера человека примерно одинаково влияют генетика (природа) и окружающая среда (воспитание).

    Воспитание детей – одна из самых важных составляющих среды, в которой ребенок находится с рождения. Влияние хорошего воспитания на ребенка является значительным и неоспоримым.

    См. также: В каком возрасте лучше всего терять родителей , Воспитание детей

    Другие стили воспитания

    В последние годы появилось несколько новых форм воспитания, и эти идеи прекрасно описывают сегодняшние стили воспитания. Это некоторые из самых популярных стилей воспитания в Соединенных Штатах сегодня.

    Воспитание с привязанностью

    Воспитание с привязанностью — это стиль воспитания, направленный на чуткое удовлетворение эмоциональных потребностей младенцев посредством тесного физического контакта и эмоциональной настройки.

    Родители создают позитивную, теплую и безопасную среду, в которой их дети могут развивать доверие и близость. Они также дают своему ребенку достаточно времени, чтобы чувствовать себя комфортно и знакомиться с миром.

    В 1993 году книга Уильяма Сирса о воспитании детей с привязанностью популяризировала этот стиль воспитания. Методы воспитания, которые он рекомендует, основаны на теории привязанности, разработанной психиатром Джоном Боулби.

    В парадигме стиля воспитания Баумринда воспитание привязанности делает упор на отзывчивость. Поскольку в нем основное внимание уделяется ранним годам жизни ребенка, в нем нет упоминаний о требованиях родителей.

    Дети с отзывчивыми родителями, как правило, имеют отношение и постоянное участие родителей в работе с детьми.

    Родитель-вертолет парит над своим ребенком, наблюдает и контролирует каждый аспект жизни своих детей и вмешивается всякий раз, когда возникает проблема. Они, как правило, контролируют окружающую среду и действия, в которых участвует ребенок, заставляя их соответствовать ожиданиям родителей, в то же время лишая их возможности учиться чему-то самостоятельно. Такой стиль воспитания часто мешает развитию ребенка и приводит к негативным результатам.

    Этот стиль воспитания не подходит ни под одну из категорий Баумринда. Родители-вертолетчики обычно нечувствительны к эмоциональным потребностям ребенка. Когда ребенок не оправдывает своих высоких ожиданий, эти родители бросаются ему на помощь. Поэтому такой стиль воспитания близок к авторитарному.

    Дети, воспитанные родителями-вертолетами, как правило, имеют

    • Заниженную самооценку ​30​
    • Страх неудачи
    • Более вероятно развитие таких расстройств, как тревога, депрессия и злоупотребление наркотиками ​31​
    • 544 Плохие навыки преодоления стресса ​32​
    • Менее независимые

    Воспитание тигра

    Воспитание тигра — строгий стиль воспитания. Утверждается, что это распространенный стиль воспитания среди китайско-американских семей, но исследования доказали обратное 9.0139 ​33​ .

    Характеризуется очень строгим и суровым сводом правил и норм. Родители-тигры создают очень жесткую среду, в которой у детей очень мало свободы или выбора. Эмоциональное насилие, такое как стыд и оскорбление, часто используется, чтобы заставить детей подчиниться.

    Стиль воспитания тигра является примером авторитарного стиля воспитания.

    У детей, воспитываемых тиграми, более вероятно:

    • Более низкая успеваемость
    • Меньшее чувство семейных обязательств
    • Более выраженные симптомы депрессии

    Воспитание на свободном выгуле

    Воспитание на свободном выгуле — это практика, позволяющая детям быть более независимыми, чем это позволяет традиционное воспитание. Это полная противоположность вертолетному воспитанию.

    Родители, живущие на свободном выгуле, позволяют детям принимать решения и развивают сильное чувство ответственности за свою жизнь. В домашнем хозяйстве на свободном выгуле меньше контроля, меньше надзора и больше свободы. Дети могут исследовать окружающую их среду и стать независимыми взрослыми. Они делают выбор и учатся на последствиях своего выбора.

    Этот стиль воспитания подчеркивает право ребенка принимать решения и был описан как естественный стиль воспитания, который подчеркивает самоуправление и уважение к потребностям ребенка.

    Этих родителей иногда обвиняют в пренебрежительном отношении к детям в Соединенных Штатах, хотя определение детской безнадзорности достаточно расплывчато.

    Согласно классификации родителей Баумринда, пренебрежительные родители холодны и невосприимчивы, у них нет никаких требований или ожиданий от своих детей. Тем не менее родители, живущие на свободном выгуле, действительно могут быть теплыми и отзывчивыми к своим детям, но просто считают, что детям следует предоставить больше свободы и автономии ​34​ .

    Загрузить Типы стилей воспитания (pdf)

    Ссылки

    1. 1.

      Баумринд Д. Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Genet Psychol Monogr . 1967;75(1):43-88. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/6032134

    2. 2.

      Maccoby EE, Martin JA. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В: Справочник по детской психологии . Социализация, личность и социальное развитие. ; 1983:.

    3. 3.

      Понг Слинг, Джонстон Дж., Чен В. Авторитарное воспитание и успеваемость азиатских подростков в школе: Взгляд из США и Тайваня. Международный журнал поведенческого развития . Опубликовано в Интернете 6 ноября 2009 г .: 62–72. дои: 10.1177/0165025409345073

    4. 4.

      Дарлинг Н., Стейнберг Л. Стиль воспитания как контекст: интегративная модель. Психологический бюллетень . 1993;113(39):487-496.

    5. 5.

      Баумринд Д. Различие между конфронтационными и принудительными видами родительской власти и дисциплинарными методами. Человеческое развитие . Опубликовано в Интернете 2012: 35-51. дои: 10.1159/000337962

    6. 6.

      Микликовска М., Хурме Х. Демократия начинается дома: демократическое воспитание и поддержка подростками демократических ценностей. Европейский журнал психологии развития . Опубликовано в сети 28 июня 2011 г.: 541-557. дои: 10.1080/17405629.2011.576856

    7. 7.

      Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние практики воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1992 г .: 1266. дои: 10.2307/1131532

    8. 8.

      Spera C. Обзор взаимосвязи между методами воспитания, стилями воспитания и школьной успеваемостью подростков. Обучающая психология, ред. . Опубликовано в Интернете в июне 2005 г .: 125–146. doi: 10.1007/s10648-005-3950-1

    9. 9.

      Нярко К. Влияние авторитетного стиля воспитания на успеваемость подростков. АСМС . Опубликовано в Интернете в сентябре 2011 г .: 278–282. doi:10.5251/ajsms.2011.2.3.278.282

    10. 10.

      Стрейдж А, Брандт Т.С. Авторитетное воспитание и академическая адаптация и успех студентов. Журнал педагогической психологии . Опубликовано в сети 1999:146-156. дои: 10.1037/0022-0663.91.1.146

    11. 11.

      McClun LA, Merrell KW. Взаимосвязь воспринимаемых стилей воспитания, локуса ориентации на контроль и самооценки среди учащихся младших классов. Психол Схс . Опубликовано в Интернете в октябре 1998 г .: 381–390. https://psycnet.apa.org/record/1998-12495-009

    12. 12.

      Рэнкин Уильямс Л., Дегнан К.А., Перес-Эдгар К.Е. и др. Влияние поведенческого торможения и стиля воспитания на интернализацию и экстернализацию проблем с раннего детства до подросткового возраста. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в Интернете 12 июня 2009 г .: 1063–1075. doi: 10.1007/s10802-009-9331-3

    13. 13.

      Rothrauff TC, Cooney TM, An JS. Вспомнил стили воспитания и приспособления в среднем и позднем взрослом возрасте. Журналы геронтологии, серия B: психологические и социальные науки . Опубликовано в Интернете 1 января 2009 г .: 137–146. doi:10.1093/geronb/gbn008

    14. 14.

      Ньюман К., Харрисон Л., Дашифф С., Дэвис С. Взаимосвязь между стилями воспитания и рискованным поведением в отношении здоровья подростков: интегративный обзор литературы. Rev Latino-Am Enfermagem . Опубликовано в Интернете в феврале 2008 г .: 142–150. doi:10.1590/s0104-11692008000100022

    15. 15.

      Зейнали А., Шарифи Х., Энайати М., Асгари П., Паша Г. Посреднический путь между стилями воспитания, стилями привязанности и саморегуляцией при склонности подростков к зависимости. J Res Med Sci . 2011;16(9):1105-1121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22973379

    16. 16.

      Джексон С., Хенриксен Л., Фоши В.А. Индекс авторитетного воспитания: прогнозирование рискованного для здоровья поведения среди детей и подростков. Поведение в области санитарного просвещения . Опубликовано в Интернете в июне 1998 г .: 319–337. дои: 10.1177/10

      19802500307

    17. 17.

      Smith JD, Dishion TJ, Shaw DS, Wilson MN, Winter CC, Patterson GR. Принудительный семейный процесс и раннее начало проблем с поведением в возрасте от 2 лет до поступления в школу. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете 2 апреля 2014 г .: 917–932. doi:10.1017/s0954579414000169

    18. 18.

      Мартин Г., Уэйт С. Родительская привязанность и уязвимость к подростковому самоубийству. Acta Psychiatr Scand . Опубликовано в Интернете, апрель 1994 г .: 246–254. doi:10.1111/j.1600-0447.1994.tb01509.x

    19. 19.

      Баумринд Д. Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности . Опубликовано в Интернете, февраль 1991 г .: 56–95. дои: 10.1177/0272431691111004

    20. 20.

      Wolfradt U, Hempel S, Miles JNV. Воспринимаемые стили воспитания, деперсонализация, тревога и совладающее поведение у подростков. Личность и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в феврале 2003 г .: 521–532. doi:10.1016/s0191-8869(02)00092-2

    21. 21.

      Стейнберг Л., Дорнбуш С. Этнические различия в достижениях подростков: экологическая перспектива. Американский психолог . 1992;47(6):723-729.

    22. 22.

      Чао РК. За пределами родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, август 1994 г .: 1111. дои: 10.2307/1131308

    23. 23.

      Гарсия Ф., Грасия Э. Всегда ли авторитетный стиль воспитания является оптимальным? Свидетельства испанских семей. Подростковый возраст . 2009;44(132):101.

    24. 24.

      Чао РК. Воспитание матерей-иммигрантов из Китая и европейского происхождения. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете, март 2000 г .: 233–248. дои: 10.1016/s0193-3973(99)00037-4

    25. 25.

      Чен С., Дун Ц., Чжоу Х. Практика авторитарного и авторитарного воспитания, социальная и школьная успеваемость китайских детей. Международный журнал поведенческого развития . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1997 г .: 855–873. дои: 10.1080/016502597384703

    26. 26.

      Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1992 г .: 1266. дои: 10.2307/1131532

    27. 27.

      Pratt MW, Kerig P, Cowan PA, Cowan CP. Матери и отцы, обучающие трехлетних детей: авторитетное воспитание и поддержка взрослых в обучении маленьких детей. Психология развития . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1988 г .: 832–839. дои: 10.1037/0012-1649.24.6.832

    28. 28.

      Polderman TJC, Benyamin B, de Leeuw CA, et al. Метаанализ наследуемости человеческих черт на основе пятидесятилетних исследований близнецов. Нат Жене . Опубликовано в Интернете 18 мая 2015 г .: 702–709. дои: 10.1038/ng.3285

    29. 29.

      Landry SH, Smith KE, Swank PR. Отзывчивое воспитание: создание ранних основ социальных, коммуникативных навыков и навыков самостоятельного решения проблем. Психология развития . Опубликовано в Интернете в июле 2006 г .: 627–642. дои: 10.1037/0012-1649.42.4.627

    30. 30.

      Локк Дж.Ю., Кэмпбелл М.А., Кавана Д. Может ли родитель сделать слишком много для своего ребенка? Изучение профессионалами в области воспитания концепции чрезмерного воспитания. Aust j guid counts . Опубликовано в Интернете в декабре 2012 г.: 249-265. doi:10.1017/jgc.2012.29

    31. 31.

      ЛеМойн Т., Бьюкенен Т. ИМЕЕТ ЛИ ВАЖНОСТЬ «ВАРЕНИЕ»? ВЕРТОЛЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ. Социологический спектр . Опубликовано в Интернете в июле 2011 г .: 399–418. дои: 10.1080/02732173.2011.574038

    32. 32.

      Оденвеллер К. Г., Бут-Баттерфилд М., Вебер К. Исследование родительского воспитания, семейной среды и результатов отношений для миллениалов. Коммуникационные исследования . Опубликовано в Интернете 28 июля 2014 г .: 407–425. дои: 10.1080/10510974.2013.811434

    33. 33.

      Kim SY, Wang Y, Orozco-Lapray D, Shen Y, Murtuza M. Существует ли «тигровое воспитание»? Профили родителей американцев китайского происхождения и результаты развития подростков. Азиатско-американский журнал психологии . Опубликовано в Интернете 2013: 7-18. дои: 10.1037/a0030612

    34. 34.

      Пиментел Д. Преступное пренебрежительное отношение к ребенку и ребенок на свободном выгуле: чрезмерная забота родителей о новом стандарте ухода. Обзор законов штата Юта . 2012; 2012 (947). https://ssrn.com/abstract=2257332

    Стили воспитания и поведение детей — психология в действии

    Эта статья написана Джорданом Л. Маллинзом при наставничестве Сары М. Ташджян и является частью преддипломной недели внимания 2018 года.

    По данным Американской психологической ассоциации, методы воспитания детей во всем мире преследуют три основные цели: обеспечение здоровья и безопасности детей, подготовка детей к продуктивной взрослой жизни и передача культурных ценностей (APA, 2018). Излишне говорить, что эти цели амбициозны. Быть успешным родителем — это немалый подвиг, и то, станут ли дети компетентными, здоровыми и продуктивными взрослыми, зависит от множества экологических и биологических факторов. Влияния на результаты детей многочисленны, но большое количество литературы указывает на то, что методы воспитания являются важной частью уравнения. Вопрос о том, в какой степени методы воспитания формируют поведенческое развитие детей, является сложным вопросом, и, хотя мы не можем ответить на него с уверенностью, мы можем быть уверены, что родители являются важными факторами в поведенческих результатах своих детей.

         Исследования выявили устойчивую связь между воспитанием детей и корректировкой поведения ребенка. Например, родительское поведение матери, в том числе степень, в которой она проявляет привязанность к своему ребенку и осуществляет поведенческий и психологический контроль над ним, когда этому ребенку исполняется пять лет, связано с более поздним интернализацией и экстернализацией поведения ребенка (Aunola & Nurmi, 2005). ). Интернализирующие или эмоциональные поведенческие проблемы часто связаны с тревогой и депрессией (Akhter et al., 2011). Экстернализирующие или разрушительные поведенческие проблемы обычно включают синдром дефицита внимания с гиперактивностью и проблемы с поведением (Akhter et al., 2011). Это всего лишь несколько распространенных поведенческих проблем, которые отчасти формируются из-за определенных стилей воспитания.

    Попытка изучить влияние методов воспитания на результаты детей сложна, потому что существует чрезвычайно широкий диапазон родительского поведения и столь же широкий диапазон результатов поведения детей. Причинно-следственная связь между практикой воспитания и результатами поведения ребенка также непрозрачна в зависимости от времени и измерения рассматриваемого поведения. Например, в исследовании восприятия подростками психологического контроля своих родителей или степени, в которой родители пытаются контролировать эмоции и убеждения своих детей, а также интернализации и агрессивного поведения подростков, о которых они сами сообщают, исследователи обнаружили, что детское поведение является более сильным фактором. предиктор изменения родительского психологического контроля, чем поведение родителей как предиктор изменений в поведении подростков (Albrecht et al., 2007). Поскольку эта связь является многонаправленной, изучение влияния родительских практик на результаты поведения ребенка становится еще более сложным.

         Обычный способ решения этих сложностей заключается в разделении родительского поведения на четыре различных стиля воспитания: авторитарный, разрешительный, невовлеченный и авторитетный (Maccoby & Martin, 1983). Эти четыре стиля воспитания основаны на двух родительских аспектах: родительской теплоте, которая связана с родительской привязанностью к ребенку и его принятием, и родительским контролем, который связан с активной ролью, которую родители играют в поощрении соблюдения правил и социальных условностей (Маккоби). и Мартин, 19 лет83). Было проведено обширное исследование влияния стилей воспитания на поведенческие результаты детей.

    Авторитарный родитель

         Авторитарный родитель сочетает низкий уровень теплоты с высоким уровнем контроля и использует стиль строгой дисциплины, характеризующийся минимальными переговорами с ребенком, высокими ожиданиями, ограниченной гибкостью, частым применением наказаний и односторонним общением. от родителя к ребенку (Baumrind, 1991). Авторитарное воспитание связано с такими последствиями для детей, как враждебность, правонарушения, непокорность и антисоциальная агрессия (Baumrind, 19).91). Исследования также показали, что ранний опыт ребенка с чрезмерным родительским контролем, как правило, коррелирует с развитием тревоги (Chorpita & Barlow, 1998). Возможно, эта тревога связана с отсутствием возможности развивать автономию посредством самостоятельного исследования окружающей среды (Bowlby, 1977). Было также высказано предположение, что низкая теплота, типичная для авторитарного воспитания, может быть связана с детской депрессией (Rapee, 1997).

    Разрешающий

         Снисходительный родитель проявляет высокий уровень теплоты и низкий уровень контроля. Он или она ведет себя скорее как друг, чем как родитель, используя слабый стиль дисциплины с небольшим количеством правил, практически без ожиданий и с минимальным руководством или руководством (Baumrind, 1991). Родители с этим стилем склонны быть очень любящими и заботливыми, но также позволяют своим детям решать проблемы без участия родителей (Baumrind, 1991). В исследовании снисходительного воспитания недостаточная вовлеченность, отсутствие контроля и неуверенность в своих способностях были важными предикторами проблем с поведением ребенка, о которых сообщали как родители, так и учителя (Calzada, 2001). Поскольку снисходительные родители, как правило, нетребовательны, становится гораздо труднее контролировать поведение детей и намечать границы в детской среде (Baumrind & Black, 19).67). Исследования выявили связь между чрезмерной родительской снисходительностью, часто проявляющейся в разрешительных методах воспитания, и сниженной социальной компетентностью детей и академической успеваемостью (Chen et al. , 2000). Попустительское воспитание связано с властным, зависимым, импульсивным поведением детей, с низким уровнем самоконтроля и достижений и неспособностью научиться настойчивости и эмоциональному контролю (Baumrind, 1967).

    Невовлеченный

         Невовлеченный родитель сочетает в себе низкий уровень теплоты и низкий уровень контроля и не использует какой-либо особый стиль дисциплины (Baumrind, 1991). Он или она часто проявляют мало интереса к тому, чтобы быть родителем. Общение ограничено, забота низка, и ребенок, как правило, обладает чрезмерной свободой (Baumrind, 1991). Поскольку невовлеченный родитель не требует и не реагирует, а маленькие дети сильно зависят от родительской структуры и поддержки, невовлеченное воспитание связано с поведенческими проблемами и депрессией у детей (Downey & Coyne, 1990). Кроме того, подростки, столкнувшиеся с невовлеченными родительскими практиками, часто ощущают высокий уровень отторжения и, как правило, демонстрируют более экстернализирующее поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение, враждебность и проблемы с вниманием (Ruchkin et al. , 19).98; Мистерс и др., 1995; и Барноу и др., 2002). Также возможно, что последствия невовлеченного воспитания сохраняются в подростковом возрасте и во взрослой жизни (Nijhof & Engles, 2007). В исследовании студентов-первокурсников колледжа исследователи обнаружили, что люди, которые сообщили, что их воспитывали невовлеченные родители, демонстрировали больше проблем с интернализацией и экстернализацией в ответ на негативные эмоции, такие как тоска по дому (Nijhof & Engles, 2007). Кроме того, эти учащиеся, как правило, справлялись с проблемами менее эффективно, чем те, кто рос в любящей и принимающей домашней среде (Nijhof & Engles, 2007).

    Авторитетный

         Авторитетный родитель демонстрирует как высокий уровень теплоты, так и высокий уровень контроля (Baumrind, 1991). Родители этой категории разумны и заботливы, возлагают большие надежды, четко объясняют дисциплинарные правила и часто общаются со своими детьми (Baumrind, 1991). Авторитетное воспитание ассоциируется с большей детской компетентностью, исключительной зрелостью, напористостью и самоконтролем (Baumrind, 1991). Авторитарные родители, применяющие дисциплинарные практики, ориентированные на ребенка, и использующие вербальные рассуждения и объяснения, как правило, воспитывают детей, демонстрирующих высокий уровень морального мышления, маркеров морального сознания и просоциального поведения (Krevans & Gibbs, 19).96).

         Исследования показали, что авторитарное воспитание может быть наиболее эффективным стилем, однако оно также, как правило, является наиболее требовательным с точки зрения родительской энергии и времени (Greenberger & Goldberg, 1989). Возможно, что родители, живущие в стрессовых условиях, таких как бедность, с меньшей вероятностью будут демонстрировать авторитетное родительское поведение и с большей вероятностью будут использовать менее эффективные методы воспитания. Исследования показывают, что родители из домохозяйств с более высоким социально-экономическим статусом с большей вероятностью нанимают демократических (Хоффман, 19 лет).63) и ориентированные на ребенка (Sears et al. , 1957) методы воспитания, в отличие от авторитарного и ориентированного на родителей стиля, характерного для домов с более низким социально-экономическим статусом. Это приведет к увеличению вероятности воспитания детей, которые демонстрируют проблемы интернализирующего и экстернализирующего поведения, что, в свою очередь, может подвергнуть семью большему стрессу. Эта круговая тенденция имеет серьезные последствия для будущего, поскольку она способствует системному неравенству для семей, живущих в бедности (Коэн, 1998).

    Более обширные исследования имеют решающее значение для улучшения текущего понимания в этой области стилей воспитания и роли, которую они играют в результатах поведения детей. Более глубокое понимание корней различных методов воспитания может позволить более эффективно реагировать на факторы окружающей среды, которые заставляют родителей принимать менее идеальные стратегии. Это исследование следует использовать для разработки более эффективных программ профилактики и вмешательства, направленных на стимулирование адаптивного поведенческого развития у детей. Поскольку было обнаружено, что родительские программы продемонстрировали значительное и устойчивое влияние на ранние проблемы с деструктивным поведением (Comer et al., 2013), важно обеспечить, чтобы эти программы были широко доступны семьям из групп риска, и чтобы эти семьи были осведомлены о их доступность. Кроме того, программы для родителей обычно проводятся в групповом формате, а не в индивидуальной терапии, которая оказалась экономически эффективной, снижает стигматизацию и способствует поддержке сверстников (Comer et al., 2013; Gross et al., 2003; Sanders, 19).99). Крайне важно, чтобы родителей не обвиняли в их методах воспитания или в поведенческих результатах их детей, а вместо этого им предоставлялись возможности и ресурсы, в которых они нуждались. Использование этих ресурсов может помочь родителям использовать более подходящие методы воспитания и способствовать адаптивному поведенческому развитию своих детей.

    ———

    Джордан Л. Маллинз в 2017 году окончил Калифорнийский университет в Дэвисе со степенью бакалавра. по психологии и двойной несовершеннолетний по испанскому языку и развитию человека. В настоящее время она работает научным сотрудником в Лаборатории нейробиологии развития доктора Гальвана. Джордан особенно интересуется клинической психологией, детско-родительскими отношениями и семейной динамикой и надеется провести исследование по этим темам после окончания аспирантуры.

    ———

    Ссылки

    Ахтер Н., Ханиф Р., Тарик Н. и Атта М. (2011). Стили воспитания как предикторы экстернализации и интернализации поведенческих проблем у детей. Пакистанский журнал психологических исследований, 26 (1), 23–41.

    Альбрехт А., Галамбос Н. и Янссон С. (2007). Интернализирующее и агрессивное поведение подростков и восприятие психологического контроля родителей: панельное исследование, изучающее направление эффектов. Журнал молодежи и подростков, 36 (5), 673–684.

    (АПА) Американская психологическая ассоциация (2018). Воспитание. Получено с: http://www. apa.org/topics/parenting/index.aspx

    Аунола, К., и Нурми, Дж. (2005). Роль стилей воспитания в проблемном поведении детей. Развитие ребенка, 76 (6), 1144–1159.

    Барноу, С., Шукит, М., Смит, Т.Л., Преус, У., и Данко, Г. (2002). Реальная связь между семейной плотностью алкоголизма и экстернализацией симптомов у 146 детей. Алкоголь и алкоголизм, 37 (4), 383–387.

    Баумринд, Д. (1967). Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43-83.

    Баумринд, Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности, 11 (1), 56–95.

    Баумринд, Д. и Блэк, А. Э. (1967). Практики социализации, связанные с измерениями компетентности у дошкольников. Развитие ребенка, 38 (2), 291-327.

    Боулби, Дж. (1977). Создание и разрыв любовных уз. Британский журнал психиатрии, 130 , 201-210.

    Кальзада, Э. Дж. (2001). Нормативное и оптимальное воспитание в доминиканских и пуэрториканских матерях детей раннего возраста (Приказ № AAI9984400). Доступно на PsycINFO. (619708281; 2001-95004-303).

    Чен, X., Лю, М., и Ли, Д. (2000). Родительская теплота, контроль и снисходительность и их связь с адаптацией китайских детей: лонгитюдное исследование. Журнал семейной психологии, 14 (3), 401–419.

    Чорпита, Б.Ф., и Барлоу, Д.Х. (1998). Развитие тревоги: роль контроля в ранней среде. Психологический бюллетень, 124 (1), 3-21.

    Комер Дж., Ферр Дж., Купер-Винс К., Мэдиган Р., Чоу К., Чан П., Идробо Ф., Чейз Р., Макнейл К., Эйберг , С. (2015). Обоснование и соображения для проведения терапии взаимодействия родителей и детей через Интернет. Когнитивная и поведенческая практика, 22 (3), 302-316.

    Дауни, Г. и Койн, Дж. (1990). Дети депрессивных родителей: интегративный обзор. Психологический бюллетень, 108 (1), 50-76.

    Гринбергер, Э. и Голдберг, В. (1989). Работа, воспитание и социализация детей. Психология развития, 25 (1), 22-35.

    Гросс Д., Фогг Л., Вебстер-Страттон К., Гарви К., Джулион В. и Грейди Дж. (2003). Обучение родителей детей ясельного возраста дневному уходу в малообеспеченных городских сообществах. Журнал консультирования и клинической психологии, 71 , 261–278.

    Хоффман, М. Л. (1963). Личность, структура семьи и социальный класс как предпосылки утверждения родительской власти. Развитие ребенка , 34 , 869–884.

    Коэн, Д.Э. (1998). Поведение родителей: связанные характеристики и результаты для детей (номер заказа AAM9809732). Доступно на PsycINFO. (619378018; 1998-95006-332).

    Креванс, Дж., и Гиббс, Дж. К. (1996). Использование родителями индуктивной дисциплины: отношения к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка, 67 (6), 3263-3277.

    Маккоби, Э. и Мартин, Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. Справочник по детской психологии Том. 4. Социализация, личность и социальное развитие, 4, 1-101.

    Мистерс, К., Мурис, П., и Эсселинк, Т. (1995). Враждебность и воспринимаемое родительское воспитание. Личность и индивидуальные различия, 18 (4), 567–570.

    Нийхоф, К., и Энгельс, Р. (2007). Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Журнал подросткового возраста, 30 (5), 709–720.

    Рапи, Р. (1997). Потенциальная роль практик воспитания детей в развитии тревоги и депрессии. Clinical Psychology Review, 17 (1), 47–67.

    Ручкин В., Эйземанн М. и Хэгглёф Б. (1998). Воспитание родителей и проблемное поведение у правонарушителей мужского пола по сравнению с контрольной группой на севере России. Эпидемиология социальной психиатрии, 33 (10), 477–482.

    Сандерс, М. (1999). Тройная P-положительная программа воспитания: на пути к эмпирически подтвержденной многоуровневой стратегии воспитания и поддержки семьи для предотвращения поведенческих и эмоциональных проблем у детей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *