6 правил воспитания «трудных» подростков
РодителямПодростки
Подростки бросаются из крайности в крайность, их «любовь» может через несколько минут превратиться в «ненависть». Родители в этой ситуации в чем-то похожи на людей, переживших психическую травму. Вот подросток злится, грустит, раздражается, беспокоится или боится. Когда мама или папа спрашивают: «Что случилось?», ребенок часто проверяет их реакцию, отвечая — «да ничего» или что-то подобное.
Они продолжают настойчивые расспросы, и наконец он «уступает». В этот момент его одолевают сильные эмоции и он может перестать себя контролировать. Родители боятся, что все может зайти еще дальше, и от страха перестают реагировать на жалобы подростка (такое же эмоциональное «онемение» часто возникает у переживших психическую травму).
Тот, видя, что его не слышат и не понимают, впадает в настоящую истерику, пытаясь «достучаться» до родителей. Ситуация стремительно ухудшается. Что же делать родителям, чтобы избежать «эмоциональной глухоты»?
Вот 6 правил общения с «трудными» подростками.
1. Задавайте больше вопросов. Даже когда подросток уже, казалось бы, все рассказал о своих проблемах, он наверняка утаил как минимум одну важную деталь.
Если вы будете максимально информированы, у вас не возникнет соблазна строить догадки, которые могут легко превратиться в ложные обвинения. Даже один ошибочный вывод способен испортить отношения с сыном или дочерью.
2. Больше слушайте, меньше говорите. Позволяйте вашему ребенку-подростку выговориться. При этом старайтесь сами говорить поменьше. Если он по характеру человек закрытый, это поможет ему немного открыться. Он также почувствует, что вы цените его мнение.
Увидев ваш искренний интерес, он с большей вероятностью прислушается к вашим советам. Помните, что цель родительского воспитания — полноценно подготовить ребенка ко взрослой жизни. Очень важно, какой пример вы ему подаете.
3. Помните, что ваши отношения важнее его успехов. В подростковом возрасте нагрузки на ребенка возрастают во всех сферах его жизни (учеба, спорт, отношения со сверстниками, хобби). Учителя, друзья, тренеры, репетиторы теперь требуют от него гораздо больше.
Не все подростки легко переносят такое давление. В этот период им, как никогда, важно твердо знать, что родители на их стороне и готовы прощать им неизбежные ошибки.
Вместо того чтобы относиться к подростку как к ребенку, постарайтесь выстроить с ним здоровые взрослые отношения
Последствия самой неудачи (не сдал вовремя задание, опоздал на матч, провалила выступление и прочее) — вполне достаточное наказание, родителям не нужно добавлять что-то еще. Вместо того чтобы относиться к подростку как к ребенку, постарайтесь выстроить с ним здоровые взрослые отношения.
4. Будьте последовательны в своих требованиях. Подростки очень хорошо подмечают любые проявления непоследовательности на всех уровнях (дома, в школе, в обществе и в мире в целом).
В этом возрасте зарождаются и начинают бурно развиваться навыки критического мышления, крайне важные во взрослой жизни (в учебе, в работе, в отношениях). Если родители запрещают подростку проявлять недовольство, а сами не стесняются показывать свои негативные эмоции, они быстро потеряют его уважение.
В первую очередь родители должны своим примером показывать образец здорового поведения: не бояться признавать свои ошибки и адекватно реагировать на критику.
5. Постарайтесь понять, что происходит у него на душе. Для подростков совершенно нормально и естественно желание экспериментировать, меняя свой внешний облик, круг друзей, интересы.
Сейчас для него самое время разобраться в себе и понять, где его место. Гораздо лучше будет, если он сделает это сейчас. В 30-40 лет решать задачу будет намного сложнее. Не стоит придавать особого значения его внешности, меняющейся вслед за модой. Постарайтесь заглянуть ему в душу и понять, каким человеком он становится.
Это непростая задача, ведь многие подростки пытаются казаться суровыми циниками, хотя это всего лишь форма самозащиты. Другие сознательно бросают вызов родителям, провоцируя их своим внешним видом или поведением, проверяя их реакцию.
Как бы тяжело ни было, важно показать ребенку-подростку, что вы всегда будете его любить, что бы ни случилось. Именно это подростки больше всего ценят. Лучше спокойно признать ваши разногласия, вместо того чтобы критиковать его по любому поводу.
6. Обращайте внимание на его мечты и устремления. Это зачастую непросто, ведь подростки так ветрены и переменчивы.
Нередко родители видят в детях себя и проецируют на них свои собственные мечты и желания. Но нравоучения вроде «Я была точно такой же, как ты, и знаю, что тебе нужно делать» никому не идут на пользу.
Все мы по-своему уникальны, со своим набором талантов и личных особенностей. Чтобы помочь подростку найти свой жизненный путь, придется забыть о наших ожиданиях и мечтах и дать подросшему ребенку возможность открыть для себя то, что будет интересно именно ему.
Текст:Николай ПроценкоИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Думать — правильно»: психотерапевт Андрей Курпатов о своих жизненных ценностях
3 уровня финансовых отношений — проверьте вашу пару
«Как понять, что отношения с подругой себя изжили?»
«Не могу принять себя таким, какой я есть, — неидеальным человеком»
8 признаков настоящей влюбленности
Ирина Старшенбаум: «Мой выбор — не быть жертвой»
«Сын-подросток начал пересказывать новости из интернета — кто и где пострадал»
Нездоровые отношения: как нарушаются связи с телом — 4 причины селфхарма
Воспитание трудных подростков: причины, последствия
Ребенок в период полового созревания, проявляющий асоциальное поведение — трудный подросток. Такие дети пытаются проявить напускную независимость, перестают слушаться взрослых, становятся агрессивными, грубыми. Такое поведение встречается у 16 процентов всех подростков.
Общая информация
Понятие “трудный подросток” включает в себя отклонение от общепринятых норм, что препятствует нормальному воспитанию. Распространенность проблемы составляет 16% среди учащихся средних классов. Наиболее подвержены патологии мальчики, они склонны к проявлению протеста к требованиям взрослых.
Почему появляются сложные подростки
Поведение подростков, которое отклоняется от нормы является стандартной реакцией на нестандартные ситуации. Это может быть реакция на стрессы, неумение проявлять коммуникативные навыки в социуме. Причинами такого поведения служат:
- Биологические причины. Это физиологические, анатомические особенности подросткового организма , которые затрудняют адаптацию в социуме. Предрасполагающими факторами служат поражения нервной системы, соматические заболевания, психические расстройства.
- Психологические. Психологический инфантилизм, примитивное мышление, эмоциональная нестабильность, стремлением подчинять, доминировать.
- Социально-педагогические. Дефекты общественного, школьного, семейного воспитания, накопленный негативный эффект коммуникации с взрослыми;
- Социально-экономические. Плохие материальные, бытовые условия, низкое социальное положение семьи;
- Морально-этическое. Нравственное развитие общества, пропаганды, стереотипы.
Трудность подростков появляется при недостаточности ресурсов для решения актуальных задач развития.
Если у вашего подростка этот период проходит тяжело, вы не знаете, как правильно налаживать контакт, позвоните нашим врачам. Наши врачи на дистанционной консультации окажут психологическую поддержку, объяснят “подводные камни” подросткового кризиса, научат обходить острые углы.
Классификация
По существующим признакам классификация трудных подростков опирается на лидирующий этиологический фактор. Выделяют следующие типы трудных подростков с нарушениями:
Наименование |
Описание |
Коммуникативных навыков |
Отсутствие продуктивной взаимопомощи, общения, сотрудничества. Для подростков свойственно: деспотичность, критиканство, пессимистичность |
Эмоционально нестабильные |
Неврологические патологии, психотравмирующие события. Дети импульсивны, имеют повышенную эмоциональность на стресс |
Пониженные когнитивные функции |
Искаженное интеллектуальное развитие, задержки в развитии. Имеются трудности в школе, низкий интерес к учебному процессу, негативная реакция на учителей, уроки |
Неустойчивой волей |
Эмоциональные переживания, доступность и близость целей. Интенсивные волевые приступы чередуются с безволием |
На основании этой классификации педагоги и врачи могут подобрать эффективные коррекционно-педагогические мероприятия, занятия , составить предварительный прогноз психического развития подростка.
Пример
Родители девочки 11 лет обратились к психологу за консультацией. Она наотрез отказывается учиться, негативно реагирует на просьбы родителей делать уроки и домашние дела. Девочка открыто проявляла агрессию, которая сменялась плаксивостью. На консультации выяснилось, что у ребенка ЗПР, трудности с коммуникативными навыками, понижены когнитивные функции. В работе с психологом удалось скорректировать поведение девочки.
Психология трудных подростков
Трудные дети непослушны, недисциплинированны. Они стараются пренебрегать установленными правилами, отстаивая свое “я” и “хочу”. Подростки ярко демонстрируют независимость, стремятся к самостоятельности, что проявляется в игнорировании требований родителей, в результате получаются частые конфликты.
Важно! Психический инфантилизм проявляется зависимостью, подчиненностью лидерам уличных группировок, компаний.
Последствия
Трудные подростки нуждаются в помощи специалистов, родителей, близких родных. В случаях ее полного отсутствия, дети плохо учатся, с трудом заканчивают школу. Осваивать профессию и учиться дальше отказываются. У них отсутствует мотивация к труду, достижению целей, а несформированность нужных навыков приводит к безработице. В этом случае возрастает риск пристрастия к вредным, запрещенным веществам, алкоголю, асоциальному поведению. Возможно формирование психопатий.
В случае если вы не знаете, как мотивировать трудного подростка, найти с ним общий язык — не откладывайте на завтра консультацию со специалистом. Проблема не решится сама собой, но только усугубится.
Получите консультацию психолога
Standard
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family
Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium
Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее
К какому врачу обратиться
В том случае, если подросток отказывается идти на контакт, выполнять требования, а родители перепробовали все методы, обращаются за помощью к психологу, психиатру, психотерапевту. При необходимости могут быть направлены к логопеду, дефектологу в том случае, если обнаруживаются сопутствующие патологии трудному возрасту.
Методы выявления проблем
При комплексном подходе к проблеме можно скорректировать поведение подростка. Обследование включает в себя:
- Беседу со специалистами. При этом требуется присутствие подростка и родителей. Это даст возможность врачам понять целую картину происходящего;
- Карта наблюдений. В ходе этой методики используется карта наблюдений Д Стотта;
- Прохождение тестов. Дадут возможность определить наличие агрессии, самоповреждающего поведения, насилия;
- Иные обследования. Неспецифические тесты необходимы для исследований эмоционально-личностной сферы.
При обследовании врачами могут обнаруживаться патологии в развитии ребенка, требующие длительной коррекции.
Читайте также ЗПР у детей
Коррекция поведения
- поведенческая психотерапия;
- консультирование всей семьи;
- индивидуальный подход в обучении.
Для этих целей подойдут:
Наименование |
Описание |
Групповые занятия |
Обучают детей коммуникативным навыкам, выстраивать отношения. Проводятся в виде игр, тренингов, упражнений |
Семейная психотерапия |
Находятся способы контактирования через точки общего соприкосновения, используются техники для поиска разрешения конфликтных состояний |
Коррекция учебного процесса |
Педагоги подходят к обучению индивидуально, учитывая особенности обучаемого. Усилия прилагаются для повышения успеваемости |
Воспитание трудных подростков сводится к сепарированию от родителей. Этот процесс должен проходить максимально мягко и комфортно для обеих сторон. Если вы хотите узнать, как мягко это сделать, запишитесь на онлайн-консультацию. На дистанционной консультации наши врачи объяснят нюансы сепарации, проработают все страхи, скорректируют поведение подростка и родителей.
Профилактика
Основной мерой профилактики трудного подросткового периода является благополучная, спокойная семейная обстановка. В этом случае этот период будет проходить без осложнений, сформируется система интересов, ценностей. В случае обнаружения сложностей в переходном периоде важна психологическая помощь.
Частые вопросы
Можно ли перевоспитать трудного подростка?
+
Упор делается не на перевоспитании, а на коррекции поведения. В переходный период в маленьком человеке борются два начала — взрослое и детское. Проходит сепарация от родителей. В этом случае можно только помочь пройти период мягко.
Какие особенности работы психолога для трудного подростка?
+
Задача специалиста провести беседу с трудновоспитуемым подростком, научить принимать себя таким, какой он есть.
Стиль жизни ребенка влияет на течение переходного периода?
+
На этот период влияют семейные взаимоотношения, его психоэмоциональное состояние, наличие отклонений и патологий в развитии.
Заключение эксперта
Переходный период — сложный период для родителей и детей. На сколько он пройдет гладко, зависит от взрослых. В этот момент дети стараются проявить самостоятельность и независимость. Главная задача взрослых помочь ему построить новые ценности, цели, пути достижения. Негативная реакция со стороны родителя может только усугубить течение переходного периода. Поэтому “зажимать в тиски”, рамки подростка не нужно.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Пружинин Марк Юльевич врач – педиатр
Стаж 30 лет
Консультаций 1572
Статей 105
Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.
7 советов и мифов для родителей по работе с трудными подростками
Этот сценарий кажется вам знакомым? Марисе 12 с половиной лет. Она стала капризной и раздражительной, хочет проводить больше времени в одиночестве в своей комнате, но тратит все это время на общение с друзьями в социальных сетях. У нее мало времени на семью. Она «согласится» поужинать со своей матерью, отцом и младшим братом, но уйдет в свою комнату, как только закончит есть, но до того, как еда закончится.
Она отпускает неприятные комментарии без видимой причины. На вопросы, которые родители намереваются назвать невинными, Мариса закатывает глаза, показывает родителю палец и уходит. Регулярно Мариса жалуется, что ее родители слишком контролируют ее и не дают ей никакой свободы.
Ее родители чувствуют себя беспомощными — они пытались рассуждать и быть более доступными, чтобы поговорить или помочь, но это либо не имело никакого эффекта, либо породило очередную дозу злости. Мариса обычно взаимодействует с ними, как если бы они были больны чумой или проказой, резко отворачиваясь при любой попытке обнять или поцеловать ее.
Напряжение доводит всех до предела; мелкие проблемы преувеличиваются и превращаются в аргументы. Ее мать и отец спорят о том, что следует делать (большее и более сильное наказание против большего и лучшего понимания). Кроме того, есть беспокойство по поводу пренебрежения Дэвидом, ее 9-летний брат, которому уделяется меньше внимания и который все это видит.
Если что-то из этого отражает ситуацию в вашем доме, не отчаивайтесь. Многое можно сделать с поведением и отношением вашего подростка — ни одно из них не является удивительным, но каждое должно быть реализовано определенным образом. Однако, чтобы добраться до них, важно сначала понять неправильные представления о поведении и отношении подростка, которые часто мешают нам как родителям быть эффективными.
3 мифа о подростковом отношении
1. Ваш подросток ведет себя преднамеренно.
Это может быть слабым утешением, но ваша дочь-подросток не может контролировать плохое отношение. Она не манипулирует вами намеренно и не проводит все это время в своей комнате, придумывая новые способы досадить вам. На самом деле, она тоже жертва всевозможных биологических и психологических изменений, над которыми у нее мало контроля. Она проходит через американские горки подросткового возраста, и вы путешествуете вместе с ней.
Важным примером того, что происходит, являются обширные изменения мозга: более быстрое развитие областей и функций мозга, которые повышают импульсивность, склонность к риску и подверженность влиянию сверстников. Те области структуры и функционирования мозга, которые, как нам хотелось бы, должны быть хорошо развиты, такие как самоконтроль, сдерживание себя и принятие рациональных решений, активизируются медленнее и не будут более полно развиты до более позднего подросткового возраста. Подростки могут по-разному переживать эти изменения. Но родителям важно знать, что их подростки не могут просто включить или выключить их в зависимости от того, что мы говорим или делаем.
2. Рассуждение с подростком поможет.
Лучшее понимание того, что происходит с подростком, вряд ли изменит его поведение и отношение. Это касается не только подростков. Разум редко убеждает кого-либо делать то, что, как мы знаем, мы должны делать — например, заниматься спортом или избегать фаст-фуда. Еще меньше шансов работать с вашим подростком, учитывая все эти изменения в развитии.
Тем не менее, быть благоразумным с подростком – это замечательно. Это демонстрирует им способ мышления, разрешения конфликтов и решения проблем, и это может иметь долгосрочные последствия для того, как ваш будущий взрослый будет относиться к жизни. Кроме того, это не обостряет напряжение между вами и вашим подростком, тем самым разрушая отношения. Легко (и важно) обнять и сказать «я люблю тебя», когда все хорошо. Быть рассудительным и заботливым в период кризиса немного сложнее, но не менее важно.
3. Наказание изменит поведение и отношение, от которых вы хотите избавиться.
Естественная реакция для нас — показать подростку, что трудное поведение, которое нам не нравится, имеет последствия, и преподать урок. Наказание подростков также может помочь нам справиться с разочарованием, что ничто другое не работает. Но наказание, от мягкого (непродолжительный тайм-аут, кратковременная потеря привилегий) до более сурового (выговоры, крики, огромные потери привилегий, побои), вряд ли внесет какие-либо изменения в их поведение или отношение в краткосрочной или долгосрочной перспективе. . В случае с подростками наказание может усугубить ситуацию. Подростки могут просто еще больше изолировать себя и проводить еще меньше времени с семьей и в присутствии родителей. Это снизит шансы на положительное влияние.
4 совета, как улучшить отношение подростков
1. Обращайте внимание на хорошие времена.
Бывают моменты, когда подросток просто регулярно или мило разговаривает, может быть, по пути к еде или после нее, или во время любой повседневной деятельности по дому. Вы можете уменьшить плохое поведение и отношение, обращая внимание (систематически) на эти положительные моменты. Это увеличит долю времени в доме, когда есть разумное и цивилизованное поведение. Попробуйте «поймать» подростка на разумности. В частности, подойдите к подростку сразу после обычного разговора или комментария и тихо скажите что-то вроде: «Мне так приятно с тобой поговорить» или «Спасибо, что так мило поговорил». Если вы можете погладить своего подростка, это невербальное дополнение прекрасно, но если ваш подросток избегает вас, просто дайте ему пять или поднимите большой палец вверх в знак одобрения. Важно не кричать об этом внимании или похвале на всю комнату. Это может смутить их. Сделайте это быстро и тихо (достаточно одного предложения) и сразу же вернитесь к тому, что вы делали. Попробуйте это в течение примерно трех недель, один или два раза в день, и к тому времени вы должны увидеть явные изменения в их поведении и отношении.
2. Смягчайте любые наказания.
Если вы чувствуете, что у вас есть наказание для подростка и вы не можете оставить все как есть, используйте очень мягкое наказание. Наверное, потеря привилегии (телевизор, смартфон, планшет, выход в свет) — самый разумный подход к подросткам. Но оно должно быть кратким — на одну ночь или на один день. Больше не значит лучше или эффективнее и может привести к более серьезным побочным эффектам (бегство, избегание, более сильные эмоциональные реакции). Наказание само по себе не приведет к желаемым вами изменениям. Но если вы сочетаете очень мягкое наказание с гораздо большим вниманием к положительному поведению, это может помочь, а не вызвать еще большее бегство и избегание вас.
3. Найдите способ пойти на компромисс
Подростки часто чувствуют, что у них совсем нет свободы и что родители слишком их контролируют. Не трудитесь спорить об этом; здесь важно восприятие несвободы. Подумайте о вещах, в которых вы можете пойти на компромисс, чтобы предоставить немного больше выбора и свободы. И то, и другое, вероятно, улучшит общее сотрудничество вашего подростка. Возможно, вы сможете быть более гибкими в прическе, одежде или еде. Задача состоит в том, чтобы выбрать некоторые вещи, которым вы сказали «нет» или «абсолютно нет» в прошлом. Родители часто переживают по поводу «скользкой дорожки» — если я тут немного дам, это не закончится. Вероятно, верно обратное. Если вы сможете показать свою способность идти на компромисс и дать подростку немного больше свободы, вы будете более эффективны в тех областях, в которых не можете пойти на компромисс. В качестве руководства родители должны идти на компромисс в вещах, которые вряд ли будут постоянными.
4. Помните, что это то, что работает
Понятно, вы можете спросить: Почему я должен ходить на цыпочках вокруг своего подростка, уделять ему внимание и хвалить, после всего, что я уже сделал для нее или для него? Вы правы, но мы говорим о том, что вы можете сделать, чтобы быть эффективным. Если вы чувствуете, что вам не нужны эти другие стратегии воспитания или что это требует от вас большего, чем вы готовы сделать, вы можете позвонить. Однако, если вы сможете обратить внимание на «положительную противоположность» — то есть на хорошее поведение, которое вы хотите увеличить, — это будет иметь значение и уменьшит плохое поведение и отношение вашего подростка. Многие из этих рекомендаций являются результатом исследований о том, как изменить поведение детей и подростков. Но по мере того, как подросток меняется, стресс в доме значительно снизится, а отношения в семье улучшатся.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
7 советов по обращению с трудными подростками
Подростки — уникальная и часто противоречивая порода. Как группа, они стремятся к индивидуальности, но жаждут признания сверстников. Они ведут себя так, будто все знают, но при этом не имеют большого опыта. Они чувствуют себя непобедимыми и все же часто неуверенными. Некоторым подросткам нравится испытывать и бросать вызов авторитетам. Некоторые могут быть саморазрушительными.
Нелегко, когда тебе приходится иметь дело с трудными подростками в своей жизни, будь то твои дети, студенты, спортсмены, члены группы или сотрудники. Что вы можете сделать перед лицом проблемного подростка?
Ниже приведены семь ключей к успешному обращению с подростками, выдержки из моей книги «Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками ». Не все приведенные ниже советы могут быть применимы к вашей конкретной ситуации. Просто используйте то, что работает, и оставьте все остальное.
1. Не раскрывайте свою силу
Одной из наиболее распространенных характеристик трудных подростков является то, что они любят нажимать на ваши кнопки и заставлять вас реагировать негативно. Это может быть сделано различными способами, включая, помимо прочего, поддразнивание, неповиновение, непослушание, возражение, раздражение, нарушение правил, увольнение, торг и провокацию. В эти моменты, чем более реактивным и расстроенным вы становитесь, тем больше подросток будет думать, что имеет над вами власть — ему удалось нажать на ваши кнопки!
Первое практическое правило перед лицом трудного подростка — сохранять хладнокровие. Чем меньше вы реагируете на провокации, тем больше вы можете использовать свое здравое суждение, чтобы справиться с ситуацией. Когда вы расстроены или озадачены подростком, прежде чем сказать или сделать что-то, что может ухудшить ситуацию, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте до 10. Во многих случаях к тому времени, когда вы дойдете до 10, вы восстановите самообладание и придумал лучший ответ на проблему, чтобы можно было уменьшить, а не усугубить проблему. Если вы все еще расстроены после того, как досчитали до 10, сделайте перерыв, если это возможно, и вернитесь к этому вопросу после того, как вы успокоитесь.
2. Установите четкие границы
Поскольку большинство подростков хотят стать более независимыми и самостоятельными, некоторые неизбежно бросят вам вызов, чтобы проверить степень своей силы. В таких ситуациях очень важно установить границы, чтобы поддерживать рабочие и конструктивные отношения. Границы должны быть сформулированы четко и конкретно.
Наиболее эффективные границы (их также можно назвать основными правилами, внутренними правилами, командными правилами или кодексами поведения) справедливы, разумны и могут последовательно применяться. Если вы какое-то время имели дело с трудным подростком, не сообщая четких границ, скажите, что с этого момента все будет по-другому, и подкрепите свое заявление действиями.
Первая и самая важная граница практически в любой ситуации – это уважение к вам. Это означает, что если подросток (подростки) уважительно относится к вам, вы также окажете ей или ему определенное уважение и привилегии.
В дополнение к уважению и в зависимости от ситуации может также быть список основных правил межличностного общения, семьи, класса, команды или работы. Перечень границ должен быть относительно коротким, но четким и указываться в письменной форме, когда это уместно.
Конечно, некоторые подростки могут намеренно бросить вызов вашим границам, чтобы увидеть, действительно ли вы говорите серьезно, и проверить, насколько они могут сойти с рук. Если это произойдет, применяйте коммуникативные навыки и стратегии из пунктов 3–7 ниже по своему усмотрению.
3. Используйте настойчивую и эффективную коммуникацию
Автор и бывший президентский спичрайтер Джеймс Хьюмс отметил, что: «Искусство общения — это язык лидерства». Это утверждение особенно применимо, когда речь идет о работе с подростками и их мотивации. Когда вы сталкиваетесь с трудным молодым человеком, укрепите свою позицию, используя навыки уверенного общения.
4. Имея дело с группой трудных подростков, сосредоточьтесь на лидере
Многие учителя знают, что, когда они сталкиваются в классе с группой учащихся, нарушающих порядок, нет необходимости иметь дело с каждым нарушителем индивидуально. Часто, будучи твердым в отношении лидера и заставляя его подчиняться, остальная часть группы будет следовать за ним. Другой метод управления состоит в том, чтобы физически разделить трудных людей (посредством выделенных мест, разных рабочих групп и т. д.), чтобы они с меньшей вероятностью образовали клику и питались друг другом.
То, что работает со студентами, может также работать с подростками в других ситуациях, будь то ваши дети, спортсмены, сотрудники или члены группы. Сосредоточив внимание на лидере и разделяя и подавляя непристойное поведение, группа подростков с большей вероятностью будет вести себя надлежащим образом.
5. В легких ситуациях сохраняйте юмор и проявляйте сочувствие
В относительно легких ситуациях, когда подростку трудно, проявляйте сочувствие, не реагируя слишком остро. Отвечайте улыбкой, а не хмурым взглядом. Скажите себе с некоторой долей юмора: «Опять она идет», а затем займитесь своими делами.
Оставайтесь выше шума. Не говорите подростку, что делать в тривиальных вопросах. Настойчивые непрошенные советы могут быть истолкованы в лучшем случае как придирчивость и угроза индивидуализирующей самости молодого человека. В худшем случае это может сделать вас «врагом» или «другой стороной». Оставьте подростку разумное пространство. вздохните и закончите предложение «это должно быть нелегко…»
Например:
«Мой сын такой вспыльчивый. Должно быть нелегко жаждать независимости, все еще живя с его родителями».
«Моя дочь очень сопротивляется. Должно быть, нелегко справиться с ее школьным давлением и давлением со стороны сверстников».
«Этот студент очень немотивирован. Должно быть нелегко бороться с заданиями и знать, что он отстает».
Безусловно, эмпатические высказывания не оправдывают неприемлемого поведения. Смысл в том, чтобы напомнить себе, что многие подростки борются внутри, и осознанность их опыта может помочь вам относиться к ним с большей отстраненностью и невозмутимостью.
6. Дайте им шанс помочь решить проблемы (если это уместно)
Многие трудные подростки ведут себя так, потому что не верят, что взрослые действительно слушают. Когда вы видите, что подросток расстроен или находится в состоянии стресса, предложите ему возможность поговорить с вами. Скажите, например: «Я здесь, чтобы выслушать, если ты хочешь поговорить, хорошо?» Будьте доступны и время от времени напоминайте подростку об этом, но не настаивайте на этом. Используйте стратегию «вытягивания» и позвольте молодому человеку прийти к вам, если и когда он будет готов.
В подходящих ситуациях, когда вы рассказываете подростку о его или ее опыте, слушайте без комментариев (по крайней мере, какое-то время). Просто будьте рядом и будьте «другом», независимо от того, какова ваша реальная роль по отношению к молодому человеку. Позвольте подростку чувствовать себя непринужденно, раскрываясь вместе с вами.
Прежде чем что-то сказать, спросите подростка, хочет ли она это услышать. Например, скажите: «Хотите услышать, что я об этом думаю? Если нет, то все в порядке. Я все еще здесь, чтобы слушать». Опять же, используйте стратегию «вытягивания» и позвольте подростку услышать ваше мнение, когда он будет готов.
При обсуждении вопросов вовлекайте молодого человека в обсуждение проблем и решений. Запрашивайте ввод. Например, спросите: «Учитывая желаемый результат, как бы вы справились с этой проблемой?» Посмотрите, есть ли у них какие-либо конструктивные идеи. По возможности избегайте настаивать на единственном курсе действий. Рассмотрите несколько разумных вариантов с участием подростка и придите к взаимоприемлемому соглашению.
С другой стороны, если вы слышите в основном обвинения, жалобы и критику, не соглашайтесь или не соглашайтесь. Просто скажите, что вы будете помнить о том, что они сказали, и займетесь тем, что вам нужно сделать, включая развертывание последствий.
7. В серьезных ситуациях применяйте последствия, чтобы уменьшить сопротивление, и добивайтесь уважения и сотрудничества
последствие.
Способность определять последствия и отстаивать их является одним из самых мощных навыков, которые мы можем использовать, чтобы «подавить» сложного человека. Эффективно сформулированное последствие заставит трудного человека передохнуть и вынудит его или ее перейти от сопротивления к сотрудничеству. В Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками , последствия представлены в виде семи различных типов силы, которые вы можете использовать для достижения положительных изменений.
Хотя с трудными подростками не очень приятно иметь дело, есть много эффективных навыков и стратегий, которые вы можете использовать, чтобы свести к минимуму их неповиновение и повысить уровень их сотрудничества.