Воспитание в школе и в семье – Статья на тему: Воспитание в семье и в школе

Воспитание в семье и в школе

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша страсть. Правильное воспитание – это наша счастливая страсть, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Товарищи родители, вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него. Прежде всего, обращаю ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как нам кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, — это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка – тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания, и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может, и выходит в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители. Но того никто не хочет подсчитывать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания, переделки – это работа не только трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер. Нужно помнить об этом всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно. Воспитание детей в каждой семье протекает по-разному. Есть семьи, в которых один ребенок и семьи, в которых детей много. Семья, в которой один ребенок, воспитание проходит гораздо труднее, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает материальные затруднения, нельзя думать только о ребенке. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери сосредоточенные только на ребенке, превышают полезную норму. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело и страх всегда стоит перед родителями и лишает их необходимости спокойствия. Для родителей очень трудно бывает остановить свою любовь к ребенку, и волей неволей они воспитывают эгоиста. В семьях, где несколько детей, родительская забота имеет нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Жизнь такой семьи предоставляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны. Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто, ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей. Таким родителям нужно больше думать о своих детях. Мать должна скрывать от детей ненависть к бывшему супругу, а муж, если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы семья его совсем забыла, это будет честно. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Результаты воспитания в таких семьях будут случайны, и часто такие родители удивляются, почему у них выросли плохие дети. Поэтому, каждая семья должна знать, что она хочет воспитать в ребенке. Вы родители воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране. Воспитание детей зависит от поведения самих родителей.

Воспитание ребенка происходит не только тогда, когда вы с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях. Как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами,- все это имеет для ребенка большое значение. Если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания! Некоторые родители считают, что нужно найти какой-то хороший рецепт в воспитании детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина, в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым. Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Вы должны хорошо знать, что делать, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многим разнообразными влияниями жизни. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. Поэтому вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.
В воспитании нет пустяков и мелочей.
Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовывать ее и будет самой ответственной вашей задачей. Я еще раз повторяю, чтобы воспитать хорошего члена нашего общества, нужно предъявлять самые строгие требования к своему собственному поведению. Если родители считают себя, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа – начальник, мой папа – писатель, мой папа знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Мы знаем, что в разных семьях воспитываются разные дети. В одних леность, рассеянность, в других, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости, пассивность, эгоизм, упрямство и другие. Остановимся на них.

Если нежелание работать, небрежное отношение к работе у школьника повторяются часто, как бы закрепились, стали показательными для него, мы говорим, что этот школьник ленив. Иногда родители неправильно объясняют леностью нежелание ребенка, работать, которые на самом деле связаны с его болезнью, ослаблением работоспособности.

Если ученик небрежно относится ко всем учебным занятиям, к физическому труду и общественным поручениям, избегает всякого напряженного труда, этого ученика мы в праве назвать лентяем, ибо упорное нежелание работать сделалось одной из черт характера. Некоторые учащиеся лень скрывают, ибо знают, что ленивых осуждают, другие наоборот выражают откровенно. Такие ученики к успевающим ученикам относятся с насмешкой, называют их “скучными” и “зубрилами”. Его даже не страшат исключения из школы за неуспеваемость, так как он убежден, что родители ему обеспечат жизнь, как он выражается в свое удовольствие. Ученик пренебрежительно относился к труду, это объясняется избалованностью его в семье, тем, что родители не приучили его выполнять обязанности и удовлетворяли все его прихоти. Ленивые дети часто обманывают своих родителей, что они загружены “учебой”.

Дети не рождаются ленивыми, и когда говорят, что сын или дочь ленивые “в отца” или “в мать”, то дело здесь не в наследственности, а в подражании родителям. Леность в семье у детей порождается отсутствием трудовой обстановки. В отдельных случаях детям внушают пренебрежительное отношение к физическому труду. Бывают случаи, когда родители рабочие, колхозники – рассуждают так: мы всю жизнь работали на заводе, в поле, пусть наши дети получают высшее образование и займутся умственным трудом. Такие дети тоже пренебрегают физический труд. Ошибка родителей и в том, что они захваливают своих детей, когда им внушается преувеличенное мнение об их способностях, что так же приводит к лени. Иногда родители и педагоги часто говорят ученику о его больших способностях. Ученику действительно учение дается легко, и он приходит к выводу, что способности его “вывезут” без большого труда, он снижает к себе требования, перестает работать, теряет интерес к учению. Возникший конфликт между учеником и учителем, может также ослабить прилежание к предмету, который преподает этот учитель.

Так, ученик заявил родителям, что он своему классному руководителю “отомстит” за “придирки” тем, что плохо будет учиться по его предмету. Таким неразумным решением он приносит вред только себе. Некоторые родители в таких случаях поддерживают детей, тем самым, причиняя им двойное зло: ослабляют уважение к учителю и дают повод детям оправдать свою лень, которая современем может закрепиться, стать привычной. Упорное проявление лени родители не должны оставлять безнаказанным. Злоупотребление наказаниями может не ослабить, а усилить леность детей. Чтобы предупредить возникновение лени у детей, нужно своевременно приступить к воспитанию у них положительных черт, противоположных лени. Некоторым ученикам трудно сосредоточиться на чем-либо продолжительное время, внимание у них неустойчиво, они часто отвлекаются, таких детей мы называем рассеянными. Рассеянность возникает от очень большого внимания, направленного на один предмет и мешающего воспринимать другое. Нельзя позволять детям быть невнимательными, рассеянными, иначе такое состояние станет для них привычным. Очень важно для предупреждения рассеянности детей, чтобы они регулярно выполняли режим дня, достаточно время спали, бывали на воздухе. Родителям надо создать дома такие условия, чтобы внимание учащихся во время занятий не отвлекалось, не рассеивалось. Вместе с тем жизнь требует иногда умение сосредоточивать внимания и в неблагоприятных для этого условиях.

В воспитание навыков культурного поведения у наших детей входит и воспитание аккуратности, собранности, организованности. Формированию этих качеств способствует строгое выполнение режима дня. Если дети выполняют режим дня, у них хватает времени на учебные занятия, на труд и на отдых. Умение беречь время – важная черта организованного человека. Необходимо предъявлять требования к аккуратности, собранности, и к внешнему облику школьника: к его прическе, одежде, манерам. Встречаются учащиеся, которые выполняют задание быстро, но небрежно. Беспорядочность, неряшливость объясняются тем, что в свое время на эти его отрицательные черты не обращали внимания в семье, да и в школе. У этого мальчика много хороших черт: он способный ученик, активный, охотно занимается общественной работой, хороший товарищу, с большим уважением относится к учителям. За этим положительным чертами не замечалось его небрежность и не аккуратность. Сам же он считал, что аккуратность – не достоинство. Для воспитания аккуратности и организованности первостепенное значение имеет организация быта в семье. Дети, видя чистоту, порядок, видя, как родные последовательно и аккуратно выполняют домашнюю работу, сами приобретают привычку к акк

urok.1sept.ru

Статья по теме: Воспитание в семье и школе

Предварительный просмотр:

li:before{content:»o «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc4866446 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»o «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»\0027a2 «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc4866446 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc4866446 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc4866446 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc4866446 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc4866446 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»o «}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc4866446 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»\002022 «}#doc4866446 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc4866446 ol{margin:0;padding:0}#doc4866446 .c7{vertical-align:top;width:478.6pt;border-style:solid;border-color:#000000;border-width:0.5pt;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt}#doc4866446 .c30{vertical-align:top;width:468pt;border-style:solid;border-color:#800000;border-width:3pt;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt}#doc4866446 .c24{vertical-align:baseline;font-size:11pt;font-style:normal;font-family:»Arial»;text-decoration:none;font-weight:normal}#doc4866446 .c4{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-style:italic;font-family:»Times New Roman»;font-weight:bold}#doc4866446 .c2{line-height:1.0;padding-top:0pt;height:11pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc4866446 .c12{line-height:1.0;padding-top:0pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc4866446 .c16{vertical-align:baseline;font-size:12pt;background-color:#c0c0c0;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c1{vertical-align:baseline;color:#000000;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c0{line-height:1.5;padding-top:0pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc4866446 .c6{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c27{max-width:467.7pt;background-color:#ffffff;padding:56.7pt 42.5pt 56.7pt 85pt}#doc4866446 .c25{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c20{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c23{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c28{margin-right:auto;border-collapse:collapse}#doc4866446 .c18{vertical-align:baseline;font-size:26pt;font-family:»Times New Roman»}#doc4866446 .c10{padding-left:0pt;margin-left:0pt}#doc4866446 .c22{margin:0;padding:0}#doc4866446 .c26{height:0pt}#doc4866446 .c8{font-weight:bold}#doc4866446 .c9{text-decoration:underline}#doc4866446 .c29{height:714pt}#doc4866446 .c14{color:#000000}#doc4866446 .c5{height:11pt}#doc4866446 .c15{font-style:italic}#doc4866446 .c11{color:#939393}#doc4866446 .c13{text-align:justify}#doc4866446 .c17{text-indent:18pt}#doc4866446 .c19{text-align:right}#doc4866446 .c21{text-indent:27pt}#doc4866446 .c3{text-align:center}#doc4866446 .title{padding-top:24pt;line-height:1.15;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:6pt}#doc4866446 .subtitle{padding-top:18pt;line-height:1.15;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:»Georgia»;padding-bottom:4pt}#doc4866446 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»}#doc4866446 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:»Arial»}#doc4866446 h2{padding-top:24pt;line-height:1.15;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:6pt}#doc4866446 h3{padding-top:18pt;line-height:1.15;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:»Arial»;font-weight:bold;padding-bottom:4pt}#doc4866446 h4{padd]]>

nsportal.ru

Статья на тему: Роль школы и семьи в воспитании детей

Роль семьи и школы в воспитании детей 7-10 лет.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи  и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой — для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо.      В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу? С самого начала необходимо выстраивать взаимоотношения учителей с родителями учащихся. Именно первый контакт располагает их к педагогу, поэтому не стоит планировать на первое родительское собрание никакой официальной информации. Это может испугать и оттолкнуть. Лучше, если это будет разговор по душам. Следует помнить, что общие интересы – залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет педагога, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета, помочь в проведении внеклассных мероприятий.  В своей работе я использую разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год.  Родительский актив — это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием.  Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае я применяю следующие формы:   

  • Родительский лекторий

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

  • Родительское собрание

Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.

Родительские собрания сближают учителя и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Я считаю, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьёй и укрепляют его авторитет.

Семья и школа  — это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, — вот условия истинной родительской и учительской любви.

nsportal.ru

“Семья и школа – партнёры в воспитании детей”

Семья и школа – партнёры в воспитании детей”

(Выступление на МО воспитателей)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой

Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Себастьян Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Безусловно, школа должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр.

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребёнок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребёнок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все её этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально, личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число «трудновоспитуемых». И, тем не менее, семья – главный фактор развития и воспитания личности. Ребёнка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребёнка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье. Воспитательная работа в школе не может строиться без учёта этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать высокое достижение планируемых результатов. А это далеко не просто и требует от родителей и педагогов обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики, огромных нервных и физических усилий, как говорил В.А. Сухомлинский, колоссального труда ума и сердца.

Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто же всё-таки воспитывает – семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я почти не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И я не слышала, чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»

Обыкновенно говорят так: «Мы – школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их, почему она не воспитывает?»

Получается так, что желание захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого. Это на словах. А на деле получается даже так. Допустим, ученик плохо учится. Учитель вызывает мать или отца (правда, не каждый учитель так делает, но есть и такие) и говорит:

— Ваш сын плохо учится, примите меры.

— Есть принять меры.

Это значит, что педагог думает: в моём распоряжении мало средств воспитания, а вот в распоряжении семьи этих средств больше. Отдельные педагоги считают, что семья – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем они. Я не стану разрешать этот вопрос в ту или иную сторону. Правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к учителю, и по отношению к ученику, и по отношению к семье должна быть школа как нечто целое, как единый коллектив.

Повышение качества семейного воспитания школьников требует активизации совместных усилий школы и семьи, совместного поиска наиболее эффективных путей воспитания.

«Школа и семья должны из состояния «сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству, основанному на органическом единстве конечных интересов общества и каждой семьи». В этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей силой.

Важной составной частью руководства семейным воспитанием выступает психолого-педагогическая подготовка родителей, которая включает в себя, прежде всего просвещение. Активизация педагогических возможностей семьи достигается при условии разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

Практика показала: там, где педагог заблаговременно готовится к воздействию на родителей, там эффективнее влияние на воспитательный процесс в семье. Индивидуальная работа с родителями может быть успешной при соблюдении психолого-педагогических требований:

— целенаправленность избранных воздействий;

— взаимопонимание между учителем и родителями;

— опора на положительные стороны семейного воспитания;

— высокий педагогический такт в работе с каждым отцом, матерью.

Таким образом, эффективность педагогического руководства семейным воспитанием во многом зависит от целенаправленности и согласованности действий учителя и родителей, от единства требований, предъявляемых ими к ребёнку, от педагогически продуманной системы воздействия на него.

Традиционной формой работы классного руководителя с семьёй остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна – недовольство поведением или учёбой, а повод – конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей.

Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

• не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;

• проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

• беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

• не предъявляйте претензий к родителям;

• всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;

• не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».

Семья даёт ребёнку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьёй и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учёта их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Вдумчивый педагог обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учёта жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнажённость прямого воспитательного воздействия.

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на неё по-разному. Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же – в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.

Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересованно всё общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность её, во-первых, состоит в том, что она даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причём речь идёт не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищённости, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они ещё не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребёнка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим её пополам.

Ребёнок учится тому, 
что видит у себя в дому — 
родители пример ему. 

Кто при жене и детях груб, 
кому язык распутства люб — 
пусть помнит, 
что с лихвой получит от них всё то, 
чему их учит. 

Коль видят нас и слышат дети — 
мы за слова свои в ответе и за дела! 
Легко толкнуть детей на нехороший путь. 
Держи в приличии свой дом, 
чтобы не каяться потом!

Себастьян Брандт

infourok.ru

Методическая разработка на тему: «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка»

Предварительный просмотр:

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc11264524 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc11264524 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «. «}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc11264524 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) «. «}#doc11264524 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) «. «}#doc11264524 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc11264524 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «. «}#doc11264524 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) «. «}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc11264524 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc11264524 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc11264524 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) «. «}#doc11264524 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc11264524 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) «. «}#doc11264524 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) «. «}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc11264524 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc11264524 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc11264524 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc11264524 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) «. «}#doc11264524 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc11264524 ol{margin:0;padding:0}#doc11264524 table td,table th{padding:0}#doc11264524 .c27{margin-left:18pt;padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:14pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c12{padding-top:0pt;text-indent:9pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;margin-right:1.1pt}#doc11264524 .c11{margin-left:18pt;padding-top:14pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:14pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c0{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c17{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c32{padding-top:14pt;text-indent:9pt;padding-bottom:14pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c31{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:right}#doc11264524 .c20{padding-top:0pt;padding-bottom:35.4pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c4{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;color:#000000;font-weight:700}#doc11264524 .c15{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2}#doc11264524 .c24{background-color:#000000;font-weight:400;vertical-align:baseline;font-size:1pt;font-family:»Times New Roman»}#doc11264524 .c28{font-weight:700;vertical-align:baseline;font-size:32pt;font-family:»Arial»]]>

nsportal.ru

взаимодействие семьи, учебного заведения и учителя, в вопросе о субординации родители и преподаватель должны быть партнерами

Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Важно! Школа берет на себя огромную ответственность за воспитание ребенка, учитель не только открывает новые качества, таланты ученика, но и развивает ранее заложенные моральные принципы. Когда ребенок приходит в школу, он может не знать цифры и буквы, но такие слова, как «здравствуйте», «извините», «спасибо», «до свидания», он знать обязан.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

karapuz.fun

Родительское собрание «Семья и школа

Материалы к родительскому собранию

  «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель: Объединение усилий семьи и школы в процессе интеллектуального, культурного, здорового развития детей

Задачи:

1. Изучить особенности  взаимоотношений между ребенком и родителями, школой.

2. Информировать родителей об организации учебно-воспитательной работе в школе и в классе.

3. Актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье.

4. Подвести родителей к анализу своих семейных установок, выявить ошибки в воспитании детей.

Подготовительная работа: Подобрать высказывания о воспитании.

  • «Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни» (Дж. Дьюи).

  • «Школа – это мастерская человечности» (Я.А. Коменский).

  • «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский).

  • «Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А.С. Макаренко).

  • «Вежливость порождает и вызывает вежливость» (Э. Роттердамский).

«Семья – это место, куда приходят отдыхать

победные силы человека»

А.С. Макаренко (2 слайд)

1. Вступительное слово. Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, и как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Взаимодействие семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

А что же такое воспитание? В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл. Так что же это такое? (3 слайд)

«Воспитание- это взаимопонимание».
«Воспитание- формирование личности»
«Воспитание – это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)»
«Воспитание – это прежде всего любовь и понимание близких, основанные на личном опыте старших».

«Воспитание- формирование в человеке определенных норм морали, восприятия окружающего мира, людей».
Как вы видите, были получены самые разнообразные ответы.
(слайд 3, щелчок 1, щелчок 2)

Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. В семье возникают первые элементы межличностного общения. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности.

Т.О., и школа, и  семья, и социум влияют на формирование личности, оказывают на ребёнка благоприятное или неблагоприятное влияние. Наша с вами задача совместно благоприятно влиять на развитие, воспитание наших детей.  Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

Нельзя при ребёнке родителям негативно отзываться об учителях, осуждать их. Если ребёнок пришёл домой с жалобами на взрослого человека, на товарищей, необходимо выслушать ребёнка, пообещать ему, разобраться в сложившейся ситуации. Обязательно связаться с классным руководителем, выяснить причину разногласий и вместе решить, как действовать в сложившейся обстановке. Только в согласованных действиях можем прийти к разумному исходу событий. Педагоги и  родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно  и согласованно решать проблемы воспитания.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Какие бы проблемы не терзали ребёнка, родители должны сопереживать ему, поддерживать его. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку второй дом, воспитание детей в школе не должно подменить родительское воспитание. Школа должна обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для самореализации, для раскрытия его способностей.

Лев Кассиль писал: «Семья и школа — это берег и море. На бере­гу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним от­крывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». (слайд 4)

Все мы: и родители, и учителя хотим одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном взаимодействии мы сможем добиться этого результата.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые  в жизни детей, что взрослые могут дать детям.

2. Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто, так или иначе оказывает воздействие на ребенка.
Родители называют.
Посмотрите, всех людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица (друзья). (слайд 5)

Я хочу предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы «Родители», «Школа», «Улица» Что-то объединяет, но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице.

 Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

3. Вы хорошо знаете своих детей: чем они любят заниматься, что у них больше всего получается

Упражнение «Если мой ребенок…, то я…» Продолжить предложение. (слайд 6, листать по одному высказыванию)

— « Если мой ребенок огорчен, то я…»

— «Если мой ребенок пришел из школы с синяком и в рванной куртке, то я…»

— «Если мой ребенок проявляет жестокость по отношению к одноклассникам, то я…»

— «Если мой ребенок не реагирует на мои просьбы, все забывает, то я…»

Из ваших ответов видно, что вы используете разные методы воздействия  на ребёнка для решения ситуаций

 4. Важно учитывать  то, как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. Я хочу предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме, как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективен.
Сказка. «Фиолетовый котенок» (слайд 7)
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
—    Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.
Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый, — каркала ворона.
— Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.

-Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

А какие бывают еще? — удивлялся котенок.

Луна подумала и произнесла:

-У меня есть брат, он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

-Конечно, хочу. Он похож на тебя?

— Увидишь. Только не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

-Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!

-Передай ей привет, — сказало Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

-Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только в лунном свете, но и  на солнце, и даже в мыльной ванной.
О чём эта сказка, чему она учит?

Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка.

А Луна — это символ веры. Она не обвиняет котенка, а расширяет его мир.

6. Старайтесь больше внимания уделять своим детям, умейте их выслушать, понять и принять их такими, какие они есть, побольше говорите с ними, расширяйте их кругозор, объясняйте им непонятное. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком — потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влечения к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери  реализоваться — это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой

И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на родительское собрание, значит вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни.

Выводы:

  • Поддерживайте тесный союз со школой. Учитель-первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

  • Посещайте родительские собрания. Реагируйте на приглашения прийти в школу.

  • Оказывайте школе помощь в организации досуга детей. Проявляйте инициативу.

  • Повышайте уровень педагогической культуры семьи, не жалейте времени на чтение книг по воспитанию. Будет меньше ошибок.

  • Возникают вопросы. Обращайтесь, школа поможет найти ответ!

Для плодотворного сотрудничества школы и семьи в воспитании детей необходима передача педагогами родителям определенных педагогических и психологических знаний для повышения уровня педагогического мастерства родителей, что позволит родителям в любой ситуации воспитания чувствовать готовность к решению создавшихся проблем.

Памятка для родителей

о создании благоприятной семейной атмосферы (слайд 8)

  • Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.

  • Ребенок должен чувствовать, что он любим.

  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

— Мы надеемся на дальнейшее наше сотрудничество

Спасибо всем за внимание!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *