Воспитывающая среда это: 2.1. Воспитывающая (воспитательная) среда образовательной организации высшего образования \ КонсультантПлюс

Содержание

Зачем она нужна и кому?

Среда обучения

Образовательная среда — совокупность условий, необходимых для обучения, воспитания и развития человека, становления его личности. Единого определения данного понятия не существует, образовательную среду изучают педагоги и психологи.

Образовательную среду нельзя рассматривать как догму. Она связана с постоянным поиском новых идей в обучении и воспитании детей и воплощении их на практике.

8 мин.

Что такое образовательная среда?

Концепту образовательной среды ученые уделяли много внимания, начиная с эпохи Просвещения. В отечественной педагогике понятие “среды” появилось в начале прошлого века. Образовательная среда рассматривалась как благоприятная система учебно-воспитательного процесса, создание внешних и внутренних условий для всестороннего развития личности. Под внешними условиями подразумевались отношения между учениками и педагогами, под внутренними — мировоззрение ученика, уровень его мотивации к обучению, саморазвитию и самопознанию, рефлексия.

Член-корреспондент РАО Виктор Панов выделяет ценность образовательной среды как для развития способностей ребенка, так и для раскрытия его творческого потенциала, природных задатков, присущих каждому индивидууму.

Доктор психологических наук Витольд Ясвин рассматривает образовательную среду как совокупность возможностей для развития личности, возникающих при ее взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением. Это явление неразрывно связано с такими понятиями как “школьная среда”, “информационно-образовательная” среда, “воспитывающая среда”, “семейная среда”.
Непосредственное отношение к образовательной среде имеет образовательное пространство. В отличие от пространства, которое представляет собой окружающие учащегося факторы, образовательная среда предполагает включение индивида, его активное участие как субъекта образовательной деятельности.

Основные модели образовательной среды

Несмотря на то, что многие студенты жалуются на наличие “ненужных” дисциплин в учебном плане, большинство из них повышает общий уровень эрудиции человека. Развитый кругозор поможет в будущем критически оценивать ситуацию, учит принимать решения, анализировать полученные данные, делать выводы на основании имеющейся информации.

Умение учиться и приобретать новые компетенции

Учеными разработано несколько подходов к выделению различных компонентов образовательной среды. Рассмотрим систему моделей образовательной среды, предложенную Виктором Пановым в научном труде “Психодидактика образовательных систем: теория и практика”. Образовательная среда рассматривается как часть социокультурной развития.

Выделяют пять основных моделей.

Коммуникативно-ориентированная

Обучение строится как непрерывный процесс общения между педагогом и учеником, а также между учениками. Такой подход к системе образования позволяет сформировать более доверительные отношения между участниками учебного процесса на всех уровнях. Это способствует более быстрому и эффективному формированию на только системы знаний, но и практических навыков и умений.

Ключевые понятия коммуникативно-ориентированной модели — это сотрудничество, общность, коммуникативное взаимодействие.
Необходимое условие реализации коммуникативной направленности образовательных программ — это активное участие ребенка в процессе овладения знаниями и умениями. Модель исключает пассивное восприятие учащимися поданного им учебного материал. Участники учебного процесса становятся его активными потребителями.

Коммуникативно-ориентированная модель предусматривает вовлечение учащихся в проектную деятельность, проявление лидерских качеств, развитие творческих задатков.

Антрополого-психологическая

В.И.Слободчиков и В.В.Рубцов рассматривают образовательную среду как совокупность естественного, природного развития и “искусственного”, регулируемого социумом. Авторы модели также выделяют третью составляющую образовательного процесса — саморазвитие, когда человек “становится субъектом собственной жизни”. Модель предусматривает саморазвитие как главную составляющую часть любого образовательного процесса.

В зависимости от типа отношений между субъектами образовательного процесса авторы выделяют следующие подходы к его организации:

единообразие с доминирующим влиянием административного ресурса;

разнообразие — связи и отношения носят конкурирующий характер;

вариативность — наиболее эффективная модель, при которой связи и отношения носят кооперирующий характер и дополняют действие друг друга.

Психодидактическая

Современная школа должна отвечать требованиям общества к развитию личности на современном этапе. Психодидактическая модель образовательной среды предусматривает регулярное и систематическое обновление содержания и форм образовательных программ и обеспечение максимальной адаптации детей к вызовам социума.

Обновления в содержании учебного материала учитывают новые достижения и явления в технике, технологиях, экономической и культурной сфере. При этом важно обеспечить непрерывность, преемственность всех уровней образования, поддержку создания инновационных идей.

Процессы обучения должны учитывать индивидуальные особенности развития учащихся, их опыт в образовании и социальном становлении. Психодидактическая модель настроена на обеспечение подходов, способствующих раскрытию потенциала интеллектуально одаренных учеников и максимальной адаптации детей с особенностями развития, нуждающихся в психо-педагогической коррекции.
Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся должна обеспечить вариативность не только содержания, но и форм, методов и средств, используемых в процессе обучения.

Эколого-личностная

Этот подход к формированию образовательной среды описывает в своих научных работах Витольд Ясвин. Он руководствуется идеями таких выдающихся педагогов как Я. Корчак, П. Ф. Лесгафт, Я. А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Образовательная среда рассматривается как совокупность пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов. В создании эффективной образовательной среды имеют значение:

внешние условия (состояние помещений, классных комнат и оборудования для занятий),

межличностные отношения между педагогами и учениками как субъектами образовательного процесса;

содержание и методы обучения, учитывающие возрастные, физические и психологические особенности учащихся.

Для того чтобы образовательная среда выполняла поставленные обществом задачи, необходимо обеспечить комплекс педагогических мер для саморазвития обеих сторон образовательного процесса — педагогов и учителей.

Экопсихологическая

Экопсихологический подход к созданию образовательной среды основан на утверждении: развитие человека должно осуществляться в гармонии с окружающим миром и соответствовать его индивидуальным особенностям.

Таким образом, создание образовательной среды в широком понимании этого термина, должно обеспечивать:

социализацию учащихся, их умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, как с педагогами, так и с другими учениками, в том числе и к самостоятельной работе в парах и группах;

вовлечение учащихся в различные виды образовательной деятельности с целью формированию всесторонне развитой личности и раскрытия физического и творческого потенциала участников учебного процесса;

соответствие содержания, форм и методов образования возрастным и психологическим особенностям детей;

соблюдение экологичности образовательных технологий, создание внешних и внутренних условий для развития, саморазвития и самокоррекции;

реализацию сфер психического развития — интеллектуальной, эмоциональной, личностной и духовно-нравственной.

Типы образовательной среды

Изменения в подходах к обучению воплотились в переходе от системы пассивного восприятия знаний до активного участия в процессе обеих сторон — педагогов и учеников. Отказываясь от необходимости соблюдения догматических обрядов и традиций, современная школа предполагает развитие свободы и творческих навыков.

Значительные изменения в подходах к формированию образовательной среде произошло в прошлом веке. Во многом изменение вектора педагогического развития обязано деятельности таких личностей как Януш Корчак, Мария Монтессори, Джон Дьюи, Рудольф Штайнер (основатель вальдорфской педагогики). Распространение их новаторских идей позволило отойти от традиционной вертикали “учитель — ученик”, где второй участник является обычным потребителем.

Типы образовательной среды были описаны Янушем Корчаком, польским педагогом, врачом и писателем. Он выделяет догматическую, среду безмятежного потребления, среду внешнего лоска и карьеры, идейную или творческую среду. Описание было представлено в книге “Как любить ребенка”, которая впервые была опубликована в 1919 году.

Догматическая среда

Такая модель образовательной среды было доминирующей и практический единственной на протяжении многих веков. Ее главные идеи — это соблюдение традиций, порядка, дисциплины, формирование ответственности, подчинения, послушания.

Основы догматической образовательной среды были в свое время сформированы выдающимся педагогом Яном Амосом Коменским. Известный чешский мыслитель, педагог и гуманист 17 века основал педагогику как самостоятельную дисциплину и разработал основы классно-урочной системы.

Ян Амос Каменский воплотил в жизнь много прогрессивных гуманистических идей, но созданная им образовательная среда была основана на соблюдении принципов благочестия и христианского смирения. Она давала мало возможностей для взаимодействия учеников и учителей и предусматривала пассивное восприятие знаний учащимися.
Ученики расцениваются как сосуды для размещения определенного объема информации. В догматической модели образовательной среды не уделяется внимание самостоятельному обучению и саморазвитию, а проявление инициативы и активности со стороны учеников не только не ожидается, но и не приветствуется.

Януш Корчак характеризует догматический тип образовательной среды как “веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив”.

Среда безмятежного потребления

В противовес догматическому типу образовательной среды, где на первом плане находится порядок и абсолютная дисциплина, среда безмятежного потребления предусматривает создание комфортных условий для развития и воспитания ребенка.

В анализе Януша Корчака такая модель направлена на обеспечение комфорта и удобства. С педагогической точки зрения она нацелена на обучение ребенка тем знаниям и умениям, которые будут ему полезны, несложны и необходимы в будущем.

С основами образовательной среды безмятежного потребления перекликаются идеи Жан Жака Руссо, которые он изложил в книге “Эмиль, или о Воспитании”. По мнению франко-швейцарского писателя и философа образование должно быть основано на природных потребностях человека. В разработанной концепции Руссо отрицал бездумное зазубривание непонятных фраз и правил, исключал теоретизацию и авторитарное давление на ребенка, призывал учитывать его потребности и природные наклонности. Вместе с тем, Руссо не видел необходимости во всестороннем развитии учащегося, считая, что в первую очередь, необходимо давать детям практические навыки, которые пригодятся ими в жизни.

Подобного типа образовательной среды придерживался Иоганн Генрих Песталоцци. Главную миссию педагога он видел в обеспечении условий, при которых ребенок может развить физические и интеллектуальные навыки, необходимые для дальнейшей адаптации в социуме и зарабатывания на жизнь.

Современная педагогика рассматривает прагматичный подход к образованию как создание условий для психологического комфорта учащихся. Он находит воплощение в развитии человекоцентричных идей. Это создание учебного пространства, где всегда готовы понять и поддержать, но не будут навязывать и принуждать. В соответствии с такими принципами работают частные школы Саммерхилл, созданные в Великобритании в 1921 году. Главный девиз учебных заведений — школа должна подстраиваться под потребности ребенка, а не наоборот.

Среда внешнего лоска и карьеры

Януш Корчак демонстрирует негативное отношение к данному типу образовательной среды. В этом случае выбор обучающих программ и методов воспитания имеет главную цель — будущее построение карьеры или выполнение заказа общества.

Хороший пример действия такого типа образовательной среды — это принципы обучения и воспитания детей из аристократических семей Англии, характерные для 19- начала 20 веков. Выразителем идеи выступает философ Джон Локк с описанием идей в работе “Мысли о воспитании”.

Главная идея образовательной среды — это воспитание будущего английского джентльмена. Его предстоящая карьера расписана по единой схеме с раннего детства — престижная частная школа, обучение в Оксфорде или Кембридже, высокий пост и заслуженное положение в обществе. По такому принципу было воспитано не одно поколение колониальной Англии. Главные принципы — это формирование изысканных манер истинного джентльмена, воспитание инициативности и лидерских качеств по отношению к окружающим, творческое развитие, умение взять на себя ответственность и управление другими людьми. Именно такие специалисты были нужны Англии для управления ее многочисленными колониями.

Более свежий пример среды внешнего лоска и карьеры — это система обучения и воспитания Антона Макаренко. Деятельность советского педагога была направлена на формирование успешного строителя советской державы, носителя коммунистических ценностей.

Главная цель образовательной среды данного типа — это формирование личности, полностью соответствующей духу эпохи, в которой она живет и способность быстро адаптироваться ко всем требованиям общества.
Из минусов среды этого типа следует выделить шаблонность, отсутствие свободы выбора и полная зависимость системы образования от четко разработанной системы. Хотя от учащегося ждут проявления активности и заинтересованности в обучении, в учебной деятельности он существенно ограничен. В современных реалиях подобные схемы работают на корпоративном обучении (например, необходимость выучить иностранный язык в узких рамках, которые нужны для профессионального общения).

Как создать образовательную среду?

В условиях современного общества образовательная среда соответствует следующим критериям:

● обеспечение высокого качества, доступности и открытости образования;

● соответветствие задачам физического, психологического и социального развития учащихся;

● создание комфортных условиях для реализации образовательных целей;

● обеспечение выполнения образовательных программ;

● организация самостоятельной работы детей, стимуляция их творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования;

● выявление одаренных детей и стимуляция их развития посредством участия в научно-техническом творчестве и проектно-исследовательской деятельности;

● регулярное обновление содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;

● поощрение учащихся к выражению собственной позиции;

● стимулирование индивидуальных успехов каждого ученика;

● владение методикой работы с детьми, имеющими особенности развития.

Эффективная среда обучения стимулирует социальное взаимодействие, ориентирована на потребности учащихся, эффективно использует образовательное пространство с точки зрения планирования и использования ресурсов.

Качественно выстроенная и методически правильно организованная образовательная среда не только способствует повышению эффективности образования, но и обеспечивает безопасность учащихся и снижает расходы на учебный процесс.

Грамотно созданная образовательная среда объединяет различные способы восприятия и усвоения информации. Она включает использование аудио и видеоматериалов, разработок современных технологий, применение разнообразной наглядности. В понятие “среды” входит также дизайн помещения — интерьер, наличие наглядных пособий в классной комнате и даже вид за окном. По мнению Андрея Комиссарова, изучавшего вопрос дизайна образовательной среды, такие благоприятные условия обеспечивают психологический комфорт участников образовательного процесса, повышают внутреннюю мотивацию и заинтересованность в обучении, дают возможность для активной групповой работы и взаимодействия.

Что такое цифровая образовательная среда?

Использование современных технологий — это неотъемлемая часть образовательной среды 21 века. Главная цель внедрения цифровой среды — это повышение качества и результативности образования.

Структурные компоненты цифровой образовательной среды это:

● техническое и программное обеспечение;

● организация технической и образовательной поддержки по внедрению технологий в образовательный процесс;

● информационное отображение учебно-воспитательного процесса;

● сохранение информации на электронных и бумажных носителях.

Внедрение цифровой образовательной среды призвано усилить эффективность планирования и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса, облегчить ведение документации и хранение информации, разнообразить возможности дистанционного общения учащихся и педагогов.

Создание цифровой образовательной среды обязательно предусматривает техническое оснащение. Классные комнаты оборудуют компьютерами, мультипроекторами, интерактивными досками, предоставляют доступ к электронным учебникам, онлайн платформам и выходу в интернет.

Готовность современной системы образования к внедрению цифрового пространства стала ключевым моментом в период дистанционного обучения при пандемии коронавируса.

Важной частью цифровой образовательной среды является наличие сайта школы, наполненного актуальной информацией, а также страниц в соцсетях. Сегодня учебные заведения подключены к информационным системам: «Электронный журнал «, портал Госуслуг.

Цифровая образовательная среда ставит новые вызовы перед дидактикой, вносит коррективы в традиционные способы и методы обучения. Акцент делается не на механическом использовании технологий в образовательном процессе, а на удовлетворении целей и задач учащихся. Цифровая дидактика не уменьшает роли педагога в образовательном процессе, использование технологий призвано облегчать усвоение знаний и дополнять его.

Образовательная среда в современном понимании — это педагого-психологическая реальность, объединяющая традиционные подходы к организации образовательного процесса с инновационными разработками и намеренно созданными условиями, благоприятными для обучения и воспитания. Ее задача — стать “третьим” учителем после родителей и педагогов. В ее создании важны профессионализм педагогов, качество разработанных образовательных программ, наличие надлежащих условий для обучения, в том числе использование современных технологий. Это позволяет построить процесс обучения, где учащиеся демонстрируют свободу и активность.

Как составить идеальное резюме

Время — ценный ресурс. Никто не хочет тратить его попусту, особенно рекрутеры. Если вы решили сменить профессию и при этом не уделили должного внимания оформлению…

Как поступить в вуз, если давно окончил школу?

Многие привыкли считать, что получать высшее образование идут только сразу после окончания школы, но это не так. В осознанном возрасте человек начинает понимать, что. ..

Значение развивающей (воспитывающей среды) в вузе для формирования профессионального самосознания студентов

Л.С. Выготский указывал на то, что воспитание можно определить, как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма. Следовательно, только то установление новых реакций будет иметь воспитательный характер, которое в той или иной мере вмешивается в процессы роста и направляет их». (1) В чистом виде «воспитание», по мнению Л.С. Выготского, применимо только к ребенку, то есть к растущему и самоизменяющемуся организму. Эта новая точка зрения на воспитание рассматривает ребенка в динамике его развития и отвечает на вопрос, «куда воспитание должно вести ребенка».

Лев Семенович считал, что воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой. Роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды (2).

Учитывая, что развитие, по мнению Л. С. Выготского, является саморазвитием, которое, к тому же имеет не линейный, а скачкообразный характер, то можно сказать, что воспитание, в своей основе, является самовоспитанием, так как воспитать себя может только сам человек, а среда является лишь фактором, или условием влияния, предоставляющая ему такую возможность.

Анализируя состояние развивающей образовательной (воспитывающей) среды в вузе, мы обратились к интересному толкованию данного понятия В.А. Ясвиным. Развивая идеи проектирования и моделирования развивающей среды, он уточняет смысл понимания самого понятия «среда», ссылаясь на теорию возможностей Дж. Гибсона (1988). «Если в приводимых ранее определениях среды используются такие понятия, как «условия», «влияния», «факторы», то есть, некие воздействия «активной» среды на «пассивного» человека (хотя и изменяющего эти воздействия в процессе своей жизнедеятельности, но только для того, чтобы затем вновь подвергнуться воздействию уже измененной среды), то Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир» по Гибсону). (3)

В.А. Ясвин подчеркивает, что возможность – это мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие» Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» (4). В.А. Ясвин дает следующее определение среды: «Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. С психолого-педагогической точки зрения, на наш взгляд, перспективно рассмотрение предоставляемых средой возможностей развития личности» (5).

На основе метода векторного моделирования В.А. Ясвина мы исследовали вместе со студентами тип нашей вузовской среды, используя диагностические шкалы «Свобода» – «Зависимость» и «Активность» – «Пассивность». В рамках данного метода выделяется четыре основных типа образовательной среды на основе педагогической типологии Я. Корчака. Догматический тип — «зависимость» и «пассивность». Карьерный тип — «зависимость» и «активность». Творческий тип — «свобода» и «активность». И безмятежный тип — «свобода» и «пассивность». По итогам экспертизы было выявлено, что в вузе преобладает тип образовательной карьерной среды активной зависимости. Карьерная среда болееориентирована на различные внешние проявления и высокие достижения учащихся, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса. По мнению В.А. Ясвина в карьерной среде формируется хотя и активная, но зависимая личность.

По итогам проведения экспертизы вузовской (и университетской среды в целом), мы сделали вывод о том, что вузовская образовательная среда предоставляет в целом неплохие возможности нашим студентам не только для учебной, но и социальной активности и творческой реализации. Но, к сожалению, значительная часть студентов не включена в общественную студенческую жизнь института и университета, по сравнению с эмоциональной включенностью нашего педагогического коллектива. Высокая мобильность и широта образовательной среды даёт возможность для качественного обучения и получения профессиональных знаний с целью подготовки специалистов высокого уровня. Проявление личностной позиции студентов происходит в основном в учебной деятельности и почти не проявляется в социальной и творческой деятельности во время внеучебных воспитательных практик. На основании данных выводов мы предположили, что в образовательном процессе отсутствует единство между процессами обучения и воспитания, не позволяющее в полном объеме использовать воспитательные (развивающие) личностные возможности студентов.

В своих выводах мы, совместно со студентами, руководствовались положением Л. С. Выготского, что образовательная среда представляет собой не наличие определенных людей с их привычками и традициями и не предметы, окружающие ребенка, но отношение ребенка к людям, и к вещам. В этом смысле, и окружающие ребенка люди со своими паттернами поведения, и вещи, с которыми он ежедневно взаимодействует, могут оставаться неизменными, а социальная среда будет меняться при появлении нового отношения к ним. В связи с этим, представляется интересной мысль Л.С. Выготского: «Если … социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания» (6).

Данные выводы оказались стимулом для дальнейшей работы над созданием модели развивающего образовательного пространства в вузе с целью решения основной психологической задачи высшего образования – становление и развитие профессионального самосознания студентов. С этой целью были разработаны диагностические инструменты (специальные анкеты, опросники и диагностические интервью), результаты которых позволили вскрыть истинные причины недостаточной вовлеченности студентов во внеучебную деятельность и проявление «безличностной» позиции многими из них. В результате дальнейшего диагностического исследования было установлено, что основной причиной неучастия студентов в общественной жизни является занятость работой после окончания учебных занятий в институте (50% респондентов 2-5 курсов). На втором месте оказалась причина, связанная с отсутствием свободного времени в силу того, что студенты после занятий занимаются в различных секциях, клубах и других творческих объединениях вне вуза. На третьем месте оказалась причина, на которую указывали «пассивные» студенты, выбрав из предложенных ответов, вариант: «Я пришел в Вуз учиться, а не заниматься общественной работой». Следует отметить, что этот ответ давали в основном студенты 1-2-х курсов, которые не видят для себя смысла участия в данном виде деятельности. Следует отметить, что самым непопулярным ответом среди студентов оказался ответ: «Я не вижу смысла в этой деятельности». Это позволило нам сделать вывод о том, что основная часть студенчества видит смысл личного участия в общественной жизни вуза, но зачастую не проявляют интереса и активности, так как не не имеет определенных организационных навыков, а также способностей продуктивного общения («участвую за компанию», «участвую, так как не могу отказаться» «занимаюсь другими делами»). У многих студентов есть интерес, но зачастую они не переносят его во внутренний план, не улавливают глубинные мотивы данной деятельности, не замечают возможного эффекта по саморазвитию и полезности для становления будущей профессиональной деятельности. Результаты диагностического интервью показали также, что у значительной части студентов недостаточно развита рефлексия, так как студенты не могут оценить свои потенциальные возможности, притязания, желаемый результат.

Следует отметить, что диагностическое интервью проводилось членами студенческого совета в сотрудничестве с заместителем директора института по воспитательной работе. С одной стороны, с точки зрения организации воспитательного процесса, данный вид деятельности (в том числе и обсуждение итогов диагностики) явился средством саморазвития активной части студенчества, как в личностном, так и в профессиональном плане. С другой стороны, общение членов студенческого совета (референтных личностей в студенческой среде) с другими студентами, оказало положительное влияние на процесс изменения отношения к внеучебной деятельности со стороны некоторых студентов, которые «раньше об этом не задумывались». В качестве выводов по итогам проведения данного исследования были выработаны конкретные рекомендации на уровне деятельности преподавательского состава (тьюторов, зам. директора по воспитательной работе в вузе) и студенческого совета о расширении развивающих возможностей вузовской среды с целью личностного и профессионального развития студентов. В частности, была уточнена программа адаптации первокурсников к вузовской среде, где расширился спектр форм воспитательного влияния среды на осознание и придание смысла необходимого участия студентов – будущих психологов в необязательных социокультурных практиках, как средстве личностного и профессионального саморазвития.

Принято считать, что студенческий возраст приходится на период, соответствующий юношескому периоду (поздний подростковый), когда отмечается интенсивный рост самосознания. Наши параллельные исследования показали, что наравне с молодыми людьми юношеского возраста, в институт приходят получать образование студенты, чей психологический возраст соответствует подростковому, а подчас и младшему школьному возрасту. Результаты экспертизы образовательной среды вуза это тоже подтвердили, указав на ее зависимый тип среды (карьерная среда активной зависимости). Мы видим главную причину этого явления, отчасти, во влиянии семьи (повсеместная ситуация, связанная с гиперопекой детей), а отчасти, вина в этом и школы, где не создаются условия для полноценного развития у детей самостоятельности и ответственности. Проблема личностной зависимости, во-первых, затрудняет процесс обучения студентов, во-вторых, создает дополнительные серьезные проблемы в организации воспитательного процесса в вузе, а в-третьих, как следствие, является мощным тормозом формирования личностного и профессионального самосознания студентов. В связи с этим, мы получили доказательство тому, почему студенты 1-2 курсов не видят смысла участия в воспитательных практиках. Только к моменту окончания вуза, по результатам нашего исследования, у абсолютного большинства выпускников созревает психологическое ядро личности, которое соответствует юношескому возрасту. В результате, во взрослую профессиональную деятельность приходят специалисты юношеского, а не психологически взрослого возраста. Главные причины данного психологического феномена кроются в несвоевременном проживании детьми (будущих студентов) возрастных кризисов. Поэтому, к моменту поступления в вуз, у них имеется в наличии несоответствие психического и паспортного возрастов, которое сохраняется на всем протяжении обучения в вузе и является объективным препятствием использования студентами возможностей образовательной среды.

Продолжая тему воспитания, как процесса самовоспитания, необходимо отметить, что невозможно заставить человека стать другим, это должно стать для него осознанной необходимостью. Он, с одной стороны, должен захотеть изменить себя, а с другой, — у него должен быть соответствующий уровень развития воли. Некоторые доказательства этого можно увидеть в работах Л.С. Выготского, который отмечал, что проблема самовоспитания – это, прежде всего, проблема развития произвольности как способа к овладению собственным поведением. В подростковом и юношеском возрасте человек сталкивается с новым этапом в развитии произвольности, где реальность собственного «Я» впервые становится этапом непосредственного овладения ею. Рассмотрение этих выводов, в контексте интересующей нас проблемы организации процесса воспитания в вузе, позволяет заключить, что воспитание в вузе должно способствовать управлению собственной волей.

Во время организации и проведения воспитательных практик многие студенты стараются избежать трудностей, проявляют безответственность, незрелую личностную позицию. Чтобы прояснить эту ситуацию, ответить на вопрос: «Какие внутренние механизмы «мешают» проявить волю для достижения личностного результата, мы исследовали эмоциональные реакции студентов 3-5 курсов на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности к достижению цели. Для этого мы использовали проективную методику Розенцвейга, которая предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Использование данной методики для нас важно, так как мы стараемся проводить воспитательные практики в деятельностной парадигме и поэтому нам необходимо знать, какого типа личностные затруднения ожидать от студентов, чтобы организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса по оказанию помощи и поддержки студентам. Критерии оценок реакции студентов во время фрустрирующей ситуации: «Что случилось», «Кто виноват?» или «Что делать?», мы после завершения исследования включили в содержательные составляющие «Мониторинга проявления активности студентов». В данном исследовании мы сравнили результаты двух диаметрально противоположных групп респондентов – «активных» студентов (группа «АС») и «пассивных» студентов (группа «ПС»). Состав групп определялся на основании результатов мониторинга проявления активности студентов (информация обновляется по итогам каждого семестра в вузе). В результате, нами было установлено следующее. Во-первых, у студентов группы «АС», в отличие от студентов группы «ПС», во время проблемной ситуации значительно преобладает интропунитивная реакция за счет принятия на себя ответственности за разрешение ситуации. Результаты выраженности интропунитивной реакции у них значительно выше, по сравнению с группой «ПС» и различие между ними являются статистически значимыми. У «активных» студентов также ярче выражена личностная позиция в ситуации проявления ответственности (принятия решения), по сравнению со студентами РГГУ (среднестатистическая норма в целом по университету). Данный факт говорит о положительных изменениях, которые происходят в личностном развитии у группы «активных» студентов, о наличии у них более зрелого психологического возраста (соответствует личности взрослого возраста, который следует вслед за юношеским возрастом), по сравнению со студенчеством университета. Заниженный показатель интропунитивной реакции группы «ПС», по сравнению с группой «АС» и среднестатистической нормой студентов РГГУ, свидетельствует о неадекватной самооценке студентов группы «ПС» в результате заниженного требования к самому себе. Это может говорить о том, что они менее решительны по сравнению со студентами группы «АС» и студентами РГГУ, не берут ответственность, чтобы справиться с фрустрирующей ситуацией. Следовательно, у «пассивных» студентов имеются проблемы, связанные с проявлением психологических механизмов воли. На втором месте, в суммарном профиле, у студентов группы «АС» — фактор экстрапунитивной направленности реакции, т.е. проявление активной формы требования помощи от других лиц. Данный фактор также направлен на разрешение фрустрирующей ситуации. «Активные» студенты в большей степени готовы привлекать других лиц для ее разрешение, по сравнению с группой «пассивных» студентов и студентами РГГУ. У студентов же группы «ПС» преобладает импунитивная направленность реакции — «безличностная», ненаправленная личностная позиция, которая означает, что трудности фрустрирующей ситуации не замечаются, или сводятся до минимума: «Эта ситуация не имеет для меня никакого значения», или «все само собой разрешится». Незрелая личностная позиция свидетельствует о том, что студенты склонны преуменьшать травмирующую ситуацию и не готовы предпринимать никаких действий для ее разрешения, они надеются, что проблема решится сама собой, стоит лишь немного подождать. Такая «безличностная» позиция характеризует психологическую незрелость, которая заключается в том, что «пассивные» студенты не готовы принимать решения и брать ответственность на себя. Во-вторых, более гармоничное личностное развитие «активных» студентов подтверждается распределением типов реакций во время фрустрации в суммарном профиле. У группы «АС» на первом месте – самый конструктивный тип реакции — «Что делать?», направленный на удовлетворение потребности, по сравнению с результатами группы «пассивных» студентов (на последнем месте), что говорит о том, что студенты группы «ПС» не стремятся решить ситуацию и считают, что решение можно отложить на потом.

Во-вторых, доказательством того, что студенты группы «Активные студенты» в плане личностного развития более гармоничны по сравнению со студентами группы «Пассивные студенты», и что их личность менее уязвима, они более адаптированы к социальному окружению, является и тот факт, что они имеют более полный суммарный профиль, чем в группе «ПС». Это говорит о более гибком адаптивном поведении в ситуации фрустрации, т.к. способов реагирования в данном случае представлено больше. У студентов группы «ПС» в общем паттерне на первом месте стоит показатель проявления агрессии (враждебность, порицание, обвинение). Этот фактор свидетельствует о повышенных требованиях к окружающим, из чего следует, что у студентов группы «ПС» завышенная (неадекватная) оценка к окружающим.

В-третьих. На основании результатов диагностического исследования с помощью методики Розенцвейга, можно не без достаточных оснований предположить, что у «активных» студентов лучше сформировано профессиональное самосознание, так как у них, по сравнению с группой «пассивных» студентов, более развиты такие важные для психолога личностные качества, как самостоятельность, ответственность, рефлексивность, которые характерны для зрелой личности. У «активных» студентов, по сравнению с «пассивными» студентами, лучше сформированы такие профессиональные способности, как способность найти выход из конфликтной ситуации и коммуникативные способности, а также волевые качества, позволяющие принимать решение, направленные на разрешение проблемных ситуаций. Умение принимать решения в нестандартных, неожиданных ситуациях говорит о том, что «активные» студенты имеют креативные способности, которые необходимы в работе психолога.

На основании наших многочисленных исследований, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса в вузе, можно сделать следующие выводы. Проблема проявления субъективной активности студентами является залогом успешного формирования личностного и профессионального самосознания студентов. Воспитательная работа в вузе, а именно, внеучебные социокультурные общественные практики, являются естественной средой обитания будущих психологов. Студентам предоставляется возможность проявить себя сначала «случайным» образом, когда многими первоначально не осознается истинный смысл подобных практик для их личностного и профессионального становления. Постепенно, от курса к курсу, погружаясь в естественную студенческую среду, студенты приобретают личный опыт участия в подобных практиках. У молодых людей увеличивается шанс для понимания, осознания, а затем, и проявления субъективной активности по удовлетворению собственных потребностей, связанных с личностным и профессиональным саморазвитием в сотрудничестве с другими, более опытными студентами или преподавателями.

Таким образом, происходящие внутренние изменения у студентов свидетельствует, во-первых, о наличии самой развивающей среды в вузе, а во-вторых, данная развивающая среда естественным образом «питает» сознание студентов, подготавливая почву для его субъективного проявления в полезной деятельности.

 

Ссылки на источники:
1. Педагогическая психология // Педагогическая психология. М., 1991. С.92
2. Там же. С. 85
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. С.11
4. Там же.
5. Там же. С. 12
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. С. 89

Почему обучение на открытом воздухе и в окружающей среде важно?

Наши дети проводят больше времени в помещении, чем когда-либо прежде. Они оторваны от природы и радости, которая приходит от изучения их сообщества. Последствия «синдрома дефицита природы» отражаются в повышении уровня детского ожирения и снижении успеваемости.

Как мы определяем обучение на открытом воздухе и в окружающей среде?

После двухлетнего процесса, ориентированного на сообщества, в котором мы приняли участие более 200 человек, представляющих 90 школа, агентства и организации (https://eenm. org/about/), мы приняли новую структуру, в которой ценится множество различных подходов к обучению на открытом воздухе и в окружающей среде. Более широкое определение отражено в изменении нашего названия (на EENM), а также в нашем брендинге, который теперь включает знак «плюс», отражающий нашу приверженность поддержке многих ценных способов, которыми наши дети могут заниматься на открытом воздухе и изучать окружающую среду. Это определение, созданное сообществом, включает, помимо прочего, природоохранное, экспериментальное, экологическое, наземное, природное, наружное и местное образование и обучение. Мы ценим образование и обучение, ориентированное на учащихся, учитывающее культурные особенности и отзывчивое, актуальное и значимое, междисциплинарное и поддерживающее физическое, эмоциональное, социальное и духовное здоровье и благополучие.

Подробнее об экологическом образовании:

Экологическое образование вовлекает учащихся, поскольку они понимают, как работает природа и как люди влияют на наш мир. EE является практическим, междисциплинарным, расширяющим возможности и актуальным для повседневной жизни учащихся. Это дает им знания и инструменты, необходимые им для того, чтобы быть экологически грамотными и готовыми с уверенностью и оптимизмом решать экологические и социальные проблемы.

Преимущества для учебы, отношений и жизни

Появляется все больше свидетельств широко распространенных преимуществ экологического образования, включая положительное влияние на успеваемость, мотивацию и интерес к школе, социальные и эмоциональные навыки, а также гражданский интерес и участие. 1

Экологическое образование — это беспроигрышный вариант: оно полезно для нашей окружающей среды и полезно для детей.

Экологическое образование для всех учащихся

EENM считает, что доступ к экологическому и местному обучению является вопросом справедливости, и придерживается идеи, что все учащиеся заслуживают подлинных, актуальных и значимых возможностей для обучения. С этой целью мы поддерживаем междисциплинарное и ориентированное на учащихся экологическое образование , отвечающее потребностям учителей, учащихся и сообществ.

Экологическое образование помогает нам понять окружающий мир. Этому пониманию можно способствовать, работая практически в любой предметной области, включая естественные науки, математику, технологии, грамотность, историю, обществоведение, язык, физическое воспитание, музыку, искусство и многое другое. Хорошее экологическое образование помогает учащимся увидеть связи между дисциплинами и применять знания гибкими, адаптивными способами.

Все учащиеся заслуживают того, чтобы видеть себя в своем образовании и иметь возможности обучения, которые подходят им лично. Наше видение заключается в экологическом образовании, адаптированном для учащихся разного возраста, способностей, уровней развития, владения английским языком, стилей обучения и культурного происхождения.


Цитаты:
  1. Ardoin, Bowers, Roth, & Holthuis, 2016.

3 типа среды обучения

Перейти к содержимомуПерейти к живому чату

  • Требования к кандидатам
    • Требования к поступающим в педагогическую школу
    • Требования к поступающим в бизнес-колледж
    • Требования к поступающим в ИТ-колледж
    • Требования к поступающим в Школу здоровья Ливитта
  • Стоимость обучения и сборы
    • Стоимость обучения — Колледж бизнеса
    • Обучение — педагогическая школа
    • Стоимость обучения — ИТ-колледж
    • Стоимость обучения — Школа здоровья Ливитта
  • Финансовая помощь
    • Подача заявки на финансовую помощь
    • Государственные гранты
    • Информационное руководство для потребителей
    • Ваши финансовые обязательства
    • Инициатива ответственного заимствования
    • Фонд помощи высшему образованию
  • Стипендии
  • Корпоративное возмещение
  • Результаты выпускников
    • Наши студенты и выпускники
    • Услуги для выпускников
    • Вдохновляющие истории студенческого успеха
    • Прибыль на инвестиции
    • Разнообразие
  • Обучение в ВГУ
    • Аккредитация
    • Как вы будете учиться
    • Отзывы студентов
    • Партнерские организации
    • Оплата за школу
    • Наш факультет
  • Военные и ветераны
    • Стоимость обучения и финансирование
    • Варианты неполного рабочего дня
    • Виртуальный ресурсный центр ветеранов
  • Результаты образования
    • Жонглирование жизнью и школой
    • Получение повышения или продвижения по службе
    • Начало новой карьеры
    • Следующий шаг в образовании
    • Руководство по карьере
  • Блог

Онлайн-степени

  • Прием

  • Обучение и финансовая помощь

    • Стоимость обучения и сборы
    • Стоимость обучения — Колледж бизнеса
    • Обучение — педагогическая школа
    • Стоимость обучения — ИТ-колледж
    • Стоимость обучения — Школа здоровья Ливитта
    • Финансовая помощь
    • Подача заявки на финансовую помощь
    • Государственные гранты
    • Информационное руководство для потребителей
    • Ваши финансовые обязательства
    • Инициатива ответственного заимствования
    • Фонд помощи высшему образованию
    • Стипендии
    • Корпоративное возмещение
  • Успех студента

    • Результаты выпускников
    • Наши студенты и выпускники
    • Услуги для выпускников
    • Вдохновляющие истории студенческого успеха
    • Прибыль на инвестиции
    • Разнообразие
    • Обучение в ВГУ
    • Аккредитация
    • Как вы будете учиться
    • Отзывы студентов
    • Партнерские организации
    • Оплата за школу
    • Наш факультет
    • Военные и ветераны
    • Стоимость обучения и финансирование
    • Варианты неполного рабочего дня
    • Виртуальный ресурсный центр ветеранов
    • Результаты образования
    • Жонглирование жизнью и школой
    • Получение повышения или продвижения по службе
    • Начало новой карьеры
    • Следующий шаг в образовании
    • Руководство по карьере
    • Блог
  • О ВГУ

15 ноября 2021 г.

Учебная среда — это больше, чем просто классная комната. Это пространство, в котором учащиеся чувствуют себя в безопасности и получают поддержку в своем стремлении к знаниям, а также вдохновляются своим окружением. Вспомните некоторые школьные занятия, с которыми вы сталкивались на своем образовательном пути. В вашем детстве учебная среда, в которой вы участвовали, была, вероятно, яркой и красочной, с расположением парты, которое допускало гибкость, если на уроке требовалось больше места для движения и физического самовыражения. В старших классах ваша учебная среда, вероятно, была больше сосредоточена на голове класса, чтобы привлечь ваше внимание, с рядами парт, направленными вперед.

Но в эффективной учебной среде важна не только эстетика. Преподаватели также могут влиять на учебную среду тем, как они преподают, и атмосферой, которую они создают в классе. Они могут помочь повлиять на обучение учащихся, поощряя их участие, предоставляя позитивную и конструктивную обратную связь, которая поддерживает исследование, сообщество среди сверстников и разнообразие. Исследования показали, что благоприятная учебная среда помогает повысить концентрацию учащихся и удержание информации.

По мере того, как учащиеся продолжают расти и развиваться как учащиеся, то же самое происходит и со средой, в которой они учатся. Среда обучения менялась с течением времени и может продолжать расширяться в соответствии с потребностями учащихся, позволяя учителям постоянно оптимизировать свою учебную среду, чтобы помочь учащимся достичь своих образовательных целей.

Существуют различные типы ландшафтов или категорий, которые влияют на наше обучение, включая нашу физическую среду, психологическую среду и эмоциональную среду. Вот как эти три категории могут повлиять на среду обучения:

Физический

Эти яркие, красочные классы вашей юности или ряды парт, характерные для старшей школы, попадают в категорию физической среды обучения. Эта категория посвящена дизайну классной комнаты, в том числе тому, как она организована, чтобы влиять на процесс обучения, и какие помещения предназначены для учебной деятельности. Это может включать в себя мебель, которая используется для заполнения пространства, и даже оборудование, на которое учитель полагается, чтобы улучшить учебный процесс.

В последние годы домашнее и дистанционное обучение также стали предметом обсуждения физической среды. Родителям пришлось вносить коррективы дома, чтобы у их детей было удобное место для посещения занятий через видеочат и выполнения заданий за пределами школы. Для многих это означало создание специального пространства, которое помогает учащимся чувствовать себя отделенными от остального стандартного домашнего пространства, чтобы домашние учащиеся могли сосредоточиться и покинуть школу в конце дня после окончания урока.

Психологический

Позитивная психологическая среда может побудить учащихся участвовать в учебной программе и их однокурсниках таким образом, чтобы способствовать их личному и профессиональному развитию. Укрепляя доверительные отношения с учащимися и создавая безопасное пространство, которое кажется гостеприимным для всех, учителя создают благоприятную учебную среду и обеспечивают, чтобы у учащихся было больше возможностей участвовать, задавать вопросы, рисковать и получать отзывы.

Эмоциональный

Школа может вызывать стресс в любом возрасте, поэтому учащиеся нуждаются в положительной эмоциональной среде, которая поддерживает их образовательный путь. Частью создания безопасного пространства психологической среды является удовлетворение потребности эмоциональной среды в самовыражении и свободе выражения эмоций. Поддерживая эмоциональные потребности и чувства учащихся, учителя помогают повысить их эмоциональный интеллект, что, в свою очередь, придает им уверенность. Учителя также могут создать благоприятную эмоциональную среду обучения, создав распорядок дня, на который могут положиться учащиеся, поощряя разнообразие и выбор и отмечая их достижения.

Родители, а также нынешние и начинающие учителя могут многое сделать для улучшения условий обучения. Вот некоторые примеры:

Дома

  • Родители могут обеспечить своим детям удобное пространство, где они могут посещать дистанционное обучение или видеоуроки, а также необходимые материалы, удобные кресла, надежное подключение к Интернету и многое другое. .
  • Учителя могут настроить родителей на успех, поделившись планами предстоящих уроков, чтобы они могли подготовиться к тому, что их ждет, будь то получение необходимых материалов или дополнительное чтение, а также закрепление уроков.
  • Если у учащегося возникают трудности, родители и учителя могут вместе найти способы поддержать учащегося в решении проблемы, будь то с помощью обновленных методов обучения, репетиторства или просто дополнительной поддержки со стороны доверенных родителей.
  • Сделайте учебу более увлекательной с помощью музыки, конкурсов и упражнений на время, ароматов, стимулирующих память, и других уникальных подходов к обучению.

В классе

  • Подумайте о планировке вашего класса и о том, как он способствует обучению учащихся. Есть ли лучший способ расположить парты, чтобы все могли видеть, что происходит в начале класса? Создаст ли вместо рядов полукруг, когда ученики смотрят друг на друга, больше вовлеченности и духа товарищества? Не бойтесь пробовать новое!
  • Поощряйте учащихся участвовать в создании собственной учебной среды. Это может означать проведение дня искусства, когда все создают произведения искусства для украшения стен, или это может означать проведение открытого обсуждения на форуме, где учащиеся могут выразить то, что им нужно для достижения успеха в классе. Это зависит от того, сколько лет ученикам и на что направлен класс, но ученики будут чувствовать себя более связанными с окружающей средой, если они приложат руку к ее формированию.
  • Рассмотрите возможность использования одной из пяти наиболее распространенных образовательных теорий для адаптации уроков к отдельным учащимся и их потребностям в обучении.

Создавая благоприятную и привлекательную учебную среду, учителя могут оказать своим ученикам физическую, психологическую и эмоциональную поддержку, необходимую им для развития и успеха — в школе и за ее пределами.

Поделись этим:

Twitter

Facebook

LinkedIn

Подпишитесь на блог WGU

Оставайтесь в курсе последних статей, советов и пониманий от команды по адресу WGU

Самые популярные
Категории

Наше внимание к вашему успеху начинается с сосредоточения внимания на четырех востребованных областях: обучение и образование K–12, уход и здравоохранение, информационные технологии и бизнес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *