Восприятие человеком информации – Типы и способы восприятия информации

Содержание

Реферат: Восприятие информации человеком

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал РГГУ в г. Балашихе

Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин

Реферат

по информатике

Восприятие информации человеком

студентки 2 курса заочной формы обучения

специальности 080504

Щеглова Юлия Вадимовна

«Государственное и муниципальное управление»

Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков

Балашиха 2011

План

Введение

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

1.2 Свойства

1.3 Виды

1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение — это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

Восприятие — это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям — тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия — это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику — несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

1.2 Свойства

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность1. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия — это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.

Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.

1.3 Виды

Основные виды восприятия человека — это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.

Восприятие времени — восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления1. Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.

В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения1. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.

В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.

Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.

.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но «видим» мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции1.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам1.

Заключение

Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, «переведённые» из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление

Список использованных источников и литературы

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 480с.: ил. — (Серия «Учебники и учебные пособия»).

. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. — М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч.1. — 304с. — (Серия «Словарь-справочник»).

. Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. — М: Б. и., 2005. — С. — (Научно — познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш»).

4. Восприятие Информации Человеком. Человеческое Восприятие [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — cop. 2010-2011. — Режим доступа: http://mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html


Теги: Восприятие информации человеком  Реферат  Психология

dodiplom.ru

Восприятие информации человеком

Восприятие информации человеком

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал РГГУ в г. Балашихе

Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин

Реферат

по информатике

Восприятие информации человеком

студентки 2 курса заочной формы обучения

специальности 080504

Щеглова Юлия Вадимовна

«Государственное и муниципальное управление»

Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков

Балашиха 2011

План

Введение

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

1.2 Свойства

1.3 Виды

1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение — это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

Восприятие — это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям — тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия — это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику — несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

1.2 Свойства

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность1. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия — это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.

Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.

1.3 Виды

Основные виды восприятия человека — это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.

Восприятие времени — восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления1. Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.

В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения1. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.

В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.

Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.

.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но «видим» мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции1.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам1.

Заключение

Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, «переведённые» из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление

Список использованных источников и литературы

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 480с.: ил. — (Серия «Учебники и учебные пособия»).

. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. — М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч.1. — 304с. — (Серия «Словарь-справочник»).

. Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. — М: Б. и., 2005. — С. — (Научно — познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш»).

4. Восприятие Информации Человеком. Человеческое Восприятие [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — cop. 2010-2011. — Режим доступа: http://mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html


diplomba.ru

Восприятие информации человеком в психологии: механизмы и причины

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Умение понимать и воспринимать партнера по общению – верный шаг на пути к успеху

Достичь ожидаемый результат от общения с клиентом можно лишь в случае правильного построения своего поведения.

 

А чтобы суметь сделать это правильно, надо обладать умением предвидеть реакцию собеседника на слова и поступки, не упустить ни одной мелочи в общении, а значит понимать, как происходит восприятие информации человеком.

 

Хорошим доказательством тому служат слова английского писателя и политика ΧΙΧ века Э. Бульвера-Литтона, который сказал следующее:

«Ничто не является поверхностным для глубокого наблюдателя! Именно в мелочах выдает себя характер».

Внутренние качества человека очень часто проявляются в его внешнем виде. Иногда, то, что скрыто внутри, можно увидеть в мелких деталях вешнего вида. Удается такое только наблюдательным людям. Они могут сразу определить, с кем общаются, и, исходя из этого, правильно построить свое поведение.

 

От умения наблюдать напрямую зависит достижение положительного результата в общении. Кроме того, важно не допустить ошибки в восприятии собеседника, тем самым исключить отрицательного результата.

 

Каналы восприятия информации человеком


Доказано, что при поступлении информации в сознание человека, используется три канала восприятия информации.

1. Визуальный (зрительные образы).

2. Аудиальный канал восприятия (слуховые образы).

3. Кинестетический канал восприятия (комплексы ощущений).

 

Человек может принимать информацию, одновременно используя все три канала. Их роль в коммуникации очень важна. Но, по теории нейролингвистического программирования, у человека есть основной приоритетный канал.

 

Исходя из этого, людей условно можно разделить на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Определить тип можно по различию звучания голоса, употребление определенных слов, жестикуляции, движению глаз.

 

Например, аудиалы часто употребляют в речи такие слова, как «послушайте», «как говорится» и так далее, а визуалы – «посмотрите», «неужели вы не видите» и тому подобное.  Для того чтобы определить свой тип, можно пройти тест: ведущий канал восприятия.

 

Основные показатели распознавания модальности

 

Показатель

Тип канала

Визуальный

Аудиальный

Кинестетикческий

Восприятие

Вижу я , представьте себе, в перспективе, ясный, в фокусе, мне кажется

Послушайте, говорю,  логично, громко, тихо, звучит как

Легко, тяжело, приятно, чувствуйте, удобно, вкусно, какой запах

Голосовая тональность

Высокая

Средняя

Низкая

Темп речи

Аритмичный, торопливый

Размеренный, спокойный, ровный

Певучий, замедленный

Жесты рук

У 73% на уровне лица

У 75% на уровне пояса, при этом локти прижаты к бокам часто

У 80% могут быть на уровне таза  или отсутствовать

Движения глаз, направления

Вверх влево, вверх прямо, вверх вправо, или прямо перед собой

Вниз направо или налево

Вниз прямо или  вниз влево

 

Без наблюдательности и определенных навыков определить модальность человека очень сложно.  Для этого нужна тренировка: один день разговаривать как визуал, второй – как аудиал, третий – как кинестетик. Такие упражнения позволят понять  все каналы восприятия человека и  поработать плотно над своим. 

 

Восприятие человека человеком в психологии: особенности


Из-за субъективности восприятия, каждый человек воспринимает в целом своего собеседника по-разному. Об одном и том же человеке можно услышать совсем разные суждения. Происходит такое по нескольким причинам.

  • Во-первых, разные возможности восприятия. Зависят они от особенностей слуха и зрения человека, от его природной или приобретенной наблюдательности.
  • Во-вторых, влияние стереотипов и приобретенного опыта.
  • В-третьих, предварительная установка.

Помимо вышеперечисленного причины смены восприятия человека могут быть и иные, например, на восприятие клиента может сильно повлиять общее состояние продавца. Одинаково отрицательно может сказаться и радостное состояние, и раздражительное.

 

Ведь счастливый человек часто видит все вокруг через призму «розовых» очков, а несчастный – «черных». Необъективная оценка может проявиться в пристрастном отношении к партнеру: если человеку симпатизируют, он будет восприниматься всегда положительно. Яркий пример, мать и ее ребенок. Для каждой матери ее дети – самые, самые.

 

Закон восприятия


Ученые установили признаки восприятия человека человеком и на основе этого выделили главный закон восприятия. Следуя ему, в собеседнике первым делом воспринимается что-то самое главное, а все остальные качества служат фоном этого главного.

А вот, от того, что каждый может посчитать главным, и зависит целостное впечатление  от человека.   Разница впечатлений от одного человека зависит от определения каждым того самого главного. У каждого оно может быть свое. Главный пункт его определения – что важно в данный момент. 

Какие факторы влияют на восприятие человека человеком


Большую роль в восприятии играют этические, эстетические и социокультурные нормы и правила, заложенные в людях с раннего детства. «Что такое хорошо и что такое плохо» — этот принцип не теряет своей актуальности с течением времени.

И, как это ни странно звучит, восприятие собеседника или клиента напрямую зависит от собственного представления своего «я». К примеру, если руководитель чувствует себя неуверенно, то любое предложение со стороны другого человека будет воспринимать как проявление угрозы своему авторитету.

 

Обобщая сказанное, можно утверждать, что восприятие одного человека другим зависит от установок, опыта, воспитания, желания. Наблюдая и воспринимая собеседника, человек получает информацию и о самом себе. При восприятии важно учитывать существующие причины необъективности оценки.

 

Основываясь на рассмотренных особенностях восприятия, деловому человеку в современном обществе можно посоветовать следующее:

  • Уделять особое внимание наблюдательности.
  • Всегда получать полную информацию о будущем партнере.
  • Стараться давать наиболее полную информацию о себе.
  • Вести разговор с партнером на его языке.
  • Для беседы выбирать спокойный тон, удобное место, спокойную обстановку.
  • Не поддаваться первому впечатлению от информации, стараться все проверять.
  • Всегда давать объяснения своим действиям.
  • Не считать свое мнение единственно правильным.
  • Стараться делать для окружающих полезные для них вещи.
  • Всегда быть таким, каким хочешь, чтоб тебя представляли.

Механизмы восприятия человека человеком


Индивидуализация и стереотипизация –  главные механизмы восприятия и включаются они одновременно. Но, в зависимости от индивидуальных качеств и обстоятельств, один механизм преобладает над другим. А теперь рассмотрим их подробнее.

Стереотипизация – сопоставление существующего образа с имеющимся в сознании стереотипом. Если знать особенности поведения отдельной группы, можно предугадать поведение собеседника.

 

Индивидуализация – восприятие отдельного человека во всей его неповторимости, со всеми его особенностями.

В общении современного делового общества важность имеют оба механизма. Абсолютно каждый человек принадлежит к определенной социальной группе,  к определенному психологическому типу и имеет индивидуальные особенности.

 

Правильное восприятие всего этого позволит спрогнозировать его поведение и выстроить общение в правильном русле. Ведь общаясь, люди начинают понимать чувства друг друга. А понимать своего собеседника – значит рассуждать и чувствовать с его точки зрения.

 

«Главное, с чего однозначно начинается понимание других людей, — это четкое формирование у человека той направленности, при которой другие люди были бы обозначены не на периферии, а непременно в центре системы ценностей складывающейся у него », — писал А. А. Бодалев. 

 

Механизм децентрации


Очень часто в среде деловых партнеров можно услышать фразу: «Я от него не ожидал». Обычно, такое произносят с недоумением после несостоявшейся сделки, сорванных переговоров с клиентами и другими подобными вещами.

Но если спросить у партнера, почему он так поступил, можно услышать вполне логический ответ. Такая способность взглянуть на проблему глазами другого человека в психологии  называется децентрацией.

Удается такое не каждому. Зависит это от эмоционального состояния личности, ее навыков общения, воспитания, склонности к сопереживанию. Главное – не отожествлять себя с другим человеком, а попытаться воспринять с его точки зрения.

 

А вот непонимание взглядов другого человека может привести к конфликтной ситуации.

Для того чтоб уметь предвидеть поведение клиента или партнера, надо оценивать ситуацию с его точки зрения.

 

Если этого не удается, надо проанализировать, в чем причина.Основные причины при ошибках в прогнозировании поведения партнера

  1. Недостаточные сведения о партнере.
  2. Ошибка в определении стереотипа.
  3. Ошибка в представлении поведения или характера людей определенного стереотипа.
  4. Поведение человека сильно разнится от его стереотипа в силу его индивидуальности.
  5. Не до конца понимание ситуации партнера.
  6. Рассуждение по схеме «Я бы на его месте поступил так».

 

Понимание и восприятие партнера зависит от интереса, который к нему проявляется. Ведь мир бизнеса – это деловой мир, в котором могут достичь успеха только вдумчивые, доброжелательные и наблюдательные люди. Для того чтоб добиться успеха в деловом обществе, надо учитывать умение правильно прогнозировать поведение партнера, уметь взглянуть на ситуацию его глазами.  

 

Впечатления от человека не должно расходиться с представлением о нем.  Обязательно надо думать о том, какое впечатление производите сами на других. И тогда успех будет всегда сопутствовать на деловом поприще.

 

Статьи по теме

superiorseller.com

Информация и знания. Восприятие информации человеком. 8-й класс

Класс: 8.

Цель урока:

  1. Формирование опорной системы знаний по теме
  2. Первичное осознание нового учебного материала
  3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи:

обучающие

  1. Формирование опорной системы знаний по теме Информация и знания. Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.

развивающие

  1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.
  2. Развитие логического мышления при анализе нового материала.
  3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).
  4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий.
  5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

воспитательные

  1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.
  2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.
  3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.
  4. Формирование системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
  5. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
    • привлечение яркого фактического материала,
    • опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,
    • побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, АРМ учителя, мультимедиа проектор, экран, маркерная доска, презентация PowerPoint к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие.

Ответить на вопросы по домашнему заданию.

Собрать тетради с письменным домашним заданием.

Озвучить тему урока, записать на доске (или на слайде презентации), ребята записывают в тетрадях число и тему урока. (Слайд 1)

II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний).

Фронтальный опрос по домашнему заданию (Слайд 2).

Вопрос учителя: Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.

Ответ ученика: Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актер

Вопрос учителя: В чём отличие пользователя и программиста?

Ответ ученика: Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами.

Вопрос учителя: Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.

Ответ ученика:

а) конструктор автомобилей на компьютере создает чертежи будущих машин;
б) писатель использует компьютер для создания рукописей своих произведений;
в) бухгалтер выполняет расчеты;
г) врач использует компьютер для диагностики болезней;
д) физик на компьютере проводит эксперименты и расчеты.

Вопрос учителя: Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

Ответ ученика: (в последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации»).

Вопрос учителя: Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, которые нарушают санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трех)?

Ответ ученика: При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны: 1) ухудшение зрения, 2) искривление позвоночника, 3) головные боли, нарушение сна, 4) психологическая зависимость и т. д.

Вопрос учителя: Что такое информатика? Что изучает информатика?

Ответ ученика: Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера.

Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «информация»?

Ответ ученика: Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

Вопрос учителя: Что такое компьютер?

Ответ ученика: Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

III. Этап открытия новых знаний. Рассказ учителя, диалог, беседа.

Что такое информация? Информация – это фундаментальное понятие в науке информатике и не только. Это понятие аналогично понятию «точка» в геометрии, всем понятно, что это такое, но строго научного определения невозможно дать, только можно описать этот объект.

Можно постараться дать наиболее точное определение понятию «информация», получится примерно следующее:

«Информация — это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».

(Слайд 3) В Википедии дано следующее определение «Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления».

Мы с вами договоримся, для нас

Информация – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

К этому слову человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:

«Средства массовой информации», «оперативная информация», «информационное сообщение». Ребята, приведите свои примеры таких словосочетаний. (Обсудить).

Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого.

Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.

Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:

«Я знаю, что…Земля круглая».

«Я знаю, как…Сварить борщ». Учащиеся приводят примеры своих знаний, учитель на доске записывает их в два столбика:

Я знаю, что…   Я знаю, как…
…Земля круглая
…2х2=4
  …сварить борщ
…отремонтировать розетку

(Слайд 4) Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)
  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

Вернемся к сообщениям, с помощью которых мы получаем информацию в различной форме: устной или письменной речи, видеокадров и т. д. Некоторые сообщения пополняют наши знания, поэтому нам бывают интересны. Такие сообщения называются информативными (Слайд 5).

Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке.

Некоторые сообщения содержат информацию, которая нам уже известна или нам непонятна, на незнакомом языке или из непонятной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными.

Например, 2х2=4, сообщение на китайском языке для нас будет непонятно, следовательно неинформативно, «производная функции определяется как предел отношения приращения функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если таковой предел существует» определение будет для нас информативно в 11 классе.

Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.

(Слайд 6) Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств. Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.

Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске)

образную   знаковую
Запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения   Текст, речь (письменная и устная), числа, формулы, условные обозначения

Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

В основе речи лежит такое понятие, как «язык», не тот язык, который у нас во рту, а язык, как способ общения между людьми. (Слайд 7)

Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.

А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Всем детям с раннего детства нравятся книжки с картинками. А еще есть такая поговорка «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Рисунки, чертежи, графики, схемы облегчают восприятие текста. При изучении многих школьных предметов вы пользуетесь такой формой представления информации (Слайд 8).

Обсудить содержание слайда.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Фронтальная работа со всем классом (Слайды 9-11)

Ответьте на вопросы:

  1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
    а) Способом передачи сообщения
    б) Временем приема сообщения
    в) Наличием новых знаний и понятностью

  2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное
    а) А.С. Пушкин – великий поэт
    б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
    в) На улице сегодня замечательная погода.
    г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное
    (Сообщения те же)

  4. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? (Приложение 2)
    а)  б)  в)  г)  д)  е)  ж)

  5. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.

Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 12)

Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1

VI. Этап подведения итогов урока.

Объявить оценки за урок, оценить работу всего класса.

Литература:

  1. Cемакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Cемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — 3-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд. испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

urok.1sept.ru

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

Тема №2: Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

Класс:7

Дата:

Цель: формирование понятия об информации и ее свойствах, развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Мотивация ученой деятельности

Почему важно изучать информатику

Какую пользу могут принести мне знания по информатике

  1. Изучение нового материала

К слову информация мы привыкли с детства. Если спросить вас о том, что такое информация вы вспомните газеты радио телевиденье т.е. средства массовой информации. Цель таких сообщений – довести до слушателя сведения о каких-либо событиях.

Все, что мы с вами знаем, мы когда – то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного опыта. Это информация. В свою очередь, все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знание авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений. Информация пополняет знания человека.

Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

Классификация знаний:

  • Декларативный – Я знаю, что . . .

  • Процедурным – Я знаю, как . . .

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с органами чувств человека:

  • Через зрение поступает информация в виде изображения

  • Через слух воспринимается информация в звуковом виде

  • Через обоняние воспринимается в виде запахов

  • Через вкус поступает информация от вкусовых ощущений

  • Через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Полученную информацию человека может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Виды письменности:

  • Звуковая (отдельные буквы или сочетание букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию)

  • Идеографическая (один значок обозначает слово или значительную часть слова)

  • Пиктографическая (рисунок, обозначающий понятие ли целое сообщение)

Человеческая речь и письменость тесно связаны с понятием «язык»

Виды яыков:

  • Естественный – разговорные языки имеющие национальный характер. (английский, китайский)

  • Формальный – как правило, это языки кокой – нибудь профессии или области знаний. (нотная грамота, язык математики)

Язык –это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации человеком:

  • Текст на естественном языке в устные или письменные формы

  • Графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы

  • Символы формального языка: числа, математические формулы, дорожные знаки и пр.

  1. Закрепление изученного материала

  1. С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (назовите объект, информацию о котором получают) в приведённых ниже примерах?

Пример

Объект, орган чувств

  1. Мальчик ест арбуз

  1. Девочка собирает в поле букет

  1. Мужчина выбирает книгу в магазине

  1. Слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля

  1. Лиса охотится за зайцем

  1. Спортсмен ныряет в бассейн

  1. Зритель смотрит фильм в кинотеатре

  1. Чем отличается чтение от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

  2. Приведите по три примера декларативных и процедурных знаний.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Научился ли я разбираться в видах представления информации

Умею ли я определять объекты информации.

  1. Домашнее задание

§1, §2

Дополнительно:

1. приведите по три примера естественных и формальных языков.

2. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?

3. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают?

а) б) в) г) д) е) ж)

4. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lot do may» означает «кот съел мышь»; «may is» «серая мышь»; «ro do»«он съел». Как написать на марсианском языке «серый кот»?

5. Выразите в виде предложения на русском языке смысл математического выражения:

multiurok.ru

Психология восприятия информации – параметры индивидуальны

Осознавать окружающую действительность и поступающую извне информацию нам помогает восприятие. У каждого человека психология восприятия информации индивидуальна, но существуют некоторые обобщенные ее параметры.

Начнем с того, что такое восприятие. Это отражение явлений, предметов, объектов в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Следует сразу упомянуть, что как раз органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус) и являются основными посредниками в нашем восприятии окружающего мира, поступающей из него информации.

Без ощущений, передаваемых этими органами (их рецепторами) невозможно восприятие. Но помимо ощущений, восприятие также включает прошлый опыт человека в виде сохраненных представлений, знаний.

Сопоставляя новую информацию с имеющимися сведениями, мы относим вновь прибывшие данные к одному из известных нам явлений либо выделяем его в отдельную категорию (если мы с подобным ранее не сталкивались).

Так, например, если нам завяжут глаза и дадут поочередно пробовать разные фрукты, овощи, то мы будем их точно определять до тех пор, пока нам не попадется продукт, который мы раньше не пробовали.

Человеческая психология восприятия информации связана и с другими психическими процессами:

  • мышлением (видя, слыша, мы осознаем или догадываемся о том, что конкретно перед нами находится),
  • речью (мы называем предмет восприятия),
  • чувствами (определенным образом реагируем на то, что воспринимаем),
  • волей (можем организовывать процесс восприятия, управлять определенным образом им).

Основными характеристиками процесса восприятия являются: константность, целостность, предметность, обобщенность.

Существует три основных типа людей по способу восприятия информации: визуалисты (хорошо воспринимающие зрительную информацию), аудиалисты (лучше воспринимающие звуковую информацию), кинестетики (для них более приемлемо восприятие через чувства и тактильные ощущения).

Данные категории относятся абсолютно ко всем людям, но встречаются, конечно, как и во всех правилах, и здесь исключения.

В связи с этим, бизнесмену очень важно определить, к какому именно типу по восприятию он относится, чтобы правильно организовать свой процесс обучения, повышения квалификации, получения новых знаний.

Определить собственный тип восприятия довольно просто. Если вы лучше запоминаете информацию, когда читаете ее сами (молча), то вы – визуалист.

Если вам легче усвоить материал, если вам кто-то о нем расскажет, то вы, безусловно, — аудиалист.

Ну, а если вам легче понять конструкцию прибора, если вы самостоятельно его разберете, ощупаете каждую деталь, затем снова соберете ее обратно – значит вы кинестетик.

Чтобы упростить процесс восприятия информации, необходимо переводить все сведения (по возможности) в наиболее приемлемый для вас вид. Так, если вы визуалист, то лучше, чтобы весь материал был напечатан на бумаге или набран на электронных носителях.

Для аудиалистов больше подойдут аудио-, видеокурсы, живые лекции, вебинары, семинары, где исходный материал будет воспроизводиться в звуковом формате.

Ну, а для кинестетиков необходимы наглядные       , образцы, которые они могут не только увидеть, но и прощупать.

Наиболее сложная позиция в восприятии бизнес-информации будет у кинестетиков, потому что не для всяких сведений о предпринимательстве можно подобрать образцы для тактильного восприятия.

Сегодня психология восприятия информации должна по возможности развиваться человеком для выведения более зрелой ее формы, когда одинаково хорошо можно усваивать сведения, поступающие посредством любых органов чувств.

berichnow.ru

Особенности восприятия информации человеком

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 22Следующая ⇒

В процессе постоянной борьбы за выживание люди с древнейших времен старались не оставаться

безоружными, создавали и совершенствовали самые разнообразные орудия и инструменты. Раз-

личные знаковые системы также можно отнести к таким инструментам, возможно, даже к самым не-

обходимым. Если орудия труда — это средства трудовой деятельности человека, то знаки и знаковые системы —

это средства информационной деятельности.

Строение мира, в котором происходила эволюция человека, его фундаментальные свойства определили

собой и внешнее строение, и все уровни функционирования Homo Sapiens. Один из итогов взаимодействия

человека с окружающим миром — феномен асимметрии человека. Анатомически симметричные органы

движения функционально асимметричны: у большинства людей более развита правая рука, которой они

предпочитают делать сложные движения, спортсмен отталкивается при прыжке одной и той же ногой.

Симметрично расположенные глаза и уши видят и слышат по-разному: один из парных органов играет

большую роль в восприятии, чем другой.

Высшим проявлением нарушения равенства функций парных органов стала асимметрия больших

полушарий головного мозга и обеспечиваемой ими психической деятельности человека. Ученые установили,

что головной мозг человека обладает ярко выраженной функциональной асимметрией: левое полушарие

«отвечает» за формально-логическую, абстрактную сторону мышления, а правое — за интуитивно-образную

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 10

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 11

(см. рис. 3). Естественно, мозг при этом функционирует как единое целое и оба полушария взаимно

дополняют друг друга. Между полушариями постоянно происходит внут-

ренний диалог: «рассуждения» на вербальном уровне сопровождаются формированием образов и,

наоборот, возникновение тех или иных образов стимулирует логическое мышление.

Рис. 3. Две стратегии обработки информации человеком

Левое полушарие головного мозга отвечает за вербальный способ общения и обработки информации. От

него зависит, насколько человек владеет разговорным языком, в частности каковы у него словарный запас,

логическое мышление, способность к идеализации и обобщению. Именно благодаря работе левого полушария

человек может рассуждать о самых абстрактных вещах, о процессах и

явлениях, происходящих в микромире и в самых дальних уголках вселенной.

Вербальное мышление обусловлено способностью человека к формализации, обобщению. Оно тесно

связано с естественным языком, речью. Протекает во времени в виде цепочки логически связанных

дискретных речевых знаков.

С помощью вербального Мышления и логических рассуждений человек способен проанализировать

ситуацию, сделать прогноз на будущее. Исходными данными для анализа ситуации могут быть либо сведения,

поступающие в виде сообщений на естественном языке в устной или письменной форме (вербальная

информация), либо образы, возникающие в правом полушарии мозга (невербальная информация).

Работа правого полушария головного мозга связана с практически мгновенной оценкой ситуации,

окружающей обстановки. Правое полушарие формирует образы, отражающие реальный мир, вернее, ту его

часть, которая находится в непосредственной близости, в пределах досягаемости органов чувств человека.

Выглянув в окно, человек сразу, одномоментно оценивает обстановку: какая сейчас погода, кто во что одет

и т.д. По фотографии человек сразу узнает знакомый пейзаж, по тембру голоса мгновенно определяет, кто

звонит ему по телефону. Все это примеры образной, правополушарной обработки информации.

Отличительной особенностью обработки информации правым полушарием является то, что она

носит не дискретный, а непрерывный характер. Зрительные образы имеют протяженность в пространстве,

звуковые (музыка, пение птиц и т.д.) — во времени. Способность формировать образы — результат эволюции,

результат накопления многовекового опыта человечества. Поэтому иногда говорят, что правополушарные

способы обработки информации идут из прошлого, а левополушарные направлены в будущее.

Образное мышление связано не только с чувственным восприятием реального мира. Мгновенно

ориентироваться в окружающей обстановке человек может благодаря памяти, где зафиксирован весь его

предыдущий индивидуальный опыт и опыт предшествующих поколений.

Во многих случаях невозможно исчерпывающе описать словами изображение (фотографию, произведение

живописи), звуки (например, пение соловья), запахи, вкусовые ощущения. С другой стороны, хорошо

известно, что удачный рисунок в книге значительно полнее передает смысл обсуждаемого вопроса, чем его

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 11

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 12

словесное описание. Это говорит о том, что для человека в равной степени важны оба механизма мышления —

и абстрактно-логический, и наглядно-образный.

Изучение многочисленных литературных источников (особо следует отметить работы [14], [32], [38])

позволило выявить основные признаки, характеризующие особенности познавательных процессов, присущих

левому и правому полушариям мозга. Эти признаки представлены следующей таблицей:

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 12

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 13

Таблица 1. Особенности познавательных процессов, присущих человеку

Левое полушарие Правое полушарие

Расщепление субъекта и объекта, анализ «Вживание в образ», синтез

Склонность к схематизации, к выявлению

«общего»

Интерес к индивидуальным осо-

бенностям, к деталям

Дедукция Индукция с опорой на интуицию

Однозначность интерпретации текста Многозначность интерпретации текста

Линейность, дискретность представления

информации

Нелинейность, целостность пред-

ставления информации, идентификация

фигур, восприятие и оценка формы,

расстояния, глубины, пространственных

отношений

Создание образов по фиксированным

правилам, формальность получения

результата

«Углубление» в свойства целостного

объекта, поиск физического смысла,

выявление нового

Нацеленность на поиск средств Выяснение и выявление целей,

созерцательность

Нацеленность в будущее Экскурсы в прошлое

Удовлетворенность имеющейся или

созданной моделью, хорошее отношение к

придуманному, искусственному

Недостаточность любой модели,

стремление к сущности познаваемого

объекта, неудовлетворенность

достигнутым

Поиск истины в диалоге с другими

людьми

Индивидуализм творчества

У различных людей по-разному проявляется функциональная асимметрия головного мозга. У одних лучше

развит вербальный механизм мышления, у других — образный. К тому же внутренний диалог между правым и

левым полушариями также может протекать по-разному. У одних людей оба полушария работают синхронно,

помогая и дополняя друг друга, у других — менее согласованно, иногда даже мешают друг другу.

Люди, у которых доминирует левое полушарие мозга, имеют склонность к логическому мышлению,

занятию точными науками, такими, как математика, физика и т.д. Выдающийся русский физиолог Иван

Петрович Павлов (1849-1936) метафорически именовал таких людей «учеными».

Те же, у кого доминирует правое полушарие, склонны к образному мышлению. Павлов называл таких

людей «художниками». Им более присуща любовь к природе, к различным видам искусств, склонность к

спортивным занятиям. Они обладают хорошей интуицией, хорошо ориентируются в прошлом и настоящем.

Понятие интуиции тесно связано с образным мышлением. Человек иногда не может объяснить, почему в

данной ситуации он принял то или иное решение. Некоторые при этом говорят: «Подсказал внутренний

голос». Но скорее всего принятое решение — результат работы правого полушария, отыскавшего в глубинах

памяти подходящую для данного случая ассоциацию.

Ученые давно заметили, что творческое мышление часто протекает в невербальной форме и

бессознательно. Так, например, Альберт Эйнштейн (1879-1955) утверждал, что «подлинной ценностью

является, в сущности, только интуиция» [61]. Об этом же говорил французский математик Анри Пуанкаре

(1854-1912): «…для того, чтобы создать геометрию или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем

чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова интуиция» [47].




infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о