Харизматическое лидерство – ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ЛИДЕРСТВО ПО ВЕБЕРУ

ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО И ЛИДЕРСТВО ПО ВЕБЕРУ

Аннотация. В статье речь идет о том, что из себя представляет харизматическое господство. Рассматривается феномен харизматического лидерства и его влияния на политику. Проводится рассмотрение и анализ концепции харизматического господства Макса Вебера, и критика его концепции Жаном Блонделем.

Ключевые слова: харизма, политика, харизматическое господство, лидерство, харизматический лидер, имидж, власть, образ.

 

Проблема харизматического лидерства является одной из актуальных в современной науке. Харизматический лидер занимает центральное место в политической системе. В последние годы значительно вырос интерес к понимаю феномена харизматического лидерства. Закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен обладать харизмой. Многочисленные примеры харизматических лидеров, говорят о том, что харизматическое лидерство в большинстве случаев гарантирует эффективность действий руководителя. Так как харизматический лидер — это центральное звено политической системы, актуальность   темы обусловлена значимостью и эффективностью харизматического лидерства в политике. Эффективность политических действий лидеров в большей степени зависит от поддержки их народом, способности формировать в сознании людей положительное отношение к предпринимаемым реформам. Политическая власть означает ассоциирование в сознании людей лидерства с конкретным человеком и в соответствии с этим возрастает роль и значение такого качества лидера, как харизма.

Несомненно, многозначительный вклад в развитие теории лидерства внес Макс Вебер. Он подразделял лидеров на традиционных, рационально-легальных и харизматических. Особое внимание Вебер уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В современном мире многие последователи Вебера поддерживают и развивают теорию харизматического лидера.

Французский политолог Жан Блондель проводил анализ веберевской концепции харизмы и выявил её сильные и слабые стороны. Он также сформировал свое понятие лидерства. В науке первым кто ввел понятие «харизма» был Эрнст Трельч немецкий теолог и философ культуры.

Важные аспекты рассматриваемой нами проблемы поднимались в работах отечественных исследователей Г.М. Андреевой, М.Н. Афанасьева, Г.К. Ашина, О.В. Гаман-Голутвиной, Л.Я. Гозмана, Я.А. Пляйса, В.П. Пугачева, и др.

Работы зарубежных исследователей сохранили теоретико-методологическую и практически-политическую актуальность. Среди них можно выделить работы Х. Арендт, Р. Арона, М. Джиласа, Х. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, Ф. Хайека и др.

Научно разработал понятие харизмы немецкий социолог М. Вебер. Именно он первым провел систематизирующий анализ явления харизматического господства. Дальнейшие изучения, исследования, подходы складываются на основе трансформации, развитии критики или поддержке веберовской трактовки харизмы.

Харизма в переводе с греческого означает божественный дар, милость. Это некая необычная способность, черта личности, данная ему природой, с помощью которой он отличается среди других людей. На протяжении многих лет – это понятие употреблялось только лишь в церковной сфере.

Харизматический лидер – это религиозный и политический лидер, господство которого основывается на харизме. Харизматический лидер владеет исключительными психическими умениями привлекать массы и руководить ими. Происхождение этих умений в науке исследовано не до конца. Харизма основана на отношениях лидера и его последователей. Оно подразумевает веру последователей и масс в призвание лидера, в выполнении им особой миссии. Лидер, обладающий харизмой, является олицетворением политического вождя, который воплощает в себе коллективные чувства и ожидания. Между лидером и массами нарастает мощная эмоциональная связь. Следовательно, лидер заряжает и воодушевляет массы своей энергией, идеей и активностью.

На протяжении всей истории можно выделить четыре типа харизматического лидерства. Первый тип – это религиозные вожди, пророки. Второй тип полководцы. Третий вожди тоталитарных государств и четвертый лидеры авторитарных режимов. Харизма лидера имеет сакральный характер и зачастую пробуждается в периоды крупных революционных изменений и переворотов.

Харизматический лидер вызывает в людях веру и ощущение того, что политика имеет значение, не бесполезна, что он способен изменить ситуацию, устранить сложившийся кризис и при этом быть ответственным за потребности масс. Акцент на тяжелом кризисе и ускоренных переменах, реформах, определенно, соответствует положению Германии тридцатых готов двадцатого века или России в двадцатые — тридцатые годы в период формирования тоталитарной системы. Создается вопрос, действительно ли требуется кризис для появления харизматического лидера?

Считается, что сначала понятие «харизма» имело религиозное основание и применялось для характеристики пророков, религиозных вождей, которые имели дар, божью благодать. Сегодня данное понятие указывается как особый тип легитимности, организации власти и лидерства, основанный на отличительных чертах какой-либо личности, преимущественно политического деятеля, которые дают возможность ему осуществлять в обществе функции вождя, реформатора или пророка. Авторитет такого политического деятеля основан на вере масс в сверхъестественные способности лидера. Так как понятие «харизмы» изначально имело религиозное содержание, следует рассмотреть её именно с этой стороны. Эта концепция означает проявление божественного дара.

В научный оборот понятие «харизма» первым ввел Эрнст Трельч немецкий теолог и философ культуры. Он связывал данное понятие с церковью и определял феномен харизмы как божью благодать. Главные положения этой теории сводятся к тому, что харизматическим лидером может стать исключительно пророк или духовный наставник. Также, так как наставления харизматических лидеров передают божье слово, то оно охватывает все сферы жизнедеятельности его последователей. Стоит отметить, что управление осуществляется с помощью заповедей и моральных норм, то есть не политическими решениями, а власть сосредотачивается в руках одного человека – лидера.

Также имеется и другое толкование и понимание феномена харизматического лидерства. Среди многих исследователей популярен такой подход, говорящий о том, что харизматический лидер выступает в роли спасителя и героя, который с помощью своих незаурядных личностных качеств, способен вывести общество из сложной кризисной обстановки. Такая концепция понимания харизмы связана только лишь с социальными и политическими переменами и кризисами. В этой концепции происходит анализ закономерности развития героического мифа, строение которого заключается в очередности поступков харизматика. Возникновение харизматического лидера предшествует кризисная обстановка, неосуществимость возобновления равновесия между обычной обстановкой и ожиданиями. Эта задача накладывается как назначение на лидера, который обладает особыми чертами, качествами, что дает ему возможность сделать революционный прорыв. Также вождя характеризует чувство ответственности.

Условием возникновения харизматического лидера выступает сбой, развал или повреждение действовавшего до этого социального и политического баланса и поиск спасителя, которому следует возобновить порядок в системе, спасти тем самым последователей, массы от бед и катастроф. Но стоит отметить, что не любой лидер, обладающий исключительными качествами, является харизматическим, а только тот лидер, который показывает, проявляет свои исключительные, незаурядные способности, руководящий движением, ориентированным и ставящим своей главной целью социальные и политические перемены и изменения. И поэтому это движение может стать харизматическим и популярным среди масс благодаря заслугам и харизме самого лидера как основателя этого движения.

Макс Вебер раскрывает понятие харизмы таким образом: «авторитет внеобыденного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политики — избранный князь — военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь» [2, с. 49]. Вебер рассматривал харизму как источник легитимации власти. Он считал, что харизматическая власть авторитарна. Она исходит из умения определенного человека вызвать и поддерживать веру в себя как основу легитимности его власти.

Харизма чаще всего проявляется при сложной исторической обстановке, когда появляется определенная социальная и политическая потребность. Черты харизматического лидера, орудующего на религиозном или социально-политическом поле, иногда принимают мистифицированный характер. Лидера видят и воспринимают избранным, героем, спасителем и даже обожествленным, человеком, исполняющим великую цель, назначение. В итоге, понятие «харизма», которое изначально применялось только в религиозной сфере, стало распространяться и в социально-политических науках вследствие исследований Макса Вебера. Его трактовка харизмы остается одной из самых общеизвестных и исследованных.

Стоит обратить внимание, что явление харизмы близко сопоставляется с проблемами социально-политических изменений и преобразованиями, что имеет большое значение для тоталитарных систем. Поэтому, например, в России понятие «харизма» имеет большую популярность в отношении правления Иосифа Виссарионовича Сталина в эпохе тоталитарного государства. Макс Вебер вывел рассматриваемое понятие за рамки религиозного аспекта. Можно сказать, что он секуляризировал этот термин. Поэтому концепция харизмы мыслителя входит в широкое политическое значение.

Вебер дает определение харизмы: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественным, сверхчеловеческим, или, по меньшей мере специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [2, с. 48]. Следуя из этого понятия, можно выделить основную черту харизмы – незаурядность.

Вебер считал, что политическое действие подразумевает наличие трёх сторон, от поступков которых зависит его направление. Таковыми являются массы, вождь (харизматический лидер) и управленческий аппарат, следовательно, политическое харизматическое господство зависит от этих трех составляющих. Следует обратить внимание на то, что насколько незаурядная ни была бы харизма для поддержания, укрепления и существования лидер должен постоянно демонстрировать достоинства и достижения своих поступков и действий, то есть доказывать свое право на власть.

Макс Вебер говорит о том, что роль лидера заключается в том, что он способен понять и увидеть насущные потребности масс. Мыслитель был крепко убежден, что лучший политик – это лучший демагог, с чертами харизматического лидера. И скорее всего, поэтому теория Вебере о харизматическом лидере порождала множество споров, несогласий среди ученых и исследователей. Часть исследователей подмечали в ней образ нацистского режима.

Французский политолог Жан Блондель в своей работе «Политическое лидерство. Пусть к всеобъемлющему анализу» анализирует о сильных сторонах, а больше о недостатках концепции и теории Вебера о харизматическом лидерстве. Политолог считает, что главным объектом харизмы является только личность лидера, а Вебер в свою очередь не дает точной и ясной формулировки харизматического лидерства [1, с. 3]. Само понятие ученый перенял из церковной сферы и переложил его в область политики. Также Блондель критикует веберовскую концепцию за то, что ученый не называет и не устанавливает, средства, приемы и методы, с помощью которых лидер мог бы поднимать и увеличивать свой авторитет [1, с. 7].

Как упоминалось ранее, Вебер говорит о том, что харизматическая власть, появление харизматического лидера появляется тогда, когда общество находится в социальном и политическом кризисе, переживает революционные события. Но Блондель критикует и это утверждение, говоря о том, что одного кризиса недостаточно для появления харизматического лидера. Он сомневается, что вообще можно выделить какие-либо условия для появления данного феномена. При кризисной ситуации харизматический лидер может появиться, а может и не появиться. И в подтверждение этого мнения, политолог говорит, что история предоставляет нам много доказательств этому. Он делает вывод, что взаимосвязанность между появлением харизматического лидера и нестабильной, кризисной обстановкой мала [1, с. 12].

Концепция Вебера, как уже было сказано, вызвала большие споры и обсуждения. Некоторые ученые одобряют её, внося какие-либо свои собственные положения, мысли, идеи, создавая, тем самым, на её основе свои собственные формы и образы харизмы. Например, последовательница Вебера А. Уиллнер поддерживает концепцию ученого и даже вносит свои черты, характеризующие харизматического лидера. Другая же часть критикует веберовскую концепцию и относятся к ней неодобрительно. Но все же концепция Вебера остается классической, одной из самых известных и разработанных. Она дает значительный вклад, имеет большую важность в изучении феномена харизмы.

Харизма лидера является исключительным и уникальным феноменом в социальной и политической жизни человека. Лидер – это фигура политики, тогда как харизма – это особая черта лидера. Она содержит и заключает в себе все черты и стороны лидера в целом. Изучение данного феномена играет важную роль и вносит большой вклад в социальные и политические исследования. Кроме того, изучение и исследования такой проблемы, как харизма лидера, его черт, дает вклад и в другие науки, например, такие как психология. В современном мире, политическое развитие выставило огромное количество политиков, которые конкурируют между собой и претендуют называться харизматическими.

Проблема лидерства остается значимой для достижения политической эффективности. И в настоящее время одной из самых результативных и изучаемых концепций остается концепция харизматического лидерства. Харизматическое лидерство рассматривается как наличие исключительного набора черт и качеств, присваивающихся тем, кто с успехом оказывает влияние и воздействие на других.

Харизматическое лидерство изображает собой необычный, даже специфический тип управленческого взаимодействия, построенный на преимущественно результативном и эффективном сочетании разнообразных источников власти. Этот тип направлен на склонение людей к достижению общих целей. Также такой тип основан на личных чертах, способностях и качествах лидера, то есть вождя.

 

Список литературы:

  1. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. – М., 1992.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с немецкого. Сост., общ. редакция и послесловие Ю. Н. Давыдова; Предисловие П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990.
  3. Гандапас Р. Харизма лидера. – М.: Манн, Иванов и фербер, 2016 – 224с.
  4. Гозман Л., Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. – М.: Нева, 1989.
  5. Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо, 2007 – 512 с.
  6. Московичи С. Век толп. Исторический тракт по психологии масс. – М.: Академический проект, 2011 – 396 с.
  7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: Академический проект, 2014 -120 с.
  8. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: АСТ, 1998 – 568 – с.

sibac.info

Концепция харизматического лидерства

Термин «харизма» происходит от греч. charisma, что значит особую одаренность и исключительность.

Определение

Харизматическое лидерство представляет собой форму влияния на других людей посредством личностной привлекательности, которая вызывает признание и поддержку лидерства.

Данные качества обеспечивают обладателю харизмы определенную власть над его последователями.

В качестве источника лидерской власти, харизму принято связывать способностью руководителей влиять на подчиненных в силу своих личностных качеств и того или иного стиля руководства. Некоторые специалисты полагают, что можно научить людей демонстрировать харизматическую форму поведения.

Характеристики лидера

Так, было выведено несколько основных характеристик, обычно присущих харизматическому лидеру:

  • суггестивные способности или обмен энергией;
  • дар «излучать» энергию и «заряжать» ею окружающих;
  • умение воздействовать на людей; завораживающая внешность;
  • независимый характер;
  • отличные риторические способности и наличие определенных задатков артистизма.

По мнению большинства ученых и исследователей, люди чаще всего поддаются влиянию того, кто обладает их восхищающими чертами характера, является их несомненным идеалом и кому они, возможно, хотели бы подражать.

Позднее были реализованы попытки сформулировать качества лидеров, которые им позволяют увлекать за собой людей:

  • практически полная уверенность в своих способностях и суждениях;
  • умение видеть лучше, чем остальные перспективы;
  • способность увлекать своей идеей остальных, убеждая настолько умело, что многие начинают к новой идее относиться как к своей собственной;
  • преданность идеям, готовность идти на риск и взять ответственность на себя;
  • нетрадиционное поведение, идущее иногда вразрез с общепринятым: если это поведение позволяет добиваться результатов, то оно может даже у остальных вызывать восхищение;
  • умение хорошо прочувствовать ситуацию и изыскивать ресурсы, необходимые для достижения целей.

Итак, перечисленные выше характеристики позволяют харизматической личности достаточно быстро адаптироваться в условиях изменяющейся среды, что отличает этот тип лидерства от структурного, когда качества лидера проявляются в любых условиях, независимо от внешней среды.

Выявлено, что те, кто следует за лидером, обладающим явными харизматическими качествами, характеризуются достаточно высокой мотивацией, способны с энтузиазмом работать и достигать самых высоких результатов.

Лидеры такого рода необходимы современной организации особенно на переломном этапе развития, в периоды выхода из острых кризисных состояний, осуществления радикальных, кардинальных изменений и структурных реформ.

Этическая направленность харизматического лидера

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что харизма имеет негативную и позитивную стороны. Негативную харизму связывают с узурпацией личной власти, позитивную — с удовлетворением интересов общества.

В таблице 1 приведены проявления этической направленности харизматических лидеров.

Таблица 1. Этическая направленность харизматических лидеров

Развитие лидерства

Некоторые специалистов считают, что можно научить людей демонстрировать харизматическую форму поведения (к примеру, умение мыслить стратегически, умение убеждать, овладеть искусством выступлений на публике и др.).

Для этого разработаны некоторые рекомендации по развитию лидерства, например, рекомендации А. Айви, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2. Рекомендации по развитию лидерства А. Айви

Модель харизматического лидерства отличаются между собой разным количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями, для чего следует:

  • развивать чувствительность к обнаружению проблем, на которую в определенный момент можно было бы обрушиться с конструктивной и обоснованной критикой;
  • развивать в себе видение идеализированного пути решения той или иной проблемы;
  • передавать значение своего собственного видения через каналы межличностной коммуникации (речь, публикации, жесты, позы и другое) своим последователям таким образом, чтобы на них это произвело сильное и неизгладимое впечатление и стимулировало их в ближайшей будущем к активным действиям;
  • развивать доверительные отношения с последователями, проявляя при этом такие качества, как глубокое знание дела, умение непременно добиваться успеха, брать на себя риск и совершение неординарных действий или поступков, не всегда соответствующих общепринятым нормам поведения в глазах общественности;
  • всегда демонстрировать способность к реализации на практике своего видения через делегирование полномочий своим ближайшим последователям.

Все вышеперечисленное возможно сделать, ставя перед последователями значимые и напряженные задачи, привлекая их поучаствовать в управлении организацией, ослабляя существующие бюрократические путы, справедливо вознаграждая их за результаты проделанной работы.

Для современной организации важность и значимость харизматического лидерства растет по мере необходимости реализации в ней радикальных изменений и реформ, или в связи с критичностью ситуации, в которой находится организация под воздействием каких либо внутренних или внешних обстоятельств.

spravochnick.ru

Харизматическое лидерство

Содержание:

1. Введение

2. Лидерство: понятие, идеи лидерства в истории, типы лидерства

3. Концепция харизматического лидерства

a) Понятие, истоки

b) Концепция харизматического лидерства

c) Компоненты харизматического поведения

d) Преимущества и недостатки харизматического стиля политического управления

4. Заключение

Литература

1. Введение

Хотелось бы начать с того, что одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство, неза­висимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена ме­няются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерст­во постоянно — сравните ли вы граждан Древней Греции, армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство —нечто вечное и претерпевающее минимальные изменения с течением времени. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается и будет оставаться актуальной. Сегодня организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Практически синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». В моей исследовательской работе я изложил основную, по моему мнению, концепцию лидерства, а именно харизматическую, и показал уникальность и значимость работы менеджера, как некоего героя, которого все слушают и внимают, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его органи­зации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уро­вень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспе­кте руководства.

Главной целью данной исследовательской работы является — показать и наг­лядно продемонстрировать важную роль харизматического лидерства в организации.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (литературы) общим объёмом страниц.

2. Лидерство: понятие, идеи лидерства в истории, типы лидерства

Лидерство есть везде, где есть властьи организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и др. уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.

Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства, рассматривающей историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас Карлейль (1795-1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882). Первый из них считал основную массу населения «убогой во всех отношениях», не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров. Именно в «пестрой одежде» выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творческое начало в истории. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон. «Все глубокие прозрения,- писал он, — удел выдающихся индивидов».[1]

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практик}’, разработал Фридрих Ницше (1844-1900). Он пытался обосновать необходимость «формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. «Цель человечества,- писал Ницше,- лежит в его высших представителях <…> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача»[2] .

Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.

Непосредственное воздействие на современные концепции дилерства оказал Габриель Тард (1843-1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

С многовековой традицией, рассматривающей лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным, сознательным ? умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу в общем-то вспомогательную, служебную роль. И если Маркс I Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о необходимости обезопасить себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина возобладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров.

«Массы, — писал Ленин, — делятся на классы <…> классами ру­ководят обычно <…> политические партии <…> политические партии в виде общего правила управляются более или менее ус­тойчивыми труппами наиболее авторитетных, влиятельных, опыт­ных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, назы­ваемых вождями»[3] .

Свойственная ленинизму классовая одномерность обществен­ного развития и жесткий экономический детерминизм в объясне­нии политики не позволяют в полной мере учесть общечеловечес­кие начала лидерства, активность политических руководителей, в том числе и их способность навязывать массам, используя их ил­люзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изме­нений, противоречащие интересам классов и всего народа.

Отрицание исторической роли лидеров свойственно и некото­рым немарксистским исследователям. Они (например, Б. Мацлих) утверждают, что «лидеры не имеют никакого значения». Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институциональных механизмов.

Подавляющее большинство современных исследователей ли­дерства не разделяют подобные точки зрения, недооценивающие автономию и активность политических лидеров, их многообразное воздействие на общество. Богатство феномена лидерства отражает­ся в его определениях.

В современной науке, при наличииобщности исходных позиций, лидер­ство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой
является направленность сверху вниз, а также то, что ее носите­лем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть,
осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы
побудить членов нации к действиям»[4] .

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция,
связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая
интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального
подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство — это «поло­жение в обществе, которое характеризуется способностью зани­мающего его лица направлять и организовывать коллективное по­ведение некоторых или всех его членов»[5] .

mirznanii.com

Харизматическое лидерство: концепция, харизма лидера

Проблема становления сильной личности и возможностей ее влияния на окружающих изучается современными психологами. Харизматический лидер — человек, оказывающий воздействие на группу людей благодаря наличию индивидуальной привлекательности и харизмы. Качества позволяют поддерживать власть, вызывая со стороны народа признание, поддержку, любовь.

Харизматический лидер оказывает влияние на людей своей индивидуальностью

Определение термина

Харизматичный лидер становится предметом обожания, обожествления. Он обретает власть над обществом благодаря способности к руководству, аналитическому складу ума и личной притягательности — харизмы.

М. Гантер выделил качества харизматического лидера.

  • Суггестивные способности, выражающиеся в эмоционально-волевом влиянии на личность. Убеждения основаны на целеустремленности лидера, уровне его сознания. Убедительные слова, обаятельная внешность, целеустремленность — рабочие инструменты руководителя.
  • Вождь обладает энергетическим ресурсом, живой мимикой, выраженным эмоциональным состоянием. Набор этих характеристик позволяет передавать настроение окружающим.
  • Грамотная, поставленная речь, доступное изложение. Ораторские способности помогают в процессе убеждения публики. Экспрессивная речь граничит с артистизмом оратора. Театральность позволяет быстро адаптироваться к изменившимся условиям среды.
  • Самодостаточность, зрелость руководителя, объективный взгляд. Лидер обладает критическим мышлением, проверяя теории, предположения. Независимость характера не дает проникнуть внешнему влиянию, позволяя ориентироваться на себя.
  • Привлекательная внешность. Речь не идет об обязательной красоте. Приметность, импозантность личности, нестандартность позволяют оставить след в памяти.

Харизматический лидер избирает методы исходя из личных мотивов. Установлены две диаметрально противоположные нравственные направленности личности. Первая: человек действует из собственных личных интересов. Неэтичный, харизматический лидер сконцентрирован на собственных влечениях и взглядах, не учитывает позиции команды, общества. Противодействие со стороны пресекается, а приказы, поручения выполняются беспрекословно. Взаимодействие носит формальный характер. В приоритете собственные нужды, потребности окружающих не берутся во внимание.

Вторая направленность — этическая. Харизматические лидеры, выбравшие данный ориентир, заботятся о том, что необходимо окружающим. Главный мотив власти — помощь людям. Критические замечания в свой адрес воспринимают спокойно, конструктивно решают возникшие конфликты, прислушиваясь к советам. Взаимодействие искреннее, открытое. Особый интерес представляют общественные интересы и последующее их удовлетворение.

Харизматическое руководство или лидерство следует отличать от авторитарной личности и ролевой маски. В этих случаях вера в человека не зависит от харизмы, не делает ее слепой, безосновательной. Истинный харизматический лидер в поведении может позволить поступки, недоступные иным вождям:

  • взгляды, высказывания, не соответствующие политическим позициям;
  • действия, связанные с риском для других, выполненные под индивидуальную ответственность главы;
  • оправдание поступков без аргументов и веских причин: с помощью обаяния харизматический лидер добивается вольности поведения, обходя недовольства окружающих;
  • оппозиция политической системе, государственному окружению.

Классификации

Концепция харизматического лидерства разработана в социологии, психологии. Они возвращают интерес к теории лидерских качеств и теории «всемогущего человека». Концепции объединяет исключительная характерологическая черта — харизматичность. Харизматическое правление или лидерство отличается не только двойственностью коммуникации — от одного человека к другому, — а коллективным взаимодействием. Харизматическая личность оказывает влияние на ведомых членов группы, прививая им коллективные интересы и ценности. Люди склонны идентифицировать себя с представителем власти и группой в целом. Причастность к коллективу позволяет повысить собственную значимость. Идентификация с коллективом говорит о доминировании групповых потребностей над личностными даже в ущерб самому себе. Жертвенность членов группы укрепляет идентификационную связь, усиливая ценность коллектива.

Харизматичный тип лидерства, в понимании психологии, основан на вере в собственные силы, компетентности, решимости в разрешении трудных задач. Существует корреляционная связь между верой руководителя в себя и работоспособностью членов команды: чем выше уверенность в себе, тем больше возможности группы проявить инициативу, творчество, упорство.

Общая командная уверенность достигается путем коллективных ожиданий успешного исхода дела. При таком типе взаимодействия укрепляется кооперация между ведомыми и ведущим.

Родоначальником использования обаятельности личности как основы лидерства стал М. Вебер. Ученый полагал, что покорность — результат умозаключения, привычки или симпатии. В глазах окружающих человек, наделенный некоторыми качествами, воспринимается как сверхчеловек. М. Вебер говорил, что подобный обладает способностями к ясновидению. Огромные эмоциональные ресурсы личности позволяют увлечь за собой, покорить. Харизматический руководитель или лидер — это не просто человек, обладающий обаянием. Истинный руководитель умеет завлечь людей, сделать собственные убеждения приоритетом всей команды. Важно научиться управлять способностями, т. к. наличие качеств — не гарант власти.

Харизматическое лидерство строится на четких требованиях, предъявляемых к ведущему, собственных способностях и умениях, которые демонстрирует человек. Окружающие должны поверить, что их повиновение не напрасно и ведет к определенным результатам.

Этический и неэтический харизматический лидер

Методики развития навыков

Харизматическое руководство или лидерство поддается развитию. С помощью специальных методов можно научить человека проявлять харизматические формы поведения. Для развития лидерских качеств стоит проработать следующие умения:

  • Навык включенного внимания помогает руководителю замечать все вербальные и невербальные признаки собеседника. Кроме того, он позволяет присоединиться к другому, для лучшего понимания оппонента. Для его развития можно воспользоваться стандартной техникой с предметами. Суть методики проста — перед исполнителем выкладываются карточки, которые необходимо запомнить. Затем человек отворачивается, а ассистент убирает одну или несколько. Задача исполнителя — заметить отсутствующие элементы.
  • Навык верной постановки вопросов нужен для контроля текущей беседы. Он позволяет выбирать ее течение и направление. Дополнительные вопросы позволяют прояснить ситуацию. Для развития навыка полезно проведение интервью, собеседований.
  • Умение воссоздавать чужие мысли и чувства помогает понять противоположную точку зрения. Отражение эмоций оппонента благоприятно влияет на ход беседы, позволяя сделать ее более доверительной. Для развития этого навыка стоит научиться копировать позу собеседника, выражаться его языком, отражая эмоциональный уровень.
  • Харизматический лидер имеет способность к планированию собственной деятельности. Умение позволяет структурировать как глобальные дела, которые занимают несколько месяцев, так и конкретную встречу. Навык дает возможность сфокусироваться и разобраться с конкретной проблемой, не исключая весь спектр задач. Ведение ежедневника со всеми планируемыми делами позволяет научиться структурировать информацию в голове.
  • Важно уметь показать заинтересованность в собеседнике. Для этого стоит обучиться навыкам активного слушания: доброжелательное отношение, кивание. Собеседник должен быть уверен, что внимание оппонента принадлежит только ему.
  • Данный тип лидерства предполагает особое внимание к внешности и имиджу представителя власти. Стоит уделить внешности особое внимание: красивая одежда, уложенные волосы, опрятный вид. Лидер — лицо всей команды.
  • Лидер должен быть готов к неожиданным действиям. Нестандартные ситуации укрепляют характер. Умение справляться со стрессовой обстановкой напрямую зависит от умственных способностей. Развитие беглости ума, нестандартного мышления благоприятно влияет на харизматическое руководство или лидерство.

Каждый человек может стать харизматическим лидером. Руководство — это система процессов взаимодействия между подчиненными и руководителем. Харизматическое лидерство оказывает наибольшее влияние на коллектив. Основная деятельность харизматического лидера — побуждение сотрудников на достижение поставленной цели через воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Лидер определяет основные концепции, решает очередность решаемых задач, занимается координацией действий всех подчиненных.

На плечи руководителя возложена обязанность по обеспечению рабочей, но и дружеской атмосферы.

Для успеха в любом деле важна целеустремленность и настойчивость. Тот, кто желает большего, ставит грандиозные цели, не боится ошибок, осуществляет все начинания.

urazuma.ru

Харизматическое лидерство 2

Содержание

Введение……………………………………………………………….……………

1. Концепция харизматического лидерства………………………………………

2. Харизма руководителя и управленческие архетипы………………………….

3. Архитипы управляющего……………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………………..

Введение

Харизма — (от греч. charisme — божественная благодать, дар) — исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.

Харизма — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом.

Понятие харизмы в науке весьма расплывчато. Носитель харизмы — этакий вождь-спаситель, который лучше всех знает, что делать. Очень важно, что он сам верит в свою миссию. Такие люди в повседневности выглядят странновато. Но когда созревает достаточно мощная общественная потребность (обычно в период социальных катаклизмов), такие люди перестают восприниматься с усмешкой.

Потенциально харизматиками могут стать многие — так что предложение присутствует постоянно. Но харизматический лидер востребован прежде всего в таком обществе, где постоянно происходят какие-то кризисные ситуации и отсутствует система контроля власти со стороны граждан. Когда после радикальных перемен наступает стабилизация, люди хотят просто жить спокойно при эффективном управлении.

Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений. Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям:

Умение решать «нестандартные» управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более сильным является руководитель, тем менее он конфликтен.

Умение мыслить масштабно. Масштабность мышления руководителя тесно связана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, — это приведение масштабов своего мышления в соответствии с новым рангом должности. Степень легкости и эффективности перестройки прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности. Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжениям вышестоящего начальства, и если он не согласен с ним, то свои контраргументы тщательно обосновывает.

В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить:

* Способность его доминировать в коллективе;

* Уверенность в себе;

* Эмоциональную уравновешенность;

* Ответственность;

* Общительность и независимость;

1. Концепция харизматического лидерства

Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая — ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера — преобразователя или лидера реформатора.

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

mirznanii.com

Харизматическое лидерство

Мировая история и история организаций переполнена примера­ми того, как выдающиеся лидеры достигают огромного могущества. Их превозносят, им поклоняются, с ними связывают свои надежды и жизненные планы тысячи и миллионы людей. Влияние таких лидеров на окружающих, на изменение их мировоззрения, восприятия, цен­ностей и поведения просто грандиозно. Индивиды, совершающие такие подвиги, называются харизматическими лидерами. Действитель­но, эти лидеры, как кажется их ведомым, обладают особыми, необыч­ными, сверхъестественными качествами (например, способностью предвидения), которые позволяют и помогают им руководить.

Слово «харизма» в переводе с греческого означает «божествен­ный дар вдохновения». Одним из самых известных харизматических лидеров в сфере корпоративного управления последних десятилетий был Ли Якокка, бывший председатель совета директоров американ­ской автомобилестроительной корпорации Chrysler. В 1970-х гг. кор­порация была банкротом: практически все аналитики вычеркнули ее из сферы автомобильной индустрии. Якокка, однако, отказался при­нять этот вердикт. Вместо этого он предпринял беспрецедентные по масштабу акции для того, чтобы получить государственный кредит для своей компании. Он умел буквально завораживающе воздейст­вовать на людей, и даже самые последовательные скептики и про­тивники какого-либо вмешательства правительства США в эконо­мику, после разговора с Якоккой становились его сторонниками, поддерживали его начинания. Ли Якокка своими призывами и соб­ственным примером, ценою неслыханных усилий и жертв десятков тысяч рабочих спас положение. Компания Chrysler выжила, преуспе­ла и выплатила все свои долги.

Что делает человека харизматическим лидером? Исследования показали, что харизматические лидеры обладают набором специфи­ческих качеств. Такие качества можно представить следующим об­разом:

уверенность в себе, дар убеждения. Харизматические лидеры высоко уверены в своих способностях и суждениях. Другие с готовностью принимают это, безоговорочно веря в превосход­ство лидера. Сотрудники компании, возглавляемой харизма­тическим лидером, видят в нем олицетворение идеи компании и уверены в его экстраординарных способностях в той или иной сфере;

видение перспектив. Считается, что лидер видит состояние дел компании и улучшает существующие условия работы. Лидер также должен быть способен сформулировать это видение так, чтобы его поняли исполнители. Кроме того, харизматические лидеры должны демонстрировать собственную уверенность в своем прогнозе и сами рисковать или чем-то жертвовать, что­бы осуществить его. Например, чтобы продемонстрировать свою готовность помочь компании Chrysler, когда она пережи­вала трудные времена, Ли Якокка получал только один доллар в качестве ежемесячного жалования в течение года;

экстраординарное поведение. Харизматические лидеры часто непредсказуемы. Их необычные методы работы в том случае, если они эффективны, вызывают восторг;

стремление к преобразованиям. Статус-кво — враг харизматиче­ских лидеров. В условиях хаоса, разброда, неопределенности именно они указывают путь. Пусть даже впоследствии совре­менники и историки оценят этот путь как ошибочный, сомне­ния харизматическим лидерам несвойственны;

политическое чутье. Харизматические лидеры имеют реальные представления об ограничениях, наложенных на них, и ресур­сах, необходимых, чтобы изменить ситуацию. Следовательно, они знают, что могут и чего не могут. Они искусно вербуют сторонников и нейтрализуют противников, нередко прибегая к демагогии, играя на эгоистических человеческих страстях.

Конечно, существует соблазн предположить, что харизматиче­ские лидеры отличаются от других людей особыми, выдающимися чертами характера, которыми они обладают от природы. Другими словами, такое лидерство может быть понято как продолжение тео­рии великих людей, описанной ранее. Тем не менее, это не совсем так. Харизматическое управление — это искусство, которому можно научиться. Ведь важнее не быть харизматиком, а производить такое впечатление на подчиненных. Хотя черты характера и играют опреде­ленную роль в харизматическом лидерстве, среди исследователей лидерства все больше укореняются убеждение, что разумнее рас­сматривать харизматическое лидерство с точки зрения отношений между лидерами и их последователями. В пределах этих отношений харизматическое лидерство основывается на определенных типах реакции исполнителей, а не на особых чертах характера лидеров. Другими словами, лидеры считаются харизматическими на основа­нии их влияния на последователей. Это влияние включает в себя:

1) уровень выполнения работы выше ожидаемого;

2) высокий уровень преданности компании, верность и почте­ние к лидеру;

3) энтузиазм и восхищение лидером и его предложениями.

Короче говоря, харизматическое лидерство включает в себя осо­бый вид отношений — исполнитель-лидер, в которых лидер застав­ляет людей делать экстраординарные вещи в критической ситуации.

Как нетрудно догадаться, харизматические лидеры могут оказы­вать и отрицательное влияние на поведение последователей. С од­ной стороны, исследования показали, что харизматическое лидерст­во часто позитивно влияет на выполнение работы. Благодаря тому, что эти лидеры воспринимаются как герои, исполнители очень довольны ими и, соответственно, своей работой тоже. Короче говоря, люди любят работать под руководством харизматических лидеров. Однако нужно иметь в виду, что харизматический лидер далеко не всегда является добродетельным. Это\ «изнанка» харизмы. В конце концов, некоторые из наиболее непривлекательных людей в исто­рии, таких, как диктатор Гитлер или предводитель японской секты Аум Синрикё Асахара, организовавший террористический акт в то­кийском метро, тоже были харизматическими личностями.

Важно обратить внимание, что благоприятными условиями для харизматического лидерства в организациях являются экстремаль­ные ситуации, например, в условиях кризиса, резкой смены страте­гии, а ярче всего — военного времени. Так, в 1991 г. американский генерал Н. Шварцкопф выразил уверенность в победе над Ираком и привел свои войска к победе в операции «Буря в пустыне». Он стал харизматическим лидером. Позже, в условиях «нормального» функ­ционирования вооруженных сил, он пришелся «не ко двору» и был лишен постов первой значимости. Подобная история произошла с героем Великой Отечественной войны маршалом Г. К. Жуковым, который закончил свою служебную карьеру отнюдь не на первых должностях военной иерархии СССР.

В заключение отметим интересную деталь: реакция людей из окружения харизматических лидеров на их персону сильно поляри­зована. То есть люди или их безоглядно любят и закрывают глаза на все их действительные или мнимые недостатки (так происходит в большинстве случаев) или ненавидят. Поэтому неудивительно, что такие харизматические лидеры, как Президент США Джон Кеннеди или ближневосточные лидеры Ицхак Раввин и Анвар Садат стали жертвами террористических актов. Менее яркие и нехаризматиче­ские лидеры вряд ли вызвали бы такую реакцию противников.

magref.ru

Харизматическое лидерство — Мегаобучалка

Абсолютным воплощением теории черт (великих людей) является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие

Харизма – (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов) — особая одаренность, исключительность человека. Лидерство ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать («харизма»), лидер обладает априорными (врожденными) качествами.

Харизматическим считается лидер, который способен оказывать глубокое воздействие на последователей в силу своих личностных качеств.

Классическая концепция харизматического лидерства исходит из того, что последователь соответствует личности лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Мотивирующее воздействие харизматического лидера осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния на ценности других людей и их изменение могут немногие, «избранные». Таким образом, решающим в харизме лидера является его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности.

Однако в настоящее время предлагаются механизмы формирования харизматичности, следовательно, идет признание, что это не только и не столько врожденные качества.

Харизматическому лидеру свойственны (по М. Гантору):

· умение воздействовать на людей, «излучать» энергию и заряжать ею окружающих;

· завораживающая внешность;

· независимость характера: в своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

· хорошие риторические способности и некоторый артистизм, у них выразительная речь и высокие способности к межличностному общению;

· положительное восприятие восхищения своей персоной: эти лидеры чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими;

· достойная и уверенная манера держаться: люди выглядят собранными и производят впечатление людей, владеющих ситуацией.

Несмотря на то, что в определении харизмы отмечается особая одаренность и исключительность человека, перечисленные качества можно формировать. То есть, можно при желании выглядеть харизматичным лидером.



По мнению одного из ученых в области мотивации персонала Э.Лоулера, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом, и кому они хотели бы подражать. Это также наводит на мысль о том, что харизматичность – это не нечто данное природой человеку и не его исключительность, а способность понять ожидания людей и подстроиться под них в своем поведении и в развитии определенных черт индивидуальности. Например, харизматический лидер у фанатов поп-культуры, харизматический политический лидер, харизматический лидер в научной среде – это абсолютно разные образы поведения и проявления черт личности и их восприятия как харизматических лидеров зависят от ожиданий последователей.

В целом харизматическому лидеру приписывают уверенность в себе, чувствительность к внешнему окружению, видение решения проблемы за пределами сложившихся подходов (нестандартность), умение свести это видение до уровня, понятого последователями и побуждающего их к действию, неординарное поведение в реализации своего видения. Присущая такому человеку жажда деятельности передается другим людям, и они искренне верят в прирожденную способность данного человека к лидерству.

Технологии развития данного типа лидерства сосредоточены на двух задачах: создание (поддержание) харизматического образа какого-либо человека и формирование стратегии его отношений с последователями. Чтобы соответствовать определению «харизматический лидер», надо обладать не только личной привлекательностью (внешность, поведение, речь и т.д.). Считается, что в начале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение проанализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации последователям, таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношение доверия к ним, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиться успеха, принятие на себя риска, совершение неординарных действий и поступков. На заключительном этапе лидер обязан пересматривать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям.

Из описания видно, что самое главное отличие харизматических лидеров – необычная позиция и необычное поведение.

Из описания также видно, что харизматическое лидерство можно искусственно наработать с помощью следования определенным технологиям. Но это вариант слабого, ложного лидерства, созданного временно в результате умелого научения внешним атрибутам лидерства. Кроме того, харизматичность может использоваться негативными лидерами, то есть теми, кто, воздействуя и манипулирую ведомыми, наносит вред самим ведомым и через них иным людям, когда происходит влияние на среду для достижения собственных эгоистических целей лидера и его ведомых.

Истинное положительное лидерство, построенное на харизматичности, — это способность чувствовать, разделять и развивать интересы своих последователей, способствовать прогрессу и позитивным изменениям в ценностях и поведении последователей. Отсюда, выделяют понятия «темных» и «светлых» лидеров.

Исследования также говорят о том, что набор качеств для «далеких» (отдаленное лидерство, на расстоянии, с которыми лично не встречаются) харизматических лидеров и «непосредственных» (рядом с последователями, непосредственный контакт) разный:

Далекие:

Настойчивость, ораторское искусство, мужество, способность не поддаваться давлению, идеология.

Непосредственные:

Общительность, опыт, чувство юмора, активность, физическая привлекательность, ум, оригинальность.

Значение харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Поэтому его рассматривает в связке с трансформационным, преобразующим лидерством.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *