2. Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.
Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Свойства: предметность (способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов), целостность (восприятие дает целостный образ предмета), структурность, константность, осмысленность, апперцепция
Виды:
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Послепроизвольное – сначала носит произвольный характер, первоначально требует волевых усилий, затем приобретает непроизвольный характер
К основным свойствам внимания относятся устойчивость (заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте), концентрация (степень или интенсивность сосредоточенности внимания), распределение (способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно) , переключение (сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой) , отвлекаемость (непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой) и объем внимания (количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно).
4. Память — запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение
Виды
По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная.
По характеру целей деятельности: произвольная (специально запоминаем с помощью определенных приемов), непроизвольная
По времени сохранения материала: кратковременная, оперативная, долговременная.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение (процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент) , узнавание (осознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет воспринимался в прошлом), забывание.
5. Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Общее представление о восприятии
Восприятие — это целостное отражение в сознании объектов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие часто относят к познавательным или интеллектуальным процессам. Это связано с тем, что, с одной стороны, восприятие — отдельный психический процесс, и как отдельный психический процесс имеет свои характерные особенности. С другой стороны, основная задача восприятия — оперативная и качественная обработка поступающей информации.
Восприятие связывает ощущения и сознание человека. На входе восприятие получает «грубую» необработанную картину окружающей ситуации от разных органов чувств. На выходе отдает целостный образ-модель ситуации, которая включает в себя структуры-образы окружающих объектов, а не множество непонятных пикселей и звуковых волн. До сих пор люди в рамках создания программ и устройств искусственного интеллекта не смогли и приблизительно смоделировать собственное восприятие.
Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Суть ощущений состоит именно в отражении и некоторой задержке во времени отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако то, что хорошо для фотоаппарата или диктофона, не является достаточным для человека. Человек, хотя фактически и живет в мире световых или цветовых пятен, звуков и прикосновений, он живет в мире сложных вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Чтобы жить и выживать, надо не только отражать окружающее (и само по себе это ничем не поможет), необходимо приспосабливаться, искать, бороться. Для всего этого нужна глубокая проработка, понимание окружающих объектов.
В восприятии происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в комплексе нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем).
В результате такого синтеза изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Основным отличием восприятия от ощущения, таким образом, является предметность отражения. Восприятие помогает нам искать в окружающем пространстве объекты — самостоятельные сущности. Эти сущности могут принести пользу (например тот же апельсин), вред (например волк) или быть нейтральными (например далекие горы).
Восприятие целиком основывается на ощущениях, но на его работу оказывают влияние другие психические процессы, например сознание, внимание, мышление. Любой перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако восприятие совсем не является лишь простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление.
Самый сложный вопрос для психологии восприятия — как происходит распознавание образов? На этот счет существует целый ряд различных теорий. Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако быстро для психики — совсем не значит, что просто. В восприятии и распознании задействовано огромное количество нейронов и связей между ними.
Психофизиологические исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Интересно, что в процесс восприятия всегда включены и двигательные компоненты тоже: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов, пропевание или проговаривание (в том числе про себя) соответствующих звуков при восприятии речи. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предметах, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни, и их связях между собой.
Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.
Когда объединяются между собой существенные признаки объекта, требуется сопоставить их с прежними знаниями о похожих объектах. На этом этапе активно включается в деятельность восприятия память. Узнавание (соотнесение с шаблонами-категориями) знакомых объектов происходит быстро (в доли секунды), незнакомых — долго. Однако, что интересно и характерно, поскольку при толковании необычных объектов перебираются в уме, берутся в расчет многочисленные его особенности, происходит как бы более полное, глубокое, всестороннее восприятие объекта. Увидев краем глаза стоящий стул, мы запоминаем, что видели очередной стул. Если нас потом спросить про особенности этого стула, мы, весьма вероятно, затруднимся даже назвать цвет этого стула. Однако если заметим стоящую во дворе летающую тарелку, то запомним ее во множестве самых мелких деталей.
И таким образом, кстати, в нашей памяти появится новый шаблон-категория «Летающая тарелка».Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие активно.
Огромную роль в отдельном процессе восприятия играет:
— наше желание воспринимать тот или иной объект,
— сознание необходимости или обязанности воспринять этот объект,
— волевые усилия, направленные на обеспечение лучшего восприятия,
— настойчивость в восприятии,
— степень необычности наблюдаемых объектов или явлений.
Значительную роль в работе восприятия имеет сознание. Сознание — основной потребитель работы восприятия, сознание и организует его. С помощью сознания волевыми усилиями можно активизировать деятельность восприятия. Сознание может сделать восприятие своего рода ведущим на данный момент психическим процессом. Это требуется для тех случаев, когда надо в короткий промежуток времени найти что-то или запечатлеть в памяти. Например, у посетителя картинной галереи может стоять подобная задача. Восприятию может отводиться и подчиненная роль. В основном это происходит во время активной работы наглядного мышления.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Восприятие
- Автономная сенсорная меридиональная реакция
- Адекватность ощущения и восприятия
- Антиципация
- Апперцепция
- Взаимоотношение целого и части в восприятии
- Восприятие времени
- Восприятие движения и времени
- Восприятие и его основные свойства
- Восприятие пространства
- Восприятие устной речи
- . .. и другое
Ваше восприятие меня является отражением вас; моя реакция на тебя — осознание себя
Предыдущая Следующая
- 29 Авг 2022
- 10 минут чтения
«Свами Вивекананда сказал, что Осознание — это простой акт признания реальности такой, какая она есть».
Восприятие любого человека — это предположение, которое он делает о других людях самостоятельно. Различные элементы влияют на то, как развивается восприятие. Эти элементы могут быть внутренними или внешними. То, как вы думаете, ваш жизненный опыт, то, как люди относятся к вам и т. д. Предвзятые идеи или любые другие формы собственных представлений могут быть частью восприятия. Восприятие часто считают организованным опытом сенсорной информации, полученной нашими пятью чувствами. Мы часто устанавливаем связи между тем, что мы видим, слышим и осязаем, и нашим текущим опытом, что требует размышлений и понимания наших внутренних чувств, потребностей, мыслей и точек зрения. В результате восприятие связывает наш внутренний и внешний мир. Каждый сенсорный ввод, который мы получаем, обрабатывается нашей собственной системой предыдущих мирских встреч.
Ваше внутреннее окружение и личность будут влиять на то, как вы смотрите на меня или на то, как вы формируете мнение обо мне. Тот факт, что восприятие универсально, означает, что оно космополитично. Хотя эта практика может разрушить множество различных типов отношений и ситуаций, люди часто приписывают ее необходимости оградить себя от болезненных внутренних потрясений и дискомфорта. Эти впечатления постепенно и настойчиво пытаются внедриться в наш опыт, закрепляя нашу точку зрения на внешний мир. Посмотри на себя на мгновение прямо сейчас. Кто живет с вами, чьи фотографии выставлены на обозрение? Как насчет рабочего места? Что они отвечают вам и как вы отвечаете каждому из них? Согласны ли вы с тем, что когда мы общаемся с кем-то, мы на самом деле просто видим себя и свою жизнь в зеркале? С этой проблемой мы сталкиваемся ежедневно. Это внутренняя борьба, которая проявляется как внешний конфликт, внутренний тупик проявляется как физический тупик и практический вызов.
Моя реакция на вас — это осознание себя, потому что мое осознание оказывает огромное влияние на мои действия. Поскольку мое сознание оказывает значительное влияние на мое поведение, поэтому мой ответ вам — это осознание себя. Нам не нужно ничего выдающегося, чтобы осознать; все, что для этого требуется, — это сознательная практика. Отражением вашего характера является то, как другие люди видят вас и относятся к вам. Ваша реакция на людей зависит от вашего самосознания. Мы все тратим много времени, пытаясь изменить свою личность, идеалы и образ жизни, чтобы соответствовать другим и не беспокоиться о том, как они нас увидят.
Одно из самых больших заблуждений нашего времени — это то, что другие люди думают о вас. Мы не можем все время сосредотачиваться на таких вещах, как то, что другие думают о нас. То, что думают люди, не должно нас заботить. Жизнь полна испытаний, а препятствиям можно противостоять только со спокойным и собранным умом. Беспокойство по поводу того, что думают люди, не должно позволять нашему разуму стабилизироваться. Мы должны осознавать только то, что находится в наших руках, а не то, что находится в чужих руках. Если на наше состояние ума влияют измеримые виды восприятия людей, то это наша слабость. Мы должны укреплять свой ум таким образом, чтобы никакие внешние обстоятельства не нарушали наш покой и спокойствие ума. Восприятие людьми меня — это их собственное творение, а не мое, поэтому меня не должно волновать восприятие других. Если я прав и мой образ жизни подходит, то я должен работать именно по-нашему, и восприятие людей изменится с изменением времени.
Было бы полезно иметь в виду, что у каждого человека есть уникальная история, которой можно поделиться, если вы хотите иметь возможность сразу предполагать добрую волю. Мои слова и дела красноречиво говорят о том, какой я человек и кем стремлюсь быть. То, что другие люди думают обо мне и как они меня видят, не имеет для меня никакого значения, потому что я не могу это контролировать.
Способность точно и объективно наблюдать за собой посредством созерцания и самоанализа известна как самосознание. Согласно теории самосознания, вы — это не ваши идеи; скорее, вы являетесь объектом, который наблюдает за вашими мыслями. Вы мыслитель, отличный от ваших мыслей.
Учтите, что мне грустно и что мы оба смотрим на картину заката. Что я, лично, интерпретирую изображение, чтобы означать? Моя интерпретация образа, которая, вероятно, гораздо менее приятна, чем ваша, актуальна. Вполне вероятно, что произведение искусства покажется дешевым и непривлекательным. Или, другими словами, даже если мы оба смотрим на одно и то же, я уверен, что вижу это совершенно иначе, чем вы. Наши чувства, идеи и психическое состояние играют в этом определенную роль. То, как я вижу образ в моем случае, зависит от моего гнева. То, как вы видите картину в ваших обстоятельствах, также может зависеть от вашего оптимистичного взгляда.
То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы видим мир и других людей. Даже самый красивый закат не может показаться прекрасным тому, кто думает, что жизнь тяжела. Когда вы называете кого-то эгоцентричным, вполне вероятно, что вы просто немного эгоистичны. И наоборот, когда у вас положительное мнение о ком-то, обычно это происходит потому, что вы уверены в себе. Иными словами, ваше мнение о ком-то является отражением того, кто вы есть. Они представляют чувства и мысли, которые у вас есть для себя.
Предубеждения людей, их понимание и знание моей личности могут определять для них мою личность, но это предположение на самом деле не представляет меня. Я не должен беспокоиться, потому что я не контролирую эти вещи. Я должен работать над контролем своих эмоций и действий в ответ на то, как меня видят другие. С точки зрения этики и нравственных идеалов я должен действовать оправданным образом. Я должен действовать открыто, и мое отношение должно быть инклюзивным. Мудрость самопознания есть победоносный аспект борьбы, которую человечество вело внутри себя. В этих условиях следует повиноваться голосу сознания, так как только он может направить человека в этих хаотических обстоятельствах.
По словам Господа Кришны, если не подчинить неконтролируемые желания, они могут уничтожить весь разум, знания и навыки, которые человек уже давно приобрел. Кроме того, будет большая вероятность того, что человек будет совершать грехи и неправильные поступки, чтобы получить немедленное удовлетворение и удовольствие.
Как мы все знаем, философия Гиты хорошо известна своими великолепными реалиями и жизненной логикой, пользующимися большим уважением во всем мире. Мы должны изменить себя изнутри. Революция всегда должна идти изнутри. Мы должны практиковать самоконтроль, как монахи. Шримад Бхагват Гита учит нас контролировать свои чувства, если мы хотим одержать победу в Махабхарате внутреннего «я». Согласно Господу Кришне, приведенные выше писания указывают на то, что страстные желания являются самыми трудными противниками интеллектуальных существ, которые имеют цели, которых нужно достичь. Желания могут быть чем угодно, что заставляет человека хотеть и искать внезапное удовлетворение, вызывает неустойчивость ума и отвлекает людей от их основных целей самоконтроля.
Безмятежность ума, добросердечие, тишина, самообладание, чистота природы,
вместе они называются аскетизмом ума. — Шримад Бхагват Гита
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев, созданных Disqus.
Ваше восприятие меня является отражением вас; моя реакция на вас — это осознание меня. | by Sanskari Love
Единственным истинным путешествием открытий… было бы не посещение чужих земель, а обладание другими глазами, созерцание вселенной глазами другого, сотен других, созерцание сотен вселенных, которые каждая из их видит, что каждый из них есть. — Марсель Пруст
Восприятие, как говорят, представляет собой организованный опыт сенсорной информации, собираемой нашими пятью органами чувств. что действительно отличает восприятие от ощущения, так это «интерпретация» информации или входных стимулов. Основываясь на том, что мы видим, слышим, к чему прикасаемся, мы склонны связывать точки сенсорной информации с нашим прошлым опытом, который включает в себя отражение и распознавание внутренних эмоций, желаний, мыслей и мнений. Проще говоря, восприятие таким образом связывает наши Внешняя среда во Внутренний мир. Все, что исходит от наших органов чувств, фильтруется через нашу уникальную систему прошлого опыта в мире.
То, как «ТЫ» будешь меня воспринимать, т.е. создавать ментальное впечатление обо мне, будет зависеть от твоего внутреннего мира и личности. Да, это то, что происходит с нами. В этом блоге мы попытаемся разобрать, как создается и воссоздается восприятие событий, людей и ситуаций. почему мы воспринимаем мир, мы воспринимаем его . Как осознание таких вещей может помочь изменить наше восприятие мира. Наряду с этим то, как переход от реакции к реакции может помочь улучшить наше собственное философское и психологическое мышление. Давайте начнем путешествие самовосприятия.
Чтобы понять проблему восприятия, важно понять, почему люди верят в то, что воспринимают. Восприятие само по себе не является проблемой. Проблема в том, что линза, через которую мы воспринимаем, часто искажается в первую очередь нашей генетической предрасположенностью, прошлым опытом, предварительными знаниями, эмоциями, предвзятыми представлениями, личным интересом и когнитивными искажениями. Наше восприятие часто бывает предвзятым, избирательным и податливым. Даже наши желания могут влиять на то, что мы видим, влияя на то, как мы обрабатываем визуальную информацию.
Люди пытаются защитить себя от неприятных внутренних конфликтов и беспокойства, но такое поведение может мешать любым типам отношений и ситуаций. медленно и неуклонно эти проекции становятся частью нашего восприятия, делая его жестким взглядом на внешний мир. Эта жесткость в нашем восприятии еще больше конкретизируется процессом « предвзятости подтверждения» , когда мы намеренно склонны искать признаки, подтверждающие наши идеи и взгляды на вещи в жизни и людей. Большинству людей не нравится неопределенность, поэтому они классифицируют людей. и опыт по категориям. Люди также учатся связывать результаты с сигналами, когда они могут быть не связаны.
Вот почему британцы в своем этноцентрическом мировоззрении всегда считали свою расу превосходящей. Это может быть причиной того, что поляризация в современном мире с точки зрения сообщества, расы, религии приводит к насилию и уничтожению ценностей и добродетелей. Забудьте о макропроблемах даже в простой повседневной жизни: «Если вы считаете, что я происхожу из шумной культуры или сообщества, вы, вероятно, воспримете меня как громкую и агрессивную личность и сведете на нет другие достоинства, которые я вижу. Так рождаются региональные стереотипы, суеверия, заблуждения и заблуждения. Фейковые новости и мировая эпоха постправды — результат одного и того же. Как грустно!
Таким образом, мы понимаем, как посредством осознания я могу изменить свое собственное восприятие по отношению к другим или даже к самому себе. Но возникает вопрос, из чего состоит это осознание? как мы можем быть более осведомленными ?? и какие добродетели мне нужно впитать, чтобы быть осознанным??? Это осознание относится только ко мне или к другим тоже.
Свами Вивекананда сказал
Осознание — это простой акт признания реальности такой, какая она есть. Ибо он считал, что некультурный человек любит удовольствия своих чувств, но по мере того, как он становится культурным, он начинает любить интеллектуальные удовольствия, у которого есть всеобъемлющее сердце, которое думает и о других. Это осознание можно применить на практике при переходе от реакции к реакции. Осознанность просто требует небольшого усилия, чтобы на мгновение остановиться и использовать наш разум, чтобы дать соответствующую реакцию.ДЛЯ того, чтобы осознавать, нам не нужно что-то экстраординарное, но может помочь просто практиковать это Сознательно . Простые шаги, такие как не принимать наше восприятие за реальность и не держать его слишком сильно, уважать восприятие других (они могут быть правы). Немного мужества, чтобы бросить вызов нашему восприятию, и бдительность, чтобы искать подтверждения из надежных источников, могут помочь построить сильное «я» и больше принимать других такими, какие они есть. Помня о том, что ваше восприятие может быть ошибочным или неполным, вы можете быть более гибкими в своих взглядах, придавая вам больше спокойствия и удовлетворения.
В японской философии «ВАБИ-САБИ». Ваби-саби — это взгляд или мысль о поиске красоты в каждом аспекте несовершенства природы.
Эта японская философия может научить нас тому, что люди и события могут быть несовершенными, но в этом и заключается красота. Давайте научимся принимать точку зрения ваби-саби, где мы учимся принимать и уважать несовершенство людей, земли, законов и ситуаций. Давайте научимся практиковать больше терпимости к принятию и признанию, это может помочь гибкому и непредвзятому мышлению найти решения проблем, созданных человеческим восприятием.
Возможно, каждый человек живет в уникальном мире, собственном мире, отличном от тех, в которых обитают и переживают все остальные люди.