Восприятие как познавательный психический процесс: Восприятие как психический познавательный процесс

Карта сайта

Карта сайта
  • О компании
    • Информация о компании
    • История
    • Миссия
    • Руководство
    • Правовая информация
    • Специалисты
    • Вакансии
  • Новости

    Новости Научного центра персонализированной психиатрии

    • Видеобеседы наших специалистов
    • Истории жизни с болезнью
    • Лекции по психиатрии
    • Советы психиатров
  • Услуги и цены
    • Психиатрия
    • Психотерапия
    • Психосоциальная реабилитация
    • Психообразование
  • Словарь понятий
    • Генетика
    • Личность и ее характеристики
    • Нейрофизиология
    • Психические процессы
    • Психические состояния
    • Психические и поведенческие расстройства
    • Психофармакотерапия
  • Публикации
    • Лекции по психиатрии
    • Научные публикации
    • Наши публикации на Фейсбуке
    • Популярные публикации
    • Тезисы конференции «Персонализированная психиатрия: современные возможности генетики в психиатрии»
  • Видео

    Видео PersonPsy

    • Видеобеседы
    • Видеовстречи
    • Конференция по персонализированной психиатрии

      Конференция по персонализированной психиатрии впервые была проведена 2-3 ноября 2015 года в Москве. Открыл конференцию известный врач Рошаль Леонид Михайлович. Конференция посвящена 80-летию Дроздова Эдуарда Семеновича

    • Наши специалисты на TV
    • Популярные лекции по психиатрии
    • Семинары по аутизму
    • Семинары по деменции
    • Семинары для людей с транссексуализмом
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Реквизиты
    • Задать вопрос

«Внимание как познавательный процесс» | Консультация на тему:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида

«Семицветик»

«Внимание как познавательный процесс»

                                                                                         

                        «Внимание как познавательный процесс»

   Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.

   В психологии внимание относят к познавательным процессам, также как и память, мышление, воображение, восприятие, речь.

   Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других объектов в течение определённого периода времени.

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это “ та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания. Включение внимания в то или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в обдумывание той или иной задачи, непроизвольное воспроизведение образов и мыслей – в процессе припоминания. Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений или восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.

   В наш век ритм жизни очень быстрый. Человеку поступает большое  количество информации, при этом увеличивается объем его знаний.

 Конечно   же, все эти изменения в обществе влияют и на развитие детей. Самым необходимым условием для успешного обучения в школе является формирование внимания у детей, начиная с дошкольного возраста.

Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего  мира, позволяя им сконцентрироваться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Внимание является залогом успешного развития, обучения и воспитания детей.

   Основными видами внимания являются произвольное и непроизвольное.

   Произвольное внимание у ребёнка формируется только в общении

со   взрослыми, этим вниманием можно управлять, и здесь приемлема простая формула – “мне нужно быть внимательным, я внимателен не смотря ни на что”.

   Руководя вниманием ребёнка, взрослые тем самым дают ему средства,

с  помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи

с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний, а позднее он начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы достичь нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребёнка становится способным заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и её роли в регуляции поведения ребёнка. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

   Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное  остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.

   Непроизвольное внимание  связано с рефлекторными установками, оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, а т. к. оно возникает без волевых усилий, то считается пассивным.

   Непроизвольное  внимание  обычно обусловлено непосредственным интересом. Там, где нет такой непосредственной заинтересованности, и наше внимание направляется сознательным усилием, то возникает произвольное внимание, которое считается активным.

   Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания важно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Развитию непроизвольного внимания способствуют проблемные и целевые игры; живое, яркое логическое изложение материала с использованием рисунков, схем, муляжей и других наглядных средств обучения. Существенным условием поддержанием внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его изменения.

    Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания – на один или несколько объектов:

—  концентрация – сосредоточенность человека при полном отвлечении от всего остального;

—  объем внимания – это количество объектов, на которые может быть направленно внимание при одновременном их восприятии;

—  устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

—  распределение – возможность одновременно выполнять несколько различных видов деятельности;

 —  переключаемость – это способность переходить от одного объекта к другому.

   Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание.  В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая,  к 6-7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает).  Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно “ извлекать” из памяти ему нужную информацию, выделять главное.

  У детей же с нарушениями зрения, замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания. Однако, в целом развитие внимания у детей с дефектами зрения подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание формируется  в деятельности и зависит от активности человека, от волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности. По этой же причине воспитание внимания и формирование внимательности, как свойство личности у детей с нарушениями  зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе или детском саду.

   В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания – сенсорное, интеллектуальное и моторное (т. е. двигательное).

   Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание, совершенствовать его формы и виды. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. Итак, у слабовидящих и частично видящих детей внимание развивается плохо, т. к. значительное снижение зрения ограничивает восприятие тех объектов, которые могут вызывать интерес и эмоциональные реакции. При бисенсорных нарушениях зрения и слуха наблюдается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности.

   В повседневной работе с детьми развитие внимания детей начинается ежедневно уже с порога детского сада. Та же утренняя гимнастика даёт возможность формировать переключение внимания, т.к. выполняя упражнения, ребёнок действует по команде взрослого, быстро переходя от одного движения к другому. На музыкальных и физкультурных занятиях развиваются виды внимания и свойства, а продолжение этого можно видеть на прогулке с детьми, когда ведутся наблюдения в природе и проводятся подвижные игры на воздухе.

   В учебной деятельности идёт развитие произвольного внимания.

Так , например,  по формированию элементарных математических представлений и обучении ориентировки в пространстве в процессе работы в тетради в клетку у ребёнка укрепляется мелкая моторика пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация, зрительная память и произвольное внимание, а устные и зрительные диктанты помогают формированию навыков внимательного отношения к заданию, словесная установка “будьте внимательны” и инструкция “как делать” развивают внимание при микроориентировке на листе бумаги. По развитию речи, благодаря речевым играм, развивается произвольное внимание. Для организации внимания нужны волевые усилия ребёнка, которые проявляются в любой деятельности, например при конструировании по образцу, на занятиях по изобразительной деятельности,  лепке, аппликации, ручному труду. Воспитание воли для развития произвольного внимания ведётся через трудовую деятельность  и через игру.

   На коррекционных занятиях по  развитию зрительного восприятия, сосредоточенности  внимания учитываю  неустойчивость зрительного внимания детей. При этом использую развивающую среду, где присутствует выкладывание целой картинки из её частей (пазлы, разрезные открытки), мозаика разной величины, пуговицы, семена и крупа, шнуровка, трафареты, настольные игры и т.д. Всё это вместе тренирует сосредоточенность ребёнка, развивает восприятие и свойства внимания.

   Обязательной частью коррекционных занятий являются пальчиковые игры, которые  развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь

и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье

и развитии.

   Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние

 на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Так же  обязательной частью любого занятия с детьми с нарушениями  зрения является проведение физкультминуток, во время которых необходимо проводить и  специальную гимнастику для  глаз  для снятия зрительного напряжения, что в свою очередь делает занятие неутомительным и даёт возможность организовать внимание ребёнка на предстоящей работе.

   Так как у детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая, то и развивается ребенок играя.

   Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей, а при общении воспитателя с детьми через куклу способствует лучшей концентрации внимания и активизации их речи. Дидактическая игра включается в занятии не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей, но и для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию.

Наряду со зрительным восприятием в таких играх совершенствуется осязание и слух. Так, игры “ Волшебный мешочек”, “Угадай на ощупь” требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов,  умения различать, сравнивать и обобщать.  Игры типа “Фанты” и “Что летает?” требуют напряженной  умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Увлечение такой игрой повышает способность к произвольному вниманию, помогает быстрому и прочному запоминанию. Внимания требует любая игра. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.

   Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целеустремлённость, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Такие игры помогают не только на занятиях и в коррекционной работе, но и при переходе с одного вида деятельности на другой, перед началом занятия или перед приёмом пищи, когда надо собрать детей и настроить их на дальнейшие действия (слова “1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть”).

   С детьми можно поиграть в следующие игры (ниже предлагаю картотеку игр на развитие внимания у детей дошкольного возраста).

Роль восприятия в когнитивной психологии

  1. Введение
  2. Роль восприятия в когнитивной психологии
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

Когнитивная психология относится к процессу исследования рассуждать и понимать (Lu & Dosher, 2007). По существу, познание изучает процесс приобретения и применения информации или знаний. Восприятие составляет неотъемлемую часть познания. Восприятие исследует процесс построения субъективного анализа ближайшей информации в окружающей среде. Он использует отдельные чувства для выполнения задачи интерпретации. К ним относятся слуховые, соматосенсорные и зрительные чувства. Он также использует модули обработки, такие как движение и форма, для построения и интерпретации информации. Кроме того, восприятие требует использования подмодулей, которые представляют различные аспекты информации о стимулах. Необходимо отметить, что вышеперечисленные модули взаимодействуют для достижения роли восприятия в когнитивной психологии (Logan, 2004). Текущие исследования изучали взаимодействия между модулями и представлениями с целью установления того, как они интегрируются в связное восприятие. В этой статье исследуется роль восприятия в когнитивной психологии.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы доставим индивидуальную Когнитивную психологию бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой

Восприятие, как подобласть когнитивной психологии, выполняет задачу предоставления людям возможности испытать свое окружение. Это включает в себя видение знакомых предметов, обоняние аромата еды, ощущение прикосновения к предметам и прослушивание музыки в окружающей среде. В связи с этим можно заметить, что восприятие позволяет человеку взаимодействовать с его / ее окружением посредством сознательного опыта с объектами и людьми в этом окружении. По сути, восприятие выполняет роль, позволяющую человеку сознательно взаимодействовать с окружающей его средой. Другая роль восприятия заключается в установлении того, как раздражители из мира взаимодействуют с органами чувств. При этом формируются обонятельные, слуховые, тактильные, вкусовые и зрительные представления об окружающей среде. Восприятие также пытается исследовать функцию органов чувств, чтобы установить, как они обрабатывают сенсорную информацию. Кроме того, в нем исследуются методы, с помощью которых можно получить точную интерпретацию субъективного (Lu & Dosher, 2007).

Текущие исследования восприятия делают акцент на комбинировании различных подходов. К ним относятся нейронаучные, развивающие, вычислительные, поведенческие и когнитивные подходы. Фактически можно заметить, что восприятие играет роль интегратора различных подходов психологии. Восприятие играет роль предоставления информации об элементах и ​​свойствах окружающей среды. Более того, у него есть роль, позволяющая действовать в этой среде. Можно заметить, что восприятие создает опыт взаимодействия с окружающей средой. Восприятие позволяет человеку осознавать раздражители в окружающей среде. В процессе это дает осмысленное представление стимулов в окружающей среде. В конце концов, он обеспечивает требуемую реакцию на раздражители в окружающей среде. Также необходимо отметить, что восприятие функционирует двумя основными способами. К ним относятся процессы «снизу вверх» и «сверху вниз». У последнего есть роль, позволяющая видеть каждый аспект объекта. Например, можно увидеть линии, соединяющие куб. Первый позволяет искать, а также извлекать сенсорную информацию на основе его / ее убеждений, целей, знаний и ожиданий. Следовательно, восприятие является центральной частью познания (Goldstein, 2008).

Заключение

Познание включает в себя несколько подобластей, а именно восприятие, обучение, запоминание, мышление, рассуждение и понимание. Он исследует способность приобретать и применять информацию и знания. Восприятие является очень важной подобластью познания. Это позволяет человеку активно взаимодействовать с окружающей его средой. Кроме того, он создает свою среду. Восприятие играет роль построения субъективного анализа своего окружения. Восприятие играет роль предоставления человеку возможности испытать свое окружение. Он позволяет видеть, осязать, слышать, ощущать вкус и обонять раздражители в окружающей среде. По сути, это дает человеку возможность осознанно взаимодействовать с окружающей его средой. Более того, он устанавливает взаимодействие между раздражителями и органами чувств. Эти роли разрешаются двумя основными методами, а именно восходящими и нисходящими процессами. В то время как первый играет роль соединения информации, последний играет роль поиска и извлечения сенсорной информации на основе целей, знаний, убеждений и ожиданий.

Ссылки

Гольдштейн, Б. (2008). Когнитивная психология: соединение разума, мозга и повседневного опыта (2 -е изд. ). Белмонт, Калифорния: Cengage.

Логан, Д. (2004). Кумулятивный прогресс в формальных теориях внимания. Ежегодный обзор психологии 55, 207-234.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Давайте начнем

322 специалисты онлайн

Лу, З. и Дошер, Б. (2007). Когнитивная психология. Scholarpedia , 2(8), 2769.

В чем разница между познанием и восприятием

Основное различие между познанием и восприятием заключается в том, что познание представляет собой психический процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта, и чувства, но восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо посредством органов чувств.

Познание и восприятие — две неразрывно связанные концепции. Фактически можно сказать, что восприятие является частью познания. Однако познание и восприятие не одно и то же. Познание — гораздо более широкое понятие, чем восприятие.

Ключевые области

1. Что такое познание
     – определение, характеристики
2. Что такое восприятие
        9 0019 3. В чем разница между познанием и восприятием
      – Сравнение ключевых различий

Ключевые термины

Познание, восприятие

Что такое познание

Познание относится к умственному процессу познания, обучения и понимания вещей. Другими словами, это включает в себя получение знаний и понимания. Он включает в себя многие аспекты высших функций и процессов мозга, таких как память, внимание, формирование знаний, суждение и оценка, рассуждение, решение проблем и принятие решений, понимание и создание речи. Кроме того, когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания. Познание также включает в себя формирование убеждений, принятие решений и решение проблем на основе уже существующей информации.

Когниция изучается в различных дисциплинах, таких как психология, антропология, философия и неврология. Когнитивная психология фокусируется на том, как обработка информации влияет на поведение и на роли различных психических процессов в приобретении знаний.

Кроме того, когнитивные процессы — это методы, которые мы используем для включения новых знаний и принятия решений на основе этих знаний. Внимание, память, восприятие и т. д. — это разные познавательные процессы, играющие разные роли в познании. Когнитивные процессы могут происходить сознательно или бессознательно, естественно или искусственно, но они происходят быстро. Они всегда на работе, даже без нашего ведома.

Что такое восприятие

Восприятие — это, по сути, способность улавливать, обрабатывать и осмысливать информацию, получаемую нашими органами чувств. В этом процессе наш мозг идентифицирует и систематизирует информацию, которую он получает от нервных импульсов, а затем начинает их интерпретировать. Другими словами, после того как наши пять чувств получают несколько стимулов, которые посылаются в наш мозг в виде нервных импульсов, наш мозг интерпретирует эти импульсы как визуальный образ, звук, вкус, запах, прикосновение или боль.

Поскольку интерпретация этого чувства происходит в результате собственного опыта, результат восприятия у каждого человека разный. Опыт получателя, обучение, память, ожидания и внимание также могут формировать восприятие. Более того, восприятие — это не просто одиночный процесс, происходящий спонтанно, а ряд процессов.

Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Это включает в себя обработку снизу вверх, поскольку восприятие строится на основе нашего сенсорного ввода. С другой стороны, он также включает метод «сверху вниз», поскольку имеющиеся у нас знания и опыт влияют на то, как мы интерпретируем эти ощущения.

Разница между познанием и восприятием

Определение

Познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания с помощью мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо с помощью органов чувств.

Природа

Познание включает когнитивные процессы, такие как память, внимание, восприятие, рассуждение и язык, тогда как восприятие использует пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.

Информация

Восприятие — это процесс получения новой информации, а познание использует уже имеющуюся информацию.

Заключение

Основное различие между познанием и восприятием заключается в том, что познание — это умственный процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств, а восприятие — это способность видеть, слышать или осознавать что-либо посредством органов чувств . Восприятие – это психический процесс, помогающий восприятию. Следовательно, познание — гораздо более широкое понятие, чем восприятие.

Ссылка:

1. «Восприятие». Википедия, Фонд Викимедиа, 10 августа 2018 г., доступно здесь.

2. «Введение в психологию». Lumen, Открытые учебники SUNY, доступные здесь.
3. «Познание и когнитивная наука – важность познания».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *