Восприятие в психологии это? Признаки восприятия.
Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия. Сенсорное качество. Фигура и фон. Константность. Система отсчета. Предметный характер. Избирательность.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы с Вами рассмотрим важный когнитивный процесс – восприятие человека.
Познакомится с психическим процессом – ощущения человека можно здесь:
Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений»
Блок 1. Восприятие. Определение.
Восприятие – это субъективный процесс ограниченного формирования образов внешнего/внутреннего мира, преобразующий образы, порождаемые сенсорными стимулами.
Разница между ощущением и восприятием в том, что восприятие во всех случаях связано с предметом, а ощущение – в подавляющем большинстве случаев нет. Когда субъект сообщает о восприятии – это означает, что речь идет о конкретном объекте, явлении. Человек не воспринимает что-либо вообще и в частности, в действительности он видит, слышит, ощущает реальные предметы.
На содержание образа восприятия в значительной степени оказывают влияние такие факторы, как среда и культура, в которых проживает человек. Выготский Л.С. Скачать книгу Выготский Л. С. «Собрание сочинений. Том 1.» сумел в своих трудах раскрыть значение данной ключевой идеи, которая неоднократно подтверждалась впоследствии накопленным эмпирическим материалом.
Образы восприятия предметов, событий объединены в генеральный образ мира, который иначе можно назвать образной моделью мира.
Прочитать статью «Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина».
Так расположение предметов в пространстве и времени, как они отображены в сознании через восприятие, например, схема города Дели (Индия), музыкальные произведения Кристофа Глюка, изображения Иеронима Босха и вся совокупность других предметов, в итоге создают образную модель мира.
Флойд Оллпорт выделял шесть отличительных признаков восприятия.
Блок 2. Восприятие. Сенсорное качество.Человек постоянно воспринимает различные образы окружающего мира. Так, вид ручки на столе — это образ, который можно охарактеризовать определённым образом, например, указать примерный размер, цвет, положение на столе. После того, как ручку взяли в руку и что-либо написали на листе бумаги, образ дополняется сенсорными ощущениями. Образ ручки становится дополненным тем, что ее поверхность гладкая, вес легкий и т.д. Можно лизнуть ручку, понюхать и каждый раз сенсорное качество образа данной ручки становится более емким, за счет разграничения субмодальностей. В основе восприятия находится переживание человеком сенсорного качества предмета.
Блок 3. Восприятие. Фигура и фон.
Все предметы в окружающем мире расположены относительно друг друга. Так, ручка на столе – это фигура на фоне. Ручка – фигура, стол – фон. Стол в комнате – это фигура на фоне. Комната в здании – это фигура на фоне. Здание на улице – это фигура на фоне. Это означает, что, воспринимая какой – либо предмет, человек всегда соотносит его с тем, что находится за пределами данного предмета. Выявляются границы предмета.
Восприятие проявляет себя как целостный процесс.
Стол – это целостный объект, а не просто совокупность элементов, ручка – это целостный объект, а не десяток составных элементов. Субъект первоначально воспринимает весь предмет, если фокус внимания позволяет это сделать. И только затем человек начинает выделять элементы предмета.
Так в текстах на интеллект в одном из заданий расположен цифровой ряд из чисел и необходимо продолжить это ряд последним числом. Субъект воспринимает весь цифровой ряд чисел как фигуру, как целостное образование и затем выявляет замаскированные связи между отдельными числами – элементами в рамках все той же фигуры. При этом числа могут состоять из нескольких цифр, однако также воспринимаются как фигура, как целостное образование уже на фоне всего числового ряда. Если бы человек не умел бы воспринимать сразу всю целостность, фигуру целиком на фоне, а затем вычленять в фигуре новую фигуру и фон, то он никогда не смог бы справиться с данной интеллектуальной задачей.
Такие популярные изображения, как профиль старухи и молодой женщины, вазы и двух обращенных друг к другу лица, где происходит смена фигуры, в зависимости от того, что становится фоном, наглядно демонстрируют данный феномен восприятия.
СМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с начальником. Как договориться о повышении зарплаты?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 4. Восприятие. Константность.Предположим человек смотрит на горизонт и видит, как по дороге навстречу ему движется автомобиль. Постепенно черты данного предмета становятся различимыми и становится понятно, что это грузовик, при этом его размеры на расстоянии выглядят уменьшенными. Человек воспринимает его тем не менее как большой предмет, значительно превосходящий размеры собственного тела. Ощущения, которые рождаются при виде автомобиля на расстоянии говорят о том, что предмет маленький, размером с насекомое, затем с мышь, с собаку и т.д.
Восприятие предмета константно и неизменно, вне зависимости от того, что образ, порождаемый ощущениями совершенно другой. Отсюда разница между образом восприятия и образом ощущения. Это также верно и при восприятии предметов с использованием других сенсорных модальностей. Восприятие позволяет стабилизировать мир таким, каким он являлся на основании предшествующего опыта, знаний человека.
Маленький ребенок или представитель племени, проживающий жизнь в джунглях, и за всю свою жизнь различающий предметы на расстоянии 3 – 5 метров, не справятся с задачей определения размера подъезжающего грузовика. Для ребенка и для человека из джунглей грузовик будет выглядеть реально маленьким, размером с насекомое, затем мышь и т.д.
Восприятие предмета — это активный когнитивный процесс преобразования образа собственных ощущений.
Мозг человека «не верит» тому, что видит, слышит, ощущает, а активно преобразует увиденное, услышанное, ощущаемое в стабильные образы условно объективной реальности, которой он был обучен ранее в процессе онтогенеза. Настолько человек автоматичен в достраивании собственной когнитивной модели мира, что во многих случаях даже не задумывается над тем, что увиденное им или услышанное в ощущениях сильно отличается от того, что он воспринял.
Константность восприятия — это эволюционно незаменимый механизм, помогающий жертве – живому существу отдавать себе отчет, что точка на небе через несколько секунд просто на всего съест его, поскольку это хищная птица и поэтому необходимо как можно скорей убежать и спрятаться.
Блок 5. Восприятие. Система отсчета.
Однажды, я пошел на баскетбольный матч посмотреть игру профессиональных команд! Надо заметить, что мой собственный рост составляет 188 см. И я привык воспринимать себя высоким, потому что большинство людей, с которым контактирую, оказываются ниже меня. После игры я оказался тем счастливцем, которому суждено было сфотографироваться в окружении потных и здоровенных спортсменов! И здесь я испытал совершенно дискомфортный момент, потому что оказался самым маленьким в этой толпе! Я был просто «пигмеем» в окружении десятка ребят, чей рост начинался от 200 см и выше. И это было сильным переживанием! Можно сказать, что я был шокирован, несмотря на то, что раньше абстрактно знал про высокий рост баскетболистов!
Субъект всегда соотносит предметы друг с другом и относительно полученных результатов делает выводы какой предмет выше, а какой ниже, звук громче или звук тише, еда острая или пресная и т.д. При этом человек безо всякого сравнения предметов способен четко обозначить предмет как тяжелый, например, потому что существует некий внутренний эталон веса, сравнение с которым и позволяет сделать вывод. Наверняка для субтильной девушки гантели в 10 кг покажутся тяжелыми, в то время, как для профессионального штангиста с собственной массой за 100 кг тот же вес воспринимается как «пылинка». Эталон – это субъективная величина с одной стороны, а с другой стороны она соотносится с культурным социальным представлением. И субтильная девушка может искренне считать, что 10 кг это совсем не тяжело, а дело только в ее слабых мышцах и наоборот, штангист может полагать, что 10 кг это достаточно тяжелый вес для спортсмена, если ему всего 6 лет.
Различают социальные эталоны, которые пронизывают всю предметную сферу коммуникаций индивидов и поскольку культурно – образовательный уровень людей различен, зачастую возникают курьезы, когда «белое» становится «черным».
Это предпосылки для несовпадения оценок ситуаций, в которых оказываются переговорщики, что существенно осложняет консолидацию решений и отдаляет достижение договоренностей.
Субъект воспринимает окружающий мир как предметы, представленные вне человека, расположенные в пространстве и времени. Возникает переживание объективности окружающего мира, благодаря данному фундаментальному свойству восприятия. Мир воспринимается как данность, в которой каждый предмет выделен и обладает собственными свойствами.
Прочитать статью «Когнитивные ошибки мышления»
Когда человек смотрит на ручку, берет ее в руку, пишет на бумаге – возникает переживание реальности ручки, бумаги, написанных слов. При этом предметы реальности включают в себя различные сенсорные ощущения и восприятие этих ощущений. Ручка не только видится, а также тактильно воспринимается. Данное переживание объективности сопутствует человеку в состоянии бодрствования, если он не находится под действием психоактивных веществ, в состоянии глубокого транса, в состоянии сенсорной изоляции, либо психически болен.
Прочитать статью «Как изменить себя и свою жизнь, с чего начать?»
Восприятие предметов происходит по типу идентификации, категоризации. Человек сопоставляет воспринятые образы с теми образами, которые находятся в памяти, которые уже наделены значением, существует семантическое поле. Этот склад контейнеров памяти формируется у человека в процессе индивидуального развития, когда личный опыт и блоки культурного исторического опыта цивилизации объединяются.
Таким образом весь мир предметов каждый раз воспринимается в сопоставлении с внутренним миром знакомых образов, которые уже существуют в памяти человека. При столкновении с образом нового предмета, названия которому нет, субъект овеществляет его, наделяет значением, используя для этого существующий набор образов как ресурсов помощи. Так известный тест Роршаха – чернильные кляксы позволяет увидеть в них различным людям десятки и сотни самых разнообразных образов.
Блок 7. Восприятие. Избирательность.
Человек, который серьезно стремится сохранить собственное здоровье по всей видимости будет воспринимать мир через призму данной генеральной установки. Два человека, озабоченные сохранением здоровья, по-разному будут воспринимать рекламу спортивного питания. Для одного спортивное питание — это источник важных пищевых добавок, нормализующих функционирование органов и систем организма, а для другого представляет ценность только употребление естественных продуктов питания, поскольку в спортивном питании много искусственных ингредиентов. И в этом будут себя проявлять разность установочных ценностных комплексов, а заодно и с ними различная иерархия мотивов.
К тому же различные когнитивные особенности окажут свое воздействие на восприятие одного и того же рекламного объявления. Один не запомнит, а другой не только запомнит, а затем в интернете найдет научные статьи. Гендерные различия в еще большей степени дифференцируют восприятие двух людей. Помимо этого, субъект может быть сильно уставшим или наоборот в ресурсном превосходном состоянии, что также существенно влияет на восприятие действительности. Эмоциональные переживания способны «выключить» из восприятия целые пласты окружающего мира.
Прочитать статью «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список»
Прочитать статью «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии»
Так известная пословица «любовь слепа, полюбишь и козла» отражает избирательность восприятия, идеализацию объекта.
Классическим примером может послужить куб Неккера. В нем равновероятны две проекции и субъект способен переключать свое восприятие с одной на другую. Существуют и более сложные феномены избирательности восприятия, когда возникают иллюзии, независимо от желания человека, мозг выстраивает новую реальность, которой на практике вообще нет.
На сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
Друзья, поставьте свой лайк, поднимите пальчик вверх и добавьте позитива в эту жизнь! Конечно, пишите свои комментарии и Вас услышат тысячи других людей, это важно, сказать свое слово!
С Вами был Якимов Владислав! Пока!
Все статьи сайта !
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Общая психология — Понятие о восприятии.
Виды восприятия« Предыдущий вопрос
Свойства ощущений
Выделяются следующие свойства ощущений:
1) пороги ощущений и их чувствительность
2) а
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Предметность
Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целост
Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.
Виды восприятия.
Рассмотрим две существующие классификации.
1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.
2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды
1) восприятие предметов;
2) восприятие отношений
3) восприятие движений;
4) восприятие пространства;
5) восприятие времени;
6) восприятие человека.
Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.
Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.
Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.
Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».
Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.
Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.
Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.
Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).
Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.
Восприятие-Психология
Восприятие-ПсихологияРеклама
1 из 17
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения в автономном режиме
Образование
учебный план
Реклама
Реклама
Восприятие-Психология
- ВОСПРИЯТИЕ Г-н Висант В.С. доцент IGSCON, Амети
- Восприятие • Каждый день различные раздражители вокруг нас будут стимулировать наши чувства органы. Многие из этих раздражителей воспринимаются нашими органами чувств и превращаются в ощущения. • Эти ощущения передаются в соответствующие отделы мозга. Следовательно, при познании окружающего мира в первую очередь возникает внимание, затем следует ощущение и, наконец, интерпретация мозгом. • Этот процесс «интерпретации стимула известен как восприятие». • Таким образом, восприятие включает два процесса: ощущение и интерпретацию.
- Определение • Восприятие можно определить как процесс интерпретации настоящий стимул на основе прошлого опыта. • Все процессы, связанные с созданием значимых паттернов из мешанины чувственных впечатлений попадают под общая категория восприятия — Чарльз Джоррис • Восприятие – это организующий процесс, с помощью которого мы интерпретируем наш сенсорный ввод — Эдмунд Фантино
- Принципы организации восприятия • В процессе восприятия мы выбираем конкретный стимул с наше внимание и интерпретировать его. • Точно так же всякий раз, когда необходимо много дискретных стимулы в нашем поле зрения организованы в форму и воспринимаются более осмысленно, чем кажутся. • Это явление было хорошо объяснено гештальтом. психологи. • Они считали, что мозг создает связную перцептивную информацию. опыт, воспринимая раздражитель в целом, чем восприятия дискретных объектов.
- 1. Отношения Фигура-Фон В соответствии с этим принципом любая фигура/объекты могут быть восприняты на фоне и эта фигура не может быть отделена от этого фона. Например, буквы, написанные белым мелом, четко воспринимаются на фон доски. На этом рисунке видны два лица на фоне белого цвета. Так еще и белый фон можно воспринимать как сосуд на фоне двух граней. Луна, картинки, горы и слова видны как фигуры, а небо, стена, облако и страница видны как земля. Правильное соотношение фигуры и фона очень важно с точки зрения восприятия фигура или земля.
- 2. Группировка стимулов в организации восприятия • В соответствии с принципом гештальта объекты могут осмысленно восприниматься, когда они сгруппированы вместе. • Есть некоторые принципы, которым мы следуем, чтобы сделать нашу восприятие более осмысленное. Они следующие: Близость: Близость означает близость. Объекты, расположенные ближе друг к другу, могут быть воспринимаются осмысленно, группируя их. Например, слово «Человек», хотя буквы здесь дискретны, когда сгруппированные вместе дают некоторое значение. На этом рисунке предметы, находящиеся ближе друг к другу, воспринимаются вместе как группы.
- Сходство: если объекты похожи, они группируются вместе и воспринимаются, даже если они далеко. Например, в этом Группировка рисунков будет производиться по сходству, т.е. все круги и треугольники сгруппированы отдельно. Непрерывность: Любой стимул, который распространяется в том же направлении или форма будет восприниматься как единое целое. На этом рисунке он воспринимается как волна.
- Закрытие: Когда стимул предъявляется с промежутками, человек склонен
воспримите эту фигуру как законченную, восполнив пробелы психологически. Для
Например, в данном рисунке пробелы восполняются психологически и воспринимаются как
буквы М и А, круг и прямоугольник.
- 3. Принцип контура: Контур относится к границе между фигурой и его земля. Степень качества этой контурной разделительной фигуры с земли отвечает за то, чтобы мы могли организовать раздражители или объекты в осмысленные узоры. 4. Принцип контекста. Восприятие зависит от контекста, т.е. обстановка, в которой появляется воспринимаемый стимул или объект. Например, слово или фраза будут восприниматься по-разному в разных контекстах. 5. Принцип контраста. Восприятие зависит от эффектов контраста. стимулы, резко контрастирующие с соседними стимулами, могут привлечь наше внимание. максимальное внимание и нести различные перцептивные эффекты. Например, окружающие круги в (i) на рисунке ниже образуют центральный круг кажутся больше, чем центральный круг в (ii), даже если два из них тот же размер.
- Факторы, влияющие на восприятие
Существуют индивидуальные различия в способностях восприятия. Два человека могут воспринимать
один и тот же стимул по-разному.
Факторами, влияющими на восприятие людей, являются
1. Органы чувств: восприятие зависит от органов чувств или рецепторов, на которые воздействуют раздражители.
действовать.
2. Прошлый опыт. Наше восприятие также зависит от прошлого опыта или какой-либо специальной подготовки.
что мы получаем. Опыт — лучший учитель таких навыков восприятия. например, слепой
люди узнают людей по их голосу или звукам их шагов.
3. Психическая установка. Установка относится к готовности или готовности получить некоторую сенсорную информацию. Такой
ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Для
Например, когда мы ожидаем прибытия поезда, мы слушаем его гудок или звук, даже если
слышен сильный шум.
4. Мотивы и потребности. Наши мотивы и потребности определенно влияют на наше восприятие. Для
Например, голодный человек мотивирован узнавать продукты питания, а не другие.
5. Когнитивные стили. Говорят, что люди различаются тем, как они обычно обрабатывают информацию.
- ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ESP) Восприятие без помощи органов чувств называется экстрасенсорным. восприятие, которое подразумевает восприятие без участия какого-либо чувства орган. Это иначе известно как шестое чувство в представлении обычного человека. Этот явление также называют парапсихологическим явлением. Некоторые из общих явлений экстрасенсорного восприятия: Телепатия: действие одного разума на другой на расстоянии через эмоциональное переживание, без общения через чувства. Ясновидение: Способность мысленно видеть происходящее или существующие вне поля зрения. Предвидение: предсказание событий до того, как они произойдут Левитация: способность плавать по воде или ходить по поверхности вода. Психокинез: перемещение объектов без физического воздействия. Внекорковая память: память о предыдущем рождении.
- ОШИБКИ/НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ • Наше восприятие не всегда точно, сознательно или неосознанно мы ошибочно воспринимаем раздражитель и воспринимаем его неправильно. • Это может быть связано с дефектом наших органов чувств или дефектом функционирование головного мозга. • Много раз предубеждения в человеке, время восприятие, неблагоприятный фон, отсутствие четкости стимул, спутанность сознания, конфликт в уме и другие подобные факторы ответственны за ошибки в восприятии. • Существует два вида ошибок: • Иллюзия • Галлюцинации
- ИЛЛЮЗИЯ: Иллюзия – это неправильное/ложное/ ошибочное восприятие внешнего раздражителя. Здесь человек ошибочно примет стимул и воспримет его неправильно. Например, в темноте, веревку принимают за змею или наоборот. Голос неизвестного лица ошибочно принимается за голос друга. Основные из них 1. Иллюзия размера: например, ребенок может воспринимать футбольный мяч больше по размеру, чем его взрослый будет воспринимать тот же объект. Это изменение в восприятии возникает из-за изменения в системе отсчета. 2. Иллюзия длины Хотя обе нижние строки идентичны, нижняя воспринимается как более длинная. Это знаменитая иллюзия Мюллера-Лайера. Это вызвано нашей интерпретацией углов на концах линии как перспективные сигналы.
- 3. Горизонтально-вертикальные иллюзии: На рисунке ниже, хотя две линии одинаковой длины, вертикальная воспринимается как более длинная один, в основном из-за нашего поля зрения. 4. Иллюзии движения: часто мы воспринимаем движение объектов, которые мы смотрят, хотя на самом деле они не двигаются. Легко Примером может служить иллюзия движения автобуса/поезда, когда тот, то, что мы сидим, на самом деле движется.
- ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ: Галлюцинация – это ложное восприятие без внешний раздражитель. Это иначе известно как воображаемое восприятие. Галлюцинации относятся ко всем возникающим у людей ощущениям, кроме зрительных чаще встречаются слуховые галлюцинации. Обычно лица с душевнобольных, эмоционально неуравновешенных, алкоголиков и находящихся в при спутанных состояниях могут возникать галлюцинации. Виды галлюцинаций 1. Слуховые галлюцинации: Слышу голоса или звуки без каких-либо внешний раздражитель. 2. Визуальная галлюцинация: видеть то, чего на самом деле нет. 3. Обонятельная галлюцинация: ощущение чего-то, чего нет. 4. Вкусовые галлюцинации: дегустация чего-либо без соответствующего внешний раздражитель 5. Тактильные/кожные галлюцинации: ощущение, будто что-то ползает. под кожей или любое связанное с ним ощущение, связанное с прикосновением.
- Сл Нет Иллюзия Галлюцинация 1 Нормальный и универсальный Аномальный. Общее с психически больные люди 2 Объект присутствует Нет объекта 3 Стимул внешний Это внутренняя стимуляция 4 Неправильное/ложное восприятие Воображаемое восприятие
- СПАСИБО
Реклама
Восходящая и нисходящая обработка — восприятие
Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного переживания сенсорной информации и включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. Обработка снизу вверх — это когда сенсорные рецепторы улавливают сигналы для интеграции и обработки мозгом. Примером этого является удар пальцем ноги о стул: болевые рецепторы обнаруживают боль и отправляют эту информацию в мозг, где она обрабатывается. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз . Например, если вы видите стул, о который вы споткнулись, и избегаете его, чтобы убедиться, что это не повторится.
При нисходящей обработке всегда есть влияние факторов окружающей среды на личное восприятие стимула, это известно как эффект контекста. Когда когнитивная психология среды человека влияет на обработку его стимулов.
Посмотрите на фигуру на рисунке 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.
Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».
Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как число «13».
В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение – это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Практические вопросы
Академия Хана
Официальная подготовка MCAT (AAMC) 900 03
Раздел Банк P/S Раздел Пассаж 4 Вопрос 29
Ключевые моменты
• Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Один из способов представить эту концепцию состоит в том, что ощущение — это физический процесс (восходящая обработка), тогда как восприятие — психологический (нисходящая обработка).
• Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей.
• Процессинг «сверху вниз» относится к тому, как мы интерпретируем ощущения из-за влияния имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей.