Наше цветовое восприятие ограничено — Ю‑эксперт
8% мужчин и 0,5% женщин обладают цветовым дальтонизмом. Пройдите небольшой тест и определите, не являетесь ли вы дальтоником хотя бы по одному из параметров. Люди делятся на несколько категорий в зависимости от особенностей восприятия цвета. Как учитывать цветовое восприятие при разработке сайта читайте дальше.
Категории людей по особенностям восприятия цвета
- Человек с нормальным цветовосприятием — нормальный трихромат;
- Полное невосприятие одного из трех цветов делает человека дихроматом и обозначается соответственно как прот-, дейтер- или тританопия.
- Протанопия – невозможность отличать некоторые цвета и оттенки в областях жёлто-зелёных, пурпурных — голубых цветов. Встречается примерно 8% мужчин и 0,5% женщин.
- Дейтеранопия – пониженная чувствительность к некоторым цветам, в основном к зелёному. Встречается примерно у 1% людей.
- Тританопия – характеризуется не возможностью отличать некоторые цвета и оттенки в областях сине–жёлтых, фиолетово–красных цветов. Встречается крайне редко.
- Также редко встречаются монохроматы, воспринимающие только один из трех основных цветов. Еще реже, при грубой патологии колбочкового аппарата, отмечается ахромазия — черно-белое восприятие мира.
Какую цифру вы видите? Пример проверки цветового дальтонизма из таблицы Рабкина. Е.Б.
Ефим Борисович Рабкин [1] разработал таблицы для проверки цветового восприятия. Вы можете проверить себя, поискав в интернете “тест дальтонизм Рабкин”.
8 процентов мужчин и 0,5 процента женщин обладают цветовым дальтонизмом. Вам нужно учитывать интересы и этой части целевой аудитории тоже.
Как учесть цветовое восприятие людей на сайте
Наше видение оптимизировано для того, чтобы воспринимать:
- Контраст
- Границы
- Разные уровни яркости цвета
Примеры
Некоторые люди не заметят разницы между цветами объектов изображенными парами на картинке ниже: между 1 и 2 объектами, между 3 и 4 объектами и между 5 и 6 объектами.
Наше цветовое восприятие ограничено. Пример
Почему люди не заметят разницы между цветами объектов
- 1,2 – на этом примере цвета очень бледные и разница в уровне яркости цвета небольшая.
- 3,4 – здесь очень маленькие размеры объектов
- 5,6 – на этом примере между объектами большое расстояние
Как видно на картинке ниже, если мы увеличим объекты и поставим их рядом, разница между их цветами станет более очевидна.
Наше цветовое восприятие ограничено. Пример цветов рядом.
Практическое применение
Используйте заметный контраст фона для выделения информации.
Пример использования малого контраста и низкой яркости для выделения текущего раздела
На данном примере выбран раздел “Читальня”, но мало кто сможет это разглядеть. Если мы увеличим цветовую насыщенность, то выделение текущего раздела станет заметнее, хотя проблема восприятия сохранится. Пример ниже.
Пример использования малого контраста и низкой яркости для выделения текущего раздела
Приведем более позитивный пример, на котором видно выбранный раздел.
Пример более заметного выделения текущего раздела
Как видно на примере, текущий раздел “Web Design” более заметен за счёт большей контрастности выделенного фона.
А на вашем сайте учитываются особенности цветового восприятия? Проверьте уже сегодня.
Примечания
[1] Ефим Борисович Рабкин — автор работ «Полихроматич. таблицы для исследования цветового зрения» (1-е изд. – Киев-Харьков, 1936; 9-е изд. – М., 1971), «Пигментные таблицы для исследования приобретенной патологии цветоощущения» (М., 1951), «Таблицы для исследования контрастной чувствительности глаза» (М., 1951).
Шаблонное восприятие — Психологос
Фильм «Я и другие»
Шаблонное восприятие — восприятие ситуации бездумное, по шаблону. Неверно думать, что любой шаблон делает поведение человека слепым: все определяет качество шаблона. Если шаблон сам по себе разумный, полезный, то и мышление, и поведение такого человека уместно и адекватно. Если же шаблон ограниченный, упрощенный или отставший от реалий жизни, то и человек живет жизнью бедной и реагирует мало адекватно.
То же касается и восприятия: если шаблоны качественные и адекватные, восприятие человека будет в достаточной мере объективное. Если шаблоны убогие и неадекватные, восприятие человека будет очень субъективным в самом печальном смысле этого слова. Например, видит во всем плохое, приписывает окружающим исключительно низменные побуждения, себя видит уродом…
К сожалению, чаще в повседневной жизни встречаются шаблоны не самого высокого качества, поэтому и о шаблонном восприятии чаще говорят как о синониме чего-то не глубокого и не качественного. Именно о людях, живующих в шаблонном восприятии, говорят: «Живет бездумно, живет, не приходя в сознание».
Основные виды шаблонного восприятия — это шаблонное социальное восприятие и шаблонное личное восприятие. См.→
Любопытный пример шаблонного восприятия — это восприятие людьми своих недостатков. Большинство людей вообще не задумывается, ЗАЧЕМ они какие-то свои качества и особенности называют Недостатками. Они воспринимают как данность и не задают себе вопрос, можно ли смотреть на себя как-то иначе, смотреть на другое или по-другому. Вот молодой человек знает, что он мужчина, призывного возраста, среднего роста и невнимательный… «Невнимательный» — для него такой же необсуждаемый, объективный факт, как то, что он среднего возраста и призывного возраста мужчина. Хотя в это время другие его назовут не невнимательным, а увлекающимся и живым.
Жизненные последствия шаблонного восприятия
За столом сидело семеро детей, и милая воспитательница, держа в руках тарелку, с ложки давала им пробовать сладкую кашу. «Какая каша? Сладкая?» — каждый раз спрашивала она, и каждый ребенок с предельно довольной физиономией выговаривал: «Каша сладкая!» Да, каша была сладкой, но последнему ребенку воспитательница зачерпнула каши с того единственного места тарелки, где каша была горькой от соли. Итак, тем же жестом, той же ложкой она зачерпнула ему каши, ребенок потянулся к ложечке и сжевал ее себе в рот… «Каша сладкая?» — тем же милым голосом спросила воспитательница. С ребенка сошло лицо, читалась только полная внутренняя растерянность, но рот его, сглотнув, ответил: «Каша сладкая!» И видно было, что это не то же самое, что трусость или хитрость.
Что такое восприятие бренда? Как это измерить и 4 примера
Если вы на секунду задумаетесь о своих покупательских привычках, вы, вероятно, поймете, что на большинство продуктов, которые вы покупаете, влияет восприятие бренда. Вы не единственный — 77% потребителей B2C принимают решение о покупке, основываясь исключительно на названии бренда.
Восприятие торговой марки или мысли и чувства, связанные с компанией, влияет на то, почему люди носят одежду определенной марки или выбирают в продуктовом магазине один соус для пасты вместо другого. Как только потребители формируют отношение к бренду, его трудно изменить. Вот почему бренды усердно работают над созданием положительных ассоциаций в сознании людей, а не негативных или нейтральных восприятий.
Когда вы знаете, как люди воспринимают ваш бренд, вам будет легче формировать его репутацию, помогать потребителям понять, что отличает его от других, и повышать ценность бренда. Вы делаете это, измеряя восприятие бренда и отслеживая настроения клиентов с течением времени.
Но прежде чем углубляться в показатели, важно понять, что создает восприятие бренда и как оно влияет на принятие решений компанией и потребителями.
Что такое восприятие бренда?
Восприятие бренда — это сумма чувств, переживаний и мыслей потребителя о товаре или услуге. Это то, что, по мнению людей, представляет бренд, а не то, что бренд говорит, что он представляет.
Хотя восприятие бренда является ментальной ассоциацией, оно играет важную роль в создании эмоциональных связей с потребителями. Люди учитывают свое отношение к брендам при выборе между конкурирующими продуктами. Они читают отзывы, общаются со службой поддержки, сравнивают варианты с друзьями или подписываются на бесплатную пробную версию. Все эти точки соприкосновения влияют на восприятие бренда и влияют на успех компании.
Если потребители высоко ценят бренд, они становятся более лояльными к нему. Подумайте, как эта динамика проявляется в повседневной жизни. Люди вступают в войны мемов из-за продуктов Apple и Android. Человек, который носит обувь Nike, обычно не попадается под удары Adidas. И вы, вероятно, не найдете Coca-Cola и Pepsi в одном холодильнике.
Компании, которые понимают восприятие бренда, используют эту информацию для развития капитала бренда. В то время как восприятие бренда может быть сведено к тому, что один покупатель думает о вашем бренде, капитал бренда — это сочетание восприятия, опыта и мнений людей, которые создают вашу репутацию. Компания с высоким капиталом бренда привлекает лояльных клиентов, которые выбирают ваш продукт или услугу, когда им предоставляется выбор между конкурентами.
Если клиент верен бренду, 86% порекомендуют его друзьям или родственникам, а 66%, скорее всего, напишут положительный отзыв. Эти действия способствуют росту компании и улучшают восприятие бренда, что только помогает вашему бизнесу.
Хотя может показаться, что восприятие бренда не зависит от вас, вы можете предпринять шаги, чтобы измерить его и улучшить отношение людей.
Как измерить восприятие бренда
Данные могут помочь вам понять, как потребители, сотрудники, заинтересованные стороны и конкуренты воспринимают ваш бренд. Поскольку восприятие бренда представляет собой комбинацию отзывов, репутации, опыта, функциональности, рекламы, социальной активности и использования клиентами, вам следует собирать показатели из нескольких источников.
Вот как можно измерить восприятие бренда:
- Проведите опросы по восприятию бренда , чтобы узнать, что люди думают о вашем бизнесе и чем он отличается от конкурентов. Задавайте вопросы, затрагивающие эмоциональные, когнитивные и ориентированные на действия факторы, такие как эти примеры от Qualtrics:
- Когда вы думаете о [бренде], что приходит на ум в первую очередь?
- Какие из следующих слов описывают [торговую марку]?
- Какие чувства вы испытываете, когда думаете о [бренде]?
- Как бы вы описали уровень своей эмоциональной привязанности к [бренду]?
- Как бы вы описали [марку] другу?
- Как бы вы описали свой последний опыт работы с [брендом]?
- По шкале от 1 до 10, насколько вероятно, что вы порекомендуете [бренд] другу или коллеге?
- Отслеживайте онлайн-упоминания с помощью социальных инструментов прослушивания или предупреждений Google.
Вы хотите отслеживать комментарии в социальных сетях, онлайн-обзоры, соответствующие хэштеги, форумы (например, Reddit и Quora) и упоминания в новостях. По мере роста бренда будет расти и этот набор данных. Я рекомендую создать систему для обработки негативных упоминаний как можно скорее и быть в курсе разговоров о вашем бренде, продуктах и маркетинговых кампаниях.
- Проведите аудит бренда , чтобы оценить, насколько ваш бренд воспринимается по сравнению с конкурентами. Это должно включать исследование первичной и вторичной целевой аудитории, конкурентный анализ ваших продуктов или услуг, тщательную оценку вашей коммуникационной стратегии и глубокое погружение в позиционирование вашего бренда. (Я рекомендую обратиться к этому руководству по аудиту бренда от Visme).
- Сбор данных от клиентов на каждом этапе пути покупателя. Это может включать в себя то, как покупатели изучают информацию, оценивают продукты, сравнивают конкурентов, взаимодействуют со службой поддержки, принимают решение о покупке, на борту и взаимодействуют с брендом после покупки.
Когда у вас будет достаточно данных для измерения восприятия бренда, вы сможете оценить, соответствуют ли настроения потребителей идентичности вашего бренда. Если да, то оставайтесь на курсе. Если нет, вы можете узнать, как улучшить восприятие бренда потребителями.
Примеры восприятия бренда
От PR-кампаний до упаковки, восприятие бренда зависит от каждой точки контакта людей с компанией. Следующие примеры восприятия бренда показывают, как компании могут формировать настроения потребителей, чтобы внутренняя идентичность соответствовала внешнему образу.
1. Snickers
Любители сладкого могут выбирать между десятками шоколадных батончиков, так что же заставляет кого-то брать Snickers вместо Kit Kat? Да, это может быть вкус или предпочтение, но бренд разработал умные кампании, чтобы заставить людей поверить в то, что употребление «Сникерса» превратит вас из голодного и рассеянного в бодрого и удовлетворенного.