📖 Лекция № 2. Ощущение и восприятие. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 2. Читать онлайн
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.
Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.
Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.
Первая, периферическая часть рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.
Вторая часть проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.
Третья часть центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.
Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.
Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.
Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы неритмичными и нерегулярными колебаниями.
У многих людей существует интересная особенность сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.
Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное.
Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности.
Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.
Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.
Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.
Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения.
На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада.
Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов.
Процесс восприятия тесно связан с процессом научения приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов.
Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений.
Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.
Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией.
Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.
Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.
Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.
Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным фиксированная точка отсутствует.
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.
Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.
В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия. Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.
В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.
В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта целостного образа легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.
Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Перцепция непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.
Восприятие — Психология, если вкратце
Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии (адекватных) физических раздражителей на органы чувств.
Эта тема тесно связано с темой ощущений. Из определения, видно, что в работе восприятия участвуют сигналы от нервной системы, которые в свою очередь возникают из-за физической или химической стимуляции органов чувств. Например, в зрительном восприятии задействован глаз, на который поступает свет, во вкусовое восприятие задействованы молекулы запаха и вкуса, а в слуховом восприятии участвуют звуковые волны, воздействующие на ухо.
Восприятие можно сравнить с телесигналом, который поступает от кабеля в телевизор. Сигнал превращается в что-то осмысленное только после того, как этот сигнал будет расшифрован неким устройством, и при этом, вы должны обладать знаниями, чтобы понять что пляшущие пятна на экране перед вами никто иные, как балерины в белых пачках, а музыкальная какофония – на самом деле музыка Чайковского! Одной из ключевых особенностей восприятия является то, что это процесс, который сильно зависит от уровня знаний, памяти, ожиданий, внимания.
Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознаётся и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с опытом, ожиданиями, планами. Например, вы ожидаете важного звонка. Наконец, телефон звонит, но связь кошмарная! Однако, вы скорее всего, безошибочно опознаете в треске именно голос своего друга. Следовательно, восприятие представляет собой не пассивную переработку информации от органов чувств (сенсорной информации), а активный процесс сбора, анализа и интерпретации.
Что важно учитывать в работе восприятия, так то, что этот процесс зависит от научения. Образы восприятия у детей менее подробные, более размытые, в меньшей степени соответствуют объекту, чем у взрослых, например, поскольку у детей еще слабо развита моторика тела, и отсюда, если дети не получают должного внимания, стимула, то и развитие их пострадает.
Точно также, восприятие может поменяться со временем. Например, если человек ослеп и долгое время был слепым, а потом с помощью медицины прозрел, – ему нужно учиться заново воспринимать мир зрительно. В противном случае, мир для него не более чем набор световых разводов, вместе не представляющий никакого смысла (в одной из будущей статьей мы рассмотрим патологии восприятия).
Вот некоторые характеристики восприятия, которые помогут понять почему мы видим мир таким, какой он есть:
1) Предметность образа восприятия – выделение фигуры и фона, фокусировка на отдельном предмете. То, что важно, становится фигурой, а то, что не важно – фоном. Только посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
3) Постоянство – ее роль в том, чтобы сохранять образ восприятия неизменным, несмотря на изменения с самим объектом, которые происходят постоянно. Например, если мы знаем, что лист тетради белый, то даже если станет почти темно, но немного света еще будет отражаться, то психика всё равно будет считать лист белым. Наиболее фундаментальный вид постоянства – стабильность окружающего нас мира. (Ох, уж эта попытка сэкономить энергию мозгом).
Таким образом, восприятие очень важный психический процесс. И в следующий раз, когда вы поймёте, что ваш партнёр не понял квадрат Малевича, а в песнях Rammstein не услышал лирики, то скорее всего это не значит, что он вас ненавидит. Просто, его восприятие так работает.
Ощущение и восприятие | Общая психология
Цель этой главы — дать вам базовый обзор ощущений и восприятия.
Презентации к этой главе можно найти ЗДЕСЬ.
Ощущение или восприятие?
Ощущение и восприятие — два разных процесса, но они работают вместе, чтобы помочь нам собрать воедино наш сознательный опыт. В общем, мы воспринимаем внешний «объективный» мир только потому, что у нас есть (а) сенсорные рецепторы для обнаружения вещей в мире и (б) мозговые структуры и неврологические процессы, помогающие нам понимать мир. В этом разница между ощущением и восприятием: ощущение — это обнаружение внешних раздражителей (таких как свет, давление, боль, звук) и восприятие представляет собой набор процессов, которые позволяют нам интегрировать и понимать информацию, которую мы чувствуем. О том, что это два разных процесса, свидетельствует тот факт, что сенсорные рецепторы все еще могут запускать потенциалы действия, даже если человек находится без сознания, а мозг также может обрабатывать сенсорную информацию, когда нет входных данных от сенсорных рецепторов. Это в основном то, что происходит в случае галлюцинаций.
Основные принципы восприятия и восприятия
Мы воспринимаем информацию во внешнем мире только , если у нас есть специально настроенные клетки, способные обнаруживать эту информацию. Эти клетки называются сенсорными рецепторами, и в целом каждый вид сенсорных рецепторов реагирует на ограниченный набор конкретных видов информации. Например, сенсорные рецепторы глаз (палочки и колбочки) реагируют на световые волны, попадающие в ограниченный «видимый световой спектр». У нас нет рецепторов для обнаружения инфракрасного или ультрафиолетового света, поэтому эти «цвета» находятся за пределами нашей способности обнаруживать. Точно так же у нас отсутствуют рецепторы для определенных органов чувств, которые есть у многих других животных — например, у змей есть орган, который позволяет им видеть в инфракрасном диапазоне, который функционирует как «тепловое зрение». Многие акулы могут обнаруживать электромагнитные поля. Чтобы мы могли обнаружить конкретный стимул, нам нужны рецепторы для такого рода информации, и эта информация должна быть в пределах диапазона, который могут обнаружить наши рецепторы.
«Обнаружение» стимула на самом деле является моментом, когда сенсорный рецептор достаточно простимулирован, чтобы запустить потенциал действия. Преобразование физической информации в потенциал действия называется трансдукцией. Как только сенсорная информация преобразуется в потенциал действия, она может быть обработана соответствующими частями мозга. Почти все чувства (за исключением, возможно, обоняния и, возможно, боли) следуют сходному пути: сенсорные рецепторы в органе чувств стимулируются и активируются потенциалы действия, которые затем по нервным волокнам передаются в таламус, а из таламуса в специализированные органы. структуры мозга для обработки. По мере обработки сенсорной информации она перенаправляется обратно в таламус в более полной форме.
Зрение
Процесс интерпретации визуальной информации очень сложен, что имеет смысл, если учесть, насколько мы полагаемся на зрение. Большинство людей являются «зрителями» в том смысле, что мы доверяем своему зрению больше, чем любому другому чувству, и с большей вероятностью сомневаемся в нашем слухе, обонянии или даже осязании, когда они противоречат тому, что мы видим.
Во-первых, тип информации, которую мы обнаруживаем с помощью зрения, — это электромагнитная энергия (свет). Определяющей характеристикой света является его длина волны , определяющая пределы видимого спектра и наше восприятие цвета. Видимый спектр колеблется от длины волны примерно от 750 до 350 нанометров, что составляет относительно небольшую часть электромагнитной энергии. Свет отражается от объектов окружающей среды, отражаясь через роговицу и попадая на сенсорные рецепторы сетчатки (задняя стенка глаза). Эти рецепторы представляют собой палочки и колбочки, фоторецепторы . Прежде чем свет достигает сетчатки, он проходит через хрусталик. Хрусталик сжимается и меняет форму, чтобы сфокусировать свет на наиболее чувствительной части сетчатки — центральной ямке.
Палочки и колбочки предназначены для обработки определенных видов световой информации. В общем, колбочки определяют цвет и специализируются на деталях. Палочки обнаруживают движение и контраст света/темноты. Колбочки требуют больше энергии и лучше всего функционируют в идеальных условиях освещения; палочки, с другой стороны, могут функционировать при относительно слабом освещении, но дают менее детализированное и четкое изображение. Это одна из причин, по которой наша способность различать цвета в темноте снижается, а способность обнаруживать движение — нет. Колбочки сосредоточены в центральной ямке, а это значит, что когда вы внимательно смотрите на что-либо, вы фокусируете свет на колбочки, чтобы получить максимально четкое и детальное изображение. С другой стороны, ваше периферийное зрение фокусирует свет на периферии сетчатки, которая в основном населена палочками. Вот почему мы лучше замечаем движение краем глаза (если задуматься, явное эволюционное преимущество).
При стимуляции палочек и колбочек они передают потенциалы действия через биполярные клетки к ганглиозным клеткам. количество этих ганглиозных клеток превосходит количество палочек и колбочек примерно в 130 раз, поэтому каждая ганглиозная клетка будет принимать десятки или сотни сигналов от части поля зрения и сводить их к одному сигналу. Этот первый уровень обработки помогает уменьшить количество избыточной информации, которую зрительная кора должна будет сортировать, ускоряя визуальную обработку. Затем аксоны ганглиозных клеток объединяются, образуя зрительный нерв, который передает сигналы от глаз к таламусу, а затем к первичной зрительной коре затылочной доли.
В первичной зрительной коре начинает формироваться зрительная информация. пиксели становятся линиями, которые становятся фигурами, которым затем придают текстуру и цвет. Зрительная информация проходит от ЖЭ к зрительным ассоциативным областям, а затем по дорсальному и вентральному путям. Дорсальный путь переходит в теменную долю, где мы обрабатываем информацию о расположении объектов, которые видим. Вентральный путь проходит через височную долю, где мы обрабатываем информацию, связанную с называнием и идентификацией объектов.
Цветовое зрение
Цветовое зрение — плохо изученное явление. Трихроматическая теория и теория противоположного процесса объясняют некоторые элементы цветового зрения, но не все. Трихроматическая теория объясняет базовую обработку цвета, а также такие явления, как цветовая слепота . Дальтонизм — это неспособность различать цвета из-за неправильного набора чувствительных к красному, зеленому или синему цвету колбочек. Это рецессивный признак, передающийся по Х-хромосоме, что означает, что он гораздо чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Вы можете пройти тест на дальтонизм здесь .
Теория противоположного процесса объясняет визуальные явления, такие как остаточные изображения. Основная теория включает в себя чередующиеся модели стимуляции и торможения, и остаточное изображение возникает, когда стимуляция одной части пары колбочек внезапно прекращается, вызывая реципрокную стимуляцию другого члена пары. Например, посмотрите на картинку ниже в течение 60 секунд, а затем посмотрите на пустую стену или пустое пространство.
Прослушивание (прослушивание)
Слух – это обнаружение вибрирующих волн, распространяющихся по воздуху или какой-либо другой среде. Звуковые волны определяются длиной волны и амплитудой, как и световые волны. Однако уши (и мозг) интерпретируют длину волны (частоту) и амплитуду как высоту и громкость . Тембр , представляющий собой уникальное качество звука, производимого объектом, является продуктом резонирующих частот, проходящих через структуру объекта; вот почему голоса людей звучат по-разному, даже когда они поют одну и ту же ноту. Черепа и зубы разной формы производят разные резонирующие частоты.
Путь к слуху начинается со звуковых волн, которые распространяются по воздуху, принимаются ушной раковиной (мясистая часть наружного уха), а затем направляются через структуры среднего и внутреннего уха. Более или менее структуры наружного уха (ушная раковина, слуховой проход и барабанная перепонка) и среднего уха (косточки) функционируют для сохранения амплитуды. Повреждение этих структур приводит к тому, что звуковые волны теряют громкость, что приводит к кондуктивной глухоте. Структуры внутреннего уха (улитка, базилярная мембрана и волосковые клетки) отвечают за трансдукцию. Волосковые клетки являются сенсорными рецепторами звука, и повреждение рецепторов приводит к глухоте нервов.
Восприятие высоты звука подобно цветовому зрению в том смысле, что оно не полностью понято. Существует несколько различных теорий, каждая из которых основана на различной интерпретации того, как устроена улитка. Теория частоты предполагает, что вся базилярная мембрана вибрирует с частотой звуковых волн, поэтому восприятие высоты звука основано исключительно на частоте звука. Теория места, с другой стороны, предполагает, что базилярная мембрана устроена как клавиатура, а волосковые клетки организованы в порядке чувствительности к длине волны. Восприятие высоты звука по этой модели основано на том, что часть мембраны вибрирует.
Химические чувства
Вкус и обоняние (вкус и обоняние соответственно) называются химическими чувствами, потому что сенсорные рецепторы обоих реагируют на физический, химический состав веществ на молекулярном уровне. Поскольку они реагируют на одни и те же виды информации, эти чувства часто работают вместе.
Запах возникает, когда молекулы различных веществ вступают в контакт с волокнами обонятельных нервов внутри носовой полости. Исследования показали, что эти нервы реагируют на узор, созданный молекулярной структурой вещества, помогая нам идентифицировать источник запаха. Как только эти клетки стимулируются, сигналы от обонятельной луковицы посылаются в височную долю для идентификации и в лимбическую систему. Связь с лимбической системой подчеркивается тем фактом, что воспоминания об запахе, как правило, более устойчивы, чем другие воспоминания (хотя мы помним меньше о том, ГДЕ мы почувствовали запах объекта, чем о том, ЧЕМ этот объект был), а запахи обладают уникальной способностью вызывать эмоциональные реакции. Многие люди обнаруживают, что у них есть воспоминания о запахах с младенчества, хотя у большинства людей нет «повествовательных» воспоминаний, пока им не исполнится три или четыре года. Это может помочь объяснить силу феромонов — не только запахи бессознательно влияют на наши эмоции, но и наш первый опыт феромонов исходит от наших родителей. Это может объяснить образ людей, вступающих в брак или романтических отношений с людьми, похожими на их собственных родителей.
Вкус сам по себе является относительно слабым чувством. Слюна расщепляет пищу на химические компоненты, и эти молекулы обнаруживаются сенсорными рецепторами, расположенными во вкусовых рецепторах. Эти рецепторы расположены на языке, нёбе, внутренней стороне щек и задней части горла. Раньше ученые считали, что вкусовая чувствительность привязана к определенным областям рта, но теперь считают, что рецепторы различных вкусов (соленого, сладкого, кислого, умами и горького) распространены по всей полости рта. Вкус усиливается запахом; когда вы жуете, пища распыляется и выталкивается в носовую полость, где она «пахнет». Вот почему заложенность носа может сделать пищу безвкусной.
Осязание
То, что мы называем «осязанием», на самом деле является комбинацией температуры и давления. Температура, как внутренняя, так и внешняя, определяется терморецепторами. Давление определяют по тельцам Пачини. Оба они расположены в коже, хотя некоторые из них также существуют во внутренних органах. Информация о температуре поступает в теменную долю и гипоталамус. Информация о давлении также поступает в теменную долю; та часть теменной доли, которая отвечает за интерпретацию этой информации, называется соматосенсорной корой. SSC организован таким образом, что области тела с большим количеством сенсорных рецепторов имеют пропорционально большую сеть нейронов, предназначенных для обработки этой информации. Это означает, что на руки, губы и лицо приходится больше всего мозгового вещества; они являются наиболее чувствительными частями тела.
Болевое ощущение и восприятие
Болевые рецепторы расположены в коже, костях, мышцах, фасциях и органах и называются ноцирецепторами. Их стимулируют физические повреждения, в том числе стресс. Болевые сигналы проходят по двум путям: А-дельта (или быстрые ) волокна миелинизированы и передают информацию о повреждении в соматосенсорную кору. Этот путь полезен, когда нам нужно выяснить, что является источником боли. Это вызывает интенсивную, кратковременную боль, которая связана с немедленным повреждением. С-волокна медленнее и передают свои сигналы в лимбическую систему. Эти волокна производят длительную, пульсирующую боль, которая имеет сильный эмоциональный компонент. Волокна С также вырабатывают вещество Р, усиливающее болевые сигналы.
На восприятие боли влияют психологические факторы. Теория контроля ворот боли предполагает, что мозг анализирует травму, а затем посылает сигналы в спинной мозг, чтобы открыть или закрыть болевые ворота в зависимости от психологических, ситуационных или социальных факторов. Например, люди, которые считают, что они в безопасности и контролируют ситуацию, испытывают меньше боли, чем люди, которые напуганы, теряют контроль или не знают, как реагировать. Травма в конечном итоге приводит к выбросу эндорфинов, которые притупляют боль и вызывают легкую эйфорию.
Чувства тела: равновесие и расположение
Наше чувство равновесия называется вестибулярным чувством, и эти рецепторы расположены во внутреннем ухе. В частности, они расположены в вестибулярных мешках в полукружных каналах. Сдвиги в положении вашего тела вызывают сдвиги жидкости в этих мешочках, которые действуют как уровни, чтобы мы могли ощущать нашу ориентацию. Эта информация интерпретируется мозжечком. Наше ощущение телесного местоположения, с другой стороны, является кинестетическим чувством. Рецепторы кинестетических ощущений называются проприорецепторами и расположены в мышцах и суставах. Они обнаруживают движение мышц и суставов и помогают нам сохранять ощущение того, где наши конечности находятся по отношению к остальному телу.
Восприятие Обычно
Считается, что восприятие происходит на двух уровнях: нисходящем и восходящем. Они соответствуют нашему уровню опыта с вещью. Как правило, чем меньше мы знакомы с объектом, ситуацией или проблемой, тем больше мы полагаемся на данные, которые помогут нам понять их. Эта управляемая данными обработка (восходящая) больше связана с идентификацией, чем с интеграцией и анализом. По мере того, как мы расширяем наш опыт работы с объектом, мы переходим к обработке сверху вниз; наше возросшее понимание позволяет нам делать общие выводы, не собирая все доступные данные.
Гештальт-психолог Макс Вертхаймер подчеркивал, что в целом мы склонны воспринимать объекты целиком (гештальты), а не их части. Другими словами, у нас есть естественное предпочтение обработки данных сверху вниз, что объясняет, почему задачи восходящего типа менее интуитивны и требуют больше энергии. Гештальтисты определили ряд принципов, которые, по-видимому, объясняют восприятие, включая отношения фигуры и фона, перцептивную группировку и закон простоты.
С этими гештальт-принципами связаны принципы постоянства восприятия. Перцептивное постоянство позволяет нам распознавать объекты, несмотря на незначительные изменения в размере, расположении, форме или цвете. По сути, это еще одно применение идеи о том, что мы воспринимаем «целое», а не детали — незначительные изменения в деталях не изменят нашего восприятия целого. Вот почему вы можете идентифицировать своих друзей, даже если они одеваются по-другому или подстригаются.
Иллюзии восприятия
Иллюзии восприятия — это устройства, использующие преимущества нашего способа организации информации, чтобы обманом заставить нас видеть неточные вещи. Например, обычно мы используем интерпозицию, чтобы воспринимать глубину; иллюзия луны возникает потому, что мы воспринимаем луну как находящуюся за знакомыми объектами и интерпретируем это так, что луна находится дальше (и, следовательно, больше), чем она есть на самом деле. Термин «набор восприятия» относится к нашей склонности интерпретировать информацию идиосинкразическим образом в зависимости от того, что мы привыкли видеть. Вот почему иллюзия Мюллера-Лайера оказывает большее влияние на людей, выросших в городских западных обществах.
Восприятие глубины
Зрительное восприятие глубины определяется двумя видами признаков: монокулярными (требуется только один глаз) и бинокулярными (требуются два глаза). Монокулярные сигналы — это то, как мы видим глубину на двумерной поверхности, например на картине. Относительный размер, перекрытие (интерпозиция), градиент текстуры и линейная перспектива — все это позволяет нам «видеть» третье измерение, даже если на самом деле их всего два. Бинокулярные сигналы (конвергенция и диспаратность сетчатки) позволяют нам видеть истинную глубину в трехмерной среде, но для их эффективного использования требуется оба глаза. По этой причине люди, слепые на один глаз или страдающие амблиопией (ленивым глазом), могут не видеть глубины так четко, как люди с нормальным зрением на оба глаза.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была опубликована в разделе Резюме главы, ощущение и восприятие с пометкой дельта-волокна, остаточное изображение, прослушивание, баланс, восходящая обработка, с-волокна, улитка, цвет, цвет зрение, дальтонизм, конусы, роговица, восприятие глубины, ямка, ганглиозные клетки, теория управления воротами боли, гештальт, вкус, волосковые клетки, слух, иллюзии, внутреннее ухо, кинестетическое чувство, среднее ухо, ноцирецепторы, обоняние, обонятельная луковица, противник теория процесса, зрительный нерв, наружное ухо, боль, восприятие, перцептивное постоянство, перцептивная установка, высота звука, проприорецепторы, сетчатка, палочки, ощущение, сенсорные рецепторы, обоняние, резюме, вкус, вкусовые рецепторы, нисходящая обработка, трансдукция, трихроматическая теория , зрение, длина волны. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
ЧЕЛОВЕК: общая модель межличностного восприятия
. 2004;8(3):265-80.
doi: 10.1207/s15327957pspr0803_3.
Дэвид Кенни 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Коннектикутский университет, Сторрс 06269-1020, США. [email protected]
- PMID: 15454349
- DOI: 10.1207/s15327957pspr0803_3
Дэвид Кенни. Pers Soc Psychol Rev. 2004.
. 2004;8(3):265-80.
дои: 10.1207/s15327957пспр0803_3.
Автор
Дэвид Кенни 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Коннектикутский университет, Сторрс 06269-1020, США. [email protected]
- PMID: 15454349
- DOI: 10.1207/s15327957pspr0803_3
Абстрактный
Разработана общетеоретическая модель межличностного восприятия под названием ЛИЧНОСТЬ (личность, ошибка, остаток, стереотип, мнение, норма). Эта модель репараметризирует модель средневзвешенного значения (WAM; Kenny, 1991; Kenny, Albright, Malloy, & Kashy, 1994) на шесть компонентов. Два из этих компонентов относятся к категориальной информации, а четыре — к поведенческой информации. На основе формальной модели, для которой параметры оцениваются на основе предыдущих исследований, разработано несколько следствий. Модель ЧЕЛОВЕК может объяснить низкий уровень консенсуса в восприятии человека, тот факт, что консенсус не увеличивается с увеличением знакомства, сильную стабильность межличностных суждений, эффект самоуверенности и тот факт, что краткосрочные суждения иногда столь же точны, как и долгосрочные. -срочные суждения. Модель ЧЕЛОВЕКа обычно предсказывает, что знакомство не так важно в восприятии человека, как обычно считается.
Похожие статьи
Что вы узнаете о человеке со временем? Взаимосвязь между продолжительностью знакомства и консенсусом и согласием с самим собой в суждениях о личности.
Biesanz JC, West SG, Millevoi A. Biesanz JC и соавт. J Pers Soc Psychol. 2007 г., январь; 92 (1): 119–35. дои: 10.1037/0022-3514.92.1.119. J Pers Soc Psychol. 2007. PMID: 17201547
-
Общая модель консенсуса и точности в межличностном восприятии.
Кенни Д.А. Кенни Д.А. Psychol Rev. 1991 Apr; 98(2):155-63. doi: 10.1037/0033-295x.98.2.155. Психологическое издание 1991 г. PMID: 2047511 Обзор.
Модель двойной линзы: всеобъемлющая основа для понимания согласия с другими суждениями личности при нулевом знакомстве.
Hirschmüller S, Egloff B, Nestler S, Back MD. Hirschmüller S, et al. J Pers Soc Psychol. 2013 февраль; 104(2):335-53. doi: 10.1037/a0030383. Epub 2012 8 октября. J Pers Soc Psychol. 2013. PMID: 23046068
Консенсус в межличностном восприятии: знакомство и большая пятерка.
Кенни Д.А., Олбрайт Л., Маллой Т.Е., Каши Д.А. Кенни Д.А. и соавт. Психологический бык. 1994 сент.; 116(2):245-58. doi: 10.1037/0033-2909.116.2.245. Психологический бык. 1994. PMID: 7972592 Обзор.
Память человека и суждение.
Срулл Т.К., Уайер Р.С. мл. Срулл Т.К. и др. Psychol Rev. 1989, январь; 96 (1): 58–83. doi: 10.1037/0033-295x.96.1.58. Психологическое издание 1989 г. PMID: 2648446 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Расшифровка регулятора: точность и предвзятость в суждениях о регулировании эмоций.
Элдесуки Л., Го Ю., Бентли К., Инглиш Т. Эльдесуки Л. и соавт. Воздействовать на науку. 2022 10 октября; 3 (4): 827-835. doi: 10.1007/s42761-022-00144-3. электронная коллекция 2022 дек. Воздействовать на науку. 2022. PMID: 36519150
Разбейте лед: обзор социально осознанного взаимодействия при первых встречах человека и робота.
Авелино Х., Гарсия-Маркес Л., Вентура Р., Бернардино А. Авелино Дж. и др. Int J Soc Robot. 2021;13(8):1851-1877. doi: 10.1007/s12369-020-00720-2. Epub 2021 8 января. Int J Soc Robot. 2021. PMID: 33437327 Бесплатная статья ЧВК.
Восприятие учащихся при измерении педагогического поведения в шести странах: подход многогруппового подтверждающего факторного анализа к инвариантности измерений.
Андре С., Маулана Р., Хелмс-Лоренц М., Телли С., Чун С., Фернандес-Гарсия К.М., де Ягер Т., Ирнидаянти Ю., Инда-Каро М., Ли О., Сафрина Р., Кутзи Т., Чон М. Андре С и др. Фронт Псих. 2020 21 фев; 11:273. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00273. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32153478 Бесплатная статья ЧВК.
Прогнозирование романтического интереса при нулевом знакомстве: свидетельство половых различий в восприятии черт, но не в предикторах интереса.
Олдербак С.Г., Малтер Ф., Вольф PSA, Джонс Д.Н., Фигередо А.Дж. Олдербак С.Г. и соавт. Евро J Перс. 2017 янв-февраль;31(1):42-62. дои: 10.1002/пер.2087. Epub 2017 6 января. Евро J Перс. 2017. PMID: 28736483 Бесплатная статья ЧВК.
Работа с продольными циклическими данными: модель роста социальных отношений.