Восприятием называется психический процесс, суть которого
Заказать тест
Написать в Telegram
Написать в WhatsApp
» Вопрос » Восприятием называется психический процесс, суть которого
Поделитесь знаниями!
Вверх
Имя
Телефон
Примечание
Даю согласие на обработку свох персональных данных
Имя
Телефон
В каком вузе вы учитесь?
Какие тесты (дисциплины) нужно решить?
Примечание
Даю согласие на обработку свох персональных данных
- Автоматизированные системы обработки маркетинговой информации
- Авторское и патентное право
- Адвокатура
- Адвокатура и адвокатская деятельность
- Административная ответственность и юрисдикция
- Административное право
- Акционерное право
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций
- Анализ хозяйственной деятельности
- Английский язык
- Антикризисное управление
- Антимонопольное законодательство
- Антимонопольное регулирование в сфере защиты конкуренции
- Арбитражный процесс
- Банковское право
- Безопасность жизнедеятельности
- Бизнес-планирование
- Биология
- Ботаника
- Бухгалтерский учет, анализ и аудит
- Бюджетная система РФ
- Валютная политика и регулирование внешнеэкономической деятельности
- Введение в специальность
- Внешнеэкономическая деятельность
- Военное право
- Возрастная анатомия и физиология
- Геология
- Геополитика
- Государственная политика в области противодействия коррупции
- Государственное и муниципальное управление
- Государственное обеспечение безопасности финансово-экономической деятельности
- Государственное регулирование экономики
- Государственное регулирование экономики социальной сферы
- Государственное управление собственностью
- Государственные и муниципальные финансы
- Гражданский процесс
- Гражданское и торговое право зарубежных стран
- Гражданское право
- Деловая этика и культура
- Деловые коммуникации
- Делопроизводство в государственном и муниципальном управлении
- Демография
- Деньги, кредит, банки
- Договорное право
- Документационное обеспечение государственного и муниципального управления
- Документационное обеспечение юридической деятельности
- Документоведение
- Жилищное право
- Журналистика
- Защита информации
- Защита прав потребителя
- Земельное право
- Избирательное право
- Инвестиции
- Инвестиционный менеджмент
- Инновационный менеджмент
- Интеллектуальное право
- Интеллектуальные системы и технологии
- Интернет-маркетинг
- Информатика
- Информационная логистика
- Информационное право
- Информационные системы в деятельности органов управления
- Информационные системы в экономике
- Информационные системы и технологии
- Информационные системы маркетинга
- Информационные технологии в менеджменте
- Информационные технологии в юридической деятельности
- Информационные технологии управления
- Использование основных фондов на предприятии
- Исследование систем управления
- Исследование социально-экономических и политических процессов
- История
- История государства и права зарубежных стран
- История государства и права России
- История государственного управления в России
- История мировых цивилизаций
- История отечественного государства и права
- История политических и правовых учений
- История философии
- История экономики и экономических учений
- Коммерческое право
- Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации
- Конституционно-правовые основы российского федерализма
- Конституционное право
- Конституционное право
- Конституционное право зарубежных стран
- Конституционное право России
- Конституционное правосудие
- Конфликтология и социальная психология
- Концепции современного естествознания
- Корпоративная социальная ответственность
- Корпоративное право
- Корпоративные финансы
- Криминалистика
- Криминология
- Культурология
- Латинский язык
- Логика
- Логистика
- Макроэкономика
- Маркетинг
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- Маркетинг и маркетинговые исследования
- Маркетинговое планирование
- Маркетинговые адаптационные стратегии развития региона
- Маркетинговые исследования
- Маркетинговые коммуникации
- Математика
- Международное право
- Международное уголовное право
- Международное частное право
- Международные отношения
- Международный маркетинг
- Менеджмент
- Методология маркетинговых исследований в регионе
- Методы исследования и прогнозирования
- Методы реинжиниринга
- Микроэкономика
- Мировая экономика
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Муниципальная служба
- Муниципальное право
- Муниципальное управление
- Налоги и налогообложение
- Налоговая система и налоговая политика
- Налоговое планирование
- Налоговое право
- Наследственное право
- Национальная экономика
- Нормы современного русского литературного языка
- Нотариат
- Обязательственное право
- Операционный менеджмент
- Ораторское искусство юриста
- Организационное поведение
- Организационное проектирование
- Организация и управление основных секторов экономики
- Организация маркетинга в регионе
- Организация предоставления муниципальных услуг
- Организация предпринимательской деятельности
- Основы аудита
- Основы борьбы с организованной преступностью
- Основы государственно-религиозных отношений
- Основы государственного и муниципального надзора и контроля
- Основы государственного и муниципального управления
- Основы диагностики социально-психологическoго состояния организации
- Основы математического моделирования социально-экономических процессов
- Основы менеджмента
- Основы нормотворчества
- Основы оперативно-розыскной деятельности
- Основы организации стратегического планирования развития муниципального образования и выбор стратегии развития
- Основы права
- Основы социального государства
- Основы социального прогнозирования
- Основы теории национальной безопасности
- Оценка недвижимости, машин, оборудования и транспортных средств
- Планирование и прогнозирование в условиях рынка
- Планирование и прогнозирование доходной и расходной части бюджета
- Планирование и прогнозирование экономических процессов
- Планирование и проектирование организаций
- Поведение потребителя
- Политология
- Права человека
- Право
- Право интеллектуальной собственности
- Право социального обеспечения
- Правовая информатика
- Правоведение
- Правоведение
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности
- Правовое обеспечение формирования, обращения и оценки собственности
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Правовые и организационные механизмы противодействия коррупционным проявлениям в органах власти
- Правовые основы государственной гражданской службы
- Правовые основы государственной и муниципальной службы в России
- Правовые основы местного самоуправления
- Правовые основы российского государства
- Правовые системы стран мира
- Правоохранительные органы
- Предпринимательское право
- Прикладная политология
- Прикладная социология
- Проблемы теории государства и права
- Прогнозирование и планирование
- Производственный менеджмент
- Прокурорский надзор
- Профессиональная этика
- Психология
- Психология и педагогика
- Психология общения
- Психология управления и организационная психология
- Развитие предпринимательства
- Разработка и правовая защита товара
- Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий
- Разработка управленческих решений
- Разработка управленческого решения
- Региональная инвестиционная политика и межбюджетные отношения
- Региональная коммуникационная политика
- Региональная экономика и управление
- Регионоведение
- Реклама в менеджменте. PR
- Религиоведение
- Римское право
- Риск-менеджмент
- Риторика
- Русский язык и культура речи
- Рынок ценных бумаг
- Самоменеджмент и самомотивация
- Связи с общественностью
- Семейное право
- Система государственного и муниципального управления
- Системный анализ
- Служебные преступления
- Современный менеджмент
- Социальная психология
- Социология
- Социология управления
- Специфика социологических исследований на региональном уровне
- Сравнительное государствоведение
- Сравнительное правоведение
- Статистика
- Стратегический и оперативный контроль
- Стратегический менеджмент
- Страхование
- Страхование в социальной сфере
- Судебная бухгалтерия
- Судебная медицина
- Судебная риторика
- Судебно-правовая реформа
- Таможенное право
- Теоретические основы квалификации преступлений
- Теоретические основы местного самоуправления и организации муниципального хозяйства
- Теория государства и права
- Теория макроэкономической динамики
- Теория менеджмента
- Теория организации
- Теория управления
- Территориальная организация населения
- Территориальный бюджет
- Технологии управления персоналом
- Топливно-Энергетический Комплекс
- Трудовое право
- Уголовно-исполнительное право
- Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью
- Уголовно-правовая защита прав и свобод личности
- Уголовно-процессуальное право
- Уголовное право
- Уголовное право зарубежных стран
- Уголовный процесс
- Управление государственной собственностью на основе оценки рыночной стоимости
- Управление государственными и муниципальными закупками
- Управление маркетингом
- Управление непромышленной сферой
- Управление общественными отношениями
- Управление персоналом
- Управление проектами
- Управление развитием муниципальных образований
- Управление развитием отраслей региона
- Управление финансовыми рисками
- Управление человеческими ресурсами
- Управленческий анализ
- Управленческий консалтинг
- Учет и анализ
- Физическая культура
- Философия
- Философия политики и права
- Финансовая математика
- Финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций
- Финансово-экономическая безопасность
- Финансовое право
- Финансовые аспекты маркетинга
- Финансовые основы государственного и муниципального управления
- Финансовый контроль
- Финансовый менеджмент
- Финансы
- Финансы и кредит
- Финансы организации
- Хозяйственное право
- Ценообразование
- Цикличность экономического развития
- Цифровые технологии в менеджменте
- Частная детективная и охранная деятельность
- Экологическая безопасность
- Экологическое право
- Экология
- Экология территорий
- Эконометрика
- Экономика
- Экономика и планирование социальной сферы
- Экономика общественного сектора
- Экономика организации
- Экономика региона
- Экономика труда и занятости
- Экономика, организация и планирование промышленного производства
- Экономическая география и регионалистика
- Экономическая оценка инвестиций
- Экономическая теория
- Экономический анализ
- Экономический менеджмент
- Этика и культура речи
- Этика и культура управления
- Юридическая педагогика
- Юридическая психология
- Юридическая техника
Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира.
* Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой, четкой границы между этими процессами нет – они взаимопереходят друг в друга.
* Однако между ними существуют коренные различия: Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений.
Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. |
Восприятие часто называют перцептивной системой человека.
Фазы восприятия.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Известно, что мозг человека обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти.
В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как активную перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Результат восприятия – психический образ объекта |
В формировании перцептивного образа принимает участие мышление. Процесс восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует память. Иными словами, способ классификации воспринимаемых явлений тесно связан с предыдущим жизненным опытом.
Таким образом, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:
1. Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей). На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать). На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
3. Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти). На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
4. Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, “называние объекта”). На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, осознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.
Виды восприятия.
Опираясь на современную психологическую литературу, выделяют несколько вариантов классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:
зрительное,
слуховое,
осязательное,
кинестетическое,
обонятельное
вкусовое восприятие.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:
восприятие пространства,
восприятие времени
восприятие движения.
Восприятие пространства и времени
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего того, что человек воспринимает. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов.
При этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях.
К пространственным свойствам предмета относятся:
— величина,
— форма,
— положение в пространстве.
В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.
Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление материального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.
Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен.
1. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно.
2. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.
Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.
Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.
Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный.
Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помогает человеку ориентироваться во времени.
Свойства восприятия.
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:
1. предметность,
2. целостность,
3. структурность,
4. константность,
5. осмысленность,
6. избирательность.
1. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Предметность – это соотнесенность образа с предметом. Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента (движения руки, микро- и макродвижения глаз).
2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
4. Константность относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изменении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изображения, как если бы он находился рядом.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность, таким образом, уменьшает разнообразие внешнего мира, экономит объем памяти, уменьшая описание образов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта.
Константность — это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия.
Виды константности восприятия:
константность формы,
константность размера, величины,
константность глубины,
константность скорости,
константность цвета.
Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются верно — это константность формы. Решающим в восприятии константности формы является регистрируемая информация о наклоне объекта, если такая информация отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для константности формы можно использовать различную удаленность его сторон, т.е. константность размера.
Константность величины — относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности.
Константность глубины — независимость видимой глубины между двумя точками от их абсолютной удаленности.
Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость смещения ретинального изображения. Поэтому движение далеко расположенных объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени. На восприятие скорости влияют 2 параметра:1)характер окружения 2)адекватность информации о расстоянии.
Константность цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Явление константности цвета обуславливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.
5. Осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.
6. Избирательность. Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.
Содержание восприятия определяется и личностными особенностями человека, а именно: мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.
Феномены восприятия
Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии ЗАКОНЫ ГЕШТАЛЬТА.
Что такое психология? — Определение психологии
Определение психологии
Что такое психология? Можно ли дать определение психологии? Да, согласно веб-сайту Американской психологической ассоциации: «Психология — это изучение разума и поведения». Нет, возражают другие. Психология охватывает различные области и приложения; мы можем указать на них по отдельности, но мы не можем определить сущность, разделяемую всеми. Определение психологии обсуждалось на протяжении всей ее истории.
Философы всегда размышляли о природе разума. В 1800-х годах физиологи, изучающие чувства, были озадачены и теоретизировали о человеческом восприятии. Неврологи заметили травмы головного мозга, влияющие на психические процессы. В 1879 г. Вильгельм Вундт видел в этих течениях необходимость самостоятельной науки, науки непосредственного опыта, систематического анализа сознательного человеческого субъективного мира.
В 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как «науку о психической жизни… ее явлениях и их условиях. Феноменами являются… чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное» 9.0006 (стр. 1). И Вундт, и Джеймс основали первые лаборатории для изучения опыта взрослых: человеческого восприятия, познания и чувств. С тех пор эти темы были частью экспериментальной (лабораторной) психологии, хотя методы и концепции радикально изменились. Биопсихология, сочетающая физиологические исследования с изучением психических процессов, также является активной современной областью.
Расширения и модификации психологии
Но является ли психология просто изучением человеческого сознания? Не со времен Зигмунда Фрейда. Основываясь на тематических исследованиях пациентов, Фрейд настаивал на том, что бессознательные процессы занимают центральное место в понимании человеческой личности и ее мотивов. (Изучение личности остается важной современной областью.)
Поведение животных стало частью психологии в 1897 году. Тогда Эдвард Л. Торндайк, интересующийся эволюцией разума, приводил в свою лабораторию различных животных и изучал процессы их обучения. Так началась сравнительная психология, раздел, который сравнивает поведение разных видов. И дети стали частью заботы психологии, когда Дж. Стэнли Холл и другие взялись за изучение развития ума от младенчества до зрелости, подобласть психологии развития.
Первоначально психология занималась универсальными качествами опыта. Количественное изучение человеческих различий началось вскоре после того, как математики изобрели статистику. Фрэнсис Гальтон в 1884 году и Альфред Бине в 1905 году использовали статистику при построении тестов для измерения интеллекта. Статистика сейчас используется во многих подобластях, и оценка человеческих различий остается активной подобластью.
В 1913 году Джон Уотсон призвал к новому определению предмета и метода психологии. Единственный способ превратить психологию в настоящую науку — это основывать ее на систематических наблюдениях за поведением. Психология должна полностью отказаться от изучения психической жизни и стать наукой о поведении. Психологи-исследователи вняли его призыву основывать свою область на систематике. Повторяемые поведенческие наблюдения — позицию, которой сегодня придерживаются многие, но не все. Хотя некоторые продолжали изучать психические процессы, часто путем выводов из поведения (Вольфганг Келер, Жан Пиаже), господствующая экспериментальная психология приняла это определение: Психология – это наука о поведении .
Несколько направлений сошлись в середине века, чтобы вернуть психические процессы в основное русло экспериментальной психологии. Компьютеры, машины, обрабатывающие информацию, вдохновили исследователей на изучение того, как люди обрабатывают информацию, когда они воспринимают и думают. Развитие лингвистики вдохновило психологов на изучение психических процессов, лежащих в основе языка, что сделало психолингвистику основной областью. Работы Пиаже, многие из которых были написаны ранее, были признаны важным вкладом в когнитивное развитие. Джордж Миллер (1962) учебник объявил новый акцент в своем названии: «Психология: наука о психической жизни» (но еще в 1997 г. Карлсон назвал свой текст «Психология: наука о поведении»).
Факторы вне психологии также расширили предмет психологии. События, связанные со Второй мировой войной, дали толчок развитию социальной психологии (области, граничащей с социологией), поскольку к небольшому коллективу, изучавшему влияние социальной жизни на психологические процессы, присоединилось много новых исследователей. Социальные психологи теперь сосредоточились на таких темах, как межличностные отношения, социальное влияние, отношение и изменение отношения, предрассудки и разрешение конфликтов, как и сегодня.
Прикладные области психологии
Большинство определений подчеркивают психологию как область изучения. Но если психология — это то, чем занимаются психологи, приложения, а также области исследований являются определяющими частями поля, и так было почти с самого начала.
Фрейд построил свою психоаналитическую модель психики в связи с развитием психотерапии. Сам будучи врачом, он понял, что медицинские степени не нужны для занятий психотерапией. Сегодня психотерапевт может быть психиатром (со степенью доктора медицины), клиническим психологом или психологом-консультантом (со степенью доктора философии или психиатрии) или социальным работником (со степенью магистра медицины). Некоторые психотерапевты являются психоаналитиками; некоторые поведенческие; некоторые когнитивные; третьи опираются на другие традиции или создают свои собственные смеси.
Появились и другие прикладные профессии. Педагоги-психологи работают со школами и учебными планами. Промышленные, организационные и инженерные психологи работают в организационных условиях и решают такие проблемы, как организация работы, выбор рабочих или проектирование машин, которые людям легко использовать. Эксперты по психологическому тестированию применили свой опыт для разработки тестов специально для прикладных условий, таких как образование, промышленность и армия. Прикладные когнитивные психологи работают с искусственным интеллектом, используя знания о решении человеческих проблем, чтобы сделать машины «умнее». Некоторые прикладные социальные психологи занимаются разрешением конфликтов; другие проводят исследования и опросы. Психологи здоровья применяют принципы, например, как уменьшить стресс, чтобы улучшить физическое самочувствие. Судебные психологи применяют принципы к различным видам деятельности в правовой системе.
Последние разработки в психологии
Предмет психологии продолжает расширяться. В последнее время психологи, обеспокоенные окружающей средой, разработали экологическую психологию. Новая чувствительность к различиям в человеческом опыте породила такие области, как культурная психология (которая граничит с антропологией), психология женщин, афроамериканская психология и подполя внутри подполей (например, в рамках психологии развития изучение старения). Некоторые психологи вернулись к истокам психологии в философии, изучая и размышляя над предположениями и последствиями различных философских и психологических подходов (подполей теоретической и философской психологии).
Психологи продолжают спорить о методах психологии. Сторонники новой подобласти, нарративной психологии, задаются вопросом, должна ли психология вообще определять себя как науку, и предлагают методы, типичные для литературоведения, такие как поиск тем по мере того, как люди рассказывают свои истории. Многие другие не согласны. Они опираются на все более сложные лабораторные и статистические методологии и считают их необходимыми для научной базы психологии.
Среди всего этого разнообразия подполей и приложений, среди всех этих разногласий по поводу метода и предмета, есть ли способ охарактеризовать то, что делает психологию психологией? Некоторые говорят нет. Другие чувствуют общую заботу всех психологов, будь то фундаментальные исследования — от биопсихологии до культурной психологии — или приложения. Один из способов выразить эту общую озабоченность таков: психологи изучают осмысленные действия индивидов и их состояния: действия в уме как психические процессы или наблюдаемые как поведение, возможно, сознательное, а возможно, и нет: прежде всего человеческая деятельность, но также и деятельность животных; действия, характерные для человека, социального контекста или культуры, или универсальные для человека: значения, раскрываемые в действиях в отдельном эпизоде или в моделировании всей жизни.
Ссылки:
- Аш, С. (1987). Социальная психология. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Баарс, Б. Дж. (1986). Когнитивная революция в психологии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Карлсон, Н. Р. (1997). Психология: наука о поведении. Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.
- Глейтман, Х. (1996). Психология. Нью-Йорк: Нортон.
- Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии. Нью-Йорк: Генри Холт.
- Кох С. и Лири. DE (ред.). (1985). Век психологии как науки. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Лихи, Т. Х. (1993). История современной психологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Миллер, Джорджия (1962). Психология: наука о психической жизни. Рединг, Массачусетс: Аддисон Уэсли.
Психология анализа интеллекта
Психология анализа интеллекта
Центр исследования разведки
Центральное разведывательное управление
1999
Думая о мышлении
Из множества проблем, препятствующих точному анализу интеллекта, те, что связаны с человеческими психическими процессами, безусловно, являются одними из самых важных и трудных для решения. Анализ интеллекта — это, по сути, умственный процесс, но пониманию этого процесса мешает отсутствие сознательного понимания работы нашего собственного разума.
Основной вывод когнитивной психологии заключается в том, что люди не имеют сознательного опыта большей части того, что происходит в человеческом уме. Многие функции, связанные с восприятием, памятью и обработкой информации, выполняются до и независимо от какого-либо сознательного направления. То, что спонтанно появляется в сознании, есть результат мышления, а не процесс мышления.
Слабости и предубеждения, присущие процессам человеческого мышления, можно продемонстрировать с помощью тщательно спланированных экспериментов. Их можно смягчить путем сознательного применения инструментов и методов, которые должны быть в наборе инструментов аналитического ремесла всех аналитиков разведки.
*******************
» Когда мы говорим об улучшении ума, мы обычно имеем в виду получение информации или знаний или тип мыслей, которые человек должен иметь, а не фактическое функционирование ума. Мы уделяем мало времени мониторингу наше собственное мышление и сравнение его с более изощренным идеалом». 11
Когда мы говорим об улучшении анализа разведданных, мы обычно имеем в виду качество написания, типы аналитических продуктов, отношения между аналитиками разведывательных данных и потребителями разведывательных данных или организацию аналитического процесса. Мало внимания уделяется улучшению мышления аналитиков.
Аналитическое мышление — это такой же навык, как столярное дело или вождение автомобиля. Этому можно научить, этому можно научиться, и оно может улучшиться с практикой. Но, как и многие другие навыки, такие как езда на велосипеде, этому не учатся, сидя в классе и слушая, как это делать. Аналитики учатся, делая. Большинство людей достигают, по крайней мере, минимально приемлемого уровня аналитической производительности с небольшими сознательными усилиями, помимо получения образования. Однако, приложив большие усилия и упорный труд, аналитики могут достичь уровня совершенства, превосходящего то, что получается естественным образом.
Регулярный бег повышает выносливость, но не улучшает технику без профессионального руководства. Точно так же может потребоваться экспертное руководство для изменения давно устоявшихся аналитических привычек для достижения оптимального уровня аналитического мастерства. Аналитический тренерский штаб, помогающий молодым аналитикам оттачивать свое аналитическое мастерство, был бы ценным дополнением к обучению в классе.
Одним из ключей к успешному обучению является мотивация. Некоторые из лучших аналитиков ЦРУ развили свои навыки в результате аналитических неудач в начале своей карьеры. Неудача побудила их быть более осторожными в том, как они проводят анализ, и оттачивать свой мыслительный процесс.
Эта книга призвана помочь аналитикам разведки достичь более высокого уровня производительности. Он показывает, как люди выносят суждения на основе неполной и неоднозначной информации, и предлагает простые инструменты и концепции для улучшения аналитических навыков.
Часть I определяет некоторые ограничения, присущие психическим процессам человека. Часть II обсуждает аналитическое мастерство — простые инструменты и подходы для преодоления этих ограничений и более систематического мышления. Глава 8, «Анализ конкурирующих гипотез», возможно, является самой важной отдельной главой. Часть III представляет информацию о когнитивных искажениях — техническом термине для предсказуемых умственных ошибок, вызванных упрощенными стратегиями обработки информации. В последней главе представлен контрольный список для аналитиков и рекомендации о том, как менеджеры по анализу разведывательных данных могут помочь создать среду, в которой процветает аналитическое мастерство.
Герберт Саймон впервые выдвинул концепцию «ограниченной» или ограниченной рациональности. 12 Из-за ограниченности умственных способностей человека, утверждал он, разум не может напрямую справляться со сложностью мира. Скорее, мы строим упрощенную ментальную модель реальности, а затем работаем с этой моделью. Мы ведем себя рационально в рамках нашей ментальной модели, но эта модель не всегда хорошо приспособлена к требованиям реального мира. Концепция ограниченной рациональности получила широкое, хотя и не универсальное, признание как как точное изображение человеческого суждения и выбора, так и как разумная корректировка ограничений, присущих функционированию человеческого разума. 13
Многочисленные психологические исследования восприятия, памяти, концентрации внимания и способности к рассуждению подтверждают ограничения нашего «ментального механизма», выявленные Саймоном. Многие ученые применяли эти психологические идеи для изучения международного политического поведения. 14 Аналогичная психологическая точка зрения лежит в основе некоторых работ, посвященных неудачам разведки и стратегической внезапности. 15
Эта книга отличается от этих работ в двух отношениях. Он анализирует проблемы с точки зрения аналитиков разведки, а не политиков. И он документирует влияние психических процессов в основном с помощью экспериментов в области когнитивной психологии, а не с помощью примеров из дипломатической и военной истории.
Основное внимание в этой книге уделяется освещению роли наблюдателя в определении того, что наблюдается и как это интерпретируется. Люди строят свою собственную версию «реальности» на основе информации, поступающей от органов чувств, но эта сенсорная информация опосредована сложными психическими процессами, которые определяют, на какую информацию обращать внимание, как она организована и какое значение ей приписывается. То, что люди воспринимают, насколько легко они это воспринимают и как они обрабатывают эту информацию после ее получения, сильно зависят от прошлого опыта, образования, культурных ценностей, ролевых требований и организационных норм, а также от специфики получаемой информации.
Этот процесс можно представить как восприятие мира через линзу или экран, который направляет и фокусирует и тем самым может искажать видимые изображения. Например, чтобы получить максимально четкое представление о Китае, аналитикам нужно нечто большее, чем просто информация о Китае. Им также необходимо понимать собственные линзы, через которые проходит эта информация. Эти линзы известны под многими терминами — ментальными моделями, установками, предубеждениями или аналитическими предположениями.
В этой книге термины «ментальная модель» и «установка мышления» используются более или менее взаимозаменяемо, хотя ментальная модель, вероятно, лучше развита и сформулирована, чем «установка мышления». Аналитическое предположение является частью ментальной модели или образа мышления. Предубеждения, обсуждаемые в этой книге, являются результатом того, как работает разум, и не зависят от какой-либо существенной ментальной модели или мировоззрения.
Прежде чем получить лицензию на практику, психоаналитики должны сами пройти психоанализ, чтобы лучше понять, как их собственная личность взаимодействует с другими и обуславливает их наблюдения за другими. Практика психоанализа не была настолько успешной, чтобы его процедуры должны были подражать разведывательному сообществу и внешнеполитическому сообществу. Но аналогия подчеркивает интересный момент: аналитики разведки должны понять себя, прежде чем они смогут понять других. Обучение необходимо для (а) повышения самосознания в отношении общих проблем в том, как люди воспринимают и делают аналитические суждения о внешних событиях, и (б) предоставления руководства и практики в преодолении этих проблем.
Недостаточное обучение сосредоточено в этом направлении, т. е. в направлении собственных мыслительных процессов аналитика. Подготовка аналитиков разведки обычно означает обучение организационным процедурам, методологическим приемам или основным темам. Больше тренировочного времени следует посвящать умственному акту мышления или анализа. Просто ошибочно предполагается, что аналитики умеют анализировать. Эта книга предназначена для поддержки обучения, которое исследует процессы мышления и рассуждения, связанные с анализом интеллекта.
Как будет показано в следующей главе, установки и ментальные модели неизбежны. По сути, они представляют собой квинтэссенцию всего, что, как мы думаем, мы знаем о предмете. Проблема в том, как сделать так, чтобы разум оставался открытым для альтернативных интерпретаций в быстро меняющемся мире.
Недостаток установки в том, что она может окрашивать и управлять нашим восприятием до такой степени, что опытный специалист может быть одним из последних, кто увидит, что происходит на самом деле, когда события принимают новый и неожиданный оборот. Столкнувшись с серьезной сменой парадигмы, аналитики, которые больше всего знают о предмете, должны больше всего разучиться. Похоже, это произошло, например, до воссоединения Германии. Некоторых немецких специалистов пришлось подталкивать к тому, чтобы их более универсальные руководители признали значение драматических изменений, происходящих в процессе воссоединения Восточной и Западной Германии.
Преимущество менталитетов в том, что они помогают аналитикам своевременно выпускать продукцию и эффективно поддерживать работу между теми переломными событиями, которые становятся заголовками глав в книгах по истории. 16
Поколение назад немногие аналитики интеллекта были застенчивы и интроспективны в отношении процесса, с помощью которого они проводили анализ. Общепринятой мудростью была теория познания «здравого смысла», согласно которой для точного восприятия событий необходимо было только открыть глаза, посмотреть на факты и очиститься от всех предубеждений и предубеждений, чтобы вынести объективное суждение.
Сегодня значительно возросло понимание того, что аналитики разведки не подходят к своим задачам с пустыми мыслями. Они начинают с набора предположений о том, как обычно происходят события в области, за которую они несут ответственность. Хотя это измененное мнение становится общепринятым мнением, разведывательное сообщество только начало исследовать его последствия.
Если на понимание событий аналитиками сильно влияет образ мышления или ментальная модель, с помощью которых они воспринимают эти события, не следует ли провести дополнительные исследования для изучения и документирования влияния различных ментальных моделей? 17
Реакция разведывательного сообщества на многие проблемы заключается в сборе дополнительной информации, даже несмотря на то, что аналитики во многих случаях уже имеют больше информации, чем они могут переварить. Что нужно аналитикам, так это больше действительно полезной информации — в основном надежной HUMINT от знающих инсайдеров — чтобы помочь им принимать правильные решения. Или им нужна более точная ментальная модель и лучшие аналитические инструменты, которые помогут им разобраться, осмыслить и извлечь максимальную пользу из доступной двусмысленной и противоречивой информации.
Психологические исследования также предлагают аналитикам интеллекта дополнительные идеи, которые выходят за рамки этой книги. Проблемы не ограничиваются тем, как аналитики воспринимают и обрабатывают информацию. Аналитики разведки часто работают небольшими группами и всегда в контексте большой бюрократической организации. Проблемы присущи процессам, происходящим на всех трех уровнях — индивидуальном, малой группе и организационном. Эта книга посвящена проблемам, присущим мыслительным процессам аналитиков, поскольку они, вероятно, являются наиболее коварными. Аналитики могут наблюдать и чувствовать эти проблемы в малых группах и организационных процессах, но в лучшем случае очень трудно осознавать работу собственного разума.
Сноски
11 Джеймс Л. Адамс, Концептуальный блокбастер: Путеводитель по лучшим идеям (Нью-Йорк: В. В. Нортон, второе издание, 1980 г.), с. 3.
12 Герберт Саймон, Модели человека , 1957.
13 Джеймс Г. Марч, «Ограниченная рациональность, двусмысленность и разработка выбора», в книге Дэвида Э. Белла, Ховарда Райффа и Амоса Тверски, ред., Принятие решений: описательные, нормативные и предписывающие взаимодействия (Cambridge University Press, 1988).
14 Среди первых ученых, писавших на эту тему, были Джозеф Де Ривера, Психологическое измерение внешней политики (Колумбус, Огайо: Меррилл, 1968), Александр Джордж и Ричард Смок, Сдерживание в американской внешней политике Политика (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1974) и Роберт Джервис, Восприятие и неправильное восприятие в международной политике (Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1976).
15 Кристофер Брейди, «Ошибки разведки: плюс изменение Ca…» Разведка и национальная безопасность, Vol. 8, № 4 (октябрь 1993 г.). Н. Сигар, «Стратегическое мышление Ирака и война в Персидском заливе: план поражения», , Журнал стратегических исследований, , Vol. 15, № 1 (март 1992 г.). Дж. Дж. Виртц, . Наступление на Тет: провал разведки в войне (Нью-Йорк, 1991). Эфраим Кам, 9 лет0072 Неожиданная атака (издательство Гарвардского университета, 1988). Ричард Беттс, Внезапное нападение: уроки оборонного планирования (Брукингс, 1982). Авраам Бен-Цви, «Исследование внезапных атак», British Journal of International Studies , Vol. 5 (1979). Иран: оценка работы разведки до ноября 1978 г. (Отчет персонала, Подкомитет по оценке, Постоянный специальный комитет по разведке, Палата представителей США, январь 1979 г.). Ричард Беттс, «Анализ, война и решение: почему ошибки разведки неизбежны», стр. 9.0072 Мировая политика , Vol. 31, № 1 (октябрь 1978 г.). Ричард В. Шриок, «Посмертная программа разведывательного сообщества, 1973–1975», Studies in Intelligence , Vol. 21, № 1 (осень 1977 г.). Ави Шлайм, «Ошибки в оценках национальной разведки: случай войны Судного дня», World Politics , Vol. 28 (апрель 1976 г.). Майкл Гендель, Восприятие, обман и неожиданность: случай войны Судного дня (Иерусалим: Институт международных отношений Леонарда Дэвиса, Иерусалимский документ № 19, 1976). Клаус Кнорр, «Ошибки в оценках национальной разведки: дело о кубинских ракетах», World Politics , Vol. 16 (1964).
16 Эта формулировка взята из беседы с опытным аналитиком ЦРУ, писателем и учителем Джеком Дэвисом.
17 Работа Грэма Эллисона о кубинском ракетном кризисе ( Сущность решения , Little, Brown & Co., 1971) является примером того, что я имею в виду. Эллисон выделил три альтернативных предположения о том, как работает правительство: модель рационального субъекта, модель организационного процесса и модель бюрократической политики.