Принципы восприятия информации, облегчающие взаимодействие с сайтом
Не тратьте энергию пользователей почем зря
Увы, наш с вами мозг неохотно тратит энергию на решение задач, особенно ему не хочется расходовать эту драгоценную энергию на то, чтобы разобраться в каком-либо сайте.
Не зря ведь одна из самых знаменитых книг по юзабилити называется «Не заставляйте меня думать!». Только не считайте, что посетители вашего сайта глупые. Отнюдь. Просто они не хотят тратить слишком много энергии, чтобы разбираться с вашим сайтом.
Не будьте вампирами – не крадите силы у посетителей своего сайта! Более того, вы даже можете доставить посетителю удовольствие от взаимодействия с сайтом, воздействуя на мозг положительным образом. Для этого нужно помнить несколько простых принципов восприятия информации.
Рассмотрим актуальные для веб-сайтов приемы, за применение которых мозг скажет вам спасибо.
1. Группировка
Принцип группировки объектов – один из глобальных в интерфейсах. Группируя объекты по смыслу, будь то кнопки, ссылки, текст и заголовки, мы выстраиваем некую схему восприятия нашего сайта.
Чем нагляднее и логичнее сгруппированы все схожие по смыслу объекты на сайте, тем проще посетителю взаимодействовать с интерфейсом.
Наш мозг всегда объединяет объекты в группы, ему так проще воспринимать. Самый простой и очень важный пример группировки – это пункты меню на сайте. Не предлагайте посетителю более 5-7 пунктов. Любая группировка должна облегчать восприятие, иначе зачем она нужна? Если пунктов в меню получается слишком много, их лучше укрупнить.
Нарушения группировки: слишком много пунктов меню и способов группировки товаров
Для интернет-магазинов полезно не делать лишних группировок в каталоге, а вместо них просто сделать удобный фильтр, в котором можно выбрать необходимые параметры.
Очень много способов группировки товаров, при этом фильтр всего по 2-м параметрам
Ну и как бы ни была хороша группировка, не забывайте делать поиск на видном месте.
Нарушений группировки нет: главное и укрупненное меню каталога воспринимаются легко
2. Память на расположение постоянных элементов
Наш мозг помогает нам ориентироваться не только в реальном пространстве (города, квартиры, леса и т. п.), но и виртуальном (веб-сайты, компьютерная программы и игры).
При взаимодействии с сайтами мы привыкли видеть какие-то постоянные элементы на предназначенных для них местах. К примеру: шапка сайта всегда в самом верху, в ней есть название, логотип и телефон компании. Логотип в шапке, как правило, является ссылкой на Главную и расположен в верхнем левом углу, либо по центру. Подвал сайта всегда снизу и обычно содержит ссылки на основные разделы сайта.
И если мы заходим на сайт и не видим постоянных элементов на своих местах, то наш мозг теряется и пытается найти привычные ориентиры.
В первые секунды мозг растерялся: где же шапка сайта, на каком я сайте?
Если пользователь привык, что какой-то объект сайта находится на определенном месте, то не меняйте положение этого объекта. Исключение – заведомо неудачные интерфейсные решения, к которым, кстати, тоже можно привыкнуть. Но привыкнуть к ним будет гораздо сложнее, а отвыкнуть – проще. Доставьте потенциальному клиенту удовольствие: не заставляйте его искать привычные элементы в непривычных местах. Никогда не меняйте состав ссылок и внешний вид постоянных элементов (шапка и подвал) при переходе на внутренние страницы сайта, мозг ваших посетителей этого не одобрит, так как вы каждый раз будете нагружать его.
Шапка сайта на месте, в ней есть вся нужная информация
Наш мозг очень хорошо запоминает объекты по центру и по краям, уделяйте им больше внимания и размещайте там важную информацию.
3. Контрасты
В общем случае контраст – это разница между чем-либо. В интерфейсах используется несколько типов контрастов, причем они редко встречаются в чистом виде, обычно смешанные.
Контраст формы: мозг фокусируется на более сложных объектах и выделяет их среди простых.
Контраст цвета: мозг фокусируется на самом ярком элементе. Этим ярким элементом, как правило, выступает целевое действие.
Контраст цвета в норме: мозг без проблем фокусируется сначала на картинке, а потом на кнопке
Контраст размера: мозг фокусируется на самом большом объекте.
Нарушен контраст размера: мозг вынужден рассматривать логотип, так как он огромный
Контраст полезен между заголовками в тексте: заголовок страницы всегда должен быть крупнее, чем подзаголовки.
Нарушен контраст заголовка и подзаголовка: они оформлены шрифтом одного размера
Контраст движения: мозг не может игнорировать движущиеся объекты, он мгновенно на них фокусируется.
Нарушен контраст движения: мозг изучает бесполезный виджет с крутящимся земным шаром в первую очередь
4. Положительная динамика
Русские люди читают слева направо и сверху вниз, это и есть положительная динамика. Особенности чтения сильно влияют и на восприятие интерфейсов, так как мозг изучает их по той же схеме. Все элементы в интерфейсах, на которые в первую очередь должен обратить внимание посетитель, располагают левее. Выравнивать текст на сайте следует по левому краю.
Нарушение положительной динамики: сначала должна быть таблица, потом кнопки
Сложность восприятия сайта с контентом в несколько колонок также обусловлена особенностями чтения. Воспринимать информацию в двух колонках сложно. Чем больше колонок, тем сложнее, особенно если в каждой колонке контент разного типа и непонятно, на что обращать внимание в первую очередь.
Контент в три колонки читать сложно
Если говорить про восприятие времени, то левая сторона ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим. Именно поэтому кнопка «Отмена»/«Назад» обычно левее кнопки «ОК»/«Применить». Особенно актуально для Корзины в интернет-магазинах.
Есть положительная динамика: кнопка «Оформить заказ» – справа
Итоги
Чтобы доставить удовольствие пользователю, нужно облегчить его мозгу работу. Это можно сделать, учитывая все перечисленные особенности восприятия.
Группировка помогает воспринимать информацию, если в ней 5-7 элементов. Контрасты обращают внимание на какие-либо объекты, расставляют акценты. Положительная динамика нужна для последовательного сканирования страницы сайта.
Ученые активно изучают нервную систему, появляются всё новые открытия. Результаты этих исследований очень интересны и помогают развивать бизнес.
P.S. У посетителей вашего сайта проблемы, они ничего не понимают и задают кучу вопросов менеджерам, хотя на сайте всё написано? Вам кажется, что ваш сайт «ломает мозг» вашим клиентам? Закажите аудит, и мы найдем все проблемы с юзабилити сайта и дадим конкретные рекомендации по улучшению, которые можно использовать как техническое задание на доработку сайта.
2.3. Психолого-педагогические особенности восприятия информации учениками
Информацию о мире мы получаем через различные каналы восприятия, в основном через глаза, уши и ощущения. Эти сенсорные каналы и есть наши модальности (возможности), то есть визуальная, аудиальная и кинестетическая. У каждого человека какой-то из сенсорных каналов развит лучше, и человек, воспринимая действительность, больше ему доверяет, через него сверяет достоверность любой информации.
Сенсорный канал, с помощью которого человек отражает действительность и дает обратную связь, называется репрезентативной сенсорной системой, на ее основе нами принимаются все решения. В зависимости от того, какая сенсорная система преобладает, всех людей можно условно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Языковое восприятие людей друг другом именно поэтому затруднено. Визуалы, например, легко понимают только визуалов, язык людей с другими модальностями приходится переводить в свою модальность, поэтому часть информации нами упускается. Если репрезентативная сенсорная система учителя не соответствует сенсорным системам учеников – это обязательно скажется на их успеваемости. Учителя, работающие в трех системах, осуществляют синтонное обучение.
рите, почувствуйте, ощутите, какой точный график».
Рассмотрим особенности сопровождения учащихся с учетом типа репрезентативной системы (ведущей модальности восприятия).
Так, для правополушарных визуалов желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания. Аудиалы должны обучаться при использовании устных объяснений преподавателя и аудиолекций.
Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.
Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.
Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на их работоспособность и результаты деятельности. Учитель должен обладать гибким стилем преподавания, владеть приемами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Такое многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
Учителю необходимо помнить:
- работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т. д.;
- работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.;
- работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т. д. Использование одной общей модальности способно обеспечить взаимопонимание учителя и ученика, доверительные отношения даже на подсознательном уровне.
То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.
Если внимательно прислушаться к речи преподавателя, можно понять, какой сенсорный канал воспроизведения информации он предпочитает при обучении. При визуальном канале воспроизведения мы услышим такие слова (предикаты) и словосочетания, как «посмотрите», «яркий», «красивый», «вы увидите» и т.п. При аудильном канале – «услышите», «вслушайтесь», «громко», «шумно». При кинестетическом – «прикоснуться», «привлечь (внимание)», «теплый» и т.п.
Если ученик – аудиал (А), то словосочетания, отвечающие за воспроизведение информации через визуальный канал (В), ему необходимо переводить в свою, понятную ему модальность (А).
При этом он не сразу отреагирует, к примеру, на призыв «посмотреть». В его сознании должно произойти преобразование призыва к действию «посмотри» в понятное ему действие. На призыв «послушать» он, скорее всего, отреагирует быстрее.Если ученик – кинестетик (К), то он быстрее выполнит просьбу, если учителей прикоснется к его руке, плечу и т.д.
Итак, любая информация должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает информацию.
Используя данные таблиц (табл. 9, 10), представленных ниже, можно определить ведущую модальность учащихся и свою собственную. В соответствии с этим можно разрабатывать задания с учетом разных модальностей учеников.
Таблица 9. Характеристика учащихся
Таблица 10. Характеристика учителей
При проведении занятий необходимо учитывать следующее:
- Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
- На занятиях по декоративно-прикладному творчеству создаются условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо.
- При оценке результатов их деятельности и поведения детей мы должны понимать, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в изготовлении изделия. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что обучение и воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом возрасте, не повлияет на развитие личности.
Восприятие актуальности информации
Восприятие актуальности информации
Скачать PDF
Скачать PDF
- Восприятие и производительность
- Опубликовано:
- Зигфрид Штрейферт 1 и
- Сьюзан С. Штройферт 1
369 доступов
7 цитирований
Сведения о показателях
Abstract
Было исследовано влияние экспериментально индуцированной релевантности информации на восприятие Ss актуальности и важности информации в сложных условиях. Ss получил по 10 информативных сообщений в каждом из четырех периодов Y2-h. Двадцать процентов, 40%, 60% или 80% этой информации были релевантными (разрешались осмысленные ответы). Постоянные 80% всей информации были важны. Восприятие Ss релевантности и важности информации было получено по рейтинговым шкалам. Было обнаружено, что экспериментально вызванное повышение релевантности привело к увеличению восприятия релевантности и важности; однако восприятие релевантности и важности было выше, чем индуцированная релевантность, кроме 80%.
Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи
Ссылки
АРЧЕР, Э. Дж. Психологическая природа понятий. В HJ Klausmeier and CW Harris (Eds.), Анализ концептуального обучения . Нью-Йорк: Academic Press, 1966.
. Google Scholar
БАЙЕРС, Дж. Л., и ДЭВИДСОН, Р. Э. Релевантная и нерелевантная информация в достижении концепции. Журнал экспериментальной психологии, 1968, 76, 283–287.
Артикул Google Scholar
КАСТОРЕ, К. Х. и ШТРЕЙФЕРТ, С. Восприятие неудачи, вызванной экспериментально. Психономическая наука, 1966, 4, 137–138.
Google Scholar
ERLICK, S. E. Способность отфильтровывать шум от визуальной задачи, когда шум и сигнал представлены последовательно. Журнал экспериментальной психологии, 1962, 63, 111–114.
Артикул пабмед Google Scholar
ХЕЙК Х.В., РОДВАН А. и ВАЙНТРАУБ Д.Дж. Снижение шума при восприятии. В KR Hammond (Ed.), Психология Эгона Брансуика . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1966.
. Google Scholar
ХЕЙГУД, Р. К. и Стивенсон, М. Влияние количества нерелевантных измерений в неконъюнктивном концептуальном обучении. Журнал экспериментальной психологии, 1967, 74, 302–304.
Артикул пабмед Google Scholar
ХИГБИ, К. Л., и ШТРЕЙФЕРТ, С. Восприятие экспериментально-индуцированного успеха. Психономическая наука, 1968, 12, 361–362.
Артикул Google Scholar
ХАУЭЛЛ, В. К., ДЖОНСТОН, В. А., и ГОЛДШТЕЙН, И. Л. Комплексный мониторинг и его отношение к классической проблеме бдительности. Организационное поведение и эффективность человека, 1966, 1, 129–150.
Артикул Google Scholar
КЕПРОС, П. Г., и БОРН, МЛАДШИЙ, Л. Э. Идентификация двуусловных понятий: влияние количества релевантных и нерелевантных измерений. Канадский журнал психологии, 1966, 20, 198–207.
Артикул пабмед Google Scholar
STREUFERT, S., CASTORE, C.H., & KLIGER, S.C. Тактическая игра и переговоры: обоснование, метод и анализ. Университет Рутгерса: Технический отчет ONR № 1, 1967.
STREUFERT, S., KLIGER, S. C., Castore, C. H., & DRIVER, M. J. Тактическая игра и переговоры для анализа интеграции решений в областях принятия решений. Психологические отчеты, 1967, 20, 155–157.
Артикул пабмед Google Scholar
STREUFERT, S., & STREUFERT, S.C. Влияние концептуальной структуры, неудач и успехов на атрибуцию причинно-следственных связей и межличностных отношений. Журнал личности и социальной психологии, 1969, 11, 138–147.
Артикул Google Scholar
Ссылки для скачивания
Информация об авторе
Авторы и организации
Университет Пердью, Лафайет, Индиана, 47907, США
Зигфрид Штройферт и Сьюзан С. Штройферт
Авторы
- Зигфрид Штройферт
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия
- Susan C. Streufert
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Дополнительная информация
Эта работа поддерживалась контрактом между Управлением военно-морских исследований и Университетом Пердью.
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Восприятие как обнаружение информации: размышления об экологии Гибсона
В этой книге глава за главой содержится обновление и размышления над знаменательным томом Дж.Дж. Гибсон об экологическом подходе к визуальному восприятию (1979).
В книге Гибсона был представлен новаторский подход в экспериментальной психологии; это было его наиболее полное и зрелое описание экологического подхода к зрительному восприятию. Восприятие как обнаружение информации отмечает, развивает и обновляет каждую из шестнадцати глав тома Гибсона. Книга объединяет некоторых ведущих специалистов в области восприятия из Соединенных Штатов, Европы и Азии, чтобы они поразмышляли над оригинальными главами Гибсона, расширили обсуждаемые ключевые концепции и связали это с их собственными передовыми исследованиями. Это связывает классику Гибсона с текущим состоянием в этой области, а также предоставляет новому поколению студентов современный обзор экологического подхода к визуальному восприятию.
Восприятие как информация Обнаружение информации является важным ресурсом для ученых, изучающих восприятие, а также для студентов и выпускников, изучающих ощущения и восприятие, зрение, когнитивные науки, экологическую психологию и философию разума.
Содержание
Список участников
Предисловие
Предисловие
Введение
Часть первая Воспринимаемая среда
Глава 1. Третье чувство окружения
Эдвард Бэггс и Энтони Чемеро
Глава 2. Триада среды, вещества и поверхностей для теории дальнейшего изучения
Тетсуси Нонака
Глава 3. Дизайн экологического интерфейса, вдохновленный «осмысленной средой»
Кристофер С. Пагано и Брайан Дэй
Глава 4. Оспаривание аксиом восприятия: изображение на сетчатке глаза и видимость света
Клаудия Карелло и Майкл Т. Терви
Часть вторая. Информация для зрительного восприятия.
Глава 5. Знакомство с окружающим оптическим массивом и что мы можем из него извлечь
Уильям М. Мейс
Глава 6. Проблема экологического подхода к восприятию событий: как добиться принудительного контроля с помощью бессильной информации
Роберт Шоу и Джеффри Кинселла-Шоу
Глава 7. Оптическая информация для самовосприятия в развитии
Одри Л. Х. ван дер Меер и Ф. Р. (Рууд) ван дер Вил
Глава 8. Экскурсия по теории возможностей Гибсона
Джеффри Б. Вагман
Часть третья. Зрительное восприятие
Глава 9. Восприятие схемы поверхности: теория земли, возможности и объекты восприятия
Уильям Х. Уоррен
Глава 10. Действия в восприятии: эксперименты по восприятию движения в мире и движений себя, обновление
Л. Джеймс Смарт-младший, Джастин А. Хассеброк и Макс А. Тифорд
Глава 11. Пересмотр «Открытие заслоняющего края и его значение для
восприятия» 40 лет спустя
Гарри Хефт
Глава 12. Глядя головой и глазами
Джон М. Франчак
Глава 13. Экологический подход Джеймса Гибсона к передвижению и манипулированию: развитие и изменение возможностей
Карен Э. Адольф, Джастин Э. Хох и Ори Осми
Глава 14. Информация и ее обнаружение: последствия гибсоновской теории захвата информации
Брэндон Дж. Томас, Майкл А. Райли и Джеффри Б. Вагман
Часть четвертая. Описание.
Глава 15. Использование и использование изображений
Томас А. Стоффреген
Глава 16. Новый взгляд на теорию экологического кино
Джулия Дж. К. Блау
Биография
Джеффри Б. Вагман , доктор философии. является профессором психологии в Университете штата Иллинойс. Его исследования сосредоточены на восприятии аффордансов.