Восприятия в психологии понятие: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Понятие восприятия. Физиологические механизмы восприятия, Реферат

метки:Предмет, Восприятие, Человек, Оценка, Кажется, Влиять, Удаленность, Слово

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

План:

1. Понятие восприятия. Физиологические механизмы восприятия.

2. Свойства восприятия.

3. Виды восприятия.

Основные термины и понятия по теме: восприятие, целостность восприятия, константность восприятия, структурность восприятия, предметность и осмысленность восприятия, установка восприятия. апперцепция,

1. Понятие восприятия. Физиологические механизмы восприятия.

Восприятие — отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, восприятие — качественно иная ступень чувственного познания.

Почему?

1) Восприятие, строясь на чувственной основе, образуемой ощущениями, не является простой суммой ощущений, но всегда есть нечто большее. Оно есть единство чувственного и логического, ощущения и мысли.

2) В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности — ее установки, потребности, мотивы, интересы, общая направленность, прошлый опыт, эмоции.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающей действительности. Эти предметы и явления выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых концов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи.

Первый случай наблюдается при воздействии на организм сложного раздражителя одной модальности. Например, мелодия выступает как сложный комплекс звуковых сигналов. Межанализаторные связи образуются при воздействии на организм комплексного раздражителя нескольких модальностей.

Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей. И.П. Павлов показал, что при восприятии определенных предметов и явлений сигнальное значение имеют не столько сами раздражители, сколько особенности отношений между ними. Рефлекс вырабатывается на отношения между ними.

15 стр., 7357 слов

Теоретические основы воздействия музыки на организм человека

… достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические основы воздействия музыки на организм человека. 2. Описать историю развития и становления … голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная (пассивная) музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в . ..

Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия.

2. Свойства восприятия

1. Целостность восприятия заключается в том, что каждая часть будущего образа приобретает свое значение лишь при соотношении ее с целым или, другими словами, всякий элемент действительности воспринимается не иначе как во взаимосвязи с остальными. Примеры целостности восприятия можно наблюдать при восприятии цвета. Эксперимент Фукса (эффект подравнивания): желто — зеленый цвет в структуре сине — зеленых выглядит зеленым, в структуре желтых — желтым. Зависимость восприятия части от окружения хорошо заметна в геометрических иллюзиях. Круг одного и того же размера в различном окружении воспринимается не одинаково.

2. С целостностью восприятия тесно связано другое его свойство — структурность. Структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Структурность восприятия можно продемонстрировать примером восприятия музыкальной мелодии. Одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, исполнена оркестром, спета. Каждый раз все звуки будут разными, иными будут высота и тембр звучания, но если соотношение между ними остается тем же, мы узнаем мелодию как знакомую. В зрительном восприятии структурность обнаруживается, например, в том, что, зная соотношение частей в треугольнике, например, мы всегда узнаем треугольник, каким бы он ни был — большим, маленьким и т.д.

3. Константность восприятия есть такое свойство его, которое выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить подальше, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, а между тем в восприятии предмет сохраняет прежнюю величину. 4.Предметность и осмысленность восприятия. Предметность восприятия связана с тем, что мы воспринимаем окружающий мир разделенным на предметы, а не как хаос цветов и звуков, линий и пр. Эти предметы мы можем назвать, кроме того, осознаем назначение их, а это уже осмысленность восприятия.

5.Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

На восприятие влияет прошлый опыт. Так, человек никогда не видит в псевдоскоп, делающим изображение вогнутым, человеческое лицо вогнутым. Опыт жизни человека противоречит такому восприятию. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия подтверждается в таких опытах. Испытуемому надевают очки, перевертывающие изображение на 180 градусов и они видят окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех, которые перевернутыми никогда не бывают: зажженная свеча.

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ …

… 2. Подобрать и адаптировать методики по исследованию зрительного восприятия объектов сложной формы. 3. Выявить особенности зрительного восприятия предметов сложной формы у дошкольников с нарушениями зрения. 4. Осуществить подбор … и второй сигнальной системы, то есть в образах и словесной форме. Каждый вид восприятия человек начинает осваивать в определенном возрасте, с опорой на предыдущий опыт. …

Содержание восприятия определяется поставленной задачей. Слушая в исполнении оркестра мелодию, мы не выделяем в ней звучание какого — либо инструмента. Это возможно лишь в том случае, если мы ставим себе такую цель. Звук отдельного инструмента становится при этом объектом восприятия, все остальное — фоном.

На содержание восприятия влияет установка — состояние готовности действовать определенным образом. Классический опыт выработки простейшей установки легко повторить. Испытуемому предлагают на ощупь определить объем шаров. В правую руку дается большой шар, в левую — меньший, потом наоборот. Через определенное число повторений дается пара равных шаров. Как правило, испытуемый не замечает равенство шаров. Один из них ему по-прежнему кажется большим. Примером действия установки может служить такой пример: один из героев рассказа А.П. Чехова так усердно овладевал латынью, что даже написанное русскими буквами слово «чепуха» прочитал на латинский манер как «реникса». Психологи воспроизвели этот факт в таком эксперименте: людей, умеющих читать по-французски, по-немецки, попросили прочесть 25 бессмысленных слов, написанных от руки латинскими буквами. Следом давались русские слова, написанные также от руки. Слова подбираются таким образом, чтобы буквы, их составляющие, не отличались от латинских: почта, почва, потоп, вечер и др. Первые по списку слова читаются на иностранный манер. Приходится делать над собой специальные усилия, чтобы не путаться.

Порой установка заслоняет от человека реальные факты и явления, искажает восприятие.

Помимо прошлого опыта, цели деятельности, установки, на восприятие оказывают влияние мотивы, интересы, потребности личности.

З. Виды восприятия

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительный, слуховой и другие виды восприятия. Двигательный анализатор принимает участие во всех видах восприятия.

Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение. Выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства включает восприятие формы, величины и взаимного расположения предметов.

Восприятие формы предметов осуществляется при помощи зрительного анализатора, а также тактильного и кинестизического. Роль последних очень велика у людей слепых или только прозревших после удачной операции. Такие люди не сразу научаются лишь с помощью зрения определять величину и форму предметов. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, не могут определить расстояние до предмета, пытаясь безуспешно схватить отдаленные предметы, пока не доберутся до них ощупью. На помощь приходит ощупывание предметов. Рука в познании формы предмета проделывает ту же работу, что и глаз. Глаз совершает массу микродвижений, двигаясь по контуру предмета в разных направлениях. Рука, ощупывая предмет, то и дело возвращается назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная деталь. Лишь после определенной практики в комплексном упражнении зрения и осязания, прозревшие люди обретают свободу в ориентировании в пространстве.

15 стр., 7007 слов

Восприятие музыки человеком

… как психология творчества, психология восприятия, психофизиология. Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки. Объект: человек в момент воздействия на него музыки. Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком. Задачи: Рассмотрение основных подходов …

Психологически, т.е. в восприятии величина предметов может зависеть от ряда факторов. Величина предмета познается в сравнении с другим предметом и в разных условиях может быть неодинакова. Здесь возможны зрительные иллюзии, например:

Два одинаковых по длине отрезка в разных условиях воспринимаются как неодинаковые.

На видимую величину предмета воздействует цвет: светлые предмету кажутся больше, чем темные. Воспринимаемая величина предмета меняется в зависимости от удаленности предмета.

Восприятие взаимного расположения предметов. Удаленность предметов. Удаленность предметов в большей мере зависит от видимой величины предмета. Следующий эксперимент доказывает это. Три игральные карты, одна из которых была нормальной величины, другая вдвое меньшей, третья — вдвое большей, предъявлялись испытуемым за экраном на расстоянии 2,3 метра. Испытуемые рассматривали карты поочередно через отверстие в экране, что исключало влияние других признаков удаленности. Оказалось, что карта вдвое меньше обычной казалась удаленной дальше, а та, что была вдвое больше, казалась ближе.

Предметы не существуют изолированно друг от друга. Для определения взаиморасположения предметов существует ряд дополнительных признаков. Это изменение цвета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими. Загораживание или перекрытие может служить признаком формы и величины»>величины удаленности, например, при полевой стрельбе если взрыв снаряда закрывает цель, прицел дал «недолет», если же цель выступает на фоне взрыва, то произошел «перелет». Еще одним признаком относительной удаленности может служить тень, отбрасываемая одним предметом на другой. По ней можно судить какой предмет ближе, какой дальше.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния и направления, играют роль не только зрительные, но и слуховые и обонятельные ощущения. По запаху можно локализовать местоположение столовой, по звуку шагов — распознать, далеко ли от вас идет человек. Последними экспериментами установлено, что обонятельная и слуховая локализация есть уже у младенцев. Младенцы энергично отворачиваются от неприятных запахов. Они никогда не поворачивают головы налево, если раздражитель слева. Новорожденный ребенок может также активно поворачиваться в сторону источника звука. Можно предположить, что способности обонятельной и слуховой локализации у человека врожденные.

Восприятие времени. Время не является стимулом в прямом смысле этого слова. Оценка времени человеком происходит на основе двух типов факторов: событий во внешнем мире и самом человеке.

Внутренними часами является ряд циклических процессов в нашем организме: смена сна и бодрствования, пищеварительный цикл и др.

Благодаря внутренним часам может осуществляться ориентировка во времени при полном отсутствии внешних признаков ориентации. В одном эксперименте человек провел четыре дня в совершенной изоляции в звуконепроницаемой комнате, занимаясь, чем хотел. Через регулярные отрезки времени ему звонил экспериментатор и спрашивал, который час. В течение первого дня «субъективные часы» испытуемого убежали вперед на четыре часа. Затем они стали возвращаться назад и к концу четвертого дня ошибались лишь на сорок минут. По-видимому, испытуемый ориентировался на такие признаки внутреннего состояния, как сонливость, голод и т.п.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения …

… спорные положения его использования; Объект и предмет исследования. Объектом исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из . ..

«Внутренние часы» тем не менее связаны с внешними событиями. Замечательная способность некоторых людей просыпаться в одно и то же время, как выяснилось, может основываться на совершенно не известных данным людям признаках, например, на звуках уличного движения, шагов соседки.

«Внутренние часы» могут убыстрять или замедлять свой ход под действием некоторых медикаментов: хинин, алкоголь, кофеин, марихуана и др. Агенты, замедляющие процессы в организме, так называемые депрессанты, замедляют течение времени для человека, напротив, те, что возбуждают, убыстряют время.

Внешние события могут выступать в качестве привычных признаков времени. По заходу или восходу солнца можно судить о времени дня и т.д.

Оценка времени связана с характером деятельности человека. Время, заполненное интенсивной работой кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.

На оценку времени влияет эмоциональное состояние человека. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные наоборот. Медленно тянутся минуты в ожидании трамвая, когда опаздываешь.

При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а время, проведенное в безделье и скуке может казаться короче.

Существуют возрастные различия в оценке времени в целом: детям кажется, что время идет медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое восприятие как познавательный процесс? Чем оно отличается от ощущений?

2. Каковы основные свойства и виды восприятия?

3. Какие факторы влияют на характер восприятия?

Психология — Психология восприятия

Понятие восприятия.

  Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

  Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп-ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Основными характеристиками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес-мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

  Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объектов, имеющему название. Основные законы восприятия: Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон состоит в относительной устойчивости ужу сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Возникновение и развитие сознания.

Глав-ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

  Это такая деятельность, которая требу-ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы.

Точно так же, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и актив-ое общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения), вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

  Особо важное значение для развития человеческого со-знания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание чело-веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир.

Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.

  Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. Второе направление связано с развитием мышления и по-степенным соединением мысли со словом.

  Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, пре-вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении со-знания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

Сознательное и бессознательное.

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но не осознаются.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Это та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес-сознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

В основе второй группы бес-сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга).

Второй тип бес-сознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти.

Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных.

Защитные психические механизмы.

Что такое «защитные механизмы«?

  В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмироать личность.

  Прежде всего — это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги.

  Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания («находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю»). Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот «вдруг» он «забывает» об этом деле. Имеет место временное «третье» решение, причем речь идет не о сознательном уклонении от принятия решения. Это — не лицемерие. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.

  Следующий защитный механизм — это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем достаточно. Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда происходит как бы перемена знака «плюс» на «минус». Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности. Становится «преследователем, гонителем, мучителем» именно этой девочки. Какраз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования противоположной реакции. Возможно, этот механизм лежит в основе появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека и не лучших периодов его жизни.

Нарушение мотивационного компонента восприятия.

  Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее различных характеристик, которые могут оказаться «ответственными» за его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что при изменении личностного отношения изменяется и персептивная деятельность.

Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями:

а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;

б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.

  Особое развитие получил тезис о «личностном подходе» к восприятию у ряда зарубежных психологов. Можно выделить следующие основные направления, характерные для этого подхода.

  Первое: восприятие рассматривается как селективный процесс, определяющийся взаимодействием объективных качеств, стимуляции и внутренних мотивационных факторов (школа New Look).

  Так, Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн различают автохтонные и директивные факторы восприятия. Первые определяются непосредственно свойствами сенсорики человека, благодаря которым формируется представление об относительно простых качествах объекта. Директивные факторы восприятия отражают прошлый опыт человека, его эмоциональные состояния, установки и потребности.

  В предложенной авторами когнитивной теории восприятия роль внутреннего, директивного фактора играет «гипотеза», в концепциях других авторов — «установки», «ожидания», «схемы» и т.д. Действие этих факторов обусловливает избирательность, сенсибилизацию или искажение восприятия.

  Другое направление, представленное Г. Виткиным и его сотрудниками, поставило вопрос о соотношении способа восприятия человека и его личностной организации. По мнению представителей этого направления, испытуемые при выполнении различных перцептивных задач проявляют некоторые характерные способы восприятия. Так, при выполнении задания, в котором необходимо было правильное восприятие какого-то элемента перцептивного поля, одни испытуемые принимали за точку «отсчета» проприоцептивные ощущения собственного тела, другие — ориентировались преимущественно на впечатления от «внешнего» зрительного поля. Эту особенность восприятия Г. Виткин называл зависимостью (независимостью) от «поля», которая, по мнению автора, связана с определенной личностной структурой. При этом подчеркивалось, что в восприятии психически больных описанная зависимость или независимость от «поля» особенно выражена.

  К третьему направлению следует отнести работы зарубежных авторов, стремящихся доказать, что восприятие обеспечивает адаптацию личности к внешнему миру и отражает уровень ее адаптации.

  Такое понимание функции восприятия вытекает из принятой в американской психологии концепции личности: «личность» трактуется как, некая интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности разрушения либо со стороны запретных инстинктивных направлений, либо со стороны налагаемых внешним миром требований.

  Наличие такого постоянно действующего конфликта создает определенный уровень тревожности. При его возрастании пускаются в ход механизмы «психологической защиты», целью которых является устранение источника беспокойства и возвращение личности к состоянию комфорта. Не касаясь проблемы психологической защиты (впервые описанной 3. Фрейдом и А. Фрейд), требующей специального рассмотрения, остановимся лишь на той ее форме, которая привлекают внимание современных исследователей восприятия за рубежом и названа «перцептивной защитой».

  Приведение в действие механизма «перцептивной защиты» связано, как подчеркивают многие авторы, со степенью структурированности перцептивного материала. Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым ситуационным взаимоотношениям, может привести к возрастанию уровня тревожности. «Непереносимость неопределенности» вызывает перцептивную защиту.

  Основным недостатком приведенных вкратце исследований является эклектичность методологических позиций авторов, пытающихся синтезировать понятия гештальтпсихологии и психоанализа. Личностный компонент восприятия заключается для этих авторов в агрессивных тенденциях, чувстве тревожности, дискомфорте. Из сферы психологического анализа выпадает значение деятельности субъекта как основной формы проявления личностной активности; выпадает роль сформировавшихся в процессе этой деятельности социальных мотивов, их иерархия, содержание и смыслообразующая функция.

  Между тем из положений советской психологии вытекает, что смыслообразующая функция мотивации играет роль и в процессе восприятия. Работами А. Н. Леонтьева и Е.П. Кринчик показано, что введение подкрепления, имеющего различный смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции. Ими выявлен характер переработки информации человеком, что нашло свое выражение в схватывании статистических характеристик объекта, в оптимизации деятельности испытуемого при построении вероятностной модели. Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — «пристрастность» (А. Н. Леонтьев). Поэтому можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.

Восприятие личности — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

«Восприятие личности» — это элемент социальной психологии, касающийся того, как мы обрабатываем информацию о людях. Этот термин несколько вводит в заблуждение, потому что восприятие человека не имеет отношения к восприятию как таковому . Скорее, это касается вопросов социальной обработки, например, какую информацию мы извлекаем, когда видим других людей, как мы интерпретируем то, что видим, и как эта интерпретация влияет на наше последующее поведение. Исследования человеческого восприятия были сосредоточены на социальных и когнитивных предубеждениях, которые влияют на нашу интерпретацию других, особенно людей, которых мы не знаем (а не близких людей). Например, модели восприятия человека могут предложить отчеты о том, что мы помним о человеке, который подает нам кофе, о нашем впечатлении о паре, сидящей позади нас в автобусе, и о том, что мы чувствуем, когда кто-то из нашей социальной группы плохо справляется с заданием. Исследования выявили недостоверный характер восприятия человека, выявив ряд предубеждений, на которые полагаются, чтобы справиться с огромной сложностью обработки социальной информации. Эти предубеждения включают ошибки атрибуции, эффекты контекста и наиболее широко изучаемый элемент восприятия человека: социальную категоризацию. Социальные категории, или стереотипы, могут оказывать значительное влияние на восприятие человека, обеспечивая структуру, с помощью которой облегчается обработка информации, совместимой со стереотипами. Модели двойного процесса предсказывают ситуации, в которых в социальном познании преобладает категоризация, а не индивидуация. Социальные категории также влияют на наше чувство идентичности. Тенденция отождествлять себя с определенными «своими группами» и очернять членов «чужих» моделируется в теории социальной идентичности (см. «Социальная идентичность: мы и они») и связанной с ней теории самокатегоризации. Более поздняя работа была сосредоточена на выявлении нейронных коррелятов социальной обработки, выдвигая на первый план роли префронтальных и лимбических областей мозга. Эти широкие аспекты восприятия человека рассматриваются в этой статье.

Учебники

Большинство учебников по социальной психологии достаточно подробно освещают восприятие человека, поскольку эта тема лежит в основе социального познания. Четверо перечисленных здесь являются особенно хорошими примерами. Классика начала 21-го века, Aronson 2018 — это наиболее читаемое введение в социальную психологию из доступных, с главами, посвященными таким проблемам восприятия человека, как атрибуция и социальная категоризация. (Есть много предыдущих изданий этого учебника, и все они заслуживают внимания.) Несмотря на высокую доступность, Aronson 2018 содержит важные эмпирические примеры и практические применения теории. Moskowitz 2005 предлагает аналогичный обзор с хорошими примерами, подходящий для более продвинутых читателей. Smith and Mackie 2014 — более традиционный учебник, четко излагающий актуальную и классическую социальную психологию с упором на восприятие человека. Наконец, Fiske and Taylor 2017 связывает когнитивные процессы, такие как внимание и память, с проблемами восприятия человека, такими как предубеждения, стереотипы и предубеждения.

  • Аронсон, Э. 2018. Социальное животное . 12-е изд. Нью-Йорк: Стоит.

    Увлекательное и очень доступное введение в социальную психологию в целом, охватывающее все аспекты восприятия человека. Идеи объясняются проницательными примерами как из реальных ситуаций, так и из эмпирических исследований. Подходит для всех этапов, от бакалавриата до академического.

  • Фиске С. Т. и С. Э. Тейлор. 2017. Социальное познание: от мозга к культуре . 3-е изд. Лондон: SAGE.

    Значительное обновление предыдущих изданий, этот учебник охватывает ключевые области восприятия человека (атрибуции, категориальная обработка, лица и т. д.) с подробными ссылками на лежащие в их основе когнитивные механизмы.

  • Московиц, Г. Б. 2005. Социальное познание: понимание себя и других . Нью-Йорк: Гилфорд.

    Объединяет экспериментальную работу с иллюстративными примерами из реальной жизни. Подходит для читателей от студентов бакалавриата до академиков.

  • Смит, Э. Р. и Д. М. Маки. 2014. Социальная психология . 4-е изд. Нью-Йорк: Психология Пресс.

    DOI: 10.4324/9780203833698

    Вводный учебник по социальной психологии с акцентом на процессы восприятия человека, написанный с социокогнитивной точки зрения.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Восходящая и нисходящая обработка – восприятие

Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного переживания сенсорной информации и включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие  относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. Обработка снизу вверх — это когда сенсорные рецепторы улавливают сигналы для интеграции и обработки мозгом. Примером этого является удар пальцем ноги о стул: болевые рецепторы обнаруживают боль и отправляют эту информацию в мозг, где она обрабатывается. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз . Например, если вы видите стул, о который вы споткнулись, и избегаете его, чтобы убедиться, что это не повторится.

При нисходящей обработке всегда есть влияние факторов окружающей среды на личное восприятие стимула, это известно как эффект контекста. Когда когнитивная психология среды человека влияет на обработку его стимулов.

Посмотрите на фигуру на рисунке 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как число «13».

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение  – это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие  может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Практические вопросы


Хан Академия

MCAT Office Prep (AAMC)

Секция Банк P/S Секция 4.

40004 Секция. относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Один из способов представить эту концепцию состоит в том, что ощущение — это физический процесс (восходящая обработка), тогда как восприятие — психологический (нисходящая обработка).

• Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей.

• Процессинг «сверху вниз» относится к тому, как мы интерпретируем ощущения из-за влияния имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей.

• Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *