Возможности арт терапии – Возможности арт-терапии. Основные понятия и определения.

Содержание

Возможности арт-терапии. Основные понятия и определения.

По запросу моих дорогих читателей, сегодня мы рассмотрим очень важный метод психокоррекции – арт-терапию, ее возможности и основные понятия.

В психологической работе существует множество различных техник и методик. Но данный метод в последнее время стал очень популярен. Это связано с тем, что арт-терапию можно использовать с клиентами практически любого возраста.

Арт-терапия применяется при разрешении психологических проблем, личностных конфликтов, кризисных состояний, психических травм, при работе с алкогольной и наркотической зависимостью и т.д. Данный метод приобрел свою популярность не только в психологии, но и в психиатрии. И может быть использован даже при тяжелых психических расстройствах, таких как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.

Терапевтическое воздействие арт-терапии особенно благоприятно для детей и подростков. Им проще раскрепоститься и выразить свое эмоциональное состояние. Психологу же данный метод позволяет легче наладить контакт с клиентом.

Термин «арт-терапия» впервые  ввел Адреан Хилл в книге «Искусство против болезни» в 1930-х годах. Точная дата использования термина художником не известна, некоторые источники считают, что это было в 1938 году, другие – в 1942. Но само открытие от этого не теряет своей ценности.

Думаю, терапевтический эффект искусства был замечен еще ранее. Не зря наши предки так любили наскальную живопись, а позже и создание религиозных рисунков. Например, в буддийских и индуистских религиозных практиках принято рисовать мандалы, то есть особое сакральное изображение. В настоящее время мандалы используют и в арт-терапии. Об этом чуть позже.

Под арт-терапией Киселева М.В. понимает – метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.

Автор выделяет три основные задачи арт-терапии:

— акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

— создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

— помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

Действительно сознание человека при работе воображения теряет полный контроль над ситуацией. Я бы так сказала, что подсознательное выходит на первый план. В связи с этим, психологу проще найти общий язык с клиентом, так как сознательные барьеры и защиты уменьшаются, а чувства и эмоции проявляют себя в большей степени.

Проявить самовыражение и самореализоваться во время творчества клиенту позволяет активное воображение. Оно таит в себе неограниченные возможности для работы. Однако в работе психолог должен быть готов к выплеску накопившихся негативных эмоций, которые долго сдерживались.

Арт-терапия запускает универсальный механизм психики и организма к саморегуляции и исцелению.

Мы с вами так устроены, что способны самовосстанавливаться как в физиологическом, так и психическом плане. Но наше сознание не позволяет нам в полной мере использовать данный ресурс. При отключении нашего «контролера» эти процессы срабатывают на бессознательном уровне.

Однако накопленные с возрастом и опытом психоэмоциональные блоки могут выйти наружу. И не подготовленному человеку сложно будет с ними справиться. Поэтому я рекомендую глубокую работу над проблемами проводить только совместно с психологом.

Это не значит, что человеку обязательно записываться на прием, чтобы попробовать на себе методы арт-терапии. Ведь, когда вы слушаете музыку, рисуете или танцуете, у вас также активизируется творческий потенциал. Вспомните ситуацию, когда вы пели или танцевали, и ваше настроение менялось к лучшему. Кстати, многие психоэмоциональные блоки хорошо снимаются с помощью танцев и активных движений.

В настоящее время существует множество направлений арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, драматерапия, песочная терапия, глинотерапия, игровая терапия, фототерапия и д.р. И каждый может выбрать именно то направление, которое ему по душе. Или попробовать сразу несколько! В следующих статьях я более подробно раскрою основные направления арт-терапии, дам рекомендации использования метода самостоятельно, и рассмотрим основные принципы работы психолога с помощью арт-терапии.

Возможности арт-терапии при работе с шизофренией.

А.Л. Адамс и Ю.Т. Джангильдин провели исследование влияния комплексной терапии с использованием методов арт-терапии на самочувствие больных шизофренией.

Уточню, что шизофрения характеризуется распадом процессов мышления, восприятия, внимания, снижением энергетического потенциала, появлением апатии, галлюцинаций и бреда. Это достаточно сильное психическое заболевание, при котором зачастую используется психофармакологический подход лечения.

В своей работе врачи заметили, что больные при комплексном подходе в большей степени стали проявлять интерес к лечению. На начальных этапах лечения методы арт-терапии позволили установить контакт с больными, найти общие интересы и «точки пересечения», без которых психотерапевтическое воздействие затруднительно.

На этапе улучшения творчество использовалось для изучения врачом и пациентом его установок и реакций. А с помощью музыкальных, художественных, поэтических произведений формировались установки пациента к лечению и вырабатывались новые стратегии поведения.

А.Л. Адамс и Ю.Т. Джангильдин, используя комплексный подход, сделали вывод, что методы арт-терапии позволяют больным шизофренией восстановить социальные навыки, наладить взаимодействие в семейном кругу, со знакомыми, друзьями и пациентами. Изменилось и качество взаимоотношений в виде появления откровенности и доверия друг к другу. Восстановилась самооценка, и сформировались позитивные перспективы лечения.

Арт-терапия в структуре синтетической психотерапии способствует повышению продуктивности деятельности, восстановлению социальных навыков, позволяет больным шизофренией перейти на другой понятийный аппарат восприятия здоровья и повысить эффективность терапевтических мер.

М.В. Киселева выделяет следующие достоинства арт-терапии при реабилитации больных людей:

— невербальный характер методики позволяет пациентам свои чувства и эмоции, которые в противном случае могут выйти наружу через поведение

— повышает самооценку, помогает в принятии решений

— тренировка и совершенствование сенсомоторных возможностей людей

— возможность работать с разными материалами, что способствует сохранению и развитию

практических навыков

— возможность длительного контакта между больным и терапевтом, что имеет огромное значение для создания позитивного эффекта от лечения.

 

Возможности арт-терапии при работе с детьми.

Ни для кого не секрет, что ребенок в младшем дошкольном возрасте еще не в состоянии объективно оценить свое психическое самочувствие и понять причины возникающих проблем. Зачастую детским психологам приходится сталкиваться с серьезными проблемами в психоэмоциональной сфере ребенка.  Выявить корень проблем довольно сложно. Им на помощь приходят методы арт-терапии.

Например, одной из методик для исследования психоэмоционального состояния ребенка является методика «Волшебная страна чувств», которая была разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

При проработке психологических проблем, например конфликты с родителями, рекомендуют использовать песочную терапию. Она позволяет, как диагностировать проблему, так и найти выход из сложившейся ситуации.

Арт-терапия предоставляет возможность работать с широким кругом людей, создавая определенный психологический климат между клиентом и психологом. В данной статье мы рассмотрели только некоторые аспекты арт-терапии. В следующих статьях я более подробно рассмотрю методы арт-терапии с детьми и жертвами насилия.

Надеюсь, читателям блога моя статья была полезной. Оставляйте свои комментарии и пожелания. Я обязательно Вам отвечу!

world-psychology.ru

Свойства и польза арт-терапии. Применение. Возможности.

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”

Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

 

Виды арт-терапии

 

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод – арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

 

Применение арт-терапии. Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

 

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

 

История арт-терапии

 

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.

 

Возможности арт-терапии

 

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: арт-терапия , польза арт-терапии , Свойства арт-терапии

or-sun.ru

Арт-терапия и ее возможности

Арт-терапия – это один из методов воздействия на психику с целью оказания помощи. Этот метод применяется достаточно давно, поскольку положительное влияние искусства на душевное состояние человека известно с древних времен. Собственно, многие вещи люди делают подсознательно, не отдавая себе отчета в том, что прибегают к арт-терапии. Например, когда мама малыша, который боится темноты, предлагает ему нарисовать то, что его пугает – она занимается арт-терапией. Когда человек покупает билеты на концерт любимой группы и приглашает с собой друга, пребывающего в подавленном состоянии, он выступает в роли арт-терапевта. Многие медицинские клиники имеют собственные картинные галереи, настолько сильное позитивное влияние оказывает живопись на состояние здоровья пациентов.

Механизм действия арт-терапии

Арт-терапия в ее активном виде позволяет человеку проявить то скрытое, что мешает ему жить, в символических образах. Что бы человек ни создавал, он воспроизводит себя, свои мысли и чувства, и это позволяет, с помощью расшифровки, понять то, что его беспокоит. Когда проблема обозначена, она наполовину решена – известное утверждение, справедливость которого подтверждают психотерапевты, с успехом практикующие данное направление. После выявления «демонов» они могут быть изучены и проанализированы с помощью психотерапевта, и, как правило, на этом этапе происходит избавление от них, проблема теряет свою остроту, а иногда исчезает полностью.

Пассивная арт-терапия, когда человек выступает в роли созерцателя чужих произведений, имеет иной механизм воздействия – эмоциональный. Предметы искусства, так же, как и музыка, это невербальное средство передачи информации, возможность сопоставить свои эмоции с эмоциями других людей, анализируя чужое творчество почувствовать свое созвучие с ним, получить заряд позитивной энергии тогда, когда она остро необходима.

Когда применяется лечение искусством

Коротко говоря, арт-терапию можно применять всегда, когда на душе плохо. Согласно историческим данным, впервые как метод психологической коррекции лечение искусством было применено во время Второй мировой войны в США, где этим методом лечили детей, вывезенных из Европы. Многие из этих детей пережили настолько сильные психические травмы, справиться с которыми мог бы не каждый взрослый, однако психическими больными они не являлись. Специалистам же было очевидно, что если ничего не предпринимать, то пережитое «законсервируется» в подсознании, но будет источником весьма серьезных как психических, так и соматических проблем. Арт-терапия зарекомендовала себя настолько хорошо, что и по сей день рассматривается как один из лучших способов психотерапии потерь.

Метод арт-терапии имеет широкие показания к применению: депрессивное состояние, сниженная стрессоустойчивость, эмоциональная нестабильность, патологии социального поведения, неврозы, комплексы неполноценности, повышенная тревожность, фобии, психические травмы различного происхождения, в том числе отмечено положительное воздействие арт-терапии при оказании помощи жертвам насилия от военного до семейного. На Западе применение данного вида психокоррекции используют в комплексе лечения соматических заболеваний, особенно это касается болезней, для которых характерно тяжелое течение и упорное, длительное лечение. Так, арт-терапия с успехом практикуется в качестве метода реабилитации пациентов, перенесших нейрохирургические вмешательства, страдающих онкопатологией, туберкулезом и т.п.

Лечение искусством может применяться в качестве как основного метода психокоррекции, так и в виде дополнительного воздействия в составе комплексной терапии заболеваний.

Виды арт-терапии

Классификация арт-терапии, помимо уже упоминавшегося активного и пассивного подхода, базируется на том виде искусства, с помощью которого происходит воздействие на психику. Основным ее видом является лечение при помощи изобразительного искусства, проще говоря рисования, еще называемое изотерапией. Это один из наиболее универсальных и вместе с тем мощных методов воздействия на психику с применением весьма несложных средств. Существуют также музыкальная терапия, танцевальная терапия, куклотерапия, театротерапия (игровая терапия) и библиотерапия с отдельным направлением – сказкотерапией.

Важнейшими особенностями и отличительными признаками арт-терапии является, во-первых, присутствие на занятиях психотерапевта, и его руководство процессом, и, во-вторых, тот факт, что никаких особенных навыков от пациентов не требуется. Например, если человек не умеет рисовать, это не является причиной отказа от сеанса арт-терапии, так как эстетическая составляющая процесса в данном случае главной не является.

Различают также индивидуальную и групповую арт-терапию, каждая из которых имеет свои показания и ограничения.

В чем преимущества метода

У метода арт-терапии есть масса преимуществ. Главными из них являются действенность и совершенная безопасность – никаких побочных явлений лечение искусством не производит.

Арт-терапия, в отличие от вербального подхода, позволяет снять напряженность и обойти жесткий самоконтроль почти сразу же. Ведь часто, говоря с психотерапевтом, человек либо не может сформулировать свои мысли в нужном ключе, либо не хочет это делать, боясь пускать незнакомого человека в свой внутренний мир, и без того находящийся в болезненном состоянии. При лечении искусством такая проблема снимается. Особенно это касается изотерапии, и не в последнюю очередь благодаря такому свойству метод и признан универсальным. Здесь человек остается один на один с предметами – бумагой и красками, которым не опасается доверить свои чувства, и вместе с тем информация, в обход сознания пациента получаемая психотерапевтом, поистине бесценна. Имеет значение все, от расположения линий до выбора цвета, и каждое такое проявление – слово врачу, показатель состояния души.

Несколько советов арт-терапевтов

Конечно, полноценный сеанс психокоррекции данным методом возможен только при участии психотерапевта. Однако арт-терапия это тот редкий случай, когда и самолечение может принести пользу.

Если вы испытываете нервное напряжение, если чувствуете, что вас затягивает черная депрессия, арт-терапевты рекомендуют попытаться изобразить то, что вас тревожит, на рисунке – в любом образе, который вы сочтете подходящим. Добавьте к рисунку столько деталей, сколько захотите, и раскрасьте его, как понравится. Уделите этому занятию полчаса-час каждый день, и есть большая вероятность, что уже через неделю вы отчетливо осознаете, что депрессивные мысли и подавленность отступают.

Людям, пережившим смерть близкого человека и не способным смириться с потерей, психотерапевты рекомендуют написать прощальное письмо умершему, в котором нужно выразить все, что хотелось бы сказать о нем и о ваших чувствах. Это может быть весьма болезненный опыт, но сделав это, вы обязательно почувствуете, как душевная боль постепенно смягчается.

www.neboleem.net

Терапевтические возможности арт-терапии


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒

В 1974 году психолог Джером Франк сформули­ровал пять основных эффектов любой успешной пси­хотерапии, которая:

1) предоставляет новые обучающие возможно­сти как на познавательном, так и практическом уровне;

2) вселяет надежду на избавление от страданий;

3) предоставляет опыт успешной деятельности;

4) дает возможность преодолеть чувство отвер­женности;

5) пробуждает яркие эмоции.

Арт-терапия вполне соответствует этим пяти эф­фектам.

Во-первых, арт-терапия является очень эффектив­ным форматом для обучения. Она помогает увидеть новые перспективы в любой ситуации и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запомина­ния. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и та­ким образом воздействуют и на эмоциональную сфе­ру личности.

Во-вторых, как и другие терапии, арт-терапия вселяет надежду в избавление от душевных страда­ний. Вера в самоизменение и возможность чувство­вать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта.

В-третьих, арт-терапия, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как созда­ние какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.

В-четвертых, арт-терапия предоставляет челове­ку чувство контакта с другими людьми. Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я по­нимаю» резонирует через все великие произведения искусства.

В-пятых, художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве вызывают сильней­шие эмоции, такие, как любовь, ненависть, во­одушевление, страх. Те глубокие изменения, кото­рые являются целью в арт-терапевтическом процес­се, могут произойти лишь в случае способности вос­произвести эти чувства, понять и принять их.

Эффективные арт-терапевтические формы дол­жны соответствовать следующим требованиям:

— нацеленность на длительный эффект, что под­разумевает не только их способность вызывать изме­нения, но и поддерживать эти изменения длительное время — они не должны носить слишком рациональ­ный характер, так как последнее препятствует раз­витию эмоционального процесса;

— вселять чувство надежды — преодоление труд­ностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий;

— предоставлять успешный опыт в процессе пре­одоления препятствий;

— трансформировать эмоции, используя соответ­ствующие символы;

— пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Креативность и арт-терапия

Творческий процесс является интегрирующим эле­ментом в арт-терапии. Креативность — это средство личностного роста, самопонимания и восстановле­ния. Создание художественных продуктов не только помогает раскрыть творческий потенциал личности, но и улучшить здоровье и самочувствие.

Существует множество научных представлений о креативности. Идеи о том, что такое креативность, что побуждает ее развитие, кто способен быть креативным, давно волнуют человечество. В начале XX ве­ка 3. Фрейд высказал мысль о том, что творческий процесс — это ответ на потребность разрешить внутри-личностные конфликты. Фрейд в основном был сосре­доточен на причинах проявления креативности и в меньшей — на сущности самого творческого процесса.

К. Юнг считал, что творческий процесс базирует­ся на двух модальностях: психологической и визио­нерской. На психологическом уровне содержание произведения искусства относится к сфере сознания: художник изображает то, что он видит вокруг себя.

Визионерский уровень творческого процесса свя­зан с частью психической жизни, которую Юнг на­звал коллективным бессознательным. Юнг верил в то, что великие произведения искусства являются великими именно потому, что в них запечатлены в виде различных художественных форм архетипы, некие прообразы коллективного бессознательного, имеющие универсальное значение, несущие трансцен­дентный смысл.

Таким образом, Юнг считал, что лишь гениаль­ные художники, такие, как Л. да Винчи, Микеланджело, Пикассо, способны к созданию визионерских произведений.

Современная точка зрения на креативность пред­полагает, что этим качеством обладает каждый че­ловек. Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства свя­заны именно с проявлением высокой креативности.

Однако творческий процесс используется повсед­невно в тех случаях, когда требуется разрешить про­блему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сде­лать жизнь особенной.

Креативность часто определяется как способность принести что-то новое и уникальное в существова­ние, как союз противоположностей, впечатлений, идей и понятий, которые кажутся подчас нереальными. Кре­ативность включает такие качества личности, как спон­танность, воображение, оригинальность самовыраже­ния, открытость новому, интуицию. Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием (особенно в части иррациональ­ного в личности), авантюризмом и азартом.

Креативность является формой ниспровержения барьеров, разрушением границ и отвержением обще­принятых правил. Креативный процесс характеризу­ется осознанием ограничений в мышлении, отношени­ем к миру. Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и пред­ставлениям. В этом смысле креативность тесно связа­на с такой личностной чертой, как смелость. В художе­ственном творчестве и в любой другой деятельности, не являющейся только репродуктивной, смелость со­здать что-то новое и уникальное может сопровождаться чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.

В последние десятилетия креативность стала опре­деляться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим это­го. К. Роджерс придавал максимальное значение в раз­витии креативности игре, спонтанной самоактуализации личности, раскрытию человеческого потенциала.

Стадии творческого процесса

Несмотря на годы исследовательской деятельнос­ти в области изучения сущности креативности, твор­ческого процесса, до конца неясно, каким образом происходит создание творческого продукта. Суще­ствует много теорий, но все они включают следую­щие стадии творческого процесса.

Подготовка

Подготовка включает, прежде всего, сбор инфор­мации, инструментов, материалов для создания чего-то нового. В художественном процессе это стадия сбора материалов и обдумывание идей. С одной сто­роны, вы испытываете воодушевление и любопытст­во по отношению к тому, что собираетесь создать, а с другой стороны, пока еще не ясна цель и тема. Это стадия экспериментальной работы с материала­ми, красками, образами и формами. Происходит встреча и конфронтация различных материалов, идей, препятствий и проблем.

Эта стадия включает также намерение создать что-либо. Необходимость этого намерения определяется в выявлении направления творческого процесса, его цели и смысла. В использовании искусства как тера­пии это может быть намерение лучше узнать себя посредством художественного самовыражения, из­менить свою жизнь, разрешить какую-то проблему.

Инкубация

Стадия инкубации является одной из самых кри­тичных. Она включает в себя не только работу, но и отдых, медитацию. Наступает измененное состояние сознания, в процессе которого происходит создание творческого продукта. Теряется чувство времени, и все проблемы уходят из плана сознания.

Стадия инкубации может проходить очень труд­но, так как вы можете потерять надежду или почув­ствовать себя совершенно застрявшим и разочаро­ванным. Вы можете потерять уверенность в себе, веру в то, что что-то путное может прийти в голову. Иног­да рациональность побеждает, и вы можете вернуть­ся к тому, что вы уже знаете, к чему-либо, что вы уже создали прежде, или к какому-нибудь стереотип­ному представлению. П. Пикассо заметил, что лю­бой акт творчества одновременно является и актом разрушения. Р. Мэй также указывал на то, что в творческом процессе вы разрушаете то, во что вери­ли прежде, но посредством этого разрушения вы ста­новитесь способны изменить самого себя.

В течение фазы инкубации вы можете создать мыс­ленный образ будущего творческого продукта, одна­ко он может измениться в процессе дальнейшей ра­боты. Для того, чтобы воспринять все те новые идеи, которые могут прийти, необходимо отпустить раци­ональное мышление, дать свободу собственной инту­иции, импровизации и дать возможность захватить себя игрой.

Иллюминация

Стадия иллюминации — это стадия, когда прихо­дит озарение. Неожиданно и спонтанно приходит решение проблемы или ответ на поставленный воп­рос. Это время открытий и время радости и удовлет­воренности тем, что удалось создать. На этой ста­дии художественный продукт может быть еще незавершенным, однако вы испытываете чувство уве­ренности от уже достигнутого результата.

Верификация

Эта стадия включает проработку деталей и завер­шение проекта. Это рациональный процесс, в кото­ром художественное выражение получает окончатель­ную форму.

Помимо перечисленных стадий творческого про­цесса, существуют их индивидуальные вариации. Зна­ние этих вариаций, их понимание особенно важны именно в арт-терапевтическом процессе.

В частности, уровень креативности зависит от степени увлеченности тем, в чем вы хотите преус­петь, и того, насколько значима или не значима для вас данная деятельность. То есть значительную роль в креативности играет мотивация, а также использу­емые материалы и среда.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей

Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей

Детский возраст — период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справиться с психологическим дискомфортом.

 

Арт-терапия, как средство решения психологических проблем стала актуальной во многих сферах жизни: в психологической практике, медицине, педагогике. Термин «арт-терапия» (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) впервые использовал Адриан Хилл в 1938 г. для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое сопровождение клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью лечения и реабилитации.

Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены В. Ловенфельдом, E. Кейн. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер: «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия». Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывала ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Исследования О. Постальчук посвящены изучению психотерапевтической и коммуникативной роли манипуляций с изобразительными материалами в ходе арт-терапевтической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития.

В ряде исследований (К. Кейз, Т. Дэлли) отражена практика проведения разных вариантов групповой арт-терапии с детьми, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников.

В отечественной психологии широкое распространение получили работы Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытина, Е. Е. Свистовской и др. Л.Д. Лебедева видит специфичность арт-терапии в синхронном протекании процессов диагностики, самодиагностики и психотерапии. Иными словами, арт-терапевтические занятия не предполагают предварительной работы по тестированию или исследованию особенностей личности какими-либо специальными методами. Именно арт-терапевтический процесс создаёт уникальную возможность для одновременной диагностики и поддержки саморазвития человека.

В настоящее время методы арт-терапии применяются с детьми разных возрастов, имеющими различные эмоциональные и поведенческие недостатки, а также нарушения физического развития. В одних случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и способствовать снятию эмоционального напряжения. В других – отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроль. Во время арт-терапевтических занятий психолог создает условия доверия и безопасности, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности.

Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией – вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.

Арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализовать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребенка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. Арт-терапевт создаёт для ребёнка безопасную среду, которой могут являться кабинет или студия, и обеспечивает её различными изобразительными материалами, красками, глиной и т.д., находясь рядом с ним в процессе изобразительной работы. Дети могут использовать предоставляемые им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.

Процесс арт-терапии предполагает следование следующим основополагающим принципам:

  • занятия арт-терапией подразумевают под собой использование ребенком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира;
  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного принимать психологическое содержание рисунков клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своим рисунком;
  • работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в определенных условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира;
  • арт-терапевтическая деятельность предполагает использование терапевтом определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженные в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Посредством чего достигается положительный эффект арт-терапии? Первым фактором является сам процесс арт-терапии. Художественная экспрессия – выражение чувств, потребностей, мыслей ребенка через его работу с различными изобразительными материалами. Положительный эффект ар-терапии достигается за счёт «исцеляющих» возможностей процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы того и другого. Чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств коммуникации, ибо непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Вторым фактором являются отношения ребёнка с арт-терапевтом. Арт-терапевт во время занятий предстаёт перед ребёнком как значимый взрослый, с которым последний начинает выстраивать отношения согласно своей привычной схеме – то есть так, как он обычно привык строить отношения со взрослыми. Это позволяет терапевту увидеть и откорректировать проблемные моменты.

Занятия арт-терапии, помимо диагностического и исцеляющего эффектов, несут в себе обучающий. По мере того, как ребёнок передаёт свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно двигается к его осознанию. Арт-терапия дает возможность ребенку одновременно выступать в качестве «свидетеля» и «непосредственного участника» изобразительного процесса и проводить самосознание своего травматического опыта, переводя информацию из эмоционального на сознательный и интеллектуальный уровень.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами можно выделить наиболее значимые. Арт-терапия:

  • Даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (способ выпустить «пар» и разрядить напряжение).
  • Позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыты, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
  • Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
  • Развивает художественные способности и повышает самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
  • Облегчает процесс терапии. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изотерапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библиотерапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказкотерапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.

При организации арт-терапевтических занятий нужно иметь в виду, что изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует определенные виды активности ребенка. Специально подбирая изобразительные материалы к каждому занятию с учетом поставленных коррекционных задач и индивидуально-психологических особенностей участников, мы можем в определенной мере управлять активностью ребенка. Например, при работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми, не рекомендуетсяя использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.), легко переходящую в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деяствия. Вместе с тем нужно прогнозировать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие в активной действенной форме осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.

Достоинство метода рисования заключается не только в том, что он позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что требует согласованного участия многих психических функций: мышления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Техника «Волшебное искусство» (Руби Уолкер)

Показания и рекомендации к применению: арт-терапевтические возможности данной техники связаны со свободой выбора цвета, способов изображения и вербального описания. Неусидчивым детям нравится эта свобода. Успех в создании рисунка может очень много значить для детей со сниженной самооценкой.

Материалы: бумага разных оттенков и набор красок в баночках с небольшими отверстиями.

Описание техники: при использовании техники «Волшебное искусство» ребенок выбирает бумагу и краску любого цвета и, после создания рисунка, поясняет, что на нем изображено, и какие чувства с этим связаны. Психологическая оценка основана на анализе цветовых предпочтений, характеров изображенных персонажей или объектов, а также эмоциональных реакций ребенка либо на весь рисунок, либо на отдельные его элементы.

Инструкция для ребенка: «Мы создадим с тобой волшебную картинку. Не беря кисточку и пользуясь лишь баночками с красками, сделай пятно, проведи линию или нарисуй все, что тебе хочется».

Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы было чем вовремя стереть случайно брызнувшую краску, когда ребенок затем согнет лист, — это надо сделать после того, как на бумаге будет что-то нарисовано.

Психолог: «Волшебная картинка, ну-ка покажи нам, что, — называется имя ребенка, — сегодня нарисовал!» После чего, взяв концы сложенного листа, ребенок разворачивает его. Затем ребенка просят рассказать о том, что он видит на рисунке.

Техника «До и после» (Донна Кангелози)

Показания и рекомендации к применению: техника «До и после» дает ребенку возможность глубоко разобраться в том, что с ним произошло, выразить горечь утраты и осмыслить реально существующие обстоятельства. Она может применяться и в качестве вспомогательного инструмента при обсуждении восприятия ребенком произошедших изменений, утраты родителей и его реакции на ситуацию.

Материалы: бумага, карандаши, мелки или маркеры. При работе с неусидчивыми детьми рекомендуется пользоваться бумагой меньшего формата (стандартный А4), что способствует концентрации внимания и снижает их импульсивность. Напротив, если ребенок слишком скован или переживает депрессию, лучше предложить ему большой лист бумаги: это сделает его более спонтанным.

Инструкция для психолога: Попросите ребенка нарисовать две картинки: одна должна изображать его семью до драматического события, другая — после (т. е. в настоящий момент). С целью психологической оценки и последующей психотерапевтической работы обратите внимание на то, кто из членов семьи включен в рисунок и кого нет, а также на местоположение персонажей на рисунке.

Рисование с помощью клубка (Норма Лебен)

Показания и рекомендации к применению: техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекаемыми, импульсивными, агрессивными, а также замкнутыми детьми, как индивидуально, так и в группах. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку. Наблюдая за разматыванием клубка, ребенок «рисует» его нитью.

Материалы: клубок ниток или веревки любого цвета и толщины.

Инструкция для психолога: Разматывая нить, психолог показывает детям, каким образом, создавая на полу или столе определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем он передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. После того как все дети «порисовали», психолог обсуждает с ними то, что получилось.

Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например, кто что видит. Ответы каждого должны сопровождаться теми или иными вербальными или невербальными знаками одобрения.

«Чудо-кактус» (Сучкова Н.О.)

Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.

Для работы необходимы: терапевтическая сказка «Чудо-кактус» пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги.

В начале, ребенку читается сказка.

Терапевтическая сказка «Чудо-кактус»

На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку чаще нужно наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов… и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючки становились меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку все стали называть ЧУДО-КАКТУС.

После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами. Дети могут сделать цветы сами из различных материалов (бумага, пластилин, гербарий).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арт-терапия/под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. – (серия «Хрестоматия по психологии».)
  2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. //Г. В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Из. Центр «Академия», 2002. – 416 с.
  3. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

особенности, виды и влияние на человека

«Art Therapy» или термин «Арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) впервые ввёл Адриан Хилл. Случилось это в 1938 году. Художник работал с больными и обратил внимание на то, что занятия творчеством способны отвлекать от переживаний и даже помогают быстрее справляться с болезнью. И это не удивительно, ведь по природе своей каждый человек нуждается в творческом самовыражении.

Конечно, с возрастом потребность в этом может не реализовываться и, более того, некоторые запрещают себе рисовать, танцевать и тд, то есть не реализуют заложенный потенциал. По этой причине может создаваться внутреннее напряжение, плюс, из-за стрессов и отсутствия эмоциональной разгрузки, без высвобождения творческих импульсов многие способны столкнуться с различными болезнями (например, в психоэмоциональной сфере и тд). О том, почему так важно заниматься творчеством, как оно влияет на здоровье и каким бывает, расскажем далее.

Виды арт-терапии

Лечение искусством или арт-терапия – понятие достаточно широкое, так как творческих способов самовыражения и воздействия на внутренний мир (как и на внешний) достаточно много. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим некоторые виды терапии творчеством (на самом деле их гораздо больше, чем удалось описать в этой статье).

Библиотерапия


Библиотерапия – это влияние на человека с целью коррекции с помощью специально подобранных художественных произведений. Чтение определённой литературы (например, историй со счастливыми финалами и тд) помогает оптимизировать и нормализовать психическое состояние, запустить формирование определённых качеств, осознания каких-то важных вещей. Книги, если их использовать с толком и правильно, могут быть мощными инструментами, преображающими мышление, характер, поступки людей. А при изменении взгляда на жизнь получается решить проблемы.

Изотерапия


Изотерапия – оздоровительное влияние изобразительным творчеством, прежде всего, рисованием. Благодаря такому способу вовне извлекаются внутренние конфликты, лучше понимаются переживания и чувства внутри себя, повышается самооценка и, наконец, развиваются творческие способности. Часто изо-терапию применяют для психологической коррекции при наличии психосоматических сбоев, невротических проблем, сложностей с адаптацией и общением, при различных конфликтах (например, внутри семьи и тд). А работа с детьми даёт такие позитивные результаты как раскрепощение и открытость в плане общения, обучение эмоциональному реагированию в форме, одобряемой обществом (важно для агрессивного ребёнка). Плюс, можно осознать переживания, развить саморегуляцию, импровизацию, уверенность в себе за счёт признания того, что созданный ребёнком творческий продукт ценен.

Игротерапия


Игротерапия – данный способ психотерапевтического воздействия подходит как детям, так и взрослым. Игры и игрушки являются теми ключиками, которые позволяют потрогать, ощутить, послушать, вспомнить что-то важное. Например, разобраться в том, что беспокоило много лет (с детства) и стало причиной проблем в настоящем. Метод применим в группах или индивидуально. Игротерапию используют, например, при устранении ранних детских травм, посттравматического стресса, решения личных и профессиональных трудностей.

Маскотерапия


Маскотерапия – данный метод активно применяют в психологической работе. Проблемы и глубинные комплексы переводят в материю маски, ведь лицо является проекцией настроения, психологического состояния, прошлого, настоящего, физического тела и тд. Благодаря взаимодействию с масками можно избавиться от стереотипных ролей, привычек, ненужного поведения и направить жизнь по новому вектору.

Коллаж


Коллаж – этот приём можно отнести к сфере изобразительного искусства, а состоит он в наклеивании на ватман материалов и предметов, которые отличаются от него и друг от друга по цвету, фактуре. В качестве материала можно использовать журналы с газетами, природными материалами, обёртками от конфет, разными вещицами. В помощь здесь клей, скотч, ножницы, бумага. Всё это позволяет сотворить объёмную композицию, в которой заложен некий смысл. Скажем, в газетах и журналах присматривают фигурки, изображения, чтобы вырезать их и составить историю «Дом моей мечты» и тд. Коллажирование – это возможность не только для раскрытия творческого потенциала, свободного самовыражения, но и приятный способ поработать с личностью, внутренними состояниями, создать позитивные переживания, изменить в плюс психологическое состояние, обнаружить особенности самосознания на данный момент, настроиться на новые изменения и тд. Методику часто используют в рамках специальной психокоррекции, а также она помогает сплотить группу, снять напряжение.

Сказкотерапия


Сказкотерапия – прекрасный вариант передачи человеку (как правило, ребёнку) правил, норм. Это шанс в особой форме рассказать об опыте поколений, социализировать. Рассматриваемый способ влияния применяли ещё наши предки: через былины, притчи, сказания и предания они сообщали нужную информацию, меняли мышление. Пока ребёнок слушает, обсуждает или придумывает сказку, у него развивается фантазия, формируются убеждения и полезные качества. Сказки и знания, заложенные в них, человек вкладывает в сценарий жизни. Особенно ярко данный процесс происходит у малышей. Именно поэтому они могут просить много раз читать одну сказку – повторение зарождает нужные связи в мозге, позволяет принять что-то важное и тд. В работе со взрослыми сказка помогает через придумывание, прочитывание, проигрывание сюжета разобраться в своих проблемах.

Песочная терапия


Песочная терапия – общение с самим собой и с миром посредством песка. Метод устраняет внутреннее напряжение, позволяет увидеть с помощью символов бессознательные импульсы, открыть новые варианты преодоления сложностей, стать увереннее и так далее. Песочная терапия проводится в защищённом, специально созданном пространстве, чтобы взрослый или ребёнок мог выразить то, что его волнует, чего он хочет и многое другое. Часто опыт или переживания, представленные с помощью песка, оказываются тревожащими, непонятными, но за счёт их осязаемости удаётся поработать с ними. Картину на песке можно понимать как трёхмерное изображение некоего душевного состояния. В песочнице хорошо разыгрывать неосознанные проблемы, конфликты, драмы, засевшие в подсознание и вынутые наружу в данном методе.

Цветотерапия


Цветотерапия – как не трудно догадаться, речь идёт о лечении цветом. О влиянии цвета на состояние человека, о его значимости в целом знали ещё в древности. Например, на тело и доспехи воина наносили специальную краску для внушения врагам страха. Для жрецов и царей подбирали одежду особого цвета, который говорил о могуществе, вызывал трепет и побуждал поклоняться. В древнем Египте силу цвета использовали очень активно, например, в храмах существовали цветные залы, в которых врачевали, получали знания. Давно доказано, что тело человека чувствительно к цветам, способным ускорять или замедлять процессы организма, менять функции. Скажем, для создания возбуждающего действия, усиления частоты пульса, изменения дыхания подходит красный цвет (или оранжево-красный), а вот тёмно-синий успокаивает. Особенность языка цветов в том, что для его восприятия не важны национальность, религия и прочие условности.

Влияние арт-терапии на организм

Рассматриваемый метод оздоровления влияет на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы, а это полезно для психического и физического самочувствия. Арт-терапия успокаивает, тонизирует, стимулирует, расслабляет, укрепляет нервную систему и разные органы в зависимости от выбранного метода и желаемого эффекта (как, например, с цветами). Развитие на физическом, эмоциональном, вербальном и иных уровнях достигается благодаря использованию группы коррекционных упражнений. Таким образом удаётся достичь изменений социального и внутриличностного характера. С точки зрения тела арт-терапия улучшает мелкую моторику, воображение, настраивает на позитив, преодоление страхов, робости, конфликтов. Главная ценность арт-терапии – личность человека в момент творчества, а не конечный продукт. Что касается показаний к применению лечения искусством, они широки и включают разные уровни адаптации:

— социально-личностный, в основе которого гармонизирующая, созидательная, интегрирующая, неосознаваемая мощь заложенного в искусстве творческого и эстетического начала;
— личностно-ассоциативный, то есть когда снимаемое напряжение от переживаний, конфликтов приводит к облегчению, происходит сублимация;
— физиологический уровень предполагает учёт физического, координационно-кинетического, физиологического влияния творчества на психику и организм.

Если заглянуть в мировую литературу, можно найти массу подтверждений относительно лечебного механизма арт-терапии. Например, А.П. Гольдштейн считал творчество средством преодоления страха, который возник у человека, стремящегося к реализации, в связи с конфликтом. Замечено, что творческие люди лучше решают не только внутренние, но и внешние проблемы, легче преодолевают препятствия, так как способны
концентрировать свои силы и энергию в разы лучше, нежели люди, не интересующиеся творчеством. Плюс, процесс творчества делает восприятие проблем, конфликтов более объективным, соответственно, риск развития неврозов уменьшается.

Активный акт творчества помогает разделить действия на небольшие процессы, улучшить координацию, моторные функции. Свой позитивный вклад в физиологическое состояние вносят линии, формы, цвета. Интересно, что творения де Фере позволили обнаружить влияние цвета и освещения на скорость кровообращения и силу мускульных сокращений. А в Китае и Японии с нервные потрясения ещё в древности лечили с помощью рисования иероглифов. Сегодня доказано, что при этих действиях пульс человека уменьшается, наступает расслабление.

Искусство многопланово, а потому может применяться в любом возрасте в широких диагностических рамках. Арт-терапия является седативным средством при агрессии, седативных нарушениях, отвлекает от переживаний и занимает человека, облегчает контакт при социальной дезадаптации. Сюда же стоит добавить функции адаптацие и многие другие положительные свойства творчества. Но у арт-терапии есть некоторые противопоказания. Например, данный вид оздоровления не рекомендован при тяжёлом депрессивном расстройстве, когда человек ушёл в себя, либо у него есть расстройство сознания, маниакальное возбуждение.

Арт-терапия вместо таблеток — резюме

Болезни подвержен каждый человек. Когда мы заболеваем, нам приходится принимать лекарства — удовольствие небольшое. Из всего вышесказанного становится очевидным, что лечиться можно с помощью более приятных вещей. Не так давно в моду вошло лечение, называемое — холистическая терапия. Дословно — лечение всего от всего. Но в первую очередь — арт-терапия (лечение искусством). Можно проводить лечение музыкой (музыкотерапия).

Для того, чтобы быть энергичными и бодрыми, нужно по полчаса два раза в день слушать музыку, которую вы любите. Если одолевает мигрень — помогает музыка Мендельсона и Дворжака. Если нужно преодолеть стресс, подойдет музыка Шопена, Листа, Шуберта. При депрессии хорош джаз или блюз. Если накопилась усталость, можно послушать Элвиса Пресли. А если расшатались нервы — нужно включить музыку Беллини или Баха.

Благотворно на организм человека влияют картины. Ни для кого не секрет, что каждая картина или фотография имеют свою энергетику. Важно, что изображено, с каким настроением был человек, который писал картину или снимал фото, цветовая гамма и так далее. Приведём пример. Психологи для замедления старения, предлагают женщинам выставлять свои самые удачные фотографии десятилетней давности и смотреть на них ежедневно. Подсознание заставляет организм подстраиваться под образ со снимка и женщины, действительно, визуально становятся моложе. Картины с изображением полей и лесов приносят ощущение покоя.

С расшатанной нервной системой хорошо справляются виды моря, а горные пейзажи — повышают тонус человека. Плюс, существует приём психической визуализации зрительных образов. Применение этого метода в жизни очень помогает успокоиться и расслабиться. Он основан на том, что человек некоторое время рассматривает картину или понравившуюся фотографию природы. Затем закрывает глаза и пытается представить себя на этом снимке или картине. Например — это картина с полем, на котором цветут ромашки. Нужно представить себя на поле, сбор ромашек, вдыхание их ароматов, звуки жужжания пчёл и пения птиц. Важно достичь состояния комфорта, задержаться в визуализации, забыть о том, что расстраивало и угнетало. После такой психологической разрядки нервная система приходит в норму.

Видео

doorinworld.ru

Основные направления и виды арт-терапии :: SYL.ru

За последние годы невероятно популярным методом борьбы с различными психологическими проблемами стала арт-терапия. «Лечение искусством» является эффективным и полезным, поэтому его широко используют для работы с пациентами вне зависимости от возраста. Разумеется, для многих людей интересной является любая информация. Например, как выглядят методы подобной коррекции, что представляют собой ее виды. Арт-терапия практически не имеет ограничений и противопоказаний, зато позволяет добиться действительно хороших результатов.

Довольно часто подобными методами работы интересуются родители, ведь они применимы для детей любого возраста. Более того, самому пациенту (вне зависимости от того, к какой возрастной группе он относится) сеансы представляются в виде игры и развлечения, что позволяет ему полностью открыться. Так как выглядят основные виды арт-терапии для детей и взрослых? Как проводятся занятия? Какие материалы можно использовать для коррекции? Какие цели ставит перед собой арт-терапия? На какие результаты можно рассчитывать? Ответы на эти вопросы интересуют многих людей.

Что представляет собой арт-терапия? Немного истории

В современной психологии довольно часто упоминается арт-терапия. Виды и техники данной методики разнообразны, что предоставляет огромное поле для экспериментов. Буквально этот термин подразумевает лечение искусством. И действительно, во время занятий у пациентов есть возможность выражать свои эмоции и чувства, изучать особенности собственной личности, используя самые разные виды искусства, включая рисование, танцы, сочинение, ваяние и т. д.

Прежде чем рассматривать самые востребованные виды арт-терапии в психологии, стоит обратить внимание на историю создания и развития этой методики коррекции.

Первоначально схема лечения искусством была представлена в теориях таких известных личностей, как З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу. Но на практике гипотетические модели начали применять лишь в 30-х годах XX века. Подобный метод коррекции начали использовать для лечения детей, которые эмигрировали на территорию Соединенных Штатов из Германии после окончания войны. Арт-терапия на тот момент была едва ли не единственной возможностью побороть стресс и справиться с травмами, полученными во время пребывания в лагерях фашистов.

Первые эксперименты дали положительный результат, поэтому «лечение искусством» становилось все более популярным. На сегодняшний день в психотерапии широко применяют практически все виды арт-терапии. Подобная методика позволяет человеку осмыслить и решить массу проблем, раскрыть новые грани своей личности.

Основные цели терапии

Практически каждый психолог на каком-то этапе лечения пациента испытывает необходимость обратиться к такому методу, как арт-терапия. Виды и техники данной методики позволяют значительно разнообразить схему лечения, улучшить самочувствие пациента, помочь ему разобраться с глубинными конфликтами. Пользуясь данными схемами коррекции, врач преследует несколько целей.

  • Занятия искусствами позволяют человеку выпустить наружу негативные чувства, в том числе и агрессию, причем в социально приемлемой форме. Например, работа над скульптурами или рисунками позволяет снять напряжение и переключиться.
  • Искусство дает возможность общаться невербально. Порой осознать и выразить внутренние конфликты человеку гораздо легче с помощью зрительных образов, не используя при этом слова, не пытаясь составить корректное описание происходящего.
  • Те виды арт-терапии в психологии, которые предусматривают процесс создания предмета искусства, дают врачу возможность получить массу интересного материала, который затем может быть использован для интерпретации и постановления диагноза.
  • Совместные занятия искусством позволяют быстро наладить связь между пациентом и его терапевтом, достичь нужного уровня доверия, справиться со смущением, создать комфортные условия для занятий.
  • Арт-терапия дает возможность хорошо проработать те чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Порой это единственный для пациента способ выразить свои переживания.
  • Занятия искусством помогают развить чувство самоконтроля и самодисциплины.
  • Методика также позволяет сконцентрировать на ощущениях, получить новый опыт. Например, если речь идет о лепке, то у пациента есть возможность экспериментировать с формами, чувствовать текстуру и т. д.
  • И конечно же, не стоит забывать о том, что все виды арт-терапии помогают повысить самооценку. Люди, посещающие подобные занятия, чувствуют удовлетворение после завершения работы (например, после окончания картины или скульптуры). Более того, занятия искусством нередко помогают человеку открыть в себе новые художественные способности, о которых он даже не подозревал.
  • К слову, преимуществом является и то, что практически все виды арт-терапии для дошкольников и ребят младшего школьного возраста открывают широкие возможности. По завершении курса бывшие пациенты могут продолжать творить, и, как знать, возможно, какой-то вид деятельности станет в дальнейшем их профессией. Им доступны все те же виды терапии, что и взрослым.

Данная методика считается универсальной. Она может быть использована самостоятельно, но чаще всего уроки искусства сочетают с обычными консультациями, на которых врач может получить от пациента больше информации, дать совет и т. д. Нередко практикуются групповые занятия, на которых творчеством занимаются сразу несколько пациентов. Это дает им возможность удовлетворить потребность в общении и поддержке.

Виды арт-терапии, методы взаимодействия и активности

Занятия творчеством могут проводиться по-разному. Какие существуют виды? Арт-терапия может быть как пассивной, так и активной.

Если речь идет о пассивной методике, то имеется в виду, что во время занятий используются уже готовые произведения искусства. Например, пациенту предлагают рассмотреть картину, изучить особенности рельефа, скульптуру, прочитать ту или иную книгу, послушать определенную музыку и т. д.

Активная арт-терапия подразумевает процесс самостоятельного творчества — человек рисует собственную картину, создает собственный коллаж, скульптуру и т. д. Стоит отметить, что в занятие может быть вовлечен не только пациент, но и врач. Совместные уроки лепки или, например, фотографии помогают создать доверительные, непринужденные отношения.

Кроме того, уроки могут быть структурированными (врач самостоятельно выбирает тему, вид искусства, показывает примеры) и неструктурированными (в таких случаях пациент самостоятельно выбирает форму творчества, материалы, цвета и т. д.).

К слову, арт-терапия подразумевает не только изобразительное искусство. В процессе лечения пациенты может заниматься музыкой, танцами, писательским делом и т. д.

Как можно увидеть, основные направления и виды арт-терапии невероятно разнообразны. Это, в свою очередь, создает огромное поле для экспериментов. Врач может постоянно менять схему занятий (например, сначала пациенту предлагают изучить готовые картины, а на следующем сеансе — нарисовать что-то свое), чередовать виды творчества и т. д.

Каких результатов позволяет достичь лечение?

Прежде чем рассматривать вопрос о том, какие виды арт-терапии используются в современной практике, стоит ознакомиться с результатами, которые можно получить. На самом деле лечение искусством, несмотря на простоту, дает просто потрясающий эффект.

  • Арт-терапия позволяет человеку выразить эмоции, сделать реакции на раздражители более адекватными, особенно если речь идет об агрессии.
  • Если речь идет о замкнутых от природы пациентах, то подобный подход позволяет им расслабиться, получить социальное одобрение, научиться общаться и открываться.
  • Подобное лечение обеспечивает возможность контактировать с пациентом невербально. Это очень важно, так как помогает преодолеть коммуникативный барьер, проникнуть сквозь психологическую защиту человека, создать доверительную атмосферу.
  • Арт-терапия позволяет пациенту и в плане личностного роста. Ведь в процессе творчества развивается фантазия, проявляются те или иные художественные способности. Более того, то же самое рисование или лепка требуют концентрации, усидчивости, самодисциплины, а эти качества очень пригодятся в обычной жизни.
  • Процесс творчества помогает пациентам осознать свои чувства и переживания, с другой стороны посмотреть на жизнь.
  • Занятия искусством позволяют справиться с различными психологическими и эмоциональными травмами.
  • Поскольку сеансы предусматривают процесс творения либо изучения предметов искусства, то можно говорить и о повышении самооценки. Безусловно, законченная картина или дополнительные знания о скульптуре, музыке, фотографии помогают человеку почувствовать себя более талантливым и образованным, что создает предпосылки для формирования позитивного умозрения.

Основные виды арт-терапии: изотерапия и ее особенности

Изотерапия — лечение с помощью изобразительного искусства. На сегодняшний день эта методика является одной из наиболее популярных. Рисование дает человеку возможность справиться с глубинными конфликтами, выплеснуть злость, агрессию и разочарование. Более того, пациент чувствует удовлетворение от окончания работы. Картины или прочие произведения искусства, созданные человеком, помогают получить социальное одобрение, повысить самооценку, побороть замкнутость и закомплексованность.

Тема, стиль и материалы для создания картин имеют не такое уж важное значение. Пациент во время занятия вполне может рисовать нечто абстрактное. Подобные виды арт-терапии для детей просто находка. Согласитесь, не все рождаются с талантом живописца. А тут даже самые маленькие могут создавать шедевры, рисуя, например, пальцами.

Сказкотерапия для детей

Многие родители интересуются, какие существуют виды арт-терапии для детей. Методы коррекции на самом деле очень разнообразны. Безусловно, ребята на сеансе с доктором с удовольствием занимаются разными видами искусства, включая рисование и танцы.

Но если рассматривать основные виды арт-терапии для дошкольников, то нельзя не упомянуть о сказкотерапии. Это занятия идеально подходит для ребят. Во время сеанса специалист предлагает маленькому пациенту послушать интересную историю, притчу или рассказ. Сказки содержат в себе массу полезной информации, которую малыш может встраивать в свой жизненный сценарий.

Более того, есть разные методики, которые рекомендуют специалисты, практикующие данные виды арт-терапии. Упражнения, например, могут включать в себя не только прослушивание и обсуждение сказок. Можно предложить ребенку продолжить рассказ самостоятельно или даже придумать собственный. Во время такого сеанса маленький пациент не только избавляется от своих страхов, но и развивает фантазию.

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка способна производить самые разные терапевтические эффекты. Те или иные звуки непосредственно воздействуют на нервную систему человека, вызывая те или иные физиологические реакции, а также эмоции.

Например, одна музыкальная композиция учащает пульс и дыхание, создает радостное настроение, в то время как другая помогает человеку полностью расслабиться. Терапия с помощью музыки может быть как индивидуальной, так и групповой. Естественно, сначала врач проводит разъяснительную работу, озвучивает цели и задачи сеанса, просит пациента сосредоточиться на чем-то и т. д.

Лечение с помощью драматического искусства

Какие виды арт-терапии помогают выразить себя? В данном случае стоит упомянуть о драматическом искусстве. Игра на сцене, особенно если речь идет о групповой постановке, позволяет человеку избавиться от комплексов и излишней стеснительности, полностью раскрыть себя, примерить на себя совершенно другую личность.

Кроме того, подобные занятия помогают лучше почувствовать и полюбить свое тело, проработать мимику. В зависимости от постановки пациент прорабатывает и различные ситуации, моделирует межличностные отношения.

Фотография и ее роль в психологии

Еще одним видом подобного лечения является фототерапия, которая связана с искусством фотографии. В данном случае занятия могут проходить совершенно по-разному. Например, пациент может работать уже с готовыми изображениями. В некоторых случаях врач может предложить человеку самому сделать несколько снимков, будь то фотографии родственников или незнакомых людей.

Иногда во время сеанса изучаются фотографии самого пациента, сделанные разными людьми в разных ракурсах и ситуациях. Снимки в дальнейшем могут быть использования для изготовления коллажей или инсталляций.

Маскотерапия и ее особенности

Если рассматривать виды арт-терапии для взрослых, то нельзя не упомянуть о маскотерапии. Суть ее довольно проста — перенести все негативные эмоции, проблемы, глубинные комплексы на неодушевленный предмет.

Специалисты говорят о том, что подобная терапия позволяет взглянуть в лицо своим проблемам, отказаться от ненужного, отбросить комплексы и стереотипы.

Устранение психологических проблем во время игры

Какие виды арт-терапии бывают? Этим вопросом задаются многие люди. Одним из самых популярных и эффективных считается лечение во время игры. Игротерапия широко используется для коррекции поведения детей. Например, сеанс позволяет привить ребенку привычку ждать своей очереди, знакомиться и взаимодействовать с другими ребятами (если речь идет о групповом занятии).

Игротерапия подходит и взрослым. Например, во время игры пациент может проработать какую-нибудь сцену из жизни и подкорректировать свое поведение. Кстати, подобные сеансы нередко посещают дети вместе с родителями — совместная игра позволяет детям и взрослым сблизиться, лучше понять себя и друг друга.

Лечение цветом

Цветотерапия — еще одна популярная методика, ведь цветовые оттенки имеют огромное значение для человека. Например, в древние времена воины наносили на тело так называемый боевой раскрас, который должен был вселять ужас в противника.

Цвет и эмоции связаны. Более того, те или иные тона оказывают непосредственное влияние на работу организма. Во время научных исследований ученым удалось доказать, что, например, темно-синий цвет способствует успокоению, а красные и оранжевые оттенки, наоборот, возбуждают, способствуют повышению кровяного давления, учащению пульса, глубокому дыханию и т. д.

Комбинации различных оттенков, контрастные цвета помогают создать определенное настроение, выразить собственные мысли, задействовать зрительные анализаторы.

Другие виды терапии и их роль

На самом деле подобный метод коррекции имеет намного больше разновидностей. Например, неплохие результаты дает создание коллажей. В данном случае занятие подразумевает фиксирование на ватмане различных предметов разных окрасов и текстур. В процессе терапии могут быть использованы совершенно любые материалы, включая газеты, журналы, туалетную или оберточную бумагу, фотографии, кусочки тканей и т. д. Как правило, пациенту предлагают составить историю с помощью различных фигур.

В процессе лечения может быть использован и песок, и глина. Ваяние, лепка, рисование песком — все это дает возможность перенести глубинные проблемы во внешний мир, сделать их материальными.

Как свидетельствуют отзывы, арт-терапия при правильном подходе может обеспечить действительно поражающие результаты. Большая часть пациентов даже после окончания лечения продолжают заниматься искусством самостоятельно, так как в процессе открывают новые грани собственной личности, узнают о собственных художественных способностях.

Терапия с помощью искусства по праву считается одним из самых безопасных и простых методов. В ней задействованы слуховые, зрительные и тактильные анализаторы, а это, в свою очередь, помогает улучшить как физическое, так и эмоциональное состояние человека.

Такая схема лечения подходит как детям, так и взрослым пациентам. Виды арт-терапии разнообразны, их можно чередовать — нередко во время курса лечения человек занимается и рисованием, и фотографией, и музыкой. Таким образом можно позабыть о нудных сеансах, ведь арт-терапия — это гарантия приятного времяпровождения. Методика позволяет использовать совершенно разные (чаще всего не такие уж и дорогостоящие) материалы, проводить сеансы не только в кабинете врача, но и в других местах, а при желании даже под открытым небом.

Именно эти факторы и делают арт-терапию столь востребованной. На территории США и некоторых стран Европы подобные методы коррекции используются повсеместно. С помощью искусства люди успешно справляются с посттравматическим синдромом, приступами агрессии, замкнутостью, скованностью, депрессией, гиперактивностью и массой прочих проблем.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *