Возрастная психология кризис одного года: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

Кризис первого года жизни. Помощь маме

О детских кризисах и про послеродовую депрессию слышали все. Но о состоянии мамы к концу первого года жизни ребенка говорят редко. А оно требует внимания. Разберем в статье возможные причины депрессивного состояния мамы.


Пришло время подумать, как праздновать первый день рождения твоего ребенка, а никакого праздника почему-то не хочется. Ты чувствуешь, что очень устала, измотана, да и малыш стал вести себя гораздо хуже. Иногда ты смотришь на него и в голову приходят мысли: “Я плохая мать. Материнство — это не для меня”. Хочется закрыться в шкафу и не выходить оттуда. 

Если эта история про тебя, давай разберемся.

Почему ты можешь чувствовать себя плохо?

1. Кризис первого года у ребенка

Малыш очень изменился за этот год: из беспомощного комочка он стал розовощеким ребенком, любопытным, подвижным, но по-прежнему требующим максимум внимания.
Он осознает, что может сам производить какие-то действия, которые принесут результат, и начинает этим умением вовсю пользоваться. Кроме того, он активно познает мир.

Психолог Даниил Эльконин1, считал, что кризис первого года разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский2 этот возрастной кризис объяснял возникновением новых навыков: ходьбы и автономной речи.
Это кардинально меняет привычную картину мира ребенка, когда все потребности ребенка в большинстве случаев сразу же удовлетворялись.  

В годовалом возрасте ребенок начинает активнее изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой3, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Конечно, кризис роста может сказаться на поведении ребенка: он становится более капризным, требовательным. Это не может не отнимать мамин ресурс.

2. Усталость

Вот уже год ты находишься в напряжении. Помнишь это чувство, когда выходишь из дома без ребенка и продолжаешь инстинктивно искать его глазами? Ты не можешь расслабиться ни на минутку. Какими бы включенными не были современные папы, основная ответственность все-таки лежит на мамах. Бессонные ночи, переживания, гиперответственность — все это не добавляет сил и энергии.

3. Конфликты с окружающими

С появлением ребенка происходит рождение новых социальных ролей: окружающие тебя люди становятся папами, бабушками, крестными и просто желающими дать тебе совет. 

Наверняка ты уже узнала о том, что молоко у тебя жидкое/невкусное/уже бесполезное, ребенку холодно без шапочки/жарко в этой куртке, ты с ним не занимаешься/замучила своими развивашками.
Постоянное отстаивание своих границ, особенно перед ближайшими — мамой и свекровью — закладывает в голову вредные мысли о несостоятельности твоего материнства. 

Могут охладиться отношения с мужем. Заботы о малыше не оставляют места для приятных бесед по вечерам. Иногда мысли о ребенке вытесняют из головы матери все остальные. Не все супруги относятся к этому с пониманием, и тогда случаются ссоры, которые тоже не добавляют приятных эмоций.

4. Болезни малыша

К 12 месяцам мама уже успевает познакомиться с повышением температуры, возможно, аллергией и даже раз проглядеть, как малыш падает с кровати или дивана. Болезнь ребенка, особенно, если он первый, добавляет мамам тревоги и всегда бьет по самооценке.

5. Чувство “отсталости от жизни”

Твой круг общения и интересов значительно изменился и сузился. Практически все время ты посвящаешь заботам о малыше, и так давно не была на вечеринках и взрослых тусовках. Ты помнишь сотню детских песенок, но совсем перестала интересоваться тем, что происходит в мире. Тебе кажется, что все вокруг такие современные, а ты часами укачиваешь и варишь кашу. От этого, конечно, не становится веселее.

6. Обманутые надежды

Один год! Ты ждала этой мифической даты, после которой “станет легче”. Но легче почему-то не становится. Малыш не начал спать всю ночь, не стал сам есть ложкой и не заговорил. Наоборот, он стал гораздо подвижнее, научился подставлять табуреточку и открывать шкатулку с косметикой. Отсюда порой возникает чувство обманутых надежд.

У молодых мам могут возникнуть такие чувства как: 

  • апатия или раздражительность;
  • плаксивость;
  • чувство “нелюбви” к ребенку;
  • ощущение себя плохой мамой;
  • снижение сексуального влечения.

Как помочь себе в таком состоянии?

1. Больше отдыхать

Не стесняйся просить о помощи, привлеки к уходу за ребенком родственников или найми няню. Небольшие траты на помощницу по дому хотя бы раз в неделю существенно облегчат твое состояние. 

Правильно расставь приоритеты: на первом месте — отдых, а уже потом уборка.  

Почаще меняй обстановку — встречайся с друзьями, ходи по магазинам.

Конечно, малыш еще требует большого внимания, но после 5-6 месяцев он уже способен обходиться без грудного молока в течение некоторого времени, так что его вполне реально оставить с кем-то из помощников.

2. Отбрось перфекционизм

Очень хочется быть похожей на мам из Инстаграма: чтобы дом сиял чистотой, ребенок   спокойно позировал для фото, а муж светился от счастья.
Не нужно разрываться на части. Быть мамой малыша — это очень большая нагрузка.
Обозначьте себе тот минимум, который позволит думать о себе как о достаточно хорошей маме, заботливой жене и неплохой хозяйке. У тебя на ужин есть пельмени? Ребенок сыт и спокоен? Твой сегодняшний минимум выполнен.

3. Обратись к психологу

Все разговоры о том, что раньше женщинам было гораздо тяжелее, а они справлялись — обесценивают твои чувства. Если ты не можешь справиться с усталостью и апатией, ты начинаешь чувствовать неприязнь к собственному ребенку — пора обратиться к специалисту. В этом нет ничего стыдного или странного. Помни, что тысячи женщин испытывают те же переживания, что и ты. 

В современном мире мама проводит с ребенком один на один большую часть времени. Во времена наших прабабушек, “когда в поле рожали и ничего”, система воспитания была совсем другой. Физически работа была объективно тяжелее, но и требований к матери было гораздо меньше.
Ты имеешь право уставать даже с одним ребенком и просить помощи. Помни главное: дети очень быстро растут. Очень скоро он перестанет все тянуть в рот, научится разговаривать, а потом и завязывать шнурки.
И еще: любой кризис (если, конечно, это не настоящая депрессия) — это скачок развития. Для твоего ребенка — шаг к самостоятельности, приобретение новых навыков, а для тебя — важная мысль, что время и внимание для себя — это важные составляющие счастливого материнства. 

Возрастные метаморфозы: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис

C вашим ребенком происходят метаморфозы, которые кажутся вам неприемлемыми? Он ведет себя совсем не так, как раньше без каких-либо объективных причин? Он стал чаще задерживаться с прогулок? Не волнуйтесь, с ним все в порядке. Скорее всего, ваш ребенок переживает возрастной кризис.

В нашей культуре слово «кризис» ассоциируется с чем-то негативным и имеет отрицательный подтекст. Однако психологи, занимающиеся развитием и изучением различных возрастов, вкладывают в это понятие совсем другое значение.

Кризис для возрастного психолога – это период активного развития новых психических функций, поведенческих моделей, разрушение старой, отжившей системы отношений и формирование новой.

Известный детский психолог Л.С. Выготский, говоря о развитии ребенка, выделяет стабильные и критические периоды. Для стабильных периодов характерно плавное, почти незаметное изменение ребенка. Кризисные же периоды, наоборот, характеризуются резкими, скачкообразными изменениями и переломами в личности ребенка. Можно сказать, что меняются не отдельные его черты, а меняется он весь, целиком. Итогом прохождения кризиса является появление основных возрастных новообразований – тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка.

Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком и отдавать в этом. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.

Выделяют следующие критические периоды:

Кризис 1 года

Этот кризис является переходным периодом между младенчеством и ранним детством.
Ребенок начинает активно ходить, ползать, происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка выполнимы, ему часто приходится слышать слово «нельзя», которое может вызывать сильную эмоциональную реакцию, протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса. Задача родителей в этот период – дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными – постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.

Основным новообразованием является детская или автономная речь. Эта речь отличается от взрослой по звучанию и по смыслу и часто бывает понятна только самым близким людям, находящимися с ребенком постоянно.

Кризис 3 лет

Считается одним из самых трудных и переломных моментов в жизни ребенка. Связан с возрастанием самостоятельности и активности ребенка. Так же, как и в случае с кризисом 1 года, многое зависит от терпимости и гибкости родителей.

Если отношения с ребенком не складываются, инициатива не поощряется, ребенку не дается достаточно самостоятельности, которую он требует, тогда появляются непосредственно кризисные проявления.

К ним относятся:
• негативизм – ребенок не делает что-то потому, что его об этом попросили, особенно взрослые.
• упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

• строптивость. Она направлена против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Также может происходить обесценивание того, что раньше было привычно и дорого ребенку. Проявляется тенденция к самостоятельности, выражению своего мнения.

Итогом кризиса 3 лет является то, что ребенок учится самостоятельно действовать, может манипулировать с предметами, также происходит овладению речью – ребенок начинает активно говорить и понимать то, что ему говорят.

На данном возрастном этапе очень важна поддержка взрослого, ребенка нужно хвалить за его достижения, а также очень мягко указывать на недостатки, так как в этом возрасте ребенок очень остро реагирует на критику.

Кризис 7 лет

Этот кризис связан с поступлением в школу, изменением роли ребенка, а также изменением основной деятельности – вместо игровой основной деятельностью для него становится учебная. Меняются авторитетные фигуры: если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.

Основными новообразованиями кризиса 7 лет является появление самолюбия и самооценки, чаще всего неадекватной. Самооценка ребенка зависит от его достижений или неудач в школьной жизни и может быть либо завышенной, либо заниженной. Это связано с формированием комплекса переживаний неуспеха, либо собственной значимости. Ребенок начинает испытывать неизвестные ему до сих пор эмоции и переживания, у него появляются новые цели и желания. Также происходит утрата детской непосредственности – ребенок размышляет, прежде чем действовать, может скрывать свои переживания, пытается не показывать их другим.

Подростковый кризис

Также как и кризис 3 лет, подростковый возраст является переломным моментом в жизни ребенка. В это время с ним происходит много изменений – физиологические (меняются пропорции тела, происходят эндокринные изменения, появляются вторичные половые признаки, могут возникать трудности в функционировании сердца и легких и как следствие – перепады настроения), эмоциональные и т.д. Меняются авторитеты, если раньше авторитет для ребенка имели родители и учителя, то в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники, а общение с ними становится основной деятельностью. Ребенок может неадекватно воспринимать свое тело и те изменения, которые с ним происходят, и очень придирчиво к ним относиться.

Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя, формируется мировоззрение. Для подростка очень важна поддержка близких родственников, отсутствие критики, подбадривание, стоит чаще подчеркивать его успехи.

Кризисы бывают не только в детском развитии. Они происходят и со взрослыми людьми. Кризисы помогают нам расти и развиваться, лучше узнавать себя, свои возможности и особенности.

Юлия Ангелова, психолог

Опубликовать в своем блоге Скопируйте приведенный ниже HTML-код и вставьте его в свой блог: <p><a href=»http://ourboys.ru/crisis» target=»_blank»><strong>Возрастные метаморфозы: кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис</strong></a></p><p>C вашим ребенком происходят метаморфозы, которые кажутся вам неприемлемыми? Он ведет себя совсем не так, как раньше без каких-либо объективных причин? Он стал чаще задерживаться с прогулок? Не волнуйтесь, с ним все в порядке. Скорее всего, ваш ребенок переживает возрастной кризис.</p><p><a href=»http://ourboys.ru/» target=»_blank»>Полный текст статьи на сайте для мам мальчиков OurBoys.ru</a></p>

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три — пять месяцев).
  3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
  • тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

  • общего физического развития;
  • моторики руки;
  • работоспособности;
  • характеристики движений;
  • произвольной регуляции действий.

2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

  • восприятия;
  • памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • речи;
  • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

  • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
  • уровня развития коммуникативных навыков;
  • мотивации к обучению;
  • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Что такое кризис первого года жизни и как его пережить

08.10.2020 Время на чтение: 6 мин