Возрастные этапы развития личности: Возрастное развитие человека

Возрастные этапы развития личности школьника

Министерство образования  и науки Республики Казахстан 
 
 
 

                                                                Кафедра педагогики  и психологии 
 
 
 

         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  Тема: «Возрастные этапы развития личности школьника» 
 
 

                                                     Выполнила:

                                                     Студент гр. ПиП -09-6 ВО 

                                                     Приняла:

                                                     Доцент кафедры, к.п.н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     г. Актау,  2011

Содержание:

Введение   …………………………………………………………………………. .……    2  

1.  Личность как  предмет педагогической диагностики  ……………   3

2. Развитие личности в разные возрастные периоды   ……………..    5

Заключение    …………………………………………………………………………     11

Список использованной литературы  …………………………………….      13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Процесс индивидуального развития личности – стадийный процесс, характеризующийся последовательной сменой возрастных периодов (детство, подростковый возраст, юность, молодость, зрелость, старость). В индивидуальном развитии изменения социального порядка происходят как гармонически, так и дисгармонически.

Индивидуальное развитие личности, по сути дела, есть развитие устойчивости ее компонентов, выраженное в последовательной смене качественных состояний. Это подтверждается и результатами исследований психосоматического аспекта динамики уровней развития человека.

Формирование индивидуального сознания в процессе ее онтогенетического развития личности осуществляется последовательными уровнями, восходящими от элементарных ощущений до высших проявлений интеллекта, саморегуляции деятельностно-поведенческой активности. Последовательность смены уровней сознания личности представляется  
А.А. Меграбяном следующим образом:

1) сенсорно-процептивный;

2) мыслительно-логический;

3) уровень овладения  двигательными функциями и практической  деятельностью;

4) уровень сознательного управления витальными (жизненными) влечениями, эффектив-ностью и эмоциями;

5) уровень разумно-нравственного  самоуправления поведением.

Воспитание личности с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности представляет собой создание устойчивой системы  динамических стереотипов (И.С. Марьенко). В самых общих чертах это выглядит таким образом. Свойство коры головного мозга воспринимать новые впечатления и образовывать условные связи отражает тенденцию к разрушению или перестройке ранее сложившихся связей.

В то же время старый динамический стереотип обладает устойчивостью и поэтому сопротивляется ломке и перестройке. Разрушение старого динамического стереотипа поведения субъективно переживается учеником как трудность и сопровождается отрицательными эмоциями.

Противоречивость образования динамических стереотипов повышает сопротивляемость ребенка воспитанию. Нетрудно предположить, что, уяснив закономерности их развития, педагог может ослабить сопротивляемость школьника воспитательным воздействиям. 

1.  Личность как предмет педагогической диагностики

Педагогическая деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и  результаты. Педагогическая диагностика  является составной частью профессиональной деятельности учителя и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности. Предмет педагогической диагностики — развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.

Понятие «личность» в применении к педагогике выражает две общие тенденции. С одной  стороны, происходит простой перенос  результатов исследования личности из социологии и психологии в педагогику, с другой — встречаются попытки  интеграции данных социологии и психологии в системе педагогики. Продуктивна вторая тенденция, предполагающая интеграцию данных социологии, психологии развития в систему педагогики. Эта интеграция подразумевает: соотнесение этих наук с педагогическим процессом и с той концептуальной схемой, которая отражает педагогическую реальность; уточнение на основе этих наук имеющихся в педагогике понятий и представлений о закономерностях педагогического процесса, а также введение новых понятий, более точно отражающих педагогический процесс и те содержательные аспекты, которые были впервые зафиксированы социологией и психологией; практическую проверку тех теоретических представлений, которые возникли на основе обобщения данных других наук, что и будет содержанием личности в контексте педагогики.

В философско-социологических  науках личность – относительно устойчивая целостная структура, формирующаяся в процессе человеческой деятельности. На этом уровне анализа выделяются общие тенденции развития личности в обществе.

1. Личность формируется под влиянием тех преобразований, которые происходят в обществе. (Г.Л. Смирнов).

2. В процессе развития  и воспитания личности наблюдается  соотношение объективных условий  и субъективных факторов (Г.Н.  Филонов).

3. В условиях научно-технического  прогресса в качестве доминирующей тенденции выступает персонификация личности. Персонификация – это комплекс направлений изменения и развития личности, который включает в себя процесс ее духовного обогащения, рост ее самосознания, развертывание ее духовного потенциала.

4. Личность самореализуется  в интересах общества. Самореализация  выступает внутренней целью и  критерием ее развития (Л.Н. Коган).

5. Образ собственной  личности, сложившийся в сознании  человека, достаточно устойчив. Личность  воспринимает себя как объект в определенной совокупности символов, которые состоят из элементов прошлого и будущего.

Интенсификация человеческой деятельности и общения отражается на психическом состоянии личности. Духовное обогащение, интеллектуальная насыщенность, персонификация личности стимулируют ее активность и разносторонность.

В настоящее время  существуют разнообразные психологические  теории личности. Основные положения  признанных концепций личности сводятся к следующему.

Из сочетания личностного  принципа единства сознания и деятельности следует:

а) личность специфическим  образом входит в общественную жизнедеятельность: одним способом — в систему  общественно необходимой деятельности; другим — в систему общения;

б) личность представляет собой специфический уровень  соподчинения и выступает как регулятор собственных состояний, процессов и качеств;

в) во временном срезе  личность выступает как относительно устойчивая система характерных  для нее отношений;

г) категория отношений  позволяет проследить диалектику устойчивости и изменчивости общественной позиции личности;

д) психическая устойчивость личности означает способность выполнять  деятельность на оптимальном уровне активности (К. А. Абульханова-Славская).

Личность – постоянно  развивающаяся система, которая  формируется, принимая определенную социальную форму. Постоянная незавершенность — одно из внутренних условий ее способности к безграничному совершенствованию. Личность сочетает в себе стабильность психологической организации с удивительной гибкостью, с возможностями перестройки, взаимозаменяемости, взаимодополнения ее образующих (Л.И. Анцыферова).

Формирование целостной  личности характеризуется не только развитием способности к сознательному  самоуправлению, но и формированием  соответствующей мотивации, которая  обусловливает требуемое поведение. Мотивация обеспечивает преодоление внутренних конфликтов, проявляющихся в отклоняющемся поведении личности. Определяющая роль психологических образований в поведении выражается в способности личности к относительной автономии от непосредственного влияния окружающей среды. Человек становится личностью, когда достигает такого уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью (Л.

И. Божович). Развитие психической деятельности идет от динамического и неустойчивого к устойчивому (весьма подвижны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности).

Выделяют основные направления анализа личности учащегося  в педагогике.

1. Воспитание личности  в детском возрасте — это целостный процесс. Целостность процесса формирования личности школьника обеспечивается реализацией функций (свойств) воспитания: стимулирующей, соответствием деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, общественно ценной деятельности человека; целостностью компонентов процесса воспитания.

2. Развивающий, воспитывающий потенциал обучения в формировании личности  
Учебная деятельность направлена на перестройку личности.

3. Общение школьника  как процесс становления 

субъекта  общения. Поведение школьника  как субъекта общения определяют социальные установки. Одна из самых важных социальных установок школьника как субъекта общения — «образ Я»

4.  Самовоспитание личности школьника. Самовоспитание определяется активностью личности, направленной на собственное формирование и совершенствование

5. Преодоление отклонений  в развитии и поведении личности. Направленность и активность  личности, отношение к ведущим  деятельностям, индивидуально-психологические  особенности и качества — основные  критерии трудновоспитуемости детей и подростков.

2. Развитие личности в разные возрастные периоды.

Дошкольник. Поведение ребенка первых лет жизни (от 1 года до 3 лет) характеризуется, с одной стороны, импульсивностью, т.е. зависимостью от стихийно складывающихся внутренних влечений, а с другой — ситуативностью, т.е. зависимостью от стихийных, случайных, неконтролируемых внешних обстоятельств.

В раннем детстве  ребенок еще не способен к поведенческой  саморегуляции, так как возникновение  образцов и представлений имеет  у него непроизвольный характер. Вопрос о регулировании поведения с учетом позиции окружающих в сознании ребенка еще не ставится. Предпосылки произвольности оформляются достаточно отчетливо, чтобы быть обнаруженными к концу третьего года жизни: поведение подчиняется сознательным намерениям, обусловленность поведения непосредственными эмоциональными импульсами постепенно утрачивается; оно становится ситуативным. Появляется новый тип взаимоотношений «ребенок — взрослый». Взрослый становится центральным звеном той конкретной ситуации, в которой действует ребенок. Ребенок подражает взрослому: он действует согласно указаниям взрослого, причем не выделяя себя и свое поведение в совместной деятельности. К концу раннего детства непосредственная взаимосвязь видоизменяется. Происходит отделение ребенком своих действий от действий окружающих. Ребенок стремится сам участвовать в жизни и деятельности взрослых.

Дошкольный возраст  является тем периодом, в котором  возникают первые этические нормы  поведения и формируются связанные  с ними моральные переживания. В дошкольном возрасте произвольно управляемыми становятся поступки ребенка, поведение в целом, а не отдельные действия. Поведение ребенка сначала опосредуется данными в конкретной форме образцами поведения другого человека, а затем все более и более обобщенными образами, выступающими в форме словесного формулируемого правила или нормы.

У дошкольников формируются  этические представления и соответствующие  моральные чувства и качества. Выделяются по крайней мере три основных этапа развития начальных форм нравственного поведения дошкольников. На первом этапе ребенок находится вне сферы нормативно-нравственных требований. Его мотивация прагматична. Она стимулирует освоение фундаментальных структур социального опыта. На обозначенном этапе возникают два плана поведения, условно названные вербальным и реальным. В вербальном плане ребенку оказываются доступными деятельностно-поведенческие программы, реализация которых в конкретной ситуации невозможна по двум причинам. Во-первых, ребенок еще не владеет операционно-техническими навыками, необходимыми для реального поведения. Во-вторых, мотивационные структуры вербального и реального поведения оказываются у ребенка различными.

Проблема периодизации возрастного развития Личности

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Периодизация Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). Рене Заззо — этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизации предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1 – 3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3 – 7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8 – 12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14 – 17 лет) – кризис 17 лет.

Основные положения: существование стабильных и кризисных стадий развития.

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей Деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь Личности, от рождения до глубокой старости. Развитие Личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре Личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием Личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество Личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На сегодняшний день экспериментально установлено, что в разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по со-держанию, интенсивности и социальной ценности типы Деятельности. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития Личности.

Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа Деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий именно ему ведущий тип Деятельности, позволяющий отличать его от многих других.

А.В. Петровским в 1984 г. была предложена психол. концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности. Как процесс интеграции в различных социальных группах.

Таким образом, возникает возможность выделения двух типов закономерностей возрастного развития Личности.

Первый тип закономерностей развития Личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть Личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление Личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы Личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся Личности.

Второй тип закономерностей развития Личности. В этом случае личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объективными изменениями внутри этого института. Так, школьный возраст как стадия развития Личности возникает в связи с тем, что общество конструирует соответствующую систему образования, где школа является одной из «ступеней» образовательной лестницы.

Реальное, а не желаемое и не экспериментально сформированное развитие Личности обусловливается, как можно думать, не одной ведущей Деятельностью, а по меньшей мере комплексом актуальных форм Деятельности и общения, интегрированных типом активных взаимоотношений развивающейся Личности и ее социального окружения. В многочисленных экспериментальных работах отечественных психологов они выступают и раскрываются именно в этом контексте.

Придерживаясь деятельностного подхода к рассматриваемой проблеме, мы высказываем предположение, что в аспекте формирования Личности для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) Деятельности (предметно-манипулятивной, или игровой, или учебной и др.), а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающийся у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом). Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которая задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Другими словами, здесь намечается попытка осуществить социально-психологический подход к пониманию развития Личности и построению соответствующей возрастной периодизации.

Стадии психосоциального развития Эриксона простым языком

Стадии развития Эриксона названы в честь психолога, специализирующегося на детском психоанализе. На каждом этапе мы сталкиваемся с кризисом. Решая ее, мы развиваем психологические силы, которые помогают нам стать уверенными и здоровыми людьми.

Эрик Эриксон — это имя, которое вы можете заметить снова и снова в журналах для родителей, которые вы просматриваете. Он был наиболее известен своей теорией психосоциального развития.

Психосоциальное развитие — это просто причудливая фраза, которая относится к тому, как индивидуальные потребности человека (психологические) сочетаются с потребностями или требованиями общества (социальными).

Теория психосоциального развития Эриксона дает нам возможность рассматривать развитие человека на протяжении всей жизни. Но, как и у всех теорий, у нее есть свои ограничения: Эриксон не описывает точно, как разрешаются конфликты. Он также не подробно описывает, как вы переходите от одного этапа к другому.

Несмотря на это, когда вы читаете восемь этапов ниже, вы можете кивать в знак согласия, узнавая себя или своего ребенка.

От рождения до 12–18 месяцев

Первая стадия теории Эриксона начинается с рождения и продолжается до достижения ребенком первого дня рождения и немного дольше.

Вы, наверное, замечали, что ваш малыш полностью зависит от вас во всем: в еде, тепле, комфорте. Будьте рядом со своим малышом, даря ему не только физическую заботу, но и много любви — не нужно сдерживать объятия.

Удовлетворяя эти основные потребности, вы учите их тому, что они могут на вас положиться. Это создает в них психологическую силу доверия. Чувствуя себя в безопасности, ваш ребенок будет готов познавать мир.

Что происходит, когда вы ошибаетесь? Может быть, вы кричите время от времени. Или вы не хотите читать очередную сказку на ночь. Не волнуйтесь: Эриксон признает, что мы всего лишь люди.

Ни один младенец не растет в идеальном мире. Периодическая турбулентность вызывает у вашего ребенка легкую настороженность. При этом, когда они будут готовы познать мир, они будут следить за препятствиями.

Но что происходит, когда родители постоянно непредсказуемы и ненадежны? Дети, чьи потребности не удовлетворены, будут смотреть на мир с тревогой, страхом и недоверием.

От 18 месяцев до 3 лет

Вы понимаете, что достигли этого рубежа, когда ваш малыш начинает отстаивать свою независимость. Они осознают, что могут сделать некоторые вещи сами по себе — и настаивают на этом.

Совет от профессионала: вместо того, чтобы беспокоиться о том, что детский сад поставит под сомнение вашу способность быть родителем из-за того, что ваш малыш носит обувь не на той ноге — после того, как наденет ее на себя — будьте мудры и отпустите его вот так.

На этом этапе у вашего малыша уже есть предпочтения в еде. Так что пусть сами выбирают закуски. Или пусть сами выбирают, какую рубашку надеть. (Совет по выживанию: дайте им две рубашки на выбор.) Конечно, бывают случаи, когда их одежда просто не подходит друг другу. Улыбайтесь и терпите, потому что предоставление им свободы выбора означает помощь в повышении их самооценки.

Еще одна важная новость: ваш малыш готов к приучению к туалету. Умение контролировать свои телесные функции дает им чувство независимости или автономии.

Дети, успешно прошедшие этот этап, будут верить в себя и чувствовать себя уверенно в своих способностях. По словам Эриксона, дети, которым не дают возможности самоутвердиться (в установленных вами пределах), будут бороться с чувством неадекватности и неуверенности в себе.

от 3 до 5 лет

Это дошкольные годы. Когда ваш ребенок общается и играет с другими людьми, он узнает, что может проявлять инициативу и контролировать происходящее.

Вы можете поощрять своего ребенка планировать, достигать целей и брать на себя ответственность, обеспечив ему множество возможностей для взаимодействия с другими людьми. Позвольте им исследовать мир в установленных вами пределах. Отведите их в гости к пожилым людям и раздайте шоколадки. Устройте для них встречи со сверстниками.

И не забывайте, что вы тоже можете быть товарищем по играм. Дайте ребенку возможность руководить шоу, позволив ему быть учителем, врачом или продавцом, а вы будете играть роль студента, пациента или покупателя.

Вот когда ваш ребенок начинает задавать бесконечные вопросы. Иногда ваш миниатюрный философ будет задаваться вопросом, куда деваются собаки после того, как они умерли, когда вы только что устроились, чтобы посмотреть шоу, которое вы пропустили, потому что вы взяли их на второе игровое свидание. Вдохните. Отвечая на эти вопросы с неподдельным интересом, вы вкладываете деньги в позитивную самооценку вашего ребенка.

Этот этап — это нечто большее, чем просто командование. Благодаря как социальному взаимодействию с другими людьми, так и игре, ваш ребенок развивает уверенность в себе и учится получать удовольствие от целеустремленности.

Однако, если родители контролируют или не поддерживают своего ребенка при принятии решений, ребенок может быть не в состоянии проявить инициативу, ему может не хватать амбиций, и он может испытывать чувство вины. Непреодолимое чувство вины может помешать ребенку взаимодействовать с другими и сдерживать его творчество.

От 5 до 12 лет

Ваш ребенок пошел в начальную школу. Здесь они приобретают новые навыки. Здесь также расширяется их круг влияния.

У вашего ребенка много учителей и сверстников. Они могут начать сравнивать себя с другими. Если они решат, что преуспевают в учебе, в спорте, в искусстве или в обществе, у вашего ребенка разовьется чувство гордости и достижений. (Осторожно: они также будут сравнивать свою семью с другими семьями.)

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в одной области, поищите другую область, в которой он может проявить себя. Помогите своему ребенку развить свои сильные стороны в областях, в которых у него есть природный талант.

Возможно, они не одарены математикой, но, возможно, умеют рисовать или петь. Они естественно терпеливы с младшими детьми? Позвольте им помочь с заботой о своих братьях и сестрах.

Когда ваш ребенок добьется успеха, он почувствует себя трудолюбивым и поверит, что может ставить цели и достигать их. Однако, если у детей повторяется негативный опыт дома или они чувствуют, что общество слишком требовательно, у них может развиться чувство неполноценности.

От 12 до 18 лет

Подростковый возраст. Это ваш шанс обновить навыки глубокого дыхания, которые вы развили, когда ваш ребенок был еще маленьким.

На этом этапе психосоциального развития ваш ребенок сталкивается с проблемой развития чувства собственного достоинства. Они формируют свою идентичность, исследуя свои убеждения, цели и ценности.

На вопросы, с которыми они сталкиваются, нелегко ответить: «Кто я?», «Кем я хочу работать?», «Как я вписываюсь в общество?» Добавьте ко всей этой неразберихе вопрос «Что происходит с моим телом?» и вы, вероятно, помните смятение, которое вы чувствовали в подростковом возрасте. На пути к себе большинство подростков исследуют разные роли и идеи.

Как вы можете помочь своему подростку успешно разрешить этот психосоциальный конфликт?

Хотя Эриксон не совсем ясен, знайте, что поддержка и подкрепление, которые вы даете своему ребенку, жизненно важны для формирования его личности. Кроме того, опыт и социальные взаимодействия вашего ребенка формируют его поведение и идеалы.

Подростки, успешно пережившие этот кризис, уйдут с сильным чувством идентичности. Они смогут отстаивать эти ценности, несмотря на проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущем.

Но когда подростки не ищут себя, у них может не развиться сильное чувство собственного достоинства и не будет ясного представления о своем будущем. Такое же замешательство может возникнуть, если вы, как их родитель, попытаетесь заставить их соответствовать вашим собственным ценностям и убеждениям.

От 18 до 40 лет

Здесь вы, вероятно, начинаете кивать, узнавая себя. Помните, мы говорили, что каждый этап строится на следующем? Люди с сильным чувством идентичности теперь готовы делиться своей жизнью с другими.

Сейчас самое время вложиться в обязательства перед другими. Психосоциальная проблема сейчас, по словам Эриксона, состоит в том, чтобы построить долгосрочные любовные отношения, в которых чувствуешь себя в безопасности.

Когда люди успешно завершают этот этап, они уходят с безопасными отношениями, наполненными преданностью и любовью.

Согласно этой теории, люди, которым не удалось успешно пройти предыдущий этап и у которых нет сильного чувства идентичности, как правило, не могут строить серьезные отношения.

Им не хватает безопасности и тепла любовных отношений, они чаще испытывают одиночество и депрессию.

Связано: Как распознать и преодолеть проблемы с обязательствами

От 40 до 65 лет

Эта седьмая стадия характеризуется потребностью давать другим. На домашнем фронте это означает воспитание детей. Это также может означать участие в общественных благотворительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на улучшение общества.

На рабочем месте люди стремятся преуспевать и быть продуктивными. Не расстраивайтесь, если вы не можете найти время, чтобы все это уместить — возможно, вам просто придется немного подождать, пока маленькие люди в вашем доме перестанут быть такими требовательными.

Люди, успешно завершившие этот этап, получают удовлетворение от осознания того, что вы нужны. Они чувствуют, что приносят пользу своим семьям, обществу и месту работы.

Однако без положительной обратной связи в этих областях люди могут столкнуться с застоем. Разочарованные тем, что они не могут создать семью, добиться успеха на работе или внести свой вклад в общество, они могут чувствовать себя оторванными от жизни. Они могут не чувствовать мотивации вкладывать средства в личный рост или в производительность.

Связано: Ваша продуктивность не определяет вашу ценность

Старше 65 лет

Это стадия размышлений. В позднем взрослом возрасте, когда темп жизни замедляется, люди оглядываются на свою жизнь, чтобы оценить, чего они достигли. Люди, которые гордятся тем, что они сделали, испытывают искреннее удовлетворение.

Однако люди, не завершившие предыдущие этапы, могут испытывать чувство потери и сожаления. Если они считают свою жизнь непродуктивной, они становятся неудовлетворенными и впадают в депрессию.

Интересно, что эта последняя стадия, по словам Эриксона, является одной из фаз. Люди часто чередуют чувства удовлетворения и сожаления. Оглядываясь назад на жизнь, чтобы получить ощущение завершения, это может помочь встретить смерть без страха.

901 31 Доверие и недоверие
Этап Конфликт Возраст Желаемый результат
1 От рождения до 12–18 месяцев Чувство доверия и безопасности
2 Автономия против стыда и сомнений От 18 месяцев до 3 лет Чувство независимости приводит к вере в себя и свои способности
3 Инициатива против чувства вины от 3 до 5 лет Уверенность в себе; способность проявлять инициативу и принимать решения
4 трудолюбие или неполноценность от 5 до 12 лет чувство гордости и достижения
5 Идентичность или спутанность сознания 12–18 лет Сильное чувство идентичности; ясное представление о своем будущем
6 Близость или изоляция От 18 до 40 лет Безопасные отношения, наполненные преданностью и любовью
7 Генерация против стагнации От 40 до 65 лет Желание отдавать семье и обществу и добиваться успеха на работе
8 Целостность против отчаяния Более 65 лет Гордость своими достижениями приводит к чувству удовлетворения

Эриксон считал, что его теория была «инструментом для размышлений, а не фактический анализ». Так что используйте эти восемь стадий как отправную точку, чтобы помочь своему ребенку развить психосоциальные навыки, необходимые ему, чтобы стать успешным человеком, но не принимайте их как закон.

Эриксоновская теория развития стадий жизни

Когда вы думаете абстрактно или в общих чертах, говорят, что вы мыслите теоретически. Это своего рода рассуждение, которое на самом деле не основано на науке, а в некоторой степени основано на некоторой форме теории. Теории пытаются объяснить вещи общим или абстрактным образом; например, обобщенное объяснение того, как работает природа. Слово «теория» происходит из Древней Греции, хотя в современном употреблении оно приобрело несколько родственных значений. Теория, которую часто путают с гипотезой, совершенно отличается от нее, поскольку она предлагает объяснительную основу для некоторых наблюдений. Исходя из предположения об объяснении, теория подчиняется нескольким гипотезам, которые можно проверить, чтобы предложить поддержку или оспорить теорию. В этой статье мы сначала дадим определение теории, а затем рассмотрим теорию развития жизненных стадий Эриксона.

Определение теории

Теорию можно определить как постулат о том, что должно быть. Теория устанавливает нормы, цели и стандарты и может быть нормативной или предписывающей. Его также можно определить как совокупность знаний, которые можно отличить от конкретных объяснительных моделей. Когда вы создаете теорию, вы просто развиваете эту совокупность знаний. Теории в большинстве случаев противопоставляются практике. Теория также может быть определена как предположение или система идей, которые пытаются дать объяснение чего-либо, что, скорее всего, основано на общих принципах, независимых от того, что объясняется. Это набор принципов, на которых основана практика деятельности. Вы можете использовать теорию, чтобы объяснить происшествие или оправдать свой курс действий. Он содержит широкий спектр идей, которые связаны в попытке предложить объяснение чему-либо. Он дает основу для объяснения сделанных наблюдений. Теория предлагает объяснения, основанные на предположениях, которые следуют ряду возможных гипотез, которые можно проверить.

В большинстве случаев трудно доказать правильность теории, хотя доказать ее ошибочность вполне возможно. Основная причина этого явления заключается в том, что независимо от того, сколько раз вы проверяете теорию, существует так много тестов, что вы не можете полностью исчерпать их все. Даже если теория была проверена сотни раз, все равно может быть проверка, в которой она может провалиться. Если один из тестов докажет, что он неверен, то теорию можно легко опровергнуть. Однако, если теория проходит тест, ее нужно будет пройти через множество других тестов, пока не будет доказано, что она ошибочна! Вторая причина, по которой невозможно доказать истинность теории, заключается в том, что ни одна теория не соответствует всем фактам. В реальном смысле теория — это просто рассказ, который объясняет, а это значит, что каждый раз ее можно рассказывать по-разному. Можно сказать, что сила теории зависит только от того, насколько хорошо она изложена, и от возможного количества фактов, подтверждающих эту теорию. Всегда существует бесконечное количество теорий, которые соответствуют фактам. Например, когда вы смотрите на некоторые законы и теории Ньютона для движущихся тел, например, Сила = Масса X Ускорение, эта теория хорошо работала в течение длительного периода времени, но позже была заменена теориями Эйнштейна. Несмотря на то, что теории были правильными, но были заменены из-за того, что новые теории объясняли дополнительные вещи, которые не объясняли старые теории. Это доказывает, что проверки теорий могут доказать, что они не знают некоторых фактов и, следовательно, сделать их неверными или доказать, что они не учитывают некоторые явления, которые не могут быть объяснены.

Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона

Из чего состоит хорошая теория?

Чтобы теория считалась хорошей или эффективной, она должна удовлетворять нескольким условиям, как описано ниже.

  1. Механизм

Хорошая теория должна иметь динамический элемент или ощущение движения. Это означает, что для того, чтобы теория была хорошей и давала ощущение понимания, она должна быть в состоянии показать, как возникновение одного события приводит к другому. Теория должна не просто называть причину чего-либо, но и предлагать четкое объяснение того, почему происходят определенные вещи и что их вызывает. Тот факт, что у теории есть имя, не означает, что она реальна или заслуживает доверия. Теория должна уметь объяснять, а не просто переформулировать и наблюдать. Как только вы прочитаете хорошую теорию, вы сможете понять причины того, почему вещи происходят именно так, как они происходят.

  1. Общее

Хорошая теория должна носить общий характер, чтобы ее можно было применить к целому ряду ситуаций, событий и людей. Она всегда должна работать для большого количества вещей и должна быть применима к большому количеству людей, которые могут оказаться в конкретной ситуации, в которой применима данная теория. Самая важная идея теории, механизма, заключается в том, что люди в похожей ситуации всегда будут сталкиваться с одними и теми же результатами, что бы ни случилось. Например, когда у людей нет времени на уроки из-за работы, они, скорее всего, будут отставать в классе. Неважно, какой тип работы они выполняют или сколько часов они работают.

  1. Правда

Как мы уже говорили, нельзя доказать, что теория верна. Это связано с тем, что тестов, проводимых для теории, очень много, и всегда есть какая-то форма данных, которые могут противоречить теории. Во-вторых, теории носят описательный характер, и всегда существует значительное количество способов описания определенных событий.

  1. Фальсифицируемость

Хорошая теория должна быть фальсифицируемой. Это потому, что это позволяет теории объяснить несколько скрытых элементов, которые могут быть невидимы, если их нельзя фальсифицировать. Теории, которые не поддаются фальсификации, указывают на невозможность сбора данных о них и на то, что теории носят циклический характер, что может быть нехорошо для любой теории.

  1. Простота

Хорошая теория должна быть простой и всегда должна избегать публикации сложных взаимосвязей в тех случаях, когда можно использовать более простые альтернативы. Природа, кажется, предпочитает бережливость, поэтому теории должны уметь разбивать сложные вещи, чтобы выдержать настоящее. Когда теории недостаточно просты для понимания, они просто становятся бесполезными. Поскольку их иногда считают моделями, они всегда должны быть уменьшенной и более простой версией наблюдаемого реального объекта. Теория должна убрать важные части и оставить позади любые дополнения, которые не так важны. Когда вы включаете слишком много деталей, вы затемняете ключевые вопросы. Когда модель очень сложна, она почти не дает объяснения ключевым вопросам, которые плохо поддаются теоретизированию.

Другим ключевым элементом хорошей теории является то, что она должна содержать элементы плодотворности и неожиданности. Плодородные теории — это те, которые способны генерировать тонны следствий в различных областях. В случае неожиданности теория всегда должна быть интересной и порождать неочевидные следствия.

Этапы психологического развития Эрика Эриксона

Теория развития стадий жизни Эриксона

Это очень интересная теория, разработанная Эриком Эриксоном для объяснения различных стадий психосоциального развития. Он утверждал, что личность развивается в заранее установленном порядке, включающем восемь стадий. Стадии варьируются от младенчества до взрослой жизни, и на каждой из фаз человек переживает психосоциальный кризис, который может повлиять на развитие личности как положительно, так и отрицательно. По его мнению, кризисы носят психосоциальный характер в силу того, что они складываются из психологических потребностей человека и противоречат требованиям данного общества.

Теория утверждает, что здоровая личность является результатом успешного прохождения каждой из стадий и позволяет человеку приобрести основные добродетели. Эти основные добродетели являются сильными сторонами характера, благодаря которым эго способно разрешать любые кризисы, которые могут возникнуть впоследствии. Эриксон утверждает, что если вам не удастся пройти какой-либо из этапов, у вас будет меньше возможностей для прохождения любых дальнейших этапов, и, следовательно, вы разовьете более слабую личность и понизите самооценку. Однако этапы могут быть решены позже, хотя вам нужно будет успешно пройти каждый из этапов. Ниже приведены этапы, упомянутые Эриксоном.

  1. Доверие против недоверия

Это считается первой стадией теории психосоциального развития. Это этап, который начинается, когда вы рождаетесь, и, как говорят, продолжается до тех пор, пока вам не исполнится примерно 18 лет. На этом этапе только что родившийся ребенок не уверен в мире, в котором он зачат. Таким образом, в младенчестве вы будете вынуждены обращаться к своему основному опекуну за стабильностью, заботой и защитой. Когда в младенчестве вы подвергаетесь предсказуемой, надежной и последовательной форме заботы, вы создаете доверие, которое вы будете нести с собой в другие отношения, и вы развиваете чувство безопасности даже в трудные времена. Если потребности не удовлетворяются, у вас разовьется чувство подозрительности, беспокойства и недоверия. Таким образом, у вас может не быть уверенности в окружающем вас мире или в вашей способности что-то изменить.

Эриксон далее утверждает, что успешное завершение этого этапа поможет развить добродетель надежды. Когда вы разовьете доверие, вы сможете развить надежду на то, что во время кризиса есть вероятность, что люди, которым вы доверяете, помогут вам. Когда у вас нет надежды, вы приобретаете страх, и вы в принципе не сможете полагаться на окружающих вас людей, которые помогут вам в трудную минуту.

  1. Автономия против стыда и сомнения

Это второй этап в теории стадий развития жизни. По Эриксону, эта стадия приходится на период от 18 месяцев до примерно трех лет жизни ребенка. Говорят, что на этом этапе психосоциального развития молодые люди сосредоточены на приобретении чувства личного контроля над физическими навыками и чувстве независимости. Когда вы добьетесь успеха на этой стадии своего развития, вы приобретете добродетель воли. Этот этап нуждается в определенной форме поощрения и поддержки по мере того, как вы обретаете независимость. Таким образом, вы приобретете повышенный уровень уверенности и безопасности, а также способность выживать в этом мире.

Если на этом этапе развития вас будут критиковать и контролировать, Эриксон утверждает, что вы начнете чувствовать себя неадекватным в своем потенциале для выживания, что увеличит вашу зависимость от других. Это приведет к низкой самооценке и чувству сомнения и стыда в своих способностях. На этом этапе в детстве вы развиваетесь физически и становитесь более подвижным. Вы также обнаружите, что у вас есть различные навыки и способности, например, лазание и игра с игрушками. Это иллюстрация вашего роста и чувства независимости и автономии. Теория утверждает, что на этом этапе родители должны позволить своим детям исследовать пределы своих способностей и терпеть их неудачи. На этом этапе вредно пытаться что-то сделать для ребенка, и он также не должен критиковать вас, когда вы терпите неудачу или попадаете в аварию. Стадия направлена ​​на то, чтобы помочь ребенку развить самоконтроль без потери уважения.

  1. Инициатива против вины

На этом этапе развития ребенок более склонен к самоутверждению. На этом этапе вы, скорее всего, покажетесь родителям агрессивным. Будучи ребенком на этом этапе, вы улучшите свое взаимодействие с другими детьми. Основная деятельность на этом этапе определяется как игра, поскольку она дает вам возможность изучить свои навыки межличностного общения с помощью действий, в которых вы участвуете. Вы можете планировать действия и концептуализировать игры, в которые вы можете играть с другими. Ожидается, что на этом этапе у детей разовьется чувство инициативы и чувство уверенности в своей способности руководить другими в процессе принятия решений. Если этому этапу каким-либо образом препятствуют, у детей развивается чувство вины. Ребенок так или иначе будет бунтовать, заставляя родителя наказывать ребенка. Скорее всего, вы начнете задавать много вопросов, так как ваша жажда знаний будет на пике. Когда вы успешно завершите эту стадию, вы разовьете в себе добродетель целеустремленности. Неудача приведет к чувству вины.

 4. Трудолюбие против неполноценности

Эриксон утверждает, что на этом этапе ребенок будет учиться новым вещам, таким как чтение и письмо, сложение и другие вещи самостоятельно. Поскольку учителя в первую очередь отвечают за ребенка, они берут на себя самую важную роль. Сверстники, с которыми вы общались в детстве, приобретут большее значение и станут основным источником вашей самооценки. Вы почувствуете желание заслужить одобрение своих сверстников путем демонстрации компетенций, которые ценятся, и вы начнете испытывать чувство выполненного долга. Поощрение и подкрепление вашей инициативы заставит вас почувствовать себя трудолюбивым (компетентным) и вы приобретете уверенность в своей способности достигать целей. Отказ от этой инициативы заставит вас чувствовать себя неполноценным и сомневаться в своих способностях, что может помешать вам полностью раскрыть свой потенциал. Неполноценность берет верх, когда вы не можете развить навык, который, по вашему мнению, ценится обществом. Добившись успеха на этом этапе, вы в конечном итоге разовьете чувство компетентности.

  1. Идентичность и путаница ролей

Утверждается, что этот этап наступает в подростковом возрасте, то есть в возрасте от 12 до 18 лет. В этот момент вы почувствуете потребность в поиске ощущения себя и личной идентичности, интенсивно исследуя свои убеждения, цели и ценности. Эриксон утверждает, что на этом этапе вы переживаете переход от детства к взрослой жизни. Вы почувствуете себя более независимыми и начнете обдумывать некоторые вещи, которые, скорее всего, произойдут в будущем. Согласно теории, это важный этап, и вам нужно будет выучить все роли, которые вы будете занимать во взрослой жизни. На этом этапе вы заново откроете себя и попытаетесь выяснить, кто вы на самом деле. На этом этапе исследуются две основные идентичности, а именно сексуальная и профессиональная. Успешное завершение этого этапа должно привести к лучшему самоощущению, и образ вашего тела также изменится. Этап, если он успешно завершен, также приведет к добродетели верности. Это способность связывать себя с другими людьми на основе принятия, несмотря на идеологические различия, которые могут существовать. В случае смешения ролей или кризиса в идентификации себя как подростка вы можете начать экспериментировать с разными стилями жизни в поисках самоидентификации. Эриксон отмечает, что в случае, если вас принуждают к идентичности, вы можете бунтовать в форме принятия негативной идентичности и чувствовать себя несчастным.

  1. .Близость против изоляции

На шестом этапе вы стремитесь к установлению значимых и близких отношений с окружающими вас людьми. Вы начинаете делиться с другими более личной информацией о себе. Большинство сформировавшихся отношений приводят к долгосрочным обязательствам, построенным на любви и доверии. Успешное завершение этого этапа может превратиться в счастливые отношения и чувство заботы, безопасности и приверженности в отношениях. С другой стороны, когда вы избегаете отношений или боитесь обязательств, вы можете оказаться в изоляции, одиночестве или депрессии. Успешное завершение этого этапа приведет к созданию добродетели любви.

  1. Генерация против стагнации

Стадия зарождения и застоя происходит в середине взрослой жизни. На этом этапе вы испытываете потребность начать создавать или развивать то, что оказывает положительное влияние на других людей. Вы стремитесь приносить пользу обществу, участвуя в общественной работе, находя решения общественных проблем и воспитывая детей в соответствии с правильными принципами. Когда вы успешно достигаете своих целей, вы развиваете чувство достижения и полезности, в то время как, с другой стороны, неудача приводит к минимальному участию в общественных проектах.

  1. Целостность эго против отчаяния

Заключительный этап начинается, когда человеку приблизительно 65 лет и больше. У вас может развиться чувство честности, когда вы увидите, что ведете успешную жизнь. Когда вы становитесь старше, ваша продуктивность снижается, и вы склонны жить как пенсионер. Успех на этом этапе заставляет вас развивать добродетель мудрости, которая заставит вас оглянуться на свою жизнь и испытать чувство полноты. Смерть вас не пугает, и вы живете с минимальными ожиданиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *