Значение возрастных периодов и их особенности //Психологическая газета
«Человек имеет свои эпохи возрастания
не сообразуясь с которыми, можно затушить
в нем всякое развитие». В.Белинский
Обычно у нас люди отмечают юбилеи в 50, 55, 60 лет и так далее. Но, соответствуют ли отмечаемые «нулевые» и «пятерочные» даты реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости? Разобраться в этом вопросе нам поможет возрастная психология.
Отношение к возрасту у разных народов складывалось по-разному. Поль Брегг в начале ХIХ века на одном из южно-тихоокеанских островов встретил людей, которые не знали, сколько им лет. В их языке не существовало такого понятия. «Это на редкость здоровые островитяне. Я никогда раньше не видел таких людей. Они не празднуют дней рождения и как бы не имеют возраста. Молодые телом, пожилые мужчины и женщины прекрасно танцевали, как и молодежь»,– писал он.
Дифференциация возрастов и налагаемые ею особенности на отношения между людьми присутствуют во всех странах. Рассматриваемая проблема, при всей кажущейся банальности, волновала мыслителей всех народов во все времена. Высказывание Конфуция: «В 15 лет я погрузился в учебу. В 30 – обрел самостоятельность. В 40 – избавился от сомнений. В 50 – познал волю неба. В 60–научился отличать правду от лжи. В 70 – я стал следовать желаниям моего сердца». Увы, сложившиеся в нашем обществе возрастные стереотипы не во всем отличаются целесообразностью. Вспомним хотя бы меткую репризу А. Райкина: «В 40 лет — молодой специалист, в 60 лет — набирает опыт. А когда работать?»
Норберт Винер сравнивал жизнь человека с пламенем свечи: в каждый момент мы те же и уже не те. Психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны, как говорится, невооруженным глазом. Исследуя это, ученые выявили взаимосвязь между возрастом и темпераментом, типами характеров и стилем поведения, установили также, что характер формируется к 17 годам, а трем типологическим группам характера соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному — молодость, конформному — зрелость и критичному — старость.
Поскольку это модель, то здесь речь идет только о тенденциях и границы возрастных периодов и этапов условны. Это своеобразный идеал, к которому человек должен стремиться по мере своих возможностей (импульсивный тип — напористый, активный, энергичный; конформный – гибкий, податливый, осторожный; критичный — принципиальный, придирчивый, рациональный).
Самому экспрессивному (крикливому, шумливому, слезливому и истеричному) периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости. В пору младенчества (1 год) ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и оно (включая внутриутробный период, изучаемый самостоятельной наукой — эмбриологией) по своей значимости равносильно последующему 12-летию. Особенность данного возраста замечена С. Торайгыровым:
В детстве (1–13) самая высокая общедвигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный (1–3), детсадовский (3–7) и младший школьный (7–13), когда эмоциональность психики постепенно убывает, и динамизм «от младых ногтей» становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде. Оригинально высказывание по этому поводу у Амброза Бирс: «Детство – это период жизни, промежуточный между идиотизмом младенчества и безрассудством юности; находится в двух шагах от греха зрелости и в трех — от раскаяния старости».
В мобильной молодости (13–25 лет) хотя высокий динамизм психики еще сохраняется, но, тем не менее, малозаметно, исподволь подкрадывается пластичность психики. В эту пору прекрасно сочетаются два ценных свойства характера — импульсивность и конформность. Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество (13–17), юность (17–21) и венец молодости (21–25). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует ее пластичность. Перешагнув этот рубеж, отговорил милым языком сверстников С. Есенин: «Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль».
Психофизиологическая наука утверждает, что около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть – между тремя и семью, остальное – между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни. Вот как писал о «необозримости» одного лишь периода молодости-отрочества Б. Пастернак: «Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заменить этот ангар, в который мы залетаем за воспоминаниями, порознь и кучно, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином. Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеряемую только математическим парадоксом». В идеале смысл жизни человека не в количестве прожитых лет, а в поступках, свершениях и делах созидательных на благо другим.
Об этом свидетельствует жизнь замечательных людей. Например, Жанна Д’Арк прожила 19 лет, Э.Галуа (21), Н.Добролюбов (25).
В зрелом возрасте (25–61) реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости. Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт.
Впрочем, начальному этапу зрелости (25–37) в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо пластичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей.
Не преодолели рокового возраста: Н.Абель (27 лет), М. Лермонтов (27), Ч.Валиханов (29), С.Есенин (30), А.Македонский (33), А.Грибоедов (34), В.Чкалов (34), Ю.Гагарин (34), В.Моцарт (35), Дж.Байрон (36), принцесса Диана (36), А.Пушкин (37), Ван Гог (37), В.Белинский (37), А.Рембо (37), В.Маяковский (37).
Для среднего этапа — вершины зрелости (37–49), в основном, характерно компромиссное поведение. Это «золотая пора», когда человек накопил много знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пик социальной зрелости и служебной карьеры, возраст президентов и иных лидеров. С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»
Не достигли полувекового возраста: Джэк Лондон (40 лет), А.Блок (41), Ф.Магеллан (41), Джо Дассен (42), В.Высоцкий (42), Н.Гоголь (43), А.Чехов (44), И.Шиллер (46), Дж.Кеннеди (46), Аттила (47), Т.Шевченко (47), А.Колчак (47), Л.Корнилов (48), Эдит Пиаф (48), Ж.Фуко (49), Ф.
Дзержинский (49).Позднему этапу зрелости — солидному возрасту (49-61) – в большей мере соответствует все еще гибкое, но несколько вялое поведение, то есть субпластичность психики. По существу, это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей. Как рассуждал основоположник персидской поэзии Рудаки, «Да, был я молод и счастлив, имел все блага земли. Недаром Саманиды меня высоко вознесли. Но годы весны сменились годами суровой зимы. Дай посох! Настало время для посоха и сумы».
Зачислять всех людей этого и более поздних возрастов в разряд консерваторов весьма несостоятельно. Справедлив по этому поводу Л. Толстой: «Обыкновенно думают, что самые обычные консерваторы — старики, а новаторы — молодые люди.
Прожили более полувека: Ж.Б.Мольер (51 год), О.Бальзак (51), Б.Наполеон (52), Петр I (53), М.Ломоносов (54), Х.Колумб (55), Авиценна (57), Л.Бетховен (57), А.Мицкевич (57), Г.Гейне (59), Стендаль (59), Г.Флобер (59), Абай (59), Ф.Достоевский (60), Д.Боккаччо (61), Г.Гегель(61), А.Ампер (61), Н.Чернышевский (61).
Максимально «тактичны» люди пожилого (пенсионного), предстарческого возраста (61–73). В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, а порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят даже собственные дети, так что старики невольно тянутся к внукам. С другой стороны, к этим годам люди действительно накапливают много знаний и большой жизненный опыт.
Это почтенный возраст и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но, будучи людьми «неофициальными», они выглядят со стороны несколько навязчивыми. Их душевное состояние изнутри высветил Абай: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев — горький яд, думы — желчь, ты уже старик!»Прожили на свете более 60 лет: А.Нобель (63 года), Ф.Рузвельт (63), А.Собчак (63), Хафиз (65), Тамерлан (69), Чингисхан (72), Имам Шамиль (72), Ч.Дарвин (73).
Категоричен, причем стабильно, старческий возраст (73–85), когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным – чаще, или самокритичным – реже. Характер все больше обретает черты упрямого и убежденного интроверта, то есть человек становится обращенным в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст аксакалов, мудрецов — людей рассудительных, их девиз — «семь раз отмерь!» Люди данной возрастной категории избегают шумных и веселых компаний так же, как и одежды ярких и броских расцветок.
Сентиментальными бывают, как правило, престарелые (старше 85 лет) люди. Свойственный для них преимущественно депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, то есть на чувствительность и легкую ранимость, когда нет слез на глазах, как это бывает у младенцев, но тайком плачет легкоранимая мнительная душа. На редеющие ряды указал А. Пушкин, ссылаясь на изречение из поэмы «Бустан»: «Иных уж нет, а те далече, как Саади некогда сказал».
Период престарелого возраста начинается в 85 лет и от этой вершины до 100 лет уже остается чуть больше одного «круга» — сегментного возраста, то есть «мушел». Это удел глубокой старости, как у долгожителя Жамбыла (99 лет). Удел не из легких и не из простых, считал персидский астроном и математик: «Книга жизни моей перелистана — жаль! От весны, от веселья осталась печаль. Юность – птица: не помню, когда прилетела. И когда унеслась, легкокрылая, вдаль».
По гипотезе геронтологов, максимальная продолжительность жизни может достигать и до 125 лет, а по Библии — до 120 («И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть, пусть будут дни их 120 лет» (Бытие, 6:3). В этом вопросе благожелателен В. Маяковский: «Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости!».
Сами же периоды жизни довольно точно укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг называется «мушел», что означает «сегмент». И если следовать этому исчислению, легко вычислить, что пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет. Видимо по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая «нулевых» и «пятерочных» дат. Собственно, в 40, а тем более в 30 или 25 лет подводить итоги той или иной деятельности рановато и нескромно.
Символично, что детство завершается примерно в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого.
Исследования, проведенные ЮНЕСКО в 45 странах, свидетельствуют об общем снижении ценза совершеннолетия молодежи, то есть выхода ее из-под влияния родителей с 21 года до 18–19 лет — и в этом видится проявление нашей динамичной эпохи. Однако осознают ли дети и их родители, что старше 13 лет они уже не маленькие, то есть не дети? Понимают ли сами молодые люди и их близкие, что в 25 лет они уже переступили порог зрелости? Кем человек считает себя в 50 лет — молодым, зрелым или стариком? А после 61, за 73? В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос всерьез не рассматривается. В результате получается: и в 40 лет — юнцы, и в 20 — дети, и в 50 — старики. На подобную крайность в свое время обратил внимание Омар Хайям: «Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм».
В постиндустриальных странах дети быстрее взрослеют и раньше начинают самостоятельную жизнь. Уже в 17 лет молодые люди, если они не намерены продолжать учебу, должны сами заботиться о своем материальном благополучии. И у нас тем, кто хочет учиться, родители оказывают посильную помощь. Мы часто снижаем требования к своим домочадцам, жалея их, лелея просто без всякого на то основания. Это ни что иное как «медвежья услуга», в результате чего нередко вырастают безответственные великовозрастные детины. Отсюда до иждивенческой психологии лишь один шаг.
Предостерегает от такого подхода народная педагогика, о требованиях которой весьма своевременно вспомнить уже потому, что в последние годы у нас даже сами слова «воспитание», «воспитательная работа» приобрели в некотором роде негативный смысл. Между тем, у каждого из народов можно найти детально разработанную, отшлифованную веками систему воспитания подрастающей смены, передачи ей опыта и знаний от старших. Большое значение придавалось обряду посвящения мальчиков и юношей, который нередко считается вторым рождением, так как знаменует приобщение их к жизни взрослых.
У казахов неуклонно соблюдался обычай поиска и взращивания одаренной молодежи, о чем напоминает, в частности, пословица «Будущего скакуна ищи среди жеребят, будущего мудреца — среди ребят». Так, очень рано окружающими были замечены недюжинные способности юного Абая. О нем говорили: на этого мальчугана только и надежда родственников. А он стал маяком для целого народа! Решающая же роль в воспитании отводилась аксакалам, о чем опять-таки напоминает пословица: «Старик между двух детей ребенком становится, ребенок между двух стариков — мудрецом». Да и поговорки других народов возносят роль старших в воспитании. Вот одна из них — адыгейская: «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи».
И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25–37), который выделяется у всех народов. На Западе — это «джентльмен», с которым можно «иметь дело». У русского народа — это «добрый молодец», у казахов — «джигит». Названия разные, но суть одна. И тут очень важно отличать взрослость от псевдовзрослости, когда едва вышедшие из подросткового возраста юноши или девушки, чтобы казаться независимыми, ведут себя нарочито свободно, дерзко, предаются разгулу. Этель Барримор заметила: «Взрослыми вы становитесь в тот день, когда вы впервые по-настоящему посмеялись над самим собой». Ну а ученые критерием социальной зрелости считают освоение молодым человеком какой-то совокупности социальных ролей, которые характеризуют взрослого и его позиции отношения с обществом. «Кто в молодости не был молодцом, тот свою долю проморгал», — это казахская поговорка по-своему раскрывает особое значение этого периода жизни.
Если судить по казахским народным изречениям, то можно сделать вывод о том, что уважение к старшим было одной из этических первооснов. «Если старших уважаешь, младшие будут уважать тебя, если младшие уважают, все люди будут тебя уважать» — эта нравственная максима зиждилась на твердом убеждении, что без опоры на опыт и мудрость старших общество не может успешно решать свои задачи. «Что знает старик, то и святому невдомек», «Слово старца — лекарство», «Умный старик — река полноводная». Эти пословицы появились в условиях общинной психологии и вряд ли в полном объеме приемлемы в постиндустриальном веке.
В современных условиях роль старшего поколения в освоении молодежью социального опыта, регулировании отношений между людьми не может не меняться. Не всегда чем старше человек, тем он мудрее. Долг стариков — давать дорогу молодежи, что, как уже отмечалось выше, тоже было в народных традициях. Несоблюдение этого требования стало причиной застоя, в котором пребывал бывший СССР, руководимый «геронтократами». О необходимости сочетания молодых и старых сил говорит и тот факт, что многие выдающиеся люди прожили менее полувека, а оставили в истории глубокий след. Но при всем этом народная традиция уважения к старости должна быть возрождена. Государство не вправе обрекать старшее поколение на трудности.
Но есть тут и другая проблема — это отношение человека к собственной старости. У нас сложилось так, что выход на пенсию считается концом жизни, тогда как в экономически благополучных странах — ее размеренным продолжением. В США пенсионерам предлагают поступить на первый курс гуманитарного университета. А вглядимся в туристические группы и увидим, что большинство жаждущих новых впечатлений — пожилые люди. У нас же укоренившееся иждивенчество приводит к тому, что родители, вырастив своих детей, взваливают на свои плечи заботы о внуках и даже правнуках. Что ж, и детям, и внукам необходима рука старших, но нельзя перекладывать на них все заботы, превращая их жизнь в череду непрерывных трудностей и невзгод. И поэтому с недоверием и даже недоумением воспринимаются признания великих людей о старости как о «золотой поре», которую не променять ни на какие блага мира. Каждый человек растет и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Поэтому границы возрастных периодов размытые. Обычно мы говорим: 2–3 года — пора ребенку идти в садик, 6–7 лет – в школу, 16–17 лет — пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.
Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат, не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: «Тебе столько лет, и ты еще ребенок!», это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учетом достижений геронтологии, чтобы люди знали, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся. В этом непростом деле, на наш взгляд, наиболее подходящий критерий – это «мушел». Кстати, у казахов принято считать, что тело состоит из 12 наиболее значимых его частей, то есть из 12 «муше». В этом суть этимологии «мушел». Подобный подход, бесспорно, облегчит человеку осознавать свою роль в обществе, не забывая обязанности перед Отечеством и близкими людьми. Да и обществу, окружающим поможет правильнее строить свои отношения с каждым.
Ахмет Дюсенбаев психофизиолог , г. Алматы.
Возрастные индивидуальные особенности развития и воспитания личности
«Детство – золотое время». «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее». «После сорока жизнь только начинается». Наверняка, ты слышала это не раз. И это действительно так. Все этапы в твоей жизни прекрасные и особенные. Но что не мало важно, на каждом этапе твоя личность претерпевает изменения. Согласись, трудно в сорок, быть такой же как в восемнадцать. У тебя уже есть определённый жизненный опыт, и ты снисходительно вспоминаешь себя юной.
Для начала давай разберёмся, что подразумевается под «личностью».
В этой статье:
Понятие личностиЧто отличает личность в детствеДавай поговорим о твоей молодости«Зрелые» годаДля тех, кому за 60Чем полезно знание возрастных особенностей
Понятие личности
Фото автора Angela Roma: Pexels
Личность – социально-психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеческих общественных форм сознания и поведения.
Не так давно, психологи стали уделять внимание особенностям личности на каждом возрастном этапе. Так, например, подход к изучению детства очень изменился за последнее время. Во главе угла стоит развитие человека в каждом возрасте. Но обо всём чуть ниже.
Что отличает личность в детстве
- Период младенчества.
На этом этапе происходит восприятие этого мира. Возникает первый контакт с миром. В 3–4 недели малыш начинает реагировать на голос. На 3–5 неделе ребёнок может уже зрительно сосредоточиться. Младенец проходит «комплекс оживления» – начинает показывать свою улыбку, в ответ на жизнерадостных взрослых. Появляется узнавание лиц. С 7 до 11 месяцев малыш может бояться расстаться с мамой на долгое время.
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
В 1 год у ребёнка проходит первый кризис. Возникает всплеск самостоятельности. Ребёнок может начать не только исследовать всё вокруг, но и прослеживать границы, что ему можно делать, а что нельзя. Слово приобретает предметное значение. А действия с предметами становятся всё более осознанными. Появляются элементарные формы воображения.
Основные периоды возрастных развитий человека
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Может быть, с этого возраста ты уже помнишь себя. Чаще всего воспоминания откладываются в памяти с трёхлетнего возраста. Ведущей формой деятельности становится игра. Теперь ты хочешь всё больше придумывать. Каждая игра для тебя как целый спектакль. Твоё воображение так бурлит, что взрослым не всегда удаётся понять, где правда, а где вымысел.
Происходит интенсивное формирование речи, которая закончит формироваться к школе. Стоит отметить эмоциональную часть. Теперь ты можешь лучше управлять своими эмоциями. Теперь ты уже не младенец, который плачет от любой ситуации. Но при этом переживания становятся серьёзнее и глубже.
- Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
Некоторые учёные говорят, что это вершина детства. Игра отходит на второй план, а на первый выходит учение. В 7 лет ты уже можешь чётко выделить себя в социальной сфере, в коллективе (формируется «Я – ребёнок»).
Теперь ты не просто чувствуешь, твои чувства последовательны и логичны. Своей жизни ты начинаешь придавать смысл и каждый твой дальнейший шаг, ты делаешь «потому что». Внимание на этом этапе становится сконцентрированное. А также в своей деятельности теперь ты видишь мотив.
- Подростковый возраст (от 11 до 15 лет).
Гормоны бурлят, ты быстро растёшь и теперь уже твои эмоции могут взять верх над тобой. Возрастает интерес к внешности и не только своей. Возникает чувство взрослости («Я – концепция»). Теперь ты стремишься быть как взрослая. У тебя начинает формироваться чёткое представление о себе.
На этом этапе могут возникнуть и комплексы по поводу своей внешности и тех изменений, которые являются неотъемлемой частью этого периода. Гипертрофированное чувство самостоятельности может обострить отношения с родителями, особенно если тёплые и доверительные отношения не были выстроены ранее.
Давай поговорим о твоей молодости
И вот тебе 16 лет, и ты уверена, что тебе «море по колено». Что впереди у тебя активная интересная жизнь и самое главное, ты не видишь преград на своём пути. Во взрослом возрасте этого чувства может не хватать, особенно под напором жизненного опыта.
- Юность (от 16 до 18 лет).
Это период между детством и взрослостью. Ты можешь чувствовать в этом возрасте, что твои ценности самые важные, а порой думать, что они совершенно расходятся с ценностями родителей. Ты начинаешь стремиться к самообразованию, читать книги и увлекаться каждый день чем-то новым, чтобы познать себя сильнее.
Развитие может быть на этом этапе скачкообразным, может возникнуть мучительный поиск пути и своего предназначения. Для тебя становиться очень важно заявить миру о себе, как о личности. К концу периода происходит стабилизация личности.
- Молодость (от 18 до 30 лет).
На этом этапе происходит усиленное развитие всех психических процессов личности. Ты в самом «разгаре». В этот период ты получаешь бесценный опыт, который может пригодиться тебе на протяжении всей жизни. Начинается твоя трудовая и профессиональная деятельность. Ты становишься финансово независимой. В этот возрастной отрезок происходит сепарация от родителей. Ты можешь уже создать семью или стремится к этому.
«Зрелые» года
Этот возраст наступает примерно в тридцать лет. И у тебя он может стать кризисным.
- Кризис 30 лет.
На этом этапе может возникнуть кризис развития. Могут возникнуть вопросы: «А в том ли направлении я развиваюсь?», «А не поменять ли мне профессию?», «Как выстроить гармоничные отношения?». Все эти вопросы могут подталкивать тебя к решительным действиям.
Так, ты можешь сменить работу или переучиться на новую профессию. Часто женщины в декрете начинают знакомиться с собой ближе и выбирают новые виды деятельности. Выйти из кризиса можно только честно ответив себе на поставленные вопросы.
Что еще ты можешь сделать в этот период:
- Окружить себя заботой и самой проявлять её по отношению к близким.
- Получать новый опыт (новые хобби и увлечения).
- Не бояться принимать ответственные решения.
- Познакомиться с собой ближе (терапия с психологом).
Для тех, кому за 60
В этот период ты обретаешь мудрость. Большая часть твоей жизни прожита, но при этом у тебя есть ещё время, чтобы с интересом проживать свою жизнь. Есть много историй, когда в этом возрасте люди меняют свою профессию или выходят замуж. Очень важно в этот период найти себе социально значимое занятие. Может быть сидеть с внуками тебе понравиться, а может быть ты начнёшь заниматься танцами или живописью.
Фото автора Vlada Karpovich: PexelsНа этом этапе важным будет сохранение оптимистичности, положительных личностных качеств и почувствовать в себе силу к работе или другому виду занятий. А также общение, не забывай про него. Но оно тоже должно быть оптимистичным.
Чем полезно знание возрастных особенностей
На протяжении жизни ты проживаешь разные этапы. Каждый из них особенный и каждый имеет свойство заканчиваться. Но зная про психологические особенности личности, ты можешь лучше разобраться в себе. Зная про кризис 30 лет, ты можешь подойти к нему подготовленной. Вся периодизация, конечно, условна и зависит от твоей индивидуальности. Главное оставайся позитивной и с большим стремлением познавать новое, тогда никакой кризис тебя не будет страшить.
Как возраст меняет вашу личность
Независимо от того, сколько лет людям, по крайней мере, некоторые из их личностных черт могут измениться. Тем не менее, как именно меняются черты человека, почти невозможно предсказать.
Но как взросление само по себе меняет черты личности? Чем типичный человек средних лет отличается от типичного старшеклассника?
Психологи могут изучить это, наблюдая за группой людей и сравнивая показатели их характеристик, измеренные в разные периоды их жизни. Это требует много терпения и усилий. Например, чтобы увидеть, как люди меняются в возрасте от 20 до 50 лет, исследователи должны следить за ними в течение 30 лет.
В качестве альтернативы, исследователи могут сравнить оценки характеристик людей, которые уже находятся в разном возрасте, предполагая, что их различия связаны с возрастом, а не с каким-либо другим разделением между поколениями. Эта стратегия намного проще и быстрее.
К счастью, эти два подхода рисуют в целом схожую картину того, как личности склонны меняться с возрастом.
Не только один способ измениться
Представьте, как растут люди. Они заканчиваются на разной высоте и растут с разной скоростью, но большинство из них следуют в целом схожей траектории роста: нормально расти до более позднего подросткового возраста, а затем выравниваться. В 18 лет очень немногие ниже среднего 8-летнего подростка, и почти никто не становится ниже в возрасте от 8 до 18 лет.
Черты личности развиваются очень по-разному:
- Развитие не останавливается во взрослой жизни — изменения могут происходить постоянно.
- Не существует однозначно нормативного способа измениться — с возрастом люди могут улучшаться и ухудшаться в любых чертах.
Но, тем не менее, некоторые паттерны встречаются чаще, чем другие.
Немного более распространенные способы измениться
Изменение черт личности наиболее тщательно изучено у взрослых примерно до восьмого десятилетия жизни. Здесь я сосредоточусь на изменениях с начала 20-х до 50-х годов, потому что выводы менее последовательны и более сложны для более поздних десятилетий.
Многие стереотипы почти полностью неверны, в том числе национальные стереотипы (национальность практически не влияет на личность). Но хотя это и не совсем верно, убеждения людей о том, как возраст меняет черты личности, не являются, по крайней мере, крайне неточными. Они правильно понимают направления изменений, но преувеличивают свои силы.
Например, многие считают, что с возрастом люди становятся добрее, сговорчивее, организованнее и послушнее. И действительно, такие изменения личности встречаются у людей несколько чаще, чем противоположные изменения.
С точки зрения личностных качеств Большой пятерки, среди взрослых более характерно становиться более приятным, добросовестным и эмоционально стабильным с течением времени, чем изменяться в противоположных направлениях. Исследователи называют эти тенденции созреванием личности, потому что желательны доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность, которые, как правило, способствуют лучшим жизненным результатам.
Что касается оставшихся двух черт Большой пятерки, экстраверсии и открытости, то менее ясно, склонны ли люди двигаться вверх, вниз или оставаться на прежнем уровне. Исследования часто сообщают о разных результатах в зависимости от их методологии.
Мысленный эксперимент
Давайте поиграем с мысленным экспериментом, чтобы оценить эти изменения. Предположим, вы проводите масштабное исследование и измеряете личностные черты миллионов людей из «Большой пятерки». По каждой характеристике ваши участники получают отзывы о своих баллах:
- Низкий (нижняя треть среди всех участников)
- Средний (средняя треть)
- Высокий (верхняя треть)
Предположим, вы случайным образом выбираете 1000 20-летних и соединяете каждого со случайно выбранным 50-летним. Теперь для каждой черты Большой пятерки вы можете задать следующий вопрос:
Насколько вероятно, что старший член пары получит более высокую обратную связь, чем младший?
Во многих исследованиях, в которых измерялась доброжелательность и добросовестность людей в нескольких странах с помощью различных личностных тестов, у людей в 50 лет в среднем чуть более чем на половину стандартного отклонения выше, чем в 20 лет. Для эмоциональной стабильности разница в возрасте, вероятно, несколько меньше.
Половина стандартного отклонения? Это число может взволновать исследователей, но мало что говорит большинству людей. Чтобы придать ему смысл, мы можем перевести его в наш мысленный эксперимент следующим образом: *
- Примерно в 50% пар пожилой человек получает более высокую обратную связь
- Примерно в 30 процентах пар оба получают одинаковую обратную связь
- Примерно в 20 процентах пар более молодой человек получает более высокую обратную связь
Как группа людей может измениться в уступчивости или добросовестности, подняться (зеленый), упасть (красный) или остаться одинаковыми (серый).
Источник: René Mõttus
Таким образом, примерно у половины людей в среднем возрасте баллы за доброжелательность и добросовестность должны быть выше, чем у тех, кто недавно закончил среднюю школу. Другая половина может либо остаться прежней — возможно, несколько раз поднявшись и понизившись в промежутке между ними, — или даже получить более низкие баллы по мере взросления. Для эмоциональной устойчивости эти пропорции чуть более равны.
Одновременное следование всем возрастным тенденциям встречается реже
Хотя каждая из трех черт — доброжелательность, сознательность и эмоциональная стабильность — скорее увеличиваются, чем уменьшаются с возрастом, для любого конкретного человека реже встречаются все из этих черта увеличивается.
Именно так работает математика: вероятность того, что все несколько вещей произойдут так, как ожидалось, ниже, чем вероятность того, что произойдет каждая из них по отдельности. Например, если вероятность ожидаемых изменений каждого из двух признаков равна 0,5, то вероятность оба признака изменяются, как и ожидалось, составляет 0,5 x 0,5 = 0,25, или 25 процентов. Для трех признаков вероятность того, что все пойдет так, как ожидалось, еще меньше. **
Итак, на самом деле не существует единого нормативного способа изменить людей. Многие способы измениться совершенно нормальны не только с точки зрения того, что мы считаем нормальным, но и статистически.
Это, в свою очередь, означает, что нелегко предсказать, как именно личностные черты любого конкретного человека изменятся с возрастом.
* Эти проценты получены в результате статистического моделирования.
** Иногда разные черты меняются вместе, что несколько повышает вероятность того, что все они изменятся в ожидаемом направлении. Но это не меняет главного.
Изображение на Facebook: Анна Нахабед/Shutterstock
Изображение на LinkedIn: Bricolage/Shutterstock
Черты характера трехлетнего ребенка предсказывают личность в возрасте 26 лет
9 для полного просмотра)0102
(Нажмите здесь, чтобы загрузить эту статью в формате PDF)
Авшалом Каспи и др. , Институт психиатрии, Королевский колледж Лондона и Университет Висконсин-Мэдисон
Журнал личности, 71(71) ), 2003, с. 496-513.
Инструктаж
Учителя и родители застенчивого, прилипчивого дошкольника могут надеяться, что поведение их ребенка — всего лишь этап. Но то, что они, скорее всего, найдут много лет спустя, — это молодой взрослый, который колеблется в отношении новых впечатлений и чувствует себя некомфортно в социальных ситуациях.
Точно так же маленькие дети, которые кажутся самоуверенными и общительными, скорее всего, проявят такой же темперамент, как и взрослые.
Но это не означает, что дети с проблемным поведением, таким как агрессия или раздражительность, не могут научиться преодолевать их, считают авторы продолжительного исследования того, как поведение в раннем возрасте может предсказывать черты личности в будущем. совершеннолетие.
«Если бы ранние поведенческие различия не предсказывали результаты, ученые-бихевиористы, родители и учителя могли бы спокойно игнорировать такие индивидуальные различия», — пишет Авшалом Каспи, профессор психологии Королевского колледжа Лондона и Университета Висконсин-Мэдисон, который провел исследование. исследование с группой исследователей в течение 23-летнего периода. «Однако, поскольку такие различия формируют ход развития, информация об этих индивидуальных различиях может быть использована для разработки программ обучения родителей и школьных вмешательств для улучшения развития детей».
Исследование началось с выборки примерно 1000 трехлетних детей, живших в Данидине, Новая Зеландия, в начале 1970-х годов. Каждый ребенок участвовал в 90-минутном сеансе с экзаменатором, который проводил тест на развитие, а затем оценивал ребенка по 22 характеристикам.
Затем эти черты были сгруппированы в пять типов детей: хорошо приспособленные, уверенные в себе, заторможенные, сдержанные и «недостаточно контролируемые», то есть импульсивные, беспокойные и легко отвлекаемые. В возрасте 26 лет исследователи смогли повторно изучить 96 процентов от исходной группы, проводящие различные собеседования и медицинские осмотры. Людей из выборки также попросили выбрать кого-то, кто их хорошо знал — «информанта», — который мог бы заполнить анкету об исследуемом человеке.
Результаты показали, например, что дети из категории «недостаточно контролируемые» в возрасте 3 лет набирали самые высокие баллы по признаку «отрицательная эмоциональность» и описывались их информантами как неприятные, напряженные и тревожные.
Уверенные в себе дети выросли с низким уровнем самоконтроля и раскованностью. Заторможенные дети, с другой стороны, демонстрировали самый высокий уровень ограничений во взрослом возрасте и низкие баллы по позитивному эмоциональному настрою.
Спустя пятнадцать лет после первоначальных наблюдений исследователи повторно изучили выборку — теперь ей 18 лет — и обнаружили, что характеристики, наблюдаемые в возрасте 3 лет, проявляются как раз в тот момент, когда дети вот-вот станут взрослыми.
Что действительно примечательно, так это то, что эти черты все еще будут очевидны в возрасте 26 лет — после того, как участники исследования «пережили глубокие жизненные изменения», такие как работа на полную ставку, вступление в брак или становление родителем.
Продольные исследования проводятся редко, потому что их сложно и дорого проводить, но эти исследователи приняли дополнительные меры предосторожности, чтобы повысить уверенность в своих выводах. Во-первых, они использовали большую выборку. Во-вторых, они потеряли связь лишь с несколькими субъектами за два десятилетия. И, в-третьих, они избегали предубеждений, которые могут возникнуть, если полагаться исключительно на самоотчеты.
Имея особое значение для образовательной политики, их выводы показывают, что родители и учителя не должны предполагать, что дети просто вырастут из проблемного поведения.
Хотя авторы не обсуждают конкретные образовательные вмешательства, их выводы расходятся с образовательной практикой, которая законодательно закреплена во многих штатах (например, Калифорния, Орегон и Кентукки). Эта доктрина, называемая «практикой, соответствующей развитию» (DAP), не рекомендует учителям обучать конкретным академическим или социальным навыкам, полагая, что дети со временем разовьют их естественным образом. DAP до недавнего времени считался «наилучшей практикой» воспитателями дошкольных учреждений и дошкольными программами, такими как Head Start.
Согласно статье Дж. Э. Стоуна 1996 года, DAP является барьером для эффективных программ для детей младшего возраста: «По сути, теория развития не поощряет учителей и родителей заявлять о своих ожиданиях или иным образом действовать, чтобы вызвать более зрелое поведение», — пишет он. «Вместо того, чтобы побуждать родителей относиться к детям и молодежи как к личностям, ответственным за свое поведение, теория развития поощряет терпимость и принятие незрелости, безответственности и неудач».
Совсем недавно ученые, изучающие психологию развития, поведенческую психологию и неврологию, заявили в отчете Национального исследовательского совета (NRC) 2000 года «От нейронов к соседям», что эффективные программы раннего вмешательства для маленьких детей могут полностью изменить «шансы в пользу более адаптивных результатов».
В отчете NRC родители и опекуны упоминаются как «активные ингредиенты влияния окружающей среды» и говорится, что крепкие и надежные отношения могут помочь детям двигаться по «положительному пути».