Возрастные особенности становления личности: 5. Возрастные особенности человека и воспитание его личности

Содержание

Психологические особенности возрастного развития личности

Введение

 

Психологическое развитие человека в течение жизни претерпевает ряд периодов, последовательные изменения которых необратимы и непредвиденны. Каждый период (возраст) – это своеобразная степень психологического развития, с присущими для него, относительно стойкими, качественными особенностями.

Известно, что возрастные психологические особенности развития обусловлены конкретно-историческими условиями развития: наследственностью, полной мерой характера воспитания, особенностями деятельности и отношениями с другими людьми. Все это сказывается на специфике перехода от одного возрастного периода к другому.

За критерии определения основных периодов индивидуального развития принято брать качественные и существенные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляют характерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являются психологические и социальные новообразования, которые выявляют их сознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития на данном этапе.

В отечественной психологии основные периоды психологического развития подрастающего поколения определяют по психолого-педагогическим критериям, которые включают в себя характерную для каждого возраста социальную ситуацию. Это, прежде всего, содержание и формы обучения и воспитания, ведущая деятельность, в ее соотношении с другими видами деятельности, соответствующий ей уровень сознания и самосознания личности.

Такими периодами являются: ранний (от рождения до трех лет) возраст, младший школьный возраст (от семи до десяти лет), средний школьный, или подростковый (от десяти до тринадцати лет) и старший школьный возраст, или юношеский (от четырнадцати – пятнадцати лет и до достижения зрелости).

Наиболее бурным развитием и перестройкой социальной активности знаменуется юношеский возраст (14-15 лет). Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности. Путь к зрелости только начинается, он богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.

В этот период велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а напротив, способствующих здоровому развитию личности.

Юношеский возраст – это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции.

Но в то же время, это также возраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждение собственного «Я».

Все вышеуказанные особенности и проблемы требуют своего изучения, и правильного понимания, особенно в современном нестабильном мире, и это обусловливает актуальность выбранной темы работы. Здесь важно выделить еще одно обстоятельство. Многие авторы, говоря о подростках, обычно характеризуют их общие типические черты их физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Больше того, разговоры о подростках без учета того, мальчик он или девочка, беспредметны.

Многогранность биологических и психологических особенностей юношества 14-15 не позволяет в полном объеме охарактеризовать все стороны этого этапа жизненного пути.

1. Проблема развития личности с позиций социальной психологии

 

Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию, безусловно, остается монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в, детском возрасте», вышедшая 15 лет назад. В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке. Отдавая должное трудам советских психологов, характеризующим условия и процесс развития различных сторон и качеств личности ребенка, Л.И. Божович приходила к неутешительному выводу:

«Однако личность ребенка как некоторое единое целое (выше она справедливо критиковала смешение личности с индивидуальными особенностями человека. — А.П.), ребенок, как субъект психической деятельности, оказывается до сих пор еще очень мало изученным. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в советской психологии до сих пор нет достаточно разработанной, единой концепции личности и ее формирования. Общие для всей советской психологии марксистские положения о личности разными советскими авторами по-разному интерпретируются, систематизируются и обобщаются. Понятие личности, хотя и постоянно употребляется, но недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще».

Приведенное утверждение Л.И. Божович перекликается с мыслью Л. С. Выготского о том, что для детской психологии «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее развития» . К сожалению, и в последующие после появления книги Л.И. Божович годы положение не изменилось сколько-нибудь существенно .

Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что «понятие личности… часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще», послужил, очевидно, одной из причин того, что понятие «развитие личности» и понятие «развитие психики» (или, что то же самое, «развитие психики личности», «психическое развитие личности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадении и вообще соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» в онтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в психологической литературе даже не был поставлен. Многие психологи (в их числе и автор настоящей статьи в ряде книг, написанных им или выходивших под его редакцией) использовали эти понятия как синонимы в одном и том же контексте, не учитывая, что за подстановкой одного понятия вместо другого скрываются изменения его значения и смысла.

Так, например, в книге В.Ф. Моргуна, Н.Ю. Ткачевой «Проблема периодизации развития личности в психологии» в едином контексте без дифференциации предметов анализа рассматриваются эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона и концепция развития психики ребенка Д.Б. Эльконина. Следует отметить, что Д.Б. Эльконин в статье 1971 г. характеризует главным образом психическое развитие и не говорит о периодизации развития личности и не формулирует теорию развития личности. Более того, он справедливо отмечает:

«До настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективно-потребностной или мотивационно-потребностной сферы».

Однако образовавшийся в возрастной психологии теоретический вакуум в сфере проблематики развития личности, втянув в себя эту достаточно стройную концепию, без должных оснований превратил ее в глазах многих в концепцию развития личности.

Отсутствие общепринятой психологической концепции личности и в самом деле не могло не сказаться на разработке теории развития личности — богатство эмпирических исследований в возрастной психологии само по себе не могло обеспечить интегрирование представлений о личности как некотором едином целом, «как системном и социальном качестве» индивида. В настоящее время нет необходимости доказывать неидентичность понятий «личность индивида» и «психика индивида», но при попытке описать процесс развития личности его, как правило, подменяют процессом «психического развития» или, во всяком случае, не различают их. В результате формирование личности растворяется в общем потоке психического развития ребенка как индивида. Очевидное несовпадение, нетождественность понятий «индивид» и «личность», как и понятий «психическое развитие» и «развитие личности», при всем их единстве, подсказывает необходимость выделения особого процесса формирования личности как социального, системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений, сущность которого составляет, по К.

Марксу, не абстракт, присущий отдельному индивиду, а совокупность всех общественных отношений. Личность выступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих с ним людей и в себе самом «как другом». Межличностные отношения как характеристики личности субъекта этих отношений, а также «вклады», которые он осуществляет в жизнедеятельность других людей, в их личностные смыслы, обеспечивая свою личностную представленность в них и тем самым и в себе самом, выступают в единстве с иерархией мотивационно-смысловых образований и симптомо-комплексами индивидуальности человека.

В своем единстве эти «ипостаси» человека в системе общественных отношений характеризуют его как личность . Отсюда очевидно, что психика как форма активного отражения объективной реальности субъектом выступает как необходимая сторона существования личности, являющейся субъектом общественных отношений, как важнейшая ее интраиндивидная характеристика.

К примеру, такая весомая характеристика личности, как ее авторитетность, складывается в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация прав сильного, как «авторитет власти» по преимуществу, а в других, высокоразвитых группах — как демократическая «власть авторитета». Здесь личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная атрибуция личности). В рамках метаиндивидной характеристики личности авторитетность — это признание за индивидом права принимать значимые для других решения в значимых обстоятельствах, результат того «вклада», который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах — это следствие конформности ее членов, в группах типа коллектива — это результат коллективистского самоопределения. Таким образом, в коллективе авторитетность — это идеальная представленность субъекта прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъекте.

Наконец, во внутреннем пространстве личности субъекта — это симптомокомплекс психических качеств субъекта. В одном случае — своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом — принципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т. д. (интраиндивидная атрибуция личности). Если принимать этот принцип рассмотрения личности, то очевидна несводимость развития личности индивида к развитию его психики, точно так же, как личности индивида к психике индивида.

Процесс развития личности, таким образом, не может быть сведен к суммации развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них. Еще менее того у нас могут быть основания выдвигать один из этих компонентов, а именно познавательную сферу, в качестве совокупности эмпирических референтов развития личности (когнитивистская ориентация в понимании сущности и характера развития личности явно преобладала).

Наиболее фундаментальная и развернутая концепция психического развития, ориентированная на становление как когнитивных, так и мотивационных образующих психики, принадлежит Д.Б. Эльконину, который разделяет психическое развитие на эпохи, состоящие из закономерно связанных между собой двух периодов. Внутри каждой эпохи первый период характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а второй — усвоением способов деятельности. При этом каждому периоду соответствует ведущая деятельность[4]: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) интимно-личное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет). Концепция возрастной периодизации Д.Б. Эльконина достаточно полно освещена и позитивно оценена в психологической литературе последних лет, в том числе в книгах, вышедших под редакцией автора настоящей статьи.

Однако целый ряд вопросов, относящихся к возможности понять в свете этой концепции проблему развития человеческой личности, требуют серьезных пояснений. В качестве примера возьмем одну эпоху — детство и два периода — дошкольное и школьное детство.

У нас нет особых сомнений в том, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для дошкольников и что в ней моделируются отношения между людьми, отрабатываются навыки, развиваются и обостряются внимание, память и воображение. Одним словом, важность игры дошкольника для развития его психики, подчеркнутая Л.С. Выготским, не требует новых доказательств. Однако трудно предположить, что в дошкольном возрасте возникает уникальная и маловероятная ситуация (никогда не имевшая места и никогда более не повторяющаяся в биографии человека), когда не его реальные поступки обозначают его личность, а изображение чужих поступков. Для формирования личности необходимо усвоение образцов поведения (действий, ценностей, норм и т. п.), носителем и передатчиком которых, особенно на ранних стадиях онтогенеза, может быть только взрослый. А с ним ребенок вступает чаще всего отнюдь не в игровые, а во вполне реальные жизненные связи и отношения. Исходя из предположения, согласно которому главным образом игра в дошкольном возрасте обладает личностно-образующим потенциалом, трудно понять воспитательную роль семьи, общественных групп, отношений, складывающихся между взрослыми и детьми, которые в большинстве случаев также являются вполне реальными, опосредствованными содержанием той деятельности, вокруг которой они формируются. Самым референтным лицам для ребенка (родителям, воспитательницам детсада) личность ребенка открывается именно через его деяния, а не через исполнение ролей в игре. На это существенное обстоятельство обратил внимание В.А. Петровский. Играя в доктора, дошкольник моделирует поведение врача (щупает пульс, просит показать язык и т. д.), но важнейшие личностные качества, связанные с гуманностью и действенной идентификацией с другими, формируются и проявляются, когда он заботливо ухаживает за больной бабушкой, т. е. в реальной жизненной ситуации, где индивид выступает как субъект системы межличностных отношений, опосредствованных реальной деятельностью, в данном случае помощью больному.

Л.С. Выготский сформулировал фундаментальную идею, указав, что обучение «забегает вперед» развитию, опережает и ведет его. В этом отношении обучение, взятое в самом широком смысле этого слова, всегда остается «ведущим»: осуществляется ли развитие человека в игре, учебе или труде, имеем ли дело с дошкольником, школьником или взрослым человеком. И нельзя представить себе, что на каком-то возрастном этапе эта закономерность действует, а на каком-то утрачивает свою силу. Разумеется, учебная деятельность является главенствующей для младшего школьника — именно она детерминирует развитие мышления, памяти, внимания и т. д. Однако, будучи обусловлена требованиями общества, она остается (скажем сразу, в комплексе со многими другими) ведущей для него, по меньшей мере, вплоть до окончания школы. Между тем, если верить схеме периодизации, для двенадцатилетнего возраста она утрачивает свою ведущую роль и уступает место интимно-личному общению. Впрочем, это можно понять так: сохраняя свое объективное значение, она именно в 12 лет лишается для школьника личностного смысла. Так ли это? Где этому доказательства? Всегда ли это происходит? В каких условиях, обучения это случается? Ответа на это нет.

Возрастные особенности развития личности — презентация онлайн

Возрастные
особенности развития
личности

2. ВОПРОСЫ:

Подходы к периодизации
психического развития в
возрастной психологии
Различные периодизации
возрастного развития
Современные тенденции
периодизаций возрастного
развития

3. Различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом

Процесс непрерывный
Процесс дискретный

4. Сторонники идеи дискретного развития

Аргументы:
Развитие идет
неравномерно, то
ускоряется, то замедляется
и имеет главный, ведущий
фактор развития

5.

Сторонники непрерывного развитияПроцесс развития идет, не
останавливаясь, не
ускоряясь и не замедляясь
Границ, отделяющих один
этап от другого, нет

6. Два подхода к периодизации развития

Стихийный
Нормативный
Сторонники стихийного подхода
полагают, что процесс развития
складывается стихийно, под
воздействием множества случайных
факторов и обстоятельств,
происходящих в жизни детей
Нормативным считается
идеальный процесс развития с
учетом всех влияющих
факторов при правильной
организации обучения и
воспитания

8. Все периодизации можно разделить на три группы (Л.С. Выготский)

Первая группа включает в себя периодизации,
построенные на основе внешнего критерия,
связанного с процессом развития
Вторая группа — периодизации, основанные на
одном внутреннем критерии, выбранном
произвольно
Третья группа выделяет периоды развития на
основе существенных критериев, признаков

9.

1-ая группаПериодизация К. Бюлера
Три ступени развития:
инстинкт, дрессура (навыки), интеллект
Считал, что ребенок начинает
что-либо осознавать после
дошкольного возраста

10. Р. Заззо

построил свою периодизацию
таким образом, что системы
воспитания и обучения совпадают
с этапами детства:
0–3 года – раннее детство;
3–5 лет – дошкольное детство;
6-12 лет – начальное школьное
образование;
12–16 лет – обучение в средней школе;
17 лет и старше – высшее и
университетское образование

11. П.П. Блонский

предложил строить
периодизацию по смене
зубов:
беззубое детство,
молочнозубое,
период постоянных
зубов

12. Вторая группа

З. Фрейд построил периодизацию с
учетом полового созревания и
предложил следующие стадии
(см.ниже)

13. Психосексуальная теория развития личности (З. Фрейд)

Стадия
развития
Области
удовлетвор
ения
Способы
удовлетворени
я
Негативное
Задачи развития
Оральные
(до 1лет)
Губы, язык,
зубы
Уменьшение
напряжения
(голода, жажды)
с процессом
кормления
Переедание, сосание,
грызение ногтей
Отделение себя
от материнского
тела
Анальная
(от 1 до 3
лет)
Мочевой
пузырь
Дефекация
Сочетание аккуратности,
бережливости, упрямства
Приучение к
туалету,
формирование
самоконтроля
Фаллическа
я
(от 3 до 5
лет)
Генитальн
ые области
тела
Осознание
сексуальных
различий
У девочек неправильное
отношение к сексуальным
запретам и неврозу, либо
«комплекс маскулинации»,
у мальчиков – «эдипов
комплекс»
Идентификация
со взрослым
своего пола
Латентная
(от 6 до 12
лет)
В этот период сексуальность не прогрессирует.
Ослабевает привязанность к родителям. Обращение к
отношениям со сверстниками, к учению, спорту
Расширение
социальных
контактов
Генитальна
я
(с 12 лет)
Возвращение энергии к половым органам. Юноши и
девушки осознают свою половую принадлежность и
начинают искать пути удовлетворения своих эротических
и межличностных потребностей.
Установление
интимных
отношений

14. Психосоциальная теория развития личности Э.Эриксона

Стадия
Содержание
кризиса
Оральносенсорная
(до 1 года)
Базовое доверие –
базовое недоверие
Доверие к людям, Подозрительность,
надежда
замкнутость
Мышечноанальная
(от 1 до 3 лет)
Автономия – стыд
и сомнение
Сила воли
Несамостоятельност
ь, стыд
Локомоторногенитальная
(от 3 до 6 лет)
Инициативность –
чувство вины
Активность
Покорность,
пассивность
Латентная
(от 6 до 12 лет)
Трудолюбие –
неполноценность
Компетентность
Инерция
Подростковая
(от 12 до 19 лет)
Эго-идентичность –
ролевое смешение
Осознанный
выбор судьбы
Спутанность ролей,
зависимость
Ранняя зрелость
(от 20 до 25 лет)
Интимность изоляция
Опыт близких
отношений,
любовь
Одиночество
Продуктивность стагнация
Забота и
развитие
Застой и отрицание
нового
Средняя зрелость
(от 26 до 64 лет)
Нормальное
развитие
Аномальное
развитие

15.

Периодизация развития интеллекта (когнитивного развития) Ж. ПиажеНазвание стадии
Характеристика поведения и мышления
1.Сенсомоторный
Мыслительные функции основываются на данных
интеллект
органов чувств и движений тела, начиная с простых
(от рождения до 1,5-2 лет) рефлексов, которые дают начало более сложным,
произвольным формам поведения
Центрация
на
собственном
теле
Объективац
ия схем
практическог
о интеллекта
в
пространств
енной сфере
1 фаза
1 месяц
Упражнение рефлексов (сосёт не только во время
еды, но и пальцы, другие предметы)
2 фаза
1-4 месяц
Адаптация сенсорных и моторных структур (поворот
головы в сторону шума, попытка схватить игрушку),
первичные круговые реакции (повторяющиеся
действия)
3 фаза
4-8 месяц
Развитие стратегии продления интересных
впечатлений, вторичные круговые реакции
(сосредоточенность вовне)
4 фаза
8-12 месяц
Начало развития практического интеллекта: действия
становятся более преднамеренными, возможен
недолгий поиск спрятанных предметов
5 фаза
12-18
месяц
Третичные круговое реакции (сознательное изменение
действий, чтобы посмотреть, что будет), активное
исследование путём проб и ошибок («маленький

16.

Периодизация развития интеллекта (когнитивного развития) Ж. ПиажеНазвание стадии
Характеристика поведения и мышления
2. Репрезентативный
интеллект – мышление
с помощью
представлений.
(2 – 12 лет)
Способность мыслить логически при взаимодействии с
реальными объектами. Сильное образное начало при
недостаточном развитии словесного мышления
приводит к своеобразной детской логике.
Доопераци
ональная
стадия
(от 2 до 7
лет)
Эгоцентризм мышления (рассматривание мира с своей
собственной точки зрения).
Развитие символического и допонятийного мышления
(Ветер дует потому, что раскачиваются деревья)
1 фаза
2-4 года
2 фаза
4-7 лет
Интуитивное (наглядное мышление)
Стадия конкретных
операций
(от 7 до 11-12 лет)
Мышление становится более гибким, появляется
обратимость логических операций, уменьшается
эгоцентричность. Дети способны делать умозаключения
и устанавливать причинно-следственные связи. Опора
на наглядность
3. Стадия формальных
операций
(от 11-12 лет и далее)
Появляется способность к формулированию, проверке и
оценке гипотез. Решение логических задач как
конкретного, так и абстрактного содержания. Гипотетико-

17. Лоренс Кольберг Периодизация Морального развития 3 уровня (6 стадий): 1. ПРЕДКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (4-10) Нет т.з. других

людей.
1) Ориентация на избегание наказания (Хайнца нужно наказать)
2) Ориентация на полезность (Жена Хайнцу нужна, значит красть
нужно)
2. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (10-13) Основан на социальном
согласии.
3) Ориентация на соц. одобрение (Хайнц — хороший муж)
4) Ориентация на авторитет (Хайнц должен спасти жену, но и
закон соблюсти)
3. ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (13 и >) Основан на
личных принципах.
5) Ориентация на общественный договор (бывают случаи когда
можно преступить закон).
6) Ориентация на общественные нормы (краже нравственно
оправдана).
Третья группа
«Только внутренние изменения
самого развития, только
переломы и повороты в его
течении могут дать надежное
основание для определения
главных эпох построения
личности ребенка»
(Выготский Л.С., 1991 г.)

19. Л.С. Выготский «О стадиальности развития»

Критерии развития:
1) социальная ситуация развития;
2) новообразования личности
ребенка;
3) литические (стабильные) и
критические периоды.

20. Социальная ситуация развития

— это ≪совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное,
единственное и неповторимое
отношение между ребенком и
окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной≫

21. Возрастные н о в о о б р а з о в а н и я — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего

развития
Психологические новообразования
представляют собой новый тип строения
личности ребенка, те психические и
социальные изменения, которые впервые
возникают на данной ступени и которые в
самом главном и основном определяют
сознание ребенка, его отношение к среде,
его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход
его развития в данный период

22.

Культурно-историческая Периодизация психического развития по Л. С. ВыготскомуС точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это
постоянный переход от одной возрастной ступени к
другой, связанный с изменением и построением личности
ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к
другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия
между новыми потребностями ребенка и старыми
условиями их удовлетворения, которые его уже не
устраивают.
Переход к следующему возрастному периоду
предшествует появлению неудовлетворенности ребенка
тем местом, которое он занимает среди людей, и
стремлению это место изменить.
Развитие ребенка протекает
литически (спокойно), и критически.

23. Культурно-историческая Периодизация психического развития по Л. С. Выготскому

Возраст
0 — 2 мес.
Период или
кризис
Кризис
Положительное
Отрицательное
Переход их утробной среды во
новорожденност
внешнюю
и
2 мес. — 1 Младенчество
год
1 год
Кризис 1-го
года
1 — 3 года
Раннее
детство
3 года
Кризис 3 лет
3 — 7 лет
Ребёнок становится на ноги и Негативное связано с позитивными приобретениями
овладевает речью
Новые характерные черты
личности ребёнка
Строптивость, упрямство, негативизм,
капризность, своеволие
Дошкольный
возраст
Нарушение психического равновесия
7 лет
Кризис 7 лет Возрастает самостоятельность,
изменяется его отношение к
Неустойчивость воли, настроения
другим детям
8-12 лет
Школьный
возраст
Переход к высшей форме
Падение успеваемости снижение работоспособности,
13 лет
Кризис 13 лет
интеллектуальной
дисгармоничность во внутреннем строении
деятельности
личности, отмирание прежней системы интересов,
продуктивность умственной работы
14-17 лет Пубертатный

24. Д.Б. Эльконин Периодизация возрастого развития

Критерии развития:
1. Социальная ситуация
развития;
2. Ведущая
деятельность;
3. Основные
новообразования.

25. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Возраст
Ведущая
деятельность
Тип
деятельности
Сфера развития
Младенчество (0-1 год)
(Эпоха раннего детства)
Непосредственноэмоциональное
общение
«Ребёнок –
общественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Раннее детство (1-3
года)
(Эпоха раннего детства)
Предметноманипулятивная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуально
-познавательная
Дошкольный возраст
(3-6 лет) (Эпоха
детства)
Ролевая игра
«Ребёнокобщественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Младший школьный
возраст (6-10 лет)
(Эпоха детства)
Учебная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуально
-познавательная
Подростковый возраст
(10-14)
(Подростничество)
Интимноличностное
общение
«Ребёнокобщественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Юношеский возраст (1418 лет
(Подростничество)
Учебнопрофессиональна
я деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуально
-познавательная

26.

Периодизация Д. Б. Эльконину1 ЭПОХА РАННЕГО ДЕТСТВА
Кризис новорожденности (Кризис отношения)
Младенческий возраст (0-1 год).
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение[I тип].
Кризис одного года (Кризис мировоззрения)
Раннее детство (1-3 года)
Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная [II тип].
Кризис трех лет (Кризис отношения)
2 ЭПОХА ДЕТСТВА
Дошкольное детство (3-7 лет)
Ведущий тип деятельности – ролевая игра [I тип].
Кризис семи лет (Кризис мировоззрения)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Ведущий тип деятельности – учебная деятельность [II тип].
Подростковый кризис (Кризис отношения)
3 ЭПОХА ПОДРОСТНИЧЕСТВА
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ведущий тип деятельности – интимно — личностное общение (Д.Б. Эльконин,
1971), общественно–полезная деятельность, которая включает в себя
трудовую, учебную, общественно-организаторскую, спортивную,
художественную и т. д. (В.В. Давыдов, 1990) [Iтип].
Кризис 15 лет (Кризис мировозрения)
Ранняя юность. Старший школьный возраст (15-17 лет)
Ведущий тип деятельности – учебно–профессиональная [II тип]
Кризис 17 лет (Кризис отношения)

27. Современные параметры периодизации возрастного развития

1.
2.
3.
4.
5.
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Ведущая потребность
Личностные новообразования
Кризис
Подумайте над смыслом наблюдения Ф. Мирбаха
«Мы охотнее используем
чужой опыт, тем более если он
удачный, чем сами ищем пути
решения своих проблем.
Из новых Законов Мерфи,
адаптированных
к сфере образования

В каком возрасте полностью сформировалась ваша личность?

Однако, когда мы взрослеем, эти черты все еще формируются. К 30 годам большинство людей достигают зрелости.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на Independent.co.uk

В каком возрасте формируется личность?

Согласно теории личности Фрейда, между рождением и 3 годами развивается эго.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на psychcentral.com

В каком возрасте происходит больше всего изменений личности?

Из этих исследований можно сделать несколько важных выводов о развитии личности. Во-первых, большинство изменений личностных черт среднего уровня происходит в возрасте от 20 до 40 лет.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov

Формируется ли ваша личность к 5 годам?

Согласно новому исследованию, наши личности остаются почти одинаковыми на протяжении всей нашей жизни, начиная с раннего детства и до того, как мы перешагнули порог. Результаты показывают, что личностные черты, наблюдаемые у детей, начиная с первоклассников, являются сильным предиктором поведения взрослых.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте livecience. com

Может ли ваша личность измениться после 25 лет?

ВАШИНГТОН. Меняется ли характер людей после 30 лет? Они могут, согласно исследователям, которые обследовали 132 515 взрослых в возрасте от 21 до 60 лет на предмет черт личности, известных как «Большая пятерка»: добросовестность, покладистость, невротизм, открытость и экстраверсия.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на apa.org

4 Признака, что вы еще не ЗРЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

Становятся ли люди лучше с возрастом?

Личность со временем становится «лучше». Психологи называют это «принципом зрелости». По мере взросления люди становятся более экстравертными, эмоционально стабильными, приятными и добросовестными. В долгосрочной перспективе эти изменения часто выражены.

Запрос на удаление

| Полный ответ на livecience.com

Является ли 25 лет зрелым возрастом?

Но новая наука о развитии мозга предполагает, что большинство людей не достигают полной зрелости до 25 лет.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на npr.org

Формируется ли личность к 6 годам?

Новое исследование предполагает, что личность ребенка формируется уже в первом классе. Качества, которые определяют вашего 6-летнего ребенка как болтливого экстраверта или застенчивого тихоня, могут дать красноречивое представление о том, как он или она будет вести себя до конца своей жизни.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте today. com

Правда ли, что ваша личность меняется каждые 7 лет?

Изменение личностных качеств — это нормально

Таким образом, ваша личность, скорее всего, изменится в течение следующих шести лет, особенно если вы молоды. Например, вероятность того, что обратная связь, которую вы получите для любой конкретной черты Большой пятерки, изменится, составляет по крайней мере один из трех.

Запрос на удаление

| Полный ответ на сайте психологии сегодня. com

Может ли ваша личность измениться после 20 лет?

Личностные характеристики меняются, но незначительно. Например, многие люди становятся более покладистыми по мере взросления, но это не относится ко всем и на каждом этапе жизни.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на ageuk.org.uk

Изменяется ли ваша личность в 20 лет?

Когда мы становимся старше, наша личность, конечно же, развивается; в подростковом и раннем взрослом возрасте мы быстро меняемся. Один обзор 152 продольных исследований показал, что самые большие изменения в личностных чертах происходят с детства до 20 лет.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на thecut.com

Личностями рождаются или становятся?

И генетика, и окружающая среда играют роль в развитии личности, хотя конкретная степень, в которой каждый из них играет роль, часто зависит от рассматриваемой конкретной черты личности.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте verywellmind.com

Является ли личность генетической?

Абстрактный. Согласно исследованиям близнецов и усыновлению, человеческая личность на 30–60% передается по наследству. Ожидается, что сотни генетических вариантов будут влиять на его сложное развитие, но лишь немногие из них были идентифицированы.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте nature. com

Каковы 5 стадий развития личности?

Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте simplepsychology.org

Насколько постоянна ваша личность?

В заключение, если «личность» определяется Dictionary.com как «совокупность физических, умственных, эмоциональных и социальных характеристик индивидуума» или «организованный паттерн поведенческих характеристик индивидуума», то это Ясно, что личность непостоянна.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на forbes.com

Почему с возрастом меняться все труднее?

Цепь, включающая нейроны в части мозга, называемой полосатым телом, с возрастом ухудшается. Снижение активности в этой цепи снижает способность разрабатывать новые стратегии для достижения целей.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на abc.net.au

Что такое семилетняя теория?

Биологи сообщают нам, что человеческие клетки заменяют себя каждые семь-десять лет. Рудольф Штайнер, социальный реформатор и оккультист, объединивший научные и духовные концепции, построил свою систему образования Уордольфа на основе семилетних циклов, наметив последовательность человеческого развития.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на harpersbazaar.com

Какая черта личности из Большой пятерки увеличивается с возрастом?

Экстраверсия и открытость были отрицательно связаны с возрастом, тогда как доброжелательность была положительно связана с возрастом.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на ncbi. nlm.nih.gov

В каком возрасте детям становится легче?

К 5-6 годам они становятся вполне самостоятельными и даже хотят помочь вам с некоторыми домашними делами! Вероятно, поэтому большинство родителей считают 6 лет волшебным возрастом, когда воспитание становится легче.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на orchidsinternationalschool.com

В каком возрасте у мужчины наступает расцвет?

По многим показателям мужчины в возрасте 30 лет многого добиваются, и их можно считать в расцвете сил.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на manscaped.com

В каком возрасте девушка становится леди?

Женственность — это период в жизни женщины после того, как она прошла через детство, половое созревание и юность. В разных странах действуют разные законы, но возраст 18 лет часто считается возрастом совершеннолетия (возраст, в котором человек по закону считается совершеннолетним).

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org

В каком возрасте мальчик становится мужчиной?

У большинства мальчиков половое созревание начинается в возрасте от 9 до 14 лет. Но половое созревание начинается, когда тело готово. Каждый растет в своем темпе. Вот несколько общих вопросов о мальчиках и половом созревании.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на kidshealth.org

Почему с возрастом мы становимся грустнее?

В то время как молодые люди с нетерпением ждут своего будущего, пожилые люди склонны размышлять и испытывать негативные чувства по поводу того, как развивалась их жизнь. Автор исследования также указывает на социальные сети и технологии как на причины, по которым пожилые люди несчастливы.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на orchidrecoverycenter. com

Являются ли люди, которые выглядят моложе, более здоровыми?

Исследователи также обнаружили, что воспринимаемый возраст был связан с важным молекулярным биомаркером старения, называемым теломерами. Считается, что теломеры меньшей длины означают более быстрое старение и связаны с рядом заболеваний, таких как рак. Люди, которые в ходе исследования выглядели молодыми, имели более длинные теломеры.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте Independent.co.uk

Негативные люди стареют быстрее?

Но недавнее исследование дает еще больше мотивации: исследователи обнаружили, что негативные мысли могут привести к преждевременной гибели клеток, а это равносильно старению. Как это происходит? Продолжительность жизни клетки частично определяется клеточной структурой, называемой теломерой, которая защищает генетические данные и помогает клеткам делиться.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на thehealthy.com

Предыдущий вопрос
Можно ли есть хот-доги сырыми?

Следующий вопрос
Как я узнаю, что мой муж изменяет?

Изменения личности у пожилых людей

Изменения личности довольно распространены среди пожилых людей. Когда вы вступаете в новый этап жизни, вполне нормально, что некоторые из ваших убеждений, ценностей или привычек меняются. Ваш образ жизни может выглядеть иначе, чем 10 лет назад, и в результате вы можете выражать себя по-другому.
 
Тем не менее, изменения личности иногда могут вызывать беспокойство. Если вы не знаете, почему вы испытываете изменения в поведении, или чувствуете, что не узнаете себя, возможно, вы беспокоитесь, что что-то не так. Точно так же, если у вашего стареющего друга или родственника наблюдаются резкие изменения личности, вы можете чувствовать себя растерянным или встревоженным.
 
Понимание того, почему с возрастом происходят изменения личности, может помочь вам определить, следует ли вам беспокоиться о своем поведении или поведении вашего близкого человека. Вот все, что вам нужно знать об изменениях личности с возрастом:
 

Общие изменения поведения и личности у пожилых людей

 
Нет двух одинаковых людей, поэтому изменения личности могут сильно различаться от пожилого человека к пожилому. Однако есть некоторые общие тенденции, которые вы можете заметить у своих стареющих близких. Например, возбуждение и тревога обычно усиливаются с возрастом и могут вызывать заметные изменения личности. Вы или ваш близкий человек можете чувствовать себя более нервным или раздраженным, чем раньше, или вы можете легче расстраиваться.
 
Импульсивное и безрассудное поведение также часто встречается у пожилых людей. Эти изменения в поведении обычно являются результатом неврологических расстройств или других проблем с физическим здоровьем, но они могут оказать существенное влияние на вашу личность и поведение. Вы можете заметить, что ваш стареющий любимый человек делает неуместные комментарии, отказывается принимать лекарства или совершает другие безрассудные или саморазрушительные действия.
 
Другие с возрастом могут стать более тихими или сдержанными. Иногда ранее громкие и откровенные люди становятся более социально замкнутыми из-за снижения когнитивных функций или физической усталости. Вы можете заметить, что они не так активно участвуют в разговоре, как раньше, или что они больше не общаются часто.
 

Что вызывает изменения личности у пожилых людей?

 
Изменения личности иногда происходят в результате естественного старения. Однако внезапное изменение личности может быть признаком чего-то более серьезного. Если вы обеспокоены тем, что вы или ваш родственник ведете себя совершенно иначе, чем обычно, возможно, у вас проблемы с физическим, психическим или когнитивным здоровьем. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных причин изменения личности пожилых людей:
 

Депрессия

 
Депрессия и другие психические расстройства могут существенно повлиять на то, как вы смотрите на себя и окружающий мир. Когда вы боретесь со своим психическим здоровьем, вы можете стать тихим, замкнутым, злым или взволнованным. Это влияет на то, как вы чувствуете себя внутри, но также может повлиять на ваше поведение по отношению к другим. Невероятно сложно общаться с друзьями и семьей, когда ты чувствуешь себя так подавленно.
 

Снижение когнитивных функций

 
Незначительное снижение когнитивных функций не должно вызывать внезапных или сильных изменений личности. Однако деменция и другие когнитивные расстройства могут повлиять на ваше поведение. К сожалению, у большинства людей с деменцией в течение болезни происходят серьезные личностные изменения, свидетелями которых близким может быть непросто. Тревога, возбуждение, перепады настроения, агрессия и упадок сил — все это распространенные изменения личности у взрослых с деменцией, но это состояние может привести и к другим изменениям.
 

Побочные эффекты лекарств

 
Пожилые люди могут принимать больше лекарств, чем молодые люди, а некоторые лекарства могут вызывать изменения личности. Если изменение личности произошло вскоре после начала лечения, эти два события могли быть связаны. Ваш врач или врач вашего близкого может предложить понимание и руководство по управлению изменениями личности, которые происходят в результате приема лекарств. Иногда корректировка дозировки или изменение схемы лечения может помочь вернуть человека к нормальной жизни.
 

Проблемы со слухом или зрением

 
Проблемы со слухом и зрением являются распространенными, но часто игнорируемыми причинами изменений поведения. В этом случае вы или ваш близкий человек на самом деле можете не испытывать изменения личности, но снижение слуха или зрения затрудняет взаимодействие с миром. Если вы заметили, что пожилой родственник кажется более тихим или замкнутым без каких-либо объяснений, возможно, ему пора проверить слух или зрение. К счастью, эти проблемы часто поддаются лечению с помощью слуховых аппаратов, очков и других адаптивных устройств.
 

Инсульт

 
Инсульт является одним из самых серьезных медицинских событий, которые вы можете пережить, и он может иметь долгосрочные последствия для вашего поведения и личности. Ваша неврология играет важную роль в вашей личности, и инсульты иногда повреждают области мозга, ответственные за принятие решений, познание и общение. Если есть вероятность того, что вы или ваш близкий человек пережили инсульт, вам следует немедленно обратиться за медицинской помощью.
 

Инфекции мочевыводящих путей

 
ИМП — неожиданная, но довольно частая причина изменений личности, особенно у пожилых женщин. Если у вас невылеченная ИМП, вы можете испытывать спутанность сознания, забывчивость, перепады настроения или возбуждение. В некоторых случаях симптомы ИМП имитируют симптомы деменции. Однако эта проблема со здоровьем поддается лечению, поэтому симптомы должны исчезнуть после того, как вы получите медицинскую помощь.
 

Когда следует беспокоиться

 
Незначительные изменения личности могут быть типичной частью процесса старения. Если вы все еще чувствуете себя счастливым и здоровым, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. Изменения личности вызывают тревогу, когда они приводят к опасному или вредному поведению или когда они ухудшают качество вашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *