Консультация для педагогов «Коррекция ВПФ у детей логопедической группы»
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский,писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т. е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым, а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т. д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т. д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы и определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем выше его способности, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов человека зависит легкость и эффективность его обучения, в том числе освоения навыков правильной речи.
Человек рождается с задатками к познавательной деятельности, которые актуализируются в виде способностей в его деятельности, обусловленной определенными жизненными обстоятельствами. Постепенно происходит развитие его познавательных возможностей, он учится ими управлять. Таким образом, познавательные способности человека зависят от врожденных, биологически обусловленных, задатков и условий воспитания в семье, в школе, от собственных усилий в саморазвитии.
Познавательные процессы происходят в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, соединяющий в себе все виды психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как внимание, память, воображение, мышление.
«Обучаемость» ребенка, способность приобретать новые знания и навыки в значительной мере зависит от владения приемами умственной деятельности (мыслительными операциями — анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения и т. п.) и владения приемами учебной деятельности (практическими умениями в виде быстрого и точного запоминания, отбоpa необходимой информации для выполнения домашних заданий и т. п.).
Система дошкольного воспитания детей тем эффектнее, чем полнее она учитывает основные закономерности психического развития ребенка.
Как свидетельствуют наблюдения и некоторые экспериментальные исследования (Филичева Т. Е., Туманова Т. В., 1999; Жукова Н. С, Мастюкова В. М., 1990 и др., у детей с патологическим развитием речи обычно наблюдается более или менее выраженные отклонения от нормы в психической деятельности, что особенно ясно проявляется на начальных этапах обучения в школе в виде затруднений в усвоении знаний и адаптации к требованиям
Типичными для детей с ОНР являются — низкая устойчивость и продуктивность внимания, нарушения переключения и распределения внимания, недостаточный объем внимания, отчетливые затруднения в процессах анализа, синтеза, запоминания и узнавания.
Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.
У детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедлиться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи такие дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.
Принципы
1. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, сформированности эмоциональной сферы, его характера должен являться основой для коррекционной работы.
2. Принцип опоры на предметную деятельность. Поскольку все психические процессы формируются на основе предметной деятельности, в коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и развития через деятельность, как вербальную, так и невербальную.
3. Принцип программного обучения. Этот принцип предусматривает разработку программ, выполнение которых ведет к формированию психических функций.
4. Принцип от простого к сложному. Этот известный дидактический принцип необходимо учитывать в обучении.
5. Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте необходимо строить коррекционную работу в игровой форме.
6. Эмоциональный контакт с ребенком. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности ребенка.
7. Реалистичность – учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
8. Вариативность (гибкость) — изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
В соответствии с принципами коррекционной работы высших психических функций у детей целесообразным является постановка следующих задач коррекции:
— развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
— совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;
— развитие способности детей к относительно длительной и целенаправленной деятельности, подкрепленной каким-либо значимым материалом или игровой ситуацией.
Работа по развитию неречевых психических функций должна органично вписываться в каждое логопедическое занятие с детьми.
Для развития и коррекции ВПФ педагогами используются различные упражнения и технологии.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Ребёнка просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру,серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т. к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей
Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов, которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т. д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т. д.
Внимание.
Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» — синим карандашом в квадрат, все буквы «В» — зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т. д.
Речь.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком,старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т. д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок, рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Динамика состояния высших психических функций после хирургической реконструкции стенозированных сонных артерий с использованием различных видов анестезии
В последнее время в анестезиологической практике отмечается повышение внимания к изучению изменений высших психических функций (ВПФ) после проведения операций в условиях общей анестезии. Этим обстоятельством обусловлено появление в современной медицинской терминологии понятия «постоперационная когнитивная дисфункция» (ПОКД) [10].
В рассматриваемой области особый интерес представляют пациенты с атеросклеротическим поражением брахицефальных сосудов, которым проведена каротидная эндартерэктомия. У большинства больных с критическим стенозом внутренней сонной артерии (ВСА) исходные нарушения ВПФ вследствие хронической ишемии головного мозга могут усугубляться интраоперационным пережатием общей сонной артерии и повреждающим действием препаратов для общей анестезии. Но изучению этого вопроса посвящены лишь единичные клинические исследования [3]. Большой интерес, естественно, представляют данные и возможности медикаментозной коррекции имеющихся когнитивных расстройств, в том числе связанных с проведением общей анестезии. Перспективным в этом отношении является цераксон (цитидин 5′-дифосфохолин, или ЦДФ-холин) — промежуточный метаболит биосинтеза фосфолипидов мембран. Являясь предшественником ацетилхолина, он обеспечивает усиление синтеза и высвобождение ацетилхолина с повышением активности холинергической системы. Кроме того, он оказывает мультимодальное нейропротекторное действие, обеспечивая защиту и восстановление поврежденных клеточных мембран, блокируя токсическое действие глутамата, тормозит активность фосфолипаз, тем самым предотвращая формирование свободных жирных кислот и свободных радикалов [4-6]. Цераксон — один из немногих нейропротекторов, эффективность которого хорошо доказана в проведенных клинических исследованиях, и включенный в Европейские рекомендации по лечению ишемического инсульта (2008). В последнее время появились данные о его эффективности и для коррекции послеоперационных когнитивных расстройств [9].
Цель исследования — изучение нарушений ВПФ при применении различных современных методов анестезии при каротидной эндартерэктомии и поиск возможных путей их медикаментозной коррекции.
Материал и методы
Обследовали 238 больных, 172 мужчины и 66 женщин, в возрасте от 45 до 68 лет. У них был диагностирован односторонний превышающий 70% стеноз ВСА, либо нестабильная атероматозная бляшка ВСА, наличие которой было подтверждено результатами дуплексного исследования.
В зависимости от метода анестезии больные были разделены на 4 группы, которые по основным признакам (пол, возраст, характер сопутствующих заболеваний, объем оперативного вмешательства, продолжительность операции, выраженность неврологических расстройств) были сопоставимы между собой.
В 1-й группе (60 пациентов) применялась тотальная внутривенная анестезия на основе пропофола (инфузия пропофола 5-6 мг/кг/ч с болюсным введением фентанила 3-4 мкг/кг/ч). Bo 2-й группе (60 больных) после выполнения регионарной анестезии шейного сплетения по Пащуку (верификация последнего осуществлялась путем нейростимуляции) и развития адекватной аналгезии оперативное вмешательство проводилось в условиях ИВЛ и внутривенной инфузии тиопентала натрия. В 3-й группе (70 пациентов) осуществлялась низкопоточная ингаляционная анестезия севофлюраном (севоран, «Abbott Laboratories Ltd», Великобритания). Для потенцирования анальгетического эффекта применялось болюсное введение фентанила 1-1,5 мкг/кг/ч. В 4-ю группу вошли 48 пациентов с асимптомными стенозами, ее сформировали в равном соотношении больные, которым проводилась тотальная внутривенная анестезия пропофолом и ингаляционная севофлюраном. Они получали в послеоперационном периоде медикаментозную коррекцию когнитивных расстройств цитиколином (цераксон, «Ferrer Grupo», Испания). По отношению к 4-й группе была сформирована также группа сравнения. Эту группу составили 52 пациента из числа пациентов других групп с асимптомными стенозами ВСА, не получавших цераксона.
Для оценки общей тяжести когнитивных нарушений использовались Монреальская шкала оценки когнитивных функций — МоСА [2], батарея тестов для оценки лобной дисфункции — FAB (Frontal Assessment Battery) [7]; для оценки пространственной функции применялся тест рисования часов [8]. Нейропсихологическое тестирование проводилось до операции, на 5-7-е сутки послеоперационного периода и через 1 мес после оперативного вмешательства.
В работе были использованы различные методы статистической обработки в зависимости от поставленных задач исследования [1]. Для оценки нормальности распределения признаков использовали показатели эксцесса и асимметрии, характеризующие форму кривой распределения. Распределение считали нормальным при значении данных показателей от -2 до 2. Равенство выборочных дисперсий оценивали по F-критерию. Значения непрерывных величин представлены в виде M±m, где M — выборочное среднее и m — стандартная ошибка среднего.
В случаях нормального распределения, а также равенства выборочных дисперсий для множественного сравнения средних использовали q-критерий Ньюмена-Кейлса. Для сравнения основных групп с контрольной использовали q-критерий Даннета. Для сравнения связанных выборок применяли парный t-критерий Стьюдента с поправкой Бонферрони. В случае распределений, не соответствующих нормальному, а также при неравенстве дисперсий для множественного сравнения использовали непараметрический Q-критерий Данна. Для сравнения связанных выборок применяли непараметрический критерий Фридмана. Для сравнения частоты осложнений между группами — критерий c2. Уровень статистической значимости при проверке нулевой гипотезы принимали соответствующим p<0,05. Во всех случаях использовали двусторонние варианты критериев. Обработку и графическое представление данных проводили с помощью программ Statistica 6.0 и Excel 2003.
Результаты и обсуждение
До операции статистически значимых различий в выполнении нейропсихологических тестов между группами не было. У пациентов с симптомными стенозами результаты нейропсихологического тестирования позволили диагностировать синдромом умеренных когнитивных расстройств (УКР), а у больных с асимптомными стенозами — синдром легких когнитивных расстройств (ЛКР).
На 5-7-е сутки послеоперационного периода у больных с симптомными стенозами (табл. 1) определялось развитие ПОКД в 1-й и 3-й группах больных и отсутствие статистически значимой отрицательной динамики состояния ВПФ во 2-й группе. На этом этапе исследования определялись достоверные различия по общему баллу нейропсихологических тестов между 1-й и 3-й группами пациентов. Это подтверждалось снижением значений МоСА на 1,4 балла (р=0,046), FAB на 0,9 балла (р=0,049) и оценки по тесту рисования часов на 1,1 балла (р=0,045) у больных 3-й группы по сравнению с 1-й группой. Других статистически значимых изменений на этом этапе зарегистрировано не было. Через 1 мес после оперативного лечения достоверных различий между анализируемыми группами выявлено не было, а состояние ВПФ соответствовало синдрому ЛКР. Это свидетельствует о том, что ингаляционная анестезия севофлюраном у пациентов с симптомным стенозом сопровождается развитием более выраженного когнитивного дефицита по сравнению с анестезией пропофолом и регионарным обезболиванием, причем развитием наименее выраженной когнитивной дисфункции сопровождается именно последняя методика анестезии.
Более отчетливые изменения изучаемых показателей наблюдались в подгруппах пациентов с асимптомными стенозами, у которых на 5-7-е сутки после операции отмечались достоверные различия анализируемых показателей между группами (табл. 2). Наиболее высокие средние значения выполнения нейропсихологических тестов отмечались во 2-й группе больных. Так, уровень МоСА на 1,7 балла (р=0,037) был больше по сравнению с 1-й группой и на 2,9 балла (р<0,001) с 3-й группой пациентов. Показатель FAB во 2-й группе превосходил на 1,4 балла (р=0,043) и на 2,5 балла (р<0,001) аналогичные значения в 1-й и 3-й группах соответственно. Оценка по тесту рисования часов во 2-й группе на 1,3 балла (р=0,039) была больше, чем в 3-й группе. В то же время на этом этапе исследования отмечались статистически значимые различия изучаемых показателей между 1-й и 3-й группами. Уровень МоСА в 1-й группе на 1,2 балла (р=0,041), a FAB на 1,1 балла (р=0,049) были выше значений аналогичных показателей в 3-й группе. На последнем этапе исследований достоверных различий показателей между группами зарегистрировано не было.
Резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что на фоне исходного синдрома ЛКР у пациентов с асимптомными стенозами ВСА в ближайшем послеоперационном периоде в 1-й и 3-й группах пациентов развивалась ПОКД, имеющая наибольшую степень выраженности в 3-й группе, тогда как результаты нейропсихологического тестирования во 2-й группе оставались на исходном уровне. Но уже через 1 мес после оперативного лечения во всех группах отмечалась положительная динамика состояния ВПФ, свидетельствующая об устранении когнитивного дефицита.
Таким образом, сравнительная оценка результатов нейропсихологического тестирования между группами выявила наличие выраженных различий в нарушении когнитивных функций в ближайшем послеоперационном периоде. У пациентов 2-й группы, которым применялась комбинированная анестезия, сочетающая глубокую блокаду шейного сплетения с облегченной общей анестезией тиопенталом натрия, нарушения ВПФ носили минимальную выраженность. Это может быть объяснено существенным снижением дозы анестетиков центрального действия и применением тиопентала, обладающего нейропротекторными свойствами. Наибольшая ПОКД наблюдалась у больных, которым проводилась ингаляционная анестезия севофлюраном. В заключение следует отметить, что на последнем этапе исследований (через 1 мес после оперативного лечения) отмечалась положительная динамика состояния ВПФ во всех группах, не носящая значимых различий.
Результаты исследования показали, что как у пациентов 1-й группы после проведения анестезии пропофолом, так и у больных 3-й группы после ингаляционной анестезии севофлюраном в послеоперационном периоде развивались нарушения ВПФ. В этой связи встал вопрос о целесообразности проведения коррекции ПОКД.
Поскольку для пациентов с симптомными стенозами ВСА характерны наличие исходного синдрома УКР (отношение к медикаментозной терапии которого, по данным источников литературы, весьма неоднозначно) и очагового неврологического дефицита, а также относительно высокой вероятности развития послеоперационных неврологических осложнений, изучение эффективности коррекции когнитивных нарушений проводилось среди больных с асимптомными стенозами ВСА. С этой целью больным 4-й группы наряду с базовой терапией применялся цераксон по следующей схеме: 2000 мг внутривенно капельно в течение первых 7 сут послеоперационного периода, затем, в зависимости от динамики состояния ВПФ, доза варьировала от 1000 до 2000 мг. Данная терапия продолжалась в течение 14±2 дней, средняя курсовая доза цераксона составила 24,0±2,0 г препарата. Пациенты 4-й группы и группы сравнения получали идентичную анестезию, а также базовую терапию по поводу сопутствующей соматической патологии — гиполипидемические препараты и дезагреганты.
Оказалось, что в группе сравнения (табл. 3) на 5-7-е сутки после операции статистически значимой положительной динамики когнитивных функций не было, состояние ВПФ сохранялось на уровне ПОКД. Положительная динамика всех анализируемых показателей отмечалась через 1 мес после проведенного оперативного лечения. Оценка по шкале МоСА на 3,3±0,6 балла (р<0,001) и на 2,4±0,5 балла (р=0,046) превышала значения, полученные после операции, и результаты предыдущего обследования соответственно. Оценка по шкале FAB также на 3,6±0,7 балла (р<0,001) была больше по сравнению с 1-м этапом, на 2,7±0,4 балла (р=0,038) превышая значения промежуточного этапа; аналогичная тенденция отмечалась при оценке теста рисования часов, значения которого статистически достоверно в среднем на 1,2±0,2 балла превышали результаты предшествующих этапов.
Следовательно, в группе сравнения ПОКД сохранялась в течение относительно длительного периода времени. Положительная динамика состояния ВПФ отмечалась только к концу 1-го месяца после оперативного лечения, подтверждаясь результатами всех нейропсихологических тестов, свидетельствовавшими о купировании ПОКД.
Анализ результатов нейропсихологического тестирования в 4-й группе показал, что уже на 5-7-е сутки результатом проводимой терапии явилась значительная положительная динамика выполнения нейропсихологических тестов. Это подтверждалось увеличением оценки по шкале МоСА на 3,6±0,4 балла (р=0,022) и шкале FAB на 3,5±0,5 балла (р=0,018) по сравнению с послеоперационным уровнем, что свидетельствовало о регрессе ПОКД и значительном улучшении состояния ВПФ. На фоне продолжающейся терапии отмечалось сохранение и потенцирование наметившейся позитивной тенденции, о чем свидетельствовало увеличение на последнем этапе балльной оценки по шкале МоСА на 4,3±0,7 (р<0,001), FAB на 4,7±0,5 (р<0,001), появление достоверно значимой динамики по тесту рисования часов на 1,4±0,2 балла (р=0,044) по сравнению с исходным уровнем.
Таким образом, в результате проведенной терапии отмечалась редукция ПОКД на 5-7-е сутки послеоперационного периода. Через 1 мес после операции результаты нейропсихологического тестирования показали значительное улучшение состояния ВПФ, свидетельствующие не только об устранении исходного когнитивного дефицита, но и о существенном улучшении состояния когнитивных функций.
Сравнение исследуемых показателей между группами после операции не выявило значимой разницы между ними — состояние ВПФ соответствовало ПОКД, что подчеркивает сопоставимость анализируемых групп. Наиболее существенная разница между показателями регистрировалась на 2-м этапе исследований, когда на 5-7-е сутки послеоперационного периода статистически достоверно более высокие оценки результатов нейропсихологического тестирования (по шкале МоСА — на 2,3 балла, шкале FAB — на 2,0 балла, тесту рисования часов — на 0,8 балла) отмечались в 4-й группе. На последнем этапе принципиальных различий анализируемых показателей между группами также не было. Следовательно, терапия цераксоном способствовала более быстрому и эффективному купированию ПОКД и улучшению состояния ВПФ.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Ингаляционная анестезия севофлюраном и тотальная внутривенная анестезия на основе пропофола при каротидной эндартерэктомии по поводу симптомного стеноза ВСА сопровождается развитием более выраженного когнитивного дефицита по сравнению с комбинированной анестезией на основе регионарной анестезии шейного сплетения. 2. После каротидной эндартерэктомии по поводу асимптомного стеноза ВСА тотальная внутривенная анестезия на основе пропофола и ингаляционная севофлюраном сопровождаются развитием ПОКД, в то время как комбинированная анестезия не вызывает усугубления когнитивного дефицита. 3. Коррекция когнитивных расстройств послеоперационного периода цераксоном клинически эффективна, способствует более быстрому восстановлению ВПФ и улучшению качества жизни больных.
Что такое WPF
WPF (сокращение от Windows Presentation Foundation) — это среда разработки и подсистема . NET Framework. WPF используется для создания клиентских приложений Windows, которые работают в операционной системе Windows. WPF использует XAML в качестве языка внешнего интерфейса и C# в качестве внутреннего языка.
WPF был представлен как часть .NET Framework 3.0 в качестве библиотеки Windows для создания клиентских приложений Windows и следующего поколения Windows Forms. Текущая версия WPF — 4.5.
WPF — это механизм, который отвечает за создание, отображение и управление пользовательскими интерфейсами, документами, изображениями, фильмами и мультимедиа в Windows 7 и более поздних операционных системах Windows. WPF — это набор библиотек, которые обладают всеми функциями, необходимыми для создания, запуска, выполнения и управления клиентскими приложениями Windows.
Узнайте больше о WPF здесь: Learn WPF
WPF и XAML
XAML — это новый язык описательного программирования, пользовательские интерфейсы для управляемых приложений нового поколения. XAML используется для создания пользовательских интерфейсов для приложений Windows и мобильных устройств, использующих Windows Presentation Foundation (WPF), UWP и Xamarin Forms.
Цель XAML проста: создавать пользовательские интерфейсы с помощью языка разметки, похожего на XML. Большую часть времени вы будете использовать конструктор для создания своего XAML, но вы можете напрямую манипулировать XAML вручную.
XAML использует формат XML для элементов и атрибутов. Каждый элемент в XAML представляет объект, являющийся экземпляром типа. Область действия типа (класса, перечисления и т. д.) определяется пространством имен, которое физически находится в сборке (DLL) библиотеки .NET Framework.
Подобно XML, синтаксис элемента XAML всегда начинается с открывающей угловой скобки (<) и заканчивается закрывающей угловой скобкой (>). Каждый тег элемента также имеет начальный тег и конечный тег. Например, объект Button представлен элементом объекта
В качестве альтернативы можно использовать самозакрывающийся формат, чтобы закрыть скобку.
Вот бесплатная электронная книга для загрузки на XAML: Programming XAML
WPF и C#
В то время как XAML используется для создания пользовательских интерфейсов в WPF, C# используется как языки кода программной части в WPF. Хотя Windows и их элементы управления создаются в XAML во время разработки, их также можно создавать во время выполнения с помощью языка C#.
C# также используется для написания всего программирования событий и бизнес-логики. Все действия, события и отрисовка выполняются в коде C#.
Вот бесплатная книга по программированию на C#: Программирование на C# для начинающих
Ресурсы WPF
WPF поддерживает два типа ресурсов, статические и динамические .
Статические ресурсы. Статический ресурс будет разрешен и назначен свойству во время загрузки XAML, которая происходит до фактического запуска приложения. Он будет назначен только один раз, и любые изменения в словаре ресурсов будут игнорироваться.
Динамические ресурсы: Динамический ресурс присваивает объект Expression свойству во время загрузки, но фактически не ищет ресурс до тех пор, пока во время выполнения не будет запрошено значение у объекта Expression. Это откладывает поиск ресурса до тех пор, пока он не понадобится во время выполнения. Хорошим примером может быть прямая ссылка на ресурс, определенный позже в XAML. Другим примером является ресурс, который даже не будет существовать до времени выполнения. Он обновит цель, если словарь ресурсов источника будет изменен.
Вот подробное руководство: Ресурсы в WPF
Стили WPF
Стиль — это способ группировать схожие свойства в одном объекте Style и применять их к нескольким объектам . Элемент Style в XAML представляет стиль. Стиль обычно добавляется к ресурсам FrameworkElement. x:Key — это уникальный идентификатор ключа стиля.
Вот подробное руководство: Стили в WPF
Шаблоны в WPF
Шаблоны являются неотъемлемой частью дизайна пользовательского интерфейса в WPF. В этой статье объясняются шаблоны, их типы и способы их использования в приложениях Windows.
WPF имеет следующие три типа шаблонов: шаблон элемента управления, шаблон панели элементов и шаблон данных.
Вот подробное руководство: Шаблоны в WPF
Привязка данных в WPF
Привязка позволяет связать исходный объект с некоторым элементом управления. Существует два следующих типа привязок:
- Односторонняя привязка: привязывает источник к интерфейсу.
- Двусторонняя привязка: привязывает источник к интерфейсу и обратно к источнику.
Интерфейс INotifyPropertyChanged позволяет источникам взаимодействовать с интерфейсом и обновлять его по мере изменения значений.
- Чтобы связать объект или список с элементом, необходимо установить свойство DataContext.
- Можно привязать объект или список объектов, а также привязать один элемент к другому.
- Чтобы настроить способ отображения связанных данных, можно установить DataTemplate из элемента управления.
- Можно настроить преобразователи данных для преобразования исходного типа в другой тип.
Вот подробное руководство по привязке данных в WPF: Привязка данных в WPF
Триггеры в WPF
Триггеры используются для выполнения определенных действий при выполнении заданного условия. Триггеры используются для создания визуальных эффектов на элементах управления и элементах фреймворка. Триггеры являются частью стилей и всегда определяются внутри стиля.
Типы триггеров
В основном существует 3 типа триггеров:
- Триггер свойства
- Триггер данных
- Триггер события
Вот подробное руководство: Триггеры в WPF
Медиа в WPF
WPF имеет два класса для работы с аудио, видео и видео со звуком — MediaElement и MediaPlayer. MediaElement является частью XAML UIElement и поддерживается кодом XAML и WPF, но MediaPlayer доступен только в коде WPF.
Вот подробное руководство: Медиаплеер в WPF
Графики в WPF
WPF поддерживает общие диаграммы, включая линейные, гистограммы, кривые и другие.
Вот подробное руководство: Диаграммы в WPF
Элементы управления WPF
WPF имеет набор богатых элементов управления пользовательского интерфейса. Эти элементы управления поддерживают визуальные действия, такие как перетаскивание, настройка свойств и событий, привязка данных и настройка ресурсов и шаблонов.
Вот сотни элементов управления и примеров кода WPF: Learn WPF
WPF DatePicker Control
Элемент управления DatePicker используется для создания визуального DatePicker, который позволяет пользователю выбрать дату и запустить событие о выборе даты. В этой статье показано, как создать и использовать элемент управления DatePicker в WPF с помощью XAML и C#.
Подробное руководство: WPF DatePicker
WPF DockPanel
Панель Dock используется для закрепления дочерних элементов слева, справа, сверху и снизу относительных элементов. Положение дочерних элементов определяется свойством Dock соответствующих дочерних элементов и относительным порядком этих дочерних элементов. Значение по умолчанию для свойства Dock оставлено. Свойство Dock имеет тип перечисления Dock со значениями Left, Right, Top и Bottom.
Вот подробное руководство: DockPanel в WPF
WPF ListBox
Элемент XAML ListBox представляет элемент управления ListBox.
1.
Свойства Width и Height представляют ширину и высоту ListBox. Свойство Name представляет имя элемента управления, которое является уникальным идентификатором элемента управления. Свойство Margin указывает расположение ListBox в родительском элементе управления. Свойства HorizontalAlignment и VerticalAlignment используются для установки горизонтального и вертикального выравнивания.
Дополнительные сведения см. здесь: WPF ListBox
WPF ComboBox
Элемент управления ComboBox — это элемент управления, который работает как элемент управления ListBox, но только с одним элементом из коллекции отображается одновременно и при нажатии на ComboBox делает коллекцию видимой и позволяет пользователям выбирать элемент из коллекции. В отличие от элемента управления ListBox, ComboBox не позволяет выбирать несколько элементов. Элемент управления ComboBox представляет собой комбинацию трех элементов управления: кнопки, всплывающего окна и текстового поля. Элемент управления Button используется для отображения или скрытия доступных элементов, а элемент управления Popup отображает элементы и позволяет пользователю выбрать один элемент из списка. Затем элемент управления TextBox отображает выбранный элемент.
Узнайте больше здесь: WPF ComboBox
WPF MessageBox
Класс MessageBox в WPF представляет модальное диалоговое окно сообщения, которое определено в пространстве имен System.Windows. Статический метод Show объекта MessageBox — единственный метод, который используется для отображения окна сообщения. Метод Show возвращает перечисление MessageBoxResult со значениями None, OK, Cancel, Yes и No. Мы можем использовать MessageBoxResult, чтобы определить, какая кнопка была нажата в MessageBox, и выполнить соответствующее действие.
Дополнительные сведения см. здесь: MessageBox в WPF
WPF DataGrid
Элемент DataGrid представляет элемент управления WPF DataGrid в XAML.
1.
Когда вы перетаскиваете элемент управления DataGrid из панели инструментов в конструктор, размещаете элемент управления, это действие добавляет следующий код в XA
Ширина и Свойства высоты представляют ширина и высота DataGrid. Свойство Name представляет имя элемента управления, которое является уникальным идентификатором элемента управления. Свойство Margin устанавливает границу размещения DataGrid в окне.
Дополнительные сведения см. здесь: DataGrid в WPF
WPF ProgressBar
Тег ProgressBar в XAML представляет элемент управления WPF ProgressBar .
1.
Свойства Width и Height представляют ширину и высоту ProgressBar. Свойство Name представляет имя элемента управления, которое является уникальным идентификатором элемента управления. Свойство Margin указывает расположение ProgressBar в родительском элементе управления. Свойства HorizontalAlignment и VerticalAlignment используются для установки горизонтального и вертикального выравнивания.
Дополнительные сведения см. здесь: WPF ProgressBar
WPF TreeView
TreeView представляет данные в иерархическом представлении в родительско-дочернем отношении, где родительский узел можно развернуть или свернуть. Левая боковая панель Проводника Windows является примером TreeView.
В этом руководстве мы создадим приложение WPF, которое будет динамически добавлять и удалять элементы TreeView. Пользовательский интерфейс выглядит следующим образом: все, что введено в TextBox, будет добавлено в TreeView как дочерний узел.
Узнайте больше здесь: TreeView в WPF
Вопросы интервью WPF
Вы собираетесь на собеседование WPF? Вот список самых популярных вопросов на собеседовании по WPF и ответы на них.
WPF Вопросы и ответы на собеседовании
WPF умер? Какая лучшая альтернатива?
Платформа пользовательского интерфейса — важный программный инструмент для создания программ. В течение многих лет люди использовали Windows Presentation Foundation (WPF) для создания настольных клиентских приложений. Несмотря на то, что с момента его запуска было получено несколько обновлений, согласно нашему исследованию, WPF, кажется, привлекает запросы поисковых систем, если он все еще хорош для разработки программного обеспечения для Windows, и даже спрашивает, мертв ли WPF. Давайте выясним — умер ли WPF и какая лучшая альтернатива WPF?
Содержание
WPF умер?
Как сказал великий писатель Марк Твен в письме в The New York Journal « сообщение о моей смерти было преувеличением » [1]. WPF — это , определенно не умер. Проект WPF был открыт Microsoft и опубликован на GitHub [2]. Существует даже общедоступная дорожная карта для WPF с целевыми датами на 2022 год. Тем не менее, WPF действительно представляет собой технологический стек, который в 2006 году был очень передовым, но в последние годы Microsoft очень активно продвигала новые предложения, которые особенно включают Win UI 3 и .NET МАУИ.
Кажется, что эта диверсификация предложений и попытки середины 00-х унифицировать инфраструктуру пользовательского интерфейса для любимого, но в конечном итоге безуспешного набега Microsoft на мобильные телефоны привели к небольшой путанице в отношении того, чем все в конечном итоге должно было закончиться. Тем не менее, даже несмотря на то, что WPF все еще жив и здоров, существуют лучшие альтернативы как для разработки собственных приложений для Windows, так и для кроссплатформенной разработки, которая также ориентирована на Windows, macOS, iOS, Android и Linux.
WPF: что такое Windows Presentation Foundation?
Windows Presentation Foundation или WPF — это платформа пользовательского интерфейса, которая помогает людям создавать настольные приложения для рабочего стола Windows. Фреймворк WPF был первоначально запущен в 2006 году и претерпел несколько обновлений. Самая последняя версия WPF была выпущена в феврале 2022 года.
Платформа WPF поддерживает широкий спектр функций разработки приложений. Эффективно разрабатывает:
- Модель приложения
- Элементы управления приложениями и ресурсы
- Графика
- Основной макет
Вы можете использовать WPF для улучшения привязки данных и безопасности вашего программного обеспечения. WPF также поддерживает несколько языков программирования, таких как C#, C, C++, DirectX и т. д. Программный инструмент WPF используется с платформой .NET для разработки и запуска приложений в Windows.
Основная причина использования WPF заключается в том, что он упрощает разработку программного обеспечения и его функций в Windows.
Совместимость
WPF использует XAML для изоляции и просмотра исходного кода из HTML. Его функция привязки данных позволяет разработчикам программного обеспечения не писать связующий код и не управлять шаблонами данных. Таким образом, если вы создаете приложение, вам не нужно многократно кодировать, чтобы создать набор основных функций и элементов управления приложения.
Вы можете использовать WPF с любой Windows. NET Framework и .NET Core 3+. Однако WPF совместим только с рабочим столом Windows. Это означает, что вы не можете использовать его для создания программного обеспечения для систем iOS, Android и Linux.
Преимущества WPF
WPF был основным инструментом разработчика программного обеспечения пользовательского интерфейса из-за его нескольких преимуществ, а именно:
- WPF поставляется со зрелой экосистемой, которая подходит для многих статей и сообщений StackOverflow.
- Он также имеет несколько отличных общественных библиотек.
- С помощью средства разработки программного обеспечения WPF вы можете гибко настраивать свое приложение и его функции именно так, как вам нужно.
Недостатки WPF
Поскольку WPF имеет множество преимуществ, у него есть и некоторые недостатки. Вам нужно обойти это при использовании WPF.
- Применяется только для создания программного обеспечения и приложений, связанных с Windows. Чтобы разрабатывать приложения для Android и iOS, вы должны приобрести новый UI-фреймворк.
- Требуется улучшение конструктора XAML для создания визуального интерфейса приложений на основе XAML.
- Инструмент WPF сопряжен с крутыми кривыми обучения, а неспособность быстро адаптироваться приводит к серьезным ловушкам.
WPF все еще существует?
WPF жив, поскольку любой может загрузить его и использовать при разработке приложений для Windows. Тем не менее, несмотря на то, что они работают, есть лучшие инструменты инфраструктуры пользовательского интерфейса , чем WPF, которые предоставляют услуги по разработке программного обеспечения. Большинство этих новых инструментов совместимы с Windows, Android, iOS и другими настольными системами.
Какая лучшая альтернатива WPF?
Это VCL. VCL — аббревиатура от Visual Component Library — представляет собой набор визуальных инструментов, эффективных для быстрой разработки приложений Windows. Он использует простой в освоении, но современный, мощный язык Delphi для программного кода и управления приложениями. VCL также доступен для программистов на C++, а также есть версия для тех, кто программирует на Python. В этой статье мы ссылаемся на использование VCL в Delphi, но многое из того, что мы обсуждаем, применимо также к C++ и, в меньшей степени, к версии Python.
Используя VCL, вы можете создавать визуальные, невизуальные и служебные классы для различных приложений, таких как:
- Приложения для рабочего стола Windows
- Приложения баз данных
- Консольные приложения
Современная основа объектного Паскаля Delphi означает, что VCL использует, помимо прочего, тип базового класса TObject
, который обеспечивает поведение и протокол по умолчанию для всех классов и объектов. Класс TObject
отвечает за введение методов, необходимых для реализации основных функций приложения. Например, построение, уничтожение и обработка сообщений внутри приложений.
Использование Delphi с VCL обеспечивает лучшую защиту исходного кода предприятия, чем WPF и Electron — факт, который мы подробно рассмотрим в другой статье. Также обратите внимание, что VCL очень «близок к металлу», под этим мы подразумеваем, что он взаимодействует на самом низком уровне абстракции от операционной системы. VCL нацелен на Microsoft Windows и в результате такого внимания предлагает почти беспрецедентный уровень скорости, качества и надежности.
Приложение, основанное на инфраструктуре VCL, «общается» напрямую с Windows API и SDK и не требует загрузки дополнительных элементов, таких как платформы .NET. Приложения Delphi VCL также обладают впечатляющей обратной совместимостью и надежностью: многие разработчики приложений сообщают о десятилетиях продуктивной разработки и опыта развертывания в самых разных сценариях клиентов.
Предполагая, что вы не используете какие-либо функции, специфичные для версии Windows, приложению Delphi VCL обычно требуется нулевых изменений, чтобы перейти от работы в Windows 8.1 к Windows 11 — это абсолютно НЕ относится практически к любой другой технологии разработки приложений, включая большинство приложений на основе WPF.
Впечатляющие компоненты Delphi VCL
Основные компоненты Delphi VCL представляют собой подмножество библиотеки компонентов, которая представляет собой способ, которым Delphi предлагает готовые к использованию инкапсулированные функции в элементах, которые можно перетаскивать в формы приложения в дизайнер визуальных форм RAD Studio IDE. Маленькие кусочки готового кода также могут быть реализованы/созданы в коде, хотя гораздо проще визуально проектировать экраны.
Параметры и поведение, управляемое событиями, можно задавать и контролировать с помощью «инспектора объектов», который позволяет установить большую часть необходимых элементов всего за пару кликов. Необработанная скорость создания экранов вашего приложения таким образом и повторное использование хорошо инкапсулированного заранее написанного кода — вот что помогает RAD Studio оправдать тот факт, что «RAD» означает «Быстрая разработка приложений». Не нужно создавать вайрфреймы или макеты — дизайнер визуальных форм абсолютно что видишь, то и получаешь.
Используя библиотеку компонентов, вы можете использовать любую функцию формы или модуля данных и даже управлять ими во время разработки. Delphi VCL также имеет инспектор объектов, который полезен для присвоения значений свойствам без написания кода.
Delphi VCL предоставляет как визуальные, так и невизуальные компоненты, в зависимости от времени выполнения. Примеры визуальных компонентов включают TForm
— реферат одной из форм приложения и TTreeView
— тип элемента управления, который вы сотни раз видели в проводнике Windows, приложениях Microsoft и других.
Между тем, невизуальные компоненты применяются для различных задач. Вы можете использовать компоненты формы TDataSource
для подключения набора данных к элементам управления приложения. Эта функция чрезвычайно полезна для подключения приложений к основной базе данных.
VCL даже использует значки для отображения невизуальных компонентов. Таким образом, вы можете легко визуально манипулировать свойствами и событиями невизуальных компонентов. В Delphi VCL использовать невизуальные компоненты так же просто, как работать с визуальными.
Использование RAD Studio с Delphi VCL
Delphi VCL можно использовать для создания и проектирования различных этапов разработки приложений. Delphi VCL предоставляет:
- Новые захватывающие стили VCL даже для оформления меню. Вы можете использовать эти стили для разработки современных приложений для Windows.
- Новые компоненты привязки приложений позволяют расширять настольные приложения Windows мобильными приложениями-компаньонами.
- Вы также можете добавить функции GPS, гироскопа и акселерометра в свои приложения для Windows.
- FireDAC — это библиотека универсального доступа к данным, очень полезная для разработки приложений в Windows. он напрямую соединяет вас с корпоративными базами данных и обеспечивает высокоскоростной доступ без ущерба для уровня производительности.
- Используйте новый компонент панели задач для вставки интерактивных предварительных просмотров панели задач в процессе разработки приложения.
- Инспектор объектов помогает редактировать опубликованные свойства, отображая их в форме во время разработки.
- RAD Studio с Delphi также поддерживает живые привязки, так что вы можете создавать приложения с низким или нулевым кодом, где вы «привязываете» источники данных к элементам визуального экрана и позволяете среде выполнения Delphi выполнять всю тяжелую работу за вас без необходимости писать пачки «CRUD» создавать, читать, обновлять, удалять код вручную.
Как создавать потрясающие приложения для Windows с помощью Delphi VCL?
Windows Presentation Foundation жива, но мы думаем, что вы можете добиться большего. По сравнению с новыми и новейшими альтернативами он дает хорошие результаты, но с меньшей эффективностью. Поэтому для создания приложений следует использовать Delphi VCL. Он использует современные и актуальные функции, которые упрощают процесс разработки и переводят его с разработки приложений на быструю разработку приложений . Никаких дополнительных сред выполнения или проблем с версиями «аду DLL». Приложение Delphi VCL — это надежный и надежный выбор, который даже дает вам легко переносимые навыки, которые вы можете использовать для создания кроссплатформенных приложений с помощью сопутствующей среды пользовательского интерфейса — FireMonkey FMX, поэтому вы можете ориентироваться не только на Windows, но и на macOS, iOS, Android и Linux — разумный выбор, ориентированный на будущее.
Хотите попробовать Delphi VCL для своего следующего приложения Windows? Получите бесплатную 30-дневную лицензию, чтобы попробовать RAD Studio и Delphi VCL для создания современных приложений для Windows.