Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности
Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути.
О проблемах «жизненного пути личности», «стилях жизни» и «стратегиях жизни», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» заговорили в 70–80 годы XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Гончарова и М.И. Яковчук. В работах К.А. Абульхановой-Славской, ее сотрудников и учеников отношения «личность – жизнь» определяются целостным подходом [1; 2].
Содержание исследований В.Н. Украинец, Л.В. Сохань, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л.Е. Шкляр касается в основном «жизненной программы личности», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути» [4; 5; 11]. Данные исследователи рассматривают жизнь как взаимосвязь ряда событий с их субъективными переживаниями.
С точки зрения «событийно-биографического подхода», разрабатываемого данными авторами, психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни.Жизненный путь рассматривается как разнонаправленный и непрерывный, как связь субъективного прошлого и будущего. Один из наиболее известных отечественных психологов «среднего поколения», работавших над проблемами жизненного пути личности, А.А. Кроник в своих работах синтезирует научные достижения киевской, московской и ленинградской школ, оставаясь главным пропагандистом «субъективно-событийного похода», поскольку предмет его исследований – субъективная картина жизненного пути личности.
В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности и сегодня. Несомненно, что изменения, подчас коренные, которые происходят в нашем обществе, повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, все еще продолжающих изменяться условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед подростками и юношами возникает проблема самоопределения, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной жизни.
Согласно Н.А. Логиновой [9], в изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:
а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;
б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.
На основе анализа исследований можно определить жизненный путь личности как преемственную по своим стадиям, в целом завершенную протяженность времени жизни человека, объективно обусловленную возрастными изменениями его природного организма и социально–историческими изменениями человеческой личности.
В последние годы накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением». Действия и поступки человека, а значит, и проявления его способностей в большой мере определены его будущим, той моделью, в которой отражены представления человека о его будущей жизни. Овладение временем в таком смысле, по мнению В.Э. Чудновского, «…это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» [12. С. 23].
По мнению П.И. Яничева [13], психологическое будущее:
- по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает. «Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его»;
- по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого, либо как его отвержение и отрицание. Человек может рассматривать свою жизнь как непрерывную линию развития, проецируя продолжение этого развития в будущее, либо может планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности.
Функции психологического будущего, согласно М.Р. Гинзбургу [3], состоят в обеспечении смысловой и временной перспективы личности. Соответственно в качестве структурных компонентов психологического будущего различают смысловое будущее (личностное) проецирование себя в будущее и временное будущее (собственно планирование).
Поскольку смысловое будущее принадлежит к ценностно-смысловой плоскости, оно прежде всего характеризуются своими ценностными признаками, а именно: насыщенностью, эмоциональной привлекательностью, активностью/пассивностью. Другими существенными параметрами являются определенность/неопределенность и устойчивость/неустойчивость смыслового будущего.
Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей.
Также важной характеристикой временного будущего является его организованность, т.е. обеспеченность целей средствами их достижения. На положительном полюсе оно выступает как организованное (цели обеспечены средствами), на отрицательном – как неорганизованное (цели не обеспечены средствами). Параметры планируемости и организованности М.Р. Гинзбург [3] объединяет в показатель «структурированность». По этому показателю временное будущее выступает на положительном полюсе как структурированное (планируемое и организованное), а на негативном полюсе – как аморфное (случайное и неорганизованное).
Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь.
Как отмечают Е.И. Головаха и А.А. Кроник [5], отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего. Отсюда и сопротивление переменам. Однако противодействия планируемому развитию могут проистекать и из обязательств прошлому. Человек зачастую стремится к целям, которые не присутствуют в настоящем, а находятся в ближайшем или отдаленном будущем, а иногда даже за пределами собственной жизни. По этой причине побудительные мотивы и поведенческие акты анализируют не только по содержанию, но и по временной их локализации.
Сейчас уже доказано, что формирование временной перспективы (реалистичная организация ее структуры, четкое обозначение в ней жизненных целей, ее непрерывность и др.) является результатом социализации. Эксперименты неоднократно обнаруживали, что, например, у делинквентных юношей будущая временная перспектива всегда укорочена, тогда как неделинквентные юноши осмысливают свою жизнь на значительный период [6].
К.А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия [2].
Психологическая (временная) перспектива – это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива – не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.). Такая перспектива может иметь место даже у личностей с когнитивно бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем. Личностная перспектива открывается при наличии способности как будущих возможностей, зрелости, а потому готовности к неожиданностям, трудностям, присущего ей потенциала, способности к организации времени. Психологической перспективой обладает тот, кто способен предвидеть будущее, кто видит личностную перспективу, имеет жизненный опыт – личностный потенциал [2].
Существующие пока определения жизненной перспективы личности свидетельствуют об отсутствии единства в подходе к изучению этого феномена. Как отмечает Е.В. Некрасова [10], некоторые авторы отождествляют жизненную перспективу с реализацией цели. С этим можно согласиться лишь частично, так как цель представляет собой идеальный образ будущей деятельности человека, а жизненные перспективы – не только образы результатов деятельности, но и результаты изменений, ни зависящих от субъективных усилий. По мнению В.Н. Украинца [11], было бы вернее рассматривать жизненную перспективу личности через понятие «ожидание», которое отражает не только положительные, но и отрицательные обстоятельства жизни личности.
Жизненная перспектива определяется Е.И. Головахой [5] как «потенциальная возможность развития личности». При этом жизненная перспектива выступает и как неизбежность следования определенных событий, изменений в будущей жизни личности. В частности, проявлением объективных оснований жизненной перспективы личности является осознание ею конечности индивидуального существования.
По мнению В.И. Ковалева [7], жизненные перспективы представляют собой своеобразный «просмотр» бытия, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов деятельности на всем протяжении ее жизненного пути. Осмысление личностью ее бытия способствует тому, что образ будущего создает у субъекта состояние готовности действовать определенным способом, адекватным этому осмыслению. Жизненная перспектива, как отмечают Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова [8], включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения.
К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «жизненная перспектива – это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. Конечно, образование жизненных перспектив открывает и субъективно-психологическую перспективу, однако наличие субъективно-психологических перспектив (устремленность в будущее, осознание будущего) еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т.е. жизненной перспективы (например, у подростков). При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека» [1. С. 140].
В конце подросткового – начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии. Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни.
В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.
В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).
В ранней юности появляется жизненная программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными. Вышеупомянутые особенности ранней юности дают нам возможность изучать генезис жизненных планов в данном возрасте в составе субъективной картины жизненного пути старшеклассников, с помощью соответствующих методик, разработанных А.А. Кроником и Е.И. Головахой [4].
Целью данного исследования явилось изучение особенностей временной перспективы жизненных планов в начале юношеского возраста. В исследовании приняли участие юноши и девушки 15 – 18 лет (учащиеся 9, 10, 11 классов гимназии № 2 г. Минска) в количестве 80 человек.
Для изучения генезиса жизненных планов в начале юношеского возраста была использована методика «Ситуативная каузометрия», разработанная Е. И. Головахой и А.А. Кроником в 1984 году [4].
По результатам проведенного исследования было проведено сравнение ближайших временных перспектив (на 1 год) в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Анализ средних значений ранговых сумм полученных показателей позволил утверждать, что в ближайшей временной перспективе с возрастом увеличивается количество жизненных планов (рис.1).
\s
Рис.1. Количество жизненных планов в ближайшей временной перспективе
Было проведено сравнение временных перспектив на ближайшие 5 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Выявлено, что существуют статистически значимые различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 класса на ближайшие 5 лет (p£0,05). Среднее значение ранговых сумм данных показателей позволяют утверждать, что эти различия реализуются в виде увеличения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на ближайшие 5 лет с возрастом (рис.2).
\s
Рис.2. Количество жизненных планов во временной перспективе на ближайшие 5 лет
Анализ среднего количества жизненных планов во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов на последующие пятилетия указывает на то, что существенных различий в выборках учащихся 9-11 классов не наблюдается. Сравнение дальних временных перспектив на отрезке более 15 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов позволяет утверждать, что эти различия реализуются в виде уменьшения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на отрезке более 15 лет с возрастом (p£0,01). Наименьшее количество жизненных планов на отрезке более 15 лет отмечается во временной перспективе учащихся 11 класса, а наибольшее – у девятиклассников (рис.3).
\s
Рис. 3. Количество жизненных планов в дальней временной перспективе
Анализ соотношения рассматриваемых временных интервалов во временной перспективе старшеклассников в зависимости от наполненности данных интервалов важными жизненными событиями, показал различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов в целом (рис 4, 5, 6).
У учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всего жизненного пути. При этом наибольшее количество жизненных планов отмечается в дальней временной перспективе, охватывающей отрезок более 15 лет (35,2 % от всех событий).
У учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни, при этом несколько больше жизненных планов приходится на второе пятилетие (33,4 % и 34,5 % соответственно).
\s
Рис. 4. Распределение жизненных планов у учащихся 9 класса
У одиннадцатиклассников отмечается явный приоритет первых пяти лет их будущей жизни перед другими временными интервалами. На данный временной отрезок приходиться 42,5 % всех жизненных планов, при этом более половины данных планов (22,3 %) относится к ближайшей временной перспективе в 1 год.
\s
Рис. 5. Распределение жизненных планов у учащихся 10 класса
\s
Рис. 6. Распределение жизненных планов у учащихся 11 класса
Можно говорить о приближении временной перспективы жизненных планов старшеклассников с возрастом, когда происходит расширение временной перспективы за счет фиксации жизненных планов в новых жизненных сферах. Другой отличительной особенностью временной перспективы учащихся 9, 10, 11 классов является ее приближение с возрастом. Если у учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всей жизни, и наибольшее количество планов отмечается в дальней временной перспективе (35,2 % от всех событий), то у учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни (33,4 % и 34,5 % соответственно), а у одиннадцатиклассников наибольшее количество жизненных планов приходится на первые пять лет (42 %), причем более половины (22,3 %) этих планов относится к ближайшей временной перспективе в один год.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.
- Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 114-129.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии» // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). М., 1982. С. 99-108.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути правонарушителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Минск, 2002. 20 с.
- Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991. С. 5-14.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-65.
- Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985. № 1. С. 103-108.
- Некрасова Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал, 1998. Томск. Вып. 8-9. С. 22-25.
- Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности. Киев, 1987. С. 217-225.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
- Яничев П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1999. С. 50-60.
Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ им.М.Танка (Минск, Белоруссия), Минск, Беларусь, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 27671
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 49
Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности
Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особенностей временной перспективы и смысложизненных ориентаций личности, находящейся в условиях пространственно-временной депривации.
Ключевые слова: личность, самосознание, временная перспектива, смысложизненные ориентации.
Под самосознанием современная материалистическая психология понимает процесс осознания личностью самой себя, всего многообразия своих индивидуальных особенностей, своих роли и места в общественной организации и сущности в целом [1, с. 124]. Самосознание — это и позиция личности, отражающая ее отношение к осознанным сторонам своего внутреннего мира. В процессе становления самосознания формируется «Я» личности, рассматриваемое как целостное, интегративное образование, свидетельствующее о единстве внутреннего и внешнего ее бытия. Благодаря самосознанию личность способна воспринимать себя не только как объект, но и видеть себя со стороны — рефлексируя все знания, полученные от окружающих людей.
Согласно В. С. Мухиной, структура самосознания личности — это совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и самотождественность. В её трактовке, «структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность» [2, с. 56]. Самосознание можно представить в единстве, выражающемся в пяти звеньях: имя, притязания на признание, половая идентификация, психологическое время и социальное пространство личности. Психологическое время личности — четвертое звено самосознания, рассматривающее человека относительно индивидуального прошлого, настоящего и будущего времени. Психологическое время личности психолог определяет как индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленным в самосознании личным прошлым, настоящим и будущим.
В науке существует значительное количество научных работ, предметом изучения которых является временная перспектива личности. Они выполнены в рамках философии, социологии, истории, физиологии, педагогики (А. Бергсон, Э. Гуссерль, В. Дильтей, A. C. Макаренко, М. К. Мамардашвили, A. A. Ухтомский, П. Фресс, М. Хайдеггер). Проблематика, связанная с феноменом времени, пришла в психологию из философии. В работах И. Канта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. проблема времени рассматривалась в связи с пониманием человека как существа, обладающего своим специфическим способом бытия [3, с. 5].
Проблема временной перспективы относится к числу маргинальных проблем, поэтому она изучается в различных отраслях психологической науки: в социальной (А. К. Болотова, К. Левин, К. Муздыбаев), клинической (H. H. Брагина, B. C. Хомик, К. Ясперс), возрастной (Л. И. Божович, H. H. Толстых), педагогической (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина) и других. Представления о преобладании одного из времен или временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В. Н. Дружинин), в связи с личностными особенностями человека (Ф. Зимбардо, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, A. B. Серый), его биографическими кризисами и жизненными программами (К. А. Абульханова-Славская, P. A. Ахмерова). [4, с. 6]. Временная перспектива на сегодняшний день рассматривается в связи с проблемами психологической безопасности личности (Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец, А. С. Ковдра) [5, 6]. На текущий момент временная перспектива изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, рассматривается как компонент личностной регуляции жизненного пути, как источник самоопределения и нахождения смысла жизни.
Исследования показали, что временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на его поведение и жизнь (Г. Д. Элькин, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд), определяя мироощущение, принятие прошлого, понимание настоящего, состояние планов на будущее. Понятие «временной перспективы» стало применяться после публикации Л. Франка при описании «жизненного пространства» человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. Он определял временную перспективу как широкую совокупность представлений индивида о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующим в данный момент, как динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее составляют два основных аспекта поведения. Будущее определяется настоящим, настоящее контролируется прошлым, прошлое, таким образом, создает ситуацию, когда будущее связывает ценности прошлого и настоящего [7, с. 89]. В дальнейшем этот термин своего ученика стал использовать К. Левин, определивший его как «существующая в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого». Человек имеет видение не только своего настоящего, но и определенные ожидания, надежды, опасения, желания, отнесенные в будущее. Временная перспектива включает в себя и психологическое прошлое человека. Временная перспектива — это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента [8, с. 73]. Идеи К. Левина оказали заметное влияние на последующее развитие исследований психологического времени личности.
На текущий момент временная перспектива составляет тему множества исследований: она соотносится с социальным классом, возрастом, интеллектом, мотивом достижения, психопатологией. В итоге, под общим названием «временная перспектива» сгруппировались многочисленные исследования, посвященные различным аспектам психологического времени и выполненные с помощью разнообразного измерительного инструментария, тогда как исследования, направленные на изучение временной перспективы в собственном смысле, были названы работами по временной ориентации.
Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать, выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый — отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй — временные, т. е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные, прежде всего, с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий — способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности. Четвертый — личностная организация времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.
Так, Ж. Нюттен выделяет три аспекта временной перспективы. Первый — это собственно временная перспектива, характеризующаяся протяженностью и насыщенностью. Второй — временная установка, т. е. более или менее позитивная настроенность по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Третий аспект — временная ориентация — преимущественная, доминирующая направленность поведения субъекта на объекты прошлого, настоящего или будущего. Переживание жизненных событий (прошлого, настоящего и будущего) осуществляется через систему личностных смыслов, на основе которых человек соотносит свои возможности и цели, распределяет события жизни по значимости на данный момент времени [9, с. 321].
В отечественной психологии среди работ по данной проблематике можно выделить работы, посвященные проблеме восприятия времени (В. П. Лисенкова, Д. Г. Элькин, Ю. М. Забродин, П. Фресс, Е. Н. Соколов), проблеме переживания времени (Р. Кнапп), проблеме жизненной перспективы личности (Е. И. Головаха). Так, О. Н. Арестова определяет временную перспективу как важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, эмоциональный фон и др. [10, с. 66]. Согласно В. И. Ковалеву, временная перспектива, наряду с временной ретроспективой, входит в состав индивидуальной временной трансспективы, представляющей собой специфический механизм, с помощью которого личность осуществляет организацию и регуляцию времени собственной жизни. В данном контексте временная перспектива означает сквозное видение из настоящего в будущее [11, с. 7]. К. А. Абульханова и Т. Н. Березина продолжили разработку рубинштейновской концепции личности как субъекта жизни и для анализа его способа организации жизни предложили совокупность трех понятий для обозначения трех пространственно-временных, ценностно-смысловых модальностей: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива». Подход К. А. Абульхановой и Т. Н. Березиной к изучению временных перспектив базируется на типологическом принципе. Согласно взглядам данных ученых не все типы личностей располагают развитой интеллектуальной способностью предвидения, прогнозирования будущего [12, с. 113].
Анализ существующих в науке подходов к содержанию понятия «временная перспектива» позволяет нам сделать вывод о том, что временная перспектива может быть определена как динамический взгляд индивида на его психологическое прошлое, настоящее и будущее, формирующийся в едином процессе развития личности и самосознания. Временная перспектива — это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие. Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Установлено, что временная перспектива как одно из проявлений для человека фактора времени на смысловом уровне представленная осмысленностью жизни, ее управляемостью и насыщенностью, а также ответственность перед жизнью, связана с переживанием личностью определенного уровня психологической безопасности [13].
Создавая образ будущего, личность оценивает свое настоящее и прошлое, в соответствии с тем, что планировалось. Если это сопоставление вызывает недовольство или разочарование, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых. От того, как человек относится к своим прошлому, настоящему и будущему, будет зависеть его самоотношение, а значит, и ценностные ориентации, жизненные установки, его цели и мировоззрение в целом. Соотнесение себя с миром в прошлом, настоящем и будущем — наиболее перспективная позиция для бытия и развития человека как личности. Именно в этой позиции он находит возможность осознать ценность человеческой жизни во всей перспективе истории, в настоящем и будущем.
Ниже приведены результаты проведенного нами экспериментального исследования самосознания личности, находящейся в условиях пространственно-временной депривации (на примере условно осужденных лиц), в аспекте диагностики временной перспективы и смысложизненных ориентаций.
С данной целью была использована методика СЖО Д. А. Леонтьева.Согласно полученным данным, осмысленность жизни у группы испытуемых находится на среднем уровне. Данный факт указывает на вариативное, неоднозначное отношение респондентов к различным промежуткам своей жизни — прошлому, настоящему и будущему. Результаты исследования по шкале «Цели в жизни» характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Можно сделать вывод о том, что испытуемые ставят перед собой новые цели, готовы к поворотным событиям, которые произойдут в будущем. Они строят новые планы на жизнь, и при этом ожидают новый, лучший этап своей жизни в будущем. Но в то же время, результат по этой шкале может характеризовать некоторых испытуемых как не только целеустремленных людей, но и как прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни у респондентов находятся на среднем уровне развития. Содержание данной шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Не все испытуемые воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Наблюдается некоторая неудовлетворенность настоящей жизнью, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
Баллы по шкале«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. У группы испытуемых результат находится на среднем уровне развития. Это свидетельствуют о неудовлетворенности прожитой частью своей жизни, т. е. прошлое не способно придавать смысл настоящему и будущему.
Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) испытуемых также имеет среднюю выраженность. Значит, участники исследования имеют представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Большинство испытуемых уверены в своей значимости как личности и как человека.
Результаты обследования по шкале «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни» указывает на то, что респонденты убеждены в праве человека полностью контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность. Большинство уверено, что они контролируют события собственной жизни и не зависят от чужого влияния.
В целом результаты исследования, полученные с помощью методики СЖО Д. А. Леонтьева, свидетельствуют о неудовлетворенности испытуемых своей настоящей и прошлой жизнью. Однако у них имеется надежда на более удачное будущее. Это обнаруживает их неспособность адекватно оценивать свою временную перспективу, ведь у каждого человека могли быть моменты, как черные, так и белые, но в настоящий момент испытуемые однобоко оценивают свою жизнь, лишенную, по их мнению, радостных и результативных моментов в прошлом и настоящем. Локусы контроля испытуемых находятся на достаточно высоком, по сравнению с другими показателями, уровне. Испытуемые уверены, что сами контролируют свою жизнь, свобода выбора не является для них чем-то иллюзорным, и поэтому есть возможность построения планов на будущее.
Временная перспектива условно осужденных построена таким образом, что они склонны оценивать события прошлого и настоящего как негативные, но наряду с этим, события будущего являются положительно ожидаемыми и потому большинство испытуемых имеет стимул для изменения своей судьбы и нацелены на светлое будущее. Их временная перспектива находится в несколько искаженном состоянии. Испытуемые не переосмыслили свой прошлый опыт, не смогли найти в нем положительные моменты, поэтому и настоящее рисуется им в неярких красках. Это еще раз свидетельствует о неспособности испытуемых жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни не во всей его полноте, а просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни». Респонденты не ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть не видят свою жизнь целостной, что означает ориентацию группы лишь на один из отрезков временной шкалы (будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути. Но перспектива удачной жизни в будущем выглядит достаточно обнадеживающей. Именно тогда перед испытуемыми, по их мнению, раскроются успехи их прошлой и настоящей жизни, они осознают причины всех своих проблем, возможно даже полностью произойдет переоценка ценностей и перемена смысложизненных ориентаций, что положительным образом отразится на их образе жизни, целеполагании и, конечно же, временной перспективе личности.
Литература:
1. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 2001.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 1999.
3. Кублицкене Л. Ю. Личностные особенности организации времени: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1989.
4. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1991.
5. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2012. — № 3. — С. 221–225.
6. Краснянская Т. М., Ковдра А. С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива: Монография. — Пятигорск: ПГЛУ, 2012. — 168с.
7. Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М. : Прогресс, 1978. Вып. 6. — С. 88–135.
8. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. — М.: Изд-во московского университета, 1981.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2008.
10. Арестова О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Психология. — 1999. — № 3. — С. 64–75.
11. Ковалев В. И. Личностное время как предмет психологического исследования// Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной науч.-теоретич. конференции (22–25 апреля 1991 г.). — Черновцы, 1991. — Т. 1. — C. 4–8.
12. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб., 2009.
13. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Sciences and Psychology. — 2013. — N1 (23). — PP.59–64 (http://gesj.internet-academy.org.ge/download. php?id=2109.pdf)
Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, будущее, настоящее, прошлое, жизнь, временная ориентация, жизненный путь, испытуемый, личность, психологическое время личности.
Важность нашей временной перспективы
Источник: Фил Зимбардо
Поскольку я готовлюсь представить нашу новаторскую работу на 3-й Международной конференции по временной перспективе в Копенгагене с 15 по 19 августа, самое время познакомить читателей с основами наше исследование: как наша личная временная перспектива влияет на каждый аспект нашей жизни.
Мы все несем ответственность за свои действия и за свои реакции. Некоторые из наших действий отвечают нашим интересам: «Я пойду гулять, даже если мне этого не хочется, потому что погода приятная и мне не помешает прогулка», тогда как другие действия не самые лучшие для нас… Мне нужно поторопиться домой, поэтому я проеду мимо этого желтого светофора». Но не менее важны наши бездействия, действия, которые мы предпочли не предпринимать. Мы хлопаем себя по плечу за тех, в отношении которых были правы: «Рад, что не проехал на красный свет, потому что позади меня едет регулировщик», и корим себя за тех, за кого не ошиблись: «Надо было прогуляться еще вчера». потому что этот штормовой фронт должен длиться несколько недель».
Чего мы не осознаем, так это того, что наше психологическое чувство времени, наша временная перспектива играют ключевую роль практически в каждом принимаемом нами решении. Наши временные перспективы исходят из нашего повседневного опыта, и этот опыт определяет наши действия, а также то, каким будет результат, который мы заранее предопределили.
Вопрос, который вы должны начать задавать себе, заключается в том, как ваше личное ощущение психологического времени влияет на все ваши решения, как маленькие, так и важные, без вашего ведома? Это главный парадокс. На некоторые из наших решений влияет непосредственная ситуация, в которой мы находимся, что мы чувствуем, что другие делают и говорят нам делать, как выглядит и пахнет желаемое: это жизнь в современной гедонистической стране. Другие решения игнорируют все насущные дела и сосредотачиваются на прошлом, на воспоминаниях о подобных ситуациях, будь то позитивные или негативные. Третьи все о будущих последствиях текущих действий, о том, что мы приобретаем и что мы можем потерять или чем рискуем. Это большие трехвременные перспективы, которые мысленно молча направляют наши действия по совершенно разным путям, иногда для хорошего развлечения, иногда для предотвращения катастрофы, а иногда и для определения успешного направления.
Терапия временной перспективы (ТВП) помогает нам определить, как мы видим прошлое, настоящее и будущее, и какие из наших временных перспектив могут удерживать нас от жизни, которую мы хотим и заслуживаем.
Шесть основных временных точек зрения
- Прошлые позитивные люди, ориентированные на , сосредотачиваются на «старых добрых временах». у них могут быть друзья, которых они знают с детства.
- Негативное прошлое Люди, ориентированные на прошлое, сосредотачиваются на том, что пошло не так в прошлом. Они живут в мире сожалений и того, что могло бы быть. У них пессимистический взгляд на свою жизнь и мир; многие негативные люди в прошлом предпочитают думать о себе как о «реалистах» — они верят, что то, как они видят мир, является «истинной» реальностью.
- Настоящее гедонистические ориентированные люди живут настоящим моментом. Их жизненные цели — поиск удовольствий, ощущений, новых и уникальных впечатлений; нынешние гедонисты часто делают это, чтобы избежать боли, и могут иметь склонность к зависимости.
- Нынешние фаталистические -ориентированные люди чувствуют, что их судьба предопределена. Их судьба — и будущее — предопределены; они считают, что практически не контролируют то, что с ними происходит, и что их действия ничего не меняют в мире. Для одних эта временная перспектива обусловлена их религиозной ориентацией, для других — реалистичной оценкой своей бедности или крайнего лишения жизни.
- Будущее Ориентированные на будущее люди всегда думают наперед. Они планируют будущее и доверяют своим решениям; в крайних случаях они могут стать трудоголиками, у которых остается мало времени, чтобы насладиться или оценить то, ради чего они так усердно работали. Но они, скорее всего, преуспеют и не попадут в беду.
- Трансцендентально-будущее ориентированные люди верят, что жизнь после смерти важнее той жизни, которой они живут. Они могут вкладывать значительные средства в загробную жизнь в течение своей нынешней жизни (например, египтяне и построенные ими пирамиды).
Сбалансированная временная перспектива ведет к большей стабильности
Наша цель в терапии временной перспективы двояка: помочь людям научиться определять токсичность в своей жизни и избавляться от нее, а также научиться сбалансировать прошлую, настоящую и будущую временные перспективы для того, чтобы жить более счастливой, более значимой жизнью.
Дополнительным бонусом к достижению сбалансированной временной перспективы является стабильность. Вы можете спросить: «Как это работает?» Ну, человек «неуравновешенный» или «нестабильный», когда его или ее основное внимание сосредоточено на негативной временной перспективе. Примеры были бы прошлым негативом — постоянно думать о плохих вещах, которые произошли; нынешний фатализм — неспособность избавиться от мысли, что жизнь — отстой, и мы все облажались; крайний гедонизм настоящего — постоянный поиск удовольствий или постоянного выброса адреналина за счет будущего; или чрезмерно ориентированы на будущее до такой степени, что упускают из виду то хорошее, что происходит сейчас.
Давайте проясним термины «неуравновешенный» и «нестабильный» в том смысле, в каком мы их подразумеваем — не неуравновешенный или нестабильный в том смысле, что они могли бы сыграть главную роль в фильме « «Пролетая над гнездом кукушки»; это было бы экстремально. Скорее, мы имеем в виду нестабильные в том смысле, что они могут не вести нас к оптимизации наших жизненных ситуаций и отношений.
Подавляющее большинство людей, которых вы видите каждый день — вечно спешащий контролер, слишком занятый, чтобы вас распознать, недовольный клиент в очереди на кассу, бездомный, сидящий на тротуаре и просящий у вас сдачу, водитель автомобиля сигналит и едет на вашем бампере по автостраде, вторая половинка, которая не может дождаться, чтобы засадить вас в мешок, подросток, который все это знает, может иметь неуравновешенную временную перспективу и не знать об этом. Почему? Потому что мы воспринимаем время как должное и не осознаем, насколько оно ценно и важно, пока оно не закончится.
Когда мы практикуем простые техники, описанные в терапии временной перспективы, находим время, чтобы сосредоточиться на том, как мы видим свое прошлое, настоящее и будущее, и вносим коррективы, если и где они необходимы, мы обретаем стабильность в самой сердцевине нашего сознания. существование. Мы лучше справляемся с ситуациями, понимая себя и других. Мы становимся более сострадательными. Мы учимся самоуспокаивающим навыкам преодоления трудностей, замедляя дыхание, когда начинаем чувствовать тревогу, и знаем, что можем построить светлое будущее. Мы учимся более полно наслаждаться жизнью и, таким образом, обретаем более стабильное мышление, а также более здравый взгляд на жизнь, а затем на самом деле решаем, как сделать каждый день как можно лучше для нас.
Ниже приведены некоторые примеры того, как можно сбалансировать временные перспективы. Кстати, наши собаки и кошки, вероятно, являются крайними гедонистами настоящего и не захотят меняться и следовать нашим своевременным советам.
- Негативное прошлое —Люди с негативными временными перспективами в прошлом, вероятно, пострадали от одного или нескольких травмирующих событий. Событием может быть что угодно, от автомобильной аварии, боя, стихийного бедствия, ограбления, психического, эмоционального или физического насилия до неожиданной потери любимого человека. Поскольку травма глубоко укоренилась в психике человека, уравновешивание прошлой негативной временной перспективы требует усиления прошлых положительных моментов, чтобы они заменяли прошлый негатив (ы) и создавали более яркую будущую временную перспективу.
- Фаталист в настоящем — Точно так же фаталист в настоящем, который думает, что не может контролировать свою судьбу и поэтому находится в депрессии, также может быть относительно сильно негативен в отношении прошлого, потому что более чем вероятно, что в прошлом произошло что-то, что заставило их чувствовать себя фаталистом в будущем. подарок. Можно достичь баланса и поднять настроение, разрешив себе практиковать выбранный гедонизм в настоящем и позволив себе делать то, что ему нравится.
- · Экстремальное будущее — Точно так же люди, которые настолько заняты планированием и работой над достижением будущих целей, что думают, что у них нет времени, чтобы наслаждаться здесь и сейчас, могут сбалансировать свою временную перспективу, научившись находить время для развлечения, семьи, друзей, хобби и других дел. романтический секс.
Источник: Rose Sword
Положительные эффекты
Когда наши временные перспективы сбалансированы, мы можем чудесным образом использовать наше воображение. Мы можем примириться с прошлым. Мы можем воссоединиться и наслаждаться нашим временем в настоящем с семьей и друзьями. И мы можем представить себе более яркое, более позитивное будущее, которое простирается за пределы нашей жизни и оставляет наследие для тех, кто последует за нами. Благодаря нашей работе с временной перспективой Рик Сворд, Роуз Сворд и я смогли помочь многочисленным ветеранам войны, страдающим от хронического и тяжелого посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также поработать с сотнями клиентов из разных слоев общества, которые пришли к нам, страдая от стресс, депрессия, беспокойство и множество жизненных приспособлений, мы узнали, что TPT не только эффективна сразу, но и имеет долгосрочные преимущества.
Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.
Какова ваша временная перспектива?
Все мы путешественники во времени: мы черпаем воспоминания из прошлого, живем в настоящем и с нетерпением ждем будущих наград. Но то, насколько легко мы путешествуем туда и обратно, имеет решающее значение для того, насколько хорошо мы справляемся с жизнью и насколько мы счастливы, пока живем ею.
Наша временная перспектива — застреваем ли мы в прошлом, живем ли только настоящим моментом или порабощены своими амбициями на будущее — может предсказать все, от успехов в учебе и карьере до общего состояния здоровья и счастья.
Почетный профессор психологии Стэнфордского университета Филип Зимбардо ввел идею временной перспективы. После более чем десятилетнего исследования он пришел к выводу, что наше отношение ко времени столь же определяющее, как и ключевые черты личности, такие как оптимизм или общительность. Он считает, что временная перспектива влияет на многие наши суждения, решения и действия. Зимбардо рекомендовал, чтобы более ориентированная на будущее временная перспектива могла помочь студентам учиться и поступать в высшие учебные заведения.
Большинство исследователей считают, что наша временная перспектива в значительной степени усваивается в детстве. Культура также влияет на нашу временную перспективу. Индивидуалистические, «сфокусированные на себе» общества, как правило, ориентированы на будущее, в то время как более «сфокусированные на нас» общества, которые поощряют социальную активность, больше инвестируют в прошлое. Достаток также оказывает влияние: более бедные сообщества, как правило, больше живут настоящим. Но мы все можем изменить свою временную перспективу, говорит Зимбардо.
В идеале мы можем научиться легко переключать внимание между прошлым, настоящим и будущим и сознательно адаптировать свое мышление к любой ситуации. Умение переключать временные перспективы позволяет нам полностью принимать участие во всем, что мы делаем, будь то расслабленный вечер с бокалом вина или воспоминания о давно минувших событиях со старым другом.
Хотя этот навык жизненно важен, поскольку временная перспектива в значительной степени является бессознательным и привычным способом смотреть на вещи, требуются согласованные усилия, чтобы улучшить его использование.
Какой у тебя тип?
Зимбардо определил пять ключевых подходов к временной перспективе. Это:
- «Прошлый отрицательный» тип . Вы сосредотачиваетесь на негативном личном опыте, который все еще может расстроить вас. Это может вызвать чувство горечи и сожаления.
- «Прошлый положительный» тип . Вы ностальгируете по прошлому и остаетесь в очень тесном контакте со своей семьей. У вас, как правило, счастливые отношения, но недостатком является осторожный подход «лучше перестраховаться, чем сожалеть», который может сдерживать вас.
- «Настоящий гедонистический» тип . В вас преобладают импульсы поиска удовольствий, и вы неохотно откладываете хорошее самочувствие ради большей выгоды в будущем. Вы популярны, но ведете менее здоровый образ жизни и больше рискуете.
- «Настоящий фаталистический» тип . Вы не наслаждаетесь настоящим, но чувствуете себя в ловушке, не в силах изменить неизбежность будущего. Это чувство бессилия может привести к беспокойству, депрессии и склонности к риску.
- Тип, ориентированный на будущее . Вы очень амбициозны, сосредоточены на целях и умеете составлять списки дел. Вы склонны испытывать ноющее чувство срочности, которое может создать стресс для вас и окружающих. Ваши инвестиции в будущее могут стоить близких отношений и времени на отдых.
Все пять типов вступают в игру в нашей жизни в какой-то момент, но, вероятно, будут одно или два направления, на которых вы больше сосредоточены. Определите их, и вы сможете приступить к разработке более гибкого и здорового подхода.
Эффективное использование временной перспективы
Цель состоит в том, чтобы найти перспективу, которая реализует наши основные психологические потребности и глубоко укоренившиеся ценности. Баланс и позитивный настрой приходят благодаря позитивному использованию прошлого, поиску здоровых способов наслаждаться настоящим и регулярному планированию улучшений.
Возьмем, к примеру, ваши сожаления и подумайте, как они могут работать на вас. Может, ты все-таки вернешься в колледж? Используйте болезненные эмоции, чтобы подпитывать свою мотивацию. Погрузитесь в полезные занятия, требующие полного внимания, а не в пассивные занятия, такие как просмотр телевизора. Это приводит к большей удовлетворенности и, скорее всего, создаст длительные счастливые воспоминания.
Поверьте, что вы можете улучшить будущее своими конструктивными действиями, и вы обретете чувство силы и контроля, а также сведете к минимуму мучительные сомнения и неуверенность в том, что ждет вас впереди. Веря, что у нас будет позитивное будущее, мы на самом деле увеличиваем вероятность его достижения.
Справочные материалы и другие ресурсы
Зимбардо П. и Бойд Дж. Взгляд на время в перспективе: достоверный и надежный показатель индивидуальных различий.