Вундт психология: Вундт Вильгельм

В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания

Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии среди других психологических дисциплин не нашлось. А в Германии обе ориентации пересеклись в творчестве одного исследователя – В. Вундта (1832-1920), создателя не только построенной по образцу физиологии экспериментальной психологии сознания, но и психологии пародов как одной из первых форм социально-психологического знания.

Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., затем переработал ее в книгу, которая в переводе на русский язык была издана в 1912 г. под названием «Проблемы психологии народов». Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Предшественниками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь. Вначале его разногласия с последними были едва уловимы, но затем он серьезно отклонился от предложенного ими пути.

Во-первых, как мы помним, для Лацаруса и Штейнталя изучение народного духа сводится к изучению тех же психологических явлений, что и изучение составляющих народ индивидов. Вундт согласен с ними, что душа народа вовсе не является бестелесной, независимо от индивидов пребывающей сущностью. Более того – она ничто вне последних. Но он последовательно проводит основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не сводятся к ним.

А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа им рассматриваются общие представления, чувства и стремления многих индивидов . Из этого можно сделать только один вывод: психология народов для немецкого ученого – самостоятельная наука. Он подчеркивает, что она не только пользуется услугами индивидуальной психологии, но и сама оказывает помощь последней, предоставляя материал о духовной жизни индивидов и таким образом влияя на объяснение индивидуальных состояний сознания.

Во-вторых, Вундт стремится сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнталем. Хотя, по его утверждению, в реальных исследованиях невозможно полностью разграничить описание и объяснение, наука о душе народа призвана объяснять общие законы ее развития. А описывать психические свойства отдельных народов должна этнология, являющаяся для психологии народов вспомогательной дисциплиной. Кстати сказать, Штейнталь в своих поздних трудах согласился с точкой зрения Вундта по этому вопросу и отдал описательную психологическую этнологию на откуп этнографам.

B-третьих, по мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к  ним. Так, искусство, науки и религия долгое время в истории человечества были связаны с мифологическим мышлением. Поэтому как предмет изучения они должны быть исключены из психологии народов. Правда, в своем многотомном труде Вундт не всегда последователен, например, довольно часто он рассматривает религию и искусство как часть психологии народов.

Но в ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую структуру продуктов творческого духа народов:

  • язык содержит общую форму живущих в душе народа пред ставлений и законы их связи;
  • мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все первобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями;
  • обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.

«Язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого… Обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают».

Ознакомившись с идеями Вундта, легко догадаться, что основным методом психологии народов он рассматривает анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, т. е. языка, мифов и обычаев, которые, по его мнению, представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам этот дух.

Вундт отмечает, что продукты духовной культуры изучаются и другими, в частности историческими, науками. Более того, психологические и исторические исследования идут рука об руку. Но психология народов – как наука объяснительная – анализирует их со стороны выражающихся в них общих законов духовного развития. Она стремится к тому, чтобы психологически объяснить законы, объективно проступающие в языке, мифах и обычаях. Если психолог изучает культ духов деревьев, существующий у германских и славянских народов, ему необходимо ответить на вопрос, какие психологические причины лежат в основе этого культа и связанных с ним представлений, и как психологически обоснованы изменения представлений с развитием культуры.

📖 Метод интроспекции, Вильгельм Вундт (1832–1920), Глава 4 Новая психология. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 45. Читать онлайн


. ..

Метод интроспекции

Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции — проверки состояния собственного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция. Понятие интроспекция — вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов. Правда, некоторые ученые — критики Вундта — считали, что длительные эксперименты самонаблюдения вызывают у его участников серьезные душевные заболевания (Titchener. 1921).

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой — либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения — приблизительно так, как это делал Фехнер в своей научной работе. Сравнивая вес двух грузов, испытуемый тем самым анализирует собственные ощущения, регистрируя переживания своего сознания. Если же вы говорите: «Я голоден», значит, вы уже внутренне проанализировали состояние своего организма.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились Вундтом в лейпцигской лаборатории со строжайшим соблюдением установленных им же правил. Вот эти правила:

1) наблюдатели должны уметь правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно было провести несколько раз:

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Психология bookap

Последнее условие выражает суть экспериментального метода: вариабельность факторов раздражения и наблюдение за возникающими изменениями в ощущениях испытуемого.

Вундт редко проводил сеансы так называемой качественной интроспекции, в которых испытуемые просто описывали свой внутренний опыт. Интроспективный анализ он обычно связывал с непосредственными представлениями испытуемых о величине, интенсивности и диапазоне различных физических раздражителей. Лишь небольшое количество исследований включало наблюдения субъективного или качественного характера — к примеру, описания степени комфортности восприятия разных раздражителей, интенсивности образов и т. п. В большей части исследований Вундта проводились объективные измерения с использованием сложного лабораторного оборудования; нередко оценивалось время реакции. Таким образом, Вундт делал выводы об элементах и процессах сознания, исходя только из объективных оценок.

Вильгельм Вундт (1832 — 1920). Введение, цитаты, прием, комментарии, попытки реконструкции

  1. Дом
  2. Обзор
  3. Вильгельм Вундт (1832 — 1920). Введение…
Книга

Автор(ы) / Создатель(и)

Фаренберг, Йохен

Резюме/Описание

Концепция психологии Вундта сформировалась в течение многих десятилетий исследований и преподавания, которые привели его от нейрофизиологии к психологии и философии. Таким образом, он установил уникальный, междисциплинарный и всеобъемлющий теоретический горизонт, которого не достиг ни один психолог после него: сенсорная психология, нейропсихология, психофизиология, зоопсихология, общая психология, культурная психология, этика, эпистемология, методология и философия. Разработка теории развития разума, которая, например, ищет доступ к генезису мышления через развитие языка, может считаться центральной руководящей идеей всей работы Вундта. Общая психология и культурная психология («Völkerpsychologie») имеют общую основу в теории апперцепции Вундта. В обобщенном смысле апперцепция представляет собой интегративный процесс, в котором сенсорные впечатления, чувства и волевая деятельность не просто перерабатываются, а интегрируются и творчески синтезируются. На этот процесс динамически влияет активное устремление личности, т. е. прежде всего мотивы, а не системы когнитивного контроля. Вундт также разработал первую подлинную теорию науки и методологию в отношении эмпирической психологии.

Его концепция включает в себя многометодный подход, т.е. способность к экспериментированию, а также качественное сравнение и интерпретацию (герменевтика). – Когда односторонние взгляды становятся временно привлекательными в русле психологии – будь то когнитивизм или нейрофизиологический редукционизм, компьютерное моделирование, психоанализ, феноменологическая ориентация, нарративный поворот или социально-критическая новая психология – стоит вспомнить о теоретическом горизонте основоположника психологии как дисциплины. Вундт призвал психологов разработать скоординированную стратегию, ссылаясь на отдельные категории и принципы, действительные для ментальных наук и для естественных наук, чтобы оценить человека как психофизическую единицу. Здесь он утверждал на этапе становления психологии с высокой степенью метанаучной рефлексии, которая все еще может дать импульс для текущих исследований. Концепция Вундта остается привлекательной благодаря своей интегративной основе и комплексности его концепции, тем более, что продолжаются споры о целях и методах психологии, о смещении течений внутри господствующих теоретических установок, а также фактические расколы на подразделения и узкоспециализированные профессиональные объединения.
Такие разработки требуют непрерывного обсуждения противоречий в теоретической психологии. Это включает в себя критическое философское осмысление собственных предположений, а также способность и готовность систематически менять точки зрения, особенно в психологии, академических исследованиях, исследованиях и профессиональной практике.

Ключевое слово(я)

Вильгельм Вундт, Сенсорная физиология, Нейропсихология, Психология животных, Общая психология, Культурная психология, Этика, Эпистемология и методология, Философия (метафизика), Теория науки, История психологии
  • Автор(ы) / Создатель(и)

    Фаренберг, Йохен

  • Метка времени получения PsychArchives

    2022-11-21T14:25:52Z

  • Стало доступно

    2019-10-07T09:24:57Z

  • Доступен по номеру

    2022-11-21T14:25:52Z

  • Дата первой публикации

    2019-11

  • Abstract / Description

    Концепция психологии Вундта возникла в ходе многих десятилетий исследований и преподавания, которые привели его от нейрофизиологии к психологии и философии. Таким образом, он установил уникальный, междисциплинарный и всеобъемлющий теоретический горизонт, которого не достиг ни один психолог после него: сенсорная психология, нейропсихология, психофизиология, зоопсихология, общая психология, культурная психология, этика, эпистемология, методология и философия. Разработка теории развития разума, которая, например, ищет доступ к генезису мышления через развитие языка, может считаться центральной руководящей идеей всей работы Вундта. Общая психология и культурная психология («Völkerpsychologie») имеют общую основу в теории апперцепции Вундта. В обобщенном смысле апперцепция представляет собой интегративный процесс, в котором сенсорные впечатления, чувства и волевая деятельность не просто перерабатываются, а интегрируются и творчески синтезируются. На этот процесс динамически влияет активное устремление личности, т. е. прежде всего мотивы, а не системы когнитивного контроля. Вундт также разработал первую подлинную теорию науки и методологию в отношении эмпирической психологии. Его концепция включает в себя многометодный подход, т.е. способность к экспериментированию, а также качественное сравнение и интерпретацию (герменевтика). – Когда односторонние взгляды становятся временно привлекательными в русле психологии – будь то когнитивизм или нейрофизиологический редукционизм, компьютерное моделирование, психоанализ, феноменологическая ориентация, нарративный поворот или социально-критическая новая психология – стоит вспомнить о теоретическом горизонте основоположника психологии как дисциплины. Вундт призвал психологов разработать скоординированную стратегию, ссылаясь на отдельные категории и принципы, действительные для ментальных наук и для естественных наук, чтобы оценить человека как психофизическую единицу. Здесь он утверждал на этапе становления психологии с высокой степенью метанаучной рефлексии, которая все еще может дать импульс для текущих исследований. Концепция Вундта остается привлекательной благодаря своей интегративной основе и комплексности его концепции, тем более, что продолжаются споры о целях и методах психологии, о смещении течений внутри господствующих теоретических установок, а также фактические расколы на подразделения и узкоспециализированные профессиональные объединения. Такие разработки требуют непрерывного обсуждения противоречий в теоретической психологии. Это включает в себя критическое философское осмысление собственных предположений, а также способность и готовность систематически менять точки зрения, особенно в психологии, академических исследованиях, исследованиях и профессиональной практике.

    de_DE

  • Статус публикации

    неизвестно

  • Статус проверки

    неизвестно

  • Постоянный идентификатор

    https://hdl. handle.net/20.500.11780/3783

  • Постоянный идентификатор

    https://doi.org/10.23668/psycharchives.10325

  • Язык содержания

    eng_US

    de_DE

  • Ключевые слова

    Вильгельм Вундт, Сенсорная физиология, Нейропсихология, Психология животных, Общая психология, Культурная психология, Этика, Эпистемология и методология, Философия (метафизика), Теория науки, История психологии

    de_DE

  • Десятичный классификационный номер Дьюи

    150

  • Название

    Вильгельм Вундт (1832 — 1920). Введение, цитаты, прием, комментарии, попытки реконструкции

    de_DE

  • УЦИ тип

    книга

  • Видимые теги

    PsyDok

Человеческий интеллект: Вильгельм Вундт

 

  Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Индекс периода времени
./siteImages/checkerboard7.gif»>

Интерактивный Карта       

Алфавитный Индекс       

Время Индекс периода       

Горячий Темы       


Карта — PDF       


Как цитировать этот сайт

Сделать вклад

Ссылки

участников

комментариев


Вильгельм Вундт

(1832-1920)


Немецкий философ и психолог

Влияния

  • Студент:
  • Под влиянием:
  • Ученики: Дж. М. Кеттелл, Титченер, Копьеносец
  • Под влиянием:
  • Период времени: Великие школы

Образование

  • Тюбингенский университет (1851)
  • Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1856 г. )

Карьера

  • Приват-доцент физиологического (1857-1864)
  • Профессор индуктивной философии Цюрихского университета (1874 г.)
  • Профессор индуктивной философии Лейпцигского университета (1875-1917)
  • Создал первую в мире экспериментальную лабораторию по психологии, Институт экспериментальной психологии (1879 г.)

Основные вклады

  • Часто упоминается как «Отец экспериментальной психологии» и «Основатель современной психологии»

Идеи и интересы

Вундт основал первую в мире лабораторию, посвященную экспериментальным психология. Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался в психологии, сначала для немецких философов и студентов-психологов, затем для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.

Революционный подход Вундта к психологическим экспериментам психологическое исследование из области философии и естественных наук и начал использовать физиологические экспериментальные методы в лаборатории. Для Вундта сущностью всех тотальных приспособлений организма была психофизическая процесс, органическая реакция, опосредованная как физиологическими, так и психологический. Он был пионером концепции констатации ментальных событий в отношении к объективно познаваемым и измеримым стимулам и реакциям. Вундт воспринимал психология как часть сложной философии, где разум рассматривается как деятельность, а не вещество. Основная психическая деятельность обозначалась Вундта как «апперцепции».

Физиологическая психология занималась процессом возбуждения от раздражения органов чувств, через чувствительные нейроны к нижним и высшие мозговые центры, а от этих центров к мышцам. Параллельно с этим процессом шли события душевной жизни, познаваемые посредством интроспекции. Самоанализ стал для Вундта основным инструментом экспериментальной психологии. В издании Вундта 1893 г. « физиологической психологии» , он опубликовал «трехмерная теория чувств»: чувства классифицировались как приятные или неприятным, напряженным или расслабленным, возбужденным или подавленным. Данное чувство может быть одновременно комбинацией одной из каждой из категорий.

Метод интроспекции Вундта не остался основным инструментом психологические эксперименты начала 1920-х гг. Его величайший вклад должен был показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой. Его влияние на развитие психологии как науки было огромно. Несмотря на плохое зрения, Вундт, по оценкам, опубликовал 53 000 страниц, достаточно для хранения полной библиотеки.

Как отмечалось выше, главной заботой многих ранних психологов, таких как Вундт и Фехнер, был с измерением сил сенсорных дискриминация, вытекающая из теории и методологии психофизики, наука о количественных отношениях между физическими величинами и ощущения. Этот интерес к измерениям привел Вундта к разработке того, что будет основой для шкалы интеллекта Бине. Бине разработал шкала, в которой конкретные задачи напрямую соотносились с разными уровнями способностей или умственного возраста. Однако Бине не предполагал, что каждый задача будет точно и достоверно соответствовать определенному ментальному уровню. По мере развития шкалы Бине счел необходимым использовать ряд задач на каждом уровне для определения умственного возраста. На данный момент задача определения умственный возраст человека напоминал один из психофизических методов разработан Вундтом для определения уровня чувствительности человека к слабые стимулы или небольшие физические различия в стимулах.

Публикации

  • Vorlesungen uber die Menschen und Tier-Seele (1863 г., английский перевод, Лекции по психологии человека и животных, 1896 г.)
  • Grundzuge der physiologeschen Psychologie (1874 г., английский перевод, Принципы физиологической психологии, 1904).
  • Philosophische Studien, первый журнал по психологии (1871 г.)
  • Volkerpsychologie (социальная психология), (10 томов, 1911-1920)

Каталожные номера: 3, 10, 37

Изображение предоставлено Национальной медицинской библиотекой


Главная | Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Время Индекс периода
Горячие темы | Карта — PDF | ссылки | Авторы | Комментарии

За дополнительной информацией обращайтесь по телефону
Вопросы по содержанию: д-р Джонатан Plucker (jplucker AT jhu.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *